Аннотация: СМОЖЕМ ЛИ МЫ СОБРАТЬ КАМНИ ИСТОРИИ? Письмо а газету "Новгородские ведомости"
В начальном краю
(СМОЖЕМ ЛИ МЫ СОБРАТЬ КАМНИ ИСТОРИИ?)
Письмо а газету "Новгородские ведомости"
Этому очерку уже семь лет. В тех местах, о которых здесь говориться кое-что изменилось к лучшему. Но горькие и светлые чувства и те надежды, которые мы тогда испытали, нередко и до сих пор выпадают на долю наших соотечественников, и мы хотим ими поделиться.
Минувшим летом нам с женой удалось, наконец, посетить родину её предков - Новгородчину. Помимо поклонения родным пенатам, меня, как историка, привлекала древность этих мест и расположенное здесь родовое гнездо одной из славных дворянских фамилий, с деятельностью которой меня свели задачи научного исследования. Сразу скажу, мы разыскали и увидели всё, что хотели. Но состояние (которого я коснусь полнее ниже), полного забвения, даже небрежения, в каком всё это находится, оказалось в высшей степени неожиданным и для нас, как русских людей, детей своей страны, совершенно неприемлемым. Написать это письмо меня побуждает уверенность в том, что наш народ, после всех бурь и "экспериментов" двадцатого века, постепенно начинает "приходить в себя", разыскивать свои корни, прорастать в родную почву, чтобы крепко опёршись на неё, строить будущее. И на Новгородской земле - колыбели нашей истории и нашего самосознания - можно (и нужно!) сделать в этом отношении больше, быть может, чем где бы то ни было.
Первая остановка была у нас в Старой Руссе, чуть ли не по окраине которой, я знал, по реке Ловать проходил когда-то путь "из варяг в греки", ставший осью, вокруг которой первоначально сложилось русское государство. Признаться, я был так наивен, что ожидал уже на вокзале, в крайнем случае, на центральной площади увидеть туристические автобусы и услышать призывные голоса экскурсоводов. А почему бы и нет? Русса город небольшой, курортный. Туризм в современном мире разворачивается всё больше и стал для некоторых стран и городов даже важнейшим источником дохода.
Но ничего даже близкого к ожидаемому в реальности мы не увидели. Из расспросов постепенно стало ясно, что рядовой житель Старой Руссы и окрестностей или совершенно ничего не знает о проходившем по его земле пути "из варяг в греки", или разве что едва что-то слыхал. Иное дело работники краеведческих музеев. Они хорошо знают, что этот путь был. Но в ответ на наше недоумение, что столь важная в историческом и выигрышная в воспитательном и экскурсионном отношении достопримечательность совершенно не популяризуется, лежит в полном небрежении, работники культурного фронта высказывали мысль, что любая подобная затея потребует больших денег. "А откуда их взять при нашей бедности?"
Вот такие вот доводы. И это притом, что каждый год миллионы россиян ездят отдыхать и знакомиться с достопримечательностями по всему миру и оставляют там миллиарды. Они едут туда, где сумели удовлетворить эти потребности удобно и увлекательно. А здесь!? Разве сами местные жители, а тем более приезжие отдыхающие, путешественники, в том числе и иностранцы, не захотят увидеть водную колыбель Древней Руси? Красивые реки, полные рыбы, глухие леса, полные ягод и грибов. Можно организовать выход из экскурсионных автобусов на специальные видовые площадки. А можно проводить и 2-3-дневные походы прямо по рекам, на небольших лодках, даже с перетаскиванием их через невысокие водоразделы-"волоки", как это делали древние купцы-воины. Ночевки - на берегу, в оборудованных кемпингах, с кухней, душем, аудио- и видеотехникой ... Много ещё можно подготовить привлекательного. Этот исторический путь не только познавателен, он прямо создан для патриотического воспитания. И, в конце концов, он, несомненно, - приключение! Приключение как рассказ и как участие. Его экскурсионная эффективность совершенно несомненна. Более того, чрезвычайно редка и ценна. Это действительно жемчужина какая-то, лежащая среди новгородских болот. Нужно только очистить и облагородить подступы к ней, точно так, как это сделал когда-то губернатор Муравьёв по отношению с целебному источнику Старой Руссы. И забил фонтан, который бьёт вот уже 150 лет!
