Петраков Игорь Александрович : другие произведения.

Критика о повести В.Солоухина "Капля росы"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Еще одна статья о Солоухине.


   Игорь Петраков
  
   Критика о повести Владимира Солоухина "Капля росы".
  
   Статья, написанная в сентябре 2024 года.
  
  
   ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
  
  
   Родная, родная, родная земля,
   холмы и равнины, леса и поля.
   И доброй судьбою на счастье дана,
   одна ты на свете и в сердце одна.
  
   Из песни Льва Лещенко.
  
   Если роман Булгакова "Мастер и Маргарита" исследователи называли жанровой уникой, то то же самое, думается, мы вправе сказать и о повести Владимира Солоухина "Капля росы". Произведение уникальное в том смысле, что оно вмещает в себя массу документальных свидетельств о жизни населяющих родное село писателя ( Олепино ) людей. Удивительно, но Солоухин помнит почти всех из них по именам. И подробно рассказывает о жизни каждой из семей, живущих в Олепине. Приводит краткую биографию почти всех своих современников.
   За каждой строчки "Капли росы" чувствуется прочувствованное, неравнодушное отношение писателя к своим односельчанам.
   Жизнь села Олепина описана начиная с воспоминаний детства Солоухина ( в этом отношении повесть близка моему теперешнему эссе "Таврическое. Память звонкого детства" ) и заканчивая рассказами о наездах писателя в село в его зрелые годы, когда он был уже известным в стране человеком. Истории из детства трогательны и забавны, часто смешны. Впрочем, и во взрослой жизни писатель находит немало такого, что может вызвать улыбку.
   Так, одного из своих односельчан Солоухин выводит в своем рассказе. А затем спрашивает его, хорошо ли он его описал. На что односельчанин говорит, что хорошо, но вот в районной газете ( где написали, что неплохо было бы поднять ему пенсию ) написали лучше, правильнее.
   Чувствуется в повести не только обращение писателя к вечным темам детства и жизни, работы на селе, но и к темам современности. Он рассказывает об организации колхозов, о том, как работают сельчане с помощью новой техники, о том, как в село пришло электричество, радио, кино, как был организован клуб. Та что тем, кто хочет ознакомиться с характером эпохи молодости и детства Солоухина, смело можно посоветовать обратиться к "Капле росы".
   Приводятся и сухие, официальные документы о жизни села до революции и во времена Солоухина. Хотя их, в принципе, немного, - писатель не любит сухие отчеты из области статистики.
   В данной работе я постараюсь привести выдержки как из серьезных научных статей, так и размышления рядовых читателей "Капли росы". Они, думается, будут интересны всем неравнодушным к этой замечательной повести Владимира Солоухина.
  
   СТАТЬЯ Н.С.БЕЛЬСКОЙ ""Письма из Русского музея" В.А. Солоухина в рецепции Французской литературной критики 1960-х гг".
  
   После "КР", считает автор статьи ( вкупе с "Владимирскими проселками" ) к Солоухину пришла настоящая известность.
   "Литературные критики почти единодушно признали его основателем нового жанра в русской советской литературе - лирической повести о провинциальной России середины 50-х гг. "Наполнение значения" провинции в случае В.А. Солоухина требует от читателя знания контекста русской литературы и привлечения собственного, уже не только литературного, но и жизненного опыта. В этом смысле "образ места" у Солоухина обретает особую феноменологическую природу".
   Вот что говорила Роза Солоухина ( жена писателя ) в своих воспоминаниях ( ее слова также приводит Бельская ): "По моему наблюдению, оценка его творчества была неадекватна масштабу его таланта, и считаю, что он не был полностью востребованным нашим обществом. Иначе чем объяснить, что при ажиотажном спросе на его книги, тиража никогда не хватало, чтобы хоть в малой степени удовлетворить читателей. Стонали библиотеки, просили книги Солоухина. Стонали магазины, чуть ли не развороченные толпой в дни поступления его книг на прилавки... За всю его долгую литературную жизнь вышло только три положительные рецензии и больше - ни одной. Кстати, отрицательных - тоже три".
   Впрочем, статья, опубликованная в первом номере Вестника ТюмГУ за 2014 год, больше посвящена все-таки "Письмам из Русского музея".
   В центре, впрочем, и "Писем", и "Капли росы", и других произведений Солоухина, считает Бельская, "лирический герой - хранитель исторической памяти", "восстанавливающий память, вооружающийся ею и вооружающий читателей".
  
