Аннотация: Начало войны, ГГ банально проспал в вагоне метро. И начались его блуждания по московским подземельям в поисках пути наверх. Произведение закончено. 28.03.2013г. Половину снёс.
Пикринов
Верхний фактор
Верхний фактор
Пролог.
Чукотка, Анадырь.
Конференц-зал администрации Автономного округа. За огромным овалом, составленным из столов, собрались руководители всех субъектов Российской Федерации. Разумеется, здесь присутствует почти весь состав Правительства России, во главе с Премьером и, конечно, Президент.
- Уважаемые дамы и господа, мы впервые собрались так далеко от Москвы, чтобы провести выездное заседание Госсовета. Дело в том, что настало время обсудить положение дел не только Чукотки, но и всего Дальнего Востока и вопросы международного сотрудничества и инвестиционной политики на Тихоокеанском побережье России. В связи с глобальным потеплением, становиться реальностью проход Северным морским путём, судов не только ледового класса, но и обычных. Перспективы, которые открываются в связи с этим, также требуют нашего пристального внимания и ...- тут послышался отдалённый раскат грома и несколько раз моргнул свет. Многие удивились, час назад небо было абсолютно ясным. Хотя, за час всякое может случиться.
- Приехать в дождь, хорошая такая примета, к успеху. Хотя мы приехали в ясную погоду, но заседание мы начали в дождь, гроза этим подтверждает.
Через минуту ему пришлось прервать свою речь, так как к нему подбежал помощник и что-то стал шептать ему в ухо. От удивления, Президент открыл рот и начал вставать с кресла, но тут снова рухнул на место. К нему уже подскочили два офицера и стали настойчиво выдёргивать из-за стола. Помощники, сидящие во втором и третьем ряду, за спинами глав регионов, начали вставать со своих мест, чтобы лучше рассмотреть то, что происходит. Вдруг, сквозь плотные шторы, которыми были задрапированы окна, в зал проник очень яркий свет и огненный вихрь заполнил всё помещение. Спустя мгновение, чудовищной плотности воздух расплющил то, что не сгорело за это короткое время.
Подмосковье. Утро того же дня.
Николай, со всей семьей, наконец, дал себя уговорить и выехал с утра на дачу. Жена хотела несколькими днями раньше выбраться. Но у него, скопилось столько дел, которые можно решить только в отпуске. Не любит он отпрашиваться с работы или отщипывать от отпуска дни. Да, заранее и не знаешь, сколько дней брать. Возьмёшь один, а его и не хватит. Или наоборот, возьмёшь два, а управишься за один. На предложение жены переехать на дачу, а оттуда уезжать по своим делам, отказался решительно. Ездить по Можайскому шоссе, вечно забитому фурами, ему нисколько не улыбалось. Теперь, когда всё позади, можно и уехать. Тем более, в это время поток машин направлен в Москву. Машина свернула с трассы и поехала через Можайск. "Сейчас проедем через него, а там пятнадцать километров и Константиново". Место, где они построили дачу, им приглянулось сразу. Большой пруд с чистой водой, буквально в десяти метрах. В другую сторону, огромный лес, тянущийся до самой Рузы. В лесу всегда можно было набрать грибов, ягод. Даже зверьё водилось. Но он не любил охоту, поэтому и ружьём не обзаводился.
Спускаясь к мосту через Москву- реку, он услышал с левой стороны очень громкий, строенный грохот. Повернул голову, увидел, как в районе плотины, вверх поднимается облако пыли, а потом донёсся какой-то шум. Проезжая мост, он посмотрел на воду. Уровень реки был обычным. На подъём пришлось тащиться в колоне с черепашьей скоростью. "Наверно трактор какой-то впереди ползёт". - Подумал Николай. Тут он увидел, как едущий сзади автобус, не переставая сигналить, пошёл на обгон.
- Вот дурак! - вырвалось у него. - Здесь обгон запрещён, тем более, по встречке тоже едут.
Он обратил внимание, что со всех машин люди смотрят влево и указывают туда рукой своим спутникам. Он повернул голову и обомлел. По всей ширине долины на них нёсся вал воды, таща за собой крыши построек и разной плавающей всячины. "Неужели плотину взорвали"? - мелькнула мысль, и он тоже рванул на встречную, стремясь обогнать тихоходную колону и подняться повыше. Но тут впереди образовался затор. Водители, увидев поток воды, решили развернуться, чтобы не спускаться к мосту. Отчаянно сигналя, он попытался выехать на обочину, но там было не проехать.
- Валя! Дамбу прорвало! Хватаем детей и побежали отсюда!
- А как же машина? Ты что, хочешь её здесь бросить?
Он не стал отвечать. Выскочив из машины, он открыл левую дверь, и лихорадочно отстёгивал ремни на детском кресле сына. Жена, стала проделывать тоже с креслом дочери. В это время раздался многоголосый людской крик, и их накрыло волной. И переворачивая вместе с машиной, впечатало в стену кирпичного здания.
Двадцать пять километров к северо-востоку. В тоже время.
Сашка с отцом и матерью ковыряются на огороде, который они посадили ближе к воде. Если точнее, то ковыряется Сашка, а мать с отцом пропалывают грядки. " И зачем меня позвали? Сами бы не справились? А то не выспался нисколько. Пока с ребятами вернулись из Комлева, уже светать начинало. Договаривались, после обеда сходить купаться. Из водохранилища вода вытекает уже тёплая. А возле Рыбушкина есть хорошее место. Можно и сейчас в Озерне искупнуться. Но тут берег заросший, да и ещё не жарко. Роса, вот только-только высохла. А солнце сегодня сильнее, чем вчера, будет припекать, если только тучи не появятся. А то все дождь ждут, говорят, иначе картошка погорит". Сашка поднял голову, чтобы убедиться, что и сегодняшний день будет солнечным и не хуже вчерашнего. Тут он увидел, что с запада, почти над самыми деревьями, несётся целый рой тёмных чёрточек.
- Папа! Смотри, что это? - успел крикнуть Сашка, как рой разделился на два равных пучка, по три чёрточки в каждом. Пока отец, опираясь на тяпку выпрямлялся, чтобы посмотреть, что там такого увидел сын, как чёрточки уткнулись в плотины Рузского и Озернинского водохранилищ и вмиг подняли в воздух то, из чего они были сделаны. Спустя пять секунд от Озернинского донёсся раскатистый звук, а ещё спустя столько же, он в точности повторился от Рузского. Отец среагировал первым.
