Перевалов Валерий Виктрович: другие произведения.

Правила раздора ( немного о П.Д.Д.)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

  Приглашение к разговору
  
  Задумывались ли вы, почему встречные водители спешат предупредить друг друга, когда видят гаишника с радаром? Ведь машиной, которой мы подаём световые сигналы, может управлять нетрезвый человек, наркоман, вооруженный преступник, место которому где угодно, только не за рулём. Кто думает об этом, когда мигает фарами? В этот момент все мысли о том, чтобы уберечь коллегу от общения с инспектором. Благодаря предупреждению встречные водители сбрасывают скорость и беспрепятственно проезжают мимо очередной "засады". А что потом? Того, кто "моргал" фарами, это мало интересует. Не потому ли мы имеем мрачную статистику дорожной аварийности?
  
  
  В так называемых развитых странах полицейские часто получают информацию о ненормальном поведении водителей на дороге от очевидцев. "Развитые" граждане больше верят полиции и государству, чем мы? Или на первое место выходит соображение: если я не нарушаю установленные правила, с какой стати оставаться в стороне, когда это делают другие?
  
  Возможно, наши специалисты знают, почему происходит так, а не иначе, и что делать, чтобы улучшить жизнь вообще и на автомобильной дороге в частности. А может быть, нет у нас таких специалистов? Или всё, о чем они не устают повторять, нам не интересно? Недаром говорят: в своем отечестве пророков нет.
  
  Статья, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию, касается роли Правил дорожного движения в упорядочении этого самого движения. Нам кажется, что этот материал послужит великолепным поводом для читателей высказать своё мнение об идеологии действующих Правил, о неточностях и ошибках в тексте этого документа, об организующей или дезорганизующей роли конкретных пунктов ПДД, а также о сложившейся на наших дорогах обстановке, когда человек человеку - скорее волк, чем друг.
  
  Правила раздора
  
  На пустынной дороге, вдалеке от населённых пунктов, одинокий пост ГИБДД. "Очередной этап операции "Вихрь-антитеррор", машину к досмотру!" - заявляет служитель дорожного порядка. Пытаюсь достучаться до человека, спрятанного под форменной одеждой: "Будь я настоящим бандитом, покрошил бы всех в капусту в этой глухомани и уехал бы, да еще рацию вашу прихватил ..."
  
  "Умный больно", - пробурчал служивый, возвращая документы.
  
  Разговоры о необходимости наладить социальный диалог между гражданами страны и государственными органами, как правило, натыкаются на полное непонимание со стороны чиновников.
  
  ГАИ часто приводит статистику дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Например: только за I квартал 2004 г. произошло 33 290 ДТП, в которых погибли 5 267 человек и 38 855 граждан получили ранения.
  
  Плохо? Несомненно. Плохо, что на автомобильных дорогах погибает людей больше, чем на современных войнах. Но тем более необходим социальный диалог, чтобы всем миром решать эту проблему. В конце концов, почему считается, что водители сами могут наказать какого-нибудь лихача, без помощи сотрудника ГИБДД?
  
  И не лучше ли не гоняться за каким-нибудь хулиганом, чья личность и место жительства за пару секунд могут быть установлены по милицейской базе данных, а собрать и представить в суд достоверные свидетельства о его нарушениях? Или, например, всерьёз работать с дорожниками, по вине которых, по разным оценкам, происходит от трети до половины всех дорожных происшествий.
  
  В чем причина разрыва социальной коммуникации между людьми, делающими одно дело?
  
  Смотрим основной документ - Правила дорожного движения.
  
  На первый взгляд, в нём всё, как положено. Строгие формулировки, не допускающие, казалось бы, двоякого толкования.
  
  Вот только почему очень много говорится об обязанностях водителей, пешеходов, пассажиров, а вот об обязанностях "регулировщика" - нет ни слова, кроме разве что указания, что он "должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку" (п. 1.2)?
  
  После того, как обращаешь внимание на этот факт, возникает желание глубже заняться анализом содержания текста этого крайне важного документа, определяющего каждо-дневную жизнь едва ли не всей страны.
  
  Оказывается, в Правилах дорожного движения вообще нет такого понятия как "право", "иметь право". Впрочем, мы всё же обнаружили его в сложном слове "правосторонний". Зато слово "должен" в ПДД фигурирует целых 66 раз. Слова "обязан" и "обязанность" тоже встречаются весьма часто - 45 раз. Наконец, слово "запрещено" в Правилах напечатано 19 раз, в то время как слово "разрешено" всего 10 раз.
  
  А вот что показал анализ п. 2 "Общие обязанности водителей", п. 4 "Обязанности пешеходов" и п. 5 "Обязанности пассажиров".
  
  Для того чтобы описать все обязан
  ности водителя, потребовалось более тысячи слов! Регламентация обязанностей настолько подробная и мелочная, что непонятно, как наши автомобили ещё ездят и даже грузы при этом перевозят.
  
  Водитель на дороге всем всё должен.
  
  Если четко следовать требованиям ПДД, самое простое для него - сидеть на обочине, пристегнувшись ремнём безопасности к креслу, с разложенными на столике для удобства "регулировщика" правами, техпаспортом и бумагами на груз, документами, подтверждающими техническую исправность автомобиля, а также лицензионной карточкой, путевым листом и так далее в том же духе.
  
  Хорошо ещё, что "примечания" к пункту 2.3.3 требуют от лиц, "воспользовавшихся транспортным средством" водителя для каких-то своих нужд, по крайней мере, выдать справку или сделать запись в путевом листе, о том, что они действительно "воспользовались" машиной.
  