   ЧТО ПИШЕТ О "КР" РУВИКИ?
  
   Вот как аттестовывается повесть Солоухина в этом российском аналоге "Википедии" -
  
   "Капля росы" - повесть Владимира Алексеевича Солоухина (1924-1997), написанная в 1960 году, в которой рассказывается о русском селе Алепине, где прошло детство писателя. В произведении глубокие раздумья автора чередуются с яркими бытовыми зарисовками и поэтически написанными картинами русской природы. По сути, "Капля росы" дополняет и продолжает "Владимирские просёлки".
  
   Ну, насчет того, что "КР" - продолжение "Владимирских проселков" - это уже чересчур. Эти два произведения - самостоятельные по жанру и сюжету, а также объекту изображения. Перекликаются они разве что благодаря теме и методу.
   Далее "Рувики" рассказывает о сюжете повести.
   Говорится о дороге в село со станции Ундол, столь подробно описанной Солоухиным ( и о происшествиях в пути, связанных с этой дорогой - сколько было переживаний, например, о судьбе отца, застрявшего с кобылкой среди снегов ). Говорится о детских играх, описанных в "КР". О том, как ребята мастерили кнуты. О рыбалке. "Рыбалка в глуши неповторимая. Воду пили прямо из речки - такая она чистая. Ночной костёр, утренняя дымка, яркое солнце, отсвечивающее бликами и слепящее глаза. Герой отмечает, что каждый рассвет неповторим. Не встретишь два одинаковых восхода солнца - даже на одном и том же берегу реки".
   Отдельная тема книги, считают авторы "Рувики", - труд косцов.
  
   До войны в нашем колхозе был обычай: около шести часов утра косцам в луга носили завтрак. А так как жёны косцов, то есть наши матери, заняты в это время стряпней, а вторая женщина - сноха ли, дочь ли - найдётся не в каждом доме, то завтрак носили дети и подростки.
   Самое тяжёлое - встать, отделить хотя бы на сантиметрик голову от подушки и хотя бы чуть-чуть приоткрыть глаза, склеенные самым надёжным клеем.
   Ты ещё вроде бы спишь, когда дадут тебе в руки узелок, сделанный из платка. Узелки у всех одинаковой формы: внизу стоит тарелка, она прорисовывается через платок и придаёт форму узелку. На тарелке, надо полагать, лежит стопка блинов, потому что если ношение завтрака косцам было крепкой традицией, то уж совсем железной традицией были блины на этот завтрак.
   И еще:
   Коллективизацию герой называет наивным желанием поделить всё поровну. Военные годы вспоминает хождением городских по дворам с саночками: меняли вещи на продукты. После войны проложили шоссейную дорогу - стало проще добираться до цивилизации. 
  
   Затем следует раздел "Анализ произведения". Здесь сказано, что "КР" относится к ряду произведений деревенской прозы и представляет собой жанр лирических заметок. Конечно, это и повесть - воспоминание. Воспоминание о годах детства и юности писателя ( что бы сказал о ее методе Борис Аверин, автор книги "Дар Мнемозины"? ).
   На первый план в нем выходит тема малой Родины, родного села писателя.
  
   Произведение Солоухина помогает ощутить незыблемую красоту родных сельских мест. В повести в полной мере звучит поэзия родной земли, сельской жизни и крестьянского труда. Одна из причин удачи прозаических произведений Солоухина заключается в том, что он передал поэзию крестьянской жизни через воспоминания своего детства. Детство писателя пришлось на довоенные годы, и, разумеется, многое устарело в его восприятии, в деревне появилось много новых примет. Но в этом и заключается ценность повести: автор рассказывает только о том, что пережил именно он, что он успел увидеть и полюбить на родной земле. И, судя по книге, более всего запечатлелись в его сознании первые встречи с "великими колхозными работами" - уборкой и молотьбой хлеба, севомкосьбой.
  
