Аннотация: Пояснения для тех, до кого сразу не дошло.
Надоело читать бредни о том, как дятловцы разграбили святилище манси, за что и поплатились жизнями. Да и пора выполнять данное когда-то обещание разоблачить мансийскую версию.
Поэтому краткие заметки о мансийской версии и "мансийцах".
Даже не о какой-то одной "мансийской" версии, а нескольких, в последнее время пытающихся ворваться в дятловедение (именно "дятловедение", никак не иначе, поскольку умное дело дятловедением не назовут).
Когда-то я опубликовала три очерка с этнографическим уклоном на тему "Манси убить не могли, или Чисто мансийское убийство". За что получила проклятия со стороны некоторых дятловедов. Не заметивших обещания доказать обратное, а именно "манси не убивали".
Поняла меня только православная "диаспора", порекомендовав для чтения мои работы миссионерам, работающим в среде малых народов Севера.
Остальные, даже не вдумавшись в материал, посчитали меня ярой ненавистницей народностей хантов и манси. Казалось бы, стал ли ненавистник уделять столько времени этому нелегкому труду чтения научной, этнографической, мемуарной современной и дореволюционной литературы о манси? Он бы накропал кратенько так на страницы две-три пасквиль об этих народностях, пригвоздив их к позорному столбу истории.
Я же собирала материал о жизни, обычаях, фольклоре и верованиях манси и хантов, с чем и поделилась с читателем, дав самому ему разобраться и в вопросе: манси могли убить или нет?
Правда, не удержалась от некоторой легкой интеллектуальной игры "найди улики", пройдясь кратким курсом анализа по содержимому карманов туристов и монетам у кедра. Думаю, читатели отметили факт: шаманы бумажные деньги не жалуют, только монеты. Поэтому почти все денежные средства в бумажных купюрах у погибших остались на местах.
Хочу еще раз напомнить всем, кто прочитал мои работы о манси и ничего в них не понял: мансийская версия не отвечает на узловые вопросы уголовного дела.
Мансийская версия отвечает только на один единственный вопрос: кто еще мог убить группу Игоря Дятлова?
В своих работах я понятно ответила: манси могли убить. Вот вам в доказательство цитаты из научной и мемуарной литературы, как перерождается тихий и миролюбивый манси и хант, когда дело заходит о религиозном культе его предков.
Но, сказав, "манси могли убить", я не сказала "убили манси". Потому что, занимаясь этой версией, увидела - не было у них мотива убить, несмотря на то, что туристы вторглись в священные для манси земли горы Холат Сяхыл и собирались на не менее когда-то священную землю Отортена.
Несмотря на языческие издевательства над жертвенными животными, манси не могли так жестоко расправиться с туристами только за то, что они прошлись по их священным землям. А расправа с дятловцами была именно жестокой. Напоминавший почерк непримиримых врагов советской власти. Природа или человек? На этот вопрос каждый дятловед имеет свой единственно правильный ответ, исходя из собственного опыта, знаний, критической направленности ума и логики связывать факты.
А я продолжу.
Издавна толпы туристов ходили по землям манси, хантов, ненцев, якутов и других народов Крайнего Севера и везде встречали гостеприимный прием и помощь.
До группы Дятлова по тем же самым местам в 1956 году прошлись две группы туристов: группа студентов МГУ под руководством Бориса Гудкова и группа студентов свердловского пединститута. Группа Гудкова на своем пути встречалась с "дикими" остяками из рода Бахтияровых, с манси из рода Анямовых и вышла живой и невредимой после такого общения. Даже совершили восхождение на гору Холат Сяхыл, где обнаружили священную жертвенную пирамиду с черепом медведя.
Свердловчане тоже не пропали, пройдясь по землям манси неделей раньше москвичей.
В то время, когда группа Игоря Дятлова подходила к горе Холат Сяхыл, группа студентов Ростовского пединститута под руководством Игоря Фоменко заблудилась в тайге и после недолгих мытарств вышла к стойбищу манси Бахтияровых, где была встречена (и провожена) по всем законам таежного мансийского гостеприимства.
