Перевалов Валерий Виктрович : другие произведения.

сценарий "Вишневый шкаф"

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

ВИШНЕВЫЙ ШКАФ

Валерий Перевалов

оригинальный сценарий

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   ИНТ. ТЕАТРАЛЬНАЯ СЦЕНА УТРО
  
   На сцене стоит большой стол, вокруг него расставлены стулья. На сцену выходят из-за разных кулис актеры и рассаживаются за столом.
  
   ПЕРВАЯ АКТРИСА
   А на улице такая ужасная погода, ужас, просто ужас.
  
   Из-за кулис слышен громкий смех. Выходят ПЕРВЫЙ и ВТОРОЙ актеры.
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   А тот ему и говорит: "Всех не замочишь!", а Путин и отвечает: "А кого не замочу, того повешу"!
  
   ВТОРОЙ АКТЕР громко смеется
  
   ПЕРВАЯ АКТРИСА
   (недовольно)
   Вот она современная артистическая молодежь. Вам бы только на Новый год Дедов морозов играть, а не служить высокому искусству театра!
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   Да мы же...
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР тянет его за руку к другому концу стола
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Леня, идем, не связывайся.
  
   ПЕРВАЯ АКТРИСА
   (припудриваясь)
   Вот, они уже даже говорить со мной брезгуют. Нет, театральное искусство в глубочайшем кризисе!. Как так можно, на сцене рассказывать скабрезные анекдоты, смеяться
   (показывает)
   гы-гы-гы, как лошадь. Где высокие идеалы? Где творчество, наконец?
  
   Выходит ВТОРАЯ АКТРИСА
  
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   (улыбаясь)
   А это вы тут зудите. Ну и что послужило на этот раз поводом для ваших глубокомысленных сентенций о гибели культуры в России - понос или запор? Или просто - глисты?
  
   ПЕРВАЯ АКТРИСА
   (вспыхивает)
   Ну знаете ли, голубушка! Это уже слишком!
  
   На сцену стремительно выходит РЕЖИССЕР
  
   РЕЖИССЕР
   Коллеги, очень рад вас всех видеть в целости и сохранности после каникул. Должен сообщить вам радостную весть: мы будем ставить Чехова.
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   (с каменным лицом)
   Ну кто бы мог подумать! Ну надо же.
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   А на фига нам Чехов? Его же все наизусть знают. Будут на него ходить всякие старички с внучатами. От них ни в кассе, ни в буфете - никакой пользы. Вот поставить бы какой-нибудь водевильчик с визжащими девицами - сбор бы был, наконец, да и самим поиграть в таком интересно.
  
   РЕЖИССЕР
   Коллеги! Напоминаю, что в театре есть жесткий порядок. И я попрошу этот порядок соблюдать. Сказано, будем играть Чехова, - значит, будем играть Чехова.
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   А то что? Уволишь? Или как?
  
   РЕЖИССЕР
   (неуверенно)
   Если надо будет - то и уволю! Сейчас с этим проблем никаких. Разгоню всех к едрене матери и наберу новую труппу.
   ВТОРОЙ АКТЕР
   Ага, так прям все и набежали пустой водицы с черным хлебушком похлебать.
  
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   Петька, заткнись! Нечего тут выпендриваться.
  
   РЕЖИССЕР
   Итак, господа, актеры. Мы начинаем читку пьесы Антона Павловича Чехова. Первая реплика!
  
   ИНТ. ТЕАТРАЛЬНАЯ СЦЕНА ДЕНЬ
  
   На сцене вокруг стола и на столе сидят грустные актеры. Вторая актриса читает текст своих слов.
  
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   Ну и чего им не жилось. Спокойно пили, ели, веселились.
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР.
   Подсчитали, прослезились...
  
   ПЕРВАЯ АКТРИСА
   Друг мой, ваши слова банальны...
  
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   Нет, ну серьезно, чего им всем не хватало?
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   Денег...
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   Денег всегда всем не хватает. Вот мне бы кто одолжил пару штук до получки...
  
   ПЕРВАЯ АКТРИСА
   (возмущенно)
   Причем здесь вообще деньги? Они жили предчувствием надвигающейся катастрофы. Они видели, что Россия движется к краю гибели и не могли ничем этому помешать. И самое грустное, не хотели. В пьесах Чехова высочайшее предчувствие глубочайшей культурной катастрофы в России, уничтожения целого мыслящего класса и выхода на арену всяких бородатых мужиков без идеалов, без целей, с одними деньгами в голове.
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   Ну это вы загнули. Болел мужик, здорово болел. Он же врач, он сам себе диагноз поставил, и сам себе время отмерил. Не зря же он, когда приехал в Германию, так и сказал: "Приехал, мол, умирать!" И нечего больше придумывать.
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Лопахин, вообще, самый страшный персонаж Чехова. Он же ведь научил миллионы людей тому, что можно быстро стать богатым. Причем, буквально ни на чем. Он и в пьесе, если разобраться, пацан еще совсем, а уже с зубами. Если бы он не любил Раневскую, он бы ее голой оставил... А она бы и пикнуть не смела.
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   Ну почему же ни на чем. Он же вот
   (тычет пальцем в бумаги)
   засеял тысячу десятин маком, и на этом заработал кучу денег. Как раз хватило, чтобы купить старинное дворянское поместье.
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   Да, были времена, когда сельское хозяйство доход приносило!
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Ну да, когда случилось несчастье...
  
