Аннотация: Нашумевшая история с увольнением главного дирижера ТСО.
Сначала представлюсь. Пятов Илья Александрович. Простой слушатель, но, уверяю, слушатель внимательный. С разной интенсивностью посещал концерты Тихоокеанского симфонического оркестра с 1993 года. Был более чем на половине концертов ТСО, на которых дирижировал Михаил Аркадьев. Лично знаком с ним с сентября 2009 года. Присутствовал на многих его репетициях; хорошо зная основную часть репертуара и имея опыт работы звукооператором, слушал из зала звучание оркестра и сообщал свои наблюдения по поводу баланса громкостей различных групп инструментов. Выполнял работу звукооператора в отдельных концертах, в том числе во время исполнения Девятой симфонии Бетховена и его же "Победы Веллингтона при Виттории".
Высказываюсь по данному вопросу во-первых, потому что мне не все равно, что происходит вокруг, а во-вторых, потому что испытываю глубокую симпатию и уважение к Михаилу Аркадьеву. Считаю себя обязанным при написании данной статьи руководствоваться только первой из этих двух причин, вторую же оставить лишь поводом к действию, не влияющим на ход самого действия.
Точка зрения Михаила Аркадьева, многократно высказанная им в различных интервью, изложена достаточно обстоятельно и как минимум вызывает на открытое обсуждение. Мне хочется спросить всех: а вы можете себе представить, чтобы ответственные лица поручили "музыкальное угощение" к саммиту АТЭС автору статьи "Почему я не принимаю путинской России" (http://www.kasparov.ru/material.php?id=464866A6C1073)?
Естественно, прямые доказательства того, что Михаил Аркадьев был уволен за свою гражданскую позицию, искать бесполезно. Поэтому считаю, что ход данного дела должен строиться на рассмотрении официальной версии увольнения дирижера с целью ее проверки.
Объяснения администрации Приморской краевой филармонии в СМИ даны очень скупо, что, в совокупности с принципиальным отказом директора филармонии давать интервью, выглядит странно для государственного учреждения, особенно в ситуации, когда дело получило широкую общественную огласку. Основной источник - видеорепортаж с канала ПТР "Прощальная симфония Михаила Аркадьева" от 15.06.11 (http://ptr-vlad.ru/news/ptrnews/47624-proschalnaya-simfoniya-mihaila-arkadeva-v-tihookeanskom-simfonicheskom-orkestre-ocherednaya-smena-dirizhera-videoreportazh-oksany-danilyuk-i-viktorii-podlesnoy.html).
Кстати, это тот самый репортаж, который Аркадьев упоминает в своем интервью корреспонденту газеты "Дальневосточные ведомости" Валерии Федоренко (http://www.dvvedomosti.ru/news/people/?id=3242). Момент довольно любопытный, поэтому будет нелишне привести здесь сначала слова художественного руководителя филармонии Татьяны Сергеевой из данного репортажа, а затем комментарий Михаила Аркадьева:
"Мы предупредили, что контракт заканчивается такого-то числа, кажется, 25 июля. И мы просто обязаны объявить конкурс на замещение, как мы это делали в прошлом году".
"Мой уход обставлен невероятным количеством лжи. <...> Художественный руководитель филармонии Татьяна Сергеева сказала в эфире одного из местных телеканалов, что в прошлом году якобы был объявлен конкурс на главного дирижера".
Далее в том же видеорепортаже художественный руководитель филармонии говорит о причинах увольнения дирижера.
Первая из названных причин - "достаточно частые отъезды, гастроли, которые не связаны с Приморской филармонией" - оспаривается Михаилом Аркадьевым и, в конце концов, может быть проверена. Более того, Аркадьев выдвигает возражения против самой постановки такой претензии. По его словам "тут, кроме формальной стороны, есть и важные, так сказать содержательные моменты, которые должны быть прояснены, так как нюансы не всегда заметны внешнему наблюдателю. Дело в том, что сама претензия о частом отсутствии, пока даже вне зависимости от того, соответствует ли она действительности, довольно странная, и вызывает вопросы. И первый вопрос - идет ли речь о главном дирижере и художественном руководителе оркестра, или о просто дирижере, ведущим симфонические программы. Сама должность главного дирижера и худрука предполагает и даже обязывает ее носителя к частым отъездам, контактам, к работе по расширению связей оркестра. Более того, филармония должна оплачивать подобные поездки как творческие командировки главного дирижера. Так делается во всех симфонических оркестрах как в России, так и за рубежом. В этом отношении я оказался в ситуации крепостного дирижера, который сидит во Владивостоке 90% времени, а за 10% отсутствия не только получает нарекания от начальства, но даже и увольнение".
