Русская сага (Князь Алексей Васильчиков). Главы из романа65k "Статья"
Аннотация к разделу: АННОТАЦИЯ. 'Русская сага' - точно найденное название для литературно-публицистического сборника, описывающего народ в пути. Некогда Пётр Великий, умело перегруппировав доступные ресурсы, возвёл небольшую часть россиян на более высокий уровень образованности и самостоятельности для выполнения национального 'поручения' по подъёму управления, производства, армии и флота России. Это дало нам полтора столетия успехов. Но образовавшийся 'социальный крен', который не удавалось выправить, постепенно привёл страну к крушению. Уже давно назрела потребность во втором шаге, намного более трудном, - поднять на тот же уровень основную массу народа и тем выровнять корабль России. Известный земский деятель князь А.И. Васильчиков (деятельность которого стала предметом ряда моих научных исследований, публицистических заметок и художественных произведений) начал то успешное движение к развитию полноценной 'самодеятельности' рядового россиянина, раскрывающей силы всего народа, которое мы обязательно должны продолжить и завершить. Если мы пройдём в будущее, то только следуя традициям великороссов - засучив рукава и все вместе. Предлагаемый сборник объединён этой общей темой, общей заботой и общим чувством и включает следующие работы:
- 'Понимаем ли мы Россию?' (2014-15 гг.)- 'Как поднять русский бизнес?' (2016 г.)- 'Страна союзов' (2013 г.)- 'Страна мастеров' (2011 г.) - 'Как сделать союзниками совесть и кошелёк' (1993 г.) - 'Россия и Москва: патернальный синтез и книжный либерализм' (2012 г.)- 'Дорогие молодые бунтари!' (2013 г.)- 'Американцы не дают перестроить наш дом!' (2014 г.)- 'В начальном краю' (2008 г.)- 'Русская сага (Князь Алексей Васильчиков)', главы из романа (2008-09 гг.)
АННОТАЦИЯ. Враждебность Запада, не желающего допустить, чтобы мы как следует перестроили свой дом, понуждает нас на полную мощность разогнать наш внутрироссийский мотор, не только общественной, имеющей ограниченные возможности, но и частной инициативы. Но это не удаётся, из-за неумения, пассивности, взаимной изолированности россиян, их неспособности защитить честное поведение, честный труд от казнокрадов и мошенников, но также и от себя самих, всегда готовых недоделать, недоплатить и т.п., "потому что все так делают!". Нужно помочь нашим соотечественникам в ходе удовлетворения их собственных деловых, жизненных интересов, объединиться в сплочённые группы (товарищества, корпорации, территориальные локусы) взаимоподдержки лояльных, честных отношений, показать их выгодность, и они подавят коррупционный класс и коррупцию в собственных рядах.
Эта работа впервые была опубликована под названием "Случай чистого опыта, поставленный отечественной историей" в московском журнале "Знание - сила" Љ4 за 1993 г. - одном из флагманов общественной мысли тех лет - и представляет собой попытку дать очерк исторического опыта подлинной демократизации (т.е. вовлекающей в самодеятельность основные массы народа) как средства подъёма России. Это наш отечественный опыт и потому особенно поучителен, более того - удачен и потому несёт надежду. Конечно, теперь он может послужить лишь ориентиром и должен быть превзойдён. Для этого у нас есть все предпосылки, а самоотверженные, увлечённые люди для конкретной работы на благо страны всегда в России найдутся - лишь бы был понят гигантский масштаб и высокий смысл задачи.
Работа содержит ёмкое и одновременно краткое изложение концепции своеобразия России, которое влечёт за собой конфликт с Западом и требует безотлагательного полномерного выведения на историческую арену самых широких слоёв населения на уровне "самодеятельности" при тесном взаимодействии с патернальной властью. Лишь это обеспечит стабильность при полном развёртывании сил. Полное название этой своеобразной статьи-письма: "Понимаем ли мы Россию? Письмо бывшего интеллигента к однокашнику, уехавшему в Америку, ставшее одновременно посланием в собственную юность". Написана и размещена в интернет-журнале "Русский переплёт" в конце 2014 г., а летом 2015 г. переработана, сокращена и в таком виде вошла в опубликованный осенью 2015 г. одноимённый сборник автора.
