Сергий Радонежский - один из самых мощных святых русского народа.
Более шестисот лет тому назад жил и творил благо для своего народа
великий сын Руси Сергий Радонежский. (от рождения и до по-
стрижения в монахи в 23 года- Варфоломей)
События, описанные в поэме о Варфоломее-Сергии, являются
Они зафиксированы в летописи биографом Варфоломея-Сергия -
Епифанием. Летопись читал Д. Балашов (его памяти посвящается поэма) -- современный русский летописец старины. Он написпл
Не имея возможности ознакомиться с летописью в оригинале, я
перевела прозаический роман Д. Балашова на поэтический язык,
ибо было великое тяготение написать поэму о неповторимом
человеке, могучем сыне русского народа Сергии Радонежском, который и сейчас с небес посылает нам своё благословение.
Он был собирателем Руси в единое Московское государство,
вдохновителем Дмитрия Донского на битву с татаро-монгольским ханом Мамаем, и предвещал победу.
Сергий был пророком, создал ммного монастырей по всей Руси Московской.
Монастыри воспитывали человека: вселяли мужество, патриотизм, учили читать, развивали иконописное мастерство. Сергий лечил людей молитвами и травами. совершал чудеса с помощью молитв.Сергий обладал мощной энергией, а посему был ясновидящим и яснослышащим.
Слава Сергию!
"События зримые совершаются всегда и везде
под воздействием невидимых внешне духовных устремлений. Сергий оказался центральной фигурой мощного духовного движения, которое привело Владимирскую Русь на Куликово поле и создало новое госуларство, - Русь Московскую на развалинах разорванной,
захваченной татарами и Литвой, давно померкшейзолотой Киевской Руси. Великийй и трагический четырнадцатый век."
Д. Балашов
"Много может усиленная молитва праведного" (Евангелие. Иакова - 5:16)
Сергий с детства постиг учение Иисуса Христа о нравственном и
духовном возрождении человечества земли, и всю свою жизнь духовно
просвещал русичей. Преподобный Сергий был праведником, усиленно молился за русский народ, за освобождение Руси от
татаро-монгольского ига. Его молитвы услышал Бог.
П Р О Л О Г
Бежит четырнадцатый век
И спотыкается кроваво:
Сер, дик ведь человек,
Ещё не развит разум здравый.
А посему - грабёж, война,
Пожары, плен и душ терзанье.
Коль веком правит сатана,
Идёт народу наказанье.
За что наказан весь народ?
Не все же дикие и злые.
Среди князей пошёл разброд:
Исчезли силы удалые.
Коль так, то сирый тоже враг
Момент нашёл, ордою двинул,
Разрушил древний Киев-град,
А с ним и Русь - ударом в спину.
Идёт четырнадцатый век
И спотыкается кроваво,
В нём рос и зрел уж человек,
Блестнувший солнцем величаво.
Варфоломеем в детстве был,
Ушёл в монахи, принял постриг,
Иное имя уж носил:
Он Сергий; жизнь его вся - подвиг.
Эй вы, киевские детушки,
Древнерусские поля,
Залилась слезами матушка -
Наша милая земля.
Слёзы горькие, кровавые.
Стон, пожары, плен - беда:
Расплескались силы славные,
Богу ведомо, куда.
Плачут реки, рожь волнуется:
Урожай давать, иль нет;
И без солнца небо студится
Вот уж много-много лет.
Люди дышат еле-елечки,
Страх сковал, как лёд реку.
Все разрушены постелечки
Во тринадцатом веку.
СВЯТОЕ МНЕНИЕ
А четырнадцатый силушку
Постепенно набирал,
Чтоб страну родную милушку
Враг степной не разодрал
До конца, до основания,
Весь народ не погубил;
Уж росло святое мнение:
"Не допустим, чтобы бил
Нас народ степной, да злющий же,
Чтобы в плен народ наш гнал".
По Руси неслись зовущие
Голоса: "Восстать" - сигнал.
Велик народ, коль после боли
После падения встаёт,
Коль возмужает его воля,
Урочный час тогда пробьёт.
Свои растерянные силы
Он соберёт, и грянет гром,
Когда взрастит народ унылый
Героя с праведным умом.
Таков был Сергий Преподобный,
Велик душой и сердцем мил;
В нём - Божий глас громоподобный,
Им страх в народе он затмил.
Он воспитал в народе твёрдость,
И поднял дух и ободрил:
Взошла зарёй над Русью гордость.
Рассвет над родиной парил.
ГИМН СЕРГИЮ
В нём - Свет и Вера, мыслей взлёт,
В нём наша Родина большая,
В нём - труд упорный, весь народ,
Он нас над миром возвышает.
