Погребняк Николай Иванович : другие произведения.

Дневник по книге Плач Иеремии

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей - это дневник. Книга Плач Иеремии написана для тех, кто сейчас находится в беде, в страшной беде. Пребывая в уютном и в мирном расположении души и тела постигнуть её невозможно.





Погребняк Николай
ДНЕВНИК ПО КНИГЕ ПЛАЧ ИЕРЕМИИ

- - - - -

Литературный корректор: Флегонтова Галина

О книге
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей - это дневник. Книга Плач Иеремии написана для тех, кто сейчас находится в беде, в страшной беде. Пребывая в уютном и в мирном расположении души и тела постигнуть её невозможно.
- - - - -


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО КНИГЕ ПЛАЧ ИЕРЕМИИ
1-2 гл. Страдания жителей Иерусалима во время осады
3 гл. Наказание за грех - это по справедливости
4 гл. Ужасы осады Иерусалима. Злорадство Едома.
5 гл. Молитва Иеремии, чтобы Господь обратил Израиль к Себе
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ
- - - - -


ВВЕДЕНИЕ

Эта книга написана для тех, кто сейчас находится в беде, в страшной беде. Пребывая в уютном и в мирном расположении души и тела постигнуть её невозможно. Не-воз-мож-но!
Чтобы познать сердцем глубину душевных страданий Иеремии, для этого нужно самому пережить, увидеть весь ужас мучений от голода, ужас смерти родных от меча и огня. Только когда в вашей памяти будут стоять глаза, уста, язык умирающей от голода и жажды дочери, жены или матери, когда память, как неотвязный кошмар, будет пропитывать вас смрадом обгоревших и полуразложившихся тел, только тогда истинно оживет в вашем сердце книга Плач Иеремии. И тогда вы уже не столько умом, сколько сердцем разделите слова пророка: "Умерщвляемые мечом счастливее умерщвляемых голодом, потому что сии истаевают. (Плач.4:9)".

Народ Израиля сначала был избранным Божьим, а затем - отвергнут Им за идолопоклонство свое...
Думаю, что Святой Дух сохранил книгу Плач Иеремии для тех, кому предстоит пережить Великую Скорбь и пережить последние гонения при Антихристе, а потом быть возрожденным по благодати Божьей.

Придет время, возможно и вам Господь Бог откроет книгу "Плач Иеремии" в той же полноте, в какой Он открыл её пророку Иеремии. Но... не приведи Господи!


ДНЕВНИК ПО КНИГЕ ПЛАЧ ИЕРЕМИИ

1-2 гл. Страдания жителей Иерусалима во время осады

1:1-3 Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! Он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником. Горько плачет он (Иерусалим) ночью, и слезы на ланитах его. Нет у него утешителя из всех любивших его; все друзья его изменили ему, сделались врагами ему. Иуда переселился по причине бедствия и тяжкого рабства, поселился среди язычников, и не нашел покоя; все преследовавшие его, настигли его в тесных местах.
Поразителен поэтический дар Иеремии. Пророк-поэт в нескольких точных образах сумел показать нам не просто картину Иерусалима разрушенного и уведенного в Вавилонский плен, а передать чувства, эмоции и сомнения оставшихся в городе жителей.
И, что еще удивительней, Иеремия ведь совсем не думал при этом создавать поэтическое произведение - он плакал пред Всевышним, молился Ему. Молился, ведомый Духом Святым.
Иногда так бывает: наша молитва вдруг, как бы становится крылатой. И уже, хотя её произносят ваши уста, в сердце и в разуме слышится водительство Духа Святого. Он уже молится вместе с вами - Святой Дух уже молится через вас. Это не пророчество в общепринятом понимании, но это и пророчество, ибо от Бога идут ваши слова.

