Плюмбэкс : другие произведения.

По поводу магии в фэнтези

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:

    Кажется, я начинаю понимать, почему Настоящие Крутые Парни редко сочиняют фэнтези. А если и сочиняют, то какие-то доморощенные психологические этюды, в которых магия играет чисто служебную роль.
    Чем ты круче, тем отчётливей ты осознаёшь глубину стоящей перед тобой задачи...

  Кажется, я начинаю понимать, почему Настоящие Крутые Парни редко сочиняют фэнтези. А если и сочиняют, то какие-то доморощенные психологические этюды, в которых магия играет чисто служебную роль.
  Чем ты круче, тем отчётливей ты осознаёшь глубину стоящей перед тобой задачи.
  Придумать мир, в котором действуют заклинания, может любой дилетант. Но настоящему мэтру этого мало.
  Истинный мэтр не успокоится, пока не придумает обоснование, в силу которого эти заклинания действуют.
  Может быть, в силу человеческой веры? Или благодаря тому, что эти заклинания частично являются именами могущественных духов, суть которых тоже нужно объяснить? Или благодаря воздействию определённых звуковых вибраций на неизвестные энергетические поля? Или слова заклинаний являются командами для технологических устройств Древних, которые действуют на любом расстоянии и функционируют до сих пор? Или же все описываемые события происходят внутри виртуальной реальности, а действие заклинаний прописано в командной строке?
  Причём все объяснения, за исключением пятого, порождают новые вопросы.
  Если всё дело в таинственном энергетическом резонансе, то каким образом тогда волшебники могут выдумывать новые заклинания? Ведь вероятность наткнуться на требуемое звукосочетание ничтожна.
  Если всё дело во взаимодействии заклинаний с духами или с технологиями Древних, то возникает вопрос - где предел их могущества? Если волшебникам известны правильные принципы построения заклинаний, то что им мешает сформулировать для духов или для техники приказ уничтожить планету? Если им неизвестны правильные принципы построения заклинаний, то - опять же - как они будут выдумывать новые чары?
  Если всё дело в силе человеческой веры, то вновь возникает вопрос - какой веры? Индивидуальной или коллективной?
  Если сила мага определяется лишь его личной верой, то рано или поздно по законам вероятности и эволюции должен возникнуть Солипсист, глубоко и непреклонно верящий в свою Абсолютную Власть. Ничто не помешает ему уничтожить Вселенную или стать Тёмным Властелином, на чём развитие описываемого Универсума и остановится.
  Если сила мага зависит от коллективной человеческой веры, то наибольшими магическими возможностями должен обладать египетский бог-фараон или Папа Римский - некто, овеянный высшим авторитетом. Хотя противоречий в подобной концепции нет, но проблем в описываемом мире она способна породить массу.
  Этим вопросы не исчерпываются.
  Необходимо установить базовую основу мира, его глубинную суть - материальную или идеальную. Чем одно отличается от другого?
  Если в начале было Слово, или Мысль, или Фрейм, или Флуд, или Оффтоп - то мы имеем ту или иную разновидность идеализма. При этом важно, чтобы Слово или Мысль не состояли из отдельных букв - иными словами, чтобы они не дробились на бессмысленные составляющие. Потому что бессмысленные составляющие - это уже материя. Тогда получится, что мир наш всё же материален, пусть его материя и организована на манер электронов в жёстком диске компьютера.
  Почему вопрос о глубинной сути мира важен?
  Потому что если описываемый нами мир материален, то нам впридачу ко всему необходимо придумать материальный механизм действия магии. Пусть магия действует "в силу человеческой веры", но нам необходимо просчитать принципы этого эффекта, будь то взаимодействие биоматрицы человеческого сознания с космическим энергоинформационным полем - или что-нибудь иное.
  С другой стороны, если описываемый нами мир идеален, то продумывать ничего не надо - достаточно просто предположить, что в идеальном мире между событиями и объектами действуют такие же ассоциативные связи, как и между их представлениями в отдельно взятом человеческом уме.
  Нетрудно заметить, что идеализм позволяет с лёгкостью объяснить столь необычные для материалистической картины мира выверты, как Стихийная Магия или борьба Света и Тьмы. Разумеется, их можно объяснить и через допущение о силе веры, но сама сила веры гораздо легче объясняется в рамках идеализма, чем материализма.
  Есть и ещё один часто игнорируемый авторами фэнтези вопрос.
  Какова природа существующей связи между описываемым миром и нашей реальностью? Если же связи между мирами не существует, то неясны причины сходства между реальной магией описываемого мира и легендарной магией нашего мира. Читатель вправе задаться вопросом, почему это в некоем удалённом параллельном мире действуют законы, чрезвычайно похожие на законы наших сказок и мифов. Вряд ли ответ "Просто я выбрал для описания такой мир" будет воспринят с энтузиазмом.
  И тут проявляется ловушка, подстерегавшая нас ещё три или четыре абзаца тому назад, когда мы выбирали основу мира - материальную или идеальную.
  Идеальное не может взаимодействовать с материальным, если только "идеальность" первого не является чисто условной. По крайней мере, средневековым философам, пытавшимся представить себе взаимодействие души и тела, так и не удалось решить сию занимательную задачу. Если мы решили сделать описываемый мир идеальным, на самом фундаментальном уровне несущим в себе осмысленность в человеческом понимании, то этим самым мы с высокой вероятностью постулировали идеальность и нашего мира.
  Собственно, почему бы и нет?
  Но тогда мы сталкиваемся с вопросом о причинах материалистического маскарада - причинах того, почему учёные видят следы Большого Взрыва и беспрестанно обнаруживают всё более мелкие элементарные частицы.
  Сила человеческой веры?
  Возможно, но слишком уж большой груз допущений приходится принять лишь для того, чтобы оправдать существование магии в отдельно взятом фантастическом мире.
  

