Петров Евгений Витальевич : другие произведения.

Искусство общения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Общение как культура.
  
   Как странно, что живя в огромном городе, постоянно сталкиваясь с массой себе подобных, человек, иногда сам того не сознавая, остаётся совершенно одиноким и непонятым. И в душе при этом образуется вакуум, втягивающий в себя всё разрушительное для внутренней гармонии. Почему именно разрушительное? Хотя бы потому, что для создания в доме беспорядка не нужно прикладывать усилий, а для поддержания жилища в чистоте и нужной эстетической форме усилия всегда требуются, и немалые. Для наведения и поддержания должного порядка в душе нужен ещё больший труд. А кто нас этому учит? Ведению домашнего хозяйства ребёнка худо-бедно могут научить семья и школа. А поддержанию душевной чистоты и гармонии принципиально не учат нигде. Почему?
   Нужно сказать, что решение проблемы тонкости общения людей повлекло бы за собой большие положительные изменения в обществе без привлечения каких-либо материальных вложений и создания новых учреждений, институтов и фондов.
   Человек обнаружит, что он не одинок в своих самых возвышенных проявлениях, что способен к самосовершенствованию, и новые коллективы станут альтернативой бездарному времяпрепровождению многих человекоподобных существ, сейчас просто выкинутых на свалку жизни, активно разрушая свою душу алкоголем, наркотиками, азартными играми и прочими пагубными пристрастиями.
   Общение в Интернет-форумах
   Поговорим о тех же интернет-форумах. Как обычно происходит там общение? Разве гармония, любовь и совершенство отношений являются там чьей-либо целью? Конечно, никто об этом не помышляет, поскольку это просто не принято, как не принято в любом обществе "копаться" в собственной душе. Да, в интернете, как и в других формах общения, есть споры, борьба досужих мнений, просто обмен информацией. Но что такое, к примеру, эти споры? Люди выискивают слабости, противоречия в логических доводах друг друга. Но набор формальных определений всегда содержит противоречия, выявляя которые, без особого труда можно обосновать взаимоисключающие положения. Побеждать в этих словесных баталиях может чаще всего спорщик, наиболее бесстыдно и ловко использующий непосредственность в высказываниях своих оппонентов.
   Но представьте себе, что каждому участнику этих дискуссий нужно одно: быть понятым и принятым. Тогда сразу станет ясно, как можно организовать конструктивное общение на любом форуме. Необходимо сделать общей установкой не критику и отыскание повода для несогласия, а совсем противоположное. Сейчас установки в общении таковы, что человек ещё не понял, что хотел сказать кто-либо, но стимулом вступления в разговор является откуда-то появившееся несогласие. Оно кажется интересным, даже единственно интересным поводом к высказыванию, но, на самом деле, всё как раз наоборот: несогласие, принятое как стимул, разрушает сразу малейшие признаки тонкого взаимопонимания и шансов на гармонию не остаётся.
   Итак, что такое творчество в общении?
  -- Это то, что позволяет человеку быть увлекательным собеседником;
  -- Любую беседу делать интересной, конструктивной;
  -- Уметь выражать себя наилучшим образом, проявляя свои лучшие качества;
  -- Получить психологическую устойчивость, моральную поддержку в развитии самого достойного, что хотелось бы ему и обществу видеть в его характере;
  -- Наконец, почувствовать истинную дружбу, открыв и укрепив в себе основу для этого - умение слышать и понимать собеседника в его лучших стремлениях.
   Искусство письменного общения
   Для начала, как мне кажется, человеку необходимо овладеть искусством письменного общения. Письменная речь отличается от устной существенно, и сила её в том, что она может активизировать глубокие слои подсознания, создавая особые стимулы для развития разумного начала в человеке.