Вторая причина, высказанная в видеорепортаже, - "суета и неорганизованность в подготовке того или иного концерта" - также требует разъяснений. Сам Аркадьев настаивает, что "неорганизованность связана с плохим и непрофессиональным стилем администрирования дирекции", и приводит конкретные примеры такого рода стиля, в том числе манипуляции с репетиционным временем в концертном зале (http://wap.novayagazeta.ru/data/2011/075/32.html).
Еще одну причину художественный руководитель филармонии озвучила в эфире радиостанции "Эхо Москвы" 11.07.11 (http://www.echo.msk.ru/programs/razvorot-morning/792223-echo/): "нет перспективного концертного плана работы ТСО на новый концертный сезон 2011-2012; Михаил Александрович его не представил в указанные сроки". Возникает вопрос: почему Михаил Александрович вдруг так оплошал? Со слов Аркадьева ситуация выглядит несколько иначе: "они, не спросивши меня, за моей спиной, сделали следующий сезон, а потом инкриминировали мне, что я им его не подал". Так или иначе, самому дирижеру лично никаких претензий предъявлено не было. Более того, в приказе об увольнении (http://euro.snob.ru/i/indoc/user_6868/a7175f048489bf24120c6a8f78dfb87d.jpg) в качестве основания указано "заявление М. Аркадьева от <пробел>.07.2011", хотя никакого заявления он не писал. Указание такой причины является как минимум сомнительным с юридической точки зрения.
Среди музыкантов оркестра нет единодушного мнения по поводу дирижера. Единственные два коротких интервью находим все в той же передаче. Они диаметрально противоположны: от "за последние четыре года мы деградировали; это заслуга нашего художественного руководителя" до "это человек, которому доверяешь, и, выходя на сцену, ты понимаешь, что ты делаешь".
Я дополнительно опросил еще трех музыкантов оркестра (фамилии просили не называть). Далее перечислю те моменты, которые совпадают при сравнении всех трех разговоров.
Как сказали опрошенные, мнения в оркестре разделились с небольшим перевесом в сторону противников дирижера. Аркадьев относится к числу дирижеров-диктаторов. Он не допускает возражений, не сообразуется с теми исполнительскими трудностями, на которые указывают ему музыканты. С ним чисто по-человечески трудно общаться: он подавляет психологически. Отмечают также опоздания на репетиции, случавшиеся не один раз. (Справедливости ради, стоит отметить, что правилом являются также опоздания оркестрантов, постоянно объясняемые проблемами пробок на дорогах города. Это также задерживает начало репетиционного процесса, поскольку нет смысла репетировать неполным составом.)
Как дирижеру музыканты оркестра отдают Аркадьеву должное, добавляя, что тут есть свои сильные и слабые стороны (разбирать особенности дирижерской техники я не берусь). Следует также заметить, что все опрошенные сошлись на том, что мнение оркестра не было решающим в принятии администрацией филармонии решения об увольнении дирижера.
Сам Михаил Аркадьев считает, что "отношения между дирижером и оркестром - это не показатель; нормальные стандартные отношения между оркестром и дирижером - напряженные, потому что дирижер пытается вытащить из оркестра то, что оркестру не свойственно, если он настоящий дирижер". В подтверждение своих слов, Аркадьев ссылается на конкретные случаи из биографий известнейших дирижеров.
Симпатии публики, совершенно очевидно, на стороне маэстро. Ярким тому примером служит успех его прощального концерта, прошедшего при полном зале в пятницу в начале июля, когда все обычно стремятся на дачи (со слов Аркадьева, концертные сезоны в других российских филармониях закончились уже в мае). Публику покоряет особая харизма Аркадьева, его могучий темперамент, проникающий в саму музыку, которой он дирижирует. Думаю, во Владивостоке долго будут помнить его яркие программы и все, что сделал он для музыкальной жизни нашего города.
