Подольская Вероника Константиновна: другие произведения.

В русле веры и света

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
 Ваша оценка:

Пасха [Вероника Подольская]
  
   Соблазны жизни или её тяготы нередко уводят человека от Бога, окружают устрашающим одиночеством. В лирической поэзии это проявляется наиболее отчётливо. Если автор не утратил ощущение многовековой христианской традиции, то такое качество волей-неволей отражается в каждом его произведении. Подтверждая мысль, могу привести в качестве примера творчество Дмитрия Гавриленко. Именно он представил божественную сущность в разных проявлениях, но с поразительной, заслуживающей восхищения целостностью. Ведь и правильность, и неправильность мира обладают некой общей гармонией, поскольку в равной мере соответствуют замыслу Творца.
   Я с восхищением читала стихотворение 1983 года. Более чем тридцатилетняя давность его не уменьшила красоту строк и запечатлённого в них чувства:
  Расцвели засохшие сады
  Не от солнца, не от Первомая.
  Почему - я сам не понимаю -
  Расцвели засохшие сады.
  Может быть, весенняя вода
  Корни и сердца их воскресила.
  Всем на свете, как святая сила,
  Может быть весенняя вода!
   Поэту тогда исполнилось только двадцать шесть лет. Проявил же он не только мастерство, но и прозорливость, зрелое и живое ощущение христианской традиции. Весенняя эйфория выразила себя в том, что расцвели даже те сады, которые казались засохшими либо такими и были. Антропоморфизм близок вере во Христа, чудодейственной Пасхе. Она даёт необыкновенное ощущение близости к Богу и природе. Повторы двух строк усиливают его, вытесняя из души читателя иные чувства.
   Я бы не стала придавать тут особое значение олицетворению как художественному приёму. Бог вездесущ, он рядом с нами и в нас самих. Дмитрий Гавриленко утончённо даёт понять об этом, оживляя, возвышая реалии, в частности, "весеннюю воду". При этом использует вводные слова "может быть", означающие в контексте предположение. Ещё бы! Ведь речь идёт о воскрешении "корней и сердец" деревьев. После появления в предпоследней строчке сравнения "как святая сила" исчезает всякое сомнение, пропуская вперёд оптимистическое, по-христиански светлое начало. Христос Воскрес - это большое чудо для людей, маленькое чудо - цветение едва очнувшихся после зимы садов.
   В других стихотворениях христианская тема выходит на первый план, подчиняя себе, по замыслу автора, каждую художественную деталь. В 2001 году поэт написал "Пасху", где антропоморфизм, обусловленный верой, получил дальнейшее развитие:
  Светлый день Воскресенья Христова,
  День весны и весеннего сна,
  Не волшебного сна, а простого,
  Даль в котором ясна.
  В тихом сне все событья известны.
  Шла осинка из леса в село,
  Шла, раскинув наряд свой прелестный,
  Словно чудо зеленое шло.
  Свет не клином, а стежки-дорожки
  Разбежались и снова сошлись.
  Как звенят у осинки сережки!
  Родились - да и свесились вниз.
  Все проселки забытые - тезки,
  Не пустуют они никогда.
  Как сережки звенят у березки!
  Ты откуда идешь и куда?
  Шли по разным проселкам. И что же?
  Вдруг сошлись в середине села
  И узнали друг дружку. Похоже,
  Их земля благосклонно свела.
  Обнялись восхищенно сережки,
  Похристосовались меж собой
  И остались цвести у дорожки
  И зеленой, и желтой гурьбой.
   "Весенний сон" - чуткий и красноречивый, что связано как с Пасхой, так и с природой, которая проявила только первые признаки пробуждения. Поэту их оказалось достаточно, чтобы воспеть гармонию, дарованную свыше. Я не раз проходила мимо цветущих вместе осинок и берёзок. Никогда бы не подумала в этой связи о Воскресении Христовом. Дмитрий Гавриленко посмотрел глубже и дальше меня, раздвинул границы чуда, символизируемого обычно веточкой вербы.
   Осинка и берёзка оказались рядом, а для автора - это уже мотив встречи лесных гостей, пришедших в село. Они прекрасны, подобная красота может появиться только в лесу, на их малой родине, у самых истоков. Это поистине чудо, которому поэт легко находит основание: "Свет не клином, а стежки-дорожки Разбежались и снова сошлись...". Антитеза изменённому фразеологическому обороту (свет сошёлся клином) поворачивает тему иной гранью, а именно: насущной необходимостью единства, целостности, что важно и для религии, и для общества, и для искусства.
   Антропоморфизм развивается в русле веры и света. Серёжки становятся основной приметой весны и праздника, они "похристосовались меж собой". Пасха обрела конкретное выражение действием - глаголом прошедшего времени, и оно осуществляется как завершение удачно использованного автором олицетворения. А последние строки низводят с пасхальной высоты в мир обыкновенной природы: деревья "остались цвести у дорожки". Продолжается жизнь.
   Бурная праздничная радость звучит и в других стихах Дмитрия Гавриленко, освящённых признанием незыблемости христианских ценностей, которые благополучно провели многие народы сквозь тернии бытия. Особенно эмоциональны и значимы короткие строки 2006 года:
  Христос воскрес,
  Сияй окрест,
  Свети в груди.
  Голгофы крест
  Не впереди.
  Из разных мест
  Христос воскрес
  Несётся вширь,
  Стремится вверх...
  Прекрасен мир,
  Живи и верь!
  И эта весть -
  Христос воскрес -
  Из тьмы, где грех,
  До нас дошла,
  Учила всех
  И берегла.
  Христос воскрес!
  Сияй окрест,
  Свети в груди.
  Голгофы крест
  Не впереди.
   "Христос воскрес" как пасхальное приветствие по многу раз повторяется верующими в праздничные дни. Поэт счёл нужным повторить его в коротком стихотворении четыре раза, однако каждый повтор имеет свои оттенки - зеркальные отражения, проникающие в сердцевины чутких сердец. Не случайно последнее повторение сопровождается восклицательным знаком, то есть полностью превращается в пасхальное приветствие и неуёмную радость каждого христианина: "Голгофы крест Не впереди".
  Вероника Константиновна Подольская,
  г. Москва
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com С.Панченко "Warm"(Постапокалипсис) Л.София, "Как вылететь из Академии за..."(Любовное фэнтези) В.Казначеев "Искин. Игрушка"(Киберпанк) С.Нарватова "4. Рыцарь в сияющих доспехах"(Научная фантастика) Е.Флат "Невеста из другого мира"(Любовное фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Путь офицера."(Боевое фэнтези) Д.Сугралинов "Level Up. Нокаут 2"(ЛитРПГ) К.Юраш "Призрак самого Отчаяния"(Постапокалипсис) Deacon "Черный Барон"(Боевая фантастика) В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик)
Хиты на ProdaMan.ru Отверженная. Печурина МарияМилашка. Зачёт по соблазнению. Сезон 1. Кристина АзимутМагия обмана. Ольга БулгаковаНа страже Пустоты. Белая Лилия АльшерКороли долины Гофер. Светлана ЕрмаковаГостья Озерного Дома. Наталья РакшинаАкадемия магии: о чем молчат зомби. Оксана ИвченкоОсобенности драконьего хобби. Сезон 1. Яна ЧерненькаяМой парень — козёл. Ника Веймар��ЛЮБОВЬ ПО ОШИБКЕ. Любовь Чаро
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
С.Лыжина "Драконий пир" И.Котова "Королевская кровь.Расколотый мир" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Пилигримы спирали" В.Красников "Скиф" Н.Шумак, Т.Чернецкая "Шоколадное настроение"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"