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   Какое еще несчастье?
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Когда нам в девяносто первом волю всем всучили. Когда нам волю дали, то что - народ работать стал? Фигушки. Полстраны начали торговать, а другие полстраны - покупать. Когда те все продали, а эти все купили, то роли поменялись. А поскольку и то, и другое мы делали плохо, то скоро всем стало невмоготу. И тут понеслось...
  
   ПЕРВАЯ АКТРИСА
   Да уж, только олигархи и обогатились...
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Вот уж, глупости, олигархи, кругом сплошные олигархи. Если в кране есть вода, знать олигарх нассал туда! Вообще, что такое за зверь - олигарх, кто знает? Может ты знаешь? Или ты?
   (показывает на ТРЕТЬЕГО актера)
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   Кончай трепаться.
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Ну так вот. Все эти олигархи - просто бывшие комсомольские работники, которых старшие партийные товарищи канули под поезд - авось, да выживут в условиях рынка. Кто-то, действительно, выжил. Что самое смешное, все знают, что есть такие зловредные олигархи. Полстраны готово их разорвать на клочки. А вот тех, кто у них в серых кардиналах, кто реально проводит все их дела - никто не знает. А денег-то у них не меньше. а то и больше, чем у этих самых олигархов. Вот ведь в чем загвоздка. Вот в чем причина, что бедствия так долговечны!
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   Причем здесь Шекспир? Мы же вроде как Чехова репетируем?
  
   ТРЕТЬЯ АКТРИСА
   (отрываясь от чтения пьесы)
   Да сколько же можно играть весь этот нафталин!
  
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   (насмешливо)
   Но в нем же рассматриваются самые актуальные проблемы современности.
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Какие актуальные вопросы современности? Разорение помещиков и переход сельского хозяйства на капиталистические методы управления, бурное строительство железных дорог, взрывной рост промышленности, резкий рост населения страны и связанное с этим перенаселение городов, особенно рабочих окраин? Выход на политическую арену новых классов - европейски образованных купцов и городского мещанства - и дикое, безрассудное, фанатичное и самоубийственное противодействие этому старой дворянской элиты. Какая из этих проблем особо актуальна сейчас?
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   Ну зачем же так утрировать? Есть же вечные проблемы: добра и зла, порядочности и беспринципности, власть денежного мешка и бессилие честных людей.
  
   ТРЕТЬЯ АКТРИСА
   Бессильных, потому и честных. Были бы у них в руках власть и деньги - еще надо посмотреть, что бы и как они делали!
   РЕЖИССЕР
   Все, заговорились. Объявляю перерыв.
  
   ИНТ. ТЕАТРАЛЬНАЯ СЦЕНА ВЕЧЕР
  
   На театральной сцене РЕЖИССЕР и РАБОЧИЙ СЦЕНЫ.
  
   РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
   (втаскивает большой тяжелый желтый платяной шкаф)
   Тяжел, зараза! Ну что, этот сгодится?
  
   РЕЖИССЕР
   (возмущенно)
   Михалыч, етит твою мать! Ты чего припер? Шкаф нужен вишневый! Понимаешь, вишневый. Красненький такой, с прожилочками. А ты чего притащил? Это же банальная сосна.
  
   РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
   Ну почему же сосна, обижаешь. Это дуб.
  
   РЕЖИССЕР
   Сам ты дуб! Неси его назад, ищи шкаф из вишневого дерева.
  
   РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
   Ну и где же это, спрашивается, я его найду? Рожу или на рынке куплю? Вот так вот везде только шкафы из вишневого дерева и стоят. Иди и бери. Этот-то пока нашли, да пока сюда подняли - упарились.
  
   РЕЖИССЕР
   Это меня не касается. Вообще, вам за это деньги платят, вот и ищите и таскайте.
  
   РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
   Тоже мне деньги. Если хочешь знать, я такие деньги в легкую на любом заводе за день заработаю. Я здесь, если хочешь знать только из любви к искусству работаю. Люблю я это дело очень!
  
   РЕЖИССЕР
   (обходит шкаф, бьет ладонью по нему)
   Халтура, сразу видно.
  
   РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
   А ты это, вот что сделай...
  
   Подходит к краю сцены, смотрит на балкон с осветительной аппаратурой и кричит
  
   РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
   ВАСЬКА, а ВАСЬКА, кончай спать. Эй!
  
   ОСВЕТИТЕЛЬ
   (недовольно)
   Чего орешь?
  
   РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
   Слышь, Василий, а ну-ка освети-ка нам этот шкаф красненьким.
  
   На шкаф светит красный прожектор.
  
   РЕЖИССЕР
   Не-не, сочнее и гуще краски.
  
   РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
   (кричит)
   Васька, давай самый густой светофильтр. Во, так и держи. Зафиксируй эту пушку в этом положении "насмерть" и больше ее не трогай.
  