   Для начала неважно, каков будет возраст и состав участников. Желателен лишь интерес к литературной форме. Начать можно с откликов на конкретную тему, с дневниковых заданий как писем самому себе. Можно предложить обращаться не к себе, а к другу, учителю, любимому литературному герою или автору (в зависимости от уровня подготовки) и т.д. Желательно всем участникам приносить свои стихи, рассказы, сказки, поговорки, миниатюры, анекдоты, афоризмы и т. д. Можно и чужие, но интересные и обязательно с комментариями.
   Самая общая схема проста: один участник что-то пишет (дома) и читает вслух. А его мысль, настрой, впечатление, если они того достойны, находят продолжение в письменных откликах других. Так создаётся "ткань" произведения. Это могут быть стихи, пьесы, юмористические произведения разных жанров и другое. Можно организовать целую серию клубов или кружков по параллельным направлениям творчества, что поможет решить много проблем.
   Добавлю, что в результате действия подобной программы развития люди научатся, ко всему прочему, полноценно общаться друг с другом и устно, используя всё богатство языка и всю глубину заложенных в нём понятий. Этому тоже возможно учиться по схеме: произвольное, но лучше обобщающее высказывание собеседника, другой участник дополняет, путём интуитивной интраспекции подсознания находя продолжение мысли или впечатления. Создаётся единый образ восприятия какой-либо идеи. Результаты, конечно, могут фиксироваться, сравниваться и оцениваться, но и эта форма искусства общения самодостаточна и имеет целью не столько видимый продукт, сколько радость самого процесса. Хотя и создание атмосферы, в которой могут проявляться подлинные таланты, тоже входит в число задач этой формы искусства. Но очень важно, чтобы новая литература, которая в данном случае будет возникать, была литературой "состояний", а не "обстоятельств", как прежняя.
   Итак, продолжение письменных высказываний может быть в стиле юмора, аллегории, сказки, драмы. Но, с самого начала, юмор должен быть охарактеризован как "тёмный" или "светлый". Лирические высказывания тоже необходимо чётко разделить на конструктивные и, наоборот, разрушительные для души. Наконец, все высказывания разделятся на "живые" и "мёртвые". Первые будут исходить из реальности состояний и нести чувства, вторые - исходить из обстоятельств жизни и нести "сухую" информацию.
   Ответы на интересные вопросы можно предлагать для коллективного творчества. Такой ответ должен быть коллективным и по форме, т. е. быть синтезом наиболее удачных ответов-продолжений.
   Таким образом, второй этап начинается с тренировки умения продолжать, пока в письменной форме, стили и образы других участников занятий. Удобнее всего начать этот этап с задания по продолжению какого-то всем известного отрывка из классического произведения литературы.
   Как поведёт себя выбранный герой в иных, например, вполне современных обстоятельствах? Это вопрос, в ответе на который выясняется, насколько глубоко ты проникся его чувствами.
   Гамлет, Чацкий, Ларина, Мышкин и Болконский: обстоятельства их жизни нам довольно трудно представить. Но ключом к пониманию может послужить гармония души. Их душевные порывы понятны нам, так как они зависят не от истории и не от времени, а только от отражения внутри личности вечных проблем человечества. Можно, например, отлично выучить обличительный монолог Чацкого и красиво его пересказать, но самому быть совершенно неспособным даже одеться вразрез с требованиями какой-нибудь жалкой дворовой компании. И, с другой стороны, научившись, продолжая монолог при других обстоятельствах, говорить от лица Чацкого, можно обрести силу и великую радость самостоятельности и освобождения от условностей ума, радость преодоления разрушительных для души влияний негативных авторитетов. И только освободившись от всего этого, можно найти новых друзей и новые ценности в жизни, придти к гармонии с самим собой как духовной личностью.
   В классической литературе выраженное в произведении душевное состояние героических персонажей часто оказывается сильнее, значительнее там же отображённых обстоятельств их жизни. Таков именно принцип духовной гармонии, к которой стремится внутри себя истинно свободная человеческая душа. Всего этого нельзя сказать о многих произведениях современной литературы и искусства вообще. Здесь уже, как правило, обстоятельства жизни героев оказываются для автора главным предметом, главной причиной всех душевных переживаний, довлеющим над душой и гармония, естественно, нарушается.
