Из Архива Ночного Дозора
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Очерки из жизни Иных.
|
Владимир Набоков и современная российская фантастика
Введение
Жил-был на свете Антон Городецкий...
Бросила жена - он грустил не по-детски.
Пришел к колдунье - "а ну-ка, наколдуй мне".
"Легко, мой хороший, только хлопну в ладоши,
И жена вернется, от того отвернется,
И маленькая жизнь внутри нее оборвется".
Но налетели вдруг на ведьму тени привидений -
говорят - не бывать преступленью!
Но что же ты, что ты потупила взор?
Сдавайся, ведьма, Ночной Дозор!
Годы прошли. Городецкий не тужит,
водочку глушит, с вампирами дружит.
Начальник хороший - мудрейший Гесер.
Был замминистра в СССР.
Но вот вызывают - нужно ехать скорее:
вампир-парикмахер с подружкой своею
в налоговую к себе заманили подростка,
решили поужинать, подлые, просто.
Антоха успел, завязалась драка,
в хорошем бою, но все ж убил вурдалака.
Но ножницами был ранен в бою,
в принципе был, можно сказать, на краю.
Но добрый Гесер его вылечил быстро -
еще бы! абы кого не берут в замминистры.
А дальше сценарий пошел как по нотам.
Ворона залетела в турбину самолета,
на теплоцентрали что-то взорвалось,
а Света виновна во всем оказалась.
Но встретив красавца Антона, влюбилась
И разрушение остановилось.
Но злой Завулон из Дозора Дневного
сделал из сына Антона Иного.
И как с этим справится наш герой?
Все на просмотр картины второй.
Эпиграф
По сюжету герои Набокова нередко попадают в особое пространство. Это пространство характеризуется признаками слабой освещенности ( или отсутвием освещенности ) и ограниченности ( например, представляет собой коридор ).
В романе "Камера обскура" Ирма просыпается среди ночи от "ужасно неприятного сна" и видит, что в комнате "как будто темнее, чем обычно".
Герой "Романа с кокаином", Вадим Масленников так же воспринимает пространство своей кухни, при этом ему все происходящее вокруг кажется странным. Дверь кухни в этом пространстве остается незапертой.
Вспомним также рассказ о деталях захода солнца, который называется "Катастрофа". Очевидно, что заметная его часть происходит в особом пространстве - это видение героя, Марка Штандфусса.
Цинциннат Ц так говорил об этом особом пространстве - "Мой сонный мир". И вспоминал, как не сразу последовала за другим горожанином его собственная тень.. Между его движением и движением его отставшей тени - эта секунда была важна для героя. Нужно ли говорить о том, какую роль играет тень героя в произведениях С. Лукьяненко? Ведь именно благодаря ей герою удается войти в.. сумрак.
В рассказе "Что раз один, в Алеппо" попадание героя в такое пространство сопровождается.. ощущением странности. Глядя на розу, оставленную в пустой комнате ( нет разницы между отсутствием героини ), он словно испытывает некоторое иррациональное чувство.
В "Романе с кокаином" такое же странное чувство испытывает герой в пустом ночном коридоре.
В одном из "детских" рассказов писателя, "Обиде" ситуация как будто повторяется -- герой оказывается на пустой веранде и глядит со странным чувством на поляну, которая также.. пуста.
В романе "Защита Лужина" после партии с Турати герой обнаруживает себя в таком пространстве, где "холодно и темновато". При этом он начинает видеть "призраков" - одни уносят стулья, другие представляют собой шахматные фигуры -- например, гривастый шахматный конь бьет в барабан.
Помните, как у героя Высоцкого в фильме "Место встречи изменить нельзя" возникал вопрос: "Постой, а это часом не Ира с Божедомки?"
Так же после прочтения некоторых прозаических произведений Набокова возникает вопрос - а это часом не сумрак описан в них?
В настоящей статье будет рассмотрен случай феноменологического описания подобного параллельного пространства в прозе С. Лукьяненко. Прежде всего он будет классифицирован как случай теории о многомерности вселенной ( другие частные случаи этой теории были обнаружены нами в произведениях Булгакова и Крапивина ).
Также он будет рассмотрен с точки зрения Православия - как обладающий признаками так называемого "нижнего мира".
Дополнительно будут приведены образцы "магических заклинаний", которые используются в литературе, описывающей это пространство.
1. Гипотезы об одномерности Вселенной
В советской науке были известны гипотезы об одномерности вселенной. Например, в физике ( каковая наука взялась за труд решить загадку происхождения мира и предложила теорию "большого взрыва" ).
