Шестьдесят пять лет прошло с тех пор, как закончилась последняя война. Несколько поколений россиян, родившихся в мирное время, даже подумать не могли, что однажды война придет прямо к порогу их дома. Кто готовил нас к нападению бандитов среди белого дня? Кто учил нас выживать без еды и воды? Кто подготавливал нашу психику к ужасам расправы над беззащитными женщинами и детьми? И кто из нас до 1995 года мог представить, как глубоко безразлична для нашей власти наша судьба? Все это мы вынуждены были познавать уже, когда окунули нас с головой в водоворот событий, и мы, как щенки, которых бросили в воду, утопая, барахтались и выплывали, как могли.
Пятнадцать лет прошло с тех страшных июньских дней. Сколько страстей отбурлило за эти годы?! Что-то унесла река времени, что-то отболело и осело на дно души, но есть такие раны, которые не заживают. Боль лишь притупилась. И стоит слегка коснуться их, боль оживает с новой силой.
Спустя пятнадцать лет многое видится по-другому, и многие из нас даже готовы простить тех, кто повинен в наших бедах. Есть такое в российской душе - махнуть рукой на недругов, мол, Бог им судья. Особенно если в недруги попало собственное правительство. Ну что ж, может, и пора простить и отпустить боль, по крайней мере, стоит попробовать.
Но прежде так хочется, наконец, знать, кто же те недруги. Чеченцы? Милиция? Военные? Краевая власть? Министры? Депутаты? Черномырдин? Ельцин? Американцы?.. Вопросов у буденовцев много, и на них за пятнадцать лет так никто и не сумел дать ответ. Ничего не понявшие, исстрадавшиеся люди и спустя полтора десятка лет клянут всех подряд и думают только об одном: как забыть июньский кошмар. Но мы, те, кто рядом, кто ежедневно видит страдания близких людей, имеем ли мы право - забывать? Нет!
Память должна жить! Память о тех, кто навсегда остался лежать на городских улицах, в окровавленных коридорах и лифтовых шахтах расстрелянной больницы, кто остался жить с незаживающей раной, в городе Святого Креста, распятом за чужие грехи.
Память о Буденновске должна остаться, как осталась память о Бресте, первым принявшем удар фашистских захватчиков. Буденновск стал "Брестом" в новой войне, в войне против общепланетного Зла, в войне, у которой нет линии фронта, нет тыла. Передний край сражения повсюду: на каждой улице, в каждом доме, в каждой душе. И покой нам только снится...
ГДЕ БЕДА БЕРЕТ СВОЕ НАЧАЛО?
Есть в природе закон, объясняющий, почему происходит то или иное событие, закон о причинах и следствии. А в Библии говорится: "...и воздам каждому из вас по делам вашим".
"За все платить придется в этом мире" - этот стих пришел однажды мне, человеку еще не познавшему веру, и стал для меня открытием. С тех пор множество раз убеждалась, что платим мы за всё и все. За корысть, зависть, злобу получаем душевную маяту. За доброту, милосердие, щедрость - душевный покой. А бывает, одни своими страданиями оплачивают жизнь, успех и счастье множества других.
За что же заплатил Буденновск?
Чтобы это понять, нам надо заглянуть назад и вниз по лестнице времени, пролистать историю войн, отыскать истоки терроризма, понять причины пренебрежительного отношения власти к собственному народу, к самой главной ценности - Жизни, и к жизни человека в частности. Но не думайте, что сейчас, в этой книге, вы прочитаете готовые ответы, такие ответы, которые предстанут истиной для вас. Вашу истину вы должны найти сами. А я могу представить вашему вниманию только свои размышления. Вы можете принять к сведению, можете со мной согласиться, поверить мне, а можете начать свои поиски.