   ЧТО ПИШЕТ Библиотечно - информационный центр ГМПИ о "КАПЛЕ РОСЫ" в ГРУППЕ "ВКОНТАКТЕ"?
  
   Отзыв небольшой, но характерный. Говорится в нем о том, что тема повести - любовь к родной земле и поэтическое восприятие Родины. Отсюда жанр повести, определенный как "лирические заметки". Село Олепино - показано сквозь увеличительное стекло. Через него якобы видна и вся Россия.
  
   Книга Солоухина - своеобразное путешествие в "самую дивную из всех волшебных стран - страну детства. Ключи от нее заброшены так далеко, потеряны так безвозвратно, что никогда, никогда, хотя бы одним глазком, хотя бы одну пустяковую тропинку не увидишь до конца жизни. Впрочем, в той стране не может быть пустяковой тропинки. Все там полно значения и смысла Человек, позабывший, что там было и как было там, позабывший даже про то, что это когда-то было, самый бедный человек на земле". В ней в полной мере звучит поэзия родной земли, поэзия сельской жизни, поэзия крестьянского труда. Пожалуй, острее всего красоту этого труда чувствуют деревенские ребятишки. И может быть, одна из причин удачи прозаических книг В. Солоухина в том, что он рассказал о поэзии крестьянского быта через восприятие своего детства.
  
   КАКОЙ ОТЗЫВ НА КНИГУ ЕСТЬ НА ФАНТЛАБЕ?
  
   Автор с сайта "Фантлаб" пишет так:
  
   Книгу можно читать и перечитывать с большим интересом, удовольствием, доброй улыбкой, временами приходящей тоской и жалостью к миру, который уже совсем исчез. Автор - благодарный и благородный человек. Он вспоминает множество эпизодов, бытовых вещей, легких движений, появлявшихся на миг, эмоций и переживаний, и мы проникаемся ими, мы приближаемся к его землякам, чувствуем свое родство с ними, составляем с ними одну общность - великий русский народ. Удивительно,что такая замечательная книга не нашла своих продолжателей, выходцев из других малых мест, ставших писателями, поэтами, художниками, артистами, учеными и т.д. Они тоже могли бы многое рассказать о своих земляках - живых и покойных и дать им возможность вернуться к новой жизни - в памяти читателей. В книге так много ярких героев и эпизодов, что трудно их всех перечислить. Обращу внимание на то, что особо дорого мне: сцены с косцами, радио, разговор с кузнецом, почтальоном, детскими играми, братьями Черновыми..
  
   Почему же? - хочется возразить автору. Жанр "КР" был продолжен в моем эссе "Таврическое. Память звонкого детства". Возможно, моя повесть не такая колоритная и содержательная, как у Солоухина, но так ведь продолжения всегда, как правило, оказываются бледнее оригинала..
  
   КАКИЕ РЕЦЕНЗИИ НА КР ЕСТЬ НА ЛАЙВЛИБЕ?
  
   Первая.
   Автор -
BroadnayPrincipium
   Автор вкратце упоминает практически все сюжеты, фигурирующие в повести Солоухина.
  
   Прибыв в Олепино, мы станем не просто гостями, а участниками многих деревенских дел и забав детворы. Вместе с местными мальчишками читатель сможет поиграть в игры, научиться плести кнуты и плётки, наловит карасей в местных прудах и наберёт в лесу душистой ягоды. А вместе со взрослыми поучаствует в постройке избы, встанет ни свет ни заря, чтобы выгнать на выпас коров и, конечно же, отправится на покос травы.
  