Или в биологии, например, в теории эволюции, суть которой в том, что удел человека - совершать путь по эволюционной лестнице, в начале которой находятся обезьяны, микроорганизмы и простейшие.
Развивали теорию одномерности Вселенной такие прикладные науки как геометрия и астрономия. Так, в геометрии только в середине 19 века были рассмотрены многомерные пространства.
Любопытно, что общей характеристикой теорий одномерности Вселенной была попытка объяснить смысл существования человека путем соединения вещей, которые можно соединить только в воображении.
Теория эволюции соединяла ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ с обезьяним, животным, и проводила нити причинно-следственных связей между ними.
Астрономия предлагала нам рассмотреть немыслимые для ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО разума расстояния, которые на сей день невозможно преодолеть ЧЕЛОВЕКУ.
А физика предлагала свой взгляд на происхождение мира, в основе которого лежали якобы НЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ силы, - безличные силы абстрактной материи.
2. Гипотезы о многомерности Вселенной
Вселенной нашей посреди -
Не сзади и не впереди -
Была одна планета.
Планеты этой посреди -
Не сзади и не впереди -
Был город в центре где-то.
А в центре города был дом,
А в доме том - квартира.
В квартире той стоял диван,
А на диване спал Иван,
Совсем не ведая о том,
Что спал он в центре мира.
( "Сны Петушкова" )
2.1. Гипотеза о существовании "пятого измерения" в романе Мих. Булгакова "Мастер и Маргарита".
Авторство одной из самых ранних в двадцатом веке гипотез о многомерности вселенной принадлежит Мих. Булгакову. Она решена свойственными писателю художественными средствами. В романе "Мастер и Маргарита" герои не раз говорят о так называемом "пятом измерении".
Именно в этом пространстве ( или мире? ) происходит традиционный бал Полнолуния. В этом мире квартира N50, принадлежащая руководителю МАССОЛИТА Берлиозу ( не композитору! ) и Степе Лиходееву, "разрастается" до необыкновенных пределов. Таким образом, моделью пространства Иного мира
становится матрешка. Внутри обычного мира ( с его четырьмя измерениями - высотой, шириной, длиной и временем ) проявляется иное пространство, имеющее "пятое измерение". Подробно об этом интересном явлении смотрите в моем объемном "Комментарии к роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"".
Феномен "пятого измерения" объясняет и то, с какой феноменальной быстротой Варенуха оказывается в квартире N50 ( где обращается в вампира Геллой ) или Степа Лиходеев - в Ялте ( первоначально - во Владикавказе ). Внутри пространства "пятого измерения", как в одной из повестей Белкина, оживают .. давно почившие персонажи.
Так, например, Воланд устраивает грандиозный парад сводников и отравителей, которые были казнены при различных обстоятельствах.
2.2. Гипотеза о Великом Кристалле в повестях Вл. Крапивина.
В повестях Вл. Крапивина из цикла "В глубине великого кристалла" ( "Выстрел с монитора", "Оранжевый портрет с крапинками", "Застава на Якорном поле", "Гуси-гуси, га-га-га" и других ) писатель высказывает предположение, что Вселенная
имеет форму кристалла. По мнению автора, у Вселенной есть несколько граней, на каждой из которых разывивается собственный мир. На соседние грани могут проникать дети, обладающие особым даром и способностями. Их называют "койво". Они обладают способностью не только исследовать соседние грани, перемещаться между мирами, но и уводить в Сопределье ( сопредельный мир ) других персонажей.
Подробно об этой модели Вселенной смотри в моем исследовании "В глубине Великого кристалла. Основные концепты цикла В. Крапивина".
В отличие от гипотез об одномерном строении Вселенной, теория ВПК ( Великого пространственного кристалла ) предполагает, что последний возник не под влиянием безличной силы, но был КЕМ-ТО выращен ( как кристалл Яшка - был выращен мадам Валентиной фон Зеенхафен ).
В повестях "Гуси-гуси, га-га-га" и "Выстрел с монитора" преодолеть пространство данности могут не только дети, но и избранные взрослые.
2.3. Гипотеза о параллельном мире в романах С. Лукьяненко
По мнению литератора С. Лукьяненко, кроме видимого ( материального ) мира, существует некое параллельное пространство - "сумрак". Именно в сумраке, по мысли С. Лукьяненко, вершатся судьбы человечества. А вершат их не земные вожди, а .. Великие Иные. В частности, Гесер и Завулон. И их сподручные.. то есть я хотел сказать - соратники и сподвижники.
О параллельном мире из романов С. Лукьяненко были написаны следующие произведения.
