Петраков Игорь Александрович: другие произведения.

Из Архива Ночного Дозора

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Новинки на КНИГОМАН!


Peклaмa:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Очерки из жизни Иных.


   Владимир Набоков и современная российская фантастика
  
   Введение
  
   Жил-был на свете Антон Городецкий...
   Бросила жена - он грустил не по-детски.
   Пришел к колдунье - "а ну-ка, наколдуй мне".
   "Легко, мой хороший, только хлопну в ладоши,
  
   И жена вернется, от того отвернется,
   И маленькая жизнь внутри нее оборвется".
   Но налетели вдруг на ведьму тени привидений -
   говорят - не бывать преступленью!
   Но что же ты, что ты потупила взор?
   Сдавайся, ведьма, Ночной Дозор!
  
   Годы прошли. Городецкий не тужит,
   водочку глушит, с вампирами дружит.
   Начальник хороший - мудрейший Гесер.
   Был замминистра в СССР.
  
   Но вот вызывают - нужно ехать скорее:
   вампир-парикмахер с подружкой своею
   в налоговую к себе заманили подростка,
   решили поужинать, подлые, просто.
  
   Антоха успел, завязалась драка,
   в хорошем бою, но все ж убил вурдалака.
   Но ножницами был ранен в бою,
   в принципе был, можно сказать, на краю.
  
   Но добрый Гесер его вылечил быстро -
   еще бы! абы кого не берут в замминистры.
  
   А дальше сценарий пошел как по нотам.
   Ворона залетела в турбину самолета,
   на теплоцентрали что-то взорвалось,
   а Света виновна во всем оказалась.
  
   Но встретив красавца Антона, влюбилась
   И разрушение остановилось.
   Но злой Завулон из Дозора Дневного
   сделал из сына Антона Иного.
  
   И как с этим справится наш герой?
   Все на просмотр картины второй.
  
   Эпиграф
  
   По сюжету герои Набокова нередко попадают в особое пространство. Это пространство характеризуется признаками слабой освещенности ( или отсутвием освещенности ) и ограниченности ( например, представляет собой коридор ).
   В романе "Камера обскура" Ирма просыпается среди ночи от "ужасно неприятного сна" и видит, что в комнате "как будто темнее, чем обычно".
   Герой "Романа с кокаином", Вадим Масленников так же воспринимает пространство своей кухни, при этом ему все происходящее вокруг кажется странным. Дверь кухни в этом пространстве остается незапертой.
   Вспомним также рассказ о деталях захода солнца, который называется "Катастрофа". Очевидно, что заметная его часть происходит в особом пространстве - это видение героя, Марка Штандфусса.
   Цинциннат Ц так говорил об этом особом пространстве - "Мой сонный мир". И вспоминал, как не сразу последовала за другим горожанином его собственная тень.. Между его движением и движением его отставшей тени - эта секунда была важна для героя. Нужно ли говорить о том, какую роль играет тень героя в произведениях С. Лукьяненко? Ведь именно благодаря ей герою удается войти в.. сумрак.
   В рассказе "Что раз один, в Алеппо" попадание героя в такое пространство сопровождается.. ощущением странности. Глядя на розу, оставленную в пустой комнате ( нет разницы между отсутствием героини ), он словно испытывает некоторое иррациональное чувство.
   В "Романе с кокаином" такое же странное чувство испытывает герой в пустом ночном коридоре.
   В одном из "детских" рассказов писателя, "Обиде" ситуация как будто повторяется -- герой оказывается на пустой веранде и глядит со странным чувством на поляну, которая также.. пуста.
   В романе "Защита Лужина" после партии с Турати герой обнаруживает себя в таком пространстве, где "холодно и темновато". При этом он начинает видеть "призраков" - одни уносят стулья, другие представляют собой шахматные фигуры -- например, гривастый шахматный конь бьет в барабан.
   Помните, как у героя Высоцкого в фильме "Место встречи изменить нельзя" возникал вопрос: "Постой, а это часом не Ира с Божедомки?"
   Так же после прочтения некоторых прозаических произведений Набокова возникает вопрос - а это часом не сумрак описан в них?
   В настоящей статье будет рассмотрен случай феноменологического описания подобного параллельного пространства в прозе С. Лукьяненко. Прежде всего он будет классифицирован как случай теории о многомерности вселенной ( другие частные случаи этой теории были обнаружены нами в произведениях Булгакова и Крапивина ).
   Также он будет рассмотрен с точки зрения Православия - как обладающий признаками так называемого "нижнего мира".
   Дополнительно будут приведены образцы "магических заклинаний", которые используются в литературе, описывающей это пространство.
  
   1. Гипотезы об одномерности Вселенной
   В советской науке были известны гипотезы об одномерности вселенной. Например, в физике ( каковая наука взялась за труд решить загадку происхождения мира и предложила теорию "большого взрыва" ).
   Или в биологии, например, в теории эволюции, суть которой в том, что удел человека - совершать путь по эволюционной лестнице, в начале которой находятся обезьяны, микроорганизмы и простейшие.
   Развивали теорию одномерности Вселенной такие прикладные науки как геометрия и астрономия. Так, в геометрии только в середине 19 века были рассмотрены многомерные пространства.
   Любопытно, что общей характеристикой теорий одномерности Вселенной была попытка объяснить смысл существования человека путем соединения вещей, которые можно соединить только в воображении.
   Теория эволюции соединяла ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ с обезьяним, животным, и проводила нити причинно-следственных связей между ними.
   Астрономия предлагала нам рассмотреть немыслимые для ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО разума расстояния, которые на сей день невозможно преодолеть ЧЕЛОВЕКУ.
   А физика предлагала свой взгляд на происхождение мира, в основе которого лежали якобы НЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ силы, - безличные силы абстрактной материи.
  
   2. Гипотезы о многомерности Вселенной
  
   Вселенной нашей посреди -
   Не сзади и не впереди -
   Была одна планета.
   Планеты этой посреди -
   Не сзади и не впереди -
   Был город в центре где-то.
   А в центре города был дом,
   А в доме том - квартира.
   В квартире той стоял диван,
   А на диване спал Иван,
   Совсем не ведая о том,
   Что спал он в центре мира.
  
   ( "Сны Петушкова" )
  
   2.1. Гипотеза о существовании "пятого измерения" в романе Мих. Булгакова "Мастер и Маргарита".
  
