Иванович Петр : другие произведения.

Заметки о смысле жизни

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Заметки о смысле жизни

  

Цель жизни - жизнь!? Если

глубоко всмотреться в жизнь,

конечно, высшее благо есть само

существование. Нет ничего глупее,

как пренебречь настоящим в пользу

грядущего. Настоящее есть реальная

сфера бытия...

Герцен А.И.

Будущее и самое дальнее пусть

будет причиной твоего сегодня...

Ницше Ф.

В чем смысл жизни? Служить

другим и делать добро.

Аристотель

I

Человечество в целом и лучшие его умы в отдельности, начиная с Аристотеля и заканчивая Эйнштейном, до сих пор однозначно не ответили на вопросы о происхождении материи, жизни на земле и о смысле существования всего сущего. В этой небольшой работе невозможно сделать сколько-нибудь научное обобщение по этому поводу, но можно сделать публицистическую попытку изложить свои взгляды на этот счет.
   Итак, прояснение истины в "вечных" вопросах бытия позволит объяснить если не все, то очень многие повороты в истории развития вселенной, человеческого общества, а также причины поступков отдельных людей, и в итоге определить предназначение и цель жизни. Более того, знание закономерностей развития живой и, так называемой, "неживой" природы дает возможность достаточно точно прогнозировать событийность и фоновость жизни.
   Ответить на вопросы: "Почему существует жизнь?" или "Зачем жить?", можно кратко, исходя из собственного мировоззрения, а можно пространно, немного при этом поразмыслив. Это мы и попытаемся сделать.
   Одна восточная мудрость гласит: "Чтобы познать истину достаточно прочесть несколько книг, но чтобы узнать каких, нужно прочесть несколько тысяч книг". Мы попробуем соединить в этой работе взгляды и высказывания достаточно большого количества мыслителей разных народов и эпох и, таким образом, сократить список необходимой литературы.
   Весь жизненный опыт автора этих строк, некоторый багаж его знаний и мировоззрение подсказывают, что смысл существования бытия, равно как и жизнь на Земле, заключается в постоянном стремлении материи, как беспредельной совокупности всего сущего, к равновесию или если выражаться эстетическими терминами, то к гармонии на фоне бесконечно текущего времени. Цель эта по определению недостижима, так как бесконечное количество факторов влияют беспрерывно друг на друга и не дают возможности системе прийти в состояние полного покоя.
   Постановка столь общих вопросов и желание получить всемерно обоснованные и четкие ответы продиктовали такой способ, с помощью которого удалось бы утвердить в этом, как мне представляется, знаний своих сторонников и заронить зерно сомнения у противников этой теории. Однако хотелось бы, в первую очередь, адресовать эти строки молодым людям - тем, кому еще на практике не поздно это знание применять.
   Тем более что именно молодые люди чаще терзаются подобными вопросами, как ими когда-то терзался Пушкин А.С.:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной ты на казнь осуждена?

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

   Счастье, наслаждение, семья, профессия, служение Родине, вера в Бога, наконец, смерть и еще десятки общетеоретических и узкопрактических ответов можно дать на поставленный вопрос относительно жизни того или иного человека. Подчас не находя смысла жизни ни в одном из возможных и доступных отдельному созданию понятий, человек заходит в своих умозаключениях в тупик. Как писал Камю А., "Я видел, как много людей умирает, потому что жизнь для них больше не стоила того, чтобы жить. Из этого я делаю вывод, что вопрос о смысле жизни - самый насущный".
  