У каждого города, как и у человека, своя судьба. Счастливая или трагическая, незаметная или яркая. Нашему городу по велению рока испокон веков суждено, время от времени, переживать страшные потрясения, весть о которых разносится по всему миру. Обитатели нашего города, как в глубокой древности, так и ныне, испытывают на себе действие мощных злых сил. Зло не всегда исходит извне. Оно живет и внутри, и совершает свои черные дела в те моменты, когда мы, ослабев, теряем бдительность.
Снова птица ночи прокричала.
Силы зла она сейчас разбудит,
И пойдут они гулять по людям,
Зарождая в душах тьмы начало.
Где от крика разум не проснется,
Там наивность растворяет двери,
Под "овечьей шкурой" тьма вольется
В наши души, полные доверья.
Ты твердишь: "Как много злобы в душах!
Где она берет свое начало?"
Помнишь? Птица ночи прокричала...
Так за что же заплатил Буденновск? На мой взгляд, за то, что вовремя не услышали мы тревожный крик "птицы ночи", за то, что мы, рядовые горожане, как обычно слишком доверились "батюшке царю", надеясь, что нас защитят наши "защитники отечества". Поплатились мы и за то, что допустили в свои души посланников тьмы. Наша Судьба слита с Судьбой города, роковой Судьбой нашего города, которую можно проследить, если внимательно всмотреться в страницы истории, вслушаться в голоса времен. Все, что случалось и случается с нами - это наш Крест, и нести его нам и нашему Городу, лучше, если с достоинством и смирением. И тогда, возможно, мы заслужим в награду МИР и ЛЮБОВЬ.
СУДЬБА МОЕГО ГОРОДА
На том месте, где стоит современный город под именем Буденновск, еще в глубокой древности образовалось крупное поселение. И все вокруг, и сама Природа помогала человеку закрепиться на прикумских землях. Богатый растительный мир, множество животных, полноводная река, плодородная долина, природные строительные материалы - эти непреходящие сокровища издревле ценил человек.
А появился человек на Прикумье примерно миллион лет назад, когда оно, как и все Предкавказье, освободилось от моря, и Кавказский остров соединился с Малой и Передней Азией. Древние люди архантропы селились в неглубоких гротах, пещерах, а, расселяясь на равнину, рыли себе углубления в земле и перекрывали его ветками, камышом, сухой травой. Кочевые племена для жилища использовали легкие жерди, которые обтягивались шкурами.
Именно в долине реки древние кочевые племена оседали, начинали строить постоянные жилища, сначала глиняные землянки, глинобитные хаты, потом дома из обожженного глиняного кирпича, камня-ракушечника, залежи которого имелись недалеко от долины.
Были времена, когда Прикумье входило в состав Хазарского царства. Тогда в долине и родился большой богатый город, с христианскими церквями, мусульманскими мечетями, иудейскими храмами.
"Судя по всем имеющимся о Мажарах писаным свидетельствам, необходимо прийти к заключению, что это был хозарский город. Так он назывался в истории г. Дербента, где упоминаются (8 в. до Р.Х.) Большие и Малые Мажары...", - писал в своем историческом труде в 1910 году "Мажары один из древнейших городов Северного Кавказа" Н.Г. Прозрителев, один из самых самоотверженных сторонников Мажар. А в другом научном документе автора Проценко (материалы археологического съезда в Тифлисе 1879г. Т-1 стр. 152) писалось,"...что Маджары, - или чаще в грузинской форме этого имени Самандар(потому что арабы в первый раз познакомились с этим городом, идя походом, при Мурване в 60-х годах У/// столетия в Казарию через Грузию)- был городом казарским".
Позже, когда на Северный Кавказ пришли монголо-татарские завоеватели, культура хазар была уничтожена, погиб народ, просуществовавший на западном побережье Каспия 700 лет. Завоеватели постарались уничтожить саму память о том, что было до них, не думая о том, что воздастся им по делам их. Однако совсем уничтожить не удалось. Память осталась жить. Сама Земля до сих пор хранит бесценные свидетельства, которые не раз открывались, и еще будут открываться "копателям", ищущим истину.