1:1 Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником.
Один из римских царедворцев так описывал Иерусалим после разрушения его римской армией в семидесятом году: "Посреди развалин и полуразвалин, как огурцы, стояли несколько синагог. Изредка попадались люди в лохмотьях, озадаченно копающиеся или тихо бредущие куда-то".
Да, если бы Иерусалим вдруг совсем опустел, превратился в древние развалины, какие раскапывают археологи, это было бы не настолько страшным зрелищем, чем город, каким его видел пророк Иеремия. Иерусалим, заваленный еще тлеющими развалинами, источающий неимоверный смрад от сгоревших или просто разлагающихся на улицах тел, опустившийся, нищий, полубезумный от горя.
И в то же время, по какой-то остаточной памяти, этот Иерусалим соблюдал некоторые свои религиозные обряды. Не стало храма, соблюдал субботы. Соблюдал, уже ни на что не надеясь и ничему не веря, просто, как элемент своего самосознания, чтобы окончательно не потерять себя в этом мире.
Неприятели смотрят на него и смеются над его субботами. (Плач.1:7)

1:7-10 Вспомнил Иерусалим, во дни бедствия своего и страданий своих, о всех драгоценностях своих, какие были у него в прежние дни, тогда как народ его пал от руки врага, и никто не помогает ему; неприятели смотрят на него и смеются над его субботами. Тяжко согрешил Иерусалим, за то и сделался отвратительным... Враг простер руку свою на все самое драгоценное его; он видит, как язычники входят во святилище его, о котором Ты заповедал, чтобы они не вступали в собрание Твое.
"Что имеем - не храним, потерявши - плачем," - так и Иудеи, только потеряв всё, что связывало их со Всевышним, увидели, что это общение, на самом деле и было их ценностью. Только потеряв возможность поклоняться Господу Богу по закону, Иудеи увидели, что религиозное поклонение было их самоидентификацией в мире, было их смыслом жизни.
Всё потеряв, не о золоте и не о дворцах, и даже не о храме Соломоновом они вспоминали, а о своем поклонении Богу.

1:10 Враг простер руку свою на все самое драгоценное его; он видит, как язычники входят во святилище его, о котором Ты заповедал, чтобы они не вступали в собрание Твое.
Пророк Иезекииль еще до того, как свершилось, видел, что Слава Господня отошла от храма и от Иерусалима.
И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города. (Иез.11:23)
Без Бога, без Божьего присутствия любое место перестает быть святым. Остается только память, что здесь была святыня. Поэтому язычники и входили безнаказанно в бывшее святилище Божье. Уже в бывшее.

1:21 Услышали, что я стенаю, а утешителя у меня нет; услышали все враги мои о бедствии моем и обрадовались, что Ты сделал это: о, если бы Ты повелел наступить дню, предназначенному Тобою, и они стали подобными мне!
Так и случится, как просит Иеремия: настанет день, предназначенный Господом и для суда над язычниками, и будет Великая Скорбь в конце языческого мироправления, когда будет семь труб Ангельских, когда на всех, имеющих начертание числа Зверя и имени его изольются семь чаш гнева Божьего (см. Отк.8,9,16 гл.).
Стеная от горя, пророк Божий умоляет о приближении Великой Скорби - почему? Неужели из жажды мести?
Нет, нет и нет! Его взор устремлен в то светлое время на земле, что последует за судом Божьим над народами, когда не будет уже ни идолов, ни наказания за идолопоклонство. Но прежде суждено быть великой скорби...
Чтобы обрести способность понимать духовный мир во всех его взаимосвязях так, как Господь открыл это пророку Иеремии, чтобы мыслить так, как мыслил Иеремия: "Скорее бы уже пришел конец царства тьмы, пусть тяжелый, печальный, но конец," - нужно самому увидеть, пережить агонию страданий и смерти своих близких.
Скорее бы уже пришел конец этому злому времени! Злому, злому времени!
А если пророк даже молил и о возмездии всем тем, кто причинил неимоверные страдания и смерть его родным, его народу - кто осудит его за это? Кто из вас - сытых, имеющих свое жилье, имеющих надежду на завтрашний день, посмеет осудить Иеремию?
Да предстанет пред лице Твое вся злоба их; и поступи с ними так же, как Ты поступил со мною за все грехи мои, ибо тяжки стоны мои, и сердце мое изнемогает. (Плач.1:22)

