Аннотация: Подобно всем утопистам я всегда мечтал найти средство. Нечто простое и вместе с тем радикальное, что навсегда избавит человечество от дисгармонии и страданий. Причём позволит насладиться этим - чего не позволила бы, к примеру, ядерная война...
Средство.
Подобно всем утопистам я всегда мечтал найти средство. Нечто простое и вместе с тем радикальное, что навсегда избавит человечество от дисгармонии и страданий. Причём позволит насладиться этим - чего не позволила бы, к примеру, ядерная война.
Ключевое слово: "навсегда".
Средства, предлагаемые теми, кто выдаёт себя за Людей Дела, - "засучить рукава и вкалывать", "распространять вокруг себя милосердие", "быть добрее и тянуть к себе людей" - таковыми не являются. Поскольку не дали ощутимых результатов за тысячелетия.
По крайней мере, кардинальных результатов.
Добро в некоторой мере прогрессировало. Пожертвования голодающим детям Африки, социальные льготы и конвенция о правах человека. Но любой циник скажет, что так же прогрессировало и Зло.
Что делать?
* * * *
В юности рецептом всеобщего спасения мне представлялось заставить всех действовать своей головой.
Это даже было незримой осью некоего фантастического сюжета, который раскручивался в те годы в моём уме. Главный герой сюжета, являющийся местным агентом Будущего и одновременно членом Гильдии Информагов - некоей сумасбродной интернет-организации писателей и творцов - получает в свои руки Психотронное Оружие, позволяющее подвергнуть обработке через телевидение любое количество людей. Не желая отнимать у людей внутреннюю свободу, он выносит вопрос на обсуждение "клуба творческих персон".
Что те предлагают?
Один писатель, известный экстремистскими религиозными и политическими взглядами, рекомендует насаждать Ядерное Православие. Другой член Гильдии советует герою использовать Пси-Оружие для настройки населения славянских стран на возрождение Советского Союза. Третий является сторонником глобализации человечества под западно-демократическим флагом.
Все эти предложения угрожали отнять у людей свободу выбора. К тому же они требовали многократного пси-воздействия, что усугубляло тяжесть преступления.
Персонажу моей фантазии не хотелось этого.
Поэтому он прибег к приёму, вошедшему в анналы истории под названием "финт ушами". Применив Психотронное Оружие для того, чтобы внедрить в мозг каждого человека на Земле фразу: "Анализируй это".
Таким образом заставив людей анализировать всё, что они видят.
* * * *
Теперь я уже давно не думаю так.
Во-первых, нельзя заставить человека анализировать всё, что он видит. От этого либо перегорит анализатор, либо напрасно рассеются внутренние силы.
Во-вторых, даже если упростить посыл до его желаемой сути - "Будь умнее" - сам по себе ум не так уж и много даёт.
Косвенным доказательством этого может служить тот факт, что большие учёные редко проявляют стремление войти в большую политику. А ведь наверняка хотели бы исправить что-нибудь в этой сфере. Но - либо признают свою некомпетентность на этом уровне, либо опасаются своего немедленного съедения давно освоившимися там старожилами.
Миром правит не интеллект.
Миром правит воля.
Воля к жизни. Смелый, дерзкий прыжок. Терпение и упорство на пути к поставленной цели. Умение по-настоящему хотеть.
Подсознательно, например, при выборе полового партнёра, именно волю мы считаем главным параметром в человеке. И девицы презрительно отвергают робких очкариков - у которых может быть прекрасный интеллект и эрудиция, но у которых не видно воли.
Может быть, они ошибаются? Ведь чтобы сидеть за книжками и зубрить, воля также необходима? Может быть, не спорю. Выше я говорю лишь о том, что думают упомянутые мною девицы.
Проблема в том, что воля - это не весь человек. На мой взгляд, если человек - это компьютер, то воля - блок питания в нём.
Воля - часть характера. Шопенгауэр на основе своего жизненного опыта полагал, что человеческий характер задаётся от рождения и не меняется на протяжении жизни. Должен ли человек чувствовать ответственность за то, чего он не выбирал самостоятельно? Волю можно тренировать - но обычно для этих тренировок также требуется некоторое её количество, некоторый "стартовый капитал".
Кто-то ассоциирует себя с волей. Кто-то - с интеллектом или воображением.
Проблема интеллектуалов состоит в том, что многие из них развивают свой интеллект в ущерб воле - или чтобы хоть как-то компенсировать её изначальный недостаток. Уже поэтому они не в силах противостоять политикам или гангстерам на их поле.
О гениях речи не идёт.
Гении - это зачастую те, в ком уровень жизненной силы крайне высок, так что их гениальный ум является лишь одним из её проявлений. Гении могут играть и на чужом поле. Но не может же человечество двигаться вперёд исключительно силами гениев?
Обычные, мирные интеллектуалы неизменно проигрывают волевым и энергичным примитивам.
Нетрудно заметить, что в этом и лежит корень проблем. Проблем демократии. Проблем нашего мира.
На асфальте лежит мёртвый полураздавленный голубь, но всем плевать. Теоретически каждый понимает, что неплохо было бы убрать его окровавленные останки до нескорого прихода дворника. Теоретически каждый понимает, что это было бы правильно и даже приятно для тщеславия. Но не делает этого.
