Переяславцев Алексей: другие произведения.

Глава 34

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Ссылки
Оценка: 8.13*57  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Глава 34 от 25 ноября. Фишка поперла: получилось быстро.

  
  Глава 34
  
  Подозрения адмирала Кузнецова оправдались. У англичан и вправду оказался в запасе нетривиальный ход. К счастью или нет - вопрос второй.
  Прошла неделя с момента прибытия 'девятки' в Мурманск. Поведение подводников соответствовало ожиданиям. Для начала весь экипаж не хором, но надрался русской водкой (нижние чины) и коньяком (офицеры). Употребление горячительных жидкостей шло недружно, поскольку матросы и унтер-офицеры пили не там, где командный состав. Далее немцы совершенно непостижимым образом отыскали дам легкого поведения, хотя публичных домов в советском порту, понятное дело, не существовало. Правда, офицеры, а также боцман, слегка протрезвившись, обрели способность следить за бункеровкой, пополнением запасов воды и продовольствия. Боеприпас, как легко понять, в пополнении не нуждался.
  Советские моряки и береговые службы были куда более занятыми. Мало того, что собирался большой караван для прохода Северным морским путем: велась непрерывная разведка за действиями английской эскадры. Британцы отрядили группу, занимавшуюся гидрографией в отдельных точках. Странник угадал верно: брали пробы воды.
  Видимо, следов радиоактивности так и не обнаружили. Но почему-то Королевский флот в лице довольно мощной группы не проявлял пока что враждебных намерений, циркулировал на расстоянии трехсот миль от береговой черты и, похоже, чего-то ждал.
  Советская радиоразведка, вооруженная мощными дешифровочными средствами, времени не теряла. Удалось установить кое-что значимое.
  О судьбе одной из утопленных немецких подлодок адмирал Дёниц вообще не получил никаких известий (ее разбомбили в подводном положении, и радисту так и не удалось выйти в эфир). Вторая ухитрилась сообщить хоть что-то о себе. Командир уцелевшей лодки Генрих Блайхрод, педантично следуя приказу, не доложил по радио ни слова о принятом сообщении.
  Но утопленными оказались не только две подводные лодки Кригсмарине. Погибли три немецких 'купца', причем радиопередачи с них заранее были заглушены мощными станциями с английских кораблей. Но гражданские суда затонули на глубинах далеко за четыреста метров, так что об их опасном грузе, если таковой имелся, британское Адмиралтейство могло с чистой совестью забыть.
  Одновременно с разведкой действовала особая группа, включавшая в себя товарища Александрова. Организация легла не на него, а на других. Доставка образцов, подготовка помещений, удаление лишних глаз. Разумеется, матрикатору все же пришлось вылететь в Заполярье. Оказалось, что не так уж и много нужно было складов, на которых появились многочисленные ящики с боеприпасами, из коих особо выделялись длинные емкости. Кое-кто из младших авиационных командиров предположил, что там находятся реактивные снаряды РС - и почти угадал, поскольку внутри покоились родственники эрэсов - ракеты 'Игла'. Подвески уже переделали. Техники, организовывавшие системы подвешивания этого оружия, проявили осторожность: подвесили крепления не на восемь ракет, а шесть, но и в этом случае умелый летчик с гарантией мог сбить шесть бомбардировщиков противника, а при удаче и больше. Гигантские баки заполнялись авиационным бензином. Появлялись одна за другой бочки с маслом.
  
  Если верить хронометрам, то час был ранним. Впрочем, северное солнце даже опытному взгляду не дало бы основания для точной оценки.
  Первыми маневр засекли акустики советских подлодок Н-7 и Н-12. Не услышать шум винтов крупных кораблей, да еще когда машины стали выдавать полные обороты - нет, такое решительно невозможно. Осталось лишь определить курс; это было нелегко, поскольку эскадра только-только организовывала строй. Оценить, какое построение использовалось, советские акустики не могли, но командиры, осторожно подняв перископы, получили четкую картину: предполагаемые противники уходили от советских берегов двойной кильватерной колонной курсом вест-норд-вест. Тут же радист составил и записал сообщение. Спрессованный радиоимпульс ушел в эфир.