   Авторство одной из самых ранних в двадцатом веке гипотез о многомерности вселенной принадлежит Мих. Булгакову. Она решена свойственными писателю художественными средствами. В романе "Мастер и Маргарита" герои не раз говорят о так называемом "пятом измерении".
   Именно в этом пространстве ( или мире? ) происходит традиционный бал Полнолуния. В этом мире квартира N50, принадлежащая руководителю МАССОЛИТА Берлиозу ( не композитору! ) и Степе Лиходееву, "разрастается" до необыкновенных пределов. Таким образом, моделью пространства Иного мира
   становится матрешка. Внутри обычного мира ( с его четырьмя измерениями - высотой, шириной, длиной и временем ) проявляется иное пространство, имеющее "пятое измерение". Подробно об этом интересном явлении смотрите в моем объемном "Комментарии к роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"".
   Феномен "пятого измерения" объясняет и то, с какой феноменальной быстротой Варенуха оказывается в квартире N50 ( где обращается в вампира Геллой ) или Степа Лиходеев - в Ялте ( первоначально - во Владикавказе ). Внутри пространства "пятого измерения", как в одной из повестей Белкина, оживают .. давно почившие персонажи.
   Так, например, Воланд устраивает грандиозный парад сводников и отравителей, которые были казнены при различных обстоятельствах.
  
   2.2. Гипотеза о Великом Кристалле в повестях Вл. Крапивина.
  
   В повестях Вл. Крапивина из цикла "В глубине великого кристалла" ( "Выстрел с монитора", "Оранжевый портрет с крапинками", "Застава на Якорном поле", "Гуси-гуси, га-га-га" и других ) писатель высказывает предположение, что Вселенная
   имеет форму кристалла. По мнению автора, у Вселенной есть несколько граней, на каждой из которых разывивается собственный мир. На соседние грани могут проникать дети, обладающие особым даром и способностями. Их называют "койво". Они обладают способностью не только исследовать соседние грани, перемещаться между мирами, но и уводить в Сопределье ( сопредельный мир ) других персонажей.
   Подробно об этой модели Вселенной смотри в моем исследовании "В глубине Великого кристалла. Основные концепты цикла В. Крапивина".
   В отличие от гипотез об одномерном строении Вселенной, теория ВПК ( Великого пространственного кристалла ) предполагает, что последний возник не под влиянием безличной силы, но был КЕМ-ТО выращен ( как кристалл Яшка - был выращен мадам Валентиной фон Зеенхафен ).
   В повестях "Гуси-гуси, га-га-га" и "Выстрел с монитора" преодолеть пространство данности могут не только дети, но и избранные взрослые.
  
   2.3. Гипотеза о параллельном мире в романах С. Лукьяненко
   По мнению литератора С. Лукьяненко, кроме видимого ( материального ) мира, существует некое параллельное пространство - "сумрак". Именно в сумраке, по мысли С. Лукьяненко, вершатся судьбы человечества. А вершат их не земные вожди, а .. Великие Иные. В частности, Гесер и Завулон. И их сподручные.. то есть я хотел сказать - соратники и сподвижники.
   О параллельном мире из романов С. Лукьяненко были написаны следующие произведения.
  
   Песня.
  
   Письма, письма лично в Дозоры ношу,
   словно я роман-продолженье пишу,
   тот, что сам Лукьяненко начал, и вот
   вижу сад с скамьей у ворот.
  
   Виду - вижу темные гроздья рябин,
   вижу - вижу Темных фигуры один..
   знаю - то привиделось мне ввечеру -
   морды, морды то - точки ру.
  
   Припев:
  
   Где же моя ненаглядная, где?
   В сумраке, сумраке, сумра - ке - ке!
   В доме, где Гесер меня ждет.
  
   Полезный совет.
  
   Родился Дозорным - терпи
   Судьбы удары и щелчки.
   Ведь благородней духом,
   Может статься,
  
   Переносить немилость, гнев людей,
   И ждать, когда ответите Вы им,
   так просто приказав:
   "Из мрака выйти всем!"
  
   И побегут ребята,
   что так небрежно
   относились к Вам.
   И в этом есть своя награда.
  
   Интерес к произведениям, посвященным жизни Дозоров, сегодня вполне объясним. Прежде всего тем, что в век дексакрализаций и делигитимаций у человека появляется вполне объяснение стремление, если не тяга, к твердой почве под ногами, к обыкновенному порядку. И он находит этот порядок .. нет, не в современной действительности, увы, а в ином мире. У Иных есть великий Договор. Они чтят Договор, и неукоснительно наблюдают за его соблюдением. Можем ли мы подобное сказать о российских законах? Если последние нарушаются сплошь и рядом, и эти нарушения остаются безнаказанными ( особенно это касается нарушения Закона о русском языке ), если неуважение к основам становится даже не привычным - модным явлением, если вакханалия неуважения к закону и людям охватывает все большее количество "граждан", то в мире Иных все выгодно отличается. Здесь не остается не замеченным и безнаказанным нарушение Договора.
   Неудивительно, что все большее количество читателей фантастики воображают себя на месте героев - Иных, стремятся им подражать, примеряют на себя нормы морали иного мира. Они словно отворачиваются от того, что творится в стране, и приникают к фантастическому дискурсу как к роднику, как к источнику.
   Нынешние психологи учуяли эту тенденцию. Они заговорили о "дозоромании" и Дозоре как .. симптоме. Задача этих психологов, как они сами полагают, в том, чтобы перевести фантастический дискурс в свою, привычную им систему координат ( имеющую своим основателем господина Фрейда ). Однако попытка скудоумных объяснить феномен Дозора в угоду власть придержащим пока не принесла результата.
  
   3. Немного о "параллельном мире" в повестях С. Лукьяненко.
  
   Прежде всего - выдержка из "Википедии".
  
   Сумрак -- в произведениях Сергея Лукьяненко: собирательное название параллельных измерений, существующих одновременно с нашим миром и связанных с ним.
  
   Только Иные способны погрузиться в Сумрак. Каждый слой выглядит как другой мир (количество лун в них разное, например). Чем сильнее Иной, тем глубже он способен погрузиться. Первый слой доступен для любого Иного. Ниже третьего уровня могут погружаться только Иные 1-го уровня и Высшие. Люди могут воздействовать на Сумрак только косвенно. Мощная взрывчатка способна достать до второго слоя. Ядерный взрыв поражает все слои Сумрака. Двери в Сумраке, даже запертые в обычном мире, обычно открыты (но их можно закрыть из Сумрака). На первых слоях Сумрака запахи отсутствуют, а цвета блекнут примерно до третьего (там их практически нет).
  
   Пребывание в Сумраке требует от организма особых энергетических затрат, и потому чревато как для новообращённых Иных, так и для Иных со стажем. Сумрак не просто тянет силу из Иного, подчас он выкачивает жизненную энергию.
   На первом слое бушует ледяной ( ну, не такой уж ледяной ) ветер, но не такой, какой знаком людям. На остальных слоях вплоть до четвёртого включительно наблюдается подобное явление. У каждого Иного реакция на Сумрак индивидуальная -- всё зависит от его силы и умения. Более сильные и опытные видят очертания предметов в Сумраке чётче, да и передвигаться им легче. Слабые же, чем глубже погружаются в Сумрак, тем более и более медлительны. На каждом слое Сумрака вплоть до третьего время течёт примерно в 3 раза быстрее, чем на предыдущем. То есть, когда на первом слое Сумрака проходит минута, в реальном мире пройдёт около 20 секунд.
  