   РЕЖИССЕР
   (в задумчивости)
   Слушай, Михалыч, а ты просто гений! Это же что же получается. Стоит вишневый шкаф, а потом: раз - и нету никакого вишневого шкафа, а есть просто сосновый гроб. Это же такая гипербола на все творчество Антона Павловича! Такое раскрытие глубинных идей гибели российской цивилизации, которым проникнуто все его творчество! Ну все, Някрошюс повесится от зависти.
  
   Уходит. РАБОЧИЙ остается на сцене один.
  
   РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
   (долго смотрит в сторону ушедшему режиссеру)
   Чекнутый! Все они чеканутые.
   (кричит на осветительный балкон)
   Васька! Опять заснул?
  
   ОСВЕТИТЕЛЬ
   Ну чего тебе опять?
  
   РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
   Свет гаси! Не фиг казенные лампочки палить.
  
   ОСВЕТИТЕЛЬ
   А тебе-то что, жалко что-ли?
  
   РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
   Ну ты, блин, даешь. Да каждая не выключенная вовремя лампочка - это же лишний рубль в карман Чубайсу. А олигархов у нас любят только в день получки. А во все другие дни - НЕ-НА-ВИ-ДЮТ.
  
   Свет красного прожектора гаснет.
  
   РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
   (удовлетворенно)
   Вот, это уже совсем другое дело. А то понимаете ли... Эх, молодежь. Все-то вас учить надо. Все! Рабочий день закончен.
  
   Руки в карманы, неторопясь уходит.
  
   ИНТ. ТЕАТРАЛЬНАЯ СЦЕНА ВЕЧЕР
  
   На сцене Режиссер и актеры.
  
   РЕЖИССЕР
   Ну что, отдохнули? Тогда мы будем учиться делать фокусы.
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   Знаю чудный фокус. Помните, в цирке у Никулина, Царствие ему небесное. хороший был человек, фокус с яйцом и табуреткой? Давайте, его и поставим.
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   Давай, только делать его будешь ты сам. А то еще чего не получится. Ходи потом с грязными штанами, причем на самом деликатном месте.
  
   РЕЖИССЕР
   Никакой самодеятельности. Все берем из автора. Сначала фокус с картами.
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   (мечтательно)
   Эх, помнится в общежитии мы целыми ночами резались в покер. Хотите, научу? Обалденная игра. Да если еще под коньячок.
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Вот они - современные студенты. Мы в ваше время даже запаха коньяка не знали, а пили только водку. А вместо покера резались в вист. Кстати, гораздо более интеллектуальная игра.
  
   ТРЕТЬЯ АКТРИСА
   Помолчите, пожалуйста.
   (Режиссеру)
   Продолжайте, пожалуйста.
  
   РЕЖИССЕР
   Спасибо. Сначала, фокус с отгадыванием карты.
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Так это просто! Сложить в колоду карты одной масти, да и всех делов. Какую ни вынь, все правильно будет.
  
   РЕЖИССЕР
   Вот и замечательно, ты и займешься. Следующий фокус - исчезновение предмета. Кто возьмется?
  
   ТРЕТЬЯ АКТРИСА
   Я, я, я. А что за предмет?
  
   РЕЖИССЕР
   Ну ерунда какая-нибудь, монетка или еще что.
  
   ТРЕТЬЯ АКТРИСА
   (разочарованно)
   А-а, я-то думала, колье какое с жемчугами или сережки с бриллиантами...
  
   РЕЖИССЕР
   Хорошо. Значит, оказываемся?
  
   ТРЕТЬЯ АКТРИСА
   Ну почему же...
  
   РЕЖИССЕР
   Следующий фокус - чревовещание. Кто будет чревовещателем?
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Да пусть Михалыч из-за кулис поговорит.
  
   РЕЖИССЕР
   Точно! Михалыч, Михалыч! Где он шляется?
  
   Выходит Рабочий сцены.
  
   РЕЖИССЕР
   Значит так, Михалыч. Ты у нас будешь голосом из чрева.
  
   РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
   Чего! Вы что ошалели что-ли?
  
   РЕЖИССЕР
   Объясняю сцену. Она
   (показывает на Вторую актрису)
   будет чревовещательницей, а ты будешь ее голосом. Ну-ка скажи: "А кто это там?"
  
   РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
   (обычным голосом)
   А кто это там?
  
  
   РЕЖИССЕР
   Нет-нет, все не так. Надо тоненьким голоском: "А кто это там?"
  
   РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
   (тоненьким голосом)
   А кто это там?
   (закашлялся)
  
   РЕЖИССЕР
   Во-во, примерно так. Продолжай.
  
   РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
   (встав на цыпочки от усердия, тоненько)
   А что продолжать-то?
  
   РЕЖИССЕР
   Ну не знаю, расскажи какой-нибудь анекдот, что ли.
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   (в сторону)
   Ой, не стоит!
  
   РЕЖИССЕР
   Тихо все!
  
   РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
   (тоненьким голосом)
   Несет баба на себе пьяненького мужика. Тот ее и спрашивает: "Маруся, ты меня любишь?" "Люблю!" "А в чем это выражается?"
   (откашливается)
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   (облегченно)
   Ну надо же, кто бы мог подумать!
  
