Подольская Вероника Константиновна: другие произведения.

В русле веры и света

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:

Пасха [Вероника Подольская]
  
   Соблазны жизни или её тяготы нередко уводят человека от Бога, окружают устрашающим одиночеством. В лирической поэзии это проявляется наиболее отчётливо. Если автор не утратил ощущение многовековой христианской традиции, то такое качество волей-неволей отражается в каждом его произведении. Подтверждая мысль, могу привести в качестве примера творчество Дмитрия Гавриленко. Именно он представил божественную сущность в разных проявлениях, но с поразительной, заслуживающей восхищения целостностью. Ведь и правильность, и неправильность мира обладают некой общей гармонией, поскольку в равной мере соответствуют замыслу Творца.
   Я с восхищением читала стихотворение 1983 года. Более чем тридцатилетняя давность его не уменьшила красоту строк и запечатлённого в них чувства:
  Расцвели засохшие сады
  Не от солнца, не от Первомая.
  Почему - я сам не понимаю -
  Расцвели засохшие сады.
  Может быть, весенняя вода
  Корни и сердца их воскресила.
  Всем на свете, как святая сила,
  Может быть весенняя вода!
   Поэту тогда исполнилось только двадцать шесть лет. Проявил же он не только мастерство, но и прозорливость, зрелое и живое ощущение христианской традиции. Весенняя эйфория выразила себя в том, что расцвели даже те сады, которые казались засохшими либо такими и были. Антропоморфизм близок вере во Христа, чудодейственной Пасхе. Она даёт необыкновенное ощущение близости к Богу и природе. Повторы двух строк усиливают его, вытесняя из души читателя иные чувства.
   Я бы не стала придавать тут особое значение олицетворению как художественному приёму. Бог вездесущ, он рядом с нами и в нас самих. Дмитрий Гавриленко утончённо даёт понять об этом, оживляя, возвышая реалии, в частности, "весеннюю воду". При этом использует вводные слова "может быть", означающие в контексте предположение. Ещё бы! Ведь речь идёт о воскрешении "корней и сердец" деревьев. После появления в предпоследней строчке сравнения "как святая сила" исчезает всякое сомнение, пропуская вперёд оптимистическое, по-христиански светлое начало. Христос Воскрес - это большое чудо для людей, маленькое чудо - цветение едва очнувшихся после зимы садов.
   В других стихотворениях христианская тема выходит на первый план, подчиняя себе, по замыслу автора, каждую художественную деталь. В 2001 году поэт написал "Пасху", где антропоморфизм, обусловленный верой, получил дальнейшее развитие:
  Светлый день Воскресенья Христова,
  День весны и весеннего сна,
  Не волшебного сна, а простого,
  Даль в котором ясна.
  В тихом сне все событья известны.
  Шла осинка из леса в село,
  Шла, раскинув наряд свой прелестный,
  Словно чудо зеленое шло.
  Свет не клином, а стежки-дорожки
  Разбежались и снова сошлись.
  Как звенят у осинки сережки!
  Родились - да и свесились вниз.
  Все проселки забытые - тезки,
  Не пустуют они никогда.
  Как сережки звенят у березки!
  Ты откуда идешь и куда?
  Шли по разным проселкам. И что же?
  Вдруг сошлись в середине села
  И узнали друг дружку. Похоже,
  Их земля благосклонно свела.
  Обнялись восхищенно сережки,
  Похристосовались меж собой
  И остались цвести у дорожки
  И зеленой, и желтой гурьбой.
   "Весенний сон" - чуткий и красноречивый, что связано как с Пасхой, так и с природой, которая проявила только первые признаки пробуждения. Поэту их оказалось достаточно, чтобы воспеть гармонию, дарованную свыше. Я не раз проходила мимо цветущих вместе осинок и берёзок. Никогда бы не подумала в этой связи о Воскресении Христовом. Дмитрий Гавриленко посмотрел глубже и дальше меня, раздвинул границы чуда, символизируемого обычно веточкой вербы.
   Осинка и берёзка оказались рядом, а для автора - это уже мотив встречи лесных гостей, пришедших в село. Они прекрасны, подобная красота может появиться только в лесу, на их малой родине, у самых истоков. Это поистине чудо, которому поэт легко находит основание: "Свет не клином, а стежки-дорожки Разбежались и снова сошлись...". Антитеза изменённому фразеологическому обороту (свет сошёлся клином) поворачивает тему иной гранью, а именно: насущной необходимостью единства, целостности, что важно и для религии, и для общества, и для искусства.
   Антропоморфизм развивается в русле веры и света. Серёжки становятся основной приметой весны и праздника, они "похристосовались меж собой". Пасха обрела конкретное выражение действием - глаголом прошедшего времени, и оно осуществляется как завершение удачно использованного автором олицетворения. А последние строки низводят с пасхальной высоты в мир обыкновенной природы: деревья "остались цвести у дорожки". Продолжается жизнь.
   Бурная праздничная радость звучит и в других стихах Дмитрия Гавриленко, освящённых признанием незыблемости христианских ценностей, которые благополучно провели многие народы сквозь тернии бытия. Особенно эмоциональны и значимы короткие строки 2006 года:
  Христос воскрес,
  Сияй окрест,
  Свети в груди.
  Голгофы крест
  Не впереди.
  Из разных мест
  Христос воскрес
  Несётся вширь,
  Стремится вверх...
  Прекрасен мир,
  Живи и верь!
  И эта весть -
  Христос воскрес -
  Из тьмы, где грех,
  До нас дошла,
  Учила всех
  И берегла.
  Христос воскрес!
  Сияй окрест,
  Свети в груди.
  Голгофы крест
  Не впереди.
   "Христос воскрес" как пасхальное приветствие по многу раз повторяется верующими в праздничные дни. Поэт счёл нужным повторить его в коротком стихотворении четыре раза, однако каждый повтор имеет свои оттенки - зеркальные отражения, проникающие в сердцевины чутких сердец. Не случайно последнее повторение сопровождается восклицательным знаком, то есть полностью превращается в пасхальное приветствие и неуёмную радость каждого христианина: "Голгофы крест Не впереди".
  Вероника Константиновна Подольская,
  г. Москва
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) А.Респов "Эскул Небытие Варрагон"(Боевая фантастика) С.Панченко "Warm"(Постапокалипсис) М.Снежная "Академия Альдарил: роль для попаданки"(Любовное фэнтези) А.Емельянов "Мир Карика 9. Скрытая сила"(ЛитРПГ) В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2"(Боевик) Д.Дэвлин, "Потерянный источник"(Любовное фэнтези) И.Громов "Андердог - 2"(Боевое фэнтези) А.Респов "Небытие Бессмертные"(Боевая фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"