Петраков Игорь Александрович : другие произведения.

Сюжеты и темы ранних песен Земфиры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья о песнях из первых трех альбомов Земфиры.


Игорь Александрович Петраков

Сюжеты и темы ранних песен Земфиры

Исследование выполнено в октябре 2018 года

Омск 2018

   Содержание:
  
      -- Введение
      -- Вредные привычки
      -- Город
      -- Зима и лето
      -- Любовь и болезнь
      -- Ночная жизнь
      -- Параллельный мир
      -- Песня и музыка
      -- Телефоны
  
  
   1. Введение.
  
   Здравствуйте, дорогие читатели! Вот и настала пора поговорить о песнях выдающейся современной исполнительницы Земфиры Рамазановой.
   Песни будут рассмотрены из трех первых альбомов - "Земфира", "Прости меня моя любовь" и "Четырнадцать недель тишины". Причина элементарна - это наши самые любимые альбомы. Поэтому неудивительно, что о песнях из них мы будем говорить нередко в восторженных тонах. Впрочем, любовь к песням Земфиры еще не полностью застила наш разум. Поэтому в данном исследовании вы обнаружите и самый простой сюжетный и тематический анализ песен Земфиры. Сюжеты песен здесь перекликаются с их темами. Тематический анализ - явление поверхностное, поэтому мы решили его углубить сюжетно-сравнительным.
   Надеемся, что наше пристрастное рассмотрение песен Земфиры не оставит вас равнодушными.
  
  
      -- Вредные привычки.
  
  
   В этой главе речь пойдет о таких, без сомнения, вредных привычках как курение и питие ( традиционное для России - бодрящих напитков ).
   Как говорила моя однокурсница Марина Пономарева, "душа требует раскрепощения. Ну, у нас это, как правило, алкоголь, сигареты, наркотики". Насчет наркотиков - не знаю, а алкоголь действительно помогает достичь требуемого раскрепощения. Как говорил герой Григория Горина из "Дома, который построил Свифт" - "С головой было труднее всего. Но тут помог алкоголь. Ежедневный, трехкратный прием алкоголя - и ты избавляешь свою башку от ненужных знаний и мыслей". К теме употребления алкоголя можно отнести и такое высказывание другой моей однокурсницы Даши Фрейвальд ( о "Фрекен Жюли" ) - "Ну надо же хоть один раз в жизни расслабиться, а?"
   Тема употребления алкоголя у Земфиры идет рука об руку с темой любви. Любовь сравнивается с опьянением. Вспоминаются строки:
  
   А девушка пьяна
   уже который день,
   по уши влюблена
   в чужие прелести...
  
   Вернее всего, она пьяна от любви. Но само такое сравнение выглядит характерным. Некоторые слушатели полагали, что девушка пьяна в буквальном смысле этого слова. Не зря по мотивам песни "Созрела" была написана "антиалкогольная" песня квн-щиками -
  
   А девушка не пьет
   уже который год,
   по барам не сидит,
   не курит сигарет..
  
   В песне "Прогулка" уже пьян герой ( кстати, смотри мои размышления о пьянстве и трезвости в статье "Песни "Агаты Кристи" и Православие" ) - наверняка, из-за употребления бодрящего напитка -
  
   Мои колени замерзли,
   ты был счастливый и пьяный,
   и что-то важное между..
  
   Да и сама героиня, похоже, тоже далеко не трезва ( "Я держу тебя за руку, и все расплывается" ). Да и если подумать, что может дать эта пресловутая трезвость? Какое счастье, какую отраду?
   Другой способ унестись от суровой действительности - сигареты. Так, в одноименной песне прослеживается явно лирическая тема - слово сигареты разбивается на "ты".
  
   И я на память оставлю
   свои сигареты..
  
   Сигареты становятся прямо-таки символом жизни героини. О желании курить говорится в песне "Аривидерчи" - где "промокшие спички надежду убили курить". Причем курить героине хочется уже с самого утра - после того, как ее разбудили "вороны-москвички". Из этой строки напрашивается вывод о том, что курит она немало.
   Так же немало курит и герой - например, в песне "Искала" -
  
   Куришь каждые пять -
   мы устали оба..
  