II

   Ощущение счастья или наслаждения у психически здоровых людей несравнимо скоротечнее, чем течение всей жизни, и у каждого человека оно очень индивидуально. Само счастье является скорее побуждением к тем или иным поступкам, и если глубоко задуматься и проследить причинно-следственные связи, то мы придем к выводу, что почти ко всем поступкам. Счастье или желание получить наслаждение есть побуждение ко всем побуждениям, а, следовательно, является не столько целью, сколько средством в достижении цели.
   Семейные отношения берут свое начало в естественном и наиболее сильном инстинкте - инстинкте продолжения рода. Несмотря на то, что у животных это чувство носит бессознательный, а у человека - осознанный и глубоко нравственный характер, в большинстве случаев оно оказывается даже сильнее инстинкта самосохранения. Почти каждый родитель отдаст скорее свою жизнь, чем пожертвует жизнью своего ребенка. Но это не значит, что воспроизводство живой природы является и смыслом ее существования, так как это лишь способ ее сохранения.
   Профессиональные навыки приобретаются и используются человеком, чтобы есть, пить и одеваться, в первую очередь, и заниматься культурой, наукой, спортом и т.п. - во вторую. Впервые эту истину как бесспорную, сформулировал К. Маркс. Он же создал учение об использовании этих навыков для обогащения одной группы людей за счет другой, более многочисленной группы людей. Справедливости ради надо сказать, что потребность в труде и профессиональных знаниях - результат естественной физиологии и эволюции человеческой жизни. Проблема только в том, как нерационально подчас мы используем эту потребность. Общеизвестно, что разные люди обладают разной наследственностью, физической формой, способностью к труду и к мыслительному процессу. В последнее время наука все ближе подходит к ответу на вопрос о глубочайших экономических и социальных различиях в развитии отдельных народов.
   Огромный вклад в эту поистине глобальную проблематику внес Джеральд Даймонд, написавший книгу "Ружья, микробы и сталь", которая позволяет по-новому осмыслить скрытые механизмы развития человеческой цивилизации.
   Учитывая всю научную информацию, существующую на сегодняшний день по этой тематике, поневоле приходишь к выводу, что при рациональном использовании плодов человеческого труда, основанном на взаимопомощи, кооперации, интеграции и других позитивных процессов, земное сообщество могло бы давно обходиться без войн. Продолжительность рабочего дня составляла бы не более четырех часов, а продолжительность жизни, в среднем, - не менее 100 лет.
   Один только пример: стоимость одного военного самолета сравнима со стоимостью строительства 20 школ или 10 больниц районного масштаба. Между прочим, пишу эти строки 16 августа 2009 года, в день, когда сразу несколько военных самолетов потерпели крушение недалеко от г. Москвы. Это в мирное время.. К сожалению, действительность такова, что пока наличие непродуктивных расходов, которые несет человечество - неизбежная необходимость.
   Тем не менее нужно отметить, что огромные умственные, физические, материальные и временные затраты необходимы для создания оружия и поддержания его в полной боевой готовности для того, чтобы пугать друг друга, а худшем случае - убивать.
   Правительства, политики и связанный с ними крупный капитал во многих развитых и не только странах зачастую используют сокровенное и благородное чувство любви человека к своей Родине для натравливания народов друг на друга.
   Прикрываясь идеей национального патриотизма, правительства собирают огромные налоги, а капитал получает все новые заказы на "производство смерти".
   Однако если рассматривать истинную любовь к Родине как смысл жизни, то можно сказать, что это наиболее наполненное и доступное для осмысления человека понятие. За словом "родина" стоят близкие и любимые люди, земля на которой родился и вырос, язык, на котором общаешься. Абсолютно естественным представляется желание человека сделать свою Родину более богатой, красивой и сделать это смыслом своей жизни. Великий Альберт Эйнштейн по этому поводу писал: "Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизнь других людей красивее и благороднее".
