Пирус Анна Сергеевна : другие произведения.

Сериалы подсознания

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Незнакомый город... нет, не с многоэтажками, парками, трассами и машинами на них, а со строеньицами, слепленными из глины, обожженными солнцем и возле которых нет деревьев. И я мечусь в узких улочках этого чужого мне города, и не помню, как попала в него, не знаю, как покинуть? И снова - тёмный, сумеречный город... предгрозовой? предзакатный?.. с домами из почти чёрного дерева, меж которыми лентами - бесконечно крутые деревянные лестницы и я - на одной из них... и вижу там, внизу проносящиеся красные огни машин, поездов... спешу туда, на вокзал... но как пройти к нему?.. спросить не у кого... пусто... и даже в ушах густая, вязкая тишина. Наука сомнология различает несколько видов снов (летаргический, наркотический и др.), а еще нормальный физиологический сон, и в моих, нормальных, неизменно повторяется тема поиска какого-либо выхода. Что это значит? Есть ли то продолжение лейтмотива реальности или нечто, до чего мне так и не докопаться?..

  Незнакомый город... нет, не с многоэтажками, парками, трассами и машинами на них, а со строеньицами, слепленными из глины, обожженными солнцем и возле которых нет деревьев.
  И я мечусь в узких улочках этого чужого мне города, и не помню, как попала в него, не знаю, как покинуть?
  
  И снова - тёмный, сумеречный город... предгрозовой? предзакатный?.. с домами из почти чёрного дерева, меж которыми лентами - бесконечно крутые деревянные лестницы и я - на одной из них... и вижу там, внизу проносящиеся красные огни машин, поездов... спешу туда, на вокзал... но как пройти к нему?.. спросить не у кого... пусто... и даже в ушах густая, вязкая тишина.
  
  Наука сомнология различает несколько видов снов (летаргический, наркотический и др.), а еще нормальный физиологический сон, и в моих, нормальных, неизменно повторяется тема поиска какого-либо выхода. Что это значит? Есть ли то продолжение лейтмотива реальности или нечто, до чего мне так и не докопаться?
  
  Чужой город с припавшими к земле строеньицами... а, вернее, какими-то гнездовыми поселениями, а над ними - совершенно черное небо... бархатно-черное небо и под ним - сумерки, но не земные предзакатные, а тягучие, тревожащие, - зловещие... для меня зловещие, а для тех, кого вижу, - привычные, потому что и разговаривают между собой с улыбками, и даже смеются, но когда подхожу к ним, чтобы спросить как пройти к автовокзалу, то, хотя и замолкают, но смотрят мимо меня... словно не слышат и не видят... и тогда с надеждой самой отыскать автовокзал, снова спускаюсь по тропкам... но уже поднимаюсь на возвышенность, чтобы увидеть знакомые силуэты города, из которого зачем-то ушла и попала в этот, совсем неземной!.. но так и не вижу привычного абриса строений, а только до горизонта, под черным небом, при слабом мрачном освещении всё те же, прижатые к земле гнёзда-строеньица с чуть освещенными оконцами и несколько прорвавшихся меж них, огромных охристо-красных особняков, возле которых суетятся люди, - словно у них праздник, - а я в отчаянии!.. и опять по тропинке - вниз, вниз...
  
  "Жизнь и сновидения - страницы одной и той же книги" писал философ Артур Шопенгауэр.
  И действительно, под воздействием снов можно находиться часами, ибо зачастую они переплетаются с явью, образуя сбившуюся нить, которую иногда хочется распутать, отделив сущность от картин и явлений сна, но почти всегда встает вопрос: а стоит ли это делать? Может, надо принимать их как некое развлечение, подброшенное отдыхающим мозгом?
  
