Подымалов Андрей Валентинович : другие произведения.

А здесь тебе не там

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


А ЗДЕСЬ ТЕБЕ НЕ ТАМ

  
   Часть 1. ФЕНОМЕНЫ
  
   Одиночество, как плата за прогресс
  
   Современный мир дает немало возможностей приобщиться к богатствам мировой культуры. Самые разнообразные информационные технологии позволяют насладиться видами практически любого уголка земного шара, почти мгновенно получить информацию по обширному кругу интересующих людей вопросов. Расстояния, как в пространстве, так и во времени, сжались до минимума. Технические средства способны создать иллюзию сопричастности происходящему на экране.
   Казалось бы, мир находится на пути к благоденствию. И лишь немногие понимают, что это - путь в никуда. Индустрия информационных технологий все дальше уводит человечество в мир иллюзий. Уйти в этот мир несложно - гораздо тяжелее выйти назад.
   Однако, это не самая главная опасность.
   Человечество распадается как общность, особенно та его часть, которая считается наиболее цивилизованной. Она становится все более аморфной, теряет национальные стержни. Каждый отдельный человек становится все менее зависим от окружающего общества.
   "Хлеба и зрелищ!"
   Вы думаете, просто так родился этот лозунг? Это - основное, что нужно людям всегда. - Быть сытым и развлекаться.
   Рассмотрим первый постулат - хлеб.
   Просто так он не появится. Его нужно произвести или обменять на результаты своего труда. То есть, необходимо участвовать в общественном производстве, в тех или иных производственных процессах.
   Современные производственные процессы, как и прежде, состоят из совокупности отдельных операций. Однако, если раньше каждый такой процесс был более слитен, когда обслуживающие его люди видели взаимосвязь хотя бы соседних элементов, а, в большинстве случаев, и конечную цель, то современное производство давно ушло от этого. Цепочки операций в своей видимой части оказались разорваны. Особенно наглядно это проявляется в том случае, когда отдельные составляющие производства какого-либо продукта могут находиться в разных частях земного шара.
   Казалось бы, что здесь особенного? Тем более, что это обычно продиктовано экономической целесообразностью.
   На самом деле все не так просто. Производство и обслуживающие его люди становятся как бы единым целым, взаимно влияя друг на друга. Видимый разрыв элементов производства при этом ведет к разрыву общности обслуживающих его людей. В результате общность распадается на отдельные группы, хотя это не сразу бросается в глаза.
   Свою лепту вносит и автоматизация. Если раньше на производствах, особенно непрерывных, ценились опыт и квалификация отдельных исполнителей, которые, именно в силу обеспечения непрерывности, вынуждены были иметь представление о том, какие операции выполняют их соседи, то автоматизация производства сводит это требование до минимума.
   Технические устройства из помощника человека превращаются в его господина. Да, они значительно облегчают труд, но делают человека своим придатком. А в социально-психологическом плане этот процесс наносит самый сокрушительный удар по общности людей, дробя уже отдельные группы на составляющих их особей.
   Не подумайте, что я призываю вернуться к архаическим способам организации труда. Ничего подобного. Даже если бы кто-то и захотел это сделать, то это было бы возможно только в одном случае: неожиданная и полная потеря наработанных технологий вследствие каких-либо катастроф планетарного масштаба. Во всех остальных случаях современные луддиты обречены на еще большее поражение, чем прежде.
   Просто я хочу показать, что ничего не дается даром. Тем более, прогресс. И цена за него - увеличение разобщенности, одиночество. Насколько велика эта цена, мы узнаем гораздо позже. Хотя определенные выводы можно делать уже и сейчас. Возможно, окажется, что мы переплатили.
   Перейдем теперь к зрелищам.
   Ну, здесь все намного проще. По идее, не надо больше ходить в кинотеатры, на спектакли, в музеи, в филармонии. Все можно увидеть дома на экране.
   И все же люди, хоть и значительно реже, но продолжают посещать массовые зрелищные мероприятия. И дело не только в том, что они предпочитают "живое" зрелище его суррогату. Психология массовых мероприятий имеет свои характерные черты, связанные с коллективным бессознательным, когда создается особая эмоциональная обстановка, как бы объединяющая всех, участвующих в действе, в единое целое.
   При определенных условиях и при превышении по количеству некоего "порогового" значения скопления людей способны вести себя как единый целостный организм. На уровне подсознания в каждом из нас заложено стремление хоть иногда почувствовать себя в составе общности, в составе целого, ощутить иллюзию защищенности, что способствует входу в определенное гипнотическое состояние и достижению комфорта с переходом в эйфорию.
   Поэтому достижения прогресса в части зрелищ имеют двоякое значение. Во-первых, они способны представить весьма обширный спектр зрелищ в индивидуальном порядке, что ведет к усилению разобщенности. Во-вторых, на массовые зрелища они способны собрать гораздо большую аудиторию, чем раньше.
   И первое, и второе - "не есть хорошо".
   С первым - более-менее понятно. Со вторым - немного сложнее. Создавая иллюзию общности, оно подменяет понятия и возвращает человека в сумеречное состояние первобытности, в мир условных рефлексов, открывая широкие возможности для манипулирования его поведением.
   Однако в данном случае я отвлекаюсь от темы. От темы одиночества.
  
   Безболезненно принять одиночество способны только единицы. Для подавляющего большинства это - нарушение комфортности. Человеку, как любому животному, нарушению комфортности свойственно сопротивляться. Рождается протест. И этот протест выплескивается на окружающих. В том или ином виде. В основном на близких. Из-за недостатка внимания с их стороны.
   Одиночество - это не только беда. Или проблема. В то же время это и шанс. Шанс выйти из состояния первобытного стада.
   Не тешьте себя иллюзией общности. Ее уже давно нет. Ее убил прогресс. Ведь общность - это всего лишь способ защиты от внешних угроз.
   Вы не интересны почти всем людям, окружающим вас. В том числе, и самым близким.
   Слушайте свою душу. Когда она начнет звенеть, значит, вы на правильном пути. На пути к себе.
  
