Петрушов Виктор Васильевич : другие произведения.

Об изуродованной культуре

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  (Из цикла "Размышления о наболевшем")
   В мире во все времена культурная жизнь у низшего сословия и у знати не была общей. Например, в России до революции простой люд водил незатейливые хороводы, лихо плясал "барыню-сударыню", пел душевные народные песни и колючие частушки, зажигательно бренчал на балалайках, легко добывал мелодии из глиняных свистулек и деревянных свирелей. Аристократы же "слизывали" у западных просвещённых стран различные театры, музеи, художественные галереи, варьете и прочие полезные для утончённого ума вещи. Две эти классовые группы в российском обществе жили по своим правилам и не мешали друг другу. Но после 1917 года сложившийся за столетия социально-культурный уклад был нарушен. Большевики решили, что пролетариат и крестьянство тоже должны приобщиться к мировым достижениям в искусстве, получить удовольствие от лицезрения балета, испытать восторг от арий из опер, насладиться камерной музыкой и опереттой. Советских людей с детства стали мучить походами по всевозможным музеям, театрам юного и не совсем юного зрителя, циркам и иным культурным объектам. На сценах отечественных драматических театров разыгрывались интриги с неправильно выплаченной премией на заводе, прославлялись успехи рабочих коллективов по пути к коммунизму, критиковались бюрократы, обличались расхитители народной собственности. "Социалистический реализм" под руководством КПСС на долгие годы завоевал территорию в 1/6 часть планеты.
   Но, не смотря на гигантские усилия советской власти, всё равно не получилось единения народа в художественной культуре. А тут ещё нагло стали появляться зловредные авангардисты, нонконформисты, абстракционисты и прочие примитивисты со своими "произведениями". Борьба руководства страны с нехорошими явлениями при помощи бульдозеров не помогала. Вопреки всем запретам выползали на свет то Малевич с "Чёрным квадратом", то Эрнст Неизвестный с "дегенеративным искусством", а ещё сквозь запреты прорывались Солженицын с "Архипелагом ГУЛаг", Булгаков с "Мастером и Маргаритой", Пастернак с "Доктором Живаго", Набоков с "Лолитой" и прочие болезнетворные для власти творцы. Население страны почему-то не спешило одухотворяться официально разрешёнными шедеврами отечественного и мирового искусства. У каждого советского гражданина, видимо, есть свой опыт приобщения к достижениям культуры. Мне, например, с высоким искусством впервые пришлось "познакомиться" только в армии. В 1970-м году в первомайский праздник воинское командование загнало чуть ли не две тысячи солдатиков из новосибирского гарнизона в местный театр оперы и балета на оперу "Царская невеста". Минут десять - пятнадцать от начала спектакля солдатская масса пыталась понять, куда её занесло. А потом сцена и зал стали существовать раздельно. На театральных подмостках голосили во весь голос дядьки и тётки в старинных одежонках, ну а в зрительских уютных креслах беззаботно храпели молоденькие новобранцы, в полумраке старослужащие воины из трёхлитровых стеклобанок потягивали пивко и самогонку, испражняясь тут же в зале за плюшевыми занавесками. Культурное творение беспомощно металось над головами "театралов".
   С распадом СССР и ликвидацией цензуры в новой России наступила "культурная революция". Девчонкам и мальчишкам уже не надо было под учительским прессом заучивать слова песен типа "взвейтесь кострами синие ночи..." - они теперь до отключки угорали от "Ласкового мая". Дамы постбальзаковского возраста томно млели от Стаса Михайлова, зэки и им сочувствующие кайфовали от "Лесоповала". "Попса" полностью захватила культуру в плен, смело начала "рубить бабло", а народ, получивший свободу выбора, стал кучковаться по принципу: "На вкус и на цвет товарищей нет". Вот только высокое искусство от этой революции понесло ощутимые потери. Театральные залы резко опустели, а у служителей Мельпомены родилась грустная прибауточка: "На сцене - "Дядя Ваня", а в зале - три сестры". Десятки тысяч актёров, режиссёров, сценаристов, обслуживающий театры персонал оказались на грани выживания. Нужно было как-то спасать ситуацию на театральном фронте, загнать зрителя обратно в "храмы искусства". И выход нашёлся! Прежде всего, начали "перелицовывать" классику. Вот, например, театр имени Вахтангова в спектакль "Евгений Онегин" ввёл аж двух Онегиных - одного от классика, а другого (престарелого) от режиссёра. Ленского тоже два оказалось - пушкинский и фантом. Александр Сергеевич в гробу переворачивается от такой трактовки его произведения. Ничего, потерпит покойничек, да и иск в суд уже не предъявит. Подвёргся модернизации и гоголевский "Ревизор". Впереди, видимо, усовершенствование "Войны и мира". Чернышевский в романе "Что делать?" подарил Вере Павловне аж четыре сна, а вот Лев Толстой своим персонажам почему-то не одного. Не мешало бы втюхать сон генерал-фельдмаршалу Кутузову перед Бородинским сражением. Пусть ему приснится видение о том, что для усиления батареи Раевского, из ставки верховного командования прибывают два дивизиона реактивной системы залпового огня "Град". А дальше можно развивать сюжет до бесконечности.
