1 сентября родители купили Андрейке наручные часы. "Теперь ты не будешь опаздывать в школу", - сказал отец, вручая сыну подарок.
Это были первые Андрейкины часы, и мальчик долго не мог налюбоваться ими. Такие часы выпускали специально для детей: маленькие, с разноцветными цифрами и стрелками, с забавной рожицей на циферблате.
Вот и сейчас, на уроке математики, Андрейка то и дело украдкой поглядывал на свои часы. До перемены оставалось ещё 22 минуты. Как это много! Только через 22 минуты сможет он поиграть с одноклассниками в школьном дворе. Ведь столько интересных игр есть на свете!
К счастью, время не стоит на месте. До конца урока оставалось уже 14 минут. Это тоже немало. Эх, если бы у Андрейки была машина времени!
Вот до звонка осталось 3 минуты, 2 минуты, 1 минута... Звонок!!!
* * *
Перемена пролетела так весело и быстро, что Андрейка ни разу не успел посмотреть на свои часы.
* * *
Второй урок пролетел в ожидании второй перемены. Третий урок пролетел в ожидании третьей перемены. Так же прошёл и последний урок.
* * *
Уроки закончились. Было ровно два часа дня. Кино в "Космосе" будет в половине четвёртого. Куда деть эти полтора часа? Идти домой делать уроки? Не успеет. Зачем начинать делать уроки, если всё равно до кино он не успеет их сделать? Погонять мяч с ребятами? Сегодня не с кем: у Серёжки простуда (он даже в школе не был), Васька на кружок пошёл, Генку родители с собой в гости забрали... Сашка? Он - очкарик, в футбол играть не умеет... Тоска! Скорей бы половина четвёртого!
Обо всём этом размышлял Андрейка, сидя на скамейке перед кинотеатром.
* * *
Прошло 20 минут тоскливого ожидания, когда на скамейку рядом с Андрейкой присел щуплый старичок, похожий на старика Хоттабыча.
- Ждём? - участливо спросил старичок.
- Ждём, - буркнул себе под нос Андрейка.
- Долго время тянется? - понимающе продолжал старик.
- Долго, - согласился Андрейка, - а что поделаешь?
- Да сделать всё можно. Было бы желание, - загадочно прищурился старичок.
- Ну, есть у меня желание, а что толку с этого желания? Всё равно ещё час ждать.
- А час - это много или мало? - не унимался старичок. И сам себе ответил:
- Впрочем, это у кого как. Ну, так как: хочешь поменьше скучать в своей жизни?
Андрейка только молча пожал плечами. Он решительно ничего не понимал. Вот ещё! Какой-то старикашка привязался! Чего ему надо?
- Ну так слушай, Андрейка. Ты уже почти взрослый, свои часы имеешь. Знай: с этой минуты твои часы - не простые. Всякий раз, когда тебе будет скучно, когда ты захочешь поскорее прожить час, день, неделю или больше, часы придут тебе на помощь. Стоит только очень захотеть. Ну, мне пора идти. Извини, спешу. Будь здоров!
Андрейка озадаченно смотрел на свои часы. Он даже не заметил, куда делся старик. Кто он? И откуда он узнал Андрейкино имя? Совсем как волшебник в сказке. Но волшебников не бывает, а сказки - выдумки. Это Андрейка знал точно. Старик или сумасшедший, или просто решил подшутить над Андрейкой.
Андрейка ещё долго размышлял бы о случившемся разговоре, но тут подошло время сеанса. Андрейка вскочил и побежал к кинотеатру.
* * *
Даже возвратившись домой, Андрейка не переставал думать о сегодняшнем разговоре с незнакомцем. Шутка ли! Ведь если бы всё-таки случилось чудо и его часы стали бы волшебными! Захотел - и урок закончился досрочно. Захотел - и четверть промелькнула незаметно... Но это всё - сказки для малышей!
Но!..
Что заставляет людей совершать великие открытия или, наоборот, делать большие глупости? Конечно же, любопытство.
Андрейка в течение минуты взвесил все "за" и "против", отыскал в отцовских инструментах маленькую отвёрточку и аккуратнейшим образом открыл заднюю крышку своих часов.
Андрейка когда-то видел, как папа ремонтировал свои часы, и уже знал, что внутри часов должно быть много зубчатых штуковин. Поэтому он очень удивился, увидав внутри своих часиков всего одно зубчатое колёсико. Одно-единственное, оно занимало весь корпус часов и вращалось так медленно, что нужно было очень долго присматриваться, чтобы заметить это вращение.
