Если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе
Обычно происхождение этого выражения связывают с одним из рассказов о Ходже Насреддине - герое восточного фольклора, известном выдумщике и острослове.
Так, в одном из арабских сборников (примерно 1631) говорится о том, как Ходжа Насреддин Джоха-эль-Руми (полное имя Насреддина на арабском языке) однажды решил выдать себя за святого. Когда его спросили, как он это докажет, он ответил, что может приказать пальмовому дереву подойти к нему, и оно повинуется. Когда же чуда не произошло, то Ходжа сам подошел к дереву со словами: "Истинные пророки и святые лишены высокомерия. Если пальма не идет ко мне, то я иду к ней".
Иногда встречается другая версия этой же фразы: "Если пальма не идет к Джохе, так Джоха пойдет к пальме".
В современном варианте это выражение вошло в европейские языки благодаря известному английскому ученому и философу Фрэнсису Бэкону (1561 - 1626), который в своей книге "Нравственные и политические очерки" (1597) привел собственный вариант рассказа о Ходже, заменив последнего на самого пророка Магомета. В очерке "О смелости", содержащемся в этой книге, Магомет обещает народу сдвинуть гору, но, когда это не удается, говорит: "Что ж, так как гора не хочет идти к Магомету, то Магомет пойдет к ней".
Иносказательно: о желании сделать первый шаг к решению проблемы, возникшей в отношениях с партнером, оппонентом и пр. (самоирон.).
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: "Локид-Пресс". Вадим Серов. 2003.
Другой рассказ находится в записках известного путешественника Марко Поло (1254-1324), первое издание которых на латинском языке вышло без обозначения места и года; предположительно: Венеция или Рим, 1484. Марко Поло рассказывает, что некий багдадский сапожник взялся доказать халифу Аль-Муетасиму преимущества христианской веры и якобы сотворил чудо: гора по его зову двинулась в его сторону. Один из исследователей полагает, что европейский вариант этой восточной легенды заменил пальмовое дерево горой в силу христианской традиции, утверждающей, что вера горами двигает (Первое послание апостола Павла к коринфянам,13,2). Наконец, уже в 1597 г. английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) в своих "Нравственных и политических очерках", в очерке "О смелости" рассказывает, что Магомет обещал народу силою сдвинуть гору и, когда ему это не удалось, сказал: "Что ж! так как гора не хочет идти к Магомету, Магомет пойдет к ней".
Мухаммед - (????) согласно исламскому учению Мухаммеду Бог ниспослал своё священное писание - Коран
Толкование имени: Прославляемый Имя на других языках: араб. ?????? англ. Muhammad нем. Mohammed фр. Mahomet Имя при рождении: Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абдул-Мутталиб Имя на других языках араб. ?????? англ. Muhammad нем. Mohammed фр. Mahomet Рождение 22 апреля 571 (20), Мекка, Саудовская Аравия Отец Абдуллах Мать: Амина бинт Вахб Хадиджа бинт Хувайлид Сауда бинт Зама Аиша бинт Абу Бакр Хафса бинт УмарЗайнаб бинт Хумайза Умм Салама
Супруги:
Зайнаб бинт Джахш
Джувайрия бинт Харис
Райхана бинт Зейд
Сафия бинт Хуяй
Рамля бинт Абу Суфьян
Мария аль-Кибтия
Маймуна бинт Харис
Дети:
Ниже приведён список из 13 жён пророка Мухаммеда:
1. Хадиджа бинт Хувайлид
2. Сауда бинт Зама
3. Аиша бинт Абу Бакр
4. Хафса бинт Умар
5. Зайнаб бинт Хумайза
6. Умм Салама бинт Абу Умая
7. Зайнаб бинт Джахш
8. Джувайрия бинт аль-Харис
9. Райхана бинт Зейд
10. Сафия бинт Хуяй
11. Рамля бинт Абу Суфьян
12. Мария аль-Кибтия
13. Маймуна бинт аль-Харис
Ислам, помимо Мухаммеда, признаёт также и других пророков (есть версии о том, что их было 124 тысячи, есть версии, что их было 224 тысячи[7]), но при этом оговаривает, что Мухаммед является не просто одним из пророков, а является последним в цепи всех посланников и пророков. Кроме того, он послан не к отдельному городу, селу, народу, как это было со всеми остальными посланниками (в том числе и Исой - Иисусом), а ко всем людям на земле. Его шариат (то есть комплекс морально-нравственных и религиозно-юридических правил и принципов), согласно учению ислама, будет действителен до Судного Дня. Все остальные шариаты, с которыми приходили пророки, утратили свою силу (все они носили временный характер). Таким образом, мусульмане, принимая такие Священные Писания, как Тора и Евангелие, не признают их законы действующими (Этого нет в Коране), а кроме того указывают на то, что они впоследствии были искажены людьми (рядом ответвлений о чем замалчивает автор, не правильно приводя цитаты из Корана).