- Сашка, Людка, бежим отсюда! Затопит! - И бросив тяпку схватив жену, которая, не обращая внимания ни на что, продолжала полоть. Она, было, попыталась отпихнуть мужа, и продолжить занятие. Но он выхватил тяпку, отбросил её и, ухватившись за пояс халата, потянул за собой. Сашка в это время уже бежал впереди, почему-то с тяпкой так и не расставшись. Бежали они в свою деревню, Ракитино. До дома было метров сто. Заскочив во двор, сразу полезли на крышу пристройки по лестнице, которая осталась стоять со вчерашнего дня, когда меняли лист шифера на доме. Мать было бросилась в дом, но отец, так и не выпуская пояс из рук, потянул её к лестнице. Только взобравшись наверх, они посмотрели назад. Удивление и страх, испытали они, видя, как два огромных вала воды, несутся на них. Один, который справа, был уже у крайних построек. В воде кувыркались автомобили, которые на тот момент проезжали по мосту и дороге. Второй, с севера, тащил перед собой то, что раньше было дачными посёлками и деревнями. Но поток нёсся не по прямой линии, а ударившись о возвышенность, оставив на ней обломки и даже целые дома, устремлялся в сторону, придерживаясь русла Рузы. Каким-то чудом, вал из мусора и воды, спрямляя себе путь, обошёл Малоиванцево и устремился к Рыбушкино, в одно мгновение, накрыв дома и потащив их за собой.
В Ракитине первый поток уже обошёл деревню, утащил за собой только то, что стояло на окраинах, и заполнил собой Рузу. Все перевели дух, но тут, вырастая на глазах, на деревню обрушилась гора из всего того, что было на пути второго потока. Подпираемая сзади всё прибывающей водой, эти останки деревень и дачных посёлков, поднятые вверх водой из двух водохранилищ, обрушились на Ракитино, перемешавшись с ними, понеслись далее вниз, чтобы тоже самое проделать с Копцево и другими местами. Автомобили, которые ехали по дороге в город Рузу, прибавили скорость, чтобы выехать на более высокое место. Через пять минут, первая вода подошла к Рузе, смывая дачи, стоявшие между рекой и старым руслом. Обломки заполнили всё пространство перед мостом. Вода стала переливаться через дорогу и уходить в сторону. Ещё через пару минут на город навалился второй вал, который разрушил всю одноэтажную застройку, мост и потащил всё это вперёд.
Водители на Большой Бетонке останавливались и заворожено глядели на проплывающий мимо насыпи, поток из бывших домов. На некоторых, были видны люди, пытающиеся удержаться. Но постоянно перемещающиеся горы мусора опрокидывались и люди исчезали в этом крошеве.
Влодзимеж ехал за рулём грузовой фуры уже почти четыре часа. Только что свернули с Можайского шоссе на Большое Бетонное кольцо. "Скоро переедем Москву-реку и пора меняться. Иначе "полицай-контроль" зафиксирует переработку и придётся платить штраф. Стефану пора уже вставать. Вчера очень повезло, что Брестскую таможню прошли быстро. Часа через два будем в Клину. Если всё пойдет, как и шло последние два дня, то в конце недели отправимся домой. Последний рейс с Голландии вымотал больше, чем обычно. Проклятые забастовщики. Из-за них потеряли почти неделю. Но хоть сейчас повезло. Дождей нет, дорога сухая. Жанне, которую подсадили в Борисове, до Смоленска вполне успешно удалось вылечить их от Голландского кошмара. Правде говоря, мы и там не скучали. А вот и мост показался".
- Эй, Стефан! Вставай, тебя ждёт финишная прямая, - сказал водитель и, отвернувшись от дороги, посмотрел туда, откуда показалась взлохмаченная голова напарника.
- Чего глаза вылупил, чёрта увидел?
Но напарник только промычал что-то в ответ и вытянул вперёд ладонь с растопыренными пальцами, словно защищаясь от чего-то. Водитель посмотрел вперёд и у него вмиг, всё похолодело внутри. Насколько было видно, сперёди и слева, на них катился вал из обломков домов, деревьев. Сверху всё это венчала пена. Дороги на той стороне уже не было. То, что по ней раньше ехало, теперь плыло им на встречу и вправо. Влодзимеж резко ударил по тормозам. Спустя секунду, в зад их автопоезда со всей силы въехал КАМАЗ, везущий полный миксер бетона. Их развернуло влево поперёк дороги, тут же в правую сторону под фуру влетела корейская легковушка. Сколько в ней было людей, он не увидел. Стефан, потирая голову, пытался подняться с пола, куда он улетел после столкновения. Но тут страшной силы удар сбросил их с дороги, опрокинув вверх колёсами. Сквозь вылетевшие стёкла в кабину хлынула вода.
Сафонтьево. Коттеджный посёлок под Истрой.
Исфандор копал уже два часа. Траншея заметно удлинилась. Не удивительно. Грунт здесь мягкий. Не то, что дома. Он копал русскую землю и только качал головой. Если бы у него, там, на родине под Мургабом, была такая земля. Он тогда бы ни за что не поехал в эту Россию. Там, приходилось собирать каждую каплю дождя. Мотыжить каменистую почву, забывшую, что такое навоз. Почти никто не держит скот, пастбища вытоптаны и засохли. Если бы не решение старших в роду, его бы здесь не было. Собрали, а вернее заняли денег ему на дорогу, дали адрес земляка, уехавшего сюда два года назад, и посадили на автобус до Душанбе. И вот он роет траншею для канализации. Аллах ни за что не одобрил бы, если бы ему пришлось на такой плодородной земле ставить дом, а не выращивать урожай. За три месяца он скопил денег, что хватит, чтобы отец отдал долг и немного для сестры, которую пора выдавать замуж. Женихи, поработавшие у русских, бедных не хотят. Им подавай с большим приданым, чтобы больше не пришлось уезжать и работать дворниками или на стройке. Посёлок строится большой. Работы Исфадору хватит на два года. Он уже представлял, как вернётся домой. И все пятеро детей будут удивляться, как много он привёз подарков. А сестра, к тому времени, подарит ему племянников.
Вдруг, над головой послышался непонятный шум и что-то пронеслось. И тут же за спиной раздался грохот взрывов.
- Самолёт упал,- крикнул Зафар, копающий траншею ему навстречу. Исфандор выпрямился и оглянулся. Но вместо ожидаемого, в таких случаях огня и дыма увидел, как очень много воды несётся на него. Он выскочил из траншеи и бросился бежать от неё. Но вода догнала его и сбросила в котлован какого-то дома, завалив, вынутым отсюда грунтом. Когда воды схлынула и вернулась в русло реки, на месте стройки и соседнего дачного посёлка осталось поле, покрытое грязью.
Борт рейса Хургада-Москва.
- Уважаемые пассажиры! Наш самолёт начал снижение. Просьба занять свои места и пристегнуть ремни. Температура воздуха в аэропорту приземления, плюс двадцать два градуса.