"Это потому, что часы детские, они так несложно устроены, - нашёл простое объяснение Андрейка. - Всего одна шестерёнка. Ничего волшебного. Во "взрослых" часах шестерёнок больше". И Андрейка, довольный таким простым выводом, закрыл крышку часов.
* * *
Старик всё-таки был или большим шутником, или сумасшедшим. Андрейка в этом ещё раз убедился на следующий день. Все пять уроков он смотрел на циферблат и шёпотом повторял: "Быстрее! Быстрее!", но уроки всё же тянулись ужасно долго. Определённо, старик соврал!
* * *
Наступили долгожданные летние каникулы. Хоть они и были долгожданными, но наступили всё-таки как-то незаметно. Андрейка окинул мысленным взором пройденный учебный год и отметил, что он был, вроде бы, короче, чем предыдущий.
В Андрейкиной голове мелькнула несерьёзная мысль: "А может, старик возле кинотеатра не шутил?" Но, как мы уже говорили, мысль эта была настолько несерьёзной, что Андрейка отогнал её прочь.
На всякий случай Андрейка нашёл отвёрточку и ещё раз снял крышку своих часов.
Под крышкой было всё то же одно-единственное зубчатое колёсико. И крутилось оно всё так же медленно. Хотя... Хотя сейчас вращение стало более заметным. А может быть, это просто Андрейке кажется, мерещится? Да, наверное, это просто обман зрения.
* * *
После этого Андрейка забыл о сумасбродном старичке очень надолго. Аж до выпускного вечера. Держа в руках аттестат, Андрейка задумался: как всё-таки быстро пролетели школьные годы! Нельзя сказать, что он этого совсем не желал. Кто же не хочет поскорее повзрослеть?! Но разве течение времени зависит от нашего желания? Только сумасшедший осмелится это утверждать!
Вот тут-то Андрейка и вспомнил о сумасшедшем старичке в парке перед кинотеатром. В каком же классе это было? Давно... А вроде бы - и не очень...
Придя домой, Андрейка (вернее, уже Андрей) первым делом пошёл на кухню и ножом открыл заднюю крышку своих часиков. Нет, он уже не носил их на руке. Ведь они были совсем детскими и несолидными. С седьмого класса у него уже были "взрослые" часы. А эти, первые, лежали на кухне, в шкатулке среди прочего хлама. Поэтому Андрейке не было их жалко и он открыл крышку ножом...
...Зубчатое колёсико вращалось заметно быстрее, чем тогда, в детстве. Андрейка ничего не понимал. Ведь эти часики, лежавшие в шкатулке среди пуговиц, не заводились уже несколько лет! Но тут же Андрею стало смешно. Какой же он наивный! Уже готов был поверить в вечный двигатель! А ведь объяснение этому факту совсем простое: крышка часов была открыта не очень аккуратно, большим кухонным ножом; вот нож-то и задел нечаянно механизм часов и заставил колёсико вращаться. Всё очень просто. Чтобы подтвердить свою догадку, Андрей решил всё тем же ножом остановить колёсико. Но (чёрт побери!) при этом больно и глубоко порезал палец. Ругаясь на чём свет стоит, Андрей схватил злополучные часы со всё ещё вращающимся колёсиком и со злостью швырнул их в мусоропровод. Примитивный механизм!
* * *
Прошло ещё шесть лет.
Студенческие годы пролетели ещё быстрее, чем школьные. Нет, оно, конечно, и неплохо: ведь нельзя же всю жизнь быть студентом! Конечно, не будет уже весёлых студенческих вечеринок, но зато не будет и бессонных ночей во время сессий, не будет кучи преподавателей с их дурацкими вопросами. Теперь он самостоятельный человек. А всё-таки немного жаль...
И почему-то вспомнился Андрею школьный выпускной вечер, который подошёл так же незаметно, как и институтский. Незаметно, хоть и желанно.
Вспомнились Андрею и его злополучные первые часы...
Андрей посмотрел на свои нынешние наручные часы. Это был новенький "Ориент". Почему-то у Андрея возникло непреодолимое желание заглянуть внутрь этих часов. Конечно же, там будет не одна примитивная шестерёнка. "Ориент" - это не детская игрушка!
С некоторыми трудностями Андрею удалось открыть крышку...
Там было всего одно зубчатое колёсико, которое вращалось очень быстро...