   РЕЖИССЕР
   Нормально! Сможешь. На вот текст, выучи к следующей репетиции. И наконец третий фокус: появление девушки. Ну тут выбор очевиден.
  
  
  
   ВТОРАЯ и ТРЕТЬЯ АКТРИСЫ
   (переглянувшись, в один голос)
   Мы сейчас!
   (исчезают за шкафом, оттуда слышится шуршание одежды и смешок).
  
   Появляется ВТОРАЯ АКТРИСА с большим платком
  
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   Дамы и господа, супер фокус. Барабанная дробь, зрителей со слабыми нервами и ревнивых женщин просьба удалиться. Ап!
  
   Отдергивает платок. За ним стоит Третья актриса в одном белье. Она изящно изогнулась в бедрах и подняла руки ладонями вверх.
  
   ТРЕТЬЯ АКТРИСА
   Ап! Ну как!
  
   МУЖИКИ
   (вместе)
   Класс! Здорово! Ух ты! Это ты здорово придумала! А еще!
  
   ПЕРВАЯ АКТРИСА
   (возмущенно)
   Какая банальность и пошлость! Превратили театр в кафешантан, бордель и бардак.
  
   ТРЕТЬЯ АКТРИСА
   (руки в боки, режиссеру)
   На что, зачем нам какой-то Чехов, соберем девок из кордебалета и такой водевиль забацаем, полгорода придут, да еще и не один раз. А?
  
   РЕЖИССЕР
   (откашливаясь)
   Ну вы это как-нибудь уже, того. Оденьтесь уже, наконец. И играйте свою роль. В полном соответствии с текстом!
  
  
  
   ТРЕТЬЯ АКТРИСА
   (фыркает)
   Нафталин!
   (убегает за шкаф).
  
   ИНТ. ТЕАТРАЛЬНАЯ СЦЕНА ДЕНЬ
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Было бы ради кого стараться! Зрители... Ага, прям щас. Не тот, я вам скажу, сейчас зритель пошел, совсем не тот. Вот помяните мое слово, на премьере ползала будут небритые журналисты в грязных свитерах, а другая половина зала - подчеркнуто аккуратно выбритые мужики с новых смокингах с длинными рукавами.
  
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   А почему с длинными рукавами?
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   А это чтобы не было видно наколок на руках.
  
   ТРЕТЬЯ АКТРИСА
   Нет, ну будут еще и женщины.
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Ну, естественно, надо же им где-то меха свои выгуливать и бриллиантами хвастаться. Только их можно не считать. Они не на пьесу смотреть придут, а только для того, чтобы убедиться, что та дура из шестого ряда как не умела камни подбирать, так и не научилась.
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   Кстати, насчет журналистов. Я тут недавно болел, ну вы помните. Целых три дня в постели валялся...
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   С кем-кем ты валялся?
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   С температурой! Ну и от нечего делать решил телевизор посмотреть. Наткнулся на ТВЦ. Ну я вам скажу, это что-то! Это не при дамах будет сказано...
  
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   А мы уши закроем. Бедный мальчик, и как это тебя угораздило на ТВЦ наткнуться?
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Пацан ты все еще. Кто же вообще ТВЦ смотрит! Тем более, когда болеешь.
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   Нет, ну действительно. Там все в дерьме, один Лужков - в белом. А кругом - враги, враги, враги. И самый страшный этот, из собеса, - Зурабов.
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   Ох, ты - ребенок. Не понимаешь еще, что лучшего пиара, как на войне с врагами не придумаешь. А если врагов нет. то из надо придумать.
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Только это тоже надо уметь - врагов-то придумывать. Вот в годы моей юности какие были враги - пальчики оближешь, что ни враг, то все гаже и гаже.
  
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   Да... Были, говорят, времена, а теперь только олигархи и остались...
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   Да и с теми, честно говоря, проблемы. Их осталось - раз-два и обчелся... Если так разобраться, то только сам Юрий Михалыч и остался настоящим олигархом.
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Ну да, и при власти, и при деньгах.
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   Ну неужели он не понимает, что такое его телевидение его только позорит?
  
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   А чего вы тут все на него навалились? Я так думаю, он это телевидение даже не смотрит. Он только деньги платит.
  
   ТРЕТЬЯ АКТРИСА
   Ох, и не говорите, я как узнала, какие там у них оклады, мне тоже туда захотелось. Так захотелось, что я даже заплакала.
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Во-во.
   (Третьему актеру)
   Ты бы сам за такие деньги так лужковскую задницу бы обработал, все впадинки и волоски, да еще и не по одному разу!
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   На самом деле, надо просто вспомнить, что в свое время его Береза по первому каналу так мордой об забор отделал, что теперь он предпочитает дуть на воду и потому и перебарщивает. Не забывайте, в 2008 году выборы президента и как там еще все повернется - хрен его знает. А тут в Лужкова 30 миллионов верных сторонников. Это дорогого стоит.
  
   ПЕРВАЯ АКТРИСА
   Главное, чтобы эти 30 миллионов от усердия перед начальством страну не разнесли в клочья.
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   А что и могут.
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   Вот и выдавливай после этого из себя раба, если рабом и спокойнее и сытнее...
   РЕЖИССЕР
   (уныло)
   Ну вообще-то да, надо что-то придумать, посовременнее. А то как-то все обыкновенно получается, как у всех.
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно.
  