   А ведь это действительно вредно так много курить. Но размышлений о вреде курения у Земфиры не найдешь. Разве что слегка ироническое - "Значит, буду дольше жить". Впрочем, ее иногда посещает мысль отказаться ( на время ) от курения. Так в песне "Рассветы" -
  
   Ни капли никотина -
   тридцать минут..
   Ни слова в перерыве -
   даже шепотом.
  
   И в синтаксически параллельном предложении из 2-го куплета - "Ни грамма сожаленья.." То есть никотин сравнивается с таким понятным человеческим чувством как сожаление. В других строках этот перечень человеческих чувств продолжается - "Ни страха, ни любви, ни даже ропота.. Ни счастья". До какой же степени дорог этот никотин героине, если она ставит его в такой смысловой ряд!
   В некоторых песнях появляется мотив "зажечь", связанный ассоциативно с курением. Например, в песне "Доказано", очевидно, описана сцена курения в тамбуре -
  
   Шар-апельсин тревожит -
   он больше гореть не может.
   И я поджигаю тамбур,
   танцую самбу, совсем светло.
  
   Так же в песне "Аривидерчи" кто-то "поджигает" героиню..
  
  
      -- Город
  
  
   Часть песен, их действие разворачивается в городе. Так что можно сделать вывод, что героиня - городская жительница. Приметы современного города становятся приметами любовного романа в песне "Искала" -
  
   Я искала тебя - дворами темными..
  
   Город словно овеян романтической дымкой в песне с одноименным названием. Здесь действие происходит не только в городской квартире ( "Не мешать странный чай.." ), но и на улицах, по которым едет такси -
  
   Позже
   мое такси скользило мимо светофоров,
   упрямо прятал тайны в темных окнах город..
  
   Даже кажется, что тайны - эти тоже любовные, романтические. Они прячутся именно за темными окнами - как в темных дворах прятался герой песни "Искала". Время действия здесь - поздний вечер или ночь. Именно в это время будто бы обнаруживаются сокрытые днем тайны.
   Так же, как для лирического героя Солоухина, город здесь напоминает собою лабиринт. В нем, впрочем, можно не только потеряться, но и найти свою любовь ( как бы пафосно это ни звучало ). Город предстает этаким манящим пространством в песне "Шкалят датчики" -
  
   Где-то город,
   ты принимаешь наркотики..
   Где-то здорово -
   хочешь за поворотики..
  
   В город можно попасть через вокзал. Именно это пространство также манит героиню ( в песне "Созрела" - "Кого-то ждет вокзал" ). В городе расположены и многоэтажные здания, о которых поется в песне "Ромашки". Герой песни - отвергнутый "девочкой с плеером" влюбленный, проживающий, очевидно, в одной из таких многоэтажек -
  
   его компашки
   летят с многоэтажек
   как стаи ромашек..
  
   Приметы города узнаются и в песне "Брызги". Это приметы его негостеприимных улиц, напоминающие песню "Румба" ( "Угадай меня, но знай, что на дорогах будет скользко" ).
  
   Брызги снега из-под колес
   в девушку разбитых витрин -
   это не со мной, это deja vu.
   ..
   Закрыты ларьки, разбиты сердца.
  
   Кажется, на этих одиноких, стынущих под ветром улицах, невозможно развитие теплых чувств. Но для героини песни Земфиры они выступают как данность.
   На улицах города то в нее летят "брызги", то люди "пуляют" взгляды ( "Город" ), то "стреляют" в нее - как в песне "До свиданья, мой любимый город" -
  
   Луна убывает - такое бывает,
   я иду стричься.
   Меня убивают - из эмки стреляют
   в левую мышцу,
   но не попадают, что тоже бывает..
  
   В этой же песне героиня замечает, что несмотря на все вышеперечисленное, она "живет и не старится". Такое же настроение есть в песне "Аривидерчи", действие которой происходит в столице нашей Родины -
  
   Вороны-москвички меня разбудили,
   промокшие спички надежду убили
   курить. Значит, буду дольше жить..
  
