Аннотация к разделу: Аннотация к разделу.
Подколзин Б.И. Во имя демократии в России принято так много торжественных воззваний, деклараций и законов, произнесено громогласных речей, клятв, проклятий и воплей (причём, самые громкие из них - с битием себя в грудь - были именно о 'подлинной демократии'), и наконец, осуществлено террористических акций и даже выдержан многолетний государственный террористический курс, а воз и ныне там, что понимаешь необходимость, более не сотрясая воздух и не терзая бумагу, сразу же перейти к сути.Первое и главное: демократию (не лозунг и не погром, а власть народа - т.е. выдержанное самостоятельное и согласованное поведение миллионов людей) нельзя ни провозгласить, ни законодательно ввести, ни, тем более, насильственно декретировать. Она может проложить себе дорогу только снизу, из гущи народной жизни и утвердиться лишь по мере того, как рядовой россиянин овладеет самоуправлением, самодеятельностью в своей каждодневной хозяйственной и общественной деятельности.Для этого ему, как показывает опыт, придётся создавать специальные социальные 'механизмы', объединяться в союзы, кропотливо расширять зону межчеловеческого доверия, почувствовать плечо и локоть соратника, радость и тяжесть повседневного демократического процесса. И только твёрдо став на эту почву, на этот навык и солидарность, он сокрушит неправду судов, продажность чиновников, наглость нуворишей, засилье бандитов, избавится от диктата разного рода 'спасителей' и революционеров и откроёт дорогу силам народа, путь к достойной жизни.Истории и сегодняшнему дню этой работы и посвящён наш раздел, в котором размещено пять работ. В его наименование внесено имя князя Александра Илларионовича Васильчикова, потому что он был первым, кто столь верно и глубоко - ещё в той, досоветской России, в ходе первой отечественной попытки демократизации - понял задачу и последовательно и в широких масштабах приступил к её решению.Мы приглашаем всех принять участие в этой работе как словом, так и делом.
Подколзин Б.И. Аннотация. Эта работа впервые была опубликована под названием "Случай чистого опыта, поставленный отечественной историей" в журнале "Знание - сила" Љ4 за 1993 г. - одном из флагманов общественной мысли тех лет - и представляет собой попытку дать очерк исторического опыта подлинной демократизации как средства подъёма России. Это наш отечественный опыт и потому особенно поучителен, более того - удачен и потому несёт надежду. Конечно, теперь он может послужить лишь ориентиром и должен быть превзойдён. Для этого у нас есть все предпосылки, а самоотверженные, увлечённые люди для конкретной работы на ниве демократизации, как всегда в России, найдутся - лишь бы был понят гигантский масштаб и высокий смысл задачи.
Б.И. Подколзин. Аннотация. Россия вступает в бурные воды свободы. Это - надежда, но это и испытание. Успешное стабильное развитие страны возможно только в результате выработки и освоения единых "правил игры", представлений о "правильном" и "неправильном", о справедливости. Чтобы быть прочной и эффективной, эта "взаимоувязка" должна быть органичной, компромиссной. Самые широкие слои населения должны войти в самостоятельную, свободную и ответственную, экономическую и общественную деятельность - войти в демократию. Но войти так, как это им удобно, в той форме, которая для них приемлема. Конкретный ответ может дать только практический опыт - и выработанный отечественной историей, и тот, что мы сознательно набираем сегодня. До распространения и обретения силы новым органичным, самобытным демократическим синтезом сохранение существенных элементов нынешнего патернального синтеза как "несущей структуры России" остаётся необходимым. Идя своим путём, россияне внесли и ещё внесут в порыв, в живучесть, в достижения человечества свой вклад, который за них не выполнит никто. Об этом эта статья.
Подколзин Б.И. АННОТАЦИЯ. Идущая сейчас в медиа и в обществе предвыборная полемика в нынешней ситуации внутри- и внешнеполитической неустойчивости может серьёзно повлиять на направление, способ движения и даже на саму судьбу России. Столь жизненные вопросы недопустимо обсуждать почти исключительно, как приходится наблюдать, на уровне кипящих на поверхности дискуссии сиюминутных интересов, вкусов, столкновения самолюбий и эффектной интеллектуальной позы. Было бы непростительным не использовать более глубокий, но, вместе с тем, отнюдь не сваливающийся в академическую риторику, подход, позволяющий опереться в самом широком смысле на опыт истории, на глубинные императивы народной жизни. У меня нет ни медийного рупора, ни связей с к-л редакциями, группировками, но я убеждён, что мысли, сформулированные в размещаемом здесь тексте "Должны ли мы отнестись к демократизации России, как к искусству? (Россия и Москва: патернальный синтез и книжный либерализм). Письмо из провинции", должны прозвучать. Канд. ист. наук Б.И. Подколзин, Старая Русса
ПОДКОЛЗИН Б. И. Аннотация: Перед Вами авторское "ВВЕДЕНИЕ" в весьма почтенное сочинение, увидевшее свет почти полтора века назад. Та эпоха и наша настолько разительно совпадают по задачам, мерам и результатам, что не сверяться с ними было бы непростительной некомпетентностью. Спустя 10 лет после отмены крепостного права - тогда, когда стало ясно, что Великие освободительные реформы упорно не претворяются в жизнь, и россияне, вместо перехода к свободе, всё более переходят к взаимным обвинениям и вражде, известный земский и общественный деятель и экономист князь Александр Илларионович Васильчиков предпринял это исследование, положившее начало осмыслению задач подлинной демократизации России. Данной публикации предшествует написанное автором этих строк основательное "ПРЕДВАРЕНИЕ", которое характеризует деятельность Васильчикова, как она видится из сегодняшнего дня.