  Еду в поезде, а по проходу вагона туда-сюда ходит мужчина, мимо меня мелькает его расстегнутый пиджак, выбившаяся из брюк светлая рубаха и я знаю, что нравлюсь ему, но мне тревожно от этого, неспокойно: ведь может вот-вот подойди, а я не хочу этого, не хочу! Но уже подходит, наклоняется, шепчет: берите, мол, свои вещи и спрыгивайте с поезда на ходу, а то вагон скоро полетит под откос. Что делать? И хватаю сумку с какими-то вещичками, бегу в тамбур, но... Уже я на незнакомом вокзале... но вокзал ли это?.. покосившееся низкое строение и ворота слеплены из старых рекламных щитов, досок, решеток... надо непременно уехать отсюда, но где купить билет?.. ведь не вижу ни кассы, ни людей... и подхожу к какому-то маленькому сарайчику, что перед воротами... может там?.. но в нём - никого... а, впрочем, вот женщина в темном длинном пальто тряпкой что-то стирает с печки... и спрашиваю её: где, мол, касса?.. а она молча разводит руками, кивая на мужика в таком же пальто. Я - к нему, а он тоже молча машет рукой: пойдём, мол... и выходим на улицу... и уже я - вроде как у кассы, потому что передо мной плечи, спины людей и через них тянусь к тому мужику, который уже - за стеклом, а он отрезает кусок от какого-то брикета и протягивает мне... Такой билет?.. но беру... а он говорит, что за него надо платить пятьсот рублей. Роюсь в своём пакете и не нахожу денег... да нет, должны быть, должны!.. но - ни рубля!.. и с отчаянием взглядываю на мужика... и с отчаянием опять - в пакет!.. но всё же нахожу пятисотку и еще пятьдесят и протягиваю ему, но он мне пятьдесят - назад, а я машу рукой: да ладно, берите!.. И уже я - на чуть освещенной тоскливой улице с убогими витринами, серыми товарами в них и редкими прохожими... спрашиваю кого-то невидимого: как пройти к центру?.. и только слышу, что это, мол, и есть центральная улица... а мне томно на этой центральной, неуютно... Но всё же - вокзал! И через покосившиеся воротца с потёртыми рекламными щитами вижу ржавые рельсы и паровоз, который уже - в облаке белого пара... Значит, всё же уеду!
  
  После таких, похожих снов, чтобы отмахнуться от них, обычно убеждаю себя, что они - сбой моей мозговой "программы", которая на ночь отключается, но не вся, - какие-то "файлы" продолжают открываться, перепутываться, вот и получается что-то вроде очередного сериала подсознания. И всё же иногда думается: а, может, мозг, выхватывая из рутины дней нечто важное, возле чего когда-то прошла мимо, во сне намёком пытается подтолкнуть к тем, ушедшим событиям, чтобы искала в них ответы на вопросы жизни?
  
  Я - в осеннем поле с оголёнными квадратами земли недавно убранного урожая, и эти блекло-серые квадраты тянутся до горизонта, но там, где стою, пучки вывороченной земли, травы, соломы, ботвы... и я знаю, что где-то здесь, рядом, шастают какие-то животные... свиньи?.. копаясь и выискивая пищу, и мне хорошо оттого, что наконец-то они нашли себе немного корма... но знаю и то, что уже уходят отсюда дальше, и мне почему-то надо идти за ними, дабы убедиться, что где-то там тоже найдут пищу... И иду, иду по ботве, траве, спотыкаясь... ведь устала, присесть бы!.. но тут вдали, прямо среди поля, вижу что-то вроде вокзала. Идти к нему?.. И уже - рядом... а он - на сваях и платформе, выстланной досками, и посреди - большая высокая клумба, и цветы растут не только на ней, но и по бокам... мелкие яркие цветки, а вокруг ходят люди... не сельские, городские, и рядом на рельсах стоит состав... хотя и не вижу его, но знаю, что все вот-вот уедут на нём. Может, и мне с ними? Но куда, куда поедет поезд? Да еще непременно надо узнать, что те животные снова найдут себе пищу... может, вон за тем лесочком, который темной полоской - вдали? И спускаюсь по ступеньках с платформы, чтобы идти к тому самому лесочку...
  
  У мистиков есть предположение: наше сознание во сне из привычной реальности перемещается в другой, таинственный мир, мы получаем неожиданную возможность жить одновременно в материальном и астральном мирах, от каждого получать нужные знания, наполняться космической мудростью и именно из сновидений можем почерпнуть ответы на многие вопросы. Но так ли это, и стоит ли толковать сны, чтобы искать в них некие решения проблем реальности? Ну что, к примеру, может подсказать мне вот такой сон?
  