   Отличным решением для заполнения театральных залов явилось и переключение на специфическую публику - лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Ну а что, гомосексуалисты, мазохисты, садисты, педофилы, некрофилы ведь тоже люди, тем более что и среди творческой "богемы" подобных субъектов всегда было с избытком. Европейские ценности должны смело внедряться в культуру России, а без извращенцев этого внедрения не добьёшься. Смешно ждать признания "настоящего" искусства от шахтёров, металлургов, хлеборобов и прочих работяг с их примитивными традиционными взглядами на жизнь, пусть уж лучше сердешные сосредоточатся на уплате налогов для новой культуры. Властные люди иногда вяло сопротивляются нововведениям в этой самой культуре. В Госдуме, например, депутаты уже сколько лет тихо ноют о том, что "в России человек беззащитен перед напором пошлости и гадости, которые льются с экранов кинотеатров и со сценических подмостков". Но, кто бы ещё обращал внимания на этот скулёж? На тех подмостках свободно продолжают разгуливать голые актёры с носками на гениталиях, в спектакле "Карамазовы" Грушенька в кокошнике, нежно раздвигая ноги лежащему Алёше, продолжает видеть там "божественный свет", любой актёр на сцене может непринуждённо расстегнуть ширинку и помочиться на виду у публики. А ещё под видом "современного искусства" открыто проталкиваются интересы людей с педофильскими наклонностями. Спектакли с такой грязной "клубничкой" всегда проходят с аншлагом.
   На этом фоне встаёт вопрос о целесообразности наличия в правительстве России министерства культуры. В США, например, легко обходятся без такого ведомства, создавая условия для того, чтобы частный бизнес вкладывался в культуру. Двадцать шесть тысяч фондов в этой стране неплохо справляются со своей задачей. В Англии культуру финансируют за счёт лотереи, в Финляндии - букмекеры.
   Ну а в нашем родном государстве сотни миллионов бюджетных рублей, выделенных на культуру, просто расхищаются. Например, при строительстве новой сцены в Академическом малом драмтеатре Санкт-Петербурга украли около 50-ти миллионов рубликов. При капитальном ремонте Большого театра только доказанная судом сумма хищения составила 90 миллионов рублей. Со стен и потолков исчезла лепнина и сусальное золото, всё заменено на пластмассу и папье-маше. А ещё и по "делу реставраторов" проходила организованная преступная группа во главе с некоторыми руководителями минкульта, похитившая при осуществлении работ в Эрмитаже более 450 миллионов рублей. ГОГОЛ-центр ( который к писателю Гоголю никакого отношения не имеет) "скоммуниздил" около 70 миллионов бюджетных денежек путём ухода от налогов. Ох, как был прав историк Карамзин, который когда-то на вопрос русских эмигрантов во Франции: "Что происходит в России?", ответил коротко: "Воруют!" То, что правоохранительные органы иногда выявляют преступления в сфере культуры замечательно, но вряд ли страна узнает о множестве нераскрытых преступных деяний в музеях, в библиотеках и в других хранилищах культурного наследия. Чаще всего эти объекты после воровства либо поджигаются, либо происходят умышленные затопления запасников дождевыми или канализационными водами.
   А уж от того, что натворил действующий руководитель министерства культуры, засветившийся в информационном пространстве со своим высказыванием об "одной лишней хромосоме у русского народа", просто обалдеешь! Светила науки разъясняют всем, что нормальные люди в наличии имеют всего-то сорок шесть хромосом, а вот непарное их количество у человека является признаком "синдрома Дауна". Получается, что так утончённо и изящно как главный культурник страны никто в мире ещё не оскорблял русскую нацию. Генетика - это вам не хухры-мухры.
   Министерство культуры не несёт в массы какую-то культуру, оно просто на ней паразитирует. Даже в артистической среде происходят бунты против действующей системы. Так преподаватель института имени Щукина Владимир Поглазов с болью в душе выразился: "Наши спектакли всё больше смахивают на публичный дом, нежели на какое-то искусство". Кто же определит грань, которую нельзя переступить, и где она проходит? Может ли художественная культура повлиять на культуру поведения россиянина? Перестанут ли когда-нибудь мочиться зрители тайком в театральных залах, артисты открыто на сценах, отдыхающие за границей нагло в курортных бассейнах, жильцы с перепоя в подъездах?
  Август 2018г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"