В нём - наши рожь и васильки,
В нём - наши милые берёзы,
Зеркальность вод и ручейки,
А в них - при солнце - жемчуг-слёзы.
В нём - монастырские кресты,
Церквей величье, звон всесильный,
Руси могучие версты,
Благоуханье всей России.
В нём - наша русская душа:
Душевность, ясность, сила духа.
Он с детства шёл за шагом шаг
К величью, к святости. И руки
Его трудились над бревном,
Над телом, немощным и хилым.
Он жил давно, давным-давно:
Шестьсот уж лет... И до могилы
Был прост, сердечен, величав,
Нищ, беден, к благам равнодушен;
Сам блага мощно источал,
Свет Божий сеял, святость в души.
В нём - мыслей взлёт, сердец размах
И подвиг, подвиг до могилы;
В нём - мощи суть, в людских умах -
Стремленье сбросить иго силой.
Благословил природу-мать
В могучем образе медведя.
Народ на битву поднимать:
О том от Бога он уж ведал.
В нём грусти нет, он смел, силён,
Серьёзен, прост, отваги полон,
Трудом был с детства закалён:
Светло родительское лоно.
В нём - лес и поле, ветра звон
И щебет ласточек игривых.
Церковных дел - устав, канон,
Друг-конь с величественной гривой.
Рать на конях вела борьбу,
Конь - в пашне, в деле, в созиданье,
Тянул на праведном горбу
Основу жизни - выживанье.
Высокий Господа завет
Конь исполнял, а с ним и пахарь.
Труд есть начало. Жизни нет,
Коль нет труда, нет Бога знака.
Нет государства, языка,
Нет хлеба, жизненного дела.
Трудись, нога, трудись, рука,
И голова, трудись, и тело!
РОДИТЕЛЬСКОЕ ЛОНО
Родители Сергия жили в Ростове -
Бояре древнейшего рода Руси.
Но бедного-бедного, очень простого,
Разоры оставили род сей без сил.
Великая набожность в доме царила.
Спокойствие, лёгкость в общенье с людьми,
Порядочность, совесть - их жизни мерило;
И ласковый, добрый родительский мир.
Уже подрастал первый сын и учился
В Ростове, в затворе, учился легко,
У Марьи с Кириллом второй сын родился.
Пред родами случай случился такой:
Идёт литургия в Ростовском соборе.
Народа полно - к Богу люди пришли.
У Матери-женщины дитятко вскоре
Родиться должно - нет чудесней вершин!
Стояли, молились и вдруг услыхали,
Как нежный ребёнок три раза вскричал.
У матери щёки вовсю полыхали:
"К чему это чудо? Каких же начал
Является крик этот в женской утробе?
Что Бог уготовил? Какую судьбу?
Не быть бы ребёнку заранее в гробе!
О, Боже Святой, обо мне не забудь!"
Младенец вскричал первый раз перед чтеньем
Святого писанья, заветов Христа.
Второй прокричал при божественном пенье,
А третий - закончили пенье уста.
Боярыню бабы кольцом окружили,
Общупали всю, в удивленье пришли:
Земле уж немало годов послужили!
Кричащее чудо нигде не нашли!
Про то, что ребёнок святым зародился,
Не мыслили люди земные тогда...
Над Марьей иной человек и глумился.
Она же чиста, как святая вода.
Отец Михаил успокоил Марию,
Читал из писаний святые ряды.
Но била тревога в хоромах Кирилла.
Мария взялась за святые труды:
Молилась часами, постилась по средам,
По пятницам тоже; держала себя
В большой чистоте, и Бог всё это ведал,
И вёл её к родам, премного любя.
Родился сынок с голубыми глазами,
Открытыми миру, искристый в них свет.
И взгляд у Марии с тревогою замер:
В глазах у ребёнка - прозрение: дед!
А сколько терпения, выдержки, воли!
Сосал плотно, ровно, как будто трудясь.
По пятницам, средам сосок лишь мусолил,
Не ел: он привык, в животе находясь.
Прозренье в глазах отошло с месяцами;
И рос он весёлым, спокойным в игре,
Упитанный, крепкий, и мир созерцал он
В своём родовом, уж в упадке дворе.
Так всё описал Епифаний-биограф.
Рос мальчик послушным, старательным был.
Любил он коней и траву за забором,
Зверей и букашек защитником слыл.
Он часто играл в одиночку, и сидя
С игрушкой в руке, напевал, бормотал.
Кто знает, что мальчик в игрушечке видел...
Добро с молоком материнским впитал.
Был назван сын Варфоломеем.
Святое имя - Бог предрёк;
В нём - то величье, что имеем,
И грандиозность всех дорог,