Инновационное развитие - ключ к созданию механизмов долгосрочного существования и развития России
Исторические корни проблемы
Россия в настоящее время находится в глубочайшем инновационном кризисе, который имеет очень серьезные мировоззренческие основания и вековые исторические корни.
Изучение российской культуры неминуемо приводит нас к нахождению первопричин и тенденций возникновения такого кризиса. Можно даже примерно определить его возраст. Например, ни в одном из сохранившихся печатных источников до XVIII века нет даже никаких намеков на то, что Россия - страна, в которой невозможно жить и невозможно реализовать свои силы (можно в качестве примера сослаться на письма Курбского, где нет ни слова о том, что он уехал по каким-либо иным причинам, кроме личной неприязни к царю).
Анализ литературных текстов показывает со всей очевидностью, что чувство ненависти к Родине, к России в среде русской интеллигенции возникло с исторической точки зрения совсем недавно, в 30-х годах XIX века. Прародителем его можно считать П.Я. Чаадаева с его "Философическими письмами", в которых он поставил вопрос о ничтожности России перед лицом западной цивилизации, о том, что православие должно быть заменено католичеством или даже протестантизмом, о том, что у нас есть лишь одни путь - слепое копирование западных достижений, причем, с изрядным временным отставанием. С тех пор, кстати, об этом писал еще И.С.Тургенев в повести "Дым", повелось тыкать "отсутствием" влияния России на развитие человечества. Весь XIX век ситуация стремительно менялась в худшую сторону. И к его концу века идеи нашей "неполноценности" и "невозможности" жить в России человеку творческому стали попросту банальными. Об этом хорошо написано в произведениях А.П.Чехова, который показал, что к 1890-м годам в интеллектуальной элите России господствовали две идеи:
- Необходимо во что бы то ни стало уехать, куда глаза глядят (лучше, в Париж),
- Разрушить жизнь в России до корней, до основания и создать на обломках "новое прекрасное царство справедливости, добра и счастья".
К сожалению, необходимо отметить, что проблемы с принижением роли и места России в сознании мыслящего и принимающего решения класса с революцией 1917 года не закончились. Место изрядно прореженной гуманитарной интеллигенции императорской России заняла интеллигенция советская, полностью перенявшая ее мировоззренческие установки. И мы видим, как внедрение идей неполноценности России стало проводиться через станки, автомобили, самолеты, тогдашнюю электротехнику и электронику. Все 30-е и 40-е годы XX века прошли под знаком внедрения американских и западно-европейских изделий в наше производство. Причем, диктат при их внедрении был жесточайший. Можно вспомнить, например, что когда А.Н. Туполев ставил на производство аналог В-29, ему категорически запрещалось менять в нем даже размер заклепок. Единственное, разрешили "отвести душу" и создать один улучшенный экземпляр. Такой самолет, Ту-80, был создан. Он показал значительное улучшение всех ТТХ, но в серию пошел именно В-29 под маркой Ту-4.
А потом был разгон кибернетиков, генетиков, математиков, в результате чего, если в 40-е годы мы были по уровню научного развития с американцами примерно на одном уровне, то теперь отстаем в среднем на 7-10 лет, что в условиях информационной цивилизации означает - навсегда...
В результате более чем столетнего диктата евроцентрических идей сложилась ситуация, что убедить нынешнюю российскую молодежь в том, что Россия - лучшая страна в мире (то, в чем абсолютно уверена по отношению к своей стране, например, американские, японские, французские, германские тинейджеры) - крайне сложно. И убедить их в необходимости напрягать мозги для страны - трудно. Если вообще возможно.
Так что же делать?
Современные проблемы инновационного развития.
Современное состояние инновационного климата в России может быть оценено лишь и только как "катастрофический". В стране защищается патентов в десятки раз меньше, чем в США, причем, патентов с такой степенью защиты, которую предлагает патент США или Евросоюза в нашей стране защищается не более десятка(!) в год. Вклад инновационной деятельности в ВВП страны находится на уровне сотых долей процента. Это - катастрофа, это - деградация интеллектуального класса и отсутствие каких бы то ни было перспектив для дальнейшего развития и даже просто существования страны в обозримом будущем.