   Чтобы научиться продолжать и дополнять кого-то, нужно уметь "вживаться" в его понятия, состояния. Этому предшествует анализ собственных состояний, уже упомянутая интраспекция. Учиться этому очень полезно и интересно. Возможно, для начала участники будут составлять "дневники состояний" по поводу наиболее интересных событий жизни, своих радостей, переживаний и внутренних проблем. При этом, отсутствие очевидной логичности в тексте не должно быть препятствием к дальнейшей коллективной работе. И когда все будут стараться дополнить сюжет, исходя из собственного опыта пребывания в подобных состояниях, - тогда разные обстоятельства будут нанизаны на единый образный стержень, и произведение будет готово.
   Зесь нужно добавить, что умение принять, сопоставив со своими ощущениями, чужое, даже, на первый взгляд, неприемлемое - очень важный фактор развития творческого общения. При такой форме работы приходится вводить запреты и ограничения на споры, попытки одних утверждаться за счёт других, на жалобы, умышленно-одностороннее представление событий и прочие проявления деструктивных качеств. Ограничены должны быть длинные монологи с целью привлечения особого внимания к своей персоне и другие способы эксплуатации чужого внимания. Так что сразу необходимо договориться о стиле общения и нравственно-эстетических границах.
   Понятно, что очень важно с самого начала выработать в коллективе общие критерии в понимании добра и зла как реальностей развитой и эволюционно незрелой души. Также понятно, что целью творчества будет соединение двух и более состояний души в одно, отвечающее истине христианских добродетелей - вечных ценностей человечества...
   Кстати, умение слушать и слышать это уже 50% успеха в творчестве вообще, т.к. когда человек слушает, его душа творит вместе с автором. Отсюда и возможность продолжать услышанное.
   Немного о теории информации
   Нужно иметь в виду, что информация делится весьма чётко на две составные части. А именно, то, что в обиходе понимают под словом "информация", - это лишь передача событий символами языка в рамках общепринятых логических схем, условностей понимания. То есть это семантика для рассудка и формально-логической плоскости восприятия. Но есть составная часть информации, связанная с символикой для души, а не для головы.
   1) Художественные образы можно логически анализировать, но сначала они должны дойти до сердца, то есть вызвать эстетический интерес, доверие, какие-то эмоции.
2) Отношения между людьми, даже самые простые, не терпят только формально-логических рамок обмена сухой информацией.
   Для создания отношений высокого уровня нужно знать и изучать законы чувственной и сверхчувственной символики. А они совсем не просты и сильно отличаются от законов формализованной информации. Более того, эти законы фундаментально противоположны законам логической семантики. Последнее ясно уже потому, что сущностной характеристикой общепринятого понятия информации является однозначность понимания её символики для всех людей, тогда как для информации образной, чувственно-эстетической, особенно там, где это касается отношений людей, главным является как раз обратное - индивидуальность и субъективность восприятия. Именно эта черта делает семантику чувственной речи исключительно творческим процессом, направленным на то, чтобы затронуть "тонкие струны" души именно конкретного индивидуума.
   Отсутствие глубины взаимопонимания, даже у близких людей, происходит оттого, что образная составляющая их речи неразвита, неорганизованна и не используется с целью именно творческого общения, создающего уже для двоих людей особый канал информации, особую символику слов и выражений.
   Главная на сегодня ошибка нашего общества в том, что оно не рассматривает общение как искусство и как основную часть культуры.
   Уже сегодня на пьедестал нужно поднять не выдуманные кем-то когда-то сюжеты, а реальное общение реальных людей.
   Что сейчас стихийно происходит в культуре?