  Ни у начальника особого отдела флота, ни у еще более высокого начальства не было никаких причин не верить информации. Они поверили. Но также не было причин полагать, что несносную 'немку' оставят в покое.
  Товарища Александрова не поставили в известность о действиях англичан. Он и так об этом догадался. С одной стороны, Странник не видел никакой беды в том, что на флотских складах появятся дополнительные горючее, масла, боеприпасы и иные материальные ценности. Мы не посмели написать 'лишние', ибо не бывает такого, что в ожидании боевых действий означенные предметы вдруг оказываются лишними. В самом худшем случае им надлежало оставаться в категории 'пока что невостребованные'.
  Что касается командира 'девятки', то ему, как легко понять, доложили обстановку по минимуму. Выразилось это в том, что мрачный сержант передал письменную просьбу зайти в особый отдел, где некий старший офицер на вполне приличном хох-дойче довел до сведения корветтен-капитана, что, по имеющимся данным, английская эскадра в полном составе уходит из Баренцева моря. Сотрудник службы безопасности голосом слегка подчеркнул слова 'в полном составе', из чего Блайхрод сделал вывод: и подлодки также уходят. Конечно, русским нельзя доверять по определению, уж это командир 'девятки' знал твердо, но как раз сейчас они, возможно, и не лгали.
  Тем не менее Аякс также не поверил, что англичане оставят его корабль в покое. В результате он зашел в теснейшую командирскую каютку, вызвал туда же штурмана и старпома, и все вместе они попытались представить себе действия Королевского флота.
  
  В течение последующей недели произошло сразу несколько значимых, а то и важных событий.
  Первым по времени оказалось прибытие товарища коринженера в столицу, а значимость была доказана тем, что сразу же его вызвали в наркомат внутренних дел.
  Лаврентий Павлович был не просто вежлив - прямо-таки разлюбезен.
   - ...и этот заказ нужен особо срочно. Договоренность уже достигнута; мало того: немцы согласны на предоплату в пятьдесят процентов. Дело, повторяю, неотложное. Вот, гляньте на образцы...
  Ничего особенного образцы собой не представляли. Больше всего тут было ярких футболок с различными надписями, иногда игривого содержания. Была и другая текстильная продукция в большом ассортименте. Обувь. Предметы домашнего (большей частью кухонного) обихода.
  Странник ничем не выказал удивления, хотя как раз требуемая скорость исполнения заказа была неординарной. Он попытался выглядеть максимально договороспособным:
  - Ну разумеется, Лаврентий Павлович, все это можно сделать, проблему тут вижу лишь в наличии склада... нет, даже складов. Что там у нас по объемам? Ну да, так я и думал, хотя не могу не отметить: ждите дополнения к этому заказу. Особенно же это касается вот этих позиций...
  Палец инженера заскользил по списку.
  - Почему вы так решили?
  - Мне кажется, наши внешторговцы предусмотрели не все мыслимые размеры. Для, к примеру, футболок это не столь критично, они могут сидеть свободно или же в обтяжку, не так важно, а вот для формальных деталей одежды - рубашек или там пиджаков, для обуви тем паче - разнообразие размеров существенно.
  - Учтем это. Так сколько же времени в сумме...
  - Три дня, меньше никак. Но вы же вполне можете отгружать продукцию по частям.
  - Но имеется и менее срочный заказ. Вот, гляньте.
  - Так... и это можно, но тут еще верных четыре дня, а с учетом дороги все шесть. Сами понимаете, обращение требуется деликатное...
  - ...повторяю, именно в этом случае спешка не требуется...
