"Слишком много злодеев". Опять классический детектив, но с изрядной долей иронии. Местами мне почудилась даже насмешка, особенно потешная оттого, что размышлизмами занималась мисс Пэнкейк, стажерка. Возьму один эпизод. Заподозрить Дору во мгновенном и бесшумном выстреле? Ведь написано, что ткань рубашки "пропиталась кровью"! За мгновение пропитать ткань - нельзя, да и свежий покойник будет биться в агонии у всех на глазах, выдавая убийцу. Понимаете, мышцы трупа не соглашаются со смертью, протестуют, как правило - неэстетично сокращаясь, подергиваясь. Подозревать автора (Доцента) в физиологическом невежестве я не могу, следовательно, приведенная неувязка - это нарочитость, довольно тонкая насмешка.
Антураж - заданию соответствует, интрига - в наличии. Финал заслуживает, на мой взгляд, одобрения, набор злодеев не уступает "Коктейлю для Белоснежки". Однако читать и следить за "родственниками" я притомился. "Жираф..." мне понравился больше.
"mon amie"...
Подозреваю, что автор - женщина. Или, что мужик воспользовался обширной помощью женщины при написании этого рассказа. Насторожил не совсем обычный стиль письма. Нет, с русским языком автор в ладах, да и не важна пунктуация - есть корректоры. Однако построение фраз и некий дамский флёр, будто аромат духов, витает в тексте. Да мне в жизнь не удастся так:
"... волшебство, не поддающееся логике магическое притяжение, которое не отпускало, не позволяло мне уйти. Без Франца я чувствовала себя никем. Это было отвратительно...
...и восхитительно одновременно".
Ни в коей мере не критикую, просто отчитываюсь, как следователь. Впечатлен. Новый год присутствует в рассказе, как обязательный элемент. Истинная Анна погибла в новогоднюю стужу и не от переохлаждения, поэтому месть вершится - в соответственное время. Сюжетные навороты очень необычны, а действия капитана украинской районной прокуратуры (неужели такие звания и впрямь есть?) выглядят вполне логично. Но вот тайны я не обнаружил. Автор так отчетливо дал схожесть обликов, особенно глаза отметил:
-"... как у меня. Один в один, разве что осталось их густо подвести карандашом и пройтись по ресницам тушью..." , что не надо быть шибко опытным, чтобы заподозрить мстителя, когда он начал отвечать на польском. Опять же, "...восемь языков...".
Загадка отсутствует, однако читал до конца - интересно, чем дело кончится, чем сердце успокоится? А кончился он ожидаемо, мягко, со слезой. Очень симпатичный, своеобразный рассказ. Чистенькая, некровавая разборка оправдывает безнаказанность преступления, свершенного мстителем. Даже девочки определенной категории, сопровождающие негодяев, вызвали сочувствие. Печальный детектив, с неожиданным привкусом элегии.
"Гнездо диких пчёл" - детектив современный, прямой, с линейным развитием событий. Наша грубая российская действительность, привязанная к семейному празднованию Нового года. Разборки, взаимные претензии, адьюльтер - полный житейский набор. Ушлая бабка со шпионским пристроем, подставная прислуга Светка-Мария, якобы расшибшая затылок. Молодой представитель "гнезда", Александр, ведет расследование, следить за которым очень даже нескучно. Как и положено "лоху", Александр послушно следует по путям, подстроенным старшими поколениями, пока не разоблачает всех представителей славной семейки. До самого конца я не мог понять, кто истинный злодей, во как замаскировано! Браво, автор!
Эпилог (мне лично) показался лишним, да и весь рассказ бы немного подшлифовать - ошибок или опечаток много. Ну, про милицию и Следственный Комитет, а на местах - СО СУ СК (в РФ поищите через инет), я уже сказал в самом начале. Рассказ вполне приличного уровня для детектива, однако немного уступает тем, что упомянуты выше.
"Глаза цвета хаки". Интригующее название. Не менее интригующее начало. Убийства, кинжал, револьвер, бизнесмен, "шведская семья", вероятный политический деятель, семь свободных миллионов "зелени" - изрядно! Правда, Рождество присутствует, в основном, как декларированное время действия. Заявлена зима, то есть, сугроб снега. Чтоб было, куда пакет с уликами зарыть. Однако детективная составляющая впечатляет своей закрученностью. Жена с мужем плетут последовательно несколько версий случившегося, используя два трупа в качестве вставок в причудливое макрамэ. Следователь прокуратуры принимает эти версии, поскольку не совсем дурак и данные экспертизы толковать умеет.