Добавлю ко всему сказанному свои личные впечатления.
За те восемнадцать лет, что я слушаю Тихоокеанский симфонический оркестр, самым слабым звеном в его звучании всегда была группа медных духовых, валторны в особенности. Важной причиной этого является отсутствие хороших инструментов. Следует понимать (особенно начинающим слушателям), что проблема "грязных", фальшивых или вовсе непрозвучавших нот меди, не лежит на совести дирижера. Она была у нас всегда: и до Аркадьева, и во время, и будет после. Правда, в последние дни появилась надежда, что оркестру все-таки выделят средства на приобретение новых инструментов. Если это случится, то это, несомненно, положительно скажется на его звучании.
Я помню то ощущение смутного времени, когда у оркестра за короткий период сменилось несколько главных дирижеров, прежде чем за пульт встал Михаил Аркадьев. Помню свое первое впечатление, когда я увидел Аркадьева в работе, и то положительное чувство, которое оставил во мне этот концерт (это был уже не первый концерт Аркадьева с ТСО). Я радовался и за наш оркестр, и за нас, слушателей, что всем нам, наконец-то, повезло, и что теперь симфоническая музыка в нашем городе в надежных руках. Это было за два года до моего знакомства с Михаилом Александровичем, поэтому в беспристрастности той моей первой оценки я не сомневаюсь.
Я не скажу, что за последние четыре года уровень оркестра заметно вырос, но уж точно не упал. Прогресс скорее в том, что стало больше интересных программ. Появились замечательные циклы: концерты Рахманинова, симфонии Бетховена. Оба цикла я посетил целиком, тогда как по отдельности некоторые из этих произведений меня бы не соблазнили, появись они на афише (отмечаю это как хороший организаторский момент). У нас стали чаще выступать приезжие исполнители. Чего стоит один только Академический Большой хор Российского государственного музыкального телерадиоцентра "Мастера хорового пения"!
Некоторые из дирижерских интерпретаций Аркадьева я отношу к числу своих любимых (не могу не упомянуть "Rex tremendae" из Реквиема Моцарта и Adagio для струнных Барбера). Никогда не забуду, как звучала под его управлением концовка Токкаты и фуги ре минор Баха в оркестровке Стоковского!
Есть слушатели и в том числе музыканты, которые считают, что изменения темпа при отсутствии на то авторских указаний недопустимы. Когда-то я считал так же, но посещая репетиции Аркадьева и каждый раз стараясь вникнуть в его замысел, постепенно пересмотрел свои убеждения. Теперь я готов выслушать и попытаться понять любую интерпретацию, прежде чем делать о ней заключение. Тем более что неавторские отклонения в темпах - это очень распространенное явление во всей мировой истории дирижирования. Как бы к ним не относились музыканты оркестра.
Аркадьев-пианист был для Владивостока отдельным, совершенно уникальным приобретением, о котором стоило бы написать подробней, если бы это не выходило за рамки заявленной темы.
В целом, для меня очевидно, что с уходом Михаила Аркадьева культурная жизнь Владивостока теряет больше, нежели он сам.
На тех репетициях Михаила Александровича, на которых я был, я не наблюдал ничего, в чем его можно было бы упрекнуть. На меня он производил впечатление человека знающего свое дело, но повторю, что судить собственно о дирижерской "кухне" я не берусь. Он действительно требует от музыкантов безоговорочного подчинения, иногда жестко, но я никогда не видел, чтобы в отношениях с кем-либо он проявил неуважение или вышел из себя.
Насчет человеческих качеств Михаила Александровича, которые я наблюдал в общении с ним, скажу, что он доброжелателен, интеллигентен, образован. Да, он несколько подавляет своим темпераментом. Его интересно слушать, но спорить с ним действительно тяжело. Зато у него явно есть чему поучиться.
По совокупности всех имеющихся у меня на данный момент материалов, я считаю, что Михаил Аркадьев был уволен за свою гражданскую позицию, присоединяю свой голос к числу тех, кто выступает в его защиту, и призываю общественность к открытому выяснению правомерности официальных причин его увольнения.