"Это хорошо. Не так жарко, как при вылете. И какого лешего я попёрлась в этот Египет летом? Это ему хорошо. Ползает по дну с аквалангом, с такими же придурками, как он. А ты лежи под зонтиком, как дура. Что за купание в майке, а иначе никакой крем не спасёт. Думала, не доживу до конца отпуска. Но ничего, через десять минут сядем. То, да сё, в общем, через три часа будем дома. В следующий раз только в Анталию. Там нет этих дурацких кораллов. Интересно, удастся ли мне на этот раз увидеть свой дом? "
И женщина прильнула к иллюминатору, стараясь определить, что за местность под ними. Но жилые районы были на одно лицо. Решила привязаться к реке. Вот по ней, удастся определить если не дом, то хотя бы микрорайон. Но за виражами самолёта и наклоном, то на правый, то на левый борт, ей никак не удавалось зацепиться за Москва-реку. Наконец, она узнала МКАД. "Теперь нужно найти, где Крокус". Там река входит в Москву и недалеко их дом. Ей показалось, что она узнала Крокус и Красногорск. Но что-то было не так. "Вот виден "Снежком", а где же река? Она должна быть между ними. Но вместо неё какая-то огромная свалка. Или нет. И почему она так быстро разрастается, прямо на глазах? И МКАД в этом месте пропал" Тут ей стало понятно, что она видит. Ей вспомнились выпуски новостей, где показывали, как цунами накрывает и несёт дома. Но откуда взяться в Москве цунами?
Тут самолёт сделал очередной вираж и перед глазами появились Химки и Долгопрудный. А за ними россыпь водохранилищ, соединённых каналами. На водной глади которых, было множество катеров и несколько теплоходов. Отчётливо стал виден аэропорт. Самолёт слегка поправил курс и вышел напрямую на полосу.
Больше она ничего не увидела, так, как через полсекунды в самолёт врезалась одна из крылатых ракет, нацеленных на плотины. По какой, такой случайности это произошло, никто не узнает. Самолёт, рассыпался ещё в воздухе на куски. И эти обломки, метеорным роем, не меняя траектории, устремились к земле. Через пять секунд они протаранили и подожгли десятки самолётов, хранилище авиатоплива. Взрывающиеся самолёты, в свою очередь подожги все терминалы, у которых они стояли. Это увидели пассажиры других бортов, только что взлетевших или собирающихся сесть. Большинство из них поседело от этой картины. Поэтому, момент, когда полтора десятка ракет вонзалось в плотины, ни у кого не отложился в памяти. Её заполнили другие, не менее драматичные события, отсчёт которых, начался на далёкой Чукотке.
***
Борису снился сон, что он ночью в лесу. Куда-то бежит. Непонятно только, догоняет или убегает. Полная темнота, не видать ни звезд, ни луны. Сквозь густые заросли приходиться продираться буквально на ощупь, вытянув вперёд руки. За шиворот стекают капли с веток. Не то после дождя, не то роса. Ноги цепляются за корни деревьев, заплетаются травой. Иногда приходится становиться на четвереньки, чтобы пролезть сквозь уж совсем непроходимое место. Потом под ногами стала хлюпать вода. От усталости еле держался на ногах, его шатало со стороны в сторону. В конце концов, он не удержался на ногах и завалился набок.
Проснулся от того, что действительно завалился набок. Справа, по ходу поезда, было свободное место. Открыв глаза, он с трудом разглядел вагон метро. Горело только два аварийных светильника. Народ, кряхтя и матерясь, поднимался с пола. Поезд стоял. Неслышно было из динамиков дежурного объявления с просьбой сохранять спокойствие и порядок. Сейчас, оно было бы вполне уместно.
Борис не пытался сообразить, что произошло. Его больше волновало, не проехал ли он свою остановку. Если проспал, а в дополнение остановка в тоннеле, а потом возвращаться обратно, то ему не избежать неприятностей. Посмотрел на часы. Похоже, свою станцию он не проехал. До оговоренного времени оставалось полчаса. Вполне успевает. Через десять минут стоянки, понял, что может опоздать.
Решил предупредить о возможной задержке. Достал мобильник, но связи не было. Что ж, такое бывает. Не все операторы и не везде установили в метро ретрансляторы. Но если не предупредить, то будут неприятности. Дело в том, что Борис работал в интернет-магазине. Один покупатель заказал у них очки ночного видения и запасные аккумуляторы. А, так как их цена очень большая, то обязательна предоплата. Вчера деньги поступили на счет, и было оговорено время доставки покупки в офис.
Борис работал недавно. Должность стандартная - менеджер. Чётких обязанностей не было. Больше подходило определение "палочка-выручалочка" Ему приходилось сидеть на приёмке заказов по телефону, помогал выдавать заказы курьерам. Иногда и сам отвозил, но это было очень редко. Сегодня один курьер приехать не смог. Позвонил, когда остальные разъехались. Директор, дорожа репутацией и деньгами, послал его доставить заказ. Почему именно к конкретному часу нужно было привезти очки, неизвестно. Раньше условленного времени - можно, позже - нельзя. Может быть большой штраф или заказчик крутой.
Поезд по-прежнему стоял в тоннеле. Кто-то пытался связаться с машинистом, но он не отвечал. Борис постоянно смотрел на время. Когда наступила та минута, позже которой он не имел права приехать, успокоился. Теперь ему уже всё равно. Через пять минут тронется поезд или через час, итог один - его уволят. Угораздило же курьеру зацепить машину в пробке, по дороге в Москву. Из-за пустяка простоит часа три.
Сегодня или завтра вернуться родители с отпуска. Точно забыл, куда они полетели на этот раз. Турция или Египет? Или Тунис? Да, собственно и не важно. Сам он в эти страны не любит летать на отдых. Да и отдыхать только на море, тоже не интересно. Лежать на пляже, разглядывать девок, напиваться - это не его. Ему нравиться познавательный отдых. Знакомые очень удивились, когда узнали, что в последний отпуск он полетел в Эфиопию. Мол, там нет пятизвёздочных отелей и "all inclusive".
Но он остался очень доволен отпуском. Три дня на джипах, потом на верблюдах полдня. И они на месте бывшего вулкана. Или до этого проехал весь Цейлон на поездах и автобусах. А как интересно по Индокитаю путешествовать! В следующий отпуск собирается пересечь Чили с Юга на Север. Обязательно побывать на Огненной земле. А если хватит денег, то и на остов Пасхи слетать.
"Мечты - мечтами, но сколько можно стоять? Не забыть, когда приедем на станцию, взять справку у дежурной об опоздании. Бумажка лишней не будет".
Пассажиры уже открыли все форточки, было душно. Несколько человек стало обсуждать сложившуюся ситуацию.
- Может, что с машинистом случилось?
- Почему тогда электричество отключилось?
- Тем более, со станции бы пришли. Что с одной, что с другой.
- Надо идти в кабину машиниста и всё узнать.
- По составу не пройдём, ключ нужен специальный.
- Тогда откроем дверь и пойдём по тоннелю.