Вставки от имени Алисы на первых порах меня с толку сбивали, но потом я приноровился к параллельному ходу повествования. Подозревать кроме нее - некого, уж больно тупорылым показан господин Базукин. А еще Пушкин в сказке о Балде заметил - "ум у бабы..." Ну, вы помните, на что он повадлив? Так что я лишь следил за её мыслями, пока не добрались до конца. Немножко скучно стало в финале. Такой задумке больше соответствовала бы иная форма, с эффектным разоблачением в последней фразе, а тут? Ну, отстрадала 18 лет, ну, отомстила козлу с нетрадиционной ориентацией, и что? Неужели семь "лимонов" поверх будущего наследства - эти годы компенсируют? Эх, Алиса, Алиса... И тебя принизила наша "чернуха", и ты всё шкурно меряешь на деньги! А как бы здесь смотрелись страсти, месть, которые мне встретились несколько раньше...
Тем не менее, рассказ понравился. Автору многое удалось.
"Не игра". А в этом рассказе тема задания присутствует в полном объеме. Да еще сказочный зачин - "тепло ли тебе, девица?" Ай да ну, автор! Подсовывает мне беглую девчонку, сводит с милым мальчиком, который не позволяет отнять реальные денежки у дурочки, вовлеченной в страшноватую игру. Но всё жуткое действо свершается сказочными персонажами. Сказочный аромат не уходит, даже когда Баба-Яга бросается наутек с деньгами.
Появление нехорошей сестры, рассказ о беглом папашке настраивает на ожидание козней от него, прохиндея. Жду. Вот и труп образовался. Жду. Потихоньку вспоминается американский фильм, где один коварный брат устраивает второму встряску, доводя до попытки самоубийства. Этакая шокотерапия. Неужели и здесь такой ход задуман?
По счастью, автор оказался добрее. Он не укладывает дочку в постель к отцу, на что я уже было настроился. Нет, сказка продолжается! Труп оказывается живучим, дочку непременно простит, что обещано ей за рождественским столом. Брат с сестрой помирились, деньги отвергнуты ради выживания. Семья оказалась гораздо лучшей, нежели представлена сначала. Детективная составляющая присутствует, хотя весьма фрагментарно, на мой неопытный взгляд. Тайна отца и денег раскрыты не слишком элегантно, в лоб.
Но это (как и слог, орфография, словарный запас - всё, что называется стиль письма), не портит общего впечатления от замысла. Можно подумать, автор без меня не догадается поработать ножницами и провести корректорскую работу. Я его прекрасно понимаю - он не успел, спешил выложить рассказ, который получился вполне достойным и попал точно в тему.
"Тупик для каскадера" - женщина даже не скрывается за ником. "Ягодка" пишет непривычно для меня, рваным слогом. Это вызывает эффект присутствия, словно слышу мысли того, о ком читаю. Вот Ольга, издерганная матерью и отсутствием мужа... А вот сам муж, Сергей... Боже ты мой, до чего страшно видеть бессилие нормальных людей в ненормальной ситуации! Как это знакомо, когда милиция не хочет искать пропавшего, поскольку убеждена, что загулявшие вернутся. А те, кто пропал совсем? Да, подумаешь, в статистику "подснежников" попадут, велика беда!
И настолько страшна обыденность трагедии, что лишь прочитав рассказ, понимаю его необычность. Черт подери, я же настраивался на счастливый конец, а вместо него - трагедия. Что, что ты мне подсунула в финале, Ягодка? Не должен был Сергей останавливаться и ронять нож в снег, неправильно это! Боец должен оставаться бойцом до последнего мига и не распускать слюни облегчения при виде испуганного врага! "Не верю!" - рвется из меня знаменитая цитата, но автор настаивает словами Главаря:
"... шустрым оказался - троих пацанов завалил, гад...
В конце только смалодушничал... "
Начинаю перечитывать. Да, Новый год вплетен в ткань рассказа. Жаль, детективной составляющей маловато. Уголовная история с похищением неудачливого бизнесмена, обманутого и обворованного - фон для яркой зарисовки о жизни современной российской семьи. Но как больно зацепил меня рассказ, несмотря на языковые, грамматические и прочие погрешности!
"Тридцать второе декабря".
Досадно, что у меня не оказалось в запасе стакана каленых семечек. Такой рассказ следует читать, трескуче щелкая их, поддевая очередную страницу уже зачерненным лузгой пальцем, отбрехиваясь от приказов жены одесскими-таки идиоматическими оборотами. Милая детективная история, которую автор залихватски украсил обширным финальным бантиком. Мне это показалось вполне уместным. А почему бы и нет? Неужели читатель будет возражать, чтобы "...все три указанных лица получили на Новый Год то, о чем мечтали больше всего на свете. Скажете - ну и что? И я вам отвечу - а как же иначе. Новый Год!"
На мой взгляд, автор поставил себе целью повеселиться, описывая небольшой, но самодостаточный мирок. Ну что же, передо мной вдвойне театр, и люди в нём - вдвойне актеры (если я исказил цитату, тому виной маразм, простите великодушно). Имена со сказочными намеками, которые раскрываются в финале, обилие мелких интриг, тайных союзов, коварных намерений... Никто никого не убивает, следователи нужны лишь для усиления суматохи. Разгадка найдена, но вовсе не мною. Я настолько запутался в этом гаме, что напрочь утратил способность рационально мыслить. Однако рассказ своим колоритом понравился. Автор создал незаурядную, забавную и лукавую шутку, браво!