Историки Прозрителев и Проценко, а также Караулов, Миллер, Волкова утверждают, что великолепный город, оставшийся в истории под названием Маджары стал преемником древнехазарского города. Расцвет средневекового города приходится на 14 век.
Письменные и археологические источники дают возможность представить облик этого золотоордынского города. "Он разделялся Кумой на две большие части: верхнюю, находившуюся по левому берегу реки, и нижнюю, занимавшую ее правобережье. На левом, более высоком берегу, территория Маджар составляла 3 км в длину и около 1км в ширину. Как рассказывали Г.Н. Прозрителеву старожилы - жители местных селений, в нижнюю часть города вела широкая лестница из белых и изразцовых плит. Именно в нижней части города находились ремесленные кварталы, что подтверждается находками здесь обогатительных печей и различного ремесленного брака: стекловидных шлаков, глиняных трубок с застывшей в них глазурью и т.п. На плане Маджар, составленном в 1850-х годах А.Архиповым, было обозначено 43 полных квартала и 7 кварталов, вошедших в этот план не полностью. Неправильная планировка кварталов, узкие улицы создают картину типичного средневекового города с поквартальным поселением жителей одной национальности или одной профессии...
Ибн Батута упоминает в Маджарах большой базар, джума, т.е. соборную мечеть, скит, где жили разных национальностей факиры. Находки монет маджарского чекана указывают на существование в городе монетного двора и мастеров-чеканщиков. В 1840г. в Маджарах местными крестьянами были открыты остатки городского водопровода, четыре линии которого шли с северо-запада на юго-восток и имели протяженность около 324 саженей...
Часть города, судя по сохранившимся в 18 и начале 19 веков развалинам, занимали мавзолеи, архитектурный стиль которых был аналогичен мавзолеям Передней и Средней Азии...", - так описывала Маджары Н.Г. Волкова, советский историк, в 1962 году.
Но, как пишет Г.Н. Прозрителев: "Этот загадочный город положительно обречен судьбой на то, чтобы окончательно исчезнуть с лица земли и унести с собой истину о существовании его и тех, кто в нем жил и его построил".
Гибель Маджар осталась тайной до сего дня. О причинах гибели древнего города ходят легенды. Одна из самых вероятных рассказывает о нападении на город войск Тамерлана (Тимура). Однако есть и другие версии, среди которых землетрясение, наводнение, нашествие пауков тарантулов. Рок висит над самой памятью о Маджарах. Все, что напоминает о старине, методично и упорно уничтожается. И не берется в расчет, что о Маджарах говорили такие древние писатели, как Магаммедъ-Аваби-Акраши в своей "Истории Дербента", Абулгази-Баядуръ-Ханъ в "Истории татар", Абдулъ-Феда в "Географии", оконченной в 1321 году, а также в древних русских летописях. И оттого нам, потомкам, становится еще досаднее, что мы не знаем почти ничего о Маджарах.
Заметьте, история повторяется. Золотая Орда для придания своей большей значимости уничтожила память о предшествующей культуре хазар.
Культура Золотой Орды была разрушена последующими завоевателями.
Когда на Кавказ пришли россияне сначала в период правления Петра 1 (Персидский поход 1722год), затем в период правления Екатерины -//, развалины Маджар еще щедро рассказывали о былых временах. Но поселенцы, в том числе русские и армяне, беспощадно, с молчаливого согласия царского правительства, грабили исторический памятник, разорили еще целые мавзолеи, растащили кирпич и плиты по своим постройкам. Неужели российские ученые не понимали значения памятника древности? Наверняка понимали. И свидетельство тому мы находим в работах Н.Г. Прозрителева, 1902 г., 1906 г., 1910г., пронизанных болью за исчезающий памятник. Но не в его силах было предотвратить наступающее забвение. Оно было неминуемо.