   И все-таки у жизни намного больше аспектов и граней, чем у чувств, связанных с понятием "родина". Если не принимать во внимание космополитическое мировоззрение некоторых членов общества, то остальные, наверное, согласятся, что достижения фундаментальной науки, открытия в области спасения человеческой жизни, культурные ценности и т.п. - это все достояние всего человечества. Все эти плоды понимания жизни и умения человека, как говорил Толстой Л.Н.: "разумения жизни".
   "Разумение" есть умоприменение, то есть это разум плюс умение его применять. Многие выдающиеся естествоиспытатели и философы доказали наличие зачатков разума у многих животных и даже у насекомых, но только человек, пользуясь устойчивыми понятиями, может размышлять, то есть применять разум.
   Так вот, "разумение" нам подсказывает, что только стремление к красоте, гармонии, добру, любви может наполнить нашу жизнь смыслом. Все слова и поступки, ежедневные, иногда, казалось бы, незначительные дела, направленные в сторону этих идеалов могут максимально заполнить нашу жизнь необходимостью и радостью бытия... если, конечно, вы этого захотите.
   Быть или не быть - этот выбор есть у человека всегда, но только до тех пор, пока он жив...
   "Разумение жизни" вообще, а не только живых существ, состоит в колебательном стремлении всего сущего к равновесию или, если хотите, к гармонии, но не сама гармония. Полное равновесие представляет собой абсолютный покой, то есть ничто.
   Если бы материя не расширялась и не сужалась, все электромагнитные волны стали бы на графике прямой линией, ветер перестал бы шуметь кронами деревьев, в человек перестал думать и чувствовать, то время бы остановилось, и Мир превратился бы в ни что. Только существование и постоянное движение материи превращение ее из одной формы в другую являются необходимым условием существования времени и пространства. Эти две системы координат совершенно бесполезны, если в них ничего ни с чем не происходит.
   Переходя к другому подразделу, хочется вспомнить слова Чаадаева П.Я.: "Прекрасная вещь - любовь к Отечеству, но есть еще нечто более прекрасное - это любовь к истине... Не через родину. А через истину ведет путь на небо".
   Теперь по поводу неба. Вопрос веры в Бога слишком щепетильный и болезненный пока еще, чтобы не останавливаться на нем подробнее...
   В мире существуют десятки различных религий и верований, самые многочисленные из которых - христианство, ислам, буддизм и индуизм. Несмотря на количество приверженцев той или иной конфессии, все они с большей или меньшей степенью универсальности пытаются объяснить людям непонятное и верить в непостижимое. И действительно, осмыслить существование Бога, Творца, Создателя всей Вселенной, его всемогущество также трудно, как понять пределы пространства и времени, границы возможного и невозможного.
   Многим мыслителям прошлого и настоящего представляется, что ограниченность человеческих чувств, несовершенство организации человека и общества, а также недостаток научных знаний не позволяют постичь ни форму, ни сущность первопричины, которую многие называют Божеством.
   Тем не менее, в основе почти всех религий лежит набор или система нравственных и моральных правил, которые на разных этапах развития различных цивилизаций играли прогрессивную или сдерживающую прогресс роль. Достаточно вспомнить, как христианство спасло от гибели европейскую цивилизацию, вставшую на путь саморазрушения в эпоху Древнего Рима, и как оно же, христианство, через полторы тысячи лет сжигало на кострах передовых ученых того времени, ведущих человечество к знанию и свету. У каждого времени и народа своя мораль, то есть система правил и отношений, регулирующих действия человека в обществе, но основой этих отношений всегда служит этика или система нравственных координат, общих у многих общественных животных, в первую очередь у человека. Этика выделяет наиважнейшие предметы для изучения - взаимопомощь и самопожертвование одних людей для других. Инстинкт взаимопомощи - преобладающий фактор природы, согласно великому учению, основоположником которого был Чарльз Дарвин. С его трудами некоторые читатели знакомы, а большинство, как минимум, знает, о чем идет речь. Но в наше время появляются и последователи этого учения, причем в разных научных областях. Например, Виктор Франкл (1905-1997 гг.) - основатель особого направления в психологии - логотерапия.