   Сцена покоса травы производит большое впечатление на автора рецензии. Особенного его впечатляет нехитрая трапеза косцов, а после них - и ребятишек.
   Трогает автора образ старого косца Ивана Кунина, который ощущает радость от того, что инструмент его все еще слушается, и ему удается косить чисто.
  
   Я шел впереди и думал: что же такое таится в ней, в извечной работе земледельца, что и самая тяжелая она, и не самая-самая благодарная, но вот привораживает к себе человека так, что, и на ладан дыша, берет он ту самую косу, которой кашивал в молодости, и идет, и косит, да еще и плачет от радости? -
  
   такую цитату из "КР" приводит автор в конце рецензии.
  
   Вторая.
   Автор - Tarakosha
   Автор делает упор на то, что в повести показаны родные места Солоухина и воспета родная природа.
   Детство писателя - пора его особой близости к природе, считает автор рецензии.
  
   Основная часть книги - это воспоминания из детства и немного юности, пришедшейся на начало войны и связанной с этим трудностей и горьких неизбежных потерь.
Удивительный мир взросления здесь показан достоверно и точно, с деликатностью и без назидания, даря каждому читающему возможность мысленно вернуться в ту пору, насладиться тишиной, спокойствием и особым умиротворением .
  
   Третья.
   Автор -
   SkazkiLisy.
  
   Автор обращает наше внимание на две главные темы в книге - тему родной природы и тему детства. Детство, считает автор рецензии, - лучший из всех возможных миров. Это пора счастья, особой беззаботности. В лирических зарисовках - записках Солоухина ( так характезирует жанр повести автор рецензии ) внимание уделяется судьбам односельчан, обрисованных на фоне первых лет советской власти и ВОВ.
  
   В этих лирических записках меня приятно удивили описания природы. По своей медитативности и детальности они мало чем уступают описаниям природы у Пришвина. Запахи и звуки словно оживают на страницах книги и становятся практически осязаемыми.
   Но несмотря на большое внимание, которое уделяется природе, не меньше внимания уделяется и людям. Здесь переплетается всё - судьбы людей, окружающая природа, воспоминания о войне, о труде на полях и заводах большой страны.
  
   Четвертая.
   Автор - stichi
   Солоухин предлагает читателю путешествие, считает автор рецензии. Для кого-то это путешествие в советское прошлое. Для кого-то - в мир детства. Для кого-то - прогулка по русской земле.
  
   От "Капли росы" веет советским бытом, укладом, духом и образом мыслей. Когда деревня - большая семья, все друг друга знают. Когда деревня - далеко-далеко от цивилизации, и чтобы добраться до нее надо проехать поездом, а потом на кобылке с телегой по ухабам прокатиться, увидеть по дороге красоты нашей родины.
   Как здесь все собрано воедино - природа, жители деревни, дома, земля - это не отдельные персонажи/герои. Нет. Они - часть какого-то единого организма, общность, единство, и судьба автора. Читать "Каплю росы" - это как смотреть черно-белые наши фильмы, милые, в чем-то наивные, но такие добрые и ласковые :)
  
   Книга - и ода детству, и признание в любви к своей земле, считает критик. Это родная земля и русское деревенское детство, столь знакомое и близкое многим читателям Солоухина, полагает автор рецензии.
  
   ЧТО ПИШЕТ В СВОЕЙ РЕЦЕНЗИИ Romkot НА САЙТЕ "БУКМИКС"?
  
   Автор восхищается умением Солоухина просто и красиво в то же время написать о своей Родине, о родной природе и одновременно - о сложных временах ее развития ( а когда они были простыми? ).
  
   И "проселки" и "капли" произведения так сказать документально-художественные. Документальные - потому, что все описываемые события и люди действительно случались и были, а художественные, потому, что в воспоминаниях такого великолепного рассказчика "яркие и сочные" как картины художника.

Конечно, среди ритма современной жизни нужно созреть для такой прозы... устать от рекламы, новостей и пробок... замедлить внутренний темп, успокоиться... захотеть тишины и природы... выпасть из времени, хотя бы на время чтения. Хотя не только о природе речь, но и о судьбах людей... часто трагических.
  