Есть хадис, где пророк говорит:
"Мне было дано вместо Таурята /Торы/ первые семь сур, вместо Забура /Псалтыря/ "Ми'ин" - следующие одиннадцать сур, вместо Инджиля /Евангелия/ "Масани" - следующие двадцать сур и, специально для меня, "Муфассаль" - оставшиеся до конца Корана суры". Эти разделы и обозначены арабскими буквами, служащими своеобразными аббревиатурами. Например, сочетание букв "Алиф Лям Мим", которые толкуются как "Альхамду лиляхи рабби ль алямин" и означают: "Хвала Аллаху - Господу миров!" Это раздел, описывающий деяния Аллаха: сотворение мира, происшествие в Раю, исход иудеев из Египта и т.д. Ими обозначено начало событий. В целом они содержат главы Ветхого Завета.
Тот же имам Шафии сказал: "Если хадис будет достоверным, то это мой мазхаб*".
Это относится и к толкованию хадисов, которое также должно быть достоверным. С хадисами ведь ещё тоже надо работать, ибо, только раскрывшись, они порождают направления для поиска.
Отсюда мы можем сделать такой вывод: Ислам - это религия учёных, а Сунна (примеры толкования Корана пророком Мухаммадом сгв) - это научное толкование Корана!
Кроме того, в Коране дана своего рода инструкция по его изучению, которая гласит:
Расскажи это рассказом, - возможно, задумаются они! (7:176).
Суры, обозначенные буквами, и связывают Коран в один рассказ: так, в начале Корана расположены суры, рассказывающие о сотворении мира; в конце - суры о конце мира (ахыр заман); между ними лежит логическая середина.
Кроме того, каждый аят, да что там аят, каждое предложение аята может составить целый рассказ. Вот, например:
Сказал же тот, который обладал знанием из Книги: "Доставлю я тебе его, прежде чем моргнуть успеешь ты" (27:40).
Здесь речь идёт о том, что сведущий из Книги, то есть человек умевший подключаться к Небесной Скрижали Аллаха (Ноосфере), говорит царю Сулейману (Соломону), что он может скачать оттуда информацию о троне царицы Сабейской (Савской). Мысль о том, что знания приходят из Небесной Скрижали и заставляет задуматься. Тогда, дополненная примерами из жизни она может раскрыться в целый рассказ. Например, можно вспомнить академика Владимира Вернадского с его идеей о Ноосфере - разумной оболочке Земли, где, словно в невидимом поле, заложены знания о нашей планете. Рассказать о Биокомпьютере - современном аналоге гипотезы Вернадского, о биокомпьютерных технологиях, рождённых на базе этой идеи. Тут сразу на ум придут конкретные люди, которые получали свои идеи напрямую из Ноосферы в виде озарений (например, тот же Менделеев, увидевший свою таблицу во сне в законченном варианте). И всё это спонтанно сложится в один рассказ, генерируемый только одним предложением аята! Так и происходит обновление знаний о Коране, при этом сам Коран помогает по-новому взглянуть на уже известные вещи. Так он учит обращать больше внимания на невидимые стороны вещей, чем на видимые. А эта мысль может каждый раз совершать прорыв, например, большинство художников старается отобразить на картине видимую часть объекта. И только единицы передают духовную составляющую вещей. И они становятся великими живописцами. Но если понимать этот принцип, то можно разработать технологию передачи живого (духовного) на рисунках и множить гениев! В таких подсказках и заключена польза Писания.