  Вторым по времени было прибытие наркома военного флота в Москву. Адмирал Кузнецов почти немедленно попытался связаться со старым знакомым Александровым, но получил вежливейший отказ от секретаря: мол, замначглавка занят очень плотно, но вашу просьбу мы, разумеется, передадим; уверены, что при малейшей возможности он... и все в таком духе. То ли просьба у Николая Герасимовича была не такой уж сверхважной и сверхсрочной, то ли он хорошо понимал тонкости работы товарища коринженера, но моряк удовлетворился полученными объяснениями, но попросил хотя бы примерно указать на будущее 'окно' в расписании. Секретарь отвечал, что пять дней, мол, это наилучший вариант. И без гарантий, понятно.
  Третье событие состояло в отбытии. Караван, включавший в себя как боевые корабли, так и грузопассажирские суда, вышел из Мурманска в направлении Северного морского пути, то есть на ост. Мы не можем утверждать, что пунктом назначения являлся Владивосток, ибо это было не так - по крайней мере, для части судов и кораблей. Уж точно не на Владик ориентировалась 'девятка'. Не имея большого опыта вождения в полярных водах, командир не мог бы, конечно, утверждать, что заход в какой-либо из советских портов на Дальнем Востоке вообще не понадобится. Но, правду сказать, просить помощи у русских следовало лишь в самом что ни на есть крайнем случае.
  
  
  Разговор двух старых знакомых шел не вполне гладко:
  +- Николай Герасимович, ты меня удивляешь. И поражаешь. Даже огорчаешь. Ну с какого бодуна ты подумал, что я тебе аналитический центр? Что, их Первый лорд мне родственник? Таки нет!
  Таков был ответ на скромную просьбу адмирала Кузнецова предсказать действия британского Адмиралтейства.
  - В том-то и дело, Сергей Васильевич, что задача по ловле немки силами Королевского флота решения не имеет. Ни при каких вывертах он этого сделать не может. Не успевает просто. Да и обстановка на Тихом океане не из простых. Вот я и...
  - Стоп! Дальше можешь не говорить. Мы сами знаем, что задача решения не имеет, поэтому хотим выяснить, как ее можно решить. Вот твой подход. Знаком, как же.
  - А если серьезно?
  - А если серьезно, то верю тебе на слово, что англичане сами поймать немцев не могут. А поймать должны обязательно. Значит, они должны привлечь кого-то еще. И тут у тебя два варианта...
  - Твою же в титерь... американцы либо японцы. Больше некого. А на кого бы ты подумал?
  - На тех и на других. Шутка. Но тут есть сучок в полене... Американцы сейчас в атомной физике - почти полные телята. У них есть - ну, не особо много - материалы. Но у них не хватает главного: людей. Англичане имеют программу работ по этой части и ведут их, но делиться не захотят. И еще есть соображение. Мне кажется, Адмиралтейство не слишком высоко ставит американский флот. А японский - другое дело. Наши недобрые соседи уже навтыкали и британцам, и американцам по самые помидоры.
  Кузнецову, судя по выражению лица, было ни капельки не смешно. Тут же выкатилось возражение:
  - А то, что Англия с Японией воюет - это как?
  - Скажу, как. Есть только три страны, которые в достаточной степени осведомлены об опасности ядерного оружия. Это СССР, Германия и, в меньшей степени, Англия. Похоже, у островитян есть хороший источник сведений в немецких околовоенных кругах. Но британцы нас не боятся, зная состояние нашего флота, и Германии они бы не боялись до поры, но только без бомбы. Если верить тем данным, что ты мне показал, то англичане напуганы до коричневых штанов. Могут наплевать на все и нанять японские эсминцы для уничтожения этой 'девятки'. Насчет оплаты даже и не спрашивай - тут сплошное гадательство, а в этом я не силен. Кстати, опять ты меня втравливаешь в политику. Противостоять или нет британским планам, а если да, то как? Не мой уровень, Николай Герасимович, вот ей-же-ей.
  Могло показаться, что адмирал слушает невнимательно. На самом деле он уже узнал то, что хотел: существует парадоксальное решение, которое тем не менее вполне может оказаться верным. И Старый прав: дело и без того было политическим, а уж сейчас совсем стало таким.