- Про контактный рельс, забыл?
- Если бы он был под напряжением, то был бы свет.
- Точно. На всякий случай, пойдём с другой стороны, где нет рельса.
- А где та сторона?
- Когда стоишь на станции, ты контактный рельс видишь?
- Нет, не вижу.
- Значит, рельс слева. Поэтому открываем дверь с правой стороны.
Они подошли к двери, рядом с которой находился рычаг аварийного открывания двери. Повернули его, сорвав пломбу. Дверь, с шипением открылась. Кто-то посветил мобильником.
- Мужики, рельс с этой стороны!
- Не может быть. Может это запасной.
- Хочешь проверить?
- Нет уж. Давайте откроем дверь слева.
Они снова повторили всё с другой дверью.
- О, теперь нормально. Никакого рельса. Спускаемся здесь. Вот, только высоко здесь и неудобно, тесно.
Помогая друг другу, четверо спустились вниз. Стараясь не испачкаться о стенки тоннеля и кабеля, развешенные на крючьях, они стали продвигаться в сторону головного вагона. Борис, помедлив, решил присоединиться к ним.
Он быстро снял со спины свой рюкзак. Достал хлопчатобумажные перчатки и налобный фонарик. Надел перчатки, закрепил фонарь и снова закинул рюкзак на спину, захватил сумку с заказом, спрыгнул с вагона и поспешил за ушедшими. Они опережали его на один вагон. Проходя мимо следующих вагонов, он видел, как люди рассматривали их через стёкла и, оборачиваясь, что-то говорили остальным пассажирам. Борис быстро догнал первопроходцев. Они уже подошли к первому вагону. Он сошёл с рельсов и накренился вправо. Впереди тоннеля не было. Вернее, он был, но за перегородкой. Или как, там называется толстая стена, перегородившая тоннель. Кабина машиниста была сплющена. Он, наверное, увидел перегороженный тоннель и стал тормозить, но не успел остановиться.
- Может машинист ещё живой, надо бы помочь.
- Руками вагон не разогнём. А у нас даже ломика нет.
- Почему гермоворота закрыты? - воскликнул кто-то в темноте.
- Действительно, зачем закрывать герму, если движение не остановлено?
- Может, случилось что?
- Эти ворота на случай войны. А с утра ничего про войну не намекало.
- Может учения?
- Учения ночью делают, когда поезда не ходят.
- Если бы началась война, нас бы так тряхнуло!
- А ну, тихо! Слушайте!
Все замерли. Было тихо. Тут ноги почувствовали лёгкий толчок и вибрацию. Пауза. Всё тихо. Снова толчок по ногам, уже сильнее. Скрипнул вагон. Потом глухой звук.
- Нет, это не война. Тогда бы так трясло, на ногах бы не устояли.
- Что тогда стучит?
- Стройка где-то рядом, сваи бьют или рушат старый дом.
- Это не объясняет, почему гермоворота закрыты.
- Может, автоматика сбой дала и ворота сработали?
- За столько времени, в диспетчерской давно бы разобрались и устранили.
- Что же делать?
- Надо с кем-то связаться.
- Как связаться, если сигнал отсутствует?
- В тоннеле должен быть стрелочный телефон. Нужно его найти и дозвониться.
- Пока сюда шли, не видел. Нужно в обратную сторону пройти или по другой стороне.
- Там контактный рельс. Забыли?
- Вряд ли на нём напряжение есть.
- Даже если сейчас нет, могут включить в любую минуту.
- А если постучать в стенку, может там есть кто?
- Можно и постучать, только нечем.
Точно, под ногами не валялось никакой железки или камня.
- Давайте пройдём в обратную сторону, поищем телефон.
- Боюсь, вдруг телефон на той стороне. Надо сказать, чтобы открывали двери вагонов, а я буду залезать, и осматривать тоннель с той стороны.
- Это ты правильно придумал.
Они пошли в обратную сторону. Люди уже сами открыли двери и интересовались, когда снова поедем. Им отвечали, что путь перекрыт воротами. Нужно найти тоннельный телефон и тогда узнаем, что дальше будет. Телефона всё не было. Закончился состав. Светофоры тоже не работали. Пройдя метров сто за последний вагон, Борис обнаружил под кабелями маленький тоннель, Посветил в него, и увидел, что он выходит на соседний путь. Подошли остальные и стали обсуждать, что делать дальше. Мнения разделились.
- Надо продолжать искать телефон.
- Я предлагаю по второму пути пройти в сторону станции. Может, там ворота не перекрыли путь.
- Тогда мы бы слышали, как ходят поезда.
- Как они будут ходить, если нет напряжения на рельсе.
- А ты проверял?
- Давайте, всё-таки пролезем туда и пойдём в сторону станции. Заодно и телефон поищем. Если он обязан быть в тоннеле, то будет и там.
Первым пошёл Борис. Только у него был фонарь. Мобильники с фонариком были у двоих, но один выключил, села батарея. Проход был низкий, пришлось идти согнувшись. Было много пыли и какого-то мусора. Второй тоннель выглядел абсолютно таким же, как и первый. Посветили налево, но тоннель впереди делал поворот и они ничего не увидели. Повернули направо, и пошли, светя себе под ноги.
Закрытые гермоворота увидели издали. Подошли, посмотрели, зачем-то потрогали. Стали искать, чем бы постучать, но и здесь, ничего не нашли. Зато на стене тоннеля, за углом какого-то выступа, рядом с электрощитом, висел телефон, с надписью ДСЦП. Наверное, такой же был и в том тоннеле, но там мешала разбитая кабина машиниста. Кто-то первый схватил трубку и поднёс к уху. Подергал рычажок на аппарате.
- Не работает.
Другой взял у него трубку и стал кричать в неё:
- Алё! Алё!
Перепробовали почти все. Когда убедились, что связи нет, решили возвращаться. Вскоре дошли до перехода в "свой" тоннель. И тут возник спор.
- Чего мы будем делать в поезде, сидеть и ждать у моря погоды?
- Что предлагаешь?
- Пойти к предыдущей станции.
- А если перед нею тоже тоннель перекрыт?
- Проверим другой тоннель.
- Так и будем ходить туда-сюда.
- Можешь возвращаться в вагон. Даже поспать получиться.
- А если разделиться и пойти одновременно по двум тоннелям?
- Где второй фонарь взять? Мобильный скоро "сядет" и что будешь делать?
- Значит, идём все по этому тоннелю, а там видно будет.
Снова впереди шёл Борис. За поворотом начался небольшой спуск. Через десять минут они опять уткнулись в закрытые ворота. Поискали телефон. Он оказался в таком же месте, что и предыдущий. Попытка дозвониться ни к чему не привела. Посыпались вопросы:
- Кто же тогда закрыл ворота, если никто не отвечает?
- Может со связью что случилось?
- Как нам всё-таки отсюда выбраться?