   Героиня и здесь живет - несмотря ни на какие досадные помехи.
   Городская весна - предмет изображения в песне "Минус 140". Здесь ореолом романтики окружены даже трамваи ( ср. с песней "Шпала" "Агаты Кристи" ) -
  
   Странно, трамваи не ходят кругами, а только от края до края.
   Еще молодая весна пытает. Мимо созвездий запруженных улиц
   К нам первые крылья вернулись - еще не проснулись, а все туда же.
  
  
      -- Зима и лето
  
  
   Как сказали бы какие-нибудь маститые литературоведы, зима в песнях Земфиры "имеет негативные коннотации". Проще говоря, это весьма неуютное время года. Даже нелепое, можно сказать ( смотри мое стихотворение "Исцеление" ).
   В песне "Снег" первый снег - символ безсмыслицы, абсурда отношений между героинями песни. С тающим снегом сравнивается одна из них.
  
   Сорок минут пролетели, как слово "До завтра",
   Снег на ботинках, во взгляде сплошная неправда,
   Я так устала, чего ж ты хотела, сама-то хоть знаешь? (Hет)
  
   Снег - средоточие нелепости зимы, ее лжи. "Там первый снег, даже он ни к чему.." Вторая героиня песни как будто полностью занесена им.
   Во время зимы могут приходить болезни, и общее состояние мира может вызывать жалость -
  
   Беда с тобою и со мною,
   с дорогами, с небом
   и снегом, с желанием -
   в тумбочке "ОМ"
   Румба, румба -
   голяком и сплошняком.
  
   Неблагополучие мира в зимнее время подчеркивает мотив "разбитых витрин", в которых слушатель словно видит девушку - героиню. В нее летят "брызги снега из-под колес" ( "Брызги" ). Безусловно, это грязный снег - и внешний вид он совсем не облагородит.
   Есть, однако, в той же "Румбе" и фраза о глотке свежего воздуха в зимнее время -
  
   Дверь открыла -
   воздух, слепленный морозом, осчастливит..
  
   Уже эта фраза говорит о том, что зиму нельзя трактовать однозначно. С одной стороны, она противница героини, ее, так сказать, антагонист -
  
   Кто придумал, скажи, эти пробки?
   В переулках зима затаилась и ждет -
   что же будет?
   ( "Трафик" )
  
   В это время в форточку "дует холодный ветер", который вместе с луной будто мешает песне. Зимой на дорогах "ужасные пробки". С другой стороны, зима - тень героини, ее тезка ( "А я живу от зимы до зимы" ). Жизнь героини продолжается в зимнее время и вовсе не останавливается, становится предметом изображения в ряде песен.
   Лето, в отличие от зимы, разумеется, - предел мечтаний героини о благополучии. Так в песне "Минус 140" -
  
   И на забытой тобою фотке
   "- 140" и вечное лето.
  
   Благополучие этого времени подчеркивается в романтическом сюжете песни "Почему" -
  
   Ты стучала в дверь открытую,
   я молчала как убитая -
   обманули! на улице та же жара.
   Загорели руки в темное,
   надоели звуки стремные,
   прошатались по городу ночь до утра.
  
   Только летом есть удивительная возможность "прошататься" всю ночь по городу. Загореть руки тоже могут только летом. В песне упоминается также открытое окно, вновь "актуализирующее" тему свежего воздуха.
   К слову, эта тема будет продолжена в песне "Ракеты", где описан сентябрь - приближенный к лету месяц. Правда, здесь уже открыты не окна, а форточки, в которые врывается дождь.
  
   И будто бы я растеряла последние косточки,
   И пахнет сентябрь, и дождик в открытые форточки..
  
   Запах сентября чуется именно из-за раскрытых форточек.
   Летом, очевидно, происходит и действие песни "Созрела" -
  
   А девушка пьяна
   уже который день.
   По уши влюблена
   в чужие прелести!
  
   Зеленая волна
   накрыла ее тень,
   размыла поцелуй,
   что помнят челюсти.
  
   Словосочетание "зеленая волна" заставляет вспомнить известный роман Жан-Поля Сартра ( о Рокантене ) и видение зеленого парка из него. Очевидно, это природная, летняя зелень, захлестывающая героиню ( или просто речная волна ).
   Однозначно - и в зимних, и в летних сюжетах подчеркивается близость героини собственно природной жизни.
  
  
      -- Любовь и болезнь.
  