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   Ну так надо поработать головой. И у Антона Павловича какой идеал в жизни? Не знаете, а идеал его - работа. Он ведь что писал: "Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторг".
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   Ужас какой! Это он говорил когда? И это говорил человек, который написал: "Неужели я так стара и безобразна, что со мной можно говорить о других женщинах?"
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Это еще что. У него есть пенки и почище: "Пришло время, надвигается на всех на нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку. Лет через двадцать пять - тридцать работать будет уже каждый человек".
   ВТОРОЙ АКТЕР
   Бред какой-то! Когда он это написал?
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   В 1890-м, если я правильно помню.
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   Через двадцать пять - это 1915. Тогда народ еще жил по-человечески. Хотя уже шла война, и уже полегла куча народу. А вот через тридцать - это уже 1920. Расцвет военного коммунизма, интеллигенцию и дворян из тех, что поглупее и не сумевших свалить в Париж, уже всей перестреляли. Все пахали за просто так, за ложки, за пайки с гнилой селедкой. Чай морковный, вместо сахара - гадостный сахарин, хлеб с опилками, да еще и не всегда. И работали все в полном соответствии с пожеланиями добрейшего врача Антона Палыча! Ну почему всегда сбываются только самые гнусные предсказания наших писателей?
  
   ИНТ. ТЕАТРАЛЬНАЯ СЦЕНА ВЕЧЕР
  
   На сцену выходит УБОРЩИЦА
  
   УБОРЩИЦА
   (недовольно)
   Ну и долго вы тут будете топтаться! Шли бы уже куда-нибудь, а то всю сцену загваздали, да и надышали в зале так, что не продохнуть.
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   (толкает локтем Второго актера)
   Я женщина слабая. Я слабая, беззащитная. От всех обиду терплю и ни от кого доброго слова не слышу.
   (оба смеются)
  
   УБОРЩИЦА
   И все бы вам над рабочим человеком издеваться.
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   Так вы идите к нам, в артисты. Все веселее, чем тряпкой махать!.
  
  
   УБОРЩИЦА
   Вот еще чего выдумал.
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Я не Спиноза какой-нибудь, чтоб выделывать ногами кренделя. Я человек положительный и с характером...
  
   РЕЖИССЕР
   Все - отдыхаем. Все свободны.
  
   ИНТ. ТЕАТРАЛЬНЫЙ БУФЕТ УТРО
  
   За буфетной стойкой сидят ВТОРОЙ и ТРЕТИЙ актеры.
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   (подходит)
   Ну че, Сан Саныч, как дела?
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   (получает бокал пива)
   Спасибо!
   (ТРЕТЬЕМУ АКТЕРУ)
   Потихоньку. А ты-то как?
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   Да я вот все думаю, что бы такое забацать, чтобы лучше сыграть эту пьесу. Ведь, действительно, столько раз уже все это игрывалось!
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   Ну и, как положено, пришел к выводу, что надо насытить пьесу любовью?
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   Да, а как вы об этом догадались?
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   (усмехнувшись, отхлебнув пива из бокала)
   Пацан ты еще. Об этом думают уже десятое поколение актеров! Беда у Антона Павловича с любовью. Вся она какая-то вымученная: умершие детишки, стрельба из охотничьих ружей и все такое. "Разве женщина умеет любить кого-нибудь, кроме болонок? В любви она умеет только хныкать и распускать нюни!"
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   (тоже отхлебнув пива)
   Но у него же есть совершенно очаровательные любовные сцены. Например, встреча Лопахина с Раневской. Они не виделись кучу лет. Он ее обожает. "Едут, в самом деле. Пойдем встречать. Узнает ли меня? Пять лет не виделись". Другое дело, что Антон Павлович или не смог, или не сумел написать сцену встречи. Все вынес за сцену.
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   Ага, думай, что говоришь. Он - из бывших крепостных, а она - столбовая дворянка. Да еще и старше его лет на десять, если не больше. Любовь! Выдумал тоже. Прямо сейчас они целоваться будут. Он и потом все в сторонке, да в уголочке.
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   (горячится)
   Ну смотрите же: "Женщине, Костя, ничего не нужно, только взгляни на нее ласково!" Он же приехал специально ни свет, ни заря ее встречать.
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   Ну и где здесь любовь?
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   Да во всем!
   ВТОРОЙ АКТЕР
   Не-е, юмор есть, а любви - увы. Приехал встречать любимую женщину и - заснул! Да и какая может быть у него, в смысле, у Антон Палыча, любовь, когда он за всю жизнь только на актрисе и был женат. А у театральных с любовью - беда. Особенно если оба - таланты. В семейной жизни кто-то обязательно должен дома сидеть и суп варить. Да и сыграть любовь - это сложно, беда как сложно. Вот попробуй.
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   Прямо сейчас?
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   Да. Чего тянуть, ты же актер и находишься в театре! Сделай-ка этюд.
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   (посерьезнев)
   Я так люблю тебя, Оксана! Я знаю, ты будешь опять смеяться надо мной. Знаю, что ты снова и снова будешь дразнить меня, появляясь то с одним, то с другим своим мужиком. Я опять буду звереть от ревности. Я опять буду готов убить тебя. Но я люблю тебя! И я знаю, что ты меня любишь!
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   (допив пива и вставая со стула)
   Это ты к чему? Ты, брат, вносишь в роль свои личные переживания, а это, ты уж меня извини - не профессионально. Дилетантизм. И вообще, если хочешь добиться успеха у женщины - сначала добейся успеха в жизни! "Женщина не прощает неуспеха! Ваше охлаждение страшно, невероятно, точно я проснулся и вижу вот, будто это озеро вдруг высохло или утекло в землю". Понятно? Чехов очень точен, мой мальчик.
  