"Синегубый". Ждал, что речь идет о замерзающем, у коего губы посинели, а тут - "...на загородной даче убили какого-то мага, не то экстрасенса, по фамилии Ломтев. Соседи видели, как к нему приходил тип в костюме Деда Мороза." Эге! Сразу заявка на соответствие "Правилам". Ну, а что дальше-то? Автор интригует, дав картинку из середины прошлого века, а потом подсунув настырную журналистку. Воспитанный на фильмах, где женщина вводится в сюжет, чтобы мешать герою, жду от Себенцовой подвоха. Предчувствие меня не обмануло - состоялось покушение на нее, логично толкнувшее героев к более интимным отношениям. Захватывающее начало и таинственные нюансы только подогревают интерес. Ну, кого так разозлил этот маг?
Опаньки! Некий бизнес-жрец православной епархии (это импонирует, поскольку ныне нечасто рискуют сказать правду о попах) появляется, затем крупный чиновник (да еще питерский, так их!), связанные с экстрасенсом. На фоне прошлой работы покойника с "органами" - уже много оснований для домыслов и подозрений. Однако мне, как и главному герою, не дается разгадка. И сына вычислить не получается. Так что автор меня держал в напряжении до самого финала. И тут, наверное, от огорчения на собственную неудачу, я испытал чувство разочарования, слушая исповедь убийцы. Не поверил я "неплохому воину", вышедшему из Суворовского училища. Может, вам удастся, а я не сумел, узнав такое:
Воин, которого предали генералы-наркоторговцы, которого не добил капитан ВДВ, зато выходил полевой командир Джафар, отбыл десятилетнее рабство и бежал. Пошарахавшись по заграницам, вспомнил о ненависти к отцу и нелегально приехал в Россию, чтобы убить родителя. Обнаружив, что папаша скончался сам, воин пристроился пособником у своего лживого и жадного брата, который и экстрасенсом-то был очень слабеньким, оказывается. Чудесное вызволение сынка крупного чиновника из жадных лап секты - сотворил именно он, воин, привычный к убийствам. Причем одной лишь угрозой расправы с сектантом. Пять лет обиженный сын покойного отца терпел своего брата, а тут вдруг решил прикончить, надев маскировочный костюм Деда Мороза. Ради пяти новеньких пачек долларов и евро?
Насколько захватывающий рассказ, автор, и так скомкать всё! Ей богу, стоило сделать убийцу более убедительным. Ведь в облике "Максима Георгиевича" он неплохо играл в шахматы, что предполагает наличие развитого ума. И не сердитесь на меня, ведь из Вашего рассказа можно развернуть отличную повесть, столь много "ружей" (церковь, Контора, госчиновник, Афган, любовная связка) развешано в нем.
Следующим рассказом оказался "Шаблоны". Прочтя аннотацию, начал осторожно вчитываться. Сон, как кривое зеркало, отражает тайное, сокрытое в подсознании. Текст, как и ожидалось, был мутным и сумбурным. Я с ним не справился, поскольку завяз в безразмерных абзацах и предложениях, слепленных на скорую руку:
"... транспорт, похожий на цементовоз и броневик одновременно, но по высоте как джип, а сверху люк как в танке, откуда торчали ноги. Видно было, что человек вырывался, потом она увидела, как двое крупных накаченных людей в серо-черных одеждах засовывают в этот люк какую - то женщину, которая кричала и звала на помощь. Уличные звуки музыки, все спешили домой или в гости или за покупками, никто не замечал крики и возню, а тех кто все же увидел и пытался помочь постигала такая же участь - два амбала забрасывали их в люк этой странной машины."
Как истинный сибарит, а не последователь Мазоха, я на этом и закончил чтение. Следователь из меня никудышний, терпения - ни на полушку.
Остальные рассказы я прочел до конца. Есть среди них всякие, заслуживающие похвалы и не очень, но позвольте мне не продолжать. Ни для кого не секрет, что я тоже участник конкурса. Если я дам обзор на все, кроме моего, то нарушу "Правила", поскольку инкогнито будет раскрыто.
Выражаю искреннюю благодарность организаторам конкурса за возможность реализоваться, авторам - за приятно проведенное время над их работами. Признаюсь, с удовольствием читал абсолютное большинство произведений, поскольку разнообразие стилей и художественных способов не давало заскучать. Обзор написал с единственной целью - дать авторам обратную связь, которую они заслужили.
Координатору конкурса господину Александру - респект за терпение при селекции работ. Удачи всем участникам, и до встречи на следующем конкурсе!