Причем, надо понимать, что инновационная катастрофа конца XX - начала XXI века в России спровоцирована не только перестроечным лихолетьем. Более того, это самое "лихолетье" - лишь и только следствие двух десятилетий застоя, когда вся система стимулирования труда и защиты интеллектуальной собственности была выстроена таким образом, что так называемые "лояльность", "активность" и "идейность" имели гораздо большее значение при повышении социального статуса гражданина, чем его даже самые замечательные технические изобретения или научные открытия.
В настоящее время государство осознало всю серьезность создавшегося положения. Но проводимая в настоящее время политика в данной сфере может быть оценена лишь и только как бессистемная, судорожная и крайне неэффективная.
Такие проекты как "Сколково" несут в себе катастрофические зародыши будущих когнитивно-деятельностных фрустраций: они могут великолепно справиться с решением некоего ограниченного круга научно-технических проблем, но социальное их влияние - минимально. Они с самого начала организованы именно как территориально-обособленные, с крайне затрудненным общением даже с окрестными населенными пунктами, не говоря уже о России в целом.
Есть еще одна угроза от современной политики стимулирования инноваций. Инновационная политика современного российского государства выстроена таким образом, что сразу же требует от разработчиков технологий мирового уровня, разработок выше уровня, достигнутого тем же MTI или Кембриджем. Но точно также как девять женщин не смогут родить одного ребенка за один месяц, точно также невозможно выйти на мировой уровень сразу же всем студентам, аспирантам, молодым ученым и инженерам только по факту их работы даже в самых что ни на есть приоритетных областях. Более того, категорическое требование обеспечить с первых шагов, с первых исследований "рыночность" разработок, их капитализации (при этом эту самую "рыночность" должен обеспечить именно сам разработчик) - является самой большой ошибкой современного российского государства.
Категорически настаивая лишь и только на таком механизме внедрения инноваций, государство показывает, что в нем отсутствует понимание того факта, что создание новых устройств и их продвижение на рынке - это совершенно разные профессии, которыми должны заниматься совершенно разные люди. Времена Эдисона давно прошли. Совмещение столь разноплановой деятельности в одном человеке означает лишь и только резкое снижение уровня инновационности его технических или научных разработок при невозможности получения адекватной рыночной цены за уже созданный интеллектуальных продукт, поскольку у разработчика резко сократится время для его основной деятельности, а постижение всех мельчайших нюансов рыночных отношений сделает перспективы получения новых полезных результатов его основной деятельности еще более отдаленными.
Более того, при такой постановке вопроса есть угроза того, что инноватор, особенно молодой, может, что называется, надорваться, попасть в состояние фрустрации, при которой любая конструктивная деятельность становится невозможной, а Россия теряет человека, способного создавать принципиально новые идеи и устройства, новую прибавочную стоимость, если называть вещи своими именами, а вместо этого получает нытика и неудачника.
Как результат, при такой политике добавляются лишние аргументы для тех сил, которые постоянно твердят, что Россия - бесперспективное государство и лучшее, что оно должно сделать, это исчезнуть с исторической арены, уступив место другим государствам.
Нам такой подход не просто не нравится. Мы готовы предложить свой вариант действий по изменению ситуации и намерены всеми силами продвигать его в виде разного рода законодательных инициатив, материального и финансового обеспечения участников наших проектов в данной сфере, а также путем изменения в целом отношения к инноваторам в России.
Для этого полагаем, что необходимо предложить России принципиально новую политику в области технических и научных инноваций.
Программа политической партии "Правое дело" по созданию инновационного общества в России
Сущность настоящей Программы заключается в триединой деятельности по стимулированию, поддержке и защите деятельности инноватора со стороны государства и бизнес-сообщества (на основаниях государственно-частного партнерства).