   Люди, которых старая культура считала бы просто бездарными дилетантами, хотят творить и создают свои, можно условно сказать, произведения, просто ужасные с точки зрения классической традиции. Но их можно считать только протестом, поскольку они отражают реальность души, но не духа. А кто понимает это различие? Потому и критерии кажутся нечёткими, не абсолютными. Однако в культуре достаточно понимать различие классической формы, отражающей присутствие в сфере сознания вечных ценностей и их поиски героями произведений от чисто фактурного сюжета, рассчитанного на сиюминутный обывательский интерес.
   Думаю, излишне много писать о ярком проявлении зависимости современной горе-литературы от обстоятельств сюжета. "Экшн"- вот чтиво современного читателя, в котором в один порочный круг завязаны и читатель, нервы которого щекочут неожиданности сюжета, и писатель, понимающий, что пишет только из корыстных интересов. О чём пишут? Да, о человеческих пороках, о чём же ещё. Что ещё может увлечь современного потребителя "культуры"?
   Однако, в соответствии с классической традицией, хотелось бы, чтобы Дух всёже и сегодня осилил Материю и литература опять стала духовной пищей, а не отравой народа. Кажется, это вполне естественное желание. Но для этого есть, наверное, уже единственный путь: литература должна стать "литературой состояний" и частью новой культурной формы, в которой сюжет не так важен, как искренний рассказ о прекрасных состояниях, переживание которых стоит того, чтобы ими поделиться.
   Итак, кризис налицо. И налицо протестные формы культуры, овладевающей массами незрелых душ. Что можно этому противопоставить? Да, ту же массовую культуру и нужно сейчас развивать, только на новой духовной основе. И делать это осознанно, иначе стихия неосознанного протеста захлестнёт нас, как взбесившаяся река, уносящая с собой всё живое.
   Новая культура должна быть характерна тем, что творцом в ней будет каждый. К примеру, кому-то интереснее и легче создавать новые направления, а кому-то их продолжать и развивать. Но они именно потому и должны работать вместе, иногда меняясь ролями, и тогда никто не будет в ущербе, ибо каждый раскроет себя и внесёт свой вклад в общее дело.
   Однако с самого начала, чтобы то, чем мы занимаемся, было именно культурой, необходимо направить процесс на отражение высокодуховных нравственно-эстетических ценностей в жизни конкретного человека. Иначе всё это может скатиться к тем же тривиальным массовым формам фактуры, абстракционизма, тусовок и т.д.
   Именно интерес к вечным ценностям духа и будет гарантировать новой культуре преемственность в отношении классической традиции с одной стороны и иммунитет к псевдоэстетическим формам с другой.
   Культура должна стать культурой общения и коллективного творчества. Пока великому искусству общения не учат у нас нигде. Не существует институтов, которые учили бы человека творческому общению, приближающего каждого к вершинам творческого гения.
   Можно сегодня констатировать, что люди совершенно не умеют общаться друг с другом, исходя из принципов гармонии и чистоты отношений. Это очень сложные и неконкретные принципы? Да, для тех, кто никогда не мучился нравственными проблемами, не "копался" в собственной душе, отыскивая в ней хоть что-то светлое и жизнеутверждающее, - для таких людей всё это неконкретно. И слова Добро, Любовь, Совершенство, Совесть - всё это тоже для них туманные, внелогические понятия. Однако это не так. Несмотря на весь "философский мусор" последних столетий, классическая логика давным-давно доказала возможность чёткого разумного осмысления самых сложных понятий. Более того, согласно гегелевской системе категорий, чем сложнее понятие, тем оно конкретнее, ибо его воплощение в жизнь не зависит от какого бы то ни было произвола. И великий принцип Всеобщей Духовной Гармонии существует и проявляется во всём, хотим мы этого с вами или не очень. Отношения между людьми здесь не исключение. И нарушая гармоничность отношений с себе подобными, человек "рубит единственный сук", на котором держится вся его личность как духовно-нравственная субстанция. Да, мы так устроены, что в тонкой, едва уловимой материи наших взаимоотношений заложена вся суть и вся системность Миропорядка. Только раскрывая себя в процессе взаимообогащающего общения, личность становится самой собой и, одновременно, частицей Вселенной, достигая тем самым того, что единственное является для нас самоценным - радости творчества, счастливого морального удовлетворения.
