Питербуржский Александр : другие произведения.

Сочинение по посланиям

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Эсхатология в 1, 2 послания к Солунянам и Коринфянам Апостола Павла"


"Эсхатология в 1, 2 послания к Солунянам и Коринфянам Апостола Павла"

   План сочинения:
  
   1. Введение, значение речей и посланий апостола Павла.
   2.Эсхатология в 1 послании к коринфянам апостола Павла.
   3.Эсхатология в 1 послании к солунянам апостола Павла.
   4.Эсхатология во 2 послании к солунянам апостола Павла.
   5. Сравнение эсхатологии в посланиях и вывод.
  
  
   1. Введение, значение речей и посланий Апостола Павла.
  
   Святой Апостол Павел по происхождению был "иудянин, родившийся в Тарсе Киликийском" (Деян.22,3), римским гражданином с рождения (Деян.22,27-28). Он был образованным человеком, имеющим раввинистическое воспитание и эллинистическую культуру [1,204]. Он не только владел раввинистической богословской аргументацией, что не могло не вызывать уважения его соплеменников, но и свободно и с уважением разбирался в эллинистической культуре. Это уникальное сочетание качеств вероятно и послужило тому, что Господь назвал апостола Павла: "Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми" (Деян.9,15). Эта избранность апостола под руководством Духа Святаго (Деян.9,15) по промыслу Божию и дала такое расширение евангельской проповеди на языческий мир [2,59]. Святой Амфилохий в письме Селевку так сказал об апостоле Павла: "...сосуд избрания, проповедника и апостола языков, Павла, премудро написавшего четыренадесять посланий..." [3,493]. Как сказал сам апостол Павел: "Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невежам" (Рим.1,14).
   По своей важности послания и речи Апостола Павла справедливо именуются "вторым Евангелием" [2,187]. Послания Апостола Павла, после благодарения Богу, обычно делятся на две части - догматическую и нравственную [2,195] и содержат важное дополнение к евангельскому учению.
   Поэтому послания и речи апостола Павла достойны самого внимательного и усердного изучения. В этом сочинении будет предпринята попытка сравнения учения о последних временах и страшном суде в посланиях апостола Павла: 1 и 2 послание к Солунянам по сравнению с 1 посланием к Коринфянам.
  

2. Эсхатология в 1 послании к Коринфянам апостола Павла.

  
   В послании к Коринфянам апостол Павел указывает о необходимости быть готовыми к концу мира: "Я вам сказываю братие: время уже коротко, так - что имеющие жен должны быть, как не имеющие........и пользующиеся миром сем, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего" (1Кор.7,29-31). Если Солуняне ожидали конца мира со дня на день, то Коринфяне вероятно об этом стали забывать. Скоротечность нашей жизни и ожидание второго пришествия Христова должны побуждать к особому внутреннему настроению [2,217]. "А я хочу, чтоб вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу"(1Кор.7,32).
   Основное место в эсхатологических чаяниях в 1 послании к Коринфянам это 15 глава. Интересен аспект, с которого апостол Павел рассматривает последние времена и страшный суд. Апостол Павел получил сведения об отрицании воскресения мертвых [1,270]. "...некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?"(1Кор.15,12). Если подойти к этому ответу апостола Павла внимательней, то даже при простом прочтение этого места из послания (1Кор.15,12-36) нельзя не заметить и не прочувствовать великое возмущение апостола и горячность его ответа, и даже слова, которые он применял: "Станем есть и пить, ибо завтра умрем...не обманывайтесь...отрезвитесь...к стыду вашему скажу...безрассудный"(1Кор.15,32-36). И только к концу 15 главы его речь успокаивается и умиротворяется. Апостол Павел, зная слова Господа: "кто скажет "безумный", подлежит геенне огненной" (Мф.5,24), тем не менее, приравнивает отрицание всеобщего воскресения и воскресения Христа к безумию. Ибо такое отрицание является большим преступлением против Бога. Слова о воскресении, и о тщетности веры, если не было воскресения, у апостола повторяются - (Кор15,13-14) и (1Кор.15,16-17). Этот прием повтора указывает на важность учения о воскресении, которое является основополагающим и для веры в воскресение мертвых и для всех эсхатологических ожиданиях.
   Далее, со стиха 36 по 53 стих 15 главы апостол говорит об образе воскресения из мертвых. К этому апостола подвигает вопрос, поставленный в 35 стихе: "Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут"(1Кор.15,35).
   Эсхатологические ожидания апостола можно разбить на 3 части: какой силой воскресают тела (36-38 стих) стих, какой вид будет после воскресения (39-50 стих) и как будет происходить воскресение (51-53 стих) [2,226]. Апостол Павел четко описал последние времена в послании к Коринфянам, поэтому нет необходимости делать анализ. Можно кратко указать о том, что тело тленное и тело воскресения будут также различны, как семя, и растение, которое из него вырастает [2,271]. "Когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случиться, пшеничное или какое другое" (1Кор.15,37). Тело первого Адама было душевное, а тело воскресения будет по образу, данному во Христе [1,271]. "Так и написано: "первый человек Адам стал душою живущею"; а последний Адам есть дух Животворящ" (1Кор.15,45). Причем духовные тела будут различны в зависимости от нравственного развития [2,226]. "И как мы носили образ перстнаго, будем носить и образ небеснаго" (1Кор.15,49).
  