   Незамысловатая и простая рецензия автора вызвала дискуссию на сайте. Один из читателей, отзываясь на рецензию, не упустил возможности попенять Солоухину на его политическую ангажированность. Дескать, он писать по буржуазному заказу власть предержащих. Себя - то данный рецензент считал не менее как серьезным экспертом в политических вопросах и правым во всем, что касается истории России. И считал себя вправе обвинять великого русского писателя ( до которого ему еще расти и расти ) во всех возможных грехах.
  
   ЧТО ПИШЕТ А.Ю.Большакова В СТАТЬЕ "И В КАЖДОЙ КАПЛЕ - ЧАСТИЦА МИРА". О СИМВОЛИЧЕСКОМ РЕАЛИЗМЕ РУССКОЙ ДЕРЕВЕНСКОЙ ПРОЗЫ?
  
   Большакова говорит о том, что "капля росы" - это один из ключевых символов русской деревенской прозы в целом. Начиная от главы "Капля" в "Царь-рыбе" Астафьева и солоухинской "КР", заканчивая "У крутого яра" Троепольского.
   Большакова рассматривает историю этого образа, который уходит корнями в философскую прозу Льва Толстого. Образ капли рассматривается на материале романа "Война и мир". Исследовательница пишет, что он связан с тем, как воспринимает мир человек верующий, христианин. Затем рассматривается данный образ у Троепольского.
   И, естественно, речь идет об этом образе у Солоухина. Приводятся размышления Цветова над "КР" и "Владимирскими проселками" - и цитаты из повести "Капля росы". У Солоухина и Троепольского доминирует идея крохотного отражения целого мира в его малой частице, считает Большакова.
   Большое, таким образом, отражается в малом, а малое - в цельной картине мира.
  
   ЧТО ПИШЕТ Т.Л. Рыбальченко в статье СИТУАЦИЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ В СЮЖЕТАХ РУССКОЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ 1950-1990-х гг.?
  
   Исследователь утверждает, что возвращение как мотив "может быть одним их элементов сюжета, проходным или повторяющимся ("Капля росы" В. Солоухина, "Где сходилось небо с холмами" В. Маканина, "Дом на набережной" Ю. Трифонова, "Отецлес" А. Кима); может быть финальной развязкой основной коллизии, подтверждающей авторскую идею".
   Рассматривается мотив возвращения здесь не только на материале солоухинской повести, но и любимых нами рассказов и "Калины красной" Шукшина.
   Отмечено также, что возвращение может быть сюжетообразующей ситуацией, определять основную коллизию ("Берег" и "Выбор" Ю. Бондарева, "Карьер" В. Быкова и "Живи и помни" В. Распутина, "Искупление" Ю. Даниэля и "Искупление" Ф. Горенштейна). В основном произведения, где мотив возвращения поставлен во главу угла, и рассматриваются Рыбальченко.
  
   ЧТО ПИШЕТ В СТАТЬЕ "Семантика сочетаний с творительным падежом ограничения как средства выражения оценки (на материале произведений В. Солоухина)" Е. Ю. Рыкин?
  
   ОН выделяет сочетания с творительным падежом в "Капле росы", которые дают:
   - эстетическую оценку -
  
   Короткая рукоятка этого длинного кнута украшена разными рубчиками и клеточками (Солоухин В. А. Капля росы: URL)
   - этическую оценку -
   Если вы пусты, то именно теперь вы и поймете и увидите со всей беспощадностью, что вы совершенно пусты, а если душа полна, хотя бы хорошей, светлой любовью к женщине, то и печаль ваша, навеянная зимней дорогой, останется светлой... (Солоухин В. А. Капля росы: URL)
   - количественную оценку -
   Но не часто обнаружишь искусно свитое, искусно спрятанное в буйной зелени гнездо, хотя их должно быть очень много вокруг: весь буерак сверху донизу наполнен щебетанием, пересвистом, перещелкиванием и перепархиванием птиц (Солоухин В. А. Капля росы: URL).
   Острый запашок пчеловодческого дымаря, разведенного на сухих белых ивовых гнилушках, может присоединиться уж к медвяному аромату цветущих трав, а вслед за горьким дымком повеет и чистым медом, потому что для того и разводят дымари, чтобы открывать и проверять кипящие пчелами ульи (Солоухин В. А. Капля росы: URL).
  
