Аннотация: ЖКХ, как система поборов с упором на международный опыт.
ЖКХ
Итак, начнем светить прожектором здравого смысла по тем углам куда упорно отказывается светить прожектор перестройки либеральной. Как показала практика частичное затемнение - отлично маскирует частный интерес. Но мы отвлеклись.
Жилищно-коммунальное хозяйство означает простое жизнеобеспечение человека, куда нужно отнести и места коммунального или коллективного проживания и совместного пользования инфраструктурой. А вот здесь и начинается самое интересное, а именно невозможность высчитать стоимость именно личного использования.
Ну, например Вам говорят, что Вы покупаете квартиру в многоквартирном доме. Вы купили. Но что? Стены, в большинстве случаев - общие, за исключением 1, пол - чей то потолок, потолок - чей то пол... фикция уже. А вот одна из четырех стен, как минимум проданы 2 владельцам ... мошенничество. Так-же пол, потолок. Отопление, сюда же, ведь теплопотери идут через 1 стену, внутренние стены теплосбалансированы что не мешает предлагать индивидуальный учет отопления что выливается уже в экономию отдельных за счет соседей одновременно при финансовой подпитке организаторов развода. Да и сами "доброжелатели" себя не забывают ... дублирование подводок, счетчики и их обслуживание, организация платного учета и пр. Не получается совместное разделить на частное, без легкого "антиреса" организаторов "развода". Т.е. цель либерализации ЖКХ - банальный грабеж под эгидой "разделяй и грабь" уже пролазит махровым цветком, но то ли еще ждет при дальнейшем погружении в глубины общественной клоаки.
Водоснабжение. О, это необъятная тема для описателя. Начать нужно с того что само водоснабжение - это минимальная гарантия жизни и водоснабжение ставится первой целью при агрессии (Крым сегодня, например). Это просто право человека жить и не меньше. Но, на этом праве можно и заработать... и начинается счетчики, водопотребление и пр. мало уже воду продавать, нужно впендюрить и счетчики, их техобслуживание и пр. и начинаются сказки про водопотребление. Если честно, человек за свою жизнь потребит от 50 до 150 литров воды, и то условно, после смерти вернет в природу. А водообмен трудно обложить поборами, гораздо проще придумать потребление ... причем странным образом, грубо разрывающим логику сознания, хотя сознание и логику нужно бы еще в школе развивать - привить. Итак, на придуманное водопотребление вводится налог за вододобычу, это часть дохода государства, внедряются счетчики, их обслуживание это часть кормушки коммунальщиков и фирм их производящих. А вот при приеме в канализацию ... воды счетчиков не стоит, но вот за канализацию тоже плату брать не забывают ... налог за возврат воды с учетом разных точек приема эээ, воды не ставят. Хотя, водоочистные сооружения - источник воды и, как не странно, удобрений. Сам водообмен соответствует культурным потребностям человека и мало отличается в пределах региона. Просто одни водообмениваются дома, другие в ресторанах-кафе и банях - саунах, одни стирают дома, другие в химчистках но грязными ходят далеко не все. Т.е. считать по воде - нечего, налогом обкладывать нечего ... вот и рост услуг ЖКХ можно поворачивать назад. Да и высвободившейся производственный и организационно-людской ресурс можно использовать в целях полезных для общества. Но этот "антирес", его никуда не денешь, он - против.
Ну, и в ситуации с бытовыми отходами практически аналогичная проблема. Просто ведет к росту свалок перевод на рельсы либерализеца и платности. А проблема-то решается просто переводом в разряд доходности и вторичного использования сырья путем сортировки, газификации и пр. Ну, это дело науки решить, как добывать ресурсы из отходов на выгодной для участников основе. Или дотационной на основе разумности а не простого роста издержек.
Ну и главный удар по стоимости услуг ЖКХ был нанесен развалом централизованной союзной системы и как следствие районных управлений ЖКХ. Из старой, доброй экономической теории известно что с ростом организационной формы - резко снижаются издержки и растет специализация, т.е. эффективность работы с возможностью иметь резервы и их оперативно использовать, появляется возможность финансировать прикладную науку. Теряются такие мелочи как наличие централизованных фондов, на которые можно обеспечивать развитие, научные исследования, социальные вопросы решать и пр. Дробление, же вызывает перевод на более низкие организационные формы, неэффективное использование ресурсов и как следствие рост цены при падении качества обслуживания со стороны коммунальщиков. При этом ограничений по стоимости услуг ЖКХ - нет, и как следствие идет дополнительный рост услуг на ЗП и прибыль владельцев контор. Прибыль тоже не ограничивается прогрессивной шкалой налогообложения, в таких условиях вести речь о стабилизации тарифов ЖКХ не представляется возможным.
Со светом, генерацией, распределением - аналогичная картина, правда, усугубленная разделением единой системы генерации-- распределения на искусственно разделенные сегменты. Сложноорганизованная система резервирования дорогой генерацией при нехватке дешевых мощностей ведет к ликвидации резервирования, при этом связь генерирующих мощностей не может быть отдельной, ликвидация централизации ведет к неуправляемости процессов планирования, сопровождения, строительства современных элементов электроснабжения, прекращается финансирование науки по данной тематике. Медленно, но уверенно приводит к тому что мелким субъектам дешевле купить устаревшее техническое решение по цене лома и снижать, снижать отдачу от инвестиций, вместо централизации финансирования современных разработок общенаучных и технологических, их внедрение, научное сопровождение и адаптацию с шлифовкой технологической.