  
  Нельзя не признать: у Адмиралтейства были веские причины для отзыва мощной авианосной эскадры из Баренцева моря. Умные лорды рассудили, что синица в руках намного лучше, чем журавль в небе. Что до мелкой птички семейства воробьиных, то ее полагали почти что сцапанной. Вот журавль с большой вероятностью мог улететь и даже без потерь в пухе и перьях.
  Авианосцы нужны были для парирования немецкого контрудара. Любой учебник тактики разъяснит учащемуся, будь то кадет, курсант или юнкер, что приставка 'контр' потому и появляется, что данное тактическое действие является ответным. Другими словами, был запланирован именно удар.
  Но еще до этого состоялись переговоры между представителями Императорского флота Японии и Королевского флота. Хотя событие имело место на нейтральной территории, оно обязательно должно было привлечь недружелюбное внимание контрразведок обеих сторон. Но нет, не выявилось никаких препятствий для обсуждения.
  Говоря современным языком, японскому флоту заказали немецкую подводную лодку. Заказчик проявил хорошее знание предмета: японцы получили не только тип лодки, но и ее текущий номер. Все заботы с перекрашиванием пропали втуне: англичане раздобыли свежайшие данные через свою агентуру в Мурманске. Также представитель англичан указал японским контрагентам, что искомый корабль пройдет Беринговым проливом. Это было чистой правдой. На карте заказчик отметил и пункт назначения цели: атолл Моруроа. Не было сказано ни слова в части описании маршрута в Тихом океане. В полном неведении о нем оставалась не только английская разведка - даже командир лодки не докладывал ничего на этот счет ни своему начальству, ни тем более офицерам русского флота. Сказать правду, он сам не знал точно, насколько велик будет запас топлива и продовольствия на борту после перехода в Арктике.
  Вознаграждение было обещано щедрое (по японским меркам): нефть или нефтепродукты, на выбор. Оплату предполагалось доставлять танкерами под английским или любым другим нейтральным флагом. Если учесть, что де-юре Великобритания находилась в состоянии войны с Японией, то опасаться американских мер вроде бы не стоило. Сверх этого, объем поставок оговаривался величиной постоянной. Другими словами, 'неизбежные на море случайности' компенсировались за счет заказчика. Суммарное же количество составило примерно годовую потребность всей Японии в этом виде сырья.
  Чего уж там рассуждать: предложение выглядело королевским, если бы не одно 'но'. Оплата - только по завершении заказа. Адмиралтейство не было настроено на покупку кота в мешке.
  - У нас есть средства достоверно убедиться в гибели лодки, - несколько туманно, но с уверенным видом объяснил представитель английской стороны. Он не лгал. Конечно, нырни остатки 'девятки' на дно Марианской или Курильской впадины, взятие пробы воды было абсолютно невозможно, но ведь факт прибытия лодки можно зафиксировать выпуклым глазом - а британская разведка имела соглядатаев вблизи этого атолла и даже на нем самом.
  Японская сторона в самых учтивых выражениях поинтересовалась, чем таким интересна именно эта, в общем, ничем не примечательная лодка. Любопытство было тщательно декорировано и уж точно оно проявилось не в такой мере, чтобы угрожать жизни даже кошки.
  Видимо, на сей счет британец имел четкие инструкции:
  - На борту этой подлодки имеется груз: бомба нового типа, необычайной мощности. Будь эта лодка целиком сделана из тола - и тогда она бы взорвалась с меньшими разрушениями. Нам не нужно, чтобы это оружие было взято на вооружение в Германии. Вам не нужно, чтобы сведения о нем просочились в Соединенные Штаты.
  Представитель японского флота попросил дать ему время на консультацию со своим начальством. Обычная дипломатическая практика.
  Японские физики давно предполагали теоретическую осуществимость атомного взрыва. Будущий нобелевский лауреат профессор Юкава Хидэки решительно заявил: это взрывное устройство, несомненно, представляет собой атомную бомбу.