2:6,9 И отнял ограду Свою, как у сада; разорил Свое место собраний, заставил Господь забыть на Сионе празднества и субботы; и в негодовании гнева Своего отверг царя и священника. Отверг Господь жертвенник Свой, отвратил сердце Свое от святилища Своего... царь ее и князья ее - среди язычников; не стало закона, и пророки ее не сподобляются видений от Господа.
Иеремия, будучи пророком Божьим, как никто видел, что прежние цари и священники Иудейские полностью дискредитировали себя, довели страну и народ до погибели. Почему же он плачет не только о страданиях народа, который гибнет из-за своих нечестивых царей, священников и лжепророков, но и об утрате царства царем Седекией, священства первосвященником Серайей, о священниках, ставших идолопоклонниками...
Нет. Иеремия не об этих людях плачет, а о том, что нет больше царства Иудейского, нет Иерусалима, нет храма, а, значит, нет и возможности поклоняться Богу как предписано в Законе. По сути, он плачет о том, о чем плакал пред Господом и раньше, еще до падения Иерусалима, как только цари и священники впали в идолопоклонство, как только стали возвещать перед народом не пророки, а лжепророки.

2:14 Пророки твои провещали тебе пустое и ложное и не раскрывали твоего беззакония, чтобы отвратить твое пленение, и изрекали тебе откровения ложные и приведшие тебя к изгнанию.
"Пророки твои не раскрывали твоего беззакония" - вот главная причина, приведшая народ Иудеи к страшной беде.
Лживые пророки-человекоугодники и священники-любостяжатели - вот кто главные виновники бед обрушившихся на народ Иудеи.
Язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды; дети просят хлеба, и никто не подает им. Евшие сладкое истаевают на улицах; воспитанные на багрянице жмутся к навозу. Наказание нечестия дщери народа моего превышает казнь за грехи Содома: тот низринут мгновенно, и руки человеческие не касались его. Князья ее... теперь темнее всего черного лице их; не узнают их на улицах; кожа их прилипла к костям их, стала суха, как дерево. Умерщвляемые мечом счастливее умерщвляемых голодом, потому что сии истаевают, поражаемые недостатком плодов полевых. Руки мягкосердых женщин варили детей своих, чтобы они были для них пищею во время гибели дщери народа моего. (Плач.4:4-10)

Так же и в России: не обезумевшие от жестокости грозные цари, не внешние нашествия, не революции, и именно лживые пророки-человекоугодники и священники-любостяжатели - вот кто были главные виновники бед обрушивавшихся на Российский народ и раньше, и сейчас. Господь поставил пророков и священников блюсти истину и предостерегать безумцев от пути погибели, но много ли их было в нашей истории - истинных служителей Божьих? Единицы. А сколько попов и монахов, которые своими делами, своим угодничаньем пред сильными мира сего вызывали у людей презрение и насмешки? Тысячи и тысячи.

Ведь могло быть и по-другому: все духовные болезни Иудеи можно было излечить в самом начале. Если бы пророки и священники слушались Господа и так же, как Иеремия, встали против идолопоклонства царей и народа, то Господь очистил бы кающихся грешников от грехов их, и они не впали бы в такой стыд и ужас. Но, к сожалению, "врачеватели" искали не Божьи пути, а начали угодничать перед царями и изливать потоки приятной лжи в уши народа Иудейского. В итоге духовные болезни были запущены и стали смертельными.
Но и самих лжепророков постигли такие же страдания и Суд Божий, как обманутый ими народа. И конец их будет ужасен, ибо не простит Господь лжепророкам ни отступничества, ни страдания народа Своего. Не простит!