Песня.
Письма, письма лично в Дозоры ношу,
словно я роман-продолженье пишу,
тот, что сам Лукьяненко начал, и вот
вижу сад с скамьей у ворот.
Виду - вижу темные гроздья рябин,
вижу - вижу Темных фигуры один..
знаю - то привиделось мне ввечеру -
морды, морды то - точки ру.
Припев:
Где же моя ненаглядная, где?
В сумраке, сумраке, сумра - ке - ке!
В доме, где Гесер меня ждет.
Полезный совет.
Родился Дозорным - терпи
Судьбы удары и щелчки.
Ведь благородней духом,
Может статься,
Переносить немилость, гнев людей,
И ждать, когда ответите Вы им,
так просто приказав:
"Из мрака выйти всем!"
И побегут ребята,
что так небрежно
относились к Вам.
И в этом есть своя награда.
Интерес к произведениям, посвященным жизни Дозоров, сегодня вполне объясним. Прежде всего тем, что в век дексакрализаций и делигитимаций у человека появляется вполне объяснение стремление, если не тяга, к твердой почве под ногами, к обыкновенному порядку. И он находит этот порядок .. нет, не в современной действительности, увы, а в ином мире. У Иных есть великий Договор. Они чтят Договор, и неукоснительно наблюдают за его соблюдением. Можем ли мы подобное сказать о российских законах? Если последние нарушаются сплошь и рядом, и эти нарушения остаются безнаказанными ( особенно это касается нарушения Закона о русском языке ), если неуважение к основам становится даже не привычным - модным явлением, если вакханалия неуважения к закону и людям охватывает все большее количество "граждан", то в мире Иных все выгодно отличается. Здесь не остается не замеченным и безнаказанным нарушение Договора.
Неудивительно, что все большее количество читателей фантастики воображают себя на месте героев - Иных, стремятся им подражать, примеряют на себя нормы морали иного мира. Они словно отворачиваются от того, что творится в стране, и приникают к фантастическому дискурсу как к роднику, как к источнику.
Нынешние психологи учуяли эту тенденцию. Они заговорили о "дозоромании" и Дозоре как .. симптоме. Задача этих психологов, как они сами полагают, в том, чтобы перевести фантастический дискурс в свою, привычную им систему координат ( имеющую своим основателем господина Фрейда ). Однако попытка скудоумных объяснить феномен Дозора в угоду власть придержащим пока не принесла результата.
3. Немного о "параллельном мире" в повестях С. Лукьяненко.
Прежде всего - выдержка из "Википедии".
Сумрак -- в произведениях Сергея Лукьяненко: собирательное название параллельных измерений, существующих одновременно с нашим миром и связанных с ним.
Только Иные способны погрузиться в Сумрак. Каждый слой выглядит как другой мир (количество лун в них разное, например). Чем сильнее Иной, тем глубже он способен погрузиться. Первый слой доступен для любого Иного. Ниже третьего уровня могут погружаться только Иные 1-го уровня и Высшие. Люди могут воздействовать на Сумрак только косвенно. Мощная взрывчатка способна достать до второго слоя. Ядерный взрыв поражает все слои Сумрака. Двери в Сумраке, даже запертые в обычном мире, обычно открыты (но их можно закрыть из Сумрака). На первых слоях Сумрака запахи отсутствуют, а цвета блекнут примерно до третьего (там их практически нет).
Пребывание в Сумраке требует от организма особых энергетических затрат, и потому чревато как для новообращённых Иных, так и для Иных со стажем. Сумрак не просто тянет силу из Иного, подчас он выкачивает жизненную энергию.
На первом слое бушует ледяной ( ну, не такой уж ледяной ) ветер, но не такой, какой знаком людям. На остальных слоях вплоть до четвёртого включительно наблюдается подобное явление. У каждого Иного реакция на Сумрак индивидуальная -- всё зависит от его силы и умения. Более сильные и опытные видят очертания предметов в Сумраке чётче, да и передвигаться им легче. Слабые же, чем глубже погружаются в Сумрак, тем более и более медлительны. На каждом слое Сумрака вплоть до третьего время течёт примерно в 3 раза быстрее, чем на предыдущем. То есть, когда на первом слое Сумрака проходит минута, в реальном мире пройдёт около 20 секунд.
Для котов и большинства других животных не существует обычного мира и Сумрака -- они живут во всех мирах сразу. Единственная известная форма жизни, обитающая в Сумраке -- это синий мох. Он питается человеческими эмоциями (так же, как и Иные).