И для этого отнюдь не надо ждать, пока государство выделит необходимые средства. Таких денег вообще может никогда не появиться. Наше нынешнее государство во многом не так устроено, как прежнее советское - ни в производственном отношении, ни в правовом - не концентрирует в своих руках все ресурсы, чтобы потом раздавать "всем сёстрам по серьгам". Но зато оно разрешает иметь ресурсы и пользоваться ими нам, частным лицам. Правда, в использовании этого нового права, в силу отсутствия навыков, особенно в нашей стране - много подводных камней. Этими "подводными", "лежачими" камнями очень часто выступаем мы сами, а уж чиновничество и подавно.
Для того чтобы нравственные и культурные запросы наших граждан могли удовлетворяться комфортно и полно, нужно перенести решение описанных проблем исторического наследия из затратной сферы в самоокупающуюся, из бюджетной в коммерческую. Нужно объявить тендер, т.е. конкурс фирм. Чтобы избежать "междусобойчика" и коррупции, тендер надо объявить серьёзный - за год, с приглашениями участвовать, размещёнными в нескольких новгородских и центральных газетах, и с отборочным жюри, составленном не из чиновников, а из представителей общественности и деятелей культуры и бизнеса. И тендер надёжный: люди, которые вложат в это деньги, должны быть уверены, что никакие вдруг принятые городской, областной и т.п. администрациями новые "постановления" или "вето" каких-то органов, не помешает вложенным деньгам совершить деловой оборот и вернуться к владельцам. И к тендеру надо допускать только фирмы с "историей", с уже имеющимся деловым оборотом и опытом. А не фирмы-однодневки, которые вполне могут быть созданы "влиятельными людьми" в корыстных целях как раз для этого случая.
Предложившей наиболее продуманный бизнес-план и наиболее выгодные и чёткие финансовые обязательства фирме по договору передаются соответствующие исключительные права и территории в аренду на длительный срок. Опираясь на этот договор, фирма сможет получить кредит и использовать его для расчистки русел, сооружения обзорных площадок, подъездных путей, кемпингов, для подготовки обслуживания и т.п.
Всё это более-менее очевидно, и здесь приведено лишь для того, чтобы напомнить, что причин провала подобного начинания может быть масса, и далеко не все они лежат на поверхности. Многое зависит от того, кто возьмётся за это дело, с какими намерениями, будет ли он защищён от лихоимных чиновников и бандитов. Всё это обеспечить на деле ой как непросто! И нашей второй целью на Новгородчине было разыскать родовое гнездо и поклониться памяти выдающегося россиянина, который ещё в 19 в. понял всю сложность задачи и инициировал широкие работы по достижению подлинной свободы в России.
Для этого мы отправились в Шимск. Точнее, к расположенным где-то в Шимском и Сольцовском районах и известным нам только по книгам памятным местам семьи князей Васильчиковых. Можно ожидать, что, порывшись в своей памяти, читатель не сразу или даже вообще не припомнит такой фамилии. И это естественно. Ибо всю нашу предыдущую жизнь нам рассказывали о деятельности совсем иного рода россиян. Не тех, что строили, а тех, что разрушали.
"В версте от Бора, - пишет в воспоминаниях сподвижник Столыпина, министр земледелия Борис Александрович Васильчиков,- при впадении реки Струпинки, над высоким обрывом берега Шелони стоит Струпинский погост, в церкви которого похоронены мои предки и родные пяти последних поколений нашего рода".