   Логотерапия (от греч. Logos - смысл) - учение о смысле, можно даже сказать, об "исцелении" благодаря смыслу. Ведь невозможность понять предназначение собственной жизни лежит в основе многих психических расстройств и является одной из причин преступности, насилия, алкоголизма, наркомании. Хотя предназначение жизни каждого человека уникально, существуют универсальные ценности, которые делают жизнь любого осмысленной. Это могут быть любимые и близкие существа, сильные переживания и осознания, творчество в его многочисленных формах, вдохновленный труд и многое другое.
   Метод В.Франкла помог ему самому и десяткам других заключенных выжить в концентрационных лагерях фашистской Германии во время второй мировой войны.
   Есть другие эволюционисты, в частности, ученые Страсбургского и Тилбургского университетов во главе с Рональдом Ное, которые экспериментальным путем доказали, что даже в ключевых законах рыночных отношений, возникших, как считается позже, чем появилась первая религия, разбираться могут даже обезьяны. В частности, в одном из экспериментов ученые сделали так, что доступ к лакомым фруктам получила обезьяна, стоящая на самой низкой ступеньке обезьяньей иерархии и которая ранее не допускалась стаей до распределения пищи. Как только обстоятельства сложились в ее пользу, остальные мартышки, в том числе и вожак, всячески выражали раздатчице свое уважение, дабы бывший изгой протянул им заветное яблоко. Общие итоги экспериментов подтвердили тезис о том, что элементарные рыночные отношения не продукт цивилизации, а часть естественных взаимоотношений, складывающихся в ходе распределения ресурсов в любом обществе (РБК daily 10/09/2009).
   Можно было бы привести еще множество примеров регулирования жизненных процессов на базе разделения понятий добра и зла, полезного и вредного, красивого и безобразного, которые не будут иметь никакого отношения ни к какой религии.
   Так или иначе, но все религии истолковывают жизнь, опираясь на фундаментальные нравственные и современные моральные ценности и законы, царящие в обществе. А ведь любой фундамент, любая опора - это нечто более основательное, основополагающее, чем то, что зиждется на этой опоре.
   Смерть - необратимое прекращение, остановка жизнедеятельности организма, но ее нельзя рассматривать как противоположность жизни; смерть противостоит не жизни, а рождению. Можно ли смерть назвать целью жизни? Однозначно, нет, потому что переход из живого состояния в неживое - это вполне естественный, если его не ускорять специально, и закономерный процесс разрушения белковых макромолекул. В противовес распаду постоянно происходит синтез белка, то есть создание жизни. Это, как две стороны одной медали, и без постоянных переворотов одного в другое круговорот бы остановился. В этом случае жизнь как система пришла бы к состоянию абсолютного покоя, то есть, говоря математическим языком, стала бы равно нолю. К счастью, процессы жизненного развития скорее похожи на закручивающуюся в спираль кривую, то приближающуюся, то удаляющуюся относительно нулевой отметки. Однако, смерть отдельного живого существа неизбежна, но это только подтверждает бесконечность жизненного процесса вообще.
   Известный философ Бердяев Н.А. писал по этому поводу следующее: "Смысл связан с концом. Если бы не было конца, то есть если бы в нашем мире была дурная бесконечность жизни, то смысла в жизни не было бы".
   Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что смерть не есть смысл жизни, но ее необходимый атрибут.
  