Стимулирование - финансовое обеспечение деятельности инноваторов с момента подачи заявки на решение той или иной технической или научной задачи. Причем, учитывая нынешний крайне низкий уровень инновационной деятельности в стране, партия настаивает на признании проведения в ближайшие 15-20 лет именно антикатастрофической политики. В этот период оценка государством предлагаемых молодежью инноваций должна быть избыточно высокой. Это - плата за десятилетия пренебрежения творческой активностью молодежи. Плата за целое "потерянное" для инноваций поколение, родившееся в 1970-80-е годы, которому пришлось жить в годы, когда занятие научно-техническим творчеством означало крайне низкий социальный статус, нищенское существование и невозможность обеспечить своим близким и детям сколько-нибудь приличное существование. Выдержали и не сломались - считанные единицы. Сейчас этот провал наглядно заметен во всех высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах: там четко выделяются люди в возрасте 60-70 лет и 20-30-летняя молодежь. Между ними - поколенческий провал. И избыточный вброс финансов в результаты инновационной деятельности молодежи - это еще и признание государством ошибочности политики в сфере российской науки и техники постперестроечного периода.
Защита - обеспечение проведения за счет государства, либо - в рамках ГЧП - государства и бизнес-сообщества, всех необходимых мероприятий по защите права интеллектуальной собственности инноваторов, включая оплату патентования первого изобретения (полезной модели) при сохранении за автором всех прав на изобретение (полезную модель), в том числе и право на беспрепятственное и без изъяна получение роялти от использования данного изобретения (полезной модели). Кроме того, государство (в рамках ГЧП и бизнес-сообщество) должно взять на себя все мероприятия по дальнейшему продвижению изобретения, включая контроль за соблюдением прав инноватора при продаже-покупке лицензий и обеспечение прав инноватора на весь период ее действия.
Поддержка - проведение государством и бизнес-сообществом политики по созданию заново мыслительных парадигм нашей интеллектуальной элиты. Проблема стала настолько серьезной, что требуются поистине глубочайшие мировоззренческие перемены. Нынешнюю ситуацию в стране можно описать лишь категориями интеллектуального кризиса.
И этот кризис страшнее нашей привязки к "нефтяной игле", нашей сырьевой направленности. Он каждый день показывает нашей талантливой молодежи, что здесь, на Родине, они никому не нужны. Что единственный путь к реализации их таланта и знаний - немедленная миграция в "цивилизованные" страны. Выход из сложившейся ситуации один: необходимо менять духовную атмосферу. Место нынешней интеллектуальной безнадежности и апатии должна занять творческая конкуренция и желание много и эффективно работать, а главное, искать и реализовывать новые знания на благо России.
Начать можно и нужно с технической молодежи. И среди сотен и тысяч мировоззренческих проектов, которые необходимо запустить в ближайшее время, на наш взгляд, ключевое место должен занять общефедеральный проекта создания условий для патентования и внедрения за счет государства идей и разработок молодых ученых и инженеров.
В чем здесь проблема?
Патент - это признаваемое во всем мире средство фиксации прав на интеллектуальную собственность. Кроме того, это очень сильный способ стимулировать интеллектуальную активность людей: на удачных патентах можно заработать огромные деньги (самый богатый человек мира, Билл Гейтс, как известно, именно - изобретатель). Патентование также является показателем уровня инновационных разработок страны. В России с этим делом - очень серьезные проблемы. Число имеющихся в нашем распоряжении патентов (всех, чье действие заканчивается в ближайшие 15 лет) в полтора раза меньше, чем защищается в США за год!
И это при том, что россияне отнюдь не тупее тех же американцев. Дело все в том, что полноценное патентование изобретений и полезных моделей, начиная от оформления заявки на патент и заканчивая изготовлением опытного образца для испытаний, - стоит в среднем 10 тысяч долларов США. Постановка защищенной патентом идеи на массовое производство может стоить сотни тысяч долларов США.
Для абсолютного большинства студентов-первокурсников, аспирантов, молодых инженеров и ученых все эти суммы являются запредельно большими. К несчастью для страны эти суммы являются критическими и для предприятий и институтов, где наши студенты, аспиранты или молодые специалисты учатся или работают.