Так описывается вход в Сумрак в книге "Ночной дозор":
Мир вздохнул, расступаясь. Будто ударили по мне со спины аэродромные прожекторы, высекая длинную тонкую тень. Тень клубилась и обретала объём, тень глянула в себя -- в пространство, где вообще нет теней. Тень отрывалась от грязного асфальта, вставала, пружинила, будто столб тяжёлого дыма. Тень бежала передо мной... Ускорив бег, я пробил серый силуэт и вошёл в Сумрак. Краски мира стали тусклее, а машины на проспекте будто замедлились, завязли. Прохожие стали призрачной дымкой, машины поползли как черепахи, свет фонарей потемнел, стал давящим, тяжелым. Тишина, звуки сместились в глухой, едва уловимый рокот. Стрелка на часах еле ползет. Здесь медленнее идет время, здесь все иное.
Также подобное описание имеет место в книге "Дневной дозор":
В подъезде никого не было, да это меня бы и не остановило. Я обернулась к двери, и посмотрела -- по-особому, слегка прищурившись... так, чтобы увидеть свою тень.
Настоящую тень. Ту, что рождена Сумраком.
3.1. Первый слой
Рельеф: Совпадает с реальным, но его можно проходить насквозь.
Небо: Днём из-под облаков пробивается свет, а ночью небо смоляно-чёрное. Вместо Луны пояс серой пыли.
Обитатели: Синий мох.
Краски: Оттенки серого, смазанные черты.
Движения: Замедленные.
Ощущения: Холод, тяжесть, бушует ледяной ветер.
Доступ: Все Иные.
Первый слой Сумрака похож на наш мир. Краски серые и смазанные. Время в нём течёт медленнее, чем в обычном мире. Но такой ход времени имеет место только для физических процессов. Все движения здесь замедлены. Очень трудно говорить, дышать, двигаться. Изо рта подчас идёт пар. Слышен низкий отдалённый гул, похожий на звуки моря. Люди из этого слоя видны, как неясные тени. На первом слое рельеф местности почти совпадает с земным. Практически все объекты из нашего мира там сохраняются.
В этом слое видна истинная суть вещей, видны места давних сражений. Если, например, кто-то написал газетную статью, то, взглянув на неё из Сумрака, можно прочитать то, о чём на самом деле думал или что подразумевал автор.
Единственный обитатель -- синий мох, питающийся человеческими эмоциями. Но если на него направить слишком много энергии, то мох не успевает её переварить и сгорает (если уничтожает его Светлый) или замерзает (если Тёмный).
3.2. Второй слой
Рельеф: Может не совпадать с реальным, но обычно близок к нему.
Небо: Днём затянуто густыми облаками, призрачный свет, часто идет дождь. Ночью мутными пятнами светят три луны -- белая, жёлтая и алая.
Обитатели: Отсутствуют.
Краски: Отсутствуют.
Движения: Ещё более замедлены.
Ощущения: тяжесть, сильное давление.
Доступ: Начиная с четвертого уровня Силы.
Второй слой выглядит куда более уныло, но чуть живее, чем первый. Красок вообще нет. Повсюду тяжёлый, свинцовый туман. Здесь движение ещё более заторможено. Небо затянуто густыми облаками. Из туч часто идёт дождь, пахнущий аммиаком и гарью (но здесь запах не ощущается). Если в обычном мире подняться на высокую башню и из неё войти во второй слой, то падение вниз будет чрезвычайно медленным.
3.3. Третий слой
Рельеф: Каменные плиты, сухие стебли и голые стволы деревьев.
Небо: Странно сверкающие облака. Вместо солнца можно увидеть огненное облако.
Обитатели: Отсутствуют.
Краски: Отсутствуют.
Движения: Очень замедлены.
Ощущения: Пространство сопротивляется резким движениям.
Доступ: Начиная со второго уровня Силы.
В третьем слое вместо зданий -- каменные плиты, опутанные сухими стеблями. Встречаются некрупные изогнутые растения, напоминающие деревья без листьев, с причудливо переплетёнными сучьями. В небе плывут сверкающие облака ("будто взвесь стальных опилок в глицерине"). Очень высоко в небе висит багровое огненное облако, Солнце -- единственное цветное пятно в сером мареве.
Пространство "высокой плотности атмосферы".
1-ый, 2-ой и (в какой-то степени) 3-ий слои Сумрака -- это отображения нашего мира. Как правило, предметам, находящимся в реальном мире, соответствуют их сумрачные эквиваленты.
Но чем глубже слой, тем менее явно это соответствие.
