Каждое стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака - это самостоятельный мир, в котором совершенно неожиданно, нестандартно раскрываются нам привычные понятия. Ассоциации Пастернака резки, но изумительно точны. Логически понять его поэзию невозможно, потому что лирика Пастернака - самая суть человеческого сердца. Он считал, что поэт не имеет права доносить свои мысли до читателей с помощью манифестов. Пастернак сравнивал поэзию с губкой, которая всасывает жизнь, для того, чтобы быть выжатой. Поэт, по мнению Пастернака, - это служитель мира, а не его хозяин.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышит почва и судьба.
Его слово опережает мысль, исходя из самой души, поэтому можно бесконечно долго размышлять над тем, что имел в виду поэт, что значит тот или иной образ. Все это можно лишь прочувствовать, узнавание не умом, а сердцем - ключ к разгадке феномена Пастернака, который сам определял поэзию так:
Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок.
Это - ночь, леденящая лист,
Это двух соловьев поединок.
В поэтическом мире Пастернака все предметы существуют как бы сами по себе и способны к взаимодействию друг с другом, взаимодействию осмысленному. Это не просто одушевление и олицетворение. В лирике Бориса Леонидовича перед нами открывается мир глаголов, событийный мир, активный, живой. Любое явление природы, любой предмет могут иметь свои желания, действовать, жить. Такая точка зрения очень сходна с философией Фихте, который доказывает, что предмет обладает душой. Эта особенность поэзии Б.Л. Пастернака делает ее динамичной, стремительной и яркой.
Небу под снег хотелось,
Улицу бил озноб,
Ветер дрожал за целость
Вывесок, блях и скоб.
Мир Пастернака - это мир непривычных ассоциаций, где предметам придаются совершенно чуждые им свойства. В мировоззрении поэта соединяются несовместимые вещи в единые образы: в небе виден венец созвездий и ворон, облака перенесены в мхи, чувствуется сырость рудника в висках. Пастернак таким образом изображает мир "дисгармонии", мир, оказавшийся на краю пропасти, но ищущий спасения в слиянии с человеческой душой. Чувства каким-то удивительным образом переходят в предметы и движутся самостоятельно, становясь героями лирики.
И каплет со стали тоска,
И ночь растекается в слякоть,
И ею следят с цветника
До самых закраинных пахот.
В лирике Пастернака нет и не может быть одиночества, потому что его мир заполнен, перенаселен предметами и явлениями жизни. Связь этого разрозненного мира с человеком происходит через душу поэта.
В его поэзии нет прошлого и будущего: всё происходит по принципу здесь и сейчас, всё развивается в настоящем. Лирика Пастернака не знает деления на пространство и время, она как бы играет с этими реалиями.
Со мной сегодня вечность вся,
Вся даль веков без покрывала.
Мир божий только начался.
Его в помине не бывало.
Об эпохе великих политических перемен Борис Леонидович писал как о времени великих утрат, не отрицая неизбежности всего происходящего, понимая, что страна должна пройти и через эти испытания, выстоять в них, чтобы подтвердить звание великой России.
И великой эпохи
След на каждом шагу -
В толчее, в суматохе,
В метках шин на снегу...
И в значеньи двояком
Жизни, бедной на взгляд,
Но великой под знаком
Понесенных утрат.
Мир Пастернака- это мир своеобразных явлений, не характерных для иных поэтов. Читая Пастернака, невольно начинаешь задумываться о смысле жизни, о природе человеческих чувств и связи личности со всем миром, о сути явлений и предметов, которые казались нам знакомыми, давно известными. Своим творчеством великий и гениальный поэт оживляет не только наше сердце, но и сознание, показывая личным примером, что суть жизни познаваема и прекрасна.