   Входит ПЕРВАЯ АКТРИСА. Она заказывает рюмку водки и резким движением ее выпивает. Идет к столику ВТОРОГО и ТРЕТЬЕГО актеров.
  
   ПЕРВАЯ АКТРИСА
   Ну что, опять вы, мужчины, рассуждаете о женщинах! Что вы можете о нас знать! Господи, мы сильные, умные, терпеливые и потому мы всегда добиваемся гораздо большего, чем вы - мужики. Только это ничего не значит. Вы не понимаете, что такое - любить! Душа должна быть в человек, душа. И чтобы понимать, что это твоя единственная душа. А все остальное - так, до кучи, как наш Михалыч говорит.
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   Ну да, а если за душой нет ничего, то и выходит дурь, детективы или женские романы. "Ах, Генрих, я так несчастна! У меня засохла любимая роза в вазе". "Дорогая, давая я ее заменю брильянтовой брошью!" "Ах, Генрих, как вы можете идти на такие траты. В моей заснеженной России так много маленьких ангелочков недоедают!" "Дорогая, ради вас я готов их всех усыновить!" Бред, правда! Пошли на сцену.
  
   Навстречу им идет сияющая ВТОРАЯ АКТРИСА
  
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   (входит, улыбаясь и протягивая руки)
   Здравствуйте, мои дорогие! О чем так яростно спорим? А что это был за монолог, почему не знаю этой пьесы?
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   (смущенно)
   Да это мы тут так, этюды повторяем.
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   Этюды - это хорошо. Как вам новая пьеса?
  
   Мужики пожимают плечами. Все идут на сцену
  
  
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   Я вот что подумала. Наверное, надо упор сделать на то, что они все, по сути, ничем не занимаются, понимаете.
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   То есть?
  
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   Ну смотрите сами. У Чехова только один человек что-то делал и чего-то добился в жизни. Это Петр Николаевич Сорин. Да и тот извинялся. Простите, мол, вот пришлось мне, дураку, карьеру делать, действительным статским советником стать. "В молодости когда-то хотел я сделаться литератором - и не сделался; хотел красиво говорить - и говорил отвратительно; хотел жениться - и не женился; хотел всегда жить в городе - и вот, кончаю свою жизнь в деревне и все".
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   Ну насчет этого - да, мы тут говорили. И еще тема любви и вообще отношения к женщине, очень бы хорошо это все проакцентировать.
  
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   Не знаю, не знаю. С этим у Антона Павловича - беда! У него же все женщины - актрисы, причем бездарные и непрофессиональные. Помните: "Я не знала, что делать с руками, не умела стоять на сцене, не владела голосом".
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   Не, ну там же дальше: "Теперь я уже не так. Я настоящая актриса. Я играю с наслаждением, с восторгом, пьянею на сцене и чувствую себя прекрасно".
  
   Выходят на сцену
  
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   (воодушевленно)
   Да, только прежде чем стать актрисой, она убила двух человек.
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   (удивленно)
   Это кого же?
  
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   Своего ребенка и Костю.
  
   ПЕРВАЯ АКТРИСА
   Браво, браво! Вот уж от кого не ожидала такого накала мыслей и слов, так это от Вас, Вы уж меня извините, дружок.
  
   Входят Первый актер и Третья актриса.
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Привет, друзья! О чем так сильно спорим?
   (целует руку Первой актрисе)
   Кого это Вы тут хвалили, кто этот счастливец, достигший высшей из возможных похвал на этом свете?
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   Да, вот, заняты извечным делом русской интеллигенции: спорим, почему же так все хреново вокруг нас. Мы все как опоенные. С ужасом следим за курсом доллара, не знаем, что делать: плакать или радоваться, когда растет цена на нефть. Мы, люди, обязанные жить от своего ума, искренне надеемся, что, наконец, придет тот самый генерал, почти щедринский, который нас построит в стройные колонны и заставит танцевать строем. И вот тогда мы будем счастливы.
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Э-э, как вы тут глубоко копаете. Тогда вот послушайте меня, старика. Да нас не завоевали только потому, что три четверти нашей территории для жизни нормального человека непригодны. А на остальной земле мы такую помойку организовали, что как только очередной завоеватель начинает подсчитывать, во что ему обойдется наведение порядка, так всякая охота отпадает нас завоевывать. Мы делаем плохие автомобили только для того, чтобы их продать подешевле, а на вырученные деньги покупать нормальные импортные! У нас в России невозможно сделать карьеру, если хорошо владеешь русским языком. Начальство очень не любит, когда начинаешь их приказы править. А вот если плохо - английским, то легко, тебе открыты сияющие высоты карьерного роста. Ну разве не так?
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   Ну, тебя и разобрало, еще немного и Жириновский отдыхает!
   (помолчав)
   А дерьма и за границей много. Да и вообще, тот факт, что мы живем в далеко не лучший период нашей истории - еще ни о чем не говорит. Жизнь - она же полосатая: светлая полоса - темная - светлая - темная.
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Ну да, бывает дерьмо светлое, а бывает - темное.
  