Подколзин Б. И. Аннотация. Любой поворот истории, а тем более любое созидательное начинание имеет своих инициаторов. Это люди, сумевшие выйти из ряда, причём - и это самое главное - в нужную сторону. Только наступившее будущее - а это в данном случае мы с вами - способно дать им оценку. В представленной ниже публицистической справке (основанной на диссертации 1994 г. и многих публикациях автора) повествуется об инициаторах огромного народнокредитного движения в досоветской России, постепенно вовлекшего на путь самостоятельной хозяйственной и общественной деятельности четверть населения страны. Но этого оказалось недостаточно, чтобы демократия смогла взять в свои руки ход событий в 1917 г. Однако проделанная тогда работа доказывает перспективность и направления, и способа. Только действовать надо искуснее и быстрее.
Подколзин Б.И. АННОТАЦИЯ. Парадоксален вывод данного научного исторического исследования: самоуправление, т.е. свобод рядового россиянина - причём свобода не просто как право, а реальная, с ресурсами в руках - сделала в русле исследуемого социально-экономического и организационного процесса крупный шаг вперёд благодаря правильной постановке и усилению "попечения" - руководящего вмешательства государства. Нужно подчеркнуть поучительность этого исторического урока и его особую важность для России, где эта взаимосвязь в общественном сознании и по сей день совершенно затемнена и запутана демагогией. Опека государства отнюдь не всегда имеет связывающий, подчиняющий, угнетательский характер, а в зависимости от принятой задачи может выступить умелой и совершенно необходимой поддержкой при трудном переходе широких народных масс из-под вековых напластований, состоящих из разных привилегированных групп, на новые широкие горизонты самостоятельности. Данная статья впервые была опубликована в сборнике МГУ-РАН "Экономическая история. Ежегодник-2008" (М., 2009) под названием "Самоуправление и государственная власть в становлении ссудных товариществ в российской деревне последней трети 19 в."
Аннотация. Вниманию читателей предлагается первая глава из романа, посвящённого жизни и деятельности выдающегося русского человека, в ситуации, когда почва прошлого уходит из-под ног, ищущего для своей Родины достойную дорогу в будущее. Здесь, в этом отрывке из самого начала романа - эпизоде Крымской войны - он ощущает на своём лице весомую пощёчину неприятеля, совершенно ощутимо свидетельствующую, что так дальше продолжаться не может, осознаёт, что для России "прежнее небо и прежняя земля миновали", что нужно существенно менять форму национальной жизни, раскрепостить силы народа. В дальнейшем он находит нужный путь к достоинству и свободе, к самодеятельности и продуктивности рядового россиянина - путь хозяйственной и общественной практики, не быстрый, но куда более верный, чем тот, по которому наш народ пошёл на самом деле, увлекаемый пустой болтовнёй либералов и утопическими обещаниями революционеров. И потому опыт, интеллектуальный и душевный добыток князя Васильчикова на пути, который мы и до сих пор не прошли, заслуживают самого уважительного внимания. Предлагаемый прозаический отрывок объединён, как легко видеть, с публицистикой и заглавием нашего раздела журнала общей задачей кропотливого строительства подлинной , полноценной демократии как залога подъёма и достойного будущего России
Когда-то мастера, обходя забронзовевших феодалов, подняли знамя свободы в Европе и добились победы. Потом наступило время фабричного и даже конвеерного производства - отвратительное время, отмеченное разрушительными бунтами, мировыми войнами и даже тоталитарными режимами. Теперь, в постиндустриальную эпоху общедоступности предпринимательства и знаний суверенный работник ("knowledge-worker") - мастер - начинает продвигать нас дальше, на следующую ступень достоинства и осмысленной жизни. Этот путь пригоден для всех слоёв и не заужен ни полем мелкого производства, ни руслом т.н. "высшего образования". За долгие годы жизни я вполне убедился, что человеку - любому человеку - нужны крылья. Ему недостаточно красной икры, белого хлеба с маслом и поездок на турецкие пляжи. Ему нужны - и даже нужнее - крылья достойной, осмысленной жизни. Поприще суверенного работника даст ему то и другое. Крепнущий социальный слой "суверенных работников" - наша новая и главная надежда на пути к демократизации и отсюда к мощи и благосостоянию России.