- Остаётся ещё другой тоннель проверить.
- Ты веришь, что там будет открыто?
- Не верю. Но проверить мы обязаны, чтобы не оставалось сомнений.
- Тогда пошли, чего время терять.
Обратно двигались в том же порядке. Снова пролезли по поперечному тоннелю. Оказавшись в своём, они обнаружили, что несколько человек идут оттуда, куда они собирались направиться. Обрадовались, решив, что проход дальше есть. Но их радость оказалась напрасной. Эти люди были с их поезда. Они прошли по тоннелю и, увидев закрытые ворота, вернулись.
- Телефон там был, пробовали дозвониться?
- Был. Но толку никакого.
- Что же нам, теперь делать?
- Возвращаться в поезд и ждать.
- Чего ждать?
- Что скоро откроют ворота. Не будет же вечно одна линия не работать.
- Думаешь, другие ветки работают?
- Кто его знают. Не вымерли же все одновременно.
Возразить нечего. Все вернулись обратно, на свои места. На вопросы пассажиров отвечали, что везде закрыто, нужно ждать.
Борис вернулся на своё место. Немного даже вздремнул. Проснувшись, стал думать, что делать дальше. Сколько ждать помощи - неизвестно. То, что она придёт, сомнений не было. Но, просто сидеть в вагоне и прислушиваться, не в его характере. Голод и жажда дадут о себе знать довольно скоро.
Борис решил идти на поиски выхода, самостоятельно. Приглашать кого-то не имело смысла. Фонарь, как он убедился, только у него. Вообще-то, он у него не один. Правда, второй ручной, третий динамический. Борис не любил командовать, также не любил подчиняться, если это не работа. А в совместной попытке обязательно возникнут споры о дальнейших действиях. Сегодня он уже убедился в этом. А когда идёшь один, самому себя убедить легче.
Тем более, нет плана, куда идти. Вроде всё осмотрели, кругом ворота. Но они не ходил в противоположный конец " своего" тоннеля. Вот он и решил осмотреть его сам, чем просто сидеть в вагоне. Вдруг удастся найти выход. Тогда он вернётся назад.
Борис поставил рюкзак на диван. Решился собрать тревожный рюкзак он в прошлом году. Сначала он купил на семьдесят пять литров. Уложил все необходимые вещи и продукты. Вес вышел около пятнадцати килограмм. Для того чтобы стоять в шкафу, а при необходимости срочно покинуть дом, он вполне годился. Но для ежедневного ношения он не подходил.
Пришлось взять тридцатилитровый. Составил новый список, с трудом уложил. Вес получился немного меньший, двенадцать кило. Таскать каждый день очень тяжело. Пересмотрел весь список. Избавился от навигатора, фотоаппарата. Эти функциями были и в смартофоне. Вполне можно обойтись без дублирования. Убрал половину продуктов, инструментов, одежды. Вес снизился до шести килограмм.
Первые недели всё ждал, что если что случиться, он не пропадёт. Потом надоело таскать каждый день. Несколько дней рюкзак оставался дома. Борису уже было не совсем по себе, от того, что за спиной нет привычной тяжести. Чувствовал себя как без одежды. Когда снова накинул рюкзак на плечи, вернулась уверенность.
Когда поручили отвезти заказ, он решил рюкзак оставить на работе, всё равно возвращаться обратно. Но уже в дверях одумался и взял его. Теперь он даже представить боится, чтобы было, отправься с заказом без рюкзака. Что и где в нём находиться, он знал наизусть. Теперь оставалось определиться, чем воспользоваться.
Недавнее путешествие по тоннелям показало, что в метро грязно и очень пыльно. Имеются протечки. В той, одежде, что на нём долго не проходишь. Испачкается и порвётся. И как потом в ней возвращаться домой, когда выберется из метро? Он достал имеющийся у него тонкий и прочный комбинезон. Ещё вытащил бахилы. Снизу они выглядели как резиновые сапоги, а выше щиколотки продолжались как чулки из прорезиненной ткани. Доходили до колен и вверху имели широкую резинку. Потом на свет появился шлём для водных видов спорта. Лёгкий и небольшой. Последним вытащил щиток для голени и колена. Иначе комбинезон быстро протрётся.
Несколько лет назад, знакомые ребята уговорили его пойти с ними в Сьянские каменоломни. Расхваливали очень красочно. Но Борису они решительно не понравились. Разная шпана лазит, как хочет. Мусор, кострища. В сторону ни шагу, иначе в дерьмо вступишь. Вылез грязный, оборванный. Его одежда не была готова к таким испытаниям. Он представлял прогулку в полный рост по красивым пещерам. Поэтому, подбирая снаряжение для аварийного рюкзака, он учёл печальный опыт.
Рюкзак освободился на треть. В него он засунул тот заказ, который так и не довёз. Теперь нужно переодеться. Оглядевшись, он не решился раздеваться в вагоне до трусов, поэтому комбинезон надел поверх своей одежды. Благо было лето и надето на нём было немного. Переобулся, надел наколенники. На голову, вместо бейсболки - шлём, а в завершении нацепил фонарь. Окружающие с любопытством посматривали на его приготовления.
Один из тех, с кем он ходил по тоннелям, подошёл к нему.
- Ничего себе, экипировка! Откуда она у тебя?
- Собрался ехать в Сьяны, вот и захватил с собой.
- Да, тебе крупно повезло.
- Да нафик мне такое везение. Сиди тут в вагоне. Ребята, скорее всего, ждать не стали, уехали без меня.
- Значит, ты опытный спелеолог,- к их разговору прислушивались, находившиеся рядом пассажиры.
-Да куда там! Первый раз согласился. Видишь, новое всё.
- Ты собрался куда-то идти?
- Схожу, посмотрю тоннель, в который мы не ходили.
- Так, по нему другие прошлись. Ничего не нашли.
- Особо и не искали. Смотрели только гермоворота.
- А ты чего собираешься найти?
- Понятия не имею.
- Зачем тогда идёшь?
- Может, ничего и не найду. Сидеть здесь, тоже надоело.
- Тогда удачи тебе!
- Спасибо.
Борис подошёл к двери, аккуратно слез с вагона. Затем нацепил рюкзак. Включил фонарь и пошёл вдоль поезда к последнему вагону. Пассажиры с других вагонов с удивлением смотрели на него.
Такой реакции на его вид, он никак не ожидал. Пришлось успокаивать их и говорить, что он сам пассажир.
- Посмотрите на одежду. Разве у спасателей такая форма?