  
   В ранних песнях Земфиры с темой любви состыковываются мотивы болезни. Часто любовный сюжет происходит на фоне той или иной болезни. Последняя придает даже любви некоторую остроту ощущений ( "но зато какие ощущенья" ).
   Болезнь может быть легкая - например, простуда, как в "Минус 140" -
  
   Помнишь? Да нет, ни фига ты не помнишь.
   А мне же не очень-то нужно, и только сопливо, и голос простужен.
  
   В других случаях болезнь, так же, как любовь, заразна. Она откладывает свой отпечаток на взаимоотношения героев песен. Они теперь вынуждены соблюдать осторожность -
  
   Эти сутки - промежутки для меня же невозможны..
   Ради шутки поцелуй меня в висок, но осторожно.
   ( "Румба", альбом "Земфира" ).
  
   В песне "СПИД" болезнь уже - довольно грозное явление, "страшный секрет". Возникает тема оставленных ключей, мамы и больницы -
  
   Будем глотать в больнице лекарства,
   не думать про завтра, не включать телевизор.
   На карте искать тридесятое царство -
   а вдруг повезет и достанутся визы?
  
   Вообще, на фоне болезни к телевизионным программам у героини развивается скептическое отношение. В альбоме "Вендетта" ее мама и папа "превращаются" в телевизоры, и это совсем не похвала! В песне "Ракеты" из альбома "Земфира" на болезнь указывает строка "Узоры и голова в бинтах". Здесь тоже развивается мотив расставания с телевизором -
  
   И будто бы я на расплавленном солнцем острове,
   Забытая телеком, я -- голый глухой апостол я.
  
   Героиня песни "Синоптик" боится боли. Это чувство понятно слушателю. Героиня - еще не жительница иного мира, это живой человек со своим страхом.
  
   .. но обещай мне -
   больно не будет, постарайся.
   Я же приду во сне с дождями,
   буду звонить с неба про погоду.
  
   Всеми силами старается избегать боли и героиня песни "Непошлое" из того же альбома -
  
   Я разбегусь: и с окна.
   Я верю - не будет больно,
   я помню как это делать.
  
   Болеет и герой песни "Хочешь?" Здесь появляются спутники болезни - полезные апельсины.
  
   Хочешь сладких апельсинов,
   хочешь вслух рассказов длинных?
  
   Кроме того, герою болезнь ( и не только она ) мешает спать. Кажется, что мешают спать даже звезды - не только шумные соседи.
   На фоне болезни еще более ярко проступает тема любви к больному. Проявляется страх расставания, разрыва.
   Герои песни "П.М.М.Л." из одноименного альбома напоминают морских рыб, выброшенных на берег и там задыхающихся. Тема любви приобретает здесь весьма драматический оттенок.
  
   Поздно о чем-то думать слишком поздно..
   Тебе, я чую, нужен воздух.
   Лежим в такой огромной луже..
  
   В другой песне говорится о том, что в вены героини проникло какое-то не то лекарство, не то наркотик -
  
   Да по венам я пустила свое чувство,
   обнаглела, пожалела бы себя..
   Так любила же тебя.
  
   Нечто похожее есть в "Непошлом" - "Напрасно гудели вены".
  
  
      -- Ночная жизнь
  
  
   "Весной на месте не сидится и не спится - и я дружил с девчонкою одной". Так же, как герою этой песни харьковских КВН-щиков, не сидится ночью Земфире - во всяком случае, в ее первых альбомах.
   В самой первой песне из альбома "Земфира" - "Почему?" - героиня признается в том, что они "прошатались по городу ночь до утра". На ум приходят слова другой известной песни - "Видели ночь, гуляли всю ночь до утра".
   Продолжает тему, заявленную в "Почему?" "Прогулка". В этой песне речь идет о звездах ( вообще, звезды частые гости в "ночных" песнях Земфиры ) и собственно вечерней или ночной прогулке -
  
   Случайно падали звезды в мои пустые карманы
   и оставляли надежды..
  