Подписание Грамоты Павлом -1 о выделении земли армянским и грузинским беженцам в том месте, где были развалины Маджар, лишь ускорило разграбление исторического памятника. Из маджарских кирпичей было построено не одно здание в селении армянском Карабаглы, второе название г. Святой Крест, окрестных селах. Эти же кирпичи были использованы при постройке Мамай-Маджарского Воскресенского монастыря.
ГОЛОСА ВРЕМЕН
Мудрецы говорят, что прошлое, настоящее и будущее невозможно разорвать. Если мы хотим осмыслить настоящее, надо заглянуть в прошлое, и потом, может быть, мы поймем, какое будущее нас ожидает.
Поэтому я начинаю книгу с нашей истории, с попытки понять, о чем нам хотят поведать голоса времен.
А громче других голосов доносятся до нас стоны, плачи русичей по невинно убиенному Великому князю Михаилу Тверскому...
После кончины в 1304 году Великого князя России Андрея Александровича два князя объявили себя его наследниками: Михаил Тверской и Георгий Данилович Московский. Первый с большим правом наследования, так как остался старейшим в роду. Однако и второй не думал уступать. И поехали дядя с племянником к хану судиться. Через несколько месяцев решилась их судьба. Михаил превозмог соперника и приехал с ханской грамотой.
Несколько лет правил Михаил Тверской спокойно. Но соперник его, Георгий Московский не пожелал отступать. И чтобы добиться своей цели оклеветал Михаила, будто он отравил жену Георгия Кончаку, которая приходилась любимой сестрой молодому хану Узбеку. И хан поверил клевете, и ханский суд признал Михаила Тверского виновным. Был схвачен он в орде, куда добровольно приехал на суд, и был приговорен к смерти.
Преданные слуги несколько раз предлагали князю тайно бежать, сказывая ему, что проводники и кони готовы. Но Великий князь отвечал: "Я никогда не знал постыдного бегства, оно может только спасти меня, а не отечество. Воля Господня да будет!"
"...Михаил стоял один и молился. Злодеи повергли его на землю, мучили, били пятами. Один из них, именем Романец (следственно, христианской веры), вонзил ему нож в ребра и вырезал сердце... Георгий и Кавгадый, узнав о смерти Святого Мученика - ибо таковым справедливо признает его наша церковь - сели на коней и подъехали к шатру. Тело Михаила лежало нагое. Кавгадый, свирепо взглянув на Георгия, сказал ему: "Он твой дядя: оставишь ли труп его на поругание?" Слуга Георгиев закрыл оный своею одеждою...
Георгий послал тело Великого князя в Маджары, город торговый (на реке Куме, в Кавказской губернии), где, как вероятно, обитали некогда Угры, изгнанные печенегами из Лебедии. Там многие купцы, знав лично Михаила, желали прикрыть оное драгоценными плащеницами и внести в церковь; но бояре Георгиевы не пустили их к окровавленному трупу и поставили его в хлеве", - так пишет о гибели Михаила Тверского Николай Михайлович Карамзин в "Истории государства Российского". А далее, как гласит легенда, будто ночью над хлевом, где лежало тело растерзанного князя, преданного родным по крови человеком, явилось святое знамение - огненный крест.
Неведомыми силами по воле рока превращен был в развалины некогда славный город Маджары, но легенда о Святом кресте осталась жить.
Легенда, как наказ потомкам о том, что большой грех ради власти и денег, ради личной корысти проливать кровь человека, а тем более кровного родича. Высший Суд расставил все по своим местам: Невинноубиенному князю - славу и святость, а убийце его - позор в веках.
Но потомки не внемлют.
БАЛЛАДА О СВЯТОМ КРЕСТЕ
(Авторский вольный пересказ)
Вьется степью дороженька длинная,
Льется сказ, словно песня былинная,
Вспоминает то степь, степь ковыльная:
"Не легенда, не сказка, то быль моя.
Из-под груды веков, сквозь объятия тьмы
Вижу город златой я в долине Кумы.
Был богат тот град, был он славен в веках,
Но безжалостный рок превратил его в прах.