   Десять причин, заставляющих жить
      -- Инстинкт жизни
      -- Страх смерти
      -- Надежда на лучшее
      -- Забота о ближних
      -- Слабости и страсти (в том числе, хобби и секс)
      -- Наличие собственности
      -- Незавершенные дела
      -- Невыплаченные долги
      -- Неверие в будущую жизнь
      -- Страх расплаты за грехи
   А, вообще-то, смерти боится не душа, а тело. Тело, как совокупность живых организмов, прекрасно знает, что для него на этом все действительно заканчивается.
  
   Должность
  
   Должность - это жупел, затасканный мундир из ателье проката. Временно свободная должность похожа на логово почившего в бозе зверька, где еще не выветрился его запах.
   А как возбужденно попискивают другие зверьки, стремящиеся занять освободившееся место! Какие здесь полеты страсти, какие буйные фантазии, какие искры мысли и фейерверки поступков - на зверьковом, конечно, уровне.
   А что происходит, когда отданный на заклание зверёк не успел благоразумно убраться из логова - с каким упоением его рвут на части возжелавшие должности!
   Ну, что поделаешь? - Такова зверьковая психология.
  
   Запах
  
   Мы много чего сохранили от первобытного стада. В том числе и сигнальные "маячки" привлечения особи противоположного пола. Как в первобытном стаде самец мог определить, готова ли самка к спариванию, и как сейчас это по-прежнему определяется в животном мире? Только по запаху. Немаловажное значение имело и то, хочет ли самка спариваться именно с этим самцом, или она его отвергнет. Для доминантного самца это было не так важно - он мог "взять" самку, не особо заботясь о ее благорасположении. Другое дело - самец среднего и низшего ранга. Поэтому умение ориентироваться в запахах самок играло большую роль в деле передачи генов потомству. Конечно, человек ушел от этого на определенное расстояние. Но сигнальный "маячок" остался. Правда, он перестал играть определяющую роль во взаимоотношениях полов. Хотя отдельные мужчины способны абсолютно точно определять, согласится женщина на интимную близость или, скорее всего, откажет. Если она хочет этого мужчину, то сексуальное желание способствует бурному образованию пахучих веществ, которые через поры кожи и потовые железы выделяются в окружающее пространство. Вносят свою лепту и половые органы. Начинает более обильно выделяться смазка, которая также имеет запах, цель которого - привлечь и возбудить самца....... Конечно, женщина делает это не специально. Это просто один из элементов полового механизма, заложенного еще в незапамятные времена....
   Если вы чувствуете, что от женщины исходит волнующий запах, а других мужчин рядом нет, то можете быть уверены: 1) она хочет вас, 2) она не прочь иметь от вас потомство.
  
   Нагота
  
   Представьте, что в троллейбусе или автобусе, где вы возвращаетесь с работы жарким и душным летним днем, все вдруг оказались голыми. И без того испытываешь не самые приятные чувства, когда тебя прижмут к какой-нибудь потной и липкой массе, а здесь еще такое....
   Представьте, что в большом конференц-зале на некоем торжественном заседании все сидят голые...
   Представьте, что по улице рядом с вами и навстречу вам также идут голые люди....
   Тощие и обвислые груди, либо, наоборот, тяжелые колыхающиеся шары. Обвислые животы, целлюлит, "пивные" пузы мужиков. Худоба и пышные телеса. Подмышки и промежности, поросшие волосами. И - запах потных немытых тел. И - уродливые, в основной своей массе, фигуры....
   Как скоро вы начнете испытывать отвращение и презрение ко всему человечеству?
   Только лишь одежда, в которую мы усердно запаковываемся, разнообразит нас и скрывает наше уродство. Убери ее - и мы становимся беззащитны, превращаясь в самое обычное стадо коллективных животных. Отличие лишь в одном: животные этого не понимают, а нас это способно швырнуть на несколько порядков вниз по эволюционной лестнице.
   Так кто же мы???
   Тварь
  
   Мы уже привыкли, услышав это слово, представлять себе некое существо, не очень чистоплотное, по большей части кровожадное, как бы, не от мира сего, представляющее опасность для всего окружающего.
   И, если этим эпитетом награждается какой-либо человек, то, значит, он достиг крайней степени беспринципности, готовый подло напасть из-за угла, готовый растерзать и сожрать ближнего своего.
   Наделенный разумом, обычно изощренным и безжалостным, он гораздо опаснее любых вурдалаков из фильмов ужасов и инопланетных существ, несущих инородный образ жизни. Опаснее потому, что бездны его души прикрыты благообразной личиной внешности.
   Вот интересно, почему же так сместились акценты? Что стало этому причиной? Ведь изначально слово "тварь" носило совсем иной смысл.
   БОЖЬЯ ТВАРЬ.
   БОЖЬЕ ТВОРЕНИЕ.
   Неисповедимы пути лингвистики...
  
   Надолго ли собаке...
  
