Во времена моей молодости пришлось проходить производственную практику на одном знаменитом станкостроительном заводе. Там было два стоящих рядышком цеха. Один - большой, светлый, чистенький, оснащенный самом современным оборудованием. Второй - старый, закопченный, с, казалось, навеки въевшейся в пол и стены грязью. Только вот первый цех едва сводил концы с концами даже в с выпуском плановой продукции, не говоря уже о том, чтобы окупиться, наконец. Второй же давал план и обеспечивал прибылью едва ли не весь завод...
От этих воспоминаний я не мог отделаться при посещении Московского авиакосмического салона. Все - великолепно! Красиво и чертовски зрелищно! А что вытворяли в воздухе наши герои-летчики! А самолеты на рулежной дорожке!
Вот только как вспомнишь о статистике за 2004 год и как-то становилось грустно.
Ситуация-то на самом деле в отрасли фиговенькая.
Все основные экспортные поставки завершены и больше многомиллиардных контрактов не намечается. Дошло до того, что на конец июня 2005 года предприятия российского авиапрома не имели контрактных обязательств на поставку в этом году самолетов. На самом авиасалоне было объявлено о заключении контрактов на суммы от 1 до 4.5 миллиардов долларов на срок до 2012 года, но очень большая часть этих контрактов касалась, например, самолетов RRJ, которых нет в природе, только красивые полированные макеты...
Зато, как это ни странно и ни удивительно, общие цифры по отрасли (как заявил один из руководителей отрасли на одной из пресс-конференций - "средняя температура по больнице") вполне благополучные! За счет чего? И вот тут-то, когда начинаешь разбираться - за счет чего именно наш авиапром вполне уверенно держится на плаву, настает пора гордости для нас, для автомобилистов.
Авиационщики - чертовски умные в основной своей массе люди. Ситуацию с падением объемов производства они просчитали уже давно и приняли меры для коррекции положения. Одной из основных программ стало диверсификация производимой продукции. А основное место среди "непрофильного" производства наряду с железнодорожной тематикой, выпуском медицинского оборудования и многим другим заняло производство антиблокировочных систем, цифровых тахографов, спидометров, разнообразных контроллеров, приборов спутниковой навигации для автомобильного транспорта.
И на МАКСЕ-2005 было показано очень многое из производимой продукции. Правда, ОАО "Российский авиаприборостроительный альянс" загнал стенд МФПГ "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование", специализирующейся на автомобильной тематике, со всеми автомобильными приборами в самый дальний угол своего павильона. Там, кстати, и вентиляция была никакая, что серьезно мешало и самим стендистам и посетителям. (Как тут было не вспомнить "мой" старый, но жутко прибыльный цех!)
Но выставленные в этом темном углу образцы стоили того, чтобы их самым внимательным образом изучили специалисты.
Там были представлены две модификации антиблокировочной системы: АБС-Т (4S/4K) для автомобиля-тягача, для автобусов и тому подобных автотранспортных средств, и АБС-П (4S/3K) для прицепного состава. Принцип работы их всем известен: при движении электронный блок управления (на снимках оба варианта - тот, что пострашнее - для 12-вольтовой бортовой сети, а тот, что блестит и сверкает, - для 24-вольтовой бортовой электросети) постоянно получает от датчиков частоты вращения колес ДЧВК (на фото - белые провода с латунными цилиндрами) информацию о частоте вращения всех подключенных к нему колес, а также об их ускорениях (положительных или отрицательных), и при превышении получаемых значений неких заложенных в его память пороговых значений начинает изменять с помощью электропневмомодуляторов ЭПМ-1 (для автомобилей и автобусов) или ЭПМ-П (для прицепов) давление воздуха в тормозных камерах. Тем самым предотвращается блокировка колес и обеспечивается оптимальное сцепление с дорожным покрытием в данных конкретных постоянно меняющихся условиях.
Этот процесс регулирования давления воздуха в тормозной системе производится вплоть до скоростей менее 10 м/сек, либо до того момента, когда водитель сам прекратит торможение. При этом АБС-Т может исполнять роль ограничителя максимальной скорости движения, регулируя "максималку" с точностью *1,5 км/час. АБС может выполнять и роль некоего "черного ящика", фиксируя в энергонезависимую память все события последних 40 секунд экстренного торможения.
Производит АБС научно-производственное республиканское унитарное предприятие "Экран" (г.Борисов, Беларусь). Таких АБС только на КамАЗ уже поставлено более 20 тысяч комплектов. Активно ведутся поставки на ПАЗ (порядка 900 комплектов в месяц). Есть заинтересованность в поставках АБС и со стороны других автопроизводителей и на МАКСе состоялся ряд переговоров.