Критической в том смысле, что:
- во-первых, есть риск "не оправдать" понесенные расходы ввиду того, что изобретение не будет востребовано,
- во-вторых, у молодого инженера или ученого еще нет необходимого реноме и авторитета среди экспертного сообщества (не говоря уже о студенте или аспиранте) и никто не возьмет на себя смелость гарантировать успех дела в случае получения банковского кредита на патентование и запуск изобретения в массовое производство,
- в третьих, даже если наш студент или аспирант (молодой инженер или ученый) самостоятельно "на коленке" создаст опытный образец своего изобретения и побираясь по электричкам наберет необходимую сумму для запуска процесса патентования - не факт, что ему удастся заинтересовать своим изобретением рынок. На рекламу денег у него все равно не будет. Участие в выставках стоит очень дорого. Рекламные расценки в СМИ - зашкаливают.
Конечно, нашему студенту, аспиранту, молодому ученому и инженеру рано или поздно повезет. Талант пробьется и всегда найдет себе дорогу, если он - настоящий талант. Он добьется признания старших коллег, он найдет денег, он найдет мощности для изготовления опытного образца и сумеет создать стенд для его испытания. Он даже сумеет добиться постановки своего изобретения на массовое производство.
Но сколько для этого понадобится времени, сил, нервов...
Сколько времени уйдет впустую!
И как часто нашего студента, аспиранта, молодого инженера и ученого будет посещать мысль: "А не послать ли подальше матушку-Родину и не отправиться ли за границу, в те страны, где отношение к талантливой молодежи совершенно иное?"
И стоит ли после этого удивляться, что огромная Россия с неисчислимыми интеллектуальными ресурсами защищает патентов меньше, чем какая-нибудь Голландия!
Проблема заключается еще и в том, что столь популярные ныне технопарки не решают проблему "первого шага". На рыночный успех даже в них могут рассчитывать лишь именитые изобретатели, которые приходят туда с папкой тщательно защищенных патентов. Всем остальным придется первые шаги делать столь же трудно, столь же долго и без всякой гарантии на возврат затраченных средств кредитору (банку, кредитной организации, друзьям) со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В этой связи для России крайне необходим общефедеральный проект "Первый патент" для талантливой научной и технической молодежи, с финансовой помощью которого будет осуществляться патентование изобретений и полезных моделей молодых инженеров и ученых. В задачи проекта также должно войти продвижение этих изобретений на рынок (включая, и на мировой).
Проект должен также стать стимулирующим фактором для талантливой технической и научной молодежи в их инновационной деятельности (грубо говоря, одним из отдаленных результатов деятельности Проекта "Первый патент" должно стать то, что все выпускники-отличники технических и естественно-научных вузов России должны иметь защищенный или находящийся в процессе защиты патент. Для аспирантов технических вузов, выходящих на защиту ученой степени "кандидат технических наук" и, возможно, для аспирантов, выходящих на защиту ученой степени "кандидат физико-математических наук", наличие защищенного патента на изобретение или на полезную модель - должно стать одним из условий успешной защиты диссертации).
Это решение тем более важно, что в таком случае на предприятия или институты начнут приходить не сопляки-студенты и не боящиеся собственной тени аспиранты, для которых малейшая угроза остаться без работы становится сильнейшим наказанием за любую попытку "высунуться", предложить какое-либо новаторское решение поставленной инженерной или научной задачи. Нет, на предприятия и в НИИ, в государственные учреждения и в вузы будут приходить молодые, уверенные в себе инженеры и ученые, имеющие за плечами признание экспертного сообщества, выраженное в патентах на изобретения или полезные изделия. У них будет роялти, вполне сопоставимое с предложенной им зарплатой. Им не надо будет смотреть на своего научного руководителя как на отца-кормильца и тем более - как на истину в последней инстанции. Достаточно большое количество таких молодых инженеров и ученых смогут сломать нынешнюю ситуацию убийственной рутины, характерную для значительной части государственных учреждений, КБ и НИИ, в результате чего мы наблюдаем картину постепенной деградации инновационной способности России.