   3. Эсхатология в 1 послании к Солунянам апостола Павла.

   Апостол Павел в 1 послании к Солунянам писал об эсхатологических проблемах для утешения Солунян. В отличие от Коринфян, которые не заботились о подготовке к последним дням, Солунян заботила судьба умерших в будущем воскресении [1,255]. "Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды" (1Сол.4,13). В стихах с 14 по 17 4 главы эсхатология описано более кратко, чем в 1 послании к Коринфянам. Вполне возможно, что Солуняне правильнее воспринимали второе пришествие Христово, и проблема стояла только в вопросе об умерших [2,283] (хотя послание к Солунянам было написано раньше (в 53-54гг., а 1послание к Коринфянам в 58-59гг. [2,284;208])).
   Слова утешения, сказанные апостолом: "Потом и мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем"(1Сол.4,17), можно вполне понять в том плане, что оставшиеся к пришествию Господа живые будут в своих телах восхищены на небо.
   Но слова апостола Павла: "Потом и мы, оставшиеся в живых, вмести с ними восхищены будем на облаках в сретение Господне на воздухе, и так всегда с Господом будем" (1Сол.4,16), как и "Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменятся" (1Кор.15,51), не опровергают всеобщности закона смерти, а указывают на исключения, такие, как примеры Еноха и Илии [4,524]. В этом можно убедится на словах апостола Павла: "Как в Адаме все умирают, так и во Христе все оживут"(1Кор.15,22).
   Из слов апостола в (1Сол.4,16), (1Кор.15,51), и "мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся" (1Кор.15,53) понятно, что живые восхищены будут не в тленных телах, а получат тонкие, нетленные тела (2,288). Таким образом, слова "...кровь и плоть не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления"(1Кор.15,50) получают четкое логическое разрешение в словах: "Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему - облечься в бессмертие" (1Кор.15,53). Из этого можно увидеть, что апостол Павел уделял в послании к Солунянам больше внимания не точному описанию последних времен, а утешения Солунян, по его же словам: "Итак утешайте друг друга сими словами" (1Сол.4,18).
   С 1 по 11 стих 5 главы послания к Солунянам апостол Павел указывает на неожиданность и неотвратимость пришествия Господня, из чего вытекает призыв к бодрствованию, что отвечает напряженности эсхатологического напряжения [1,255]. Одна из главных опасностей ожидания - это беспечность [2,288]. "Ибо когда будут говорить "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба..." (1Сол.5,3).
   Возникает внутренняя связь со сказанными ранее апостолом Павлом предупреждением: "...чтобы как не искусил вас искуситель и не сделал тщетным труд наш" (1Сол.3,5). Эту и постоянную деятельность духов злобы можно отнести не только ко времени жизни, но и к ожиданию смерти и частного суда [4,536-537].
  

4. Эсхатология во 2 послании к солунянам апостола Павла.