Представлен был на авиасалоне и цифровой тахограф, разработанный Научно-производственным республиканским предприятием "СКБ "Камертон" (г.Могилев, Беларусь), а изготавливает их ОАО "Измеритель" (г.Смоленск). Этот прибор разработан в соответствии с европейскими нормативно-техническими документами - Annex 1 (B) Council Regulation (ЕС) N2135/98 от 24 сентября 1998 для записывающей аппаратуры, встраиваемой в автотранспортные средства.
Цифровой тахограф измеряет и регистрирует скорости движения (каждую секунду в течение 24 часов), измеряет пройденное расстояние, измеряет частоту вращения коленчатого вала двигателя, измеряет уровень топлива в баке, контролирует действия экипажа (правда, храп водителей в кабине на стоянке не записывает, но, судя по всему, это дело недалекого будущего), регистрирует все превышения допустимой скорости движения и превышения времени непрерывного вождения, правда, дает водителю шанс не допустить эти нарушения, заранее предупреждая об их возможности. Все это записывается в чип-карты водителей, владельца АТС и может быть прочитано сотрудниками ГИБДД и сервисных служб, гарантируя при этом защиту от несанкционированного доступа к данным.
Показали и микропроцессорную систему управления стационарными и транспортными газовыми дизелями М-20, разработанную ЗАО "Абит" (г.Санкт-Петербург) и серийно производимую Государственным рязанским приборным заводом. Прибор способен управлять восьмицилиндровыми дизелями КамАЗ с распределенной или центральной подачей сжатого (компримированного) газа при напряжении бортовой сети 24 вольта.
Система состоит из блока управления "Корвет", каналов передачи управляющей информации и электронно-управляемого жиклера.
В связи с тем, что с нового года все спецмашины и автобусы в обязательном порядке должны будут оснащаться системами спутниковой навигации, то следующий образец - естественно, КАИС (комплекс автомобильный информационно-связной). Его изготавливает смоленское ОАО "Измеритель". Комплекс работает по навигационным сигналам спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS и имеет возможность приема/передачи голосовой, навигационной и телеметрической информации по каналам сотовой связи стандартов GSM или УКВ.
Комплекс может многое. Он может, например, определить координаты места, курс и скорость движения автомобиля, текущее время в любое время суток. Он накапливает навигационную информацию и обеспечивает ее выдачу на внешнее считывающее устройство. Этот комплекс по мультиплексным каналам автомобиля собирает всю телеметрию о работу узлов и агрегатов автомобиля и рассуждения диспетчера главного механика автоколонны "доедет ли это колесо до Казани или нет" могут быть совершенно объективными, даже если они сидят перед пультом за тысячу километров от фуры.
Комплекс помимо всего прочего оборудован скрытой кнопкой тревоги, с тем. чтобы "в случае чего" водитель смог включать прослушивание разговоров в кабине.
Номенклатура выпускаемой МФПГ "Корпорация "Аэрокосмическое обрудование" для автомобилей продукции постоянно растет. Так, начальник отдела внедрения новой техники Валерий Хвеженко рассказал о том, что уже создана и проходит испытания электронная система дистанционного управления коробкой передач. Эта система особенно актуальна для больших автобусов с задним расположением двигателя и КПП, а также поможет серьезно облегчить "участь" водителей большегрузных грузовиков. Опытный образец уже обеспечил на стенде порядка 150 тысяч переключений и успешно продолжает работать.
Есть и еще разработки.
В общем для генерального директора Центральной компании МФПГ Валерия Киселевича есть повод для гордости. Если в 2003 году по автомобильной тематике было изготовлено продукции на 10 миллионов долларов, то в 2005 году - запланировано выйти на 35-40 миллионов долларов, а в 2006 году объем производства автомобильных компонентов достигнет 80-100 миллионов долларов. Генеральный директор ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование" Сергей Бодрунов полон энтузиазма относительно роста объемов выпуска автомобильных компонентов. За счет проводимой программы диверсификации долю военной продукции удалось снизить с 92% в 2001 году до 75% - в 2004 году. Судя по всему, оптимальный баланс в 60% - оборонная продукция и 40% - гражданская продукция будет достигнут в ближайшие годы. Легко подсчитать, что "по деньгам" автомобильное производство станет вполне сопоставимо с объемами производства "профильной" авиатехники.
Так что на авиасалоне автомобилисты могут испытывать особой чувство гордости: без них все это великолепие было бы изрядно поблекшим. Без автомобилей вообще вряд ли бы могла бы существовать авиация. Машины обеспечивают старт и регламентные работы на самолетах и вертолетах, подвозят полезную нагрузку и чистят ВПП аэродромов и выполняют еще массу необходимой работы, без которой полеты в принципе не состоялись бы. Ну а теперь настало время, когда российский автопром становится совершенно реальной базой для авиации.
И как тут не было не вспомнить ту давнишнюю производственную практику! Правда, думается, если и дальше так дело пойдет, то через пару авиасалонов автомобильный раздел выйдет из дальнего угла павильона в первые линии. И, глядишь, сам салон будет называться "авиационно-автомобильным". А почему бы и нет?