  Японские аналитики не затруднились в выводах.
  Немецкая подводная лодка несет сверхсекретный груз чрезвычайной важности (предположительно, атомную бомбу) на атолл Моруроа? Сразу же становится понятным изначально туманное назначение немецкой якобы военно-морской базы. Там рыли шахту? Конечно же, она предназначена для испытаний этого оружия. Больше этот атолл ни для чего не пригоден. Что и говорить, у англичан есть весомая причина гоняться именно за этой лодкой. Несомненно, она везет готовую атомную бомбу на испытания. Но и слова относительно вероятного проявления американского интереса также несут важное значение.
  Аналитики в японской флотской разведке не зря ели свои суси и сасими . Буквально на следующий день все эти рассуждения прозвучали в докладе руководству.
  Сделка прямо на глазах приобрела политическое значение. Пришлось докладывать непосредственно адмиралу Ямамото. У того было над чем подумать. Германия пока что оставалась нейтральной в японо-американском конфликте. Делать ее открытым противником вроде как не с руки, но...
  Во-первых, большой опыт японского адмирала свидетельствовал: то, что море тайно поглотило, большей частью тайной и остается. Тем более, это Тихий океан; там даже средняя глубина больше, чем в Атлантике, а в районе архипелага Туамоту как бы не еще больше. Во-вторых, чтобы начать войну с Японией, нужны приличные морские силы именно в Тихом океане. У Германии таковых нет. В-третьих, сами немцы могут быть заинтересованными в сохранении тайны погибшей лодки. Англичане - тем более; им совсем не нужно обострение отношений с Америкой. И еще одно обстоятельство. Нефть нужна, это так, но в наибольшей степени в отвоевании Сахалина и тем самым обретении влияния заинтересована Госпожа Армия, но не Господин Флот. А вот главным потребителем горючего являлись именно морские силы.
  Исходя из этого, адмирал дал ход подготовке операции по выслеживанию и уничтожению немецкой подводной лодки под номером U-114. Запас по времени имелся. Прохождение Северного морского пути - это полтора месяца при самом большом везении. Именно этот срок он положил на подготовку. А если русский караван задержится, то тем хуже для 'девятки'.
  
  Британские ВВС всегда славились проработанностью крупных операций. Вот и сейчас штаб так и действовал.
  Первой волной должны были пройти бомбардировщики 'Москито', высотные и скоростные, но не из тяжеловесов. Их громадное преимущество перед машинами второй волны было в радиолокационной невидимости. Скажем, почти полной невидимости: все же двигатель и некоторые детали управления пришлось делать из металла. Их задача сводилась к уменьшению возможностей ПВО непосредственно над объектом. Уничтожить все зенитное прикрытие было задачей нереальной. Второй волной шли палубные самолеты с авианосного соединения. Их основной задачей виделось отвлечение внимания как истребителей (если таковые примут участие в отражении налета), так и зенитчиков. На третью волну (она же основная) возлагалась ответственность за причинение объекту как можно больших повреждений. К сожалению, ксеноновую взрывчатку так и не удалось довести до приемлемой устойчивости. Эксперты единодушно признали, что использование ее в боевых условиях, по меньшей мере, рискованно, причем для носителей бомб в первую очередь. Но и пять тысяч фунтов старого доброго тротила виделись не только весомым, но и убедительным аргументом.
  По уму именно палубные бомбардировщики следовало пускать первыми, но тут стеной встал флот. Уж кто-кто, а командиры авианосцев знали, скольких трудов и времени требуется на подготовку настоящего летчика морской авиации. И не только летчика, но и штурмана тоже.
  Одним из важнейших факторов при планировании операции виделась погода, точнее, состояние облачности. От идеи ночного налета отказались не Королевские ВВС - нет, на бомбежке по-зрячему настаивало верховное командование. А так как потери желательно было свести к минимуму, то основным условием успеха полагали слоистую облачность, причем ее нижний край должен находиться не ниже тысячи метров и не выше двух тысяч. Именно этим предполагалось нивелировать явное преимущество в истребительной авиации, которым, несомненно, располагали немцы. После сброса пилотам приказывалось немедленно уходить в облака и добираться до базы по радиокомпасу.