Андрей закончил физмат, он знал, что так не бывает. ТАКОГО просто не может быть. ТАКИХ часов не бывает. Может, это галлюцинации? Как это проверить?
Гениальная мысль всегда приходит неожиданно. Андрей схватил часы и выбежал на улицу.
Идти было недалеко.
Часовой мастер привычным движением открыл крышку "Ориента" и начал всматриваться в тонкий механизм. То же самое стал делать и Андрей, хотя для этого ему пришлось перегнуться через прилавок.
- Так что Вас беспокоит в Ваших часах, молодой человек? - поинтересовался мастер. - По-моему, ваши часы в порядке.
Но Андрей не слышал всего этого. Он заворожённо смотрел на содержимое своих часов: множество всевозможных пружинок, шестерёнок, винтиков и т.д., и т.п. Содержимое его часов было обычным, как и должно было быть. А где же это дурацкое зубчатое колёсико на весь корпус? Чертовщина какая-то!
Как во сне, добрался Андрей до своего дома.
Что сделали бы Вы на месте Андрея, придя домой? Вот именно. Именно так он и поступил. А именно: первой попавшейся под руку железякой открыл крышку своего "Ориента". Большое, на весь корпус, зубчатое колёсико очень быстро, бешено вращалось в одиночестве...
* * *
Вам хотелось бы оказаться в психиатрической больнице? Даже если бы Вы наверняка знали, что больны? То-то же!
Андрей ещё долго смотрел на колёсико, а затем перешёл к решительным действиям. Прежде всего, нужно дать голове отдых: убрать с глаз всё, что может напомнить о проклятой шестерёнке. Самое главное: избавиться от "Ориента". Жалко, конечно. Совсем новый ещё. Но здоровье дороже. И все часы, бывшие в квартире, полетели в мусоропровод. Завтра они будут заменены электронными: никаких шестерёнок!
* * *
И болезнь отступила. Андрей... Нет, уже Андрей Андреевич вошёл в свою обычную колею. Конечно, ни о каком душевном спокойствии на работе говорить не приходилось. Работа была нервной и напряжённой. Приходя с работы, Андрей Андреевич, что называется, "отрубался". Но ведь так было всего пять дней в неделю. Их надо было просто пережить. Зато в субботу и воскресенье можно было почитать, сходить в кино, посмотреть телевизор - в общем, отдохнуть. А там и отпуск скоро.
* * *
Может быть, старая болезнь никогда и не показала бы вновь свои зубы, если бы не один провоцирующий момент...
И понесло же Андрея Андреевича на десятилетие его институтского выпуска! Посидели, поговорили, повздыхали. Рассказали друг другу, кто чего успел сделать за эти десять лет.
Стал и Андрей Андреевич рассказывать. И вернулась к Андрею Андреевичу в голову старая бредовая навязчивая мысль: а почему так быстро летит время? Может, в этом действительно кто-то виноват?
А ночью Андрею Андреевичу было плохо. Приснился их институтский профессор-физик. Профессор стоял возле огромной турбины какой-то АЭС и читал лекцию о вращающих моментах, инерции, маховиках... А потом вдруг профессор превратился в того самого старичка из парка перед кинотеатром, злобно захихикал и исчез.
А затем приснилось кладбище... А может, и не кладбище... Длинные ряды постаментов с фамилиями, именами, отчествами, датами рождения и смерти... Но вместо крестов на постаментах - огромные тяжеленные свинцовые колёса-маховики... Одни крутятся быстрее, другие - медленнее... А некоторые вращаются так быстро, что просто страшно к ним подойти: раздавят в один миг! Кто их раскрутил и как?..
Утром Андрей Андреевич стал разбирать свои наручные электронные часы...
* * *
Тем же утром к подъезду Андрея Андреевича подкатила машина с надписью: "Судмедэкспертиза". Из подъезда вынесли на носилках тело, накрытое с лицом простынёй. Здесь же старичок-пенсионер с первого этажа рассказывал собравшимся зевакам, как его разбудил громкий стук над головой, как он поднялся на второй этаж, чтобы высказать своё негодование соседу сверху, как сосед не открывал на звонок, а вместо этого продолжал стучать, как дверь оказалась незапертой, как он обнаружил соседа лежащим посреди квартиры с дыркой в голове, как он сразу сообразил, что это молоток сорвался с рукоятки... Вот только зачем сосед с такой силой колотил молотком по своим наручным часам?..