   Для котов и большинства других животных не существует обычного мира и Сумрака -- они живут во всех мирах сразу. Единственная известная форма жизни, обитающая в Сумраке -- это синий мох. Он питается человеческими эмоциями (так же, как и Иные).
  
   Так описывается вход в Сумрак в книге "Ночной дозор":
  
   Мир вздохнул, расступаясь. Будто ударили по мне со спины аэродромные прожекторы, высекая длинную тонкую тень. Тень клубилась и обретала объём, тень глянула в себя -- в пространство, где вообще нет теней. Тень отрывалась от грязного асфальта, вставала, пружинила, будто столб тяжёлого дыма. Тень бежала передо мной... Ускорив бег, я пробил серый силуэт и вошёл в Сумрак. Краски мира стали тусклее, а машины на проспекте будто замедлились, завязли. Прохожие стали призрачной дымкой, машины поползли как черепахи, свет фонарей потемнел, стал давящим, тяжелым. Тишина, звуки сместились в глухой, едва уловимый рокот. Стрелка на часах еле ползет. Здесь медленнее идет время, здесь все иное.
  
   Также подобное описание имеет место в книге "Дневной дозор":
  
   В подъезде никого не было, да это меня бы и не остановило. Я обернулась к двери, и посмотрела -- по-особому, слегка прищурившись... так, чтобы увидеть свою тень.
   Настоящую тень. Ту, что рождена Сумраком.
  
   3.1. Первый слой
  
   Рельеф: Совпадает с реальным, но его можно проходить насквозь.
   Небо: Днём из-под облаков пробивается свет, а ночью небо смоляно-чёрное. Вместо Луны пояс серой пыли.
   Обитатели: Синий мох.
   Краски: Оттенки серого, смазанные черты.
   Движения: Замедленные.
   Ощущения: Холод, тяжесть, бушует ледяной ветер.
   Доступ: Все Иные.
  
   Первый слой Сумрака похож на наш мир. Краски серые и смазанные. Время в нём течёт медленнее, чем в обычном мире. Но такой ход времени имеет место только для физических процессов. Все движения здесь замедлены. Очень трудно говорить, дышать, двигаться. Изо рта подчас идёт пар. Слышен низкий отдалённый гул, похожий на звуки моря. Люди из этого слоя видны, как неясные тени. На первом слое рельеф местности почти совпадает с земным. Практически все объекты из нашего мира там сохраняются.
   В этом слое видна истинная суть вещей, видны места давних сражений. Если, например, кто-то написал газетную статью, то, взглянув на неё из Сумрака, можно прочитать то, о чём на самом деле думал или что подразумевал автор.
   Единственный обитатель -- синий мох, питающийся человеческими эмоциями. Но если на него направить слишком много энергии, то мох не успевает её переварить и сгорает (если уничтожает его Светлый) или замерзает (если Тёмный).
  
   3.2. Второй слой
  
   Рельеф: Может не совпадать с реальным, но обычно близок к нему.
   Небо: Днём затянуто густыми облаками, призрачный свет, часто идет дождь. Ночью мутными пятнами светят три луны -- белая, жёлтая и алая.
   Обитатели: Отсутствуют.
   Краски: Отсутствуют.
   Движения: Ещё более замедлены.
   Ощущения: тяжесть, сильное давление.
   Доступ: Начиная с четвертого уровня Силы.
  
   Второй слой выглядит куда более уныло, но чуть живее, чем первый. Красок вообще нет. Повсюду тяжёлый, свинцовый туман. Здесь движение ещё более заторможено. Небо затянуто густыми облаками. Из туч часто идёт дождь, пахнущий аммиаком и гарью (но здесь запах не ощущается). Если в обычном мире подняться на высокую башню и из неё войти во второй слой, то падение вниз будет чрезвычайно медленным.
  
   3.3. Третий слой
  
   Рельеф: Каменные плиты, сухие стебли и голые стволы деревьев.
   Небо: Странно сверкающие облака. Вместо солнца можно увидеть огненное облако.
   Обитатели: Отсутствуют.
   Краски: Отсутствуют.
   Движения: Очень замедлены.
   Ощущения: Пространство сопротивляется резким движениям.
   Доступ: Начиная со второго уровня Силы.
  
   В третьем слое вместо зданий -- каменные плиты, опутанные сухими стеблями. Встречаются некрупные изогнутые растения, напоминающие деревья без листьев, с причудливо переплетёнными сучьями. В небе плывут сверкающие облака ("будто взвесь стальных опилок в глицерине"). Очень высоко в небе висит багровое огненное облако, Солнце -- единственное цветное пятно в сером мареве.
   Пространство "высокой плотности атмосферы".
  
   1-ый, 2-ой и (в какой-то степени) 3-ий слои Сумрака -- это отображения нашего мира. Как правило, предметам, находящимся в реальном мире, соответствуют их сумрачные эквиваленты.
   Но чем глубже слой, тем менее явно это соответствие.
   Например, боевая граната -- в первом слое ей соответствует такая же граната, во втором это может быть обычный камень. Самолёту во втором слое соответствует большая каменная глыба.
   Но бывает так, что в Сумраке не находится аналогий реальным предметам. Так случилось с Останкинской телебашней: во втором слое для неё не нашлось достаточно высокой и узкой скалы или дерева.
   Аналогичных объектов может не быть и по иным причинам. Изменения, происходящие в реальном мире, отображаются в Сумраке не сразу: чем глубже слой, тем больше время запаздывания. (Боеприпасы, пролежавшие в земле со времён Второй Мировой войны, в первом слое имеют чёткие сумрачные двойники).
  
   3.4. Четвёртый слой
  
   Рельеф: Песчаная земля, чёрные валуны.
   Небо: Розово-белое, солнца нет.
   Обитатели: Отсутствуют.
   Краски: Появляется намёк на них.
   Движения: Замедлены, но приближены к реальным.
   Ощущения: Индивидуальны -- либо жар, либо холод.
   Доступ: Иные вне категорий.
  
   В четвёртом слое тоже почти не видно цветов, но если взять песчинку и всмотреться, то угадываются зарождающиеся краски -- дымный перламутр, цветные искорки, золотые крупинки. Небо розовато-белое -- как-будто смешали молочные реки с кисельными берегами да и выплеснули всё это в небеса. Никакого рельефа -- безкрайняя песчаная равнина. Местами встречаются разбросанные чёрные валуны. В небе не видно Солнца. В этом слое, как и во всех предыдущих, очень трудно находиться. У каждого Иного на четвёртый слой индивидуальная реакция -- кому-то холодно, а кому-то жарко.
  
