Mayra : другие произведения.

Премьера Lotr в Новосибирске

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 5.56*4  Ваша оценка:

   Ну-с, вот эпическое событие, уже несколько месяцев будоражащее Европу, и дошло до наших, прямо скажем, не близких к этой самой Европе краев.
   За полтора часа до сеанса у кассы уже томился народ, а за пятнадцать минут счастливым обладателям билетов и пригласительных трудно было просочиться ко входу сквозь плотную толпу. Вокруг всего этого разгула бродили местные киношники и снимали зрительский ажиотаж, чтобы прогнать его в вечерних новостях. Зал был полон любителями Толкиена и вообще фэнтези, среди которых оказалось на удивление много бритых затылков. Шуршали пакеты с попкорном, пиликали мобильные телефоны, булькали напитки в жестяных баночках - словом, публика располагалась как дома. Потом погас свет, и с экрана на притихший в ожидании чуда зал обрушился "Властелин колец"...
   Ну, что я вам скажу, граждане... Я извлекла из просмотра два урока и подтверждение одной моей давней мысли, в которой и так не слишком сомневалась. Во-первых, я поняла, что, ежели фильм снят для большого экрана, то именно там его и надо смотреть - хотя бы в первый раз (Боже, и это говорю я, которая еще пару дней назад с пеной у рта доказывала, что хорошее кино можно глядеть как угодно и оно от этого не потеряет!). Во-вторых, обсуждать этот фильм с людьми, которые не читали книгу - бессмысленно, потому что для человека непосвященного то, что происходило на экране, оказалось чем-то вроде глянцевой головоломки. Нет, внешнюю канву такая публика улавливала, конечно, но без нюансов, и половина смысла от нее тихо и незаметно ускользнула. Так что фильм оказался снят, в первую очередь, фэном и для фэнов (об этом уже где-то кем-то говорилось).
   В-третьих, между книгой и ее экранизацией (это я о любой книге, а не только о "Властелине колец") - дистанция огромного размера, и ждать, что фильм "адекватно" передаст книгу, по меньшей мере странно. Это несоответствие объясняется не столько непрофессионализмом сценаристов или злой волей режиссера, сколько принципиально разными изобразительными средствами литературы и кинематографа. Фильм - это зрелище. Он и должен быть зрелищем, особенно когда это касается фантастики и фэнтези, которые сами по себе предполагают что-то яркое и отличное от обыденности. Я уже не говорю о кинематографической эпопее: если в ней не предусмотрены массовость, размах средств и масштаб, то за нее и браться не стоит.
   Теперь о самом фильме. Начнем с хорошего.
   Во-первых, фильм действительно зрелищный. И декорации, и операторская работа, и компьютерная графика качественные, образ большого, разнообразного и необычного мира режиссеру и К№ создать удалось. Особое внимание лично я обратила на съемки видов - выбор материала и то, как это сделано. У меня сложилось ощущение, что на них, по замыслу режиссера, лежала изрядная нагрузка по приданию картине эпичности, (поэтому так часты панорамные съемки). Ход, по-моему, интересный, но боюсь, при просмотре фильма на кассете или диске все впечатление утрачивается.
   Крайне приглянулся Шир. Его показывали недолго, но после него осталось чувство солнечности, беззаботной радости и тепла. Очень душевно сделана Мория, а вот Ривенделл и Лориэн понравились гораздо меньше. Почему-то под эльфийским изяществом всегда понимают кучу каких-то аляповатых завитушек. Лучше бы взяли за основу кельтские мотивы - просто и со вкусом. В Ривенделле, как мне показалось, была слабая попытка этому следовать (потонувшая в стремлении сделать все ажурным, как колготки), а вот Лориэн почти безнадежен.
   Статуи королей на границе Гондора хороши, грех отрицать. Большая часть древних развалин тоже сделана внушительно, с любовью и вполне правдоподобно.
   Не слишком понравился Изенгард - ясно читаются голливудские штампы. Они же явно принимались за эталон при изготовлении всякой нечисти по принципу "чем гаже - тем лучше", с чем я в корне не согласна. Явление урукхаев из грязи и слизи показалось мне просто отвратительным. Что делать, времена меняются: то, что при жизни Профессора считалось уродливым и ужасным, сейчас испугает разве что грудного младенца, который, по своей возрастной незрелости, еще не успел приобщиться ко всякой сейлормуни и человекам-паукам... Понравилось, как изменяется мир для Фродо, надевшего кольцо. "Кошачий глаз" Саурона тоже задуман неплохо, хотя, если бы я по книге не знала, что это должен быть именно глаз, могла бы и не догадаться. Девять кольценосцев действительно способны нагнать жути, но лишними показались пауки, черви и скорпионы, которые появляются при первой встрече Фродо с Черным Всадником в лесу. Тем более, что потом эта гадость больше не вылезала (черви, я имею в виду, а не назгулы).