3 гл. Наказание за грех - это по справедливости

3:1-18 Я человек, испытавший горе от жезла гнева Его... Он (Бог) стал для меня как бы медведь в засаде, [как бы] лев в скрытном месте; извратил пути мои и растерзал меня, привел меня в ничто... я стал посмешищем для всего народа моего, вседневной песнью их... И удалился мир от души моей; я забыл о благоденствии, и сказал я: погибла сила моя и надежда моя на Господа.
"Моя жизнь - это череда страданий и унижений. Может, напрасно я служил Тебе, Господи, напрасно уповал на Тебя? А может, Ты, Боже, Сам поступаешь, как медведь в засаде? Ведь столько лет я нес служение в Иудее, но никто не покаялся, а Иерусалим все равно разрушен и храм сожжен. Получается, что нет добрых плодов у сорокалетнего служения..." - примерно с такими сомнениями и печалями Иеремия взывает к своему Господу.
Поверьте, пророки Божьи - тоже человеки, и им, как и нам, свойственно и печалиться, и сомневаться, и даже плакать пред Господом Богом.

3:21-23 Вот что Я отвечаю сердцу моему и потому уповаю: по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Товя!
Только что Иеремия изливал свою печаль и свои сомнения пред Господом, но сердце его напомнило ему, что каждое утро, только проснется, он чувствовал присутствие Духа Божьего, чувствовал, что благодать Божья не оставила его.
"Ты, Иеремия, по-прежнему с Господом Богом!" - воскликнуло сердце пророка, нет, это Сам Дух Божий проговорил к его сердцу, ибо ВЕРЕН ГОСПОДЬ!
Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него. (Плач.3:24)
Горе же, что постигло народ Иудейский - оно временно и служит не к погибели, а к очищению и назиданию, и ты, Иеремия, знаешь это очень хорошо.

3:27-32 Благо человеку, когда он несет иго в юности своей; сидит уединенно и молчит, ибо Он (Господь) наложил его на него... ибо не на век оставляет Господь. Но послал горе, и помилует по великой благости Своей.
Будет счастлив тот, кто с юности пребывает в общении с Господом Богом. Хотя ему и приходится порой "подставлять щеку" бьющему.
Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом. (1Пет.3:17,18)
Дополнительно - см. комментарии к Мф.5:38,39.

3:33 Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих.
Даже если кто из верующих и пострадает несправедливо, не нужно вопиять к Господу: "За что!", лучше обратитесь к Нему, как к Учителю, с вопросом: "Чему Ты, Господи, хочешь научить меня через это страдание?", или: "Какое благое дело будет совершено в будущем через все случившееся?". И если даже не получите ответа, знайте, ничего в вашей жизни не происходит случайно. Все во благо - или вам, или кому другому.
Ибо не по изволению сердца Своего Господь наказывает и огорчает сынов человеческих. (Плач.3:33)

3:37,38 Кто это говорит: "и то бывает, чему Господь не повелел быть"? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?
Нет, не всякое бедствие или благополучие дается людям от Всевышнего, далеко не всякое, вернее, не для всяких.
Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. (Евр.12:5-8)
Почему же так много зла на земле? Почему князь мира сего - сатана? Почему Иисуса Христа распяли? И много еще разных почему...
Много зла происходило и происходит на земле по злому умыслу человеков или по злому умыслу сатаны и духов злобы. Господь лишь допускает это ради осуществления Своего замысла для творения, но Сам не замышляет и не творит зла.

3:39 Зачем сетует человек живущий? Всякий сетуй на грехи свои.
Когда Бог наказывает вас за грехи, Он поступает справедливо. Когда Бог не наказывает грешника, то поступает по долготерпению Своему, либо в ожидании покаяния грешника, либо оставляя грешника до справедливого и уже вечного суда по делам его.
Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу. (Плач.3:40)

3:51-53 Око мое опечаливает душу мою ради всех дщерей моего города. Всячески усиливались уловить меня, как птичку, враги мои, без всякой причины; повергли жизнь мою в яму и закидали меня камнями.
То, что видел Иеремия, опечалило его. Очень печально было пророку смотреть, как народ Божий с безумным ожесточением устремился к погибели. И свое ожесточение они обращали не только против Бога, но и против Иеремии, много раз клевеща на него, много раз замышляя погубить и коварно опорочить доброе имя его.