Лишь развалины, да песок времен
Стали знаменем тех забытых мест,
Но по воле Господней воссиял там Крест.
Боже! Слава тебе! То Святой был Крест.
2
Вижу: пыльной дорогой разбитою
Скачет князь Тверской да со свитою
До реки Кумы - переправа там.
Получить он желает грамоту,
Чтоб правителем сесть на российский престол.
Но единую смерть он в дороге нашел.
Был он млад, жизни рад, пил и ел он всласть,
И по праву имел он во княжестве власть,
Но всегда грязь и кровь окружали трон.
И замученный князь стал легендой тех мест,
И тогда воссиял над убитым крест.
Боже! Слава тебе! То Святой был Крест.
3
Потянулись грядою столетия.
Засыпали снега многоцветия,
И на смену снегам и безмолвию
Шли весенние громы да молнии...
И опять вижу я на дороге людей,
И устали они, и не гонят коней.
И стар, и млад был месту рад.
И стоял в глазах затаенный страх.
И искали они спасения,
И привиделось им вознесение
Над развалинами славу знавших Маджар
Озаренный крест.
И воздали руки и млад и стар:
"Боже, слава тебе!
То святой был крест.
4
и запела степь колыбельную.
Суховейную песнь да метельную,
Где старинного града развалины,
Был младенца лик новоявленный,
Отступили, сдались слуги дьявольской тьмы,
Город стал возрастать над долиной Кумы,
Был млад тот град, но крестом храним,
И безжалостный рок был не властен над ним,
Не развалины, не песок времен
Стали знаменем возрожденных мест.
Ведь по воле Господней воссиял там крест.
Боже, слава тебе! То Святой был Крест!"
5
Вьется степью дороженька длинная,
Льется сказ, словно песня былинная,
Одинокому путнику слышится...
Или просто ковыль то колышется.
А дорога спустилась в долину Кумы,
Вот и град на холме вновь восставший из тьмы.
Многих бед есть след на его площадях.
Помнит сердце его о кровавых дождях.
Черным знаменем стал июньский день.
Где развалины были старых Маджар,
Снова муки терпели и млад, и стар,
Только в пламени виден был окрест
Над плененными вознесенный крест,
Матерь Божья в мольбе преклоненная.
Боже, слава тебе, мы спасенные!
Ты спаситель наш и хранитель сих мест.
Боже, слава тебе за Святой твой Крест!
Боже, слава тебе, за Святой твой крест!
6
Вьется степью дороженька длинная,
Но закончилась песня былинная,
Словно мать, степь седая ковыльная
Шепчет городу: "Сын мой, ты быль моя!
Сколько лет ты стоишь над долиной Кумы?!
Сколько лет ты идешь сквозь объятия тьмы?!
Пусть божественный свет путь укажет в судьбе,
Богом данное имя пусть вернется тебе!
Чтобы дети и внуки не прокляли сих мест,
От всех будущих бед пусть хранит тебя крест!
Ведь по воле Господней воссиял тот крест.
Боже, слава тебе! То святой был крест!
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ИНТЕРЕСОВ
ИЗ ИСТОРИИ ЗАСЕЛЕНИЯ ПРИКУМЬЯ
Прошли столетия. В 18 веке, когда Россия, оказавшись в опасном положении на южных границах, и Петр 1 в связи с этим повел более активную политику на Кавказе, армяне и грузины оказались главными пособниками России в этом деле. Российское правительство не зря решило сделать ставку на эти народы, которые по мнению Петра, "будут ревностными его сотрудниками в великом деле внутренней промышленности и внешней торговли с Востоком". Армяне и грузины добровольно стали на сторону России, так как надеялись, что покровительство великой державы спасет их от гнета. Турция зверствовала в Закавказье.
Турецкие войска, вторгшиеся в восточную Армению и Грузию в 1726 году, встретили упорное сопротивление со стороны армян. Они отбили нападение турецкой армии и стали ждать подмоги с севера, но тщетно.