   Конечно, ненадолго. Потому, как, при всей ее сноровке, при всем ее уме, так и сквозящем в преданных собачьих глазах, она по своей натуре как была дурой, так ей и останется.
   "Пуля - дура, а штык - молодец!" - Александр Суворов.
   "Собака - дура, а кот - молодец!" - это я сказал.
   Дайте коту стеклянный ... - и он его сохранит и приумножит. А собака разобьет его о ближайший же камень. А потом помчится с воем, делая самый ближний круг в сто километров.
   И никто мне не докажет обратное. Ибо видел я кота, ловящего падающие снежинки и играющего с ними, и видел я пса, ловящего собственный хвост. В последнем случае - уродство, и ничего более.
   В башке у собаки нет мыслей. Есть лишь рефлексы и тупость.
   Я говорил со своим котом, и он меня понимал. И был ничем не глупее человеческих особей.
   Позовите собаку вечером на улицу только по той причине, что вам надо сходить по нужде, а одному страшно. Она пойдет, но не потому, что поняла ваши слова - у нее лишь рефлекс на вечернюю прогулку. Я, ради интереса, приглашал своего кота, и он, с большой неохотой, но сходил вместе со мной. И это при том, что он лежал, разнежившись, у горячей печки и сладко дремал.
   Когда нам надо было переезжать в город, а кот уже был весь больной и старый, с одного бока у него постоянно тек гной (последствия занесенной инфекции после одной из драк с пятью котами за самку, которая все же выбрала его), я просто сел перед ним на пол и, глядя в его глаза, попросил его умереть.
   В его ответном взгляде я прочитал такую боль и страдание, что чуть не захлебнулся собственными словами. Мне стало очень плохо, но я выдержал...
   На второй день он ушел...
   И не надо мне ничего говорить про собак....
  
   Виртуальное общение
  
   Виртуал непрошено вторгся в нашу жизнь. И вот уже виртуальное и реальное стали настолько тесно переплетаться, что временами трудно определить границы между ними. Особенно это коснулось такого вида отношений между людьми, как общение. Благодаря Интернету, в наш быт вошли форумы, чаты, "аськи", "жабы", "мыло", конференции.
   Человек по своей сути остался стадным животным, и общение с себе подобными является одним из основных условий, позволяющих ему позиционировать себя в окружающем мире.
   Феномен виртуального общения еще потребует своего отдельного исследования. Не претендуя на детальность, а, тем более, на научный подход к данной проблеме, и не нагружая вас доказательствами и глубокомысленными сентенциями, я все же постараюсь осветить ее некоторые аспекты.
   Когда участникам интернетовских конференций задают вопрос, чем их привлекают эти самые конференции, то самыми распространенным ответом является следующий: они туда приходят, прежде всего, за информацией. Однако позволю себе с этим не согласиться. Все-таки эту причину я не стал бы ставить на первое место. Потому, что человечество всегда платило за прогресс достаточно высокую цену, и эта цена имеет тенденцию к росту. В данное время эта цена определяется тем, из-за чего люди идут в виртуал. А именно:
  
      -- Недостаток общения в реале.
   Большинство из тех, кто приходит в виртуальное общение, в реале достаточно одиноки. Порывы их души не встречают отклика в ближайшем окружении. Поэтому им одна дорога - в виртуал.
   ЗДЕСЬ - ТАМ.
   И если над этим задуматься всерьез.... Я знаю, вам не понравится то, что я сейчас сказал. И вы будете это оспаривать. И только лишь потому, что - это правда. Правда, в которой вы боитесь признаться самим себе.
   Именно недостаточность общения в реале я поставил бы первым пунктом в объяснении феномена виртуального общения. И, если уж расставлять приоритеты, то далее они располагаются следующим образом.
  
      -- Отвлечение от быта.
   Окунувшись в виртуал, можно хоть ненадолго уйти от обыденности, забыть о проблемах, отвлечься от мыслей о том, где достать денег, чтобы купить одежду, новый телевизор, что опять не удалось съездить отдохнуть. Забыть, хотя бы на время, о болячках...
   Да мало ли что может тревожить, не давать покоя.
  
      -- Возможность найти человека, который сможет тебя понять.
   Я не открою секрет Полишинеля, если скажу, что в ближайшем окружении человека, имеющего "на одно измерение больше, чем нужно этому ленивому и непритязательному миру" (вольно перефразируя Германа Гессе), навряд ли найдутся люди, близкие ему по духу и разделяющие движения его души. Имеющиеся исключения лишь подтверждают общее правило. И именно Интернет дает шанс отыскать такого человека, даже если вас разделяют тысячи километров.
  
      -- Возможность высказать свое мнение, не опасаясь, что тебя перебьют либо выставят в смешном свете.
   Все мы встречали в жизни людей, которые слышат только самих себя, которые других бесцеремонно перебивают, которые ценят только собственное мнение. Но это еще полбеды, если ты не можешь высказаться. Гораздо хуже другое, когда ты видишь, что твои мысли никого не интересуют, и поэтому, едва начав приводить аргументы, ты понимаешь, что это никому неинтересно.
   Вот если бы разговор шел о погоде или урожае на даче, у тебя был бы шанс вставить несколько слов.
   В виртуальном же общении есть возможность аргументировано высказать свое мнение, подправить стиль речи и даже, при желании...
  
      -- Полюбоваться собой, показать себя, т.е. самоутвердиться.
   Ну, что греха таить, все мы в той или иной мере подвержены этой слабости. По большому счету, в этом нет ничего плохого: самоутверждение - один из законов, по которым развивается человеческое сообщество. Если ты эрудирован - твою эрудицию оценят. Если у тебя есть чувство юмора - это тоже не останется незамеченным. Если ты коммуникабелен - у тебя появится много друзей и хороших знакомых. В общем, в этом плане виртуал дает возможность заявить о себе. И смыкается с таким понятием, как ....
  
      -- Реализация нереализованных возможностей.
   В принципе, в том или ином виде об этом говорилось ранее. Выделил же я этот пункт лишь потому, чтобы дать определение публичности в применении к виртуалу. Конференции посещает масса людей, но лишь крайне небольшой их процент в этих конференциях вступает в дискуссии. Почему? Да просто потому, что в "разговоры" вступают лишь публичные по своей натуре люди. В хорошем смысле этого слова. Те, кого не удовлетворяет роль пассивных созерцателей. Те, кто по своей натуре не могут находиться в тени.
   Но... Скорее всего, эти люди занимаются в жизни не тем, к чему были предназначены. Они сами это смутно чувствуют, и потребность реализации заставляет их "говорить".
   А как же быть с теми, кто только "слушает", вернее, читает? А вот для них виртуальное общение и есть .....
  