   Героиня держит своего спутника за руку ( рефрен ). Город, как в песне "Трафик", предстает здесь сосредоточением опасностей ( "Я держу тебя за руку, чтобы вдруг не похитили. В переулках скрываются на волгах вредители" - в "Трафике" в переулках "затаилась" зима ), или тайн, как в песне "Город".
   Полные жизни улицы противопоставляются непонятным глухим переулкам. Особенно если эти улицы - вечерние. В "Минус 140" это целые "созвездья запруженных улиц" ( очевидно, крупного города ).
   В песне "Город" такси героини скользит по такой улице мимо каких-то домов и светофоров -
  
   .. катились звезды, прожигая в небе дыры,
   с ума сходили перекрестки желтым. Домой..
  
   В песне "Кто?" звезды продолжают светить утром. Утро как время встречи героя и героини дано в песне "Шалфей". С этой стороны, утро является словно логическим продолжением ночи -
  
   Кто показал тебе звезды утром?
   Кто научил тебя видеть ночью?
   Кто, если не я?
  
   Героиня - субъект, более привычный к ночному времени, нежели герой. В песне "Искала" тема ночного времени повторяется так -
  
   ..годами долгими, ночами темными,
   ночами, чами, чами..
  
   В этой же песне "ночные звонки" предстают как продолжение завязавшегося любовного сюжета. Ночь как довольно романтическое время осмысливается в песне "Сказки" -
  
   Фонари гаснут, пора на крышу,
   слушать, как часто соседи дышат,
   И любят друг дружку и сном упиваются,
   и прячет в подушку секреты красавица. Да...
   Им же не больно,
   звезд не касались.
   Сказки мои любимые не читаешь мне на ночь,
   и я топаю на крышу.
  
   Героиня словно оживает с приходом ночи. Ночью, что удивительно, она больше видит и слышит ( как в песне "Агаты Кристи" - "Ночь и тишина.. Я слышу каждую звезду" ). Ночью она может отправляться в путешествие, как в песне "Сигареты" -
  
   Прячется вечер, пудрится звезда.
   И я тебе друг, а ты мне - не то что бы.
   Чайные плечи из Ленинграда..
  
   Поздним вечером она видит "очередь в кассы", что связано с сюжетом выступлений героини. В песне "Непошлое" вместо звезд появляется "щербатая луна". Речь, очевидно, также идет о ночи или раннем утре -
  
   И мы не в одной постели,
   светло потому несмело..
  
   Сердце героини при этом называется "лунным" и "щербатым". А ведь луна, как известно из стихов романтиков, - ночная гостья.
   С ночным временем связана также тема запоздавшей любви. Особенно ярко она проявлена в песне "Город" -
  
   Домой - слишком рано и пусто.
   С тобой - слишком поздно и грустно
   дышать - не мешать..
  
   Слова о запоздавшей любви звучат на фоне ночного города, путешествий по нему. Позднее время становится темой, которая раскрывает содержание этого сюжета. Также названный поворот сюжета есть в песнях "Шалфей" и "ПММЛ" -
  
   Но кто-то увидел, кому не спокойно..
   И я героев не встречала в этой жизни.
   Поздно...
   ( "Шалфей" )
  
   Поздно, о чем-то думать слишком поздно..
   ( "ПММЛ" )
  
   О позднем времени суток здесь напоминают слова - "Послушно сердце выключаем".
  
  
      -- Параллельный мир.
  
  
   Гипотеза о существовании параллельного мира в песнях Земфиры, конечно, спорна. С другой стороны, это весьма волнующая тема. Здесь мы продолжим наши размышления об иной мире в ключе исследования "Структуры иных миров в литературе ХХ века".
   Строго говоря, в песнях Земфиры два параллельных мира. Один "верхний", другой "нижний" ( смотри мое исследование "Онтологические сюжеты романа В.Набокова "Защита Лужина"" ).. Герои могут отправляться и в один, и в другой.
   В песне "Хочешь?" героиня говорит, что ее ожидает перспектива попадания в "нижний" -
  
   Пожалуйста, не умирай -
   или мне придется тоже.
   Ты, конечно, сразу в рай,
   а я не думаю, что тоже.
  
   Православные сразу понимают, что речь идет о преисподней. Разумеется, такая перспектива отнюдь не желанна для героини.
   В другой песне из альбома "ПММЛ" преисподняя сравнивается в духе православной традиции с морем. Туда героиня оправляет свою подругу -
  
   Ты в море, я в небо - прости.
   Не будем друзьями.
  