Россия после смерти Петра 1 в 1725 году, утратила интерес к Закавказью. Российское покровительство распространялось только на тех армян, которые находились на службе в русской армии в Гиляне и других городах Персии, согласно договору между Россией и Персией от 12 сентября 1723 года.
При Екатерине 2 действия России на Кавказе активизировались, однако неожиданная ее кончина остановила дальнейшее продвижение российской армии. Павел 1 отозвал часть войск из Закавказья, рекомендовав главнокомандующему русскими войсками графу И.В. Гудовичу ограничиться оборонительными мероприятиями.
За активную поддержку русской армии над оставшимися в Дербенте и Мушкуре армянами нависла угроза физической расправы. Опасаясь погромов и резни со стороны мусульман, армянские юзбаши и старосты указанных селений обратились к архиепископу Иосифу Аргутинскому с тем, чтобы он добился переселения армян в Россию. 1марта 1797 года последовал Указ Павла 1 И.В Гудовичу о разрешении дербентским армянам переселиться в Россию.
Русское проникновение на Северный Кавказ началось в эпоху Тмутараканского княжества. Но в плоть до 18 века доступ в край был затруднен происками Османской империи и ее вассала - Крымского ханства. В результате успешных войн с Турцией во второй половине 18 века территория Предкавказья окончательно отошла к России. Тогда же была организована Кавказская область, наместник которой граф Павел Потемкин, приступил к масштабному заселению области надежным населением. К числу таковых были отнесены и единоверные грузины и армяне.
В начале 1797 года еще до прибытия дербентцев, астраханский губернатор Гудович получил прошение от поверенных Алхасова и Киреева, которые представляли интересы драгунских детей, то есть потомков армян-воинов, участвовавших в персидском походе, и двадцати кизлярских грузин. В прошении отмечалось, что в связи с ростом населения в городе "уже стали мы чувствовать во всем касательно как для содержания себя с женами и детьми, так и по малоимению земли для... скотоводства немалую нужду и разорение" в связи с этим предполагалось отвести им под поселение "пустопорожние никому не принадлежащие земли" между селами Маслов Кут и Покойным на реке Куме. Это место было указано не случайно, так как несколько драгунских семей уже в середине 90-х годов поселились вблизи развалин средневекового города Маджары. Астраханскому гражданскому губернатору пришлось изыскать "пустопорожние" земли и сделать межевание.
В исторических справках существуют сведения о том, что грузинский дворянин Инаколопов, который также подал ходатайство Астраханскому губернатору о выделении земли сорока грузинским и армянским семьям, бежавшим от расправы. Ходатайство было удовлетворено. По всей видимости, это прошение было учтено, когда весной 1798 года было отдано распоряжение об измерении земель между рекой Буйволой и Томузловским "отселком", произведено межевание на семьдесят армянских и грузинских семей.
Но вскоре после решения губернских властей взгляды правительства в отношении указанного места по реке Куме существенно изменились. Царская администрация была заинтересована в создании новых городов, особенно в малонаселенных районах Прикумья. Обращение кизлярских армян-старожилов, а также прибытие сотен семей дербентских и маскурских армян дали повод воплотить намерения создать в этом районе город, могущий стать экономическим центром во всем предкавказье, в частности в восточной его части.
В указе Павла 1 от 4 августа 1798 года об отводе земель дербентским армянам впервые упоминается название будущего города Святого Креста. Имеется несколько предположений о происхождении имени. Возможно, оно символизировало особую политическую и культурную функцию, которую должно было выполнять христианство в этой части Кавказа. В 30-е годы 18 века на реке Сулак кратковременно существовала крепость с таким названием. Возможно, вспомнилась легенда, родившаяся после гибели Михаила Тверского. Идея, связанная с Михаилом Тверским сейчас является главенствующей.