III

  
   Оставим ненадолго вопросы предназначения и устройства жизни человека и общества на Земле. Зададимся вопросом о смысле существования Вселенной, в которой мы живем, в чем смысл существования Солнца или травы, по которой мы ходим, в чем, наконец, смысл осознания человеком самого себя и своего места в этом мире? Чтобы ответить на каждый из этих. На первый взгляд не связанных между собой, вопросов, мы нуждаемся в знаниях в самых разных областях науки: астрономии, биологии, психологии и т.д. Но есть одна наука, которая хотя и носит несколько метафизический характер, но которая призвана изучать взаимосвязь всего со всем и имеющая в своей основе практический опыт, соединенный с умозаключениями и предположениям, основанными на этом опыте. Эта наука не принимает за аксиому ничего, что не было бы подвергнуто действительному анализу и подтверждено опытом или самой строгой критикой. Эта наука - синтетическая философия (с.ф.), имеющая исключительно позитивную и рациональную направленность. Ее предмет - это реальный и познаваемый мир. Она может координировать другие науки и являть собой органическое соединение и взаимопроникновение, начинающееся с самой абстрактной науки, которая занимается фактами простого порядка, а именно, с математики и постепенно поднимающееся к наукам сравнительно более конкретным, таким как механика, физика, астрономия, химия, геология, биология, а завершаться социологией и политической экономией, которые охватывают историю современного человечества.
   Между всеми этими, следующими одна за другой, науками нет разрыва непрерывности. Они смешиваются, взаимодополняют друг друга, рождают новые направления исследований, новые науки.
   Ярчайшими примерами возникновения новых наук в наше время можно считать, например, появление бионики - некоего симбиоза биологии и техники, генетику или нанотехнологии.
   В основе синтетической философии всегда один и тот же дедуктивно-индуктивный метод познания, усложняющийся по мере усложнения фактов, с которыми он имеет дело.
   Каждая вновь возникающая наука широко опирается на предыдущие и складывается в закономерную систему. Насколько это позволяет современное состояние наших реальных знаний.
   Одним из первых, кто представит синтетическую философию как целостную научную систему, был великий французский мыслитель Огюст Конт. Он писал примерно следующее: "Все что существует, все существа, предметы, частицы, составляющие беспредельную совокупность Вселенной и имеющие различную природу в количественном и качественном отношении, бесконечно большие или малые, близкие или далекие, помимо какой-либо воли и сознания постоянно оказывают друг на друга действия и противодействия, которые соединяясь в одно движение, составляют то, что мы называем взаимозависимостью и причинностью". Это главная мысль, выведенная данной наукой.
   Некоторые люди называют эту взаимозависимость и причинность Богом или абсолютным разумом, но как бы вы это не называли, - лишь бы вы не придавали этому другого значения, кроме того, о котором только что было сказано, - значения универсального, естественного, необходимого, но отнюдь не преопределенного. Это всегда подвижная взаимозависимость, но мы можем рационально предполагать направление ее движения. Однако понять мы можем лишь то, что доступно нашим чувствам, а они пока способны уловить лишь бесконечно малую часть вселенной. Хотя может больших успехов в этом достигнут будущие "сверхчеловеки", как назвал их Фр. Ницше в своей работе по этике "Любовь к дальнему".
   Некоторые Современные ученые называют синтетическую философию мировоззрением, а не наукой, так как философия в целом, опирается на анализ опыта и знания, а границы нашего знания пока чрезвычайно малы. Ну что же, можно назвать ее (с.ф.) наукой будущего, изучающую "всеобщую жизнь", то есть жизнь со всех сторон. Если использовать такую терминологию, то именно "всеобщая жизнь" создает живые миры и именно она предопределяет геологическое, климатическое и географическое строение небесных тел, в том числе и нашей Земли, и именно она окутала голубую планету всем великолепием органической жизни и продолжает творить человеческий мир, - общество с его прошедшим настоящим и будущим.
   В этом постоянном процессе нет места заранее придуманным или предначертанным свыше законам. В реальном мире сначала есть данность - результат стечения бесчисленных фактов и влияний, - только потом происходит процесс осознания этих факторов и понимание того, как они произошли. Когда люди замечают частое или постоянное повторение каких-то фактов, то они называют это законом природы.
   Благодаря трудам великого физиолога и эволюциониста Сеченова И.М., посвященные рефлексам головного мозга человека, мы можем утверждать, что и развитие мыслительного процесса у наших предков происходило по тому же сценарию: наблюдение, повторяемость, запоминание, осознание, что в результате привело к способности абстрактно мыслить.
   Под словом "природа" мы подразумеваем не какую-то мистическую идею, а сумму существ, предметов и фактов, а также естественных способов, производящих все это. Однако, повторяемость фактов подчас совсем не абсолютна. Всегда остается широкое поле для аномалий и исключений. Это доказывает, что общие правила, принятые нами за Законы не могут охватить беспредельное богатство путей развития. Превосходно об этом сказал сэр Чарльз Дарвин. Он писал, что эти, так называемые, аномалии часто сочетаясь друг с другом и тем самым все больше закрепляясь, создавая, так сказать новые привычные образы действия, новые способы воспроизводства и существования в природе, являются тем путем, следуя которому органическая жизнь порождает новые виды и разновидности. Именно так, начавшись с едва организованной простой клетки, органическая жизнь проходит через все трансформации: вначале растительной, а потом животной организации и создает человека. Кстати, известный русский философ, поэт и публицист Соловьев В.С. даже любовь подразделяет на растительную, животную и духовную.
  