*   *   *   *

  Не проще ли выбрать материальную основу?
  Что ж, в своё время я поступил именно так. Хотя стержневая концепция о существовании параллельного магически-информационного континуума - Ирреальности - едва ли представляет собою интерес, выявляя отчётливые параллели с астралом или тонким миром, до некоторой степени интересна материалистичность придуманного взаимодействия между Ирреальностью и Реальностью.
  Ирреальность, согласно одной из использованных мною версий, представляет собою мир всеобъемлющего энергетического поля, в котором по неизвестным причинам существовали особенно благоприятные условия для зарождения и распространения разума. В результате чего вся Ирреальность за относительно краткий срок целиком заполнилась информационными структурами, из материального мира став "условно идеальным". При этом Ирреальность - её коллективный разум или конклав разумов - столкнулся с проблемой, которая неизбежно возникает у любой замкнутой системы. Проблема возрастания энтропии, что субъективно воспринималось обитателями Ирреальности как неутолимый информационный голод, нужда в новых ощущениях, поскольку воспоминания о старых ощущениях распадались и выцветали в результате непрерывного перепросмотра.
  Чтобы предотвратить собственное окончательное разрушение, Ирреальность была вынуждена законсервировать в себе все процессы на неопределённый срок времени, погрузившись в своего рода спячку или анабиоз.
  Что и продолжалось до того момента, пока её чуткие рецепторы не уловили нечто необычайное - появление нового ощущения.
  При каких условиях может возникать связь между разными Универсумами?
  В то время, когда я выдумывал эту концепцию, я ещё не слышал ни о многомировой интерпретации Эверетта, ни о гиперструнных бранах. В данном случае я взял за основу версию о возможности искривления пространства на участках с негативной энтропией - там, где происходят процессы усложнения систем.
  В нашем мире, на третьей планете жёлтого солнца, чисто случайно образовалась первая капелька жизни.
  Первая самоусложняющаяся система.
  Мостик между мирами.
  Естественно, силы Ирреальности не могли не отреагировать на это, сделав всё возможное для стабилизации и расширения канала. Так что в настоящее время они располагают примерно семью миллиардами широких каналов и несметным количеством узких. По этим каналам в их мир поступает самое ценное для них - информация.
  В рамках данной фантастической концепции вполне можно было объяснить как телепатические феномены, так и действие магии - и даже ощущения людей при переживании клинической смерти.
  Полёт души по туннелю навстречу яркому свету?
  Да просто одно из "щупалец" Ирреальности втягивается обратно, когда человек умирает. А поскольку человек всю жизнь привык ассоциировать себя с кончиком "щупальца", то наблюдает "втягивание щупальца" как бы изнутри.
  Поскольку в то наивное школьное время меня ещё волновали вопросы физики, то отсутствие проявления неизвестных энергетических полей в нашем мире я объяснял тем, что материя Реальности и материя Ирреальности построены на совершенно разных принципах. Условно говоря, если в нашем мире действуют гравитационные, электромагнитные, слабые и ядерные взаимодействия - ГЭСЯ-комплекс, то в Ирреальности действуют иные взаимодействия - ABCD-комплекс. Идея, позаимствованная из старого выпуска журнала "Техника молодёжи".
  Каким образом тогда происходит взаимодействие между мирами? Благодаря тщательному расчёту.
  Представим себе, что силы, соединяющие в единое целое чашку кофе, принципиально отличаются от сил, соединяющих в единое целое ложку. Поскольку расстояния между частицами чашки огромны - как и расстояния между частицами ложки - то чашка кофе тогда будет свободно проникать сквозь ложку. Как сквозь призрак.
  И в то же время, если некий сверхинтеллект - или суперкомпьютер - сумеет идеально прицелиться всеми частицами ложки точно по частицам чашки кофе, то взаимодействие между ними произойдёт.
  Ирреальность располагает необходимыми вычислительными ресурсами.
  Позже я использовал для объяснения свойств Ирреальности концепцию тахионного мира, описанную в эссе "Быстрее света". Учитывая, что тахионный мир в случае своего реального существования может быть весьма подобен пресловутому "информационному полю", о котором обожают рассуждать параучёные, он вполне подходит на эту роль.
  Кроме того, если вспомнить о роли света как промежуточного звена между нашим миром и тахионным, сия концепция могла бы объяснить фольклорно-магическую функцию зеркал, хрустальных шариков и прочих оптических кристаллов.
  