Не исключаются и армянские корни названия "Святой Крест". Сурб Хач, так по-армянски звучит Святой Крест. И он является самым популярным символом в Армении и армянских колониях Юга России. Легко объясняется и второе название города "Карабаглы". А.Твалчрелидзе, оставивший подробное описание города в конце 19 века, отмечал, что "происхождение официального названия города св. Креста неизвестно, а Карабаглами он называется по имени гор. Шуши, иначе Карабах, оттуда вышло большинство здешних армян".
"Некоторые современные публицисты пытаются представить историю г. Святого креста как особый исторический этап исчезнувшего в 15 веке монголо-татарского города Маджары",- пишут авторы книги "Святой Крест", намекая на то, что армянам это не по душе. Заслугу в рождении нового города армяне ни с кем делить не хотят.
Но справедливости ради надо сказать, что попытки создать поселения в близи развалин Маджар предпринимались и раньше. Так во второй половине 18 века российская военная администрация переселила сюда немецких колонистов из Саратовской губернии. Но прибывшие колонисты в самом Святом Кресте не долго продержались и поселились западнее. Ныне это село Новая жизнь. Толи болотистая и нездоровая местность напугала, толи армянские поселенцы, желая создать чисто национальное поселение, выжили их, но доподлинно известно, что через тридцать лет после начала заселения города Святой крест, там еще проживало "... лиц мужского пола: 83 армянина, 72 грузина, немецких колонистов - 87".
Толи по просьбе ходатаев, толи по собственной инициативе, правительство учредило для армян ряд льгот. Подробно они описаны в жалованной грамоте. Однако льготы не помогли. Армяне так и не смогли создать город. Армяне сетовали на то, что со временем предписания грамоты "оказывать всяческую помощь, защиту и покровительство" были забыты и не выполнялись. Да, все льготы были отменены по истечении оговоренного срока. Армянам в России хотелось жить лучше, чем у себя дома, чувствовать себя полновластными хозяевами, но это им не удавалось. Им постоянно напоминали, что в России нужно жить по Российским правилам.
ЗА КУЛИСАМИ БРАТСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В официальных исторических источниках всегда упоминалось о благодарности армян, о братских отношениях русских и армяней. Что же на самом деле было всегда? Как относились переселенцы к России? Об этом можно судить по некоторым бытовым суждениям потомков тех армяней, которые были основателями поселения. Они называют его не Святой крест, а Карабаглы, что в переводе на русский означает "черный сад или лес". В разговоре с некоторыми потомственными армянами я не раз слышала, как они называли Россию "колониальной империей", "оккупационным режимом".
Со своей молодости я помню столкновения молодежных группировок, существовавших в городе. Армянская группировка контролировала центр города. Наши, "буйволинские", не раз ходили стенка на стенку с "центральскими"
По крайней мере, можно точно утверждать, что единодушного уважительного или наоборот враждебного, отношения не было, и нет. Во все времена в городе наблюдалось стойкое, но тщательное прикрываемое, приглушаемое противостояние русского и армянского населения. Откуда растут корни этого противостояния?
Возможно, из того времени, когда в связи с наплывом русского населения, чисто армянский период жизни города Святой крест заканчивается, решением губернского руководства упраздняется административный орган управления "армянский суд" и в городе вводится "хозяйственное управление".
Молодой город начал более энергично развиваться еще и потому, видимо, что политически Россию не устраивало, слабое экономическое положение этой территории, а укрепление государственной власти требовало более контролируемого руководства.
Политически этот ход был совершенно оправдан, но армяне до сих пор не могут смириться с этим. Они считают себя обманутыми, и не оставляют попыток занять господствующее положение в городе. Помимо традиционно принадлежавшей им сферы услуг, большей части торговли, влияние армян распространилось на власть, примером тому может служить городская дума, где полный срок, то есть четыре года председательствовал армянин.