  Еще одним важным фактором был признан навигационный. Бомбардировка объекта по счислению с самого начала была признана недостаточно эффективной. В непосредственной близости от цели предполагалось резко снизиться и бомбить, находясь при этом на высоте чуть менее двух километров. Что и говорить, штурманская задача выглядела непростой. Навести на цель с точностью до десяти километров в условиях слепого полета и так непросто. А потом еще выйти на самую цель, а ее размер был менее километра. Здание, которое числилось в приоритете, было, разумеется, намного меньше: не более ста пятидесяти метров в поперечнике. Но бомбить надлежало не только его, но и окружающую инфраструктуру: трубопроводы, линии электропередач, дороги, путепроводы, станционное оборудование. И все это с горизонтального полета, ибо настоящих пикировщиков в составе авиаэскадры не было.
  Правда, штурманам пообещали некое подобие наземного наведения. С самого начала было ясно, что высокой эффективности от него не ожидать. На сам объект ходу посторонним не было, понятное дело. Да и в округе рыскали специалисты в форме и в штатском. Однако вроде как организовывалось несколько пар агентов с фонарями, которые могли устроить некое подобие пеленгов. А после первых успехов ожидался пожар, который сам по себе мог служить прекрасным ориентиром.
  И еще один момент не был упущен.
  Сам премьер-министр выступал перед офицерами в должностях командира эскадрильи и выше. Говорил он негромко, но чрезвычайно весомо.
  - Джентльмены, - дам среди собравшихся не имелось, - ваша задача намного серьезнее, чем вы можете себе представить. Объект, который вы должны поразить, жизненно важен, и не для Германии - для нашей страны. Я не хотел этого говорить, но должен: цель надлежит уничтожить любой ценой. Повторяю: любой ценой!
  Последние слова были произнесены с выделением.
  Слушатели дураками не были. И опыт у них имелся, а главное: умение быстро оценить обстановку. В летном составе Королевских ВВС тугодумы долго не жили.
  Буквально каждый понял главное: шансов на благополучное возвращение очень мало, если таковые вообще имеются. И остается лишь исполнить долг до конца. Тогда британцы хорошо знали, что это такое.
  Письма были категорически запрещены, равно телефонные звонки. Завещание составить - это пожалуйста; но соответствующие бумаги надлежало сдавать полковым капелланам. Это было не по правилам, но жалоб от святых отцов не поступало. В их работе зачастую возникали самые нестандартные ситуации, и нынешняя была не из худших.
  Британская разведка горько сожалела о нехватке времени. Впервые от службы радиоперехвата и расшифровки, восстановленной почти что с нуля, поступила хоть сколько-нибудь обнадеживающая информация. Одно сообщение с немецкой подводной лодки удалось расшифровать.
  Нельзя сказать, что в бочку меда подложили ложку дегтя. Скорее емкость с дегтем, полную до краев, разбавили медом в крайне экономной дозе. Сообщение расшифровывали 'в лоб', и перебор вариантов занял чуть более пятнадцати месяцев. И все же это было куда больше, чем ничего, а главное: появилась перспектива. Даже в отсутствие погибшей группы математиков и программистов развитие вычислительной техники отнюдь не затормозилось.
  Однако, к глубочайшему сожалению компетентных джентльменов из Ми-6, в войне на море и воздухе подобная оперативность могла бы удовлетворить запросы не штабистов, а разве что историков. Пришлось обойтись без этой части разведки.
  Собственно, ждали лишь отмашки от богов погоды. И они ее выдали.
  
Оценка: 8.13*57  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) Д.Маш "Золушка и демон"(Любовное фэнтези) Д.Дэвлин, "Особенности содержания небожителей"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) А.Чарская "В плену его демонов"(Боевое фэнтези) М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"