Более того, даже если наш выпускник все же решит уехать работать за границу, у него будет четкое осознание того неоспоримого факта, что благодаря помощи Родины, благодаря тому, что он смог защитить патентами свои идеи, - у него будет сопоставимая со средней по стране пребывания зарплата, а не как сейчас - в 3-4 раза ниже, чем у аборигенов. А постепенное понимание того, что размер роялти у него и на Родине был бы примерно одинаков, но при этом в России его бы носили на руках, а не считали очередным эмигрантом-неудачником, - неминуемо приведет к его возвращению на Родину.
При этом на нынешнем этапе не идет речи о самоокупаемости проекта или выходе его на прибыль. Основная задача первого этапа создания инновационного общества, по мнению "Правого дела", должна заключаться в создании класса иннновационо-мыслящих уверенных в себе, в своих знаниях и умениях людей, численностью не менее одного миллиона человек. Затраты на этот этап проекта вполне по силам нашему государству и тем более при софинасировании в рамках ГЧП. Легко подсчитать, что если для финансирования тысячи патентов РФ необходимо порядка 25-30 млн рублей, то для одного миллиона патентов понадобится порядка 25-30 миллиардов рублей. Но зато число талантливых инновационно-активных россиян достигнет именно критической массы, после которой переход к инновационному обществу станет неизбежным. И тут даже не так важно, что в таком количестве потенциально рыночных патентов будет не так много - 5-10%. За 15-20 лет даже это количество коммерческих патентов будет способно с лихвой покрыть все расходы и обеспечить стремительный старт инновационной активности россиян при реализации последующих этапов проекта.
Сам факт, что перед глазами молодежи будет документ, в котором прямо говорится, что крепкие знания и желание работать на благо Родины могут сделать человека состоятельным - это дорогого стоит. В стране изменится духовная атмосфера - место нынешней интеллектуальной безнадежности и апатии займет творческая конкуренция и желание много и эффективно работать, а главное, искать и реализовывать новые знания.
Партия "Правое дело" обращает внимание, что пилотная реализация такого проекта уже начата. Первые патенты, оформляемые по такому принципу, уже в работе. Сразу же отпали все сомнения, что студенты способны изобрести только что-то несерьезное. Самым первым объектом патентования стал проект машины для дистанционного тушения пожаров на торфяниках и особо сложных лесных пожаров, а также устройство, способное существенно экономить питьевую воду в домашнем хозяйстве. В настоящее время готовится к патентованию еще ряд проектов, получивших одобрение инновационного сообщества России, выраженного в ряде дипломов всероссийских конкурсов.
Перспективы развития проекта
Безусловно, государственная и государственно-частная опека инноваторов не может быть постоянной. После выполнения первого этапа проекта необходимо будет выходить на режим финансовой самоокупаемости. Для этого надо будет постепенно, начиная примерно с 5-10 года реализации проекта, вводить принцип обратной детерминированности государственной (государственно-частной) поддержки инноваторов от уровня их финансовой и творческой самостоятельности: чем выше технический и научный уровень разработок, чем выше уровень доходов, получаемый от внедрения этих разработок (в том числе и путем продажи лицензий), тем меньше должно государство и бизнес-сообщество помогать данному инноватору. Конкретные критерии и стандарты уровней такой помощи (от полного финансирования разработок и патентования и обеспечения существования самого инноватора до полной самостоятельности инноватора) должны быть выработаны в рамках работы трехсторонних (государство, бизнес-сообщество, инноваторы) комиссий.
С другой стороны, необходимо создавать условия для максимально широкого освещения работы инноваторов и создания самого позитивного реноме наиболее талантливым инноваторам. Для этого в рамках данного проекта необходимо создать информационно-коммуникационный канал, использующий последние разработки в сфере UGC и кабинетно-блоговых информационно-коммуникационных технологий.
Основным результатом деятельности проекта станет рост числа защищаемых и внедряемых в производство патентов и повышение их капитализации до уровня ведущих стран мира: США, ЕС и Японии.