      -- Информация
   Все-таки тех, кто приходит за информацией, гораздо больше. Тогда почему же я информацию поставил в приоритетах лишь на седьмое место? А потому лишь, что, если бы не было причин и приоритетов, указанных выше, этим людям просто некуда было бы "ходить" за информацией.
   Ведь информация в Интернете не появляется сама по себе. Ее кто-то должен разыскать и поделиться ей. Перед этим ее надо перевести в электронный вид. Зачастую человек, который этим занимается, не получает никаких материальных выгод. Задайте себе вопрос: почему он это делает?
  
   Что касается других аспектов, которые не требуют доказательств и осмысления, то можно выделить следующие:
   - развлечение;
   - иллюзия вседозволенности и безнаказанности, когда ты можешь оскорбить оппонента, не рискуя получить вполне материальный ответ.
  
   В виртуале часто зарождаются дружба, а иногда и любовь, которые могут переходить и в реальную плоскость. Но здесь уж, как повезет.
   В виртуале обращаются за помощью - и получают ее.
   Виртуальное общение автолюбителей переходит в реал, когда, например, надо поехать за автомобилем во Владивосток. И там виртуальный собеседник встретит тебя и окажет тебе вполне реальную помощь.
   Виртуал и реал все более переплетаются. Настолько, что для некоторых виртуал становится чем-то вроде наркотика, когда человек испытывает комфорт только лишь перед экраном монитора, запустив "аську" и получив коннект. Электронный угар ничем не отличается от "колес" и иглы.
  
   И над всем этим царит одиночество. Одиночество - главный двигатель информационных технологий, которые, совершенствуясь, это одиночество еще более усиливают. По большому счету, вы все - одиноки.
   Виртуал придуман не сейчас. - Он существовал всегда. Мы только лишь начали это понимать.
  
   Феномен российской столицы
  
   Современная Москва имеет несколько особых, по сравнению с другими столицами просвещенного мира, аспектов своего бытия. Я скажу лишь о некоторых, которые, то ли в силу российского менталитета, то ли в силу исторически сложившихся традиций, проявили себя наиболее выпукло именно в Москве.
  
      -- Москва - как государство в государстве. Вообще-то не я первый обратил на это внимание. Но до этого все имели в виду в основном концентрацию власти, капитала, культуры. Причем, в любой из этих сфер высокое соседствует с самым низким, сливаясь одновременно с преступностью и нравственным падением, приобретая уродливые гротескные формы. Это темы довольно избитые: "Москва - вертеп, вместилище пороков", - и поэтому я хочу сказать об ином.
   Москва стала дистанцировать себя от остальной страны абсолютно во всем. Если раньше это прослеживалось в основном со стороны властей, то теперь ситуация кардинально меняется. Вирус отчужденности начал поражать все слои населения. Возникает некий слой общества, внутренние связи которого на основе ограниченного ареала проживания становятся крепче разъединяющих тенденций положения в самом обществе. Живущие где-то по соседству состоятельный бизнесмен или олигарх становятся для москвича, едва сводящего концы с концами, намного ближе, чем чужак, приехавший из другого города. Ведь бизнесмен и олигарх не мешают жить, более того, они своим трудом, своими деньгами, своими налогами способствуют повышению благосостояния города, а, значит, и благосостояния каждого его жителя. Другое дело - чужак. В большинстве случаев по своему материальному положению он не сопоставим со средним жителем столицы. Поэтому он автоматически становится опасным конкурентом в борьбе за крошки от общего пирога. На него никто не рассчитывал - а он приехал. Поделишься с ним - меньше останется для тебя.
   Средний коренной москвич всегда безошибочно определит в толпе спешащих людей приезжего. Но знать, проездом этот чужак в твоем городе или решил здесь закрепиться, с первого взгляда невозможно. А последние годы Москва испытывает небывалый наплыв "искателей счастья". Поэтому негативное отношение коренного москвича к любому приезжему в психологическом плане вполне объяснимо.
   Вообще-то, это неизбежно в любом мегаполисе. Хуже другое. Границу между столицей и страной углубляют искусственно, скорее всего, даже не отдавая себе в этом отчет. Приведу лишь один пример. Возможно, он будет для вас неожиданным, но, тем не менее, он логически вписывается в феномен российской столицы.
   Речь пойдет о телевидении. Живя у себя в провинции, все телепередачи воспринимаешь несколько отстраненно. Все эти актеры, телеведущие, депутаты, звезды эстрады, даже те, кто снимается в рекламе, - живут где-то далеко, на просторах страны. Их никак не ассоциируешь с Москвой. И, лишь оказавшись в столице, и включив там телевизор, понимаешь, что почти все герои передач - это москвичи. И понимаешь, что ЭТО телевидение - это их телевидение. Что они ведут передачи и участвуют в них - лишь для себя, любимых. Что они любуются собой. А на всех остальных им, мягко говоря, н...ть с высокой колокольни. Все остальные для них - лишь публика, которая должна ими любоваться, должна их обожать.
   А что же рядовые москвичи? - А они тоже это понимают. Только с одним отличием: все эти паяцы - их соседи, они - "свои".
  
      -- Обособление российской столицы как государства в государстве неизбежно ведет к нарастанию второго аспекта, а именно: особое отношение всего остального населения страны к москвичам. Небольшая часть завидует и стремится правдами и неправдами перебраться жить в столицу. Некоторая часть относится нейтрально. Большинство же населения страны москвичей недолюбливает. И равнодушно, а временами со злорадством, наблюдает за катастрофами и авариями, происходящими в Москве, тем более, что телевидение все это показывает со смаком и удовольствием. - А чужое удовольствие иногда хочется разделить.
   Хотя здесь есть интересный момент. Родственники (если они поддерживают отношения) и друзья в категорию "плохих" москвичей не попадают. Их как бы выводят за границу: они - "свои", и поэтому - лучше.
  