  Нет, это не наша квартира, но за окном, под штормовым ветром, клонится, мечется зеленая верхушка ивы, которая растет напротив нашего дома. И сжимаюсь: сейчас её сломает ветер, сейчас рухнет!.. Но уже я - на улице среди снежных сугробов, которые выше меня. Как же подойти к дому, который там, вот за этим сугробом?.. И иду, иду вдоль него, но вдруг - словно ворота. Кто их прорыл? И вхожу... а там, в полусумраке двора множество празднично одетых мужчин и женщин, и все они устремляются ко мне... только меня ждали?.. и уже входят в дом... чужой для меня дом, но почему-то я живу в нём... и передо мной начинают мелькать спины, плечи, головы гостей, а я смотрю на них и думаю: но я же не приглашала их... а раз пришли, надо угощать, но чем?.. у меня же ничего нет к празднику, я не думала о нём, но вот сейчас знаю, что гостей ровно тысяча двести, и пришли они отмечать какой-то юбилей. Что делать? И тут вижу мужчину, который сидит на подоконнике и на нём светло-бежевый полушубок... почему?.. ведь все одеты празднично?.. но подхожу к нему и спрашиваю: может, купить тысячу двести бутылок пива и головку сыра?.. пусть отрезают от неё и запивают пивом... Но он ухмыляется, пожимает плечами и, не отвечая, отворачивается и смотрит во двор. И опять я: ну что же делать? Ведь если и поеду за пивом и сыром, то как смогу привезти всё одна? Может, его попросить?.. Но мужчины в полушубке уже нет.
  
  Конечно, такой сон - насмешливый каламбур мозга, очередной его фильм. Но верю, что бывают, бывают некие импульсы-полусны, когда вдруг ночью просыпаешься и отчетливо вспыхивает ответ на вопрос, который мучил днём и, наверное, не напрасно пишут, как Менделеев во сне увидел периодическую таблицу, Карл Гаусс - закон индукции, Нильс Бор - модель атома, а сын Данте от умершего отца получил подсказку, где хранится утерянная глава текста "Божественной комедии". И это подтверждает, что сон не только отдых, но и работа подсознания, направленная на переработку информации о том, что более всего мучит в реальности. И как пример - вот этот мой сон, в котором размытые, расплывчатые образы помогли мне соткать "ткань" очередного рассказа.
  
  Уже почти сумерки, а я - на незнакомом базаре. И сумерки не наши земные, а чужие, давящие и вокруг суетятся люди... но бесплотные, только тени их, тени... и я не удивляюсь этому, будто так и должно быть, так и надо... и уже выхожу через ворота на пустынную улицу... но почему-то возвращаюсь, а базар уже безлюден, да и сумерки сгустились... и снова возвращаюсь, иду к воротам, но через какую-то палатку, в которой у прилавка еще застыли несколько теней... хотят купить смородины?.. которая красной россыпью - у них под ногами, но я не удивляюсь этому, прохожу мимо... и сразу - чужой город, но с теми же давящими сумерками... и со мной совсем маленький голый мальчик, идущий впереди, а я иду за ним туда, куда - он... словно пасу его и знаю, что ищет в этом городе какого-то Стива, который непременно должен его искупать. И уже поднимаемся с ним на возвышенность, с которой вижу ряд особняков белых, странных, но красивых, а вон там - приплюснутые к земле строеньица из глины. И снова иду, иду за мальчиком послушно, не сопротивляясь, но вот - что-то вроде крылечка и на нём - Некто... не вижу его, а только знаю, что он здесь... и рядом с ним - таз с водой... и руки берут мальчика, опускают в воду, а я вздыхаю с облегчением, - всё, мол, наконец-то!..
  
  Мама рассказывала о таком обычае: перед постройкой новой избы, хозяин уходил ночевать на то место, где хотел строиться, срубал там дерево, рядом с пнём расстилал тулуп, на него клал трубку и огниво, и вот если ему приснится, что родной умерший человек сидел на пне и курил трубку, то это значило: место выбрано правильно. Снились ли такие вещие сны моим предкам? Не знаю. Но достаточно и того, что они просто верили, - может, эта вера делала их жизнь духовно богаче моей хотя бы потому, что я отношусь к снам гораздо трезвее и этим обедняю себя.
  