   Итак, делает вывод автор: сочетания с ТП у Солоухина выражают те же виды оценок ( качественных ), что и в древнерусскую эпоху. Есть у Солоухина и количественные оценки данных конструкций, которые встречаются чаще, чем в древнерусском языке.
   В завершение обзора статьи, необходимо заметить, что свои тезисы автор подкрепляет материалом не только "Капли росы", но и "Владимирских проселков", "Третьей охоты", а также "Смеха за левым плечом".
  
   Что пишет автор сочинения "Тема красоты мира и человека в одном из произведений русской литературы (В.А. Солоухин. "Капля росы")"?
  
   Автор этого опуса питает непреодолимое отвращение к экзистенциалистам и неврастеникам, равно как и к больным СПИДом. И, напротив, демонстрирует показную любовь к рядовому сельскому труженику.
  
   .. судя по книге, мало что запечатлелось в его памяти и сознании с такой же силой и яркостью ощущения, как первые встречи с "великими колхозными работами" - уборкой и молотьбой хлеба, севом, косьбой.
    
Естественно, что в книге были отзвуки трудностей, которые переживала деревня в ту пору. И все-таки социальные начала в поэтическом видении Солоухина были приглушены. А трудовой человек, крестьянин - кормилец всей страны - был показан мощно и масштабно.
  
   Автор сочинения не знает меры в восторгах по поводу открытия мира родной земли ( будто бы ему прежде неведомого ). Подразумевается, этот восторг должен разделять и исследуемый автор.
  
   Маленькое село Олепино - будто мощное увеличительное стекло, через которое видна вся Россия. Обычное владимирское село из 36 дворов - "одно для меня на всей Земле, я в нем родился и вырос", - пишет автор.
    Все мы где-то родились и выросли. Но каждый ли из нас способен заново пережить восторг ребенка, открывающего новый мир, в котором каждый шаг - путешествие в Страну Неведомого?!
  
   Что пишет доктор филологических наук В.И.Хомяков из ОмГУ в статье "Нравственно-философская модель "деревенской прозы" 1950-х годов"?
  
   Хомяков пишет о наделавшей шуму в свое время статье Солоухина "Диалог". В ней представлен спор между сторонником социальной модели "деревенской прозы" и модели нравственно-философской.
   Солоухин в статье критиковал стремление молодого поколения "загородиться радиоприемником и телевизором" от того, что накоплено веками. Солоухин утверждал, что истинная духовная жизнь человека заключается в создании красоты, в созерцании красоты, которая окружает человека, в проникновенном понимании ее.
   Оппонировал Солоухину писатель Борщаговский в своей статье "О хороводах и дне нынешнем". Он критиковал Солоухина за "моду на хороводы" и "подмену" понятий "духовной жизни народа" и "народного художественного творчества".
   Также критиковал Солоухина писатель Б.Можаев. Он призвал не разглагольствовать о духовной жизни народа, а заняться реальными проблемами села: бездорожьем, бытом, материальным достатком сельских жителей. Можаев не видел ничего плохого в том, чтобы хорошо поработать, а после работы посмотреть телевизор.
  
   ЧТО ПИШЕТ О. ШИРЯЕВА в статье "Душа как обозначение человека.."?
  
   Слово "душа" имеет значение "человек", считает Ширяева, и используется в "Капле росы" при указании количества людей.
   Например, "Решив узнать, сколько теперь душ мужского и женского пола, я послал письмо председателю сельсовета Александру Михайловичу Солоухину".
   Анализируются фразеологические единицы "живая душа", "ни живой души" на материале произведений авторов советской прозы, таких как В.Белов и В.Распутин.
  
   ВСЕ!

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"