      -- И третий аспект. Каждая столица имеет свой Дух, который определяет основные черты нации, государства.
   Москва долгие века консолидировала страну, не давая угаснуть самосознанию, поднимая вновь и вновь населяющие Россию народы на защиту своих территорий и самих себя. И вот, в начале 21 века, мы являемся свидетелями еще одного феномена российской столицы - потери ею своего Духа.
   Настоящая характеристика Москвы неутешительна: космополитический город, псевдоцивилизационная орда. Впрочем, так всегда бывает, когда деревенская девушка выходит на перекрестье больших дорог, надев на себя разноцветные тряпки, размалевав щеки и задрав юбки до ушей.
  
   Однополая цивилизация
  
   Из окон квартиры моей матери открывается вид на небольшой городской парк. Сразу за парком находится троллейбусная остановка, поэтому по заасфальтированным дорожкам постоянно туда и обратно спешат люди.
   Теплый летний вечер. Ближайшие две скамейки оккупировала большая группа молодых людей, парни и девушки. Все пьют пиво. Многие курят. Почему-то вся эта группа оставляет ощущение аморфности. Серости. Одинаковости.
   Все расставила по своим местам реплика моей матери:
   - Опять расселись. Одинаковые, как воробьи, девку от парня не отличишь. Вырядятся в штаны, посмотреть не на что. Обтянулись - как там у них не сопрело все на такой жаре.
   Монолог явно относился большей частью к девушкам.
   - Ну, ведь, посмотреть же приятно, когда молоденькая девочка идет в юбочке или платьице.
   Честно говоря, до этого я как-то не обращал внимания, кто во что одет. В этот же день, возвращаясь домой, я специально прошел пешком несколько кварталов.
   Результат не то, чтобы поверг меня в раздумья, он меня, мягко говоря, шокировал. Из шедших навстречу женщин в среднем семь-восемь из каждого десятка были в джинсах или брюках. Причем, только уж совсем старенькие бабушки соответствовали своему женскому статусу. Во всех остальных возрастах царило полное засилье мужских атрибутов. И это - в летнюю жару!
   Представляю, каким праведным негодованием засветились уже глаза некоторых представительниц прекрасного пола. Ах, самцы опять покушаются на нашу свободу! Мы столько лет боролись за свои права, и не отступим ни на шаг! Кроме того, брюки - это практично и удобно. Брюки - это стиль деловой женщины.
   Да полноте! Брюки - прежде всего, мужской атрибут. А, значит, как бы символ власти, символ превосходства. - И в этом все дело. Поступки и поведение определяют стереотипы, которые введены человеку в подсознание. Стереотип эмансипации очень устойчив и, по-своему, заразен.
   Конечно, происходящие в обществе процессы маскулинизации женщин и феминизации мужчин имеют более глубинные корни, они далеко не однозначны, и их нельзя свести к простым составляющим. Однако внешняя атрибутика этих процессов при достаточно внимательном взгляде впечатляет.
   Успешные бизнес-леди, самодостаточные женщины, отодвигающие мужчин. Они не осознают, что не просто отодвигают мужчин. Они наносят удар по функции ответственности. Такие изменения внутри отдельно взятой семьи - самые незаметные для окружающих и самые пагубные для общества, имеющие весьма негативные и долговременные последствия.
   К сожалению, общество об этом не задумывается: чувство самосохранения исчезает пропорционально возрастанию коэффициента эмансипированности.
   Борьба женщин за свои права весьма успешна. Они одерживают победу за победой: над мужчинами, над собой, над цивилизацией, над жизнью.
   Можно сколь угодно долго рассуждать на эту тему и проводить разные исследования. Но путь западной цивилизации уже достаточно четко обозначился - в сторону вымирания через безликость и однополость.
   Шпенглер немало привел доказательств заката западной цивилизации, и не мне его дополнять, казалось бы. Однако "феномен однополости", который породила волна эмансипации, заставляет по-иному взглянуть на проблемы рождаемости.
   Современный мир получил множество негативных факторов, оказывающих сильнейшее воздействие на самый главный движитель жизни - половой инстинкт. Угнетающих факторов и так много, а вы, дорогие женщины, их усиленно добавляете. В том числе, и своим поголовным переходом на брючный прикид. Не спешите иронически улыбаться - это далеко не так безобидно, как вам кажется.
   Чем вы эдаким мечтаете покорить воображение мужчины? Чем вы хотите его привлечь? - Своей мужеподобностью? Своей доминантностью? Ах, вам этого и не надо? Ну, так примите свои одинокие ночи как данность. Может быть, дождетесь мужчин Востока...
   Восточный мир наступает, и главная его сила, главный его козырь - это людские ресурсы. Не сможет техническая мощь Запада бесконечно противостоять живой плоти, распираемой не вмещающейся в рамки цивилизационных представлений о рождаемости.
   Восточный мир в этом не одинок. Та же Африка. Но Африка, даже удвоив темпы роста своего народонаселения, не способна изменить вектор мирового развития.
   Другое дело - Восток. Можно даже не учитывать Китай и Индию, хотя именно они дают наибольший прирост населения земного шара. Причины лежат на поверхности. У китайского народа никогда не было и не будет (пусть с этим разбираются историки и психологи) духа пассионарности. Даже несмотря на то, что Китай способен поставить под штыки армию в несколько сот миллионов человек. Нет духа - нет завоеваний. Ползучая экспансия - другое дело. Поэтому Китай в деле приобретения новых земель рассчитывает лишь на ослабление России, и ее неспособность защитить восточные рубежи.
   Индия? - Это тем более не воинственная страна. Она живет в ожидании счастья, которое ей принесет ее герой на белом коне на кончике своего меча.
   Поэтому, Восток - без Китая и Индии. Но он от этого не менее опасен. Людских ресурсов у него более, чем достаточно. И они все возрастают.
   Фактор времени сейчас играет на Восточную цивилизацию. Даже по той простой причине, что надеяться на техническое преимущество больше не приходится: военные технологии проникают всюду и становятся достоянием всех. Разрыв в военном отношении сокращается, а в людских ресурсах растет в пользу бывших стран-изгоев.
   На тему падения роста рождаемости в странах западного мира написано немало научных работ и немало защищено диссертаций.
   Но все дело - лишь в вас самих. А именно, в ваших самках. В их борьбе за эмансипацию. Они добились своего... Но добились также и того, что часть мира стала вымирать...
  