Лень.
Или недостаток воли.
На выборах побеждает безразличный или неугодный большинству населения кандидат. Почему? Потому что его сторонники были более волевыми или просто лучше мотивированными. Поэтому они пришли на выборы, а противники кандидата - в основном остались сидеть дома.
В Википедии решается вопрос, удалять или оставлять статью. Восемь голосов "против удаления", два голоса "за" - и побеждают именно эти два голоса. Почему? Потому что они не пожалели времени на то, чтобы живописать свою позицию. Остальные восемь участников либо пожалели сил на аргументацию, либо доводы в пользу статьи попросту казались им самоочевидными.
Мы знаем, что именно в нашем городе, нашей стране или на нашей планете не в порядке. Знаем, но не хотим этим заниматься. Почему именно мы? Мы приходим домой после работы или учёбы, ныряем в кресло перед телевизором или монитором, окунаем ноги в тёплые домашние тапочки - и вы ещё хотите заставить нас заниматься политикой? Расточать своё свободное время на деятельность с сомнительным результатом?
Вот уж нет.
Примеры, связанные с политикой или общественным благом, вас не убеждают? Может быть, вам безразличны эти вопросы?
Хорошо.
Даже полный и абсолютный нигилист, не верящий не только в Бога, но и в Долг Гражданина Перед Обществом, понимает, что было бы лучше и полезней для него самого почаще заниматься спортом. Изучать естественные науки или иностранные языки. Совершать уборку в квартире.
Понимает, но в большинстве случаев не делает этого.
* * * *
Медицина создала множество разнообразных препаратов для воздействия на психику. Существуют лекарства для оптимизма - антидепрессанты. Существуют лекарства для памяти - ноотропики. Существуют лекарства для воображения и даже для галлюцинаций.
Но не существует лекарства для воли.
Говоря точнее, может быть, что-то подобное и содержится в безграничном арсенале нашей медицинской науки. Но наверняка оно небезвредно, недёшево и не без побочных эффектов.
Ну а если бы средство с указанными признаками существовало?
Что было бы, если бы вдруг исчезло различие между людьми, проявляющееся в том, что один "может заставить себя сделать то, что считает правильным", а другой - "не может"? Что было бы, появись у всех высокий и стабильный уровень воли при сохранении остальных интеллектуальных и нравственных характеристик?
Вспомните те планы, которые Вы обычно откладываете на следующий год или на ближайший понедельник. И представьте себе, что Вы реально можете приступить к ним.
Изучить скучную книгу по квантовой физике? Если Вы действительно считаете это нужным, то не будете испытывать никакого психического сопротивления, открыв книгу. Каждый вечер посещать тренировочный зал? Нет проблем.
Интересно, ну а как появление "лекарства для воли" повлияло бы на социальный уровень жизни человечества? К чему бы это привело в глобальном плане?
Кроме шуток?
К бесповоротной победе Добра.
Ведь на планете-то большинство людей именно за него. Почему тогда оно неизменно проигрывает? Потому что мы слишком вяло стремимся к нему. Нам хотелось бы мира во всём мире, но чтобы для этого не требовалось и ударить пальцем о палец. Поэтому вялое стремление большинства к всеобщему благу сплошь и рядом оказывается слабее энергичного стремления меньшинства к своей частной выгоде.
Циник мог бы заметить, что стремление ко всеобщему благу является привилегией меньшинства, а не большинства.
Это не так.
Просто у большинства оно является слабым и в силу этого часто пересиливается простейшими инстинктивными импульсами. Так получается, что воля - как "блок питания" - в случае дефицита энергии склонна обслуживать скорее примитивные инстинкты, чем утончённые интеллектуально-моральные принципы.
Циник мог бы спросить: "Что будет, если чудодейственную таблетку проглотит некто с манией Тёмного Властелина?"
Ничего.
Ведь все будут понимать риск подобной угрозы и необходимость защитных мер. В обществе, где решена Проблема Воли, не существует границы между "необходимыми мерами" и "предпринимаемыми мерами".
* * * *
Тут по сценарию мне следовало бы заметить, что я чувствую себя немного жутко.
Получается, что я в очередной раз разработал рецепт спасения человечества. Пусть пока не существует необходимого медикамента, или психотронного излучателя, или гипномантры - всё равно, становится ясно, к чему теперь следует стремиться.
К изобретению и распространению "лекарства для воли".
Рецепт настолько прост, что это само по себе навевает подозрения. Тот, предыдущий рецепт, - с помощью психокодирования сделать всех умнее, - тоже казался простым и безупречным.
Надо бы протестировать его на баги.
Но как?
Проще простого, скажете вы. Выложить его в Интернет и ждать комментариев. Правда, есть риск, что часть читателей не вполне правильно поймёт, что именно я имею в виду.
Поэтому на всякий случай я уточню.
Предлагается: создание средства, позволяющего человеку совершать те действия, которые он считает правильными для себя, не сталкиваясь в этом направлении с психическими препятствиями вроде лени или непреодолимой скуки.