Они смотрели и соглашались. Действительно, когда в стране столько аварий и катастроф, то все смотрящие новости, знают, как выглядят настоящие спасатели. Дальше пошёл молча. Внимательно и не спеша осматривал стены с обеих сторон, верх тоннеля. Уже показались закрытые гермоворота, как Борис увидел слева, за кабелями маленькую решётчатую дверь. Он нагнулся и посмотрел внутрь. За дверью шёл коридор в полный рост и через десять метров поворачивал направо. Борис подергал решётку. Держится крепко, так как она закрыта на внутренний замок. Сама решётка сделана из толстой арматуры. Пилить её имеющейся у него маленькой ножовкой бесполезно.
Борис решил продолжить осмотр тоннеля. До самых ворот больше ничего интересного не обнаружил. Снял трубку телефона. Тишина. Постучал по рычагу, покричал в неё. Ещё раз проверил наличие сигнала на мобильном. Без изменений. Решил возвращаться к поезду. Проходя мимо решётки, ещё раз осмотрел её, теперь, более внимательно. Замок запирался вертикальным ключом. Можно попытаться открыть согнутым гвоздиком. Но вначале нужно этот гвоздик найти.
Борис стал осматривать бетонное основание. Ничего подходящего. Стал отходить дальше, пока не нашёл брус, закреплённый на стене тоннеля. В него был забит гвоздь. С помощью мультитула он его вытащил. Вернулся к решётке. Попробовал, входит ли гвоздь в замок, не толст ли. Всё нормально. Согнул примерно сантиметр и стал вращать его в разные стороны. Гвоздь цеплялся за что-то, но замок открываться не хотел.
Борис ещё раз осмотрел решётку. Потом обратил внимание на петли. Если попытаться снять её с петель, то можно пройти дальше. Выяснил, что снять с петель можно, только если её распахнуть. По-другому не даёт рама. Зазор, между рамой и дверью мал, для того чтобы её приподнять.
Значит, ничего не остаётся, как ковырять замок. Через полчаса нудного занятия, когда уже был готов забросить бесполезный гвоздь, гвоздь провернулся и внутри замка щёлкнуло. Борис обрадовался и потянул решётку. Она не открылась. Значит нужно сделать ещё один оборот. Высунув от усердия язык, он сосредоточенно крутил гвоздь внутри замка. Очень скоро таки удалось справиться с ним. Дверь открылась. Только не на себя, мешали кабеля, а внутрь.
Он задумался, что делать дальше. Возвращаться в поезд и звать людей? Всех или только тех, с кем "ходил в разведку"? Опять же, если у них нет фонаря, всё равно будут плестись сзади. Тем более, неизвестно, как далеко сможем пройти. Вдруг за углом такая дверь, что никакой гвоздик не поможет.
Борис поднялся, прикрыл за собой решётку и пошёл по проходу. Дошёл до поворота и повернул на право. Коридор через пять метров заканчивался, и начиналась лестница вверх. Поднявшись на двадцать ступенек, Он оказался на площадке. Прямо перед ним была массивная гермодверь. Закрывалась она рычагами. Сверху и снизу по одному, боковые на два. Вправо, поперёк тоннелей, тянулся длинный коридор.
Закрытая дверь, по предположению, была обходом гермоворот. Если её открыть, то можно пройти на ту часть тоннеля, который ведёт к Парку Культуры. Борис снова обдумывал, идти за попутчиками или нет. Путь дальше нашёл, замка не видно, значит откроется. Нет, нужно дальше посмотреть. Он взялся за рычаг со стороны петель. Поворачивались они с трудом, но справился. Когда все рычаги оказались в открытом положении, потянул дверь на себя. Не открывается. Тогда дёрнул сильнее, немного приоткрылась. Начал рывками дёргать дверь. Также, помалу, она открывалась. Значит, дверь давно не открывали и петли не смазывали. Наконец, дверь открылась настолько, что можно было пройти внутрь.
За дверью был маленький, метра два коридор, а потом снова такая же дверь. Значит, это шлюз. Борис снова взялся за рычаги. Эту дверь удалось открыть легче. За дверью всё было так, как и перед нею. Вниз вели ступеньки. Вправо коридор. Борис начал спускаться по ступенькам, как увидел, что на лестнице стоит вода. Глубину трудно было определить, но, больше половины ступенек было в воде. " Откуда столько воды? Хотя, Москва-река рядом, прорвало, где-то. Значит, тоннель затоплен. Но не весь, метра три. А какой диаметр тоннеля? Метров пять, не меньше. Значит, если затопило тоннель, то в вагонах люди выживут, тем более, можно и на диваны встать. Но многие умрут от переохлаждения, стоя по горло в воде. Хотя, могли открыть дверь и залезть на крышу. А дети? Нужно попасть в тоннель и убедиться. Придётся нырять. Чёрт, там ведь, наверняка, тоже решётка! Но как её открыть под водой? Значит, вылазка отменяется"
Борис с сожалением вернулся на площадку. Остаётся поперечный ход в соседний тоннель. Если и он затоплен, придётся возвращаться обратно и искать подобный ход в сторону Фрунзенской. На той стороне всё было в точности, как на этой. Поочерёдно повернул рычаги и открыл дверь. Подошёл к лестнице и посмотрел вниз. Там тоже стояла вода. Уровень примерно такой же. Пришлось возвращаться обратно, запирая за собой двери. Когда подошёл к решётке, его взгляд упал на бетонный выступ. Присмотрелся внимательней. Не поверил своим глазам. На выступе, как на полочке, лежал ключ. Быстро схватил ключ, вставил в замок и провернул. Замок щёлкнул раз, другой. Пощелкал туда-сюда. Без сомнений, ключ от этой решётки. Его или забыли или специально здесь держат. Попробовал, сможет ли достать его со стороны тоннеля. Просунул руку сквозь решётки и нащупал ключ. "Надо бы проверить во всех местах, может ключи тоже, там лежат", - решил он.
Борис решил возвратиться к поезду. Аварийные светильники едва горели. Пассажиры, едва завидев его, набрасывались с вопросами. Отвечал, что никакого выхода не нашёл, пока. Залез в свой вагон. К нему тут же подошли люди.
- Вернулся! Что видел? Есть выход?
Рассказал, что видел, ничего не утаивал. Когда закончил, повисла тишина. Потом посыпались вопросы:
- Что же произошло, откуда в метро вода?
- Значит, мы отсюда никогда не выберемся?
: Откуда вода, не знаю. Насчёт выбраться.... Буду искать ещё выход в другой стороне.
- А если и там вода, что тогда?
- Тогда и будем думать.
- Мы бы с тобой пошли, но какой от нас толк, без фонаря.
Передохнув, Борис пошёл к поперечному ходу, чтобы перейти в левый тоннель. Решётка нашлась сразу. Просунул руку, он стал шарить по стене, в поисках ключа. Уже отчаявшись, он, наконец, зацепил его, да так, что тот свалился вниз. Подобрал ключ и открыл решётку. Прошёл по похожему пути наверх. Первая дверь открылась хорошо. За ней была следующая дверь и проход в тоннель, в котором стоял их поезд. Поразмышляв, Борис стал открывать ближнюю гермодверь.
