Аннотация: Конспект мыслей. В основном о вегетарианстве.
Илья Пятов
О ГЛАВНОМ
Вот главное, что я хочу сказать из того, что ношу в себе последние годы. Это немного.
Если честно взглянуть на жизнь, то самое безусловное, что в ней есть - это твоя боль. Физическая, прежде всего. Но если зациклиться на этом вопросе, то жизнь будет очень ограничена и в конце тебя все равно может ждать поражение. Если в своих интересах ты не замкнут на самом себе, то для тебя будет важна также и боль других. Ты захочешь сделать как можно больше для того, чтобы ее стало меньше. Хотя бы той боли, которую ты причиняешь другим. Как известно, мы уже по факту своего существования убиваем множество живых организмов живущих у нас в теле. Если по каким бы то ни было причинам ты не считаешь для себя приемлемым покончить с собой, как это делают некоторые джайны (я, например, чувствую, что Бог создавал меня не для этого, мне так кажется), то ты будешь искать иные пути, чтобы уменьшить страдания, которые ты причиняешь другим существам. Идея о том, что Бог создал этот мир в пользование человеку, мне глубоко чужда. Как и идея, что всеблагой Бог не мог создать других существ чувствующими боль так же, как и мы, потому что это было бы слишком жестоко. Я понимаю, что мне было бы слишком выгодно думать так, и поэтому я тем более должен быть осторожен с подобными проявлениями в своей душе антропоцентризма, а по сути - фашизма и эгоизма. Вера, использующая Бога, как прикрытие своей безответственности, ничем не лучше того атеизма, который использует отсутствие Бога для вседозволенности. Любовь ко всему сущему (а не только к людям) - это вообще не вопрос веры в Бога, это должно быть естественным свойством души. Должно быть в идеале, но в идеале, который стоит того, чтобы к нему стремиться. Первое, с чего следует начать, - это вегетарианство. По-хорошему, максимально строгое. Включая пересмотр критериев выбора одежды, бытовой химии и прочих благ цивилизации. По возможности, следует также отказаться от даров аптеки. Искать информацию, анализировать, думать, пересматривая все мелочи своей жизни и открывая для себя все новые преступления нашей цивилизации. Второе - насколько возможно сократить потребление продуктов питания, при производстве которых используются инсектициды (яды против насекомых, частный случай пестицидов). Никакому отдельно взятому живому существу не легче оттого, что их, таких существ, много, или оттого, что природа к ним и так жестока. И никакой ученый все равно со 100% гарантией не может знать, что они чувствуют. Это все только наши человеческие интерпретации. А раз нет 100% гарантии, то мы должны исходить из интересов этих существ, а не из наших собственных интересов, подобно тому, как мы применяем в отношении людей в судебной практике принцип презумпции невиновности. Предел, до которого мы можем жертвовать своими интересами и до какого биологического вида мы должны считаться с другими, ограничивается только нашими возможностями. Многие вегетарианские источники говорят о том, что сейчас площадь полей, засеянных под корм домашним животным, в десять раз больше, чем потребовалось бы для прокормления всех людей, если бы все они отказались от мяса. Когда начинаешь думать о значительности жизни и страдания любого существа, понимаешь, что смысл вегетарианства не столько в том, чтобы не убить корову, сколько в том, чтобы убить в десять раз меньше насекомых. И понимая это, ты уже никогда не позволишь себе осудить, хотя бы и мысленно, охотника, убивающего дикого оленя, зная, что сам причастен к убийству куда большего числа жизней. Спокойная совесть - болото, остановка в развитии. В идеале следует добывать себе пищу самому, стараясь при этом как можно меньше причинять вреда другим живым существам, в том числе и растениям. Например, копать землю руками (в рабочих перчатках), чтобы не резать червей металлическими инструментами. Компромиссный вариант - искать более этичные продукты питания. Экопродукты - это продукты, произведенные с использованием органических, то есть природных инсектицидов, но все равно инсектицидов - средств для убийства насекомых. Судя по различным источникам из интернета, относительно этичным продуктом является любая гречка, так как инсектициды при выращивании гречихи используются крайне редко. Похоже, то же можно сказать и про пшено (просо, - не путать с пшеницей). Кстати, при совместном употреблении этих двух круп (одновременно или в течение одного дня), в равном соотношении или с небольшим перевесом пшена, можно добиться более высокого показателя полноценности потребляемого белка (судя по таблицам содержания незаменимых аминокислот в продуктах). Кроме гречки и пшена я использую из покупных продуктов также имбирь (как дезинфектор и лекарство), морскую капусту (маленький листик сушеной морской капусты в неделю, в качестве источника йода), а также гендевит и глюконат кальция (либо пищевой мел). Самый неэтичный продукт в моем рационе - соевое масло (дешевый источник жиров, с более или менее неплохим соотношением омега-3 и омега-6). Подумываю от него отказаться, уже имея в прошлом опыт полугодового отсутствия жиров в рационе. Остальное - либо выращиваю (петрушка - дома, топинамбур - на даче (можно и просто за городом, так как он не требует ухода)), либо добываю собирательством (травы, ягоды и прочее).