  Какие толстые, яркие стволы деревьев! Тёмно-оранжевые, красные... сосны? И трава-то под ними почти оранжевая... но почему я здесь и одна?.. ведь совсем рядом - стая волков и вот-вот должны напасть! Мечусь меж этих толстых стволов: ага, вот так пригнусь, если... нет, тогда не смогу видеть их... за дерево?.. спиной к нему?.. А волки уже рядом, - слышу! - но как, как стать? Лицом ли к ним, спиной?.. но тогда не увижу откуда они? И отчаяние...
  В низких темных коридорах нас пятеро... и кто они, те, кто рядом?.. но знаю: нас ведут расстреливать. Нет, пока не вижу палачей, но там, за стеной слышу будничный говор... и уже подводят к какому-то чуланчику тесному... и уже мы - в нём, а те, что привели, суют нам в руки клетчатые пледы и те, что шли рядом со мной, уже лезут на полки чуланчика, сворачиваются калачиком... зачем?.. укрываются пледами ... зачем?.. ведь так могут только ранить и тогда надо будет долго мучиться, прежде чем... Нет, лучше - сразу! И, словно прикрывая всех, становлюсь перед полками спиной к тем, кто сейчас войдёт, чтобы...
  
  Подобные сны темны, мрачны и, проснувшись, от них не так-то легко избавиться. Но бывают и светлые, наполненные такой радостью, что в них хочется проснуться, и зачастую они вне нашего сознательного восприятия, ибо показывают или слишком отдалённые от нас явления, которые трудно объяснить, или фантазийные, в которых отражаются иллюзии, мечты и о которых можно сказать словами Библии: "... видевшие его скажут: где он? Как сон, улетит, и не найдут его; и, как ночное видение, исчезнет. Глаз, видевший его, больше не увидит его, и уже не усмотрит его место его."
  
  Я - в поле. Ещё грязными клочьями мается снег, но полянами - трава зеленая-зеленая, яркая-яркая! Лежу на ней, вдыхаю запахи её, земли и от этого - радость!
  Прямо на снегу, - глубоком!.. пушистом!.. ослепительно белом! - собираю цветы... огромные розовые цветы... и их уже целый букет! Дивлюсь: на снегу - и такие?.. И снова - радость!
  В высокой траве резвится рыжая собака... спаниель?.. и носится в этой густой и стелящейся от ветра траве, как ветер, то и дело, подбегая к маленькому мальчику... и тот бросается к ней, виснет на шее, но тут же со смехом срывается, а пес, вроде бы испугавшись, бросается прочь, но с лаем возвращается и опять - игра, игра... и в этой игре такая радость неуёмная, светлая!.. что кажется, нет ей конца.
  
  Бодрствуя, человек тоже находится во власти иллюзий и, как пошутил Г. Малкин "Сны видят все, но не все в это время спят", так что образы "сновидений" реального мира и ночного мало чем отличаются, правда последние весьма хрупки и быстро тают. Однажды мне приснился странный сон, подобный тому, которые сомнологи называют кармическими, ибо они "отражают образы, связанные с нашими предыдущими воплощениями". Ведь в учении Будды сказано: "Все существа имеют свою Карму. Они наследники поступков и сыновья поступков."
  
  Вроде бы я... или не я?.. спускаюсь со склона и уже иду по лужайке с высокой разлапистой травой, под которой даже тропка едва видна, и трава эта расцвечена дивными, незнакомыми мне цветами, а там, за мостком через узкую речушку... знаю это!.. мое родное селение... или дом?.. а справа, на склоне растут крупнолистные деревья, которые тоже мне, теперешней, незнакомы, но не той, что проходит возле них, для той они родные... и она... или я?.. не вижу, но знаю: там, за этими деревьями стоят парни, которые смотрят на меня, и даже слышу их шепот: "Лаура идет, Лаура идет!". Будто видеть меня для них - восторг и счастье, которого ждали, и когда перехожу через мосток, то снова слышу... или она?.. "Как красива Лаура, как красива!"
  
  Не могу сказать, что я полный поклонник буддизма, но в то же время не отрицаю, что каждый из нас, как потомок далёких предков, несёт в себе не только генную память, но частицы их душ, и однажды частицы эти вспыхивают в нашем подсознании и, воплощаясь в фантазийные образы или преломляясь, одеваясь в современные "одежды", преображаются в яркие образы, которые если и не подсказывают нового, то хотя бы напоминают о тех, кто передал нам эстафету жизни.
  http://galinasafonova-pirus.ru
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"