АННОТАЦИЯ. Статья написана как отклик на внезапные и бурные, направленные против возвращения к президентской власти Владимира Путина, выступления зимой 2011-12 гг., проведенные, главным образом, представителями преуспевающих социальных слоёв Москвы, сформировавшихся в ходе хаотичного "обуржуазивания" в постсоветскую эпоху. В них чувствовался кардинально иной темп, ритм и направление, по сравнению с путинским восстановлением России. Они прямо указывали на Запад, на "цивилизованные" образцы и требовали, чтобы власти, как перчатки, как "ночной сторож" сменялись по желанию "народа", а на самом деле некой активной группы, вышедшей на улицы. Но мы это "уже проходили" - и в 1910-х, и в 1990-х. И это внушает тревогу. Её лучше всего объяснит метафора, которую я перенесу сюда из основного текста. Когда-то, переходя жить в воды океана, млекопитающие выработали мощный движитель в новой среде - хвост, колеблющийся в вертикальной плоскости. И это при том (о, ужас!), что у царей водной стихии - акул - хвост работал в горизонтальном направлении. Что было бы, если бы тут же явились энергичные "либеральные" хирурги и стали резать и переставлять хвосты? Они залили бы море кровью, уничтожили открывшуюся возможность для жизни и загнали эволюцию в тупик. А так появились дельфины - более симпатичные, перспективные и плавающие куда лучше всех давних акул демократического моря. Мы сейчас проходим "свои университеты". Идя своим путём, россияне внесли и ещё внесут в порыв, в живучесть, в достижения человечества свой вклад (в том числе вразумляя чересчур зарвавшихся покорителей из того же Запада), который за них не выполнит никто. Но для этого не надо выкручивать нам руки!
АННОТАЦИЯ. Читатель с первых строк застаёт героя романа - представителя знаменитой российской фамилии воинов и администраторов - среди роскошной крымской природы, но в буквальном смысле на тропе войны. Он и его боевые товарищи, всё русское войско воюют умело и доблестно, следуя заветам предков, но всё же проигрывают войну. После полутора веков побед Россия оказалась неспособной противостоять новым технологиям, новой организации общества и экономики, достигнутым её соперниками. Васильчиков возвращается в Петербург и, несмотря на открывающуюся высокую карьеру в министерстве, женится и уезжает в деревню. Уезжает в фамильное гнездо Новгородчины, к быстрым каменистым рекам, глубоким тёмным озёрам, к прекрасной охоте. Но главным образом работать. Вместо допотопного помещичьего и крестьянского земледелия, создать образцовое хозяйство и тем, со своей стороны, помочь России соразмерить свой шаг с шагом цивилизации. "Уезжаю землю пахать,- отвечает он на вопрос боевого товарища.- И пахать её как можно лучше". На этом заканчиваются первые две главы этой жизненной саги, которая связана неразрывно с сагой Отечества.
Когда-то мастера, обходя забронзовевших феодалов, подняли знамя свободы в Европе и добились победы. Потом наступило время фабричного и даже конвеерного производства - отвратительное время, отмеченное разрушительными бунтами, мировыми войнами и тоталитарными режимами. Теперь, в постиндустриальную эпоху общедоступности предпринимательства и знаний суверенный работник -knowledge-worker, мастер - начинает продвигать нас дальше, на следующую ступень достоинства и осмысленной жизни. Этот путь пригоден для всех слоёв и не заужен ни полем мелкого производства, ни руслом т.н. "высшего образования". За долгие годы жизни я вполне убедился, что человеку - любому человеку - нужны крылья. Ему недостаточно красной икры, белого хлеба с маслом и поездок на турецкие пляжи. Ему нужны - и даже нужнее - крылья достойной, осмысленной жизни. Поприще суверенного работника даст ему то и другое. Крепнущий социальный слой "суверенных работников" - наша новая и главная надежда на пути к демократизации и отсюда к мощи и благосостоянию России.
Публицистическая реплика, написанная по конкретному поводу, содержит ряд давних мыслей автора касательно национальной стратегии как давней, так и современной России.