   4. Краткий список магических заклинаний для любопытного читателя - по мотивам произведений С. Лукьяненко.
  
   Отношение к магии в раннем христианстве сформулировано в Правиле 61 Шестого Вселенского Собора:
   Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восхотят им открыти, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетния епитимии. Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о щастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков; равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов, и колдунов. Закосневающих же в сем, и не отвращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергати из церкви, как и священныя правила повелевают. Ибо, кое общение свету ко тьме, якоже глаголет апостол? или кое сложение церкви Божией со идолы? или кая часть верному с неверным? кое же согласие Христа с велиаром (2 Кор. 6:14-16)?
  
   На протяжении всего периода расцвета ренессансной магии она встречала строгую критику богословов, как католических, так и протестантских.[32]
   Согласно православной энциклопедии, "подлинная религиозность чужда магизму, ставящему на место молитвы, веры и жертвенной любви волхвование, заклятие, принуждение. В этом проявляется его глубинная связь с грехопадением, с притязаниями человека утвердить свою волю выше воли Божественной".
   Согласно католической энциклопедии, "магия как практика в христианстве не имеет места. <...> Католическое богословие порицает магию и любые попытки её практикования, рассматривая её как тяжкий грех".
   С другой стороны, слово "магия" часто используется в переносном смысле, например, по словам авторов той же "википедии", литературоведы любят выражения типа "магия пушкинского слова", "властный жест мага" (М. И. Цветаева об Андрее Белом).
   Магию как термин литературоведения или даже феномен светской литературы ( как в случае с "Дозорами" Лукьяненко ) не следует обожествлять. Одновременно с этим трудно спорить с утверждением о том, что магическое в новейшей русской литературе требует безпристрастного исследования.
   Ниже приведен список магических заклинаний, которые приводятся в книгах С. Лукьяненко и также играх, сделанных по их мотивам.
  
   Зеркало
   Маг создает между собой и противником зеркало, зеркальной поверхностью обращенное к последнему. Любая магическая атака, натолкнувшись на зеркало, возвращается к Иному, который ее осуществил. Так, например, если он использовал заклинание "заморозка", то оно будет применено к нему самому - и Иной на некоторое время застынет в удивленной ( разумеется ) позе.
  
   зверский стук
   Темный накладывает на себя чары, доводящие его до состояния умопомрачения. Именно в этом состоянии он производит дикий ( или зверский ) стук, с необыкновенной быстротой.
  
   Быстрое заклинание.
   Темный произносит следующее магическое заклинание необыкновенно быстро. Быстрота произнесения заклинания контрастирует с темпом его обычной речи. Как правило, быстрое заклинание содержит проклятия ( например, роду человеческому ).
  
   Домовой
   "Не бывает дома без бесенды и без домового". Маг вызывает домового для того, чтобы иметь возможность получить от того магическую энергию.
   Обычно это не вносит заметного пересева в соотношение сил. Но домовой отвлекает на себя внимание противников, на домового обрушиваются магические и физические атаки, которые предназначались магу.
   Помните, как в известном советском фильме -
   - Ковров, Вы магистр или не магистр?
   - Ну магистр.
   - Можно без "ну"?
   - Можно без "ну". Но и без НУИНУ тоже.
   - Нет, Вы не правы, молодой человек. Только в нашем институте в штатном расписании есть магия.. А без нашего института Вы кто? Так, отдельная личность!
   Домовые, как считается, бывают Светлые и Темные. Соответственно, Темный домовой не может служить Светлому магу, и наоборот.
  
   Безразличие к магическим атакам
   Используя, по мнению авторов игры "Дневной Дозор", амулет - заряженный компакт-диск - маг становится на некотрое время безразличен к магическим атакам.
   Однако это не мешает его противникам применить к нему простое физическое воздействие. Безразличие к магическим атакам полезно в случае, если Вам противостоит магически хорошо оснащенный "персонаж". Некоторое время его атаки просто уходят в песок, как сказал бы Александр Глебыч Невзоров.
  
   Молчание
   Не путать с рассказом Леонида Андрееева! Который, впрочем, полезно почитать в любом случае. Маг накладывает на противника заклинание, благодаря которому тот на некоторое время лишается дара речи. Как писал А.С. Пушкин,
  
   И он к устам моим приник
   И вырвал грешный мой язык,
   И празднословный, и ..
   И жало мудрое змеи
   В уста замерзшие мои
   Вложил десницею кровавой.
  
   Заморозка
  
   Долгая зима.. Долгая зима..
   О том, как долгая зима
   смеялась мне в глаза,
   но лишь она со мной была,
   была со мною вместе -
  
   как пела Юля Савичева.
  
   Отчаяние
   Следующее заклинание возникло как отклик на одноименный роман Владимира Набокова. Герой романа - непризнанный в Германии литератор, который замыслил дерзкий побег из окружающей его усредненной "реальности".
   Его творческий порыв - порыв к свободе - составляет суть данного заклинания. Для него необходима концентрация. Позволяет проследовать по избранному пути на небольшое расстояние, невзирая на наложенные противником чары и магию.
  
   Отвали!
   С помощью этого заклинания маг отбрасывает всех противников ( и не только противников ), находящихся рядом с ним.
   Степень освоения - сложная. Недостаток - то, что маг не разбирает в этом случае Темных и Светлых. Почти как герой Евдокимова, который всех односельчан загнал в реку ( "Где мне было рабирать - где свои, где чужие" ), после того, как ему встретился на дороге из бани мужичонка с веслом.
  
   Удар силой
   Маг наносит по противнику удар силой, в результате которого последний теряет заметное количество жизненной энергии. Для удара используется чистая энергия. Почти не оставляет следов в сумраке, в частности, трудно заметен для Инквизиции.
   Недостаток - требует определенного количества как магической, так и жизненной энергии.
  
   Портал
   Используется с одной целью - достичь определенного места в пространстве. Портал представляет собой своеобразную "белую дыру" пространства, благодаря которой маг перемещается к избранному месту в пределах десятка - полутора километров.
   Недостаток - "провешивание" ( то есть создание портала и поддержание его в жизнеспособном состоянии до тех пор, пока маг не достигнет цели ) требует огромного количества магической и жизненной энергии. Практически недоступно одному магу ( если только это не маг вне категорий ).
   И еще один недостаток - вслед за магом в Портал могут устремится Темные силы. Чтобы не допустить "третьего в Портале", маг использует дополнительное заклинание, вызывающее автоматическое закрытие Портала после прохождения.
  
   Самолет
   В сумраке создается модель самолета, с помощью которой маг преодолевает большие расстояния.
  
   Самолет легко меня уносит,
   через год - я не вернусь сюда,
  
   как пела певица Валерия.
   Отличается от обычного самолета простотой управления и скоростью перемещения - превышает ее приблизительно в десять раз. Недостаток - доступно только высокоорганизованным магам.
   Разновидность заклинания - "Ковер - вертолет" ( смотри одноименную песню группы "Агата Кристи" ).
  