Это, видимо, справедливо по отношению к многочисленной нации, чьи заслуги перед городом трудно переоценить, но не все так считают. По характеру армяне практичны, не агрессивны, и своих целей они добиваются умом, ловкостью и деньгами, чем раздражают более бедное, менее изворотливое в массе своей русское население. Есть силы, которые подогревая экстремистские настроения, провоцируют хулиганствующую молодежь на поступки подобные тому, который случился в Буденновске с армянским памятником основателям города, когда тот был вскоре после открытия, частично разрушен и осквернен. А причина кроется в том, что в обществе среди русского населения присутствует недовольство тем, что факт основания города приписывают именно армянским переселенцам. Нельзя замалчивать такие факты, нужно их открыто обсуждать на диспутах, круглых столах, в прессе потому, что всегда найдутся силы, которые захотят превратить скрытое недовольство в направленную взрывную волну возмущения.
НОВЫЕ ПРЕТЕНДЕНТЫ НА ХОЗЯЕВ
Вначале восьмидесятых годов Прикумье стало активно заселяться жителями Дагестана. До этого по совхозным кошарам наряду с русскими часто жили чеченцы. Они были хорошими потомственными скотоводами, и руководство совхозов и колхозов это их качество активно использовало, но не более. Однако с восьмидесятых годов среди руководителей второго ряда в хозяйствах стали появляться даргинцы, а следом, их единоплеменниками начали заполняться рабочие вакансии в скотоводстве. Чеченцы и русские с кошар вытеснялись, а на их местах появлялись целые семейства из Дагестана. Волна переселенцев с кошар выплеснулась во все села, нарушив сформированное временем равновесие, сломав устоявшийся уклад жизни прежнего населения, зарождая недовольство среди русских, создавая социальную напряженность, усложняя криминальную обстановку. Не менее активно выходцы из Дагестана осваивают город Буденновск, его рынки, "теплые места" в администрациях, занимают ниши в бизнесе. На сегодняшний день дагестанская диаспора по численности и по влиянию, чуть ли не третья после русской и армянской. У дагестанцев, как и у армян, есть деньги. И в большей степени, именно этим оказывается опять недовольно русское население.
Среди русского населения бытует мнение, что процессом массового переселения из Дагестана давно кто-то тонко руководит. Двадцать пять лет жители этой северокавказской республики активно заселяют территорию восточного Ставрополья, а заговорили об опасности этого переселения только лет пять назад, и то очень робко, чаще на бытовом уровне, реже на уровне краевого руководства, и совсем замалчиваются проблемы переселения на федеральном уровне. А, как известно, замалчивание проблемы не способствует ее ликвидации.
Как следствие выше изложенных проблем - неуверенность в будущем среди славянского населения, переезд их с Северного Кавказа на новое место жительство, напряженность межнациональных отношений. Среди русских молодых парней 25-30 лет в серьез обсуждается создание русского братства, с целью объединения русских и возможной взаимопомощи и защиты.
Не обсуждение, не решение возникающих проблем своевременно, грозит новыми потрясениями Северному Кавказу, и не только. Опасность возможна, прежде всего, от ущемленного, обиженного, бедного большинства, то есть русских.
Вспомним уроки истории, когда пришли к власти Советы, был разрушен монастырь, город потерял свое имя Святой Крест, которое получил при возрождении, и, видимо, таково было Божье наказание. Творить неправедные дела под Святым Крестом - это кощунство. А роковая цепочка продолжает плестись.
Воля рока исполняется по сегодняшний день.
Из биографии современного города словно вычеркнута тысячелетняя история. Те места, где могли бы вестись раскопки, во времена советской власти просто запаханы. О древней истории города Буденновска и Прикумья стараются не говорить, а если упоминается на уроках истории, то вскользь, не придавая особого значения. В угоду каким-то силам, которые противятся возрождению гордости у горожан за выдающееся прошлое, был отменен проект по возрождению туристического маршрута по "Великому шелковому пути". А как было бы здорово воссоздать исторические уголки по сохранившимся пока описаниям и чертежам, великолепную лестницу, спускающуюся к берегу реки в районе больничного городка!