Автобус из Шимска довёз нас до центра небольшого села Бор, развернулся и укатил, чтобы вернуться второй раз лишь в конце дня. Дальше мы пошли пешком высоким берегом Шелони. Было раннее утро, полосы тумана лежали в низинах, вокруг, нам по пояс, стояли цветущие травы. Мысли были настроены на "исторический лад". Я ясно представил себе такое же росистое июльское утро перед битвой, происшедшей чуть выше по реке более пяти веков назад, в которой войска Новгородской республики потерпели окончательное поражение от московских полков Ивана III. Подумалось о, совершенно очевидно, не случайном совпадении, что спустя 400 лет на берегах той же реки, на земле древней русской свободы, князь Васильчиков и его единомышленники начали обратный поворот в нашей истории - к постепенному расширению народного самоуправления, т.е. к демократии. Но делалось это уже не мечём - и это совершенно правильно (ибо освобождение мечём неизбежно приводило к рабству мечу же - только другому) - а созданием условий и навыков самостоятельной деятельности для каждого россиянина в главном для свободы - в круге повседневных забот.
Тропа привела нас к небольшой роще, сразу за которой местность на небольшой площади образовывала глубокие провалы и крутые возвышения. Это были руины фамильной церкви Васильчиковых, покрытые, как и всё вокруг, цветущим лугом. Над самым речным обрывом возвышалась часть склепа. В траве лежало несколько плоских камней. Мы склонились над тем из них, где была более различимая надпись. Это была ощерблённая по краям, заросшая чертополохом гранитная надгробная плита начальника штаба героической Севастопольской обороны генерал-лейтенанта Виктора Илларионовича Васильчикова. Мы сгребли с плиты нанесённые ветром ветки и листья и постояли над ней молча минуту. Ураганы двадцатого века пронеслись над нашей землёй, раздробив даже камни. На могилах одной из знатнейших и заслуженных фамилий России растёт чертополох. Но если живы русские люди, живо их сознание, то не умрёт и память о выдающихся деятелях и героях, и это место появится на картах культуры.
Та же картина ждала нас и в последнем месте посещения на нашем пути. Километрах в двадцати от описанного кладбища, в пределах уже другого, Сольцовского района, лежит ещё одно родовое гнездо Васильчиковых - большое село Выбити. Оно было облюбовано старшим братом севастопольского героя, Александром Илларионовичем Васильчиковым - известным экономистом и деятелем земского самоуправления. Названием "Выбити" он помечал место создания своих книг.
К имению от трасы мы опять-таки долго шли пешком. Вот, наконец, низина и мост через реку Калошку. Рядом - старые рыборазводные пруды, теперь сплошь затянутые ряской. За ними на крутом берегу располагался когда-то комплекс построек и ухоженный парк. Теперь всё покрыто диким лесом. Из густых зарослей выглядывает то зияющий проём венецианского окна, то едва держащийся от ветхости античный портик, с колоннами и пилястрами. Всё это живо напоминает заросшие джунглями города древних ацтеков, куда телевизионные компании, следуя интересу телезрителей, охотно направляют киносъёмочные экспедиции. Разница, однако, в том, что здесь таких экспедиций не бывает.
От дворца 18 века осталась только северная часть - торец с эркером, за каменными глазницами окон которого, несущими следы былых пожаров, на втором этаже располагался кабинет князя Александра. В нём были написаны многие его труды, в том числе самый знаменитый из них - трёхтомник "О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений", ставший, как отмечали современники, учебником для российского земства. Рождавшиеся здесь мысли и книги намечали путь дальнейшего развития для освободившейся от крепостных порядков России. И она по этому пути постепенно пошла, да споткнулась в 1917 г. Сейчас, потеряв столетие, мы начинаем вторую попытку, но уже с большей ясностью в голове и большей надеждой. Ведь мы дети страны, которая, как сказал один из выдающихся деятелей нашей истории, "всё может".