3:55-57 Я призывал имя Твое, Господи, из ямы глубокой. Ты слышал голос мой; не закрой уха Твоего от воздыхания моего, от вопля моего. Ты приближался, когда я взывал к Тебе, и говорил: "не бойся".
Иеремия даже на краю погибели не забывал о Господе Боге своем, вернее, страдание еще больше усиливало его влечение к Богу. И Господь всегда был рядом со Своим избранным.
Господь Бог всегда со Своими избранными, в какой бы тюрьме они не находились, какую бы болезнь и страдание им не приходилось переживать. Всегда!

3:59,60 Ты видишь, Господи, обиду мою; рассуди дело мое. Ты видишь всю мстительность их, все замыслы их против меня.
Пережив очередную вопиющую несправедливость и жестокость, пророк просит Господа совершить суд над злодеями.
Думаю, некоторые буквоеды скажут, как же пророк Божий просил о наказании врагов своих, если в Священном Писании сказано: "А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. (Матф.5:44)"?
А вы? Разве вы никогда не просили у Господа защиты от обидчиков, разве вы никогда не желали справедливого наказания мучителям и убийцам? Иеремии тоже было и больно, и страшно, и обидно.


4 гл. Ужасы осады Иерусалима. Злорадство Едома.

4:4-6 Язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды; дети просят хлеба, и никто не подает им. Евшие сладкое истаевают на улицах; воспитанные на багрянице жмутся к навозу. Наказание нечестия дщери народа моего превышает казнь за грехи Содома.
Да, наказание Иуды страшнее, намного страшнее, чем мгновенная гибель Содома. Но Господь, совершив суд над Содомом, погубил его навсегда, а наказание Иудеи было не в погибель, а для очищения и исправления, чтобы народ Божий возродился свободным от идолопоклонства.
Но неужели нельзя было избежать таких страшных мук, неужели нельзя было избежать убийств и голода?
Можно, и Господь через пророков многократно предлагал путь спасения из города погибели (Иерусалима), но царь Седекия и народ Иудеи в упорстве своем, в ожесточении сердец своих избрали путь, который считали правильным. Сами избрали и... сами вкусили сполна.

Приведу отрывок из повести "Смерть Иерусалима", в котором отражены ужасы той осады: "Надеясь купить хоть какую еду, Олдама вышла на базарную площадь у Ворот Долины. Раньше там был далеко не главный и не самый большой рынок в Иерусалиме, но был настоящий Восточный базар. Был!
Сейчас распласталась пыльным одеялом захламленная, почти безлюдная площадь. С одной стороны возвышались глиняные кучи - все, что осталось от некогда красовавшихся каменных домов. В глубине полукругом охватила башни городских ворот новая стена, подпираемая баррикадой: ее построили уже во время осады.
Был торговый день, но рыночная площадь молчала. Восточный базар молчал...
Даже глухонемые не молчат, они мычат, смеются, стонут, гневаются, наконец.
...То, что было некогда Восточным базаром, погрузилось в кому.
С одного края два человека сидели, как наседки на яйцах, на своем драгоценном товаре. Они продавали куски голубиного помета. Да-да, на базаре продавали голубиный помет в пищу людям. И цена его в умирающем от голода городе доходила до пяти сиклей [1] серебра за четверть каба (около 0,5 л.). Напротив "наседок" несколько личностей явно бандитского вида предлагали ослиную голову за восемьдесят сиклей серебра. Хотя я очень сомневаюсь, что покажи какой покупатель такую большую сумму, он благополучно донесет до дома не то, что ослиную, но и свою голову.
Олдама нерешительно приблизилась к одному из продавцов пометом, в руке потела Финикийская серебряная монета [2] - та самая монета, которую муж ее, Йосеф, подарил ей на свадьбе, как залог своей любви. Последняя ценная вещь, которая у них осталась. Но священник, обойдя ее, стал шепотом торговаться с продавцом и вскоре купил четвертушку каба за свою священническую одежду из белого тонкого льна. Он уже выходил на прилегающую улочку, прижимая к груди грязный пакет с пометом, как из-за дома выскочили четыре подростка лет двенадцати и сбоку, с вывертом ударив сучковатой палкой по лицу, подхватили покупку и тут же исчезли.
В последние месяцы, помимо обстрелов и голода, Иерусалим постигла еще одна беда: он безмерно страдал от бандитов. Взрослые банды действовали в основном по ночам и грабили дома знатных горожан. Грабители, как правило, убивали своих жертв, убивали безжалостно и цинично. Подразделения царской охраны патрулировали эти кварталы и довольно успешно боролись с бандитами, поймав которых, тут же беспощадно карали на месте.
Но истинной напастью города стали банды беспризорных подростков. Они днем и ночью везде шныряли и воровали все, что могли украсть. Внаглую отбирали все, что могли отобрать. Если это было хоть чуточку съедобным, разделив, тут же пожирали без всякой предварительной обработки. Зачастую, забравшись в дом к истощенным, они, как крысы, ползали по телам и выковыривали изо рта то последнее, что те спешили съесть, увидев грабителей. Никакие мольбы, никакие угрозы о каре Господней не действовали на них, - только сила. Только силу они уважали, больше того - боготворили ее.
Всеобщее ожесточение сердец, всеобщее одичание, всеобщее озверение. Если до определенной меры испытания сплачивают людей, пробуждают в них лучшее, то, переступив некую грань страданий, люди немеют сердцами: их уже не трогает вид близкой смерти, не волнует страдание ближнего (сам так же страдаю). Но горе тому человеку, который во время испытаний в страдании своем переступит черту жестокости. В мирное время еще есть время и возможность вернуться назад, к человеческому образу. В тяжкую же, военную пору ни времени, ни возможности уже нет. Преступивший черту жестокости стремительно падает от зла к еще большему злу, от убийства к еще более изуверскому убийству - помешательство от жестокости: кровь пьянит.
Иерусалим пребывал уже во второй и даже в третьей стадии страданий.
И жара! Воистину, скорее бы конец. Хоть какой, но конец!" [3]