Все сказанное нашло отражение в подходе к пониманию Корана, основным принципам и методу работы с ним, и получило общее название как система изложения Учения Аллаха. Можно видеть, что вся эта система направлена на повышение эффективности познания мира через Коран.
3.Следование Сунне. Любое обучение основывается на прецедентах - примерах, подтверждающих правоту данного решения. Для нас таким примером служит сам пророк Мухаммад (сгв). Вот как он это делал (по хадисам): "Однажды один иудей спросил пророка Мухаммада (мир ему): "О, Мухаммад, из чего создается человек?" Пророк ответил: "О, иудей, каждый создается из капли мужчины и капли женщины..." Фактически, он процитировал следующий аят Корана:
"Поистине, сотворили Мы его из капли смеси для испытания его, и обратили слышащим и зрящим" (76:2).
Синагога на колесах - YouTube
www.youtube.com/watch?v=JQ3rS9sSxOQ
В Иваново на несколько часов приехала синагога на колесах. Прежде она побывала в ..
Синагога на колесах! - YouTube
www.youtube.com/watch?v=3K2QkzK3Jo8
В Саратове на один еврейский храм стало больше. Правда ненадолго. В наш город приехал ..
В августе в Саратов приедет синагога на колесах, ее еще называют мицва-мобиль
В августе в Саратов приедет синагога на колесах, ее еще называют мицва-мобиль. 03.08.2014 http://sovetov.su/news/168_saratov_posetit_micva_mobil_sinagoga_na_kolesah.html
Раввины и студенты из Израиля, Европы и США в рамках III еврейской этнографической экспедиции по городам России посещают еврейские общины по всему свету. Так, в августе этого года они прибудут в Саратов. Здесь они проведут несколкьо лекций и устроят ярмарку традиционной еврейской атрибутики и литературы, сообщает "Интерфакс".
* Синагога на колесах / Газета Кемерова ...
gazeta.a42.ru/lenta/show/sinagoga-na-kolesah.html
Путь "мобильной синагоги", путешествующей по всей России, прошел через столицу Кузбасса ...
Путь "мобильной синагоги", путешествующей по всей России, прошел через столицу Кузбасса. Иудеи-хасиды из Кемерова встретили передвижную синагогу с тремя раввинами. В автобусе все желающие смогли пообщаться с гостями и получить ответить на вопросы об иудаизме. В рамках визита прошло обсуждение особенностей быта евреев в Кемерове.
Еврейская этнографическая и религиозная экспедиция, организованная Федерацией еврейских общин России, выехала из Москвы сразу в трех направлениях: за три недели путешествующие в них раввины посетят около 50 городов страны.
т около 50 городов страны.
5 августа 2014, 15:07 (мск) | Общество | Om1.ru
В Омск приедет синагога на колесах
7 августа 2014 стартует еврейская этнографическая экспедиция по городам России. Цель ежегодной и уже третьей поездки раввинов по России - пробудить интерес евреев к знаниям и традициями своего народа.
Синагоги на колесах или "мицва-мобили" посетят около 70 городов, среди которых есть и Омск. С помощью подобных проектов евреи надеются пробудить интерес к национальной культуре и религиозным ценностям своего народа.
Раввины и студенты из США, Европы и Израиля посетят местные еврейские общины, проведут лекции, уроки и видеопрезентации. Также готовятся к проведению ярмарки традиционной еврейской атрибутики и литературы. Посетить синагоги на колесах смогут не только постоянные участники молитв, но и все желающие
04.09.2013 - Библиотека на колесах приехала в Петрозаводск
Есть идея: Библиотека на колёсах - Воронеж - Downtown.ru
downtown.ru/voronezh/city/4232
29.03.2013 - Есть идея: Библиотека на колёсах
Троцкисткий Агитпункт на колесах
Омская библиотека на колесах
zet-news.ru/news/omsk-biblioteka-na-kolesahDiese Seite ?bersetzen
В начале октября 2013 в рамках всероссийского проекта "Библиотека на колесах" мурманская областная библиотека подготовила для горожан полезный .