   ПЕРВАЯ АКТРИСА
   Зато у нас есть высокая культура.
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   А еще мы делаем ракеты.
  
   ПЕРВАЯ АКТРИСА
   Не перебивать! Да, у нас сейчас проблемы, но мы - великая страна, с великим прошлым! Как можно этого не понимать.
   (уходит твердым шагом со сцены).
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Ну в чем-то она права. Хотя, если разобраться, вся наша культура какая-то убогая. Не в смысле замыслов и профессионального уровня, а по целям. У нас в культуре, то есть в самых глубинных слоях сознания, - пренебрежение людьми труда. И восхищение - всякими дармоедами, умеющими делать вот так
   (прикладывает тыльную сторону кисти ко лбу и закатывает глаза кверху)
   А если он при этом еще что-то говорит по-французски или по-английски, то это просто деятель культуры мирового уровня!
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   Что самое смешное, говорить по-английски или по-французски - это культурно, а вот, например, по-немецки, уже нет.
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Ну так ты сам попробуй сказать: "Же не манш па сис жур!" или "Ищь хабе драй таге нищьт гегессен!" Чувствуешь разницу? А ведь это одно и то же: "Я не ел три дня!" Фраза Кисы Воробьянинова.
  
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   Да, явно не то...
  
   ТРЕТЬЯ АКТРИСА
   А может быть, все дело в том, что наша культура направлена не на деятельность, а на раздумья?
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Ну на самом деле речь надо вести о том, что у нас культура, искусство и жизнь - это все совершенно разные и никак не пересекающиеся вещи. И это при всем при том, что Россия - единственная нация, которая сама себя освобождала от всяких там захватчиков: от татаров-монгол, до поляков, немцев в сорок пятом или коммунистов в девяносто первом. Вот в чем наша настоящая культура!
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   А еще у нас было крепостное право. И конюшни, на которых пороли наших воинов-освободителей за всякую фигню.
  
   Входят РЕЖИССЕР и ТРЕТЬЯ АКТРИСА.
  
   РЕЖИССЕР
   Здравствуйте, господа! Все ли живы-здоровы? Итак, начинаем репетицию. Сцена финальная - отъезд за границу.
  
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   Господи, какая же она все-таки дура, эта ваша Раневская. Ей бы выйти замуж за Лопахина, нарожать ему детей и жить себе спокойно, как у Христа за пазухой. "Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде. Боже милосердный! Я забыл все и люблю вас, как родную... больше, чем родную". Летом бы ездила в Париж к своему "Генриху". Зимой - балы в Петербурге или в Москве. А вместо этого - нищета, обман, страх пустоты. "Вот вам рубль на троих". Дура набитая!
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   А то, что она бы наставляла рога Лопахину - это не обман?
  
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   Ну, во-первых, насчет рогов - это так, к слову. По пьесе она как раз очень верная женщина. Если любит, то до самоотречения, даже этого своего из Парижа, который ей изменял у нее на глазах. А потом, мальчик, ты еще не понимаешь. Женщина не изменяет! Она же не виновата, что люди придумали какие-то глупые правила, которые совершенно не совпадают с женской природой. На самом деле, женщина, очень верна своему мужчине.
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   Или мужчинам.
  
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   Ну это кому как повезет.
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   И отсюда мы приходим к логическому выводу: все что существует, существует только потому, что с этим согласна женщина?
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   Ну ты и загнул! Нельзя ли попроще как-нибудь?
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Ну это я к тому, что страдания любви и ненависти у женщины существуют только оттого, что женщины сами хотят страдать от любви и ненависти. Вот мужик - поженились и не фиг тут. А у женщины в этот момент все только начинается, я так думаю.
  
   ПЕРВАЯ АКТРИСА
   Ну вот, что господа. Как-то уж очень заврались! Речь идет о том, что возможность брака Раневской с Лопахиным отсутствует совершенно. Это попросту невозможно. Она старше его. Это и сейчас моветон и требует от женщины очень серьезного положения в обществе. А тогда попросту делало брак невозможным и недействительным. Стать его любовницей - но они же неровня! Она столбовая дворянка, а он - мужик, из крепостных. И потом - что бы он ей дал?
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   Деньги. Офигенную кучу бабок.
  
   ПЕРВАЯ АКТРИСА
   Но не положение! Над ней бы все смеялись!
  
   ТРЕТЬЯ АКТРИСА
   Ну правильно, общественное мнение тогда создавали такие как Гаев: "От трех бортов в лузу". Прожрал состояние на леденцах, а еще выпендривался! И главное, от него зависела репутация людей. Это ведь он назвал идею Лопухина чушью, так и повелось!
  
   ПЕРВАЯ АКТРИСА
   Ну надо же, не ожидала в этой миленькой мордашке зачатки интеллекта.
  