   Светлые
   Вызвать подкрепление
   Суть заклинания в том, что маг вызывает подкрепление - патруль Ночного Дозора. И в этом ему помогут слова песни "Марш коммунистической бригады".
  
   Будет людям счастье,
   Счастье на века;
   У Советской Власти
   Сила велика!
  
   Припев:
   Сегодня мы не на параде,
   Мы к коммунизму на пути.
   В коммунистической бригаде
   С нами Ленин впереди!
  
   Мы везде, где трудно
   Дорог каждый час,
   Трудовые будни -
   Праздники для нас.
  
   Припев.
  
   Если дали слово,
   Мы не подведем,
   Солнце жизни новой
   Мы на земле зажжем!
  
   Огненный шар
   Используя это заклинание, маг поражает противника при помощи обыкновенного ( но от этого не менее эффективного ) огненного шара. Как говорится, "пусть твоя священна будет месть, и она, я знаю, впереди". У Темных - это Темный огонь. У Светлых - солнечный свет.
  
   Спроси у жизни строгой,
   Какой идти дорогой?
   Куда по свету белому
   Отправиться с утра?
   Иди за солнцем следом,
   Хоть этот путь неведом,
   Иди, мой друг, всегда иди
   Дорогою добра.
   Иди за солнцем следом,
   Хоть этот путь неведом,
   Иди, мой друг, всегда иди
   Дорогою добра.
  
   Забудь свои заботы,
   Падения и взлеты,
   Не хнычь, когда судьба себя
   Ведет не как сестра.
   Но если с другом худо,
   Не уповай на чудо,
   Спеши к нему, всегда иди
   Дорогою добра.
   Но если с другом худо,
   Не уповай на чудо,
   Спеши к нему, всегда иди
   Дорогою добра.
  
   Ах, сколько будет разных
   Сомнений и соблазнов,
   Не забывай, что эта жизнь -
   Не детская игра.
   Ты прочь гони соблазны,
   Усвой закон негласный -
   Иди, мой друг, всегда иди
   Дорогою добра.
   Ты прочь гони соблазны,
   Усвой закон негласный -
   Иди, мой друг, всегда иди
   Дорогою добра.
  
   Ты прочь гони соблазны,
   Усвой закон негласный -
   Иди, мой друг, всегда иди
   Дорогою добра.
   Ты прочь гони соблазны,
   Усвой закон негласный -
   Иди, мой друг, всегда иди
   Дорогою добра
   Замести следы.
   Уровень освоения: сложный.
   Маг заметает следы своего присутствия в сумраке. От уровня его противников теперь зависит, сумеют ли теперь они увидеть след мага или нет.
   Обязана своим существованием сюжету и песне из фильма "Макар - следопыт".
  
   Так было всегда и во все времена
   В горячих мальчишеских снах -
   Призывно звенят скакунов стремена
   И ветер свистит в парусах.
   Зовут нас дороги на север и юг,
   И степи ковыльный прибой,
   Мы будем повсюду, товарищ и друг,
   Где нас не хватает с тобой!
  
   На ладонь, ладонь положи и скажи:
   "Дружба нам свети, словно компас в пути!"
   Если рядом друг - и беда не беда.
   В самый трудный час дружба выручит нас.
  
   Мальчишки, вы смелый и верный народ,
   А то, что малы - не беда.
   Оседланный конь снова ждет у ворот,
   Во все времена и всегда.
   Зовут нас счастливая наша звезда,
   И неба простор голубой,
   И мы непременно домчимся туда,
   Где нас не хватает с тобой!
  
   На ладонь, ладонь положи и скажи:
   "Дружба нам свети, словно компас в пути!"
   Если рядом друг - и беда не беда.
   В самый трудный час дружба выручит нас.
  
   В далеких боях отсверкали клинки,
   Мы дети тех лет грозовых,
   В легенду ушли боевые полки,
   Лишь память осталась о них.
   Мальчишек опять призывает мечта,
   Трубач не играет отбой,
   И есть на Земле широта, долгота,
   Где нас не хватает с тобой!
  
   На ладонь, ладонь положи и скажи:
   "Дружба нам свети, словно компас в пути!"
   Если рядом друг - и беда не беда.
   В самый трудный час дружба выручит нас.
  
   Кристаллическая стена.
   Маг возводит между собой и противником Кристаллическую стену. Все магические атаки противника упираются в нее.
   Уровень освоения - сложный.
   Недостаток заклинания - требуется некоторое время для возведения Кристаллической стены.
  
   Пляшущая молния
   Маг вызывает так называемую "пляшущую молнию" ( это не обычная молния, а магическое заклинание, которое существует в сумраке ) для того, чтобы поразить противника. Если в это время на мага наложено заклятие "Угрызения совести" или "Лучший друг", энергия молнии может поразить и его.
   Уровень освоения - простой. Это заклинание нетребовательно к магической энергии.
  
   темные
   Веселый и злой клоун.
   Суть заклинания сводится к тому, что темный накладывает на себя чары, благодаря которым на некоторое время обретает облик злого клоуна. Такой клоун может использовать магические заклинания не по одному, а целыми пучками. Например, тройной клинок - трижды. Или безумие и заморозку одновременно. Также одним из излюбленных заклинаний злого клоуна является магический пресс.
  
   Ураган
   Маг инициирует вокруг себя стремительное движение ветра, напоминающее завихрения Урагана. При этом в зону Урагана не проникают заклятия противника или сам протвник. Маг при этом может передвигаться с большой стремительностью, напоминающей стремительность Урагана.
   Уровень освоения - сложный ( как писал А. Липин, "Заданья очень сложные" ). Появилось благодаря песне группы "Агата Кристи" "Ураган". В нашей редакции она звучит так:
  
   Через двести долгих лет скитаний
   Возвращался Пушкин к старой няне
   До последней дозыв воздуха и сна.. Сна!
   Поцелуй меня.. Только очень осторожно, няня,
   не смотри в глаза, в Светлые глаза Урагана!
  
   ( теперь - в квадрате ) сорок тысяч лет в гостях у сказки,
   звезды подарили мне на счастье
   силу океана, сердце чудака.. да!
   Там я разучился плакать, няня,
   но реву, когда из-за тумана
   видят паруса Светлые глаза Урагана!
  
   Припев:
   пай-ра-па-пай-ра-па, дорога на филфак!
   пай-ра-па-пай-ра-па, дорога на филфак!
   Пой котик нам, мурчи, Кузьма!
   Пай-ра-па, пай-ра-па!
  
   Маска
   Маг, находясь в .. сумраке, надевает на себя маску, копирующую лицо приглянувшегося ему человека или мага. Таким образом на некоторое время он дезориентирует противника. И остается не некоторое время неузнанным.
  