Агитпу?нкт - политико-просветительское учреждение в СССР. Агитпункты были созданы в городах и на железнодорожных станциях постановлением Совета рабочей и крестьянской обороны от 13 мая 1919 года как центры политической пропаганды. Должны были посредством информационных материалов и живой агитации разъяснять населению действия и цели советской власти, приобщать его к выполнению этих целей. Играли важную роль до и во время Великой Отечественной войны. Агитпункт // Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.
Передвижной агитпункт ЛДПР
www.etovidel.net/sights/city/moscow/id/peredvijnoj_agitpunkt_ldpr_ Cергей, 03.06.2014 в 21:49 Прокатываясь на роликах по задворкам ВДНХ, вдали и в стороне от всех основных пешеходных прогулочных дорог наткнулся на такой Агипункт ЛДПР. Не знаю, как это назвать: "Примета ушедшего времени", "Привет из недавнего прошлого" или "Исторический артефакт"...Адрес: ВДНХ.
Клуб на колесах. День рождения ...
partybus-stars.ru/pressa-o-nas.html
В России автобусы часто переоборудуют в передвижной агитпункт или медкабинет, ..
Дискотека там, где ты!
В России набирает обороты новый вид бизнеса - передвижные ночные клубы (пати басы) на базе пассажирских автобусов. Никакого фейсконтроля, никакого столпотворения возле бара. Самые известные автомобильные перверсии приходили к нам из-за океана. Так называемые пати басы, как ни странно, появились после того, как по просторам США начали ездить передвижные церкви и молельные дома. Предприимчивые американцы поняли, на чем можно заработать, и начали потихоньку переоборудовать обычные автобусы под различные увеселительные учреждения. Так появились не только пати басы, но и библиотеки и даже бары. С последними, правда, вышла небольшая неприятность, как выяснилось, что передвижные вертепы не платят налоги и не покупают лицензии.
В России автобусы часто переоборудуют в передвижной агитпункт или медкабинет, но процесс американизации идей уже пошел. Наш сегодняшний герой - результат трудов обычных российских энтузиастов с хорошей коммерческой жилкой. На этой дискотеке у вас не потребуют паспорт и не попросят снять тренировочные штаны. Потанцуем!
Рецепт "изготовления" дискотеки на колесах, казалось бы, прост, но на деле процесс занимает несколько месяцев. В данном случае за основу был взят корейский междугородный автобус, из которого с помощью некоторого количества углошлифованных машин было удалено все прежнее содержимое. Дальше в дело вступили специалисты по интерьеру, главной задачей которых было создание полноценного ночного клуба на весьма небольшом пространстве. И последнее, но самое важное - звук. Его тут сотни киловатт, и, когда автобус передвигается по городским улицам, птицы нервно взлетают в радиусе пары километров от "эпицентра" веселья.
Салон поделен на три условные зоны. Он одновременно вмещает около 30 человек. Туда можно втиснуть и больше, но тогда дискотека превратиться в поездку в метро в час пик, а вместо зажигательных плясок начнется простое толкание локтями.
В носовой части установлен пульт ди-джея и дым-машина, средняя отдана под полноценную барную стойку, у которой участники мероприятья могут улучшить себе настроение. В хвостовой части расположен так называемый чилаут - место для расслабления в полулежащей позе после зажигательных танцев. Конечно же, в салоне есть туалет. Не забыли создатели и о спецэффектах: на верхних кромках окон установлены ультрафиолетовые лампы, а над пультом ди-джея и баром висят разноцветные сверкающие шары. А кто рулит?
Гости веселятся, а автобус едет. Место водителя осталось оригинальным, но оно отделено от салона звукоизолирующей перегородкой. Казалось бы, этот человек не знает, что происходит сзади. Ан нет. В салоне установлена камера слежения, картинка с которой транслируется на большой экран на панели приборов. Случись что, капитан успеет нажать три заветные цифры и в зависимости от ситуации вызвать наряд полиции или "скорую". Выводы.