  Прав же у водителя нет никаких. Он не может даже узнать причину остановки "регулировщиком"!
  
  А вот у пешехода обязанностей поменьше. Чтобы их описать, хватило 523 слов. Ещё меньше обязанностей у пассажиров - всего 115 слов. Хотя даже у них есть три действия, которые они должны делать, и три действия, которые им выполнять запрещено. Правда, и то, и другое - из разряда "Волга впадает в Каспийское море" и "Не влезай, убьёт!".
  
  Впрочем, и у пешеходов, и у пассажиров - никаких прав при движении по дороге нет.
  
  Отсюда вывод, который только и можно сделать: если у человека нет никаких прав, если любой "регулировщик" смотрит на него как на врага и потенциального нарушителя, то о какой вежливости может идти речь. Ездить разрешают время от времени - и то счастье. "Регулировщик" - Царь и Бог, и требовать от него элементарной вежливости как-то даже смешно.
  
  Безусловно, произошедшие трагед
  ии в стране стали мощным катализатором ужесточения всех возможных правил и законов. Но мы же видим, что нынешние ПДД и без того до предела жестки. И это отнюдь не мешает провозить взрывчатку, оружие и совершать террористам свои чёрные дела где угодно и когда угодно.
  
  И такая практика, как указал наш Президент, неприемлема и нуждается в решительной переделке. Может быть, всё же есть смысл попытаться создать условия для нормального диалога всех участников и регулировщиков дорожного движения. А для этого сначала вспомнить тем, кто пишет правила, что и водители, и пассажиры, и пешеходы - такие же граждане России, как и сотрудники государственных органов и служб. С абсолютно такими же правами и обязанностями. И они также заинтересованы, чтобы в стране был порядок.
  
  Валерий Перевалов
  
  Комментарий депутата Госдумы РФ Виктора Похмелкина
  
  Внешне формальный, но достаточно существенный фактор в рассмотрении Правил дорожного движения (ПДД) состоит в их правовом статусе и их месте в системе правовых актов Российской Федерации. Как известно, ПДД утверждаются Правительством РФ и потому представляют собой подзаконный документ. Между тем, они регулируют крайне важные отношения, затрагивают существенные права и обязанности граждан. И за их невыполнение уже законодательством установлена ответственность, причем как административная, так и уголовная! И это, конечно, абсолютно неадекватная ситуация. С моей точки зрения, такого уровня документ должен утверждаться Федеральным Собранием, т.е. должен иметь статус закона.
  
  Ведомственный характер ПДД определяет и их содержание. По сути, они содержат два круга норм: первый посвящён обязанностям участников дорожного движения и соответствующим правам и полномочиям должностных лиц, которые должны обеспечивать соблюдение этих обязанностей и реагировать на их нарушения, второй - технические нормы по собственно регулированию дорожного движения.
  
  Так вот, если вторая часть ПДД у меня не вызывает особо больших вопросов, хотя специалисты утверждают, что и там есть над чем поработать с учётом сложившейся практики и перспектив развития дорожной сети и увеличения автотранспортного потока в стране, то первая часть ПДД сегодня не выдерживает никакой критики. Процесс регулирования - всегда двухсторонний. Он всегда предусматривает наличие прав и обязанностей у всех участников дорожного движения. В нашем случае, практически ни о каких правах граждан-участников дорожного движения: будь то "пешеходы", "водитель", "пассажир" - речи не идёт. А раз нет прав у участников дорожного движения, то вполне логично, что нет никаких обязанностей у должностных лиц - ГАИ-ГИБДД, которые согласно этим Правилам играют важную роль в охране порядка на дорогах.
  
  Фактически у них есть только самые общие обязанности, установленные не для данной категории должностных лиц, а в целом для лиц, находящихся на государственной службе: не злоупотреблять служебным положением, не брать взятки, не нарушать другие положения Уголовного Кодекса. Есть обязанности работников милиции, установленные соответствующими законами. Но что касается персональных обязанностей сотрудников ГАИ-ГИБДД именно как "регулировщиков дорожного движения", то о них в ПДД, по сути, ни слова. Эти вопросы регулируются ещё более низким уровнем документов: ведомственными приказами, что превращает их в совсем "односторонние".
  
  В Госдуме РФ для устранения такой ситуации разрабатывается новая редакция закона "О безопасности дорожного движения", с тем, чтобы придать ПДД статус закона и наполнить их содержательными нормами. Ситуация с этой работой очень непростая, требующая больших затрат времени и усилий. Тем более что нам в этом никто не помогает. На словах, могу сказать, очень многие должностные лица за необходимость такого закона, но на деле... Сразу должен сказать, что никаких послаблений для дорожных хамов и хулиганов в новой редакции закона не предусмотрено, наоборот, мы за то, чтобы жестко пресекать такие случаи, и за то, чтобы были защищены добросовестные участники дорожного движения, в том числе и от произвола со стороны государственных органов.
  
  данный текст опубликован в журнале "Грузовик-пресс" Љ1, 2005 http://www.gruzovikpress.ru/article/bd/2005_01_A_2005_03_29-17_35_29/
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Коломеец "Колонизация"(Боевик) Т.Мух "Падальщик 3. Разумный Химерит"(Боевая фантастика) О.Обская "Невыносимая невеста, или Лучшая студентка ректора"(Любовное фэнтези) Ю.Резник "Семь"(Киберпанк) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) Е.Рэеллин "Конкордия"(Антиутопия) А.Емельянов "Тайный паладин 2"(Уся (Wuxia)) Е.Никольская "Магическая академия. Достать василиска!"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) Э.Холгер "Похищенная драконом"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"