   Создать копию.
   Маг создает в сумраке копию себя - образ, наделенный некоторой яркостью и убедительностью. Таким образом противник направлят свои магические и немагические атаки на созданный магом образ. У самого мага есть время для того, чтобы предпринять то или иное действие.
   Уровень освоения - средний.
  
   "безумие"
   Очень сложное заклинание, требующее солидного количества магической энергии, благодаря которому на некоторое время противник лишается трезвого ума и начинает атаковать ближайшего к нему человека или мага, вне зависимости от того, Светлый это или темный субъект.
   Особенно эффектно действует в паре - когда заклинание наложено, предположим, на двух Темных, любопытно наблюдать, как они начинают побивать друг друга, нанося повреждения друг другу и теряя магическую энергию.
  
   "Молчание"
   Благодаря этому заклинанию противник в течение некоторого времени не сможет произносит проклятия и магические заклинания. Особенно хорошо действует на магов и всякого рода чародеев.
   Появилось благодаря стихотворению "Север".
  
   Ветер целует в лицо,
   бьет под полу ковыль,
   я перешел кольцо -
   в небо взметнулась пыль.
  
   Не говоря о тебе: не нахожу я слов -
   осень и снег в сентябре,
   белый дождь, нет садов, -
  
   в парке замерзшая синь,
   вот кто мои слова,
   ветер - степной ковыль -
   он мою жизнь украл..
  
   тихо, ограда и парк,
   в стенке дрожат кирпичи,
   листья лишь льнут к ногам,
   все снега - белые.
  
   Ты сядешь в автобус - круг,
   станет длиннее день, -
   снег как бродяга, не друг,
   все вечерее, больней.
  
   Память свои цветы
   спрятала под письмо,
   то, что искала ты, -
   это простое зло.
  
   Обряд пламенного Сердца
   В результате этого обряда Светлый маг становится более чувствителен к слову и нетерпим к любым проявлениям тьмы. По мнению авторов игры "Дневной Дозор", именно этот обряд прошел "перманентно оглушенный" мальчик Стас, которого впоследствии полюбила ведьма Анна.
  
   Силовое поле
   Значительно более сложная разновидность заклинания "Меловый круг". Суть его в том, что маг создает ( образует ) вокруг себя силовое поле, которое некоторое время защищает его от магических и физических атак противника. Данное заклинание требует большого количества магической и жизненной энергии. Одновременно с этим любые физические или магические атаки, нанесенные по силовому полю, вернутся к противнику с еще большей силой.
  
   Заморозка
   Данное заклинание может иметь побочный эффект: маг может сам испытать ощущение того, что отдельные части тела ( скажем, рука или нога ) двигаются с затруднением.
  
   Сон
   Некоторое время противник не двигается и не может произносить заклинания. Также он не может использовать артефакты и питаться. Заклятие снимается, как только к противнику будет применено другое магическое заклинание.
  
   Тень
   Маг уходит в тень, в результате чего у него есть возможность перемещаться в сумраке - как правило, недалеко, но этого достаточно, чтобы дезориентировать противника.
  
   Рыба пила
  
   Я рыба по прозванию Иная,
   И бабушка моя была Иною!
  
   Припев:
   Это дело я люблю ( 2 раза ),
   все на свете я пилю....
  
   Зов Жертвы
   Обычное и распространенное среди Темных заклинание. Получило известность благодаря киноленте "Ночной Дозор", где Темная Иная использовала его для приманивания Егора.
   Услышавший Зов Иной устремляется к магу. При этом он теряет - перемещаясь по сумраку - часть жизненной энергии. Кроме того, при приближении к зовущему его удобно атаковать.
  
   Проклятье зэка
   Темный Иной накладывает на себя чары, благодаря которым начинает чувствовать себя.. российским "зэком". В таком состоянии он доводит себя до того, что входит в раж и изрыгает необыкновенно сильное и сочное проклятье.
   Одним из способов наложения таких чар является исполнение песни "Я начал жизнь в трущобах городских, И Светлых слов я не слыхал. Когда качали Вы детей своих, я есть хотел и замерзал".
  
   Выйти из сумрака!
   В определенном радиусе маг выбрасывает из сумрака всех находящихся там персонажей. Это заклинание известно благодаря фильму "Ночной Дозор". Недостаток - заклинание требует большого количества магической энергии. Используется сотрудниками Ночного Дозора для борьбы за дело Света.
  
   - Ночной дозор, - сказал я. Протянул вперед руку с амулетом - он разряжен, но это не так-то легко почувствовать на расстоянии. - Выйти из сумрака!
   ( "Ночной Дозор" )
  
   второй уровень
   Чем ниже уровень, тем сложнее запереть на нем дверь, тем большая квалификация требуется от Иного. Так, в романе "Ночной Дозор" Егору удается эмоциональным усилием запереть дверь на первом уровне сумрака.
  
   Чтобы запереть дверь в сумраке, надо по меньшей мере уметь в него входить.
        - Страх, - сказала Ольга. - Вчера мальчишка был в ужасе. И только что побывал в сумеречном мире. Он закрыл за собой дверь.., и не заметив того, сделал это сразу в двух мирах.
  
   На втором уровне, как свидетельствует повествователь, пространство как будто наполнено густым туманом, видимость понижена. Краски исчезают вовсе, зато хорошо слышно сердцебиение ( или "мое серцебиение", как сказала бы Ю. Савичева ) и дыхание.
  
   первый уровень
   Уже на первом уровне время заметно замедляет свой ход.
  
   Секундная стрелка на часах еле ползет. Ты вошел в сумеречный мир.., ты захотел увидеть опасность, и перешел грань между мирами. Здесь медленнее идет время, здесь все иное.
   ( "Ночной Дозор" )
  
   Поэтому люди здесь не властны - так, как они властны в обыденном мире. Они не могут здесь упиваться властью над другим человеком. Не могут надругаться над ним. Не могут в собственной одержимости наслаждаться своей силой. И уж, естественно, не могут оскорбить. Как писал герой Владимира Набокова в романе "Соглядатай", здесь человеческий мир "как ни старайся, не может оскорбить меня, я неуязвим".
   "Сумрак - бурная река, которая течет во все стороны сразу". По сравнению с ней человеческий мир - твердыня, твердая опора, которая если и подвергается изменениям, то с большой неохотой.
  
   Сфера отрицания
   Маг создает внутри параллельного мира сферу отрицания. Если маг - Светлый, то эта сфера - Светлая, если Темный - то сфера - Темная. С помощью сферы отрицания маг не только может выйти из сумрака сам ( для этого сумрак внутри сферы должен "раствориться" ), но и вытащить из него Иных, которые находятся внутри сферы. Создание сферы описано в романе "Ночной Дозор". Правда, она не помогает Антону вытащить из сумрака Егора, и нашему герою приходится пустить в ход перочинный нож.
  