   Осмысливая Шпенглера
  
   Согласно утверждению Освальда Шпенглера, человек соединяет в себе черты не только животного, но и растения. Пустив корни в свою среду обитания и подчинившись велению крови, которая, в соответствие с природой, требует преемственности в продолжении рода, человек только на этом пути способен сохранить жизнь всего земного сообщества в целом и каждой нации в отдельности.
   Разрушение корней, связанное с машинизацией общества, разрастанием мегаполисов, отрывом человека от земли чревато, в конечном итоге, тяжелыми последствиями. Можно как угодно насмехаться над остатками патриархальности, прославлять современные блага цивилизации и восхищаться высоким уровнем жизни развитых стран - но только слепой может не видеть того, к чему идет вся западная цивилизация. Ее корни вырваны из земли, и только внешний блеск мишуры пока скрывает начавшуюся агонию. В несколько более лучшем положении находятся Соединенные Штаты Америки, и то за счет искусственно культивируемого патриотизма и прославления американского образа жизни. Именно два этих якоря заменяют настоящие корни, которые должны бы питать нацию. Американцы регулярно получают свои порции инъекций, и если вдруг случится так, что эти инъекции прекратятся, то империя США, несмотря на свою молодость, исчезнет прежде западной цивилизации, так как их внутренние органы поражены гораздо в большей степени, чем у дряхлой Западной Европы.
   Весь опыт мировой истории свидетельствует о том, что империи с загнившими и вырванными корнями обречены на неизбежную гибель. Причем, внутри самой империи отдельная нация или народ могут выжить, если не утратили своей связи с землей (даже вернее сказать, с Землей).
   С этих позиций достаточно четко можно определить, за кем будущее: и обозримое, и несколько отдаленное.
   В последние годы целый ряд историков, как отечественных, так и зарубежных, кто с горестными нотками, а кто и с тайной радостью, делают выводы о том, что Россия уже умерла, потому что в ней убит великий русский дух. Внешне это, наверно, так и выглядит. Западные области страны, да и часть центральных, вплоть до Урала, одурманенные псевдоцивилизационным угаром, с вожделением посматривают на благообразную Западную Европу, не видя за пышной растительностью чертополох упадка и не различая тонкие миазмы гниения. Достаточно сильного порыва очистительного ветра - и западная цивилизация покатится в неизвестность как перекати-поле. Цепляться за нее сейчас слишком опасно. И оставаться одному тоже страшно
   Хотя потенциал у России есть. И этот потенциал - в громадных территориях, которые уже нет сил защищать, в бесперспективных деревнях, которые вопреки всем усилиям властей продолжают жить, в провинциальных городах, которые мало чем отличаются от деревень. И всё это имеет корни, и корни эти еще живы, хотя процесс отмирания и начался. Но процесс отмирания российских корней несколько отличается от западного: наши корни не гниют, а засыхают, потому что их рубят топоры не только импортных благодетелей, но и отечественных "умельцев".
  
   Умерла ли Россия?
   Неоднозначное впечатление оставляет книга Игоря Бунича "Пятисотлетняя война в России".
   Автор делает единственную ошибку, когда пишет, что война против России затухает потому, что недруги России все-таки добились своего, заставив Россию умереть. На самом деле, просто Россия выполнила свою глобальную задачу.
   Народ, бежавший от государства, неимоверно раздвинул границы страны, защитил и сохранил эти громаднейшие территории, предназначенные для будущего. Без состояния войны сделать это было бы невозможно. Жидкая цепочка слабых пограничных постов и крепостей, зачастую за деревянным частоколом, не смогла бы защитить сибирские просторы, если бы не Великое противостояние.
   И разве не странно, что их никто не пытался по-настоящему завоевать? Почему? - Эти просторы изначально были зарезервированы под будущую цивилизацию.
   Их защищал сам Дух Великой Войны.
   Вправе ли народ, положенный на алтарь Высшей Целесообразности, ждать хоть какой-то компенсации? С его позиции - да. И он получит свою компенсацию. Только не по привычным критериям.
   Россия - катализатор нового. Поэтому у нее всегда трудная и великая судьба. И поэтому она никогда не умрет.
   Хотя жить в ней зачастую - просто невозможно.
   Но, если невозможно, а мы продолжаем здесь жить, - значит не все еще потеряно.
  
   Часть 2. ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
  
   Все мы - гости
  
   Все мы на этой планете - гости. Наступает момент, когда нам надо возвращаться домой. Какими мы уйдем отсюда? С чем? У нас есть то великое, что мы не всегда ценим - наша душа.
   Жизнь здесь - непроста. Мы делаем много ошибок, совершаем много неблаговидных поступков. Однако только для нас в этих поступках есть моральная составляющая. Весь остальной окружающий мир устроен по принципу Высшей Целесообразности.
   Почему мы устроены иначе? - Я не знаю. Можем ли мы переделать окружающий мир и заставить его жить по моральным законам? - Я не знаю.
   Я верю лишь в то, что мы не напрасно проживаем свою жизнь на прекрасной и ужасной планете Земля. Для меня весь мир одинаков. Нет реала, нет виртуала, нет сна и нет бодрствования. Мы все - персонажи театра кукол, мы все - фигурки в этой дикой и хмельной пляске под названием "жизнь".
   У нас есть лишь Надежда. И призрачный шанс. - На удачу. - На изменение мира. - На изменение своего места в нем.
   Это - почти ничего. И в то же время это - много.
   Это - наш мир. Это - наша война. Это - наша правда. Это - наша надежда увидеть мир в его настоящем обличье.....
  