Ступеньки были сухие. Он обрадовался и спустился вниз и повернул к тоннелю. Привычная решётка, ключ тоже на месте. Выбравшись в тоннель, он огляделся. Посмотрел влево, на гермоворота. С этой стороны был электромотор, который закрыл их. Также был виден механизм, чтобы открывать и закрывать ворота вручную. Было ясно, что ему одному не справиться, нужно идти за мужиками. Но сначала надо проверить, свободен ли путь до станции.
Борис повернул налево и пошёл к Фрунзенской. Тоннель стал уходить вниз и тут вскоре появилась вода. Она пока была ниже контактного рельса. Но, так как тоннель продолжал спускаться, уровень воды поднимался. Когда она дошла до колена, Борис залез на контактный рельс и пошёл по нему. Но метров через сто остановился, вода стало ещё выше. Насколько он смог добить лучом ручного фонаря, везде была вода. На самом пределе луча, ему показалось, что он видит самый верх первого вагона поезда. Было похоже на фары.
Он вернулся назад. Решил проверить последний тоннель. В нём всё было такое же. Снова пошёл вниз, к станции. Появилась вода, потом тоже пришлось залезть на рельс. Когда вода и на этот раз поднялась до колена, он остановился. Направил луч вглубь тоннеля. Везде была вода. Справа, метров через пятьдесят, был какой-то чёрный провал. С того места, где стоял Борис, невозможно было подробно рассмотреть, что это такое. Пройти дальше, значит оказаться в воде по пояс. Это ему не хотелось категорически. С другой стороны, уходить, так и не найдя выхода из их ситуации, обидно. Тут он сообразил, как можно пройти и не намокнуть.
Он поставил ногу на один из кабелей, проложенных по стенам. Рукой ухватился за другой. И вот так, перебирая по кабелю, руками и ногами, он добрался до заинтересовавшего его места. Повернул за угол, он увидел, что это такой же тоннель, под острым углом отходящий от основного и понемногу "забирающий" влево. Долго раздумывать не стал, стал продвигаться по нему. Через пять минут, он увидел, как на противоположной стене тоннеля, какой-то ход со ступеньками. Махнул рукой на желание остаться сухим, шагнул в воду, предварительно держа одной рукой над головой рюкзак. Погрузился по грудь. Пересёк тоннель и стал подниматься по ступенькам. На площадке коридор повернул вправо и сразу уткнулся в дверь. Обычную фанерную. На ней, белой краской написано: СУ-148. Строительное управление, что ли? Потянул на себя и оказался в мужском туалете.
Его изумлению не было предела. Вот уж чего-чего, а в поисках выхода оказаться в сортире.... Рядом с входом была ещё одна дверь. Открыл её и увидел лестницу вниз. Воды не было. Спустился. В подвале стояли насосы, и было много труб, уходящих вверх. Скорее всего, это были фекальные насосы, а туалеты на случай войны, для укрывшихся в метро людей.
Тут Борис почувствовал, насколько он проголодался. Вернулся в тамбур и открыл рюкзак. Достал влажную салфетку и вытер руки. Разжёг спиртовку и поставил на неё кружку с водой. Пока она грелась, он съел две охотничьих колбаски с хлебом. Хлеб у него был вчерашний. Он раз в два дня менял хлеб в рюкзаке. Там была ещё пачка галет, но с хлебом лучше. Тут и вода вскипела. Попил чай со "сникерсом". Вот теперь, другое дело. Можно двигать дальше.
***
Форсировать тоннель снова не захотел. Да и какая разница, по какой стороне идти? Взобрался на кабеля и, перебирая руками и ногами, двинулся дальше. Уровень воды то понижался, вызывая временную радость, то повышался, огорчая. Несколько раз останавливался передохнуть. Почти через час, или полкилометра, появился ещё один туалет, СУ-149. Теперь он догадался, что может означать эта надпись. Наверное, санитарный узел. А цифра, показывает порядковый номер. Слез с кабелей и передохнул на твёрдой поверхности. Для интереса зашел в туалет и открыл кран. Полилась вода! Пробовать на вкус не стал из-за красноватого цвета и затхлого запаха. Но, если пропустить через фильтр, то пить можно.
С этого места тоннель снова раздваивался, отворачивал влево. Надо было определиться, куда идти дальше. Подумав, решил, что пойдёт по этой же стороне, что и шёл. Минут через десять продолжил движение. Тоннель неуклонно забирал влево. Также, неуклонно, стала подниматься вода. Приходилось залазить по кабелям всё выше, пока не стало, не за что держаться.
Борис остановился. Далеко рассмотреть тоннель не получалось из-за его кривизны. Придётся возвращаться. В этом месте переходить тоннель не получится, воды по шею. Он отправился в обратный путь. Вернувшись к туалетам, остановился, чтобы дать отдых ногам. Остаётся последний тоннель. Хотя и он может раздвоиться. "Интересно, что сейчас делают пассажиры моего поезда?" - подумал Борис. "Сидеть столько времени в темноте и безысходности, тяжело. Как в братской могиле".
Посмотрев на часы, он увидел, что после ухода с поезда прошло четыре часа. Нужно торопиться. Он форсировал тоннель, привычно залез на кабеля и пошёл в левую сторону. Еще не начался этот новый тоннель, как кабеля круто пошли вверх. Выяснилось, что они огибают большой проём, забранный решёткой. Правда, сама решётка была сильно погнута, а дверь вырвана. Табличка сверху решётчатой двери гласила, что это ВШ-134. Вентшахта, значит. "А ведь это путь наверх!"- обрадовался Борис.
Он слез с кабелей и оказался по грудь воде. У самой решётки была какая-то ступенька, на которую он встал, и вода доходила только по пояс. Захватив рюкзак, вошёл внутрь.
Прямо от порога начинались ступеньки круто вверх. Воды уже не было, но кругом лежал слой жидкой грязи. "Непонятно, откуда ей взяться. Значит, уровень воды был выше. Но в санузлах нет никакой грязи. Выходит, вода в тоннели попала сверху, поэтому гермоворота и закрыты. Но станции затоплены. Сухой осталась только середина перегона. Откачивающие насосы тоже под водой, теперь они воду уже откачать не смогут. Тогда этим займётся МЧС. Да они уже, наверное, уже выкачали всю, пока я здесь брожу", - размышлял Борис, осматривая помещение.
В конце коридора, метров через десять, в стене была привычная дверь с запорами. Справа, вертикальные жалюзи, они были открыты и сорваны с нижних креплений. Открыв поочерёдно двери шлюза, Борис оказался в коридоре, поворачивающем вправо. Метров через двадцать, огромный вентилятор с погнутыми лопастями. За стеной тоннель снова поворачивал, на этот раз влево. В его конце была сама шахта. Лестница уцелела, но повреждений хватало. Перила кое-где отсутствовали, остальные погнуты. Лестничные марши были на месте, но тоже покрыты грязью.