   Неоформленное событие
   Для того, чтобы событие оформилось в сумраке, необходимо определенное время. Это явление можно назвать замедлением действительности. Маг, в зависимости от его силы или способностей, может отменить неоформленное событие, создав своеобразную временную петлю - например, продолжительностью от десяти секунд до двух минут. При этом сам маг и подвластные ему персонажи движутся по времени в обратном направлении ( эффект "проживания назад", см. мою книжку об Алисе в зазеркалье ) до тех пор, пока неоформившееся событие не будет отменено.
   При этом важно не упустить событие, не отпустить его, иначе
   оно канет в унылую Лету. Применение этого заклинания ( или способности ) описано в одном из романов о борьбе Дозоров. Антон восстанавливает кружку, которая еще не окончательно разбилась.
  
   Я позволил броуновскому движению восстановиться, и лед вскипел. Егор вскрикнул, роняя кружку.
        - Извини, - я вскочил, схватил с раковины тряпку. Присел, вытирая с линолеума лужу.
        - От магии сплошные неприятности, - сказал мальчик. - Чашку жалко.
        - Сейчас.
        Тень прыгнула мне навстречу, я вошел в сумрак и посмотрел на осколки. Они еще помнили целое, и чашке вовсе не суждено было разбиться так быстро.
        Оставаясь в сумраке я сгреб рукой горстку осколков.
        Несколько самых мелких, отлетевших под плиту, охотно подкатились поближе.
        Я вышел из сумрака, и поставил целую чашку на стол.
        - Только чай наливай заново.
        - Круто.
   ( "Ночной Дозор" )
  
   Окно
   На нижних слоях сумрака, - на третьем, например, - Иной может запросто пройти через оконное стекло. При этом следует учесть несколько моментов:
   - Способность доступна только в сумраке,
   - Преодолевать преграду ( двойное стекло, как правило ) следует с благоразумной осторожностью,
   - Перед тем, как приступить к преодолению, необходимо оценить, на каком этаже здания находится окно. Если выше второго этажа - то выходить в окно - не советуем.
  
   - И что ты будешь делать?
   - Поймаю, зажарю и съем!!
   - Не советую - жареное вредно.
   ( "Приключения домовенка Кузьки" )
  
   Примечение. Некоторые Иные, как гласит легенда, были способны проходить даже сквозь стены. Например, Светлый Иной Иван - герой А. Абдулова в фильме про "чародеев".
   Вспомним такую беседу персонажей этой киноленты:
   - Видишь цель?
   - Вижу!
   - Веришь в себя?
   - Верю!
   - Не замечаешь препятствий?
   - Плевать я хотел на препятствия.
   - Вперед!
   М. Светин ( сидя за столом, скептически ):
   - Либо убьется, либо покалечится.
  
   Снять заклинание
   Маг снимает чары, лежащие на цели ( вне зависимости от того, кто является автором этих чар ). Чем выше мастерство мага в этом заклинании, тем больше вероятность того, что чары удасться нейтрализовать.
  
   Сгустки Тьмы
   Это заклинание используют, как понятно из названия, только Темные. Для заклинания, по мнению авторов игры "Дневной Дозор", требуется такой компонент как теннисный мяч. Сгустки Тьмы наносят серьезный урон противнику и даже отбрасывают его на несколько шагов назад.
  
   Быстрое заклинание
   Темный произносит быстро ту или иную безсмысленную фразу. Быстрое заклинание на несколько секунд отвлекает внимание Светлого. Используется для того, чтобы создать препятствия или помехи на его пути.
  
   Ведьминская справедливость
   Магическая энергия в пределах действия заклинания забирается у персонажей, а затем равномерно распределяется между ними.
  
   - Вы и способ знаете?
   - Пишут, пишут.. Конгресс, немцы какие-то.. Взять все да поделить!
   - Именно так я и думал. Именно это я предполагал.
   ( "Собачье сердце")
  
   Танастос
   Мощное проклятие Темных. Изрыгается обычно со знанием дела и уверенностью в своей правоте. Задача произносящего заклинание - лишить соперника базовой жизненной энергии или выбросить его из сумрака.
  
   Старушка
   Опытная ведьма накладывает на себя чары, в результате которых в сумраке - на некоторое время - выглядит как молодая и привлекательная девица. Именно это заклинание постоянно использовала ведьма Арина в романе "Сумеречный Дозор".
  
   Проклятье шакала
   Темный накладывает на себя чары, в результате которых начинает понимать чувства шакала. Доведя себя до определенной степени умоииступления, произносит мощное проклятье. Об этом заклинании современный поэт написал такие строки:
  
   По дороге обратно..
   смеются огни, и шакалы
   от сытого сна добродушны.
  
   Неприятие магии
   Темный накладывает на себя чары, в результате действия которых игнорирует любые магические атаки.
   Сложность освоения - высокая.
  
   сумрак
   Один из слоев сумрака, видимо, второй, в романе "Ночной Дозор" описан так:
  
   Глубокое серое небо, в котором нет и не было звезд, небо вязкое как кисель, светящееся тусклым светом.
        Все силуэты смягчились, растаяли - и дома, по стенам которых растекся ковер синего мха, и деревья, ветви которые в сумраке колышутся совсем не по воле ветра, и уличные фонари, над которыми кружат, едва шевеля короткими крыльями, сумеречные птицы. Едут навстречу машины - медленно-медленно, шагают люди - едва переставляя ноги. Все сквозь серый светофильтр, все сквозь ватные пробки в ушах. Немое черно-белое кино, изыск пресыщенного режиссера.
  
   К стремительному движению в сумраке - неважно, пешком или в авто - способны лишь единицы. Наблюдается оно поэтому редко.
  
   четвертый уровень
  
   .. как обжигает холод. Не тот, что знаком людям, а холод глубокого сумрака. Здесь уже не было ветра, здесь исчез снег и лед под ногами. Здесь не было синего мха. Все заполнял туман, густой, вязкий, комковатый - если уж сравнивать туман с молоком, то это было молоко свернувшееся. Враги и друзья - все они превратились в смутные, едва шевелящиеся тени.
        Только огненная кобра, дерущаяся с Завулоном, осталась столь же стремительной и яркой - этот бой шел во всех слоях сумрака. Я представил, сколько энергии было вложено в магический жезл..
   ( "Ночной Дозор" )
  
   В связи с таким описанием есть предположение, что этот слой был знаком автору романа "Туман" Стивену Кингу ( смотри также продолжение этого романа - "Туман 2" ). Правда, позже Борис Игнатьич заявляет:
        - Во время противостояния на крыше ты пробыл на втором слое сумрака три минуты. Антон.., это третий уровень силы.
  
   Магический жезл
   Заряженный Светлыми артефакт, использованный для борьбы с Темным магом Завулоном в книге "Ночной Дозор".
  