   О смысле жизни
  
   Смысл жизни, действительно, искать незачем. Счастлив тот, кто не задумывается о высоких материях, а самозабвенно купается в доступных удовольствиях этого мира. Копание же в самом себе - это самое неблагодарное занятие на свете. Ничего хорошего всё равно не найдешь: всё та же беспросветная скука, та же бестолковщина, те же низменные страсти, то же дерьмо, что и у всех остальных. Не спасают ни высокие рассуждения, ни надежды на лучшее. Ведь лучшего всё равно не будет.
   Более того, добавится груз от новых подлостей, сплетен и трусости. Каждый новый день будет доставлять дополнительную порцию мерзости. И, отравленный ее миазмами, только станешь всё более тупеть и глупеть, пока, изможденный и на старости лет потерявший своё лицо, не откинешь тихо копыта. Тебя заколотят в деревянный ящик, немного поплачут (потому что просто привыкли к тебе) - и будут жить дальше.
   А ты, если повезет, наверстаешь упущенное в иной жизни.
  
   Воспитание через грехи
  
   Иисус Христос в свое время сказал: "Будьте как дети".
   - Как дети, еще ничего не знающие и безоговорочно верящие взрослым?
   - Нет. Как дети безгрешными, добрыми, желающими любить и быть любимыми, чистыми душой.
   - Ну, хорошо, если дети безгрешны и являются примерами для подражания, то почему они сплошь и рядом погибают от болезней, от несчастных случаев, от рук насильников и убийц?
   - А это потому, что за ними тянутся грехи их родителей и неизбытый первородный грех Адама.
   - Но, позвольте, первородный грех Адама состоял только лишь в том, что он без позволения вкусил плоды древа познания Добра и Зла. То есть, наказание последовало за вторжение в святая святых - в хранилище знаний. Что касается всех остальных грехов, то давайте вспомним атомные взрывы в Хиросиме и Нагасаки - сколько тогда погибло детей? Неужели такой мученический конец был уготован потому, что в одном месте оказались собраны все те, у кого оказались самые тяжкие грехи? А безвестные деревеньки, поголовно расстрелянные карателями? А тысячи погибших при бомбардировках в Афганистане, Ираке, Чечне? Простите, но концы с концами здесь никак не сходятся.
   - Ты не понимаешь... Ведь их убивает не Бог, а люди, отошедшие от Бога и использующие во вред дарованную им свободу воли.
   - Извините, но о какой свободе воли можно говорить? Время, как материальная субстанция, имеет некоторые особенности, которые целый ряд ученых-физиков склонен представлять как некий парадокс, когда прошлое, настоящее и будущее находятся в одной точке. А это значит, что все, что должно произойти, уже произошло в том или ином варианте.... Теперь о том, что убийства совершают люди... Да, конечно, однако какое они получают наказание? Маньяк, замучивший ребенка, и летчик, от бомбы которого погиб целый детский сад - равнозначна ли их вина и равнозначны ли наказания? Там - преднамеренное убийство, а там - случайное, но в первом случае - одна смерть, а во втором - сто... Охотно верю, что все получат по заслугам. Но стоит только им искренне раскаяться, и, пусть не сразу, но дорога к Богу им открыта. Ведь сказано же, что один кающийся грешник дороже Богу, чем девяносто девять праведников. А почему дороже? - Впоследствии он станет более верным и преданным сторонником, причем, более верным и преданным, чем праведники, потому что его преданность построена на благодарности и памяти о страшных наказаниях, которым подвергаются оступившиеся и отступившиеся. Преданность же праведников построена на вере, замешанной на знаниях. Среди них могут оказаться индивидуумы с логическим складом ума - и где гарантия, что, получив новые знания каким-либо другим путем, они вдруг однажды не усомнятся?
   - Ну, и чушь же ты несешь.. Праведники не могут предать, потому что они уже давно доказали свою преданность и веру и пребывают в Раю.
   - А вот интересный вопрос... Получается, что Рай создал Бог? А кто тогда создал Ад? Ведь согласно Библии Бог создал все. Значит, и Ад тоже?
   - Ад создали ангелы, отступившие от Бога..
   - И что, Бог не имеет власти над Адом? А как же его всесильность? А как же сошествие в Ад Иисуса Христа, когда он смог спуститься в самые глубины, и сам Сатана не мог ему в этом воспрепятствовать? Он смог поднять некоторых грешников из невообразимых глубин - а это мог сделать только тот, кто имеет на это право. Даже отдельным из смертных (Даниил Андреев, Алигьери Данте) было дозволено увидеть все глубины, чтобы рассказать человечеству о том, что там есть. Так какой же властью над Адом должен обладать тот, кто знает о том, как он устроен! По взмаху руки Христа открывались все запоры и рушились любые твердыни. А что уж говорить о самом Боге. Если бы одна из сторон его Бытия действительно состояла в борьбе с Дьяволом, то последний давно был бы уничтожен.
   - Так что же, по-вашему, Ада и Рая нет?
   - Почему же, есть. Ад и Рай - это единая система, сцементированная Кармой. Дело ведь не в названиях. Для понимания общего принципа даже неважно, что они построены по-иному, чем трактует религия. Вся эта система построена в целях: 1) сокрытия истины; 2) запрета на знания; 3) воспитания сторонников; 4) создания образа врага, с которым надлежит вести постоянную и непримиримую борьбу. Все "коренное" население Ада - это воспитатели, действующие кнутом, аналогично, Рай - воспитание пряником. Ад находится под постоянным контролем Бога и в любой момент может быть уничтожен, когда надобность в нем отпадет... А пока... Все неофиты должны пройти через ужасы и кошмары. И как потом сладок для них воздух свободы, и с каким рвением они будут служить! Для кого-то достаточно временного пребывания там, кто-то должен испить полную чашу. А потом - постепенно наверх для благоденствия, борьбы и служения. Непокорные пропускаются через Ад неоднократно, несломленные остаются там бессрочно или уничтожаются.
   Так каким же великим должен был быть первородный грех человека, что ему была уготована такая судьба?
  