Например, боевая граната -- в первом слое ей соответствует такая же граната, во втором это может быть обычный камень. Самолёту во втором слое соответствует большая каменная глыба.
Но бывает так, что в Сумраке не находится аналогий реальным предметам. Так случилось с Останкинской телебашней: во втором слое для неё не нашлось достаточно высокой и узкой скалы или дерева.
Аналогичных объектов может не быть и по иным причинам. Изменения, происходящие в реальном мире, отображаются в Сумраке не сразу: чем глубже слой, тем больше время запаздывания. (Боеприпасы, пролежавшие в земле со времён Второй Мировой войны, в первом слое имеют чёткие сумрачные двойники).
3.4. Четвёртый слой
Рельеф: Песчаная земля, чёрные валуны.
Небо: Розово-белое, солнца нет.
Обитатели: Отсутствуют.
Краски: Появляется намёк на них.
Движения: Замедлены, но приближены к реальным.
Ощущения: Индивидуальны -- либо жар, либо холод.
Доступ: Иные вне категорий.
В четвёртом слое тоже почти не видно цветов, но если взять песчинку и всмотреться, то угадываются зарождающиеся краски -- дымный перламутр, цветные искорки, золотые крупинки. Небо розовато-белое -- как-будто смешали молочные реки с кисельными берегами да и выплеснули всё это в небеса. Никакого рельефа -- безкрайняя песчаная равнина. Местами встречаются разбросанные чёрные валуны. В небе не видно Солнца. В этом слое, как и во всех предыдущих, очень трудно находиться. У каждого Иного на четвёртый слой индивидуальная реакция -- кому-то холодно, а кому-то жарко.
4. Краткий список магических заклинаний для любопытного читателя - по мотивам произведений С. Лукьяненко.
Отношение к магии в раннем христианстве сформулировано в Правиле 61 Шестого Вселенского Собора:
Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восхотят им открыти, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетния епитимии. Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о щастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков; равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов, и колдунов. Закосневающих же в сем, и не отвращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергати из церкви, как и священныя правила повелевают. Ибо, кое общение свету ко тьме, якоже глаголет апостол? или кое сложение церкви Божией со идолы? или кая часть верному с неверным? кое же согласие Христа с велиаром (2 Кор. 6:14-16)?
На протяжении всего периода расцвета ренессансной магии она встречала строгую критику богословов, как католических, так и протестантских.[32]
Согласно православной энциклопедии, "подлинная религиозность чужда магизму, ставящему на место молитвы, веры и жертвенной любви волхвование, заклятие, принуждение. В этом проявляется его глубинная связь с грехопадением, с притязаниями человека утвердить свою волю выше воли Божественной".
Согласно католической энциклопедии, "магия как практика в христианстве не имеет места. <...> Католическое богословие порицает магию и любые попытки её практикования, рассматривая её как тяжкий грех".
С другой стороны, слово "магия" часто используется в переносном смысле, например, по словам авторов той же "википедии", литературоведы любят выражения типа "магия пушкинского слова", "властный жест мага" (М. И. Цветаева об Андрее Белом).
Магию как термин литературоведения или даже феномен светской литературы ( как в случае с "Дозорами" Лукьяненко ) не следует обожествлять. Одновременно с этим трудно спорить с утверждением о том, что магическое в новейшей русской литературе требует безпристрастного исследования.
Ниже приведен список магических заклинаний, которые приводятся в книгах С. Лукьяненко и также играх, сделанных по их мотивам.
Зеркало
Маг создает между собой и противником зеркало, зеркальной поверхностью обращенное к последнему. Любая магическая атака, натолкнувшись на зеркало, возвращается к Иному, который ее осуществил. Так, например, если он использовал заклинание "заморозка", то оно будет применено к нему самому - и Иной на некоторое время застынет в удивленной ( разумеется ) позе.
зверский стук
Темный накладывает на себя чары, доводящие его до состояния умопомрачения. Именно в этом состоянии он производит дикий ( или зверский ) стук, с необыкновенной быстротой.
Быстрое заклинание.
Темный произносит следующее магическое заклинание необыкновенно быстро. Быстрота произнесения заклинания контрастирует с темпом его обычной речи. Как правило, быстрое заклинание содержит проклятия ( например, роду человеческому ).
Домовой
"Не бывает дома без бесенды и без домового". Маг вызывает домового для того, чтобы иметь возможность получить от того магическую энергию.
Обычно это не вносит заметного пересева в соотношение сил. Но домовой отвлекает на себя внимание противников, на домового обрушиваются магические и физические атаки, которые предназначались магу.