Должен сказать, что моя диета довольно трудна для исполнения и не вполне соответствует официальным нормам здорового питания. Впрочем, еще меньше им соответствуют изредка попадающиеся в религиозной литературе диеты некоторых святых-аскетов или диета философа Николая Федорова, не говоря уже о литературных персонажах (которые могли иметь своих реальных прототипов): отец Ферапонт Достоевского и отец Сергий Толстого. В последние годы я убедился, что выражение "Святым Духом питаться" следует понимать буквально (в моем случае это выражение, кроме своего духовного смысла, в значительной степени связано с творческой активностью). Собственно, так, как описано выше, я питаюсь уже года полтора. До этого были еще три с половиной года различных вариаций на вегетарианскую, а потом веганскую диеты. Сейчас мне тридцать семь лет. Моя жизненная энергия в последние года три была заметно ниже, чем до экспериментов с питанием. Это касается не только физической, но и умственной деятельности. Мне трудно даются сверхусилия, я мало способен к "подвигам". Но это сознательный выбор: я знаю во имя чего я все это делаю. Я слежу за своим здоровьем, но не хочу платить за него любой ценой. Это как в японской сказке про дракона и печень обезьяны (которую я, зная с детства и сопереживая обезьяне, никогда не задумывался применить к себе и тем живым существам, которых я ел). Стоит почаще проверять себя количественными вопросами, вроде "где граница?" или "сколько?" Например: сколько обезьян должны отдать свою печень ради моего здоровья? Или (немного на другую тему, но по сути все ту же): скольких сыновей чужих матерей я должен убить на войне ради спасения своей собственной матери? Предел, до которого можно в экспериментах с питанием рисковать своим здоровьем, каждый определяет сам, на свой страх и риск, исходя из своих возможностей, возможностей своего организма. Дело это серьезное, можно "наломать дров", и потому подходить к нему нужно ответственно. Информацию нужно искать, изучать. В конечном счете, проверять приходится все на себе, потому что все индивидуально. Уверен, что мой опыт может пригодиться другим людям, что, во всяком случае, он, хотя бы частично, реально исполним. Почаще есть гречку не так уж и трудно. В свою очередь рад буду любой информации о продуктах питания, при производстве которых не используются инсектициды.
Вот, вроде бы, вкратце и все. Остальное лучше прочитать в творчестве позднего Льва Толстого. Фактически, у нас украли Толстого, внушая со школьной скамьи, что он, прежде всего, автор "Войны и мира" и "Анны Карениной", а в последние годы жизни - ушел в морализаторство. Нас обманули с Толстым, как нас всю жизнь обманывала Система. Итоговое его произведение - "Путь жизни". Там - всё. Добавить только духовное непротивление, то есть признание за каждым человеком права на свою точку зрения. Человечество сможет когда-нибудь объединиться и жить в мире только под знаменем веротерпимости, в широком смысле этого слова.