IV

  
   Человек - венец природы на Земле. Останется ли такое положение дел навсегда? Кто мог бы поклясться, что через несколько десятков или сотен веков от самой высшей разновидности биологической формы жизни на нашей планете не произойдет вид существ, значительно превосходящих человека в умственном и нравственном развитии, и который будет относиться к человеку так же, как сам человек относится к австралопитеку, неандертальцу или к обыкновенной обезьяне.
   Пока мы можем быть спокойны. Природа действует очень медленно и еще нет явных признаков, предвещающих рождение более высокоразвитого вида существ. Правда, есть предпосылки, такие как быстрое уменьшение доли физического труда в жизни многих людей, огромное увеличение поток информации и развитие информационных технологий, глобализация мировых процессов и т.д. В качестве шутки можно сказать об увеличении количества лысых мужчин, хотя это явное изменение вторичных половых признаков не говорит напрямую о каком-то эволюционном скачке.
   Кстати, есть теория о том, что женщины лишены обильного волосяного покрова на лице, благодаря естественному отбору, так как им приходилось круглосуточно поддерживать огонь в пещерах и на стойбищах, находясь постоянно вблизи огня, этот покров постепенно перестал отрастать ввиду ненадобности. Правда это или нет - неизвестно точно, но, тем не менее, природа непосредственно и непрерывно продолжает творение человеческого мира. Между прочим, не вина Природы, что некоторые люди в своем разуме отделяют человеческий мир от мира Природы. Это одно целое.
   Причина такого отделения в свойстве нашего разума, который существенным образом отличает человека от других животных видов. Мы себя осознаем и именно этим отличаемся от "братьев наших меньших". Однако сравнительная психология доказывает, что нет животного, которое совершенно было бы лишено ума, и чем ближе какой-то вид по своей организации к человеку, тем более развит и значителен его ум.
   Можно привести множество примеров социальной организации жизни животных, подтверждающих факт эволюции органической жизни на Земле. Например, гусиная стая организована так, что часть птиц, находящихся на земле в отдельно взятый промежуток времени кормиться, другая часть - спит, а третья - сторожит и наблюдает за окрестностями. В случае появления опасности "сторожи" поднимают всю свою в небо. Или волчья стая, которая, как правило, охотится загонным способом, часто применяемы человеком, где все обязанности охотников четко распределены. Когда. Однажды, стадо обезьян, увидев, что один из их братьев пал под пулей охотника, подходят всей гурьбой к стойбищу охотника, требуя от него выдачи трупа, несмотря на страх, наведенный на нее ружьем. Старый самец из этого стада решает подойти вплотную к палатке, он сначала угрожает охотнику, а потом просит и, наконец, своими завываниями добивается того, что ему отдают труп, после чего стадо уносит убитого товарища, оглашая воздух своими воплями (факт описывает натуралист Д. Форбз). В этом случае обезьяны повинуются чувству соболезнования, которое берет верх над их соображениями о безопасности. Это ли не зачатки нравственности, благодаря которой человечество до сих пор живет и развивается, несмотря на все войны и братоубийства.
  