   В тот же самый миг Илья вскинул жезл. Сиреневый свет чуть потускнел, прежде чем жезл взорвался, превращаясь в колонну белого пламени. Казалось, что в руках оперативника - оторванный от маяка луч прожектора, ослепительный и почти ощутимо плотный. С видимым усилием Илья взмахнул руками, чиркнул по серому небу лучом, невиданным в Москве со времен войны - и обрушил исполинскую дубину на Завулона.
        Темный маг закричал.
        Его повалило, прижало к крыше, а световой столб вырвался из рук Ильи, обретая подвижность и самостоятельность.
        Уже не луч света, не столб пламени - белая змея, крутящаяся, обрастающая серебристыми чешуйками.
  
   В фильме "Ночной Дозор" Светлый Иной Семен не случайно вспоминает воронку времен Великой отечественной войны. Если Светлым со времен войны остался магический жезл сил Света, то Темным - воронка проклятий.
  
   Плеть Шааба
   Совсем не то же, что бурбулятор Саваофа, но все же.. Обладающий серьезной силой артефакт Темных, способный развоплотить Иного или даже разрушить часть здания.
  
   Сзади раздался свистящий вой. Отпрыгнул я на одних рефлексах, еще не соображая, что происходит. Багровая огненная струя, извиваясь, пронеслась вдоль по улице, попыталась остановиться и завернуть обратно, но инерция была слишком велика: заряд врезался в стену здания, на миг раскалив камни добела. Да ведь это!..
        Я оступился, упал, оглянулся. Завулон снова наводил боевой посох, но двигался очень медленно, словно что-то сковывало его, тормозило. Он же бьет на поражение! "Плеть Шааба"!
   ( "Ночной Дозор" ).
  
   Оглушение.
   Темный извергает каскад проклятий ( не меньше двух ), которыми прямо - таки оглушает свою жертву, лишая ее способностей к здравому размышлению, а зачастую - и представления о месте, где она находится.
   В течение некоторого времени жертва не способна произносить магические заклинания и думает только о собственном спасении.
  
   "Я - ты"
   Устанавливается душевная связь с любым человеком или магом. После этого ни Вы, ни Ваш противник не можете нанести друг другу магические или физические удары и повреждения.
   Недостаток: требует большого количества жизненной энергии. Степень освоения - сложная.
  
   Точка наблюдения
   Маг создает точку наблюдения ( не путать с точкой восстановления ) - в том или ином здании. Благодаря созданию точки наблюдения он может следить за происходящим в этом здании в человеческом ( или материальном ) мире.
   Недостаток - сложная степень освоения. Кроме того, маг во время наблюдения теряет магическую энергию - так как находится в сумраке. Также требует немалого количества жизненной энергии. Или, как в песне группы "Агата Кристи" -
  
   На точке двух миров
   Стояли мы с котом.
   Пылали облака,
   И ты сказала:
   "Давай сдадим зачет,
   Зачет по СРЛЯ".
  
   Еще один недостаток - неопытным магам при исполнении этого заклинания является робот Вертер и спрашивает: "Наблюдаете?"
  
   "Заморозка"
   При применении этого заклинания противник застывает в удивленной позе. Некоторое время он лише не только способностей к магическим заклинаниям, но и способностей к передвижению.
   Особенно любят пользоваться этим заклинанием Темные. Неудивительно - ведь они неравнодушны к холоду.
  
   Кража жизненной энергии
   С помощью магического жеста у противника отбирается часть жизненной энергии, которая передается самому магу.
   Будьте осторожны с этим заклинанием, если пытаетесь отбирать жизненную энергию у Темных. Она может быть низкого качества, и Вам придется от нее ... избавиться.
  
   Кража магической энергии
   У противника отбирается часть магической энергии, которая передается самому магу.
   У этого заклинания сложная степень освоения.
  
   Защита Лужина
   Суть этого заклинания состоит в следующем: маг ( в сумраке ) окружает себя положительными героями романа В. Набокова "Защита Лужина". А именно: невестой героя, его тестем и тещей.
   При этом противник либо устыдится ( убоится ) применить свои магические способности, либо будет атаковать людей.
  
   Ненужная звезда
   По способу действия это заклинание напоминает "угрызения совести". На минуту противник вспоминает о Создателе, и его охватывает чувство страха перед наказанием за содеянное.
   Он некоторое время не атакует и не применяет специальные способности. Чем выше мастерство мага в этом заклинании, тем больше шанс того, что противник выйдет из сумрака.
  
   Угрызения совести
   За каждый нанесенный удар вашему противнику придется расплачиваться - потерей своей жизненной энергии.
   Сложность освоения - простая.
  
   Отвали!
   Еще это заклинание называется "А ну-ка, от сохи!" Было популярно в среде крестьян прошлого века. Иных, само собой...
   Суть заклинания - в том, что герой отбрасывает от себя противников, приблизившихся к нему. Падая, они сталкиваются с различными препятствиями и получают дополнительные повреждения.
  
  
   Отличия Иных от обычных людей:
   - обычно Иные живут сотни лет. Как Гесер или граф Калиостро. В пьесе Григория Горина "Формула любви" находим: "Я не по пачпорту, как Вы изволили выразиться, а по самой природе урожден две тысячи лет назад. В этот день произошло извержение вулкана Везувий. Очевидно, часть энергии вулкана передалась мне".
   - все Иные могут входить в сумрак - параллельный слой действительности, где время течет медленнее,
   - все Иные обладают более или менее выраженными магическими способностями, способностями принимать на себя облик другого живого существа или проникать в изолированные пространства
  -- некоторые Иные могут отменять события, произошедшие во времени, - в силу своих способностей, разумеется.
  
  

 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  П.Коршунов "Жестокая игра (книга 3) Смерть" (ЛитРПГ) | | А.Енодина "От судьбы не уйдёшь?" (Короткий любовный роман) | | Д.Сойфер "На грани серьезного" (Женский роман) | | А.Субботина "Плохиш" (Романтическая проза) | | Ю.Журавлева "Мама для наследника" (Приключенческое фэнтези) | | М.Рейки "Прозерпина в страсти" (Современный любовный роман) | | В.Колесникова "Влюбилась в демона? Беги! Книга вторая" (Любовное фэнтези) | | Е.Флат "Замуж на три дня" (Любовное фэнтези) | | Я.Зыров "Темный принц и блондинка-репортерша" (Попаданцы в другие миры) | | А.Минаева "Академия Галэйн. В погоне за драконом" (Приключенческое фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Арьяр "Академия Тьмы и Теней.Советница Его Темнейшества" С.Бакшеев "На линии огня" Г.Гончарова "Тайяна.Влюбиться в небо" Р.Шторм "Академия магических близнецов" В.Кучеренко "Синергия" Н.Нэльте "Слепая совесть" Т.Сотер "Факультет боевой магии.Сложные отношения"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"