   Теперь об актерах. Их выбор, по-моему, вполне удачен. Больше всего мне лично понравились Саруман, Элронд, Гимли и Леголас. Хоббиты были неплохи, но мешали их "мультяшные" голоса. Гэндальф совершенно стандартен. Боромир и Арагорн - люди как люди...
   Больше всего (кроме Шира) понравилась сцена, где Боромир пытается отнять у Фродо кольцо (в конце фильма). Пожалуй, самый душераздирающий момент. Смерть Гэндальфа, которая у Толкиена потрясает, здесь показалась каким-то проходным эпизодом. Может, потому что в начале фильма, после "разборки" с Саруманом, он уже один раз для зрителя умирал. По крайней мере, момент, когда он летит на верхушку башни, выглядел именно так. Так что в Мории, взглядом провожая беднягу в бездну, невольно про себя думаешь: "Ну вот, опять... И ведь опять выплывет!"
   Теперь что не понравилось. Прежде всего, фильм очень длинный. К концу второго часа уже устаешь от обилия эффектов и событий, восприятие притупляется, какие-то вещи начинаешь принимать больше с юмором, чем прочувствованно.
  Есть изрядное количество нарочитых моментов. Например, Гэндальф, который выскакивает из темноты хоббитской кладовки и хватает Фродо сзади за плечо так, как будто твердо решил сделать его заикой на всю жизнь. Арвен, рыдающая над Фродо у бродов и требующая для него какой-то там "благодати" - это вообще нечто... Склока Гэндальфа с Саруманом и стрельба магическими посохами - ниже всякой критики. Боромир, швыряющий на пол легендарный меч Исилдура... "Мальчик, кто вас воспитывал? - Когда папа Денэтор, а когда и никто!"
   Тот момент, где Фродо смотрит в зеркало Галадриэли, выглядит каким-то маловразумительным. Дама слишком косит под банальную ведьму - немотивированные, но не дотягивающие до ритуала жесты, речь, своей туманной многозначительностью похожая на предсказания уличных гадалок... Как у бедного хоббита крыша не поехала, когда это нежное создание начало светиться, будто жертва ядерного взрыва, и вещать целым хором голосов, я не знаю. Должно быть, его к тому времени уже Гэндальф своими штучками натренировал.
   Смерть Боромира - отдельный разговор. Нельзя так долго убивать человека, это непедагогично. Я не засекала, но такое ощущение, что сцена шла минут пятнадцать. Где-то на середине я уже начала горячо желать, чтобы его наконец добили и не мучили больше. Ну, ладно, герой, получив очередной арбалетный болт в грудь, вставал и продолжал махать мечом. Может, он такой живучий. Но когда он еще и долгую связную речь Арагорну толкнул... Вы никогда не пробовали толкать речь, имея три арбалетных стрелы в легких? Странно, что он не захлебнулся собственной кровью. Еще более странно, что урукхаи, проходя мимо него, уже раненного и беспомощного, не удосужились снести парню голову - это при их-то манере ломать и крушить все, что ни встретится!
   Не могу не затронуть вопрос о дубляже. Говорят, в оригинале все герои разговаривают на английском с разными акцентами, что придает их речи личностную окраску. У нас все это разнообразие заменили вздохами и придыханиями. И то сказать, кто-нибудь может представить окающего Боромира? "Отдай кОльцО, ФрОдО, Отдай кОльцО!" Даже жуть берет. Придыханий в фильме было много, и они были очень громкими. Фродо каждый раз, как его роняют или ранят, совершенно неестественно вздыхает и скулит. Боромир, когда начинает говорить впервые, на совете, делает это так, как будто он только что пробежал пару миль в полном вооружении... Все это гордо называется "Студия "Мосфильм".
   В целом же могу сказать, что, несмотря ни на что, получила от фильма массу удовольствия. Сравнивать его с книгой, как я уже говорила, не имеет смысла. Книга - результат труда одного человека, фильм - плод усилий очень многих людей, начиная от автора сценария, режиссера и исполнителей "звездных" ролей и заканчивая каким-нибудь статистом или костюмершей. Наивно было бы ждать, что вся эта команда прочитает того же Толкиена так же, как я или вы. Тем более, что, как выяснилось из интервью, многие работавшие над фильмом, книгу вообще в глаза не видели. Так что режиссер представил нам свое прочтение мэтра, а не идеальную экранную версию, способную угодить всем. Кому-то она показалась удачной и интересной, кому-то нет, се ля ви. Можно спорить о ее достоинствах и недостатках - не забывая о том, что каждое мнение субъективно.
   08.02.02
  
  
Оценка: 5.56*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"