Аннотация: Давайте представим себе, что на карнавале нашёлся бы индивидуум, который вздумал бы упрекать присутствующих в том, что они исповедуют двуличие и скрывают своё истинное лицо. Вполне очевидно, что такого посетителя вывели бы наружу или просто посмеялись бы над ним. Откуда взялся этот невежда, не понимающий предназначения карнавала?..
1.
Давайте представим себе, что на карнавале нашёлся бы индивидуум, который вздумал бы упрекать присутствующих в том, что они исповедуют двуличие и скрывают своё истинное лицо.
Вполне очевидно, что такого посетителя вывели бы наружу или просто посмеялись бы над ним.
Откуда взялся этот невежда, не понимающий предназначения карнавала?
Также вполне очевидно, что Сеть в глубинной сути своей незначительно отличается от карнавала. Между тем в Сети регулярно наблюдаются коммунальные склоки на предмет выяснения личности того или иного виртуала, что побуждает прийти к огорчительным выводам относительно уровня эрудиции большинства участников.
Люди приходят на карнавал, не понимая ни его сути, ни специфики проводимого мероприятия.
Люди не дают себе труда навести справки о предназначении карнавала как мероприятия.
Кого винить за то, что они уходят в расстроенных чувствах?
2.
Разумеется, в первую очередь вышесказанное относится к представителям старших поколений.
Почему?
Молодёжь при общении в своём кругу традиционно не обращает внимания на индикаторы социального статуса - такие, как профессия, зарплата, образование, возраст или место проживания. Мотивы этого очевидны. Ни возраст, ни профессия, ни иные критерии не имеют довлеющего значения в кругу молодёжи. Отчасти потому, что не зависят от их собственного выбора, отчасти же потому, что молодёжь ещё не выработала утилитарного взгляда на жизнь.
По этой причине сетевое общение, или netspeech, является для молодёжи естественным продолжением общения обычного.
С другой стороны, представители старших поколений по обыкновению не обладают столь высокой психической мобильностью, чтобы на ходу складывать мнение о собеседнике, исходя лишь из его слов - причём вслушиваясь не столько в то, что он говорит, сколько в то, как он говорит.
Именно с их стороны обычно слышатся наиболее едкие высказывания о виртуалах и анонимах.
Именно они зачастую не приемлют кратких лаконичных псевдонимов - и предпочитают при первой же возможности вернуться к паспортным вариантам самообозначений.
3.
Сеть изначально представляла собою - да и сейчас в значительной мере представляет - вотчину молодёжи.
Первыми её обитателями были программисты.
Молодые по духу - если не по телу. Именно они заложили существенную часть традиций Сети, начиная с приснопамятных никнеймов.
И сейчас изрядную долю наиболее активных пользователей Сети составляет молодёжь. Отчасти по причине более лёгкого овладения высокими технологиями. Отчасти по причине избытка свободного времени.
Стоит ли удивляться, что обычаи и традиции Сети входят в культурный диссонанс с обычаями и традициями старших поколений?
Мы имеем здесь конфликт миров.
4.
Что мы наблюдаем сейчас?
Конфликт миров нарастает.
В Сети уже нетрудно встретить человека в возрасте за восемьдесят лет. Этот человек физиологически неспособен вынести свойское обращение к себе на "ты" и по имени.
Соответственно, возрастает и напряжение.
Соответственно, увеличивается количество тех безобразных склок, которые я упоминал вначале. Представители старших поколений стремятся привнести в Сеть правила из своей жизни. Естественно, тем, кто понимает сущность Сети, ясно, что ничем хорошим эта затея не обернётся.
Один сетевой журналист сказал: "Мы все виртуалы".
Но сейчас нам угрожает опасность противоположного содержания. Глобальной девиртуализации.
Сеть, изначально возникавшая как оплот инакомыслия и нонконформизма, рискует взорваться изнутри под натиском хлынувших в неё "правильных людей".
Если это произойдёт, прежней она уже не будет.
Интернет исчезнет.
Точнее - станет ещё одним вариантом всемирной почты.
5.
Сеть мультивариантна.
В ней содержатся тысячи сайтов самого разнообразного направления. Есть даже сайты, посвящённые борьбе против самой Сети.
В принципе ничто не мешает кому-нибудь из представителей старших поколений стать вебмастером и создать форум - или даже чат - с регистрацией "только по паспорту".
Нечто подобное имеет место на христианском форуме диакона Андрея Кураева. Правда, там никто не проверяет соответствие называемых имён и фамилий паспортным данным.
Подобное мероприятие могло бы даже оказаться коммерчески рентабельным, охватив наиболее пожилую часть виртуальной тусовки. Точнее, наиболее социализированную. Наиболее плотно воспринявшую ритуалы и установки общества.
Таким образом была бы решена проблема конфликта миров.
С одной стороны, социализированные индивидуумы вращались бы в привычном кругу насквозь узнаваемых паспортных имён и фотографий, где никто не "издевался" бы над ними через анонимов и виртуалов. Кликнул мышкой по профилю - узнал, сколько денег человек зарабатывает в неделю. Можно выходить за него замуж - или нет.
С другой стороны, никто не покушался бы на традиции и устои иных сегментов Сети.
Где анонимность и виртуальность давно стали нормой.