   О человечестве
  
   Планета Земля населена довольно значительным количеством видов живых существ. И все они, пожирая друг друга, входят неотъемлемой частью в общий биоценоз. Если естественный ход вещей бывает нарушен каким-либо катаклизмом, и какой-либо вид погибает, то освободившуюся нишу довольно быстро занимают другие.
   И только один вид, относящийся к млекопитающим, стоит как бы над всем остальным биоценозом. Он способен в течение короткого времени уничтожить любой другой вид или даже всю совокупность видов. Уже одно это говорит о том, что, в принципе, это не вид, а надвидовое образование, абсолютно чуждое сложившемуся на планете биоценозу и никогда не входившее в него составной частью.
   Это надвидовое образование - человечество. И насколько грациозно и красиво любое живое существо, настолько непригляден по своему виду и натуре человек.
   А каких монстров способно рождать его сознание! И какими только формами сумасшествия, вплоть до полной деградации, не страдает "царь природы"! И на какие только извращения не способна его возвышенная душа!
  
   Высоты Будущего и пропасти Прошлого
  
   Люди всегда ждут нечто непонятное и живут во имя неизведанного будущего. Ради того, чего, по большому счету, не существует. И навряд ли будет существовать. Секунды будущего в мгновение ока превращаются в секунды прошлого. Человек не может управлять событиями в столь короткие промежутки времени.
   Но у него создается иллюзия, что в достаточно протяженном периоде он уже может прогнозировать события, может что-то делать по их реализации. Например, запланировать и осуществить ремонт квартиры, съездить куда-то на отдых.
   Вот эта кажущаяся власть над временем в долгосрочной перспективе, в конце концов, служит человеку плохую службу. Кажется, что еще есть время, что еще удастся реализовать свои главные мечты. Там, в будущем. Заняться любимым делом, написать книгу, влюбиться, найти счастье.
   Там - в будущем. Которого попросту не существует. Будут уходить назад временные отметки, а нереализованные планы все будут маячить впереди.
   В конце концов, человек перестает сопротивляться. Он плывет по течению, обустраивая жилище, воспитывая детей, зарабатывая деньги. Шея уже не чувствует въевшееся ярмо, ноги привычно совершают ежедневные циклы обязательных пробежек по кругу повседневности.
   Аванс, получка, коммунальные платежи, семейные неурядицы, проблемы родственников, пошатнувшееся здоровье, порвавшаяся обувь, опять пустой холодильник, поднять на ноги детей...
   Бег по кругу - эстафета, которую должны принять дети, а потом и внуки.
   И где-то в сознании тлеет спасительный маячок - пенсия. Вот кажется, что за этим водоразделом, наконец-то, начнут реализовываться хоть какие-то бывшие ранее задумки и мечты.
   Но.... Силы уже не те, да и желание значительно ослабло. Приходит ясное понимание того, что время упущено, что изношенный за долгие годы организм уже не способен поддерживать прежние идеи. Да и сам Дух устал от созерцания бессмысленности бытия. И свежести мыслей нет, пропала куда-то изощренность и фантастичность ума.
   В голове начинает элементарно притормаживать. Вдруг обостряются не самые лучшие качества: сварливость, брюзжание, раздражительность, обида на окружающих из-за их непонимания. И - невдомек, что это ты сам выпал из потока жизни, из ее стремнины, и теперь тебя бьет у самого берега о камни, царапает о коряги. И требуются немалые силы, чтобы попытаться вернуться в стремнину.
   Но - главное даже не это.
   Главное то, что изменился характер стремнины, в ней обозначились новые водовороты. Это похоже на реку. Посмотрите, как она меняется в течение суток, месяца, года. Нанесло новый слой песка, основной поток ушел в сторону, обвалился берег. Так же - и жизнь. Не надо спрашивать, почему она стала такая, надо уметь в ней жить.
   За несколько десятков лет все может измениться самым коренным образом, и ваши прежние планы, ориентированные на будущее, могут просто-напросто не найти себе места в новой жизни, могут просто лопнуть как мыльные пузыри, а могут стать и ненужной старой ветошью.
   Запомните, будущего нет! Это - иллюзия. Причем, тем большая, чем в более дальней перспективе строятся планы на реализацию задуманного. Человек идет и идет к ослепительной вершине, и в какой-то момент эта вершина исчезает. Он в недоумении вертит головой, оглядывается назад и обнаруживает, что он уже прошел мимо этой вершины, а на ее месте образовалась зияющая пропасть.
   Поэтому старайтесь реализовать задуманное, не откладывая его на прекрасное обманчивое будущее.
   Ведь завтра может вообще не быть, как лично для вас, так и для всего мира. Мир очень хрупок, а человек в нем - даже не песчинка.
   Не намечайте границы себе, за которыми все должно измениться, за которыми все станет по-другому. Начинайте менять прямо здесь и сейчас.
   Почти со стопроцентной уверенностью могу сказать, что вы сразу же почувствуете отчаянное сопротивление: судьбы, окружающих, вообще, непонятно чего. Просто по той причине, что вы, со своей реализацией мечты, не вписываетесь в рамки существующего варианта.
   И это сопротивление будет возрастать в большинстве случаев. Судьба (рок, фатум?) использует в своем арсенале все, от личных ваших неурядиц до болезней и даже смерти ваших близких родственников.
   А потом наступит момент, когда все замрет в равновесии, словно туго натянутая струна, которая оценивает последние "да" и "нет".
   И вот на этом этапе вы либо сдадитесь, либо победите.
   Только помните, за все надо платить. Но зато у вас есть шанс, что сверкающие высоты Будущего не превратятся в зияющие пропасти Прошлого.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"