   "Небом" назван параллельный мир и в песне "Синоптик". После того, как одного из героев убивают, он оказывается на небе. Но и там он, к удивлению слушателя, не теряет связи со "средним" миром и может "звонить" оттуда -
  
   .. больно не будет, постарайся,
   я же приду во сне с дождями,
   буду звонить с неба про погоду.
  
   Героиня чувствует себя как будто в параллельном мире в песне "Аривидерчи". Ее вновь томит ожидание перехода в иной мир - "И едва ли успеют по плечи". "Я стала старше на жизнь", - говорит она дальше, как бы оглядывая мысленным взором прошлую жизнь. И здесь же появляется характерная строка -
  
   Стрелки ровно на два часа назад
  
   Такое свободное обращение со временем возможно только в ином мире. В обычном мире, в "так называемой реальности" ( как презрительно называл ее Набоков ) время носит необратимый характер. В ином мире возможны и чудеса, описанные в песне "До свиданья" -
  
   И я улыбаюсь, живу и не старюсь
   четырнадцать целых лет.
  
   В этих строках словно отменяется ужасный "бег времени", о котором писала Ахматова. Вновь возникает тема параллельного мира - пространства, где действительно люди не старятся.
   В песне "Рассветы" циферблат начинает сходить с ума -
  
   От чисел дней рождений - ровно луна,
   чей сходит циферблат с ума..
  
   Что любопытно, певица считает, что в ином мире тоже будут слушать ее песни. Это ясно из строк песни "Минус 140" - "Где-то ведь ходят по кругу трамваи, и мчатся созревшие стаи, и крутят мои винилы подростки". Создается впечатление, что в этих строках также описан какой-то нереальный мир, ведь трамваи, как известно, "не ходят кругами".
   Иной мир сравнивается с небом в песне "Лондон". Здесь вновь возникает тема "звоночков" из параллельного мира -
  
   Мне приснилось небо Лондона.
   В нём приснился долгий поцелуй.
   Мы гуляли там по облакам,
   притворились лондонским дождём..
  
   Без таких вот звоночков
   я же зверь одиночка..
  
   Ночные звонки соединяют не только миры, но и влюбленных - в клипе к песне "Прогулка", в песне "Искала". Герой песни "Искала", кстати, является как какой-то представитель этого иного мира - "Ты совсем как во сне".
  
  
      -- Песня и музыка.
  
  
   Если применительно к В.Набокову литературоведы пишут о "тематизации" писательского творчества в его прозе, то применительно к Земфире, наверное, можно говорить о тематизации музыки и песенного творчества. В ряде песен Земфиры героиня предстает именно в качестве певицы и музыканта.
   Вспомним слова из песни "Знак безконечность" -
  
   .. когда вижу, точно вижу и некому спеть.
   Я так боюсь не успеть хотя бы что-то успеть.
  
   Песня здесь осмысливается как часть разговора двух душ, причем певица в нем - это активная сторона. Звуки этого разговора осмысливаются как связующая нить между героями ( "Проводи меня - останется не больше, но и не меньше, чем звук, а звук всё то же, что нить.." ). О звуках героиня помнит и в песне "Главное". Здесь она относится к своему творчеству довольно скептически -
  
   Жаль что я совсем не рисую, мне бы хотелось
   рисовать твои руки, читать твои мысли,
   не думать о звуках, не помнить о числах ..
  
   Талант художника здесь ставится как будто выше таланта сочинителя песен, музыки ( "звуков" ). К последнему таланту Земфира относится без пиетета, легко. В песне "Хочешь?" она даже выражает желание "отдать все песни" для того, чтобы герой не умирал.
   В некоторых песнях говорится о песнях в виде овеществленном - кассет, "пленок" и пластинок. В песне "Ощущенья", например, прослеживается такое же критическое отношение к своему творчеству -
  
   дыр, пленки стерты до дыр -
   и не спасают свои даже.. лажа.
  