Как это часто бывает, все благие начинания у нас держатся на энтузиастах и фантазерах. В данном случае к реализации мечты прибавилось хорошее коммерческое чутье - ведь автобус-дискотека постоянно в разъездах, а его клиенты, особенно в сезон, выстраиваются в очередь.
Передвижники
http://tphv.ru/
Товарищество передвижных художественных выставок
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Товарищество передвижных художественных выставок (Передви?жники) - творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества[источник не указан 491 день]. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.
Содержание
* 1 История
o 1.1 Артель
o 1.2 Передвижники
* 2 Художественные принципы
* 3 Ссылки
* 4 См. также
* 5 Литература
* 6 Примечания
История
"Крестный ход в Курской губернии" 1880-1883, И. Е. Репин.
Никто до художников-передвижников так страстно и пристально не всматривался в свой народ.
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 г.). Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров.
В начале 60-х годов XIX века Российская империя вступила в эпоху Великих реформ Александра II. Крестьянской реформой было отменено крепостное право, проведены Земская и Судебная реформы, Реформа городского самоуправления, Военная реформа. Осуществлялась модернизация всех сфер жизни государства и общества; строилась новая Россия - успешнее той, что потерпела поражение в Крымской войне.
Артель
Составной частью реформ в области образования было и реформирование Императорской Академии художеств. В 1859 г. был принят новый устав Академии, которым вводился целый ряд прогрессивных изменений в её работу. Тем не менее, консервативные подходы в формах проведения конкурса на большую золотую медаль привели к конфликту: 9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии "Пир бога Одина в Валгалле") на свободное задание - написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как "Бунт четырнадцати". Именно они организовали "Санкт-Петербургскую артель художников" позже, в 1870 году она была преобразована[источник не указан 491 день] в "Товарищество передвижных художественных выставок" [1][нет в источнике].
Артель была первой попыткой образования в России независимого творческого объединения художников. Опыт Артели учитывался при создании Товарищества.
Передвижники
Идея объединения московских и петербургских художников на основе создания передвижной выставки была изложена в письме группы московских художников[2][3] к своим коллегам в Санкт-Петербургскую Артель художников. Артель, кроме И. Крамского и К. Лемоха, идею создания Товарищества не восприняла, но иные художники-петербужцы, приходившие на "четверги" в Артель, горячо её поддержали. В сентябре 1870 г. учредители Товарищества (17 человек[3]) подали прошение министру внутренних дел А. Е. Тимашеву с просьбой утвердить проект устава Товарищества. Второго ноября 1870 г. устав был утверждён. В ј 1 устава провозглашалось: "Товарищество имеет целью: устройство... во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством... б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений." Уставом определялось, что делами Товарищества заведуют общее собрание[4] его членов и правление[5][3], где все вопросы решаются голосованием (решения принимаются большинством голосов); приём в члены Товарищества проводится голосованием на общем собрании. Устав оставался в неизменном виде 18 лет, до апреля 1890 года, когда был принят новый устав, по которому демократические принципы принятия решений в Товариществе значительно сужались[3][6].
Первая выставка Товарищества открыта в Петербурге 29 ноября 1871 г. в здании Академии художеств. На выставке были показаны работы 16-ти художников[7][3]. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве и Харькове. Всего было показано 82 произведения 20-ти художников. Особый успех на выставке имели "Грачи прилетели", картина Н. Н. Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" , скульптура М. М. Антокольского "Иван Грозный". В целом выставка была успешной[8][3] и стала значительным событием в культурной жизни России. Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе. Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный общественный деятель, исследователь искусства и критик В. В. Стасов; коллекционер и меценат П. М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова. За полвека своего существования Товарищество провело 47[9] передвижных выставок. Помимо ежегодных выставок Товарищество устраивало и параллельные выставки, для городов, куда основные выставки не попадали. Эти выставки составлялись из произведений передвижников не проданных на основных выставках. По мере накопления таких произведений и организовывалась выставка. География показа параллельных выставок была обширней чем у основных выставок. Так, первая параллельная выставка[10] была показана в 12-ти городах России[11].
Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 1870-1880-е годы. В состав передвижников в разное время входили
Имя художника
Известные произведения, впервые показанные на передвижных выставках[12]
И. Е. Репин
*
*
*
*
В. И. Суриков
*
*
*
*
Н. Н. Дубовской
*
В. Е. Маковский
И. М. Прянишников
А. К. Саврасов
*
И. И. Шишкин
*
*
В. М. Максимов
К. А. Савицкий
A. M. Васнецов
В. М. Васнецов
*
*
А. И. Куинджи
П. И. Келин
В. Д. Поленов
*
Н. А. Ярошенко
Р. С. Левицкий
И. И. Левитан
*
*
В. А. Серов
А. М. Корин
А. Е. Архипов
В. А. Суренянц
В. К. Бялыницкий-Бируля
А. В. Моравов
И. Н. Крамской
*
*
*
*
*
*
Н. П. Богданов-Бельский
*
*
В. Г. Перов
*
Помимо членов Товарищества участниками передвижных выставок были художники-экспоненты[13][3]: М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин, И. П. Трутнев,Ф. А. Чирко и др. Число участников-экспонентов на выставках всегда было больше числа участников членов Товарищества. Из экспонентов выдвигались кандидаты в члены Товарищества (до приёма кандидата в члены Товарищества дело доходило редко). Правом голоса в Товариществе экспоненты не обладали. Это порождало противостояние в среде передвижников по линии старые-новые поколения, что, в условиях появления в начале века новых объединений художников различной направленности, вело к оттоку талантливой молодёжи. В 1901 г. из Товарищества вышли сразу 11 художников[14]. На ослабление Товарищества работала и появившееся тенденция к местничеству между Петербургским и Московским отделениями. Организация утрачивала свою былую привлекательность и востребованность, и, в изменившихся условиях, оказалась неспособной к обновлению. Последним главой товарищества, избранным в 1918 году, был Павел Александрович Радимов. Он стремился возродить Товарищество, но усилия оказались тщетными. В 1922 г. состоялась последняя выставка передвижников. В 1923 г. Товарищество прекратило своё существование[15].
Художественные принципы
Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущими стилями в искусстве передвижников были импрессионизм[источник не указан 480 дней] и реализм.
Ссылки
* ТПХВ (Передвижники)на сайте ТПХВ.РУ
* История Товарищества передвижных художественных выставок
* Н. А. Езерская. "Передвижники и национальные художественные школы народов России"
* Передвижникиdocs.google.com
* Передвижники и их выставки
См. также
* Передвижная библиотека
* Новые передвижники
Литература
1. Товарищество Передвижных Художественных Выставок. Письма и документы. 1869-1899 гг. Книги 1, 2. Издательство 'Искусство', Москва, 1987
2. Передвижники // Большая советская энциклопедия
Примечания
1. ? Николай Троицкий. Культура: Искусство // Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997. С. 398
2. ? Г. Мясоедов, В. Перов, . КаменевЛ, А. Саврасов, В. Шервуд (в дальнейшем в Товарищество не входил), И. Прянишников.
3. ? 1 2 3 4 5 6 7 Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы. Издательство "Искусство", Москва, 1987. Т. 1, 2.
4. ? проводится минимум раз в год
5. ? Правление состоит из двух отделений (московского и петербургского) в составе 5-ти членов правления и 1-го кандидата избираемых на 1 год. В первое правление (на 1871 г.) избраны Ге, Мясоедов, М. и К. Клодт, Перов, Крамской и кандидат Прянишников.
6. ? Был создан новый орган - Совет, которому передавалось управление всеми делами Товарищества. В состав Совета на пожизненной основе входили только члены-учредители.
7. ? Произведения В. Ф. Аммона, С. Аммосова, А. П. Боголюбова, Н. Н. Ге, К. Ф. Гуна, Л. Л. Каменева, Ф. Ф. Каменского, М. К. Клодта, И. Н. Крамского, В. М. Максимова, Г. Г. Мяоедова, В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, М. П. Клодта.
8. ? Выставку посетило 30 тыс. человек; продано произведений на 23 тыс. рублей.
9. ? Список передвижных выставок Товарищества на сайте ТПХВ.РУ