   ТРЕТЬЯ АКТРИСА показывает ей язык.
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Девочки - не ссорьтесь. И потом. Она же так стремилась в Париж! "Через шесть дней я в Париже". Тут одного "Генриха" маловато будет. Тут что-то другое...
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   Знаете, друзья. Я, кажется, понял. Вся наша интеллигенция того времени потому и поддерживала всех этих придурков-революционеров, что всегда имела в виду в случае чего по-быстренькому свалить из России в тот же Париж. И жить там гораздо лучше, чем в оставленной России с ее лютой зимой, бородатыми мужиками. Заметьте, совершенно не умеющими говорить по-французски.
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   И Зинаида Гиппиус, в Париже 20-х годов, радовалась: "И зачем нам Россия, все же здесь!"
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   Ну да. Зачем им всем была нужна Россия с ее непонятными экономическими и политическими экспериментами? Тот же экономический рост в России того времени требовал постоянного обучения, причем не по-пушкински: "Все мы учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь", а конкретно, со строгими критериями успешности: можешь зарабатывать деньги, или не можешь. Причем, зарабатывать не на витаниях в облаках, а на железяках, на угле, на стали, рельсах.
   (прохаживается по сцене)
   Кошмар, их - дворян, белую кость, заставляют копаться в машинах, по локти в автоле! Да никогда! "Шкаф сделан ровно сто лет тому назад. Каково? А? Можно было бы юбилей отпраздновать. Предмет неодушевленный, а все-таки, как-никак, книжный шкаф".
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Знаете, на заре перестройки вычитал в одном нашем литературном журнале такую статью. Ее смысл был таков: почему потные бородатые мужики в грязных резиновых сапогах и в этих ужасных телогрейках могут зарабатывать на вонючей жидкости под названием "нефть" миллиарды долларов, а наши выдающиеся художники, составляющие элиту мировой культуры, вынуждена влачить жалкое существование, зарабатывая жалкие две-три тысячи долларов в месяц?
  
   ВТОРОЙ АКТЕР
   И если так подумать, вся наша история - бег по кругу. Смотрите сами: поднялись в своем развитии дворяне - и галопом из России в Париж, поднялись купцы и вслед за дворянам вприпрыжку. Пришла партноменклатура и детишек своих - туда же. Вив ла Франс!
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Не, в Париж уже никого не посылали. Так только - корреспондентом ТАССа, или по линии КГБ.
  
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   Так, правильно, французский же сейчас не учат. Все зубрят английский.
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   Ну да. И все новые русские, не дожидаясь, уже обзавелись недвижимостью в Лондоне. И вообще в России появляются лишь на премьере какого-нибудь статусного спектакля, да еще на какой-нибудь великосветской тусовке. И все. Все наши новые русские с самого начала уже в Лондоне!
  
   ПЕРВЫЙ АКТЕР
   Ученые!
  
   ТРЕТЬЯ АКТРИСА
   (мечтательно)
   А в Лондоне хорошо! Чисто. Трафальфар-сквеа, Тауэр, Биг-Бен, мост, карусель - красиво. Красные телефонные будки. Только дорого все - ужас! И сплошные пакистанцы!
  
   ПЕРВАЯ АКТРИСА
   И понимание того, что если уехал из России, то назад уже не вернешься - приходит только потом, когда уже ничего изменить нельзя. И начинаются все эти вопли по поводу тяжкой судьбы эмигрантов. Бедняжки!
  
   РЕЖИССЕР
   Так, я не понял, мы будем начинать репетицию, или как?
  
   ИНТ. ТЕАТРАЛЬНАЯ СЦЕНА ВЕЧЕР
  
   На темной сцене видно как темные тени рабочих сцены расставляют декорации. Выходит РЕЖИССЕР.
  
   РЕЖИССЕР
   (торжественно)
   Декорации! Рабочие со сцены!
   (темные тени разбегаются за кулисы).
   Свет!
   (включаются прожекторы и общий свет на сцене).
   Артисты, на выход!
  
   На сцену выходят все артисты в костюмах чеховских времен.
  
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   (слугам)
   Вот вам рубль на троих.
  
   СЛУГИ
   Покорнейше благодарим, барыня
  
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   Я посижу еще одну минутку. Точно раньше никогда не видела, какие в этом доме стены, какие потолки, и теперь я гляжу на них с жадностью, с такой нежной любовью...
  
  
   ТРЕТЬЯ АКТРИСА
   Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!
  
   Уходит со сцены. Из-за кулис слышен ее голос: "Мама!"...
  
   ВТОРАЯ АКТРИСА
   Мы идем. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!.. В последний раз взглянуть на стены, на окна... По этой комнате любила ходить покойная мать...
  
   Уходит. Выходит Третий актер в костюме Фирса.
  
   ТРЕТИЙ АКТЕР
   Уехали... Про меня забыли... Жизнь прошла, словно и не жил... Я тут посижу...
   (Ложится)
   Ничего... Я полежу... Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего...
  
   За кулисами Рабочий сцены бьет топором по полену.
  
   Выходит ТРЕТЬЯ АКТРИСА
  
   ТРЕТЬЯ АКТРИСА
   Сон.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"