4:12-15 Не верили цари земли и все живущие во вселенной, чтобы враг и неприятель вошел во врата Иерусалима. [Все это] - за грехи лжепророков его, за беззакония священников его, которые среди него проливали кровь праведников; бродили как слепые по улицам, осквернялись кровью, так что невозможно было прикоснуться к одеждам их. "Сторонитесь! нечистый!" - кричали им; "сторонитесь, сторонитесь, не прикасайтесь"; и они уходили в смущении; а между народом говорили: "их более не будет!".
Из-за лжепророков и нечестивых священников при осаде и захвате врагами Иерусалима многие, почти все в народе Иудейском, осквернились кровью, стали нечистыми пред Богом, как прокаженные.

4:17 Наши глаза истомлены в напрасном ожидании помощи; со сторожевой башни нашей мы ожидали народ, который не мог спасти нас.
Сторожевая башня, или башня царя Давида, возвышалась над крепостными стенами и другими башнями Иерусалима. Даже когда Вавилонская армия подвела осадные башни к северной стене и вела обстрел с них по защитникам города, башня Давида была недосягаемой для их стрел и камней: с нее можно было безопасно наблюдать за округой.
Но напрасно всматривались в горизонт защитники города, напрасно ожидали увидеть помощь из Египта. Им было уготовано лишь с воплями беспомощного отчаяния взирать со сторожевой башни, как в стену день и ночь бьют тараны, как защитники стены гибнут от метких стрел Алхамеев.

4:20 Дыхание жизни нашей, помазанник Господень пойман в ямы их, тот, о котором мы говорили: "под тенью его будем жить среди народов".
Помазанник Господень: так говорили в Иерусалиме о царе Седекии - последнем царе Иудеи. Его схватили при бегстве из осажденного Иерусалима, затем на его глазах казнили его сыновей и князей Иудейских, а самого ослепили за его коварство и заговор против царя Навуходоносора.