V

  
   Человек психически устроен значительно сложнее любой обезьяны и поэтому на него оказывают влияние значительно большее число социальных, эмоциональных и прочих факторов жизни. Подчас это влияние неблагоприятно сказывается на психике человека и приводит к попытке суицида. Около 20 млн. человек ежегодно на земле совершают попытки свести счеты с жизнью, но неудачно. Еще около 4 млн. человек достигают этой цели (хотя по официальной статистике это около 1 млн. человек). Дело в том, что официальная статистика не учитывает так называемые "смерти от несчастных случаев", как то передозировка лекарственными препаратами, аварии на дорогах, в том числе под воздействием алкоголя, наркотиков, падение с высоты и так далее, а на самом деле это самоубийства.
   Любые власти стремятся скрыть истинные цифры статистики самоубийств от своих граждан. Например, в бывших социалистических странах эти данные вообще были засекречены.
   Считается, что "болезнью самоубийц" является депрессия. До 70% людей, страдающих депрессией, думают о самоубийстве, а 15% из них совершают самоубийства. Поэтому проблема самоубийств - это в первую очередь проблема депрессий.
   С людьми, страдающими подавленностью, а именно так переводится депрессия с латыни, необходимо разговаривать "по душам", находить причины этого заболевания и пути выхода из кризиса. Как писал великий сатирик Жванецкий М.М: "Помер не найдя смысла в жизни, а тот помер найдя смысл жизни, а тот помер не ища смысла в жизни, а этот вообще еще живет! Надо с ним побеседовать...".
   Депрессией страдало много известных и даже великих людей. Среди них были Бетховен, Моцарт, Винсент Ван Гог, Уинстон Черчилль и другие. И хотя это состояние человеческой психики наблюдается и изучается со времен Гиппократа и Древнего Египта (эберсовский папирус - один из древнейших медицинских трактатов, содержащий описание депрессии), универсального лекарства не найдено до сих пор. Причин у этого состояния множество, но коснуться хочется одной, на мой взгляд, самой главной - потери интереса к жизни и удовольствия от нее. Кстати сказать, антидепрессивные лекарства помогают временно, да и только в 30% случаев. Главный метод - это психотерапия, раскрывающая, в первую очередь, психосоциальные причины расстройства, основная из них потеря смысла жизни.
   Если в или ваши близкие потеряли смысл в жизни, ищите его в красоте и гармонии. Загляните себе в душу. Ваши помыслы должны быть чисты и благородны, ваши поступки должны приносить пользу людям и тогда в душе вашей воцариться радость и жизнь ваша наполниться смыслом. Любите. Любовь есть высшая форма красоты. Красота есть движущая сила эволюции. Атрибутами красоты являются вечное движение, ритм, устремление. Красота трансформационна и энергетична, но чем тоньше ее энергия, тем неразличимее ее качества будут грубому зрению.
   В основе индийской философии лежит, так называемая "Живая этика". Это учение очень древнее и говорит оно о том, что Прекрасное есть провод к потоку Беспредельности, к истоку Благодати.
   Тут, по-моему, есть над чем подумать...

  
   Деление природы на живую и "неживую" достаточно условно, так как происходит постоянное взаимовлияние этих частей друг на друга. Например: плутоний оказывает радиологическое влияние на все живое, золото оказывает психологическое воздействие на человека, соляная кислота может уничтожить многие формы биологической жизни. Также установлено, но пока мало изучено, влияние различных минералов на окружающую среду и человека. Большой вклад в изучение этих проблем внес русский естествоиспытатель и мыслитель Вернадский В.И.
   Альберт Камю (1913-1960 гг.) - французский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе
   Дарвин (Darwin) Чарльз Роберт (1809-1882 гг.) - английский естествоиспытатель, основатель теории эволюции.
   Соловьев В.С. (1853-1900 гг.) - русский религиозный философ, поэт, публицист.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"