   Чтобы передать адекватно состояние души, его недостаточно умственно представить или выдумать. В нём нужно именно в данный момент находиться. Тогда и только тогда всё произносимое человеком будет сродни поэзии, этой чистой стихии духовности: "Прославит нас или унизит, но всё равно возьмёт своё! И не она от нас зависит, а мы зависим от неё".
   Глубина понимания друг друга
   Проблема одиночества или, можно сказать, отчуждённости души от мира связана не с отсутствием людей вокруг, а с отсутствием нужной глубины понимания ими друг друга. Потому у всякой формирующейся личности должны возникать вопросы к другу, к учителю жизни, которого в нужный момент может не быть рядом или он не окажется достаточно чутким. Вопросы к тому, кто будет в чём-то более опытным, более мудрым и сумеет услышать тебя, захочет понять и ответить.
   И коллективное творчество с участием взрослых может заменить в чём-то подростку друга, учителя, просто внимательного собеседника. Трудность ещё в том, что взрослые люди - учителя, родители - не всегда могут преодолеть барьер недопонимания между ними и детьми, подростками, даже когда они этого искренне хотят. Им трудно почувствовать себя свободными от своего опыта, стереотипов, условностей.
   Таким образом, решаемая здесь проблема является, в том числе, и проблемой педагогики.
   Наверное, высшей формой творчества является творчество в общении, в созидательном процессе формирования прекрасной, вдохновляющей атмосферы в коллективе. Что для этого нужно? Не так уж много. И хотя это сложнейший процесс, но особенность его в том, что в глубочайшей науке общения можно опираться не на абстрактные формулы, а на реальные, живые принципы, которые можно обнаружить в своей душе и следование которым не есть результат научной разработки, но естественная потребность души, стремящейся к духовному совершенству.
   Выходит, нужна только добрая воля самих участников и согласие в их изначальном стремлении не огорчать, а радовать друг друга в общении и совместном творчестве. Конечно, это только для начала. Но сейчас, в реальных коллективах, в дискуссиях, на интернет-форумах не видно даже и этого. Как результат, мы имеем здесь общение, мало приближающее людей к той великой самоцели, о которой уже шла здесь речь.
   Итак, установкой нужно сделать просто согласие и принять, что выискивать следует как раз то, с чем хотелось бы не спорить и не просто согласиться, а добавить нечто от себя, от своей душевной гармонии для создания единства двух и более душевных состояний. Тогда одиночные высказывания сольются в единый "узор" сочувствия и понимания, и возникнет "ткань" истинного общения.
   В заключение
   Я живу в огромном городе, можно сказать, в толпе людей, с которыми постоянно контактирую, но я при этом невероятно одинок. И так многие и многие. Что, в этом наша суть? Да, нет же, как раз наоборот. Одиночество не потому, что мало общения, мало информации, деловой суеты, всяческой канители, тусовок. Одиночество от недостатка глубины, тонкости общения, его должного уровня, от недостатка понимания чего-то главного в тебе, настоящей сути человеческой личности. А есть ли личность тогда? И становление её, этой самой личности, не связано ли как раз с решением проблемы глобального одиночества, одиночества неосознанного, исподволь лишающего душу её действенной, творческой основы?
   У Евтушенко есть такие строчки:
   Людей неинтересных в мире нет!
Их судьбы, как истории планет:
У каждой всё особое, своё
И нет других, похожих на неё...
   Что знаем мы про братьев, про друзей,
Что знаем о единственной своей.
И про отца родного своего
Мы, зная всё, не знаем ничего!...
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"