Вот и спрашивается, чего ж ее не принесли в жертву, если добыча сама пришла охотникам в руки? Как следует из версии некой группировки неистовых "мансийцев" (в количестве двух с половиной человек), только группу Игоря Дятлова манси вели, вели и наконец привели на заклание. Почему именно их?
А у москвичей и ростовчан блондинок не было, Семен Семеныч!
Справедливости ради замечу, что не только "мансийцы" вели группу Дятлова на заклание. Дятловеды вообще кровожадные люди. По меньшей мере еще два известных дятловеда приговорили дятловцев к закланию путем разбрасывания группы с вертолета и стрельбы по ней ракетами и неопознанными летающими объектами.
Так плавно я перехожу к главному мотиву мансийской версии этой группировки под руководством некого Саши Ветра. Когда-то он начинал с убойного триллера "Вогулы!", многих, в том числе и меня, приведшего в восхищение. Но потом дело застопорилось, воз и ныне там, версия не подошла к своему логическому завершению, нагулявшись и обтрепавшись на дятловедческих тусовках, куда ее водил показывать, как медведя на цепочке, и навязывать каждому встречному дятловеду сам автор и его Ко. "Вогулы!" стали разбавляться ненужными и громоздкими, иногда совершенно непонятными для версии деталями, лишними персонажами с 41-го квартала и приписываемыми им злодеяниями. Версия разбухла, потеряла первоначальные очертания, динамику, логику и почти умерла под грузом нагроможденного на нее хлама. Смертельный удар ей нанес сам автор, разместив манси на ветках. С этого момента версию перестали уважать и начали откровенно над ней смеяться.
Спрашивается, как же так? Манси скакали с ветки на ветку, следя на всем протяжении маршрута за продвижением группы, целились из ружей прямо в объектив фотоаппаратов и позволили туристам подойти к их святилищам и разграбить их на глазах преследователей?!?
Да, да и увы мне увы, Иван Васильевич!
Сам же Ветер, пометавшись по закоулкам публикаций желтой прессы в поисках доказательств "манси замочили", утих удовлетворенный на рассказке некого товарища С-на, взятого полицией за жабры за незаконный оборот оружия и сочинившим для оправдания себя, дабы уйти от суда, многословный душесчипательный триллер о хождении за семь морей, за шестью тысячами тоннами мороженной рыбы. Да о том, как некий хант кормил его холодцом собственного приготовления (хорошо хоть не из костей погибших дятловцев!), отдал ему ружье, которым убил группу Дятлова и подарил щенка. Видимо, ханту показалось всего этого недостаточно и он открыл г-ну С-ну в виде бонуса страшную и Великую Уральскую тайну: дятловцы разграбили святилище хантов, унесли все, что было нажито непосильным трудом: три магнитофона, три подсигара, куртки замшевые три, золото-бриллианты и прочую мягкую рухлядь. За это злодеи ханты однажды ночью постучали в палатку воров забористым мухоморным дымком, разбудили и положили всю группу под снежные наддувы. Знай наших!
Я не говорю о том, какие еще неожиданные кульбиты совершает гений Ветра, метаясь от версии целенаправленного ритуального жертвоприношения к версии мести за разграбленную дятловцами пещеру ханта Али-Бабы, но останавливается он пока на Медвежьей свадьбе шамана и блондинки. Здесь вам не тут! Это вам не шампунь Хэд-энд-шоулдерс "три в одном", это версия Саши Ветра и Ко! Похоже, великие "мансийцы" до сих пор не понимают разницы между ритуальным убийством и убийством из мести. И более того, не понимают в чем заключается веселый праздник Медвежья свадьба.
Страшно даже представить, а вдруг завтра появится еще один свидетель грабежа святилища в пещере на Ушме или группу убьют якутские шаманы на арангасах коня (чьим поклонником является Саша), что тогда нас ожидает, развод шамана с блондинкой?