   В песне "Город" упоминаются "старые кассеты - откровенья". Они сравниваются со вчерашним снегом, так как потеряли "актуальность" ( как сказали бы те же литературоведы ). И опять здесь талант сочинителя музыки проигрывает таланту художника ( "Твои картинки мне глаза сожгли" ).
   В песне "Сигареты" эти два таланта, вернее, плоды занятий их обладателей, также идут рядом. Героине хочется поглубже "вклеить" или "вставить" их в сердце -
  
   Если бы можно
   в сердце поглубже вклеить портреты..
   вставить кассеты..
  
   В песне "Минус 140" в идеальном параллельном мире ( хотя, если вдуматься, - может ли он быть идеальным? ) подростки слушают пластинки Земфиры ( там, где ходят по кругу трамваи ).
  
   .. и мчатся созревшие стаи,
   и крутят мои винилы подростки.
  
   Героиня песни "Ромашки" - девочка с плеером. Сюжет песни прост как дважды два - герой, который "не такой как все и не любит дискотеки" ( то есть музыку ), получает от ворот поворот. Плеер с музыкой при этом символизирует собственный, защищенный от бед, мир героини, в котором она чувствует себя довольно комфортно.
   Героине песни "Созрела" плеер заменяет радио. Она даже заказывает на радио песни для себя -
  
   Ей радиоэфир приветы передал,
   заказанные ею самою же себе..
  
   Песня как часть разговора душ представлена не только в "Хочешь?", но и в "Почему?" В этой песне обе героини сочиняют песни -
  
   Я помню все твои трещинки,
   пою твои - мои песенки..
  
   Тема сочинения песен развивается в композиции, которая так и называется - "Песня".
  
   Песня сочиняет меня, я сочиняю песню,
   Я все, мы все еще вместе..
  
   Как видно, и здесь песня является связью между двумя друзьями или влюбленными.
  
  
      -- Телефоны.
  
  
   Телефоны появляются в песнях Земфиры регулярно. Здесь это, как правило, средство связи с любимым человеком. Достаточно вспомнить "ночные звонки" из песни "Искала", которые знаменуют собой продолжение любовного сюжета.
   Некое подобие телефонной связи, по мнению автора песен, возможно и между мирами - здешним и иным. Наглядный пример тому - песня "Синоптик", в которой героиня обещает, уже будучи в ином мире, "звонить с неба про погоду".
   Как уже было сказано, телефонные звонки являются в песнях Земфиры продолжением любовного сюжета. Они обезпечивают связь между героем и героиней. В песне "Мечтой" сказано так -
  
   И звонили звонки
   через все позвонки..
   Так он хотел.
  
   Телефонные звонки проходят, как видно из этих строк, через жизнь героини красной нитью - как сам любовный сюжет. Голос любимого человека проникает глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Призыв ему звонить содержится в песне "Аривидерчи" -
  
   Я буду ждать - ты звони
   в мои обычные шесть..
  
   Звоночки ( как в песне "Лондон" ) объединяют героев с необыкновенной силой, служат предзнаменованием их заветной встречи. Героиня сама прибегает нередко к средствам телефонной связи и бывает огорчена, когда соединение не удается установить -
  
   .. набирала твои цифры -
   безполезно, все напрасно..
   ( "Румба" )
  
   Гимн телефонной связи можно найти в песне "Непошлое". Здесь она тоже является, как можно заметить, частью любовного сюжета.
  
   В трубки губки говорят
   сказки, ласки -
   да все подряд.
  
   Заметьте - какое трепетное отношение к телефонной связи здесь дано! Безусловно, эта связь, устанавливаемая между героями, обладает для автора определенной ценностью! В песне "Прогулка" телефонная связь становится символом домашнего тепла, уюта посреди холодной ночной улицы -
  
   Телефонные будки,
   в них согреемся, может быть..
  
   В песне "Скандал" сюжет ( лирический сюжет, само собой ) строится вокруг обращения герони по телефону. То есть предполагается, что слушатель находится на другом конце телефонной линии -
  
   Але! Я девочка -- скандал, девочка-воздух.
   Мое Kenzo -- сандал, наш с тобою birthday
   ..
   Але! Я девочка с ума, девочка -- вольно.
   Себя сделала сама, сделала больно.
  
   Телефонное обращение повторяется рефреном несколько раз на протяжении всей песни.
   Пожалуй, можно также вспомнить песню "Знак безконечность", где особая роль отводится звуку голоса любимого человека, который "все то же, что нить".
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"