4:21,22 Радуйся и веселись, дочь Едома, обитательница земли Уц! И до тебя дойдет чаша; напьешься допьяна и обнажишься. Дщерь Сиона! наказание за беззаконие твое кончилось; Он не будет более изгонять тебя; но твое беззаконие, дочь Едома, Он посетит и обнаружит грехи твои.
Когда Халдеи захватили Иудею, рынки Вавилонской империи переполнились рабами и евреев продавали буквально за бесценок, чем не преминули воспользоваться соседние страны, особенно Едом, нуждавшийся в рабочей силе для своих медных рудников.
"Исав поселился в земле Сеир, позже она получила новое название Едом/Идумея... Утратив свое первородство, Исав обрел драгоценную землю, сам не ведая об этом. Сегодня Петра окружена руинами древнего Идумейского царства. В этих местах... ученые обнаружили много застывшего шлака - это отходы плавки медной руды в очень больших количествах. Рядом в землю уходит более пятнадцати шахт глубиной свыше тридцати метров, а под горой тянутся длинные туннели. Множественные слои шлака говорят о многовековой добыче меди." [4]


5 гл. Молитва Иеремии, чтобы Господь обратил Израиль к Себе

5:1-5 Вспомни, Господи, что над нами совершилось; призри и посмотри на поругание наше. Наследие наше перешло к чужим... Нас погоняют в шею, мы работаем, [и] не имеем отдыха.
Надето ярмо Вавилона, под которым изнемогает народ, железное ярмо, о котором предрекал пророк Божий еще за восемь лет до падения Иерусалима.
Тогда пророк Анания взял ярмо с выи Иеремии пророка и сокрушил его. И сказал Анания пред глазами всего народа сии слова: так говорит Господь: так сокрушу ярмо Навуходоносора, царя Вавилонского, через два года, [сняв его] с выи всех народов. И пошел Иеремия своею дорогою. И было слово Господне к Иеремии после того, как пророк Анания сокрушил ярмо с выи пророка Иеремии: иди и скажи Анании: так говорит Господь: ты сокрушил ярмо деревянное, и сделаешь вместо него ярмо железное. Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: железное ярмо возложу на выю всех этих народов, чтобы они работали Навуходоносору, царю Вавилонскому, и они будут служить ему, и даже зверей полевых Я отдал ему. (Иер.28:10-14)

5:21,22 Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле. Неужели Ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно?
Уведенные в плен Иудеи остались без храма Божьего, но вместе с тем они отвергли и идолов. Будучи в плену, они вспомнят, что они народ Израиля (не Ефрем и Иаков, а единый Израиль) и обратятся к Закону и Пророкам, обратят сердца свои к Господу Богу. В итоге из Вавилонского плена вернется в Иерусалим уже частично обновленный народ, очистившийся от идолопоклонства.
Я признаю хорошими переселенцев Иудейских... и обращу на них очи Мои во благо им, и возвращу их в землю сию. И устрою их, а не разорю, и насажу их, а не искореню. (Иер.24:5,6)


Рисунок 1. Репин И. Плач Иеремии на развалинах Иерусалима.


СНОСКИ

[1] Сикль серебра равнялся примерно 15 граммам.
[2] Финикийская серебряная монета - округлая плоская отливка весом 1 сикль (14,5 г.). В то время на монетах еще не было чеканки, она появилась на рубеже V-IV вв. до н.э., при Дарии I (дарик).
[3] Погребняк Н.И. Сочинения в 4 томах. Т.1.: Смерть Иерусалима. с.51-53.
[4] Истомина Е. Археологи о копях царя Соломона.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. - М.: Российское Библейское общество, 1998. - 1244 с.
2. Библиология 1.0 [Электронный ресурс]: Библия, Синодальный перевод (со словарем Стронга)/ Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М.Холман - Электрон. дан. - Истра, Московск. обл.: Слово жизни, 2002. - 1 электрон.опт.диск (CD-ROM) - (Электронная книга).
3. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]/ Wikimedia Foundation, Inc. - Электронные текстовые данные. - Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. - Свободный режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki .
4. Истомина Е. Археологи о копях царя Соломона [Электронный ресурс]/ Проза.ру, 2012. - Электронные текстовые данные. - Свободный режим доступа: http://www.proza.ru/2012/08/21/1495 .
5. Погребняк Н.И. Сочинения в четырех томах. Т.1.: Смерть Иерусалима, рассказы, эссе/ Н.И. Погребняк. - Canada: Altaspera Publishing & Literary Agency, 2015. - 206 с.: ил.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"