*   *   *   *

  Таким образом, даже попытка материалистического объяснения магии не избавляет от сложностей и проблем.
  Ещё один из вопросов, которые стоят перед любым создателем любого фэнтезийного мира, мог бы звучать так: "Ну хорошо, я объяснил, почему в этом мире действует магия. Но почему тогда в нашем мире её практически нет?"
  Вполне законный вопрос.
  Разные писатели отвечают на него по-разному.
  Некоторые из авторов, недолго думая, ссылаются на разницу законов природы в разных альтернативных мирах. Что ж, подобным образом можно объяснить что угодно.
  В некоторых произведениях практическое отсутствие магии на Земле объясняется деятельностью Инквизиции - или же неким чрезвычайно мощным воздействием мистической природы, временно пригасившим все сверхъестественные процессы нашего мира. Подобный подход использован в цикле Евгения Малинина "Разделённый Мир".
  В романе Логинова "Земные пути" вводится допущение о несовместимости магии и технологии, вследствие чего расцвет техники ведёт к гибели волшебства.
  У Лукьяненко и Панова предполагается существование могущественных структур, утаивающих магию от обывателей. То есть магия в нашем мире всё же существует, но является засекреченной.
  Фрай, по-видимому, предполагает, что мощные магические силы жителей Земли взаимонейтрализуются ввиду присущих нам неприятных психологических особенностей - мы постоянно подавляем друг друга. Зато стоит кому-нибудь из нас выйти за пределы своего мира, как у него вполне могут обнаружиться задатки демиурга.
  Впрочем, в последнем случае вопрос лишь инвертируется. Ибо тогда становится неясным, откуда у жителей Земли столь мощные силы - не говоря уже о наших психологических особенностях.
  Концепция Ирреальности не предполагает и тени ответа на исходную постановку вопроса.
  
  
  

04/05/2008

  
  
  
  __________________________
  Сайт Мессии
  Дневник Человека За Рулём.
  Если Вы по натуре - независимый геймер-аннигилятор, спешите вступить в ОНГА - общество таких как Вы!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"