  
   В начале послания апостол Павел хвалит веру и терпение Солунян [2,291]. "Так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами" (2Сол.1,4). С 5 по 10стих 1 главы апостол утешает Солунян воздаянием в эсхатологическом свершении [1,256].
   Во второй главе рассматривается главный вопрос во 2 послании - сроки второго пришествия Христова. Вероятно, причиной написание 2 послания стало смущение, вызванное первым посланием и кривотолками лжеучителей, из которого они сделали неправильные выводы [2,290]. "Не спешите колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как - бы нами (посланного), будто уже наступает день Христов" (2Сол.2,2). У Солунян было три источника смущения: ложные пророчества, устно передаваемые ложные слова и лжепослания, якобы от апостола Павла [2,291].
   Из этих слов апостола Павла понятно, что некоторые обольщались, что день Христов уже наступил. Действительно, некоторые толковали день Господень в виде духовного, невидимого пришествия Господня [1,256]. Это подтверждает указание апостола Павла к апостолу Тимофею: "И слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филлит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру." (2Тим.2,17-18).
   Хотя грех Солунян состоял уже в том, что они пытались определить день, который по заповеди Господа никому неизвестен, кроме Бога (Мф.25,13;24,36), и день второго пришествия Господня надо ждать постоянно [2,292].
   Но по своему человеколюбию апостол Павел указал Солунянам признаки второго пришествия Господня, причем это единственное указание на сроки в посланиях апостола Павла.
   Главный признак приближающего пришествия Христова, паруси, - приход отступления и открытие человека греха, сына погибели (2Сол.2,3). Время прихода отступления описано многократно: Мф.24,4-5; 11-15; 23-24; Лк.18,80; 1Тим4,1; 2Тим.3,1-8 и другие. Апостол Павел напоминает Солунянам: "Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это"(2Сол.2,5). Из этих слов можно понять, что учение об антихристе и последних временах входило в апостольское благовествование [2,295], и отвечало на эсхатологические ожидания христиан.
   Так же апостол дал четкие определения человека греха: "Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом и святынею, так - что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (1Сол.2,4), "Того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными" (1Сол.2,9). Даже не рассматривая подробно характеристику человека греха (так, как это выходит за рамки сочинения), по словам Св. Иоанна Златоуста это будет не сатана, но человек, который воспримет его силу [2,293]. Поэтому заблуждаются те, которые считают, что это сам сатана в призрачном обличии человека, воплотившийся от беззаконной дщери человеческой [2,293]. Но в итоге "...Господь Иисус убьет (его) духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего" (2Сол.2,8).
   "Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь" (Сол.2,7). Можно предположить, что под тайной беззакония апостол имеет в виду уловки и ухищрения сатаны, для поколебания и затмения в людях веры Христовой, а [2,298], а "удерживающим" сначала Святые отцы считали римскую власть, а потом царскую власть [2,296].
   Признак пришествия последних времен апостол указывает для предупреждения Солунян об ожидаемом искушении и отпадения от веры. "И со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так - что они будут верить лжи. Да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду" (2Сол.2,10-12). Но слова "пошлет им Бог" по словам блаж. Феофилакта надо понимать так: "сначала они отвергнут истину, и тогда оставил их Бог, и ложь овладела ими" [2,300].
  

5. Сравнение эсхатологии в посланиях и вывод.

   Послание к Коринфянам было вызвано нестроениями в Коринфской церкви. Послание апостола Павла исправляло то, что Коринфяне не ждали скорого пришествия Христова, и следствием была нравственная успокоенность, и многие нестроения: блужения и распри, тяжбы в языческих судах, беспорядки на вечерях любви, непокровение женщинами голов в церкви, и как наиболее страшное - неверие некоторых в воскресение мертвых [2,208]. Исправляя это неверие, апостол Павел переходит от воскресения Господня к воскресению мертвых, передавая слушателям необходимость напряженного ожидания второго пришествия Господня и готовности к нему. Не зря апостол Павел оставил это на конец послания, ибо только это непрерывное ожидание поможет исправить те нестроения, которые были в Коринфской церкви.
   Солунянам, в противоположность Коринфянам, была присуща большая напряженность эсхатологического ожидания, так - что им казалось, что второе пришествие Господне уже пришло, что видно из самих посланий к Солунянам. Апостол Павел ограничивает чрезмерную напряженность Солунян к ожиданию второго пришествия, и указывает на признаки второго пришествия, что бы они не обманывались. Апостол успокаивает Солунян, чтобы они не делали неправильных выводов из 1 послания и не смущались кривотолками лжеучителей [2,290].
   Апостол Павел в посланиях к Солунянам, не отклоняясь от истины, уделял много внимания любви и утешения последователям Христа. А в посланиях к Коринфянам прослеживается четкость формулировок для передачи Коринфянам истины о воскресении и эсхатологии.
   И хотя послания к Солунянам и Коринфянам писалось апостолом Павлом по насущным проблемам к абсолютно разным по восприятию и пониманию веры во Христа братьям, при разных подходах видно, что учение об эсхатологии в то время было уже четко выражено, и даже в этих двух посланиях есть внутреннее единство. И промыслом Божиим и действием Святаго Духа послания, написанные по насущным проблемам христиан первого века, проявляют единство и взаимодополняются в понимании нашими современниками эсхатологии. По словам Св. Афанасия Александрийского: "Сии суть источники спасения, да сущими в оных словесами жаждущий утолит жажду" [3,358].
   Литература:
      -- "Христос и первое христианское поколение" Епископ Кассиан (Безобразов) 4 изд. ПСТБИ; Русский путь 2001 г.
      -- "Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета" Архиепископ Аверкий (Таушев) ПСТБИ 2001 г.
      -- Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского" том 2, Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1996 г.
      -- "Православно-догматическое богословие" митрополит Московский и Коломенский Макарий. т. 2 Изд. Паломник 1999 г.
      -- "Полная симфония на канонические книги Священного Писания" Христианское общество "Библия для всех" Санкт-Петербург 2000 г.
  
  
  
   3
  
  
  
      --

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"