Похоже, остался последний рывок. Борис подкрепился шоколадкой, съел горсть сухофруктов, запил водой и начал подъём. Главной опасностью было не поскользнуться на тех участках, где не было перил. Одолев с десяток пролетов, он оказался на последней площадке, в венткиоске шестигранной формы. Дверь прогнулась, но устояла. Воздухозаборники, в виде горизонтальных полос, на гранях сооружения, были вогнуты внутрь, некоторые отсутствовали.
Борис выломал одну такую пластину, которая едва держалась одним краем. Воспользовавшись ею, как монтировкой, он отжал дверь и вышел наружу. Оказался во дворе старого пятиэтажного кирпичного дома. Две стороны двора были забором парка. Вдоль длинной стороны были капитальные гаражные боксы. А вдоль короткой, наверное, металлические. Потому, что они там были свалены в кучу, вместе с автомобилями. Дом, до четвёртого этажа был в грязи, без окон. Окон, правда, не было и на пятом.
Необходимо было узнать, что произошло. Но ни одного человека, ни одной машины не было. Борис выше со двора. На другой стороне улицы стояли кирпичные девятиэтажки, тоже без стёкол в закрытых рамах. Но там, где рамы были открыты, стёкла сохранились. На стене краской написано: Оболенский пер. 5. Значит, Парк Культуры недалеко. Он огляделся по сторонам. Никого. И даже авто не едут. Тут он увидел, как на балконе шестого этажа показалась пожилая женщина.
- Эй! Можно вас на минутку! - Женщина подошла к ограждению и завертела головой. Увидев его в снаряжении, она удивилась ещё больше.
- Ты меня звал?
- Да, это я. Хочу узнать, что здесь произошло.
- Ты что, с Луны свалился?
- Нет, наоборот. С метро вылез. Вон там, - и Борис показал рукой назад на венткиоск.
- Как же ты уцелел один?
- Почему один? Нас там целый состав стоит между Парком Культуры и Фрунзенской. С обеих сторон закрыты ворота и нам ни как, не выбраться. Везде затоплено. Вот только сейчас сюда вылез. Так, что всё-таки случилось? Откуда столько воды?
- Война началась. Взорвали водохранилища и затопили Москву. Очень много, говорят, народу погибло. В области много чего посмывало.
- Почему тогда окна на большой высоте выбиты, бомбили?
- Рядом Генштаб, вот и туда ракетами стреляли и в центр много летело. Я как раз бельё вешала и видела.
- Так, значит, и ядерные бомбы бросали?
- Никто не говорил, что такое в Москве было. За городом, говорят, что куда-то бросили. А больше узнать нечего, света нет.
- А вы откуда про всё знаете?
- Я по мобильнику слушала радио. Две станции всего работали.
- Сейчас уже не работают?
- Не знаю, батарея разрядилась.
Борис вынул свой мобильный. Половина заряда ещё оставалось. Включил и стал искать работающие станции. Тишина, нет ни одной. Ему бы приёмник на средних или коротких волнах, а эти FM станции никуда не годны. Аккумуляторы на передатчиках разрядились, а генераторов не имеют. Попробовал позвонить спасателям, но сети не было.
- Не работают радиостанции, - сказал он женщине, которая с нетерпением ожидала от него вестей. - Почему машин не видать, вода ведь ушла?
- Так улицы завалены всем, чем попало, не проехать. А там, где повыше и вода не достала, проехать можно. Но творится такое, просто ужас!
- Что там такое творится?
- Грабят всё подряд, дерутся. Эвакуируются много, а выехать трудно.
- Вы, почему не уезжаете?
- Жду, когда муж приедет. С утра уехал на работу.
- Ладно, я пойду обратно, нужно сказать тем, кто в поезде, что можно выбраться здесь. Мне бы фонарики купить где, а то нет ни у кого, а там очень темно.
- Здесь ты ничего не купишь, все магазины затопило, да и не было рядом ничего. Это на Комсомольском были магазины.
Борис пошёл обратно. Остановился у автомобилей, сваленных в углу. Стёкла у некоторых были выбиты, сами они помяты. Он заглянул в ближайшую машину. Это была Пежо 308. Там сидела привязанная ремнями молодая женщина. Мёртвая. В другой машине, в Шкоде, никого не было. Он открыл бардачок. Среди всякого хлама, нашёл фонарик. Включил. Свет загорелся. В ещё двух в салоне было пусто, но в багажнике было по большому фонарю. Зашёл в соседний двор. Там не было ни одного авто. В гаражные боксы не стал соваться, да и нечем открыть ворота. Засунул фонари в рюкзак и стал спускаться обратно в шахту.
Внизу почти без изменений. Возможно, показалось, но воды стало сантиметров на десять меньше. Вода тогда доходила до первой ступеньки. А сейчас она на уровне порога. Тут он увидел, как справа по воде пробежался широкий и яркий луч света. Его фонарь светил в это время под ноги. Первым порывом было броситься навстречу людям. Но, вспомнив, что началась война, он повернул голову в сторону и выключил фонарь. Осторожно выглянув, он посмотрел в тоннель. Справа двигались в его сторону два человека, судя по двум лучам от сильных фонарей. Всё ближе и ближе. Опасаясь, что они идут в венткамеру, Борис отступил вглубь и спрятался за сломанными жалюзями. Остановившись, не заходя внутрь, они осветили помещение, и пошли дальше. Подошли к развилке и остановились.
- И где мы должны искать этих мудаков?
- Сказали же, что в тоннеле.
- Да понятно, что не на улице. Ты же видишь, всё затоплено. В какую сторону идти? На Кольцевую или Сокольническую?
- Понятие не имею. Знать бы, что с ними, утопли или дезертировали.
- Если утонули, то, как их найдёшь, если смылись, тем более.
- Как они могли отсюда сбежать? Гермы то закрыты.
- А вентшахта, чем не выход?
- Говорят, наверху ещё хуже, чем здесь.
- Какая разница, хуже - лучше, нам то, что делать? Тут роту надо на поиски пустить. Как-никак, пропали часовые.
- Так, сколько часов прошло, почему только сейчас чухнулись?
- А я, почём знаю? Не до них, наверное, было, когда руководство страны со всеми губернаторами на атомы распылили.
- Короче, что делать будем?
- Скажем, что утонули, и их унесло течением на Кольцевую линию. Всё равно, никто проверять не будет.
- Ладно, возвращаемся. Хорошо, что больше часовых в тоннеле ставить не будут. Не от утопленников же, охранять. А за пару дней, когда восстановят сигналку, тогда вообще, проблем не будет.
- С вентшахтой, как быть?
- Взорвём. Завтра же, или сегодня ночью, когда спецы появятся.