Погребняк Николай Иванович : другие произведения.

Дневник по 1 посланию к Тимофею

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей - это дневник. Первое послание к Тимофею относится к группе пастырских посланий Апостола Павла, но служит оно в назидание не только служителям Церкви, а всем верующим, и вы убедитесь в этом.




Погребняк Николай
ДНЕВНИК ПО ПЕРВОМУ ПОСЛАНИЮ К ТИМОФЕЮ


О книге
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей - это дневник. Первое послание к Тимофею относится к группе пастырских посланий Апостола Павла, но служит оно в назидание не только служителям Церкви, а всем верующим, и вы убедитесь в этом.
- - - - -


Оглавление

ПАСТЫРСКИЕ ПОСЛАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО ПЕРВОМУ ПОСЛАНИЮ К ТИМОФЕЮ
1 гл. Преподаю завещание: служите, имея веру и добрую совесть
2 гл. О служении общины и о поведении женщин в церкви
3 гл. Какими должны быть служители Божьи
5 гл. Наставления служителям
6 гл. Не суетитесь, а стяжайте Святого Духа
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ


ПАСТЫРСКИЕ ПОСЛАНИЯ

Три Послания - первое и второе послания к Тимофею и послание к Титу - традиционно считаются пастырскими посланиями Апостола Павла. Некоторые богословы присоединяют к этой группе ещё и послание к Филимону.
Считаю, что присоединение к группе пастырских посланий четвёртого послания - это разумное решение, ибо служение пастыря заключается не только в заботе о церкви, как собрании верующих, но и в том, чтобы он и в личных вопросах поступал по духу, всегда являл собой пример.
Как бы предугадывая наш вопрос: "Почему Апостол Павел написал пастырские наставления только Тимофею и Титу?" - Святитель Иоанн Златоуст даёт на него ответ сразу же во введении к первой книге этой группы Посланий.
"Итак, почему же он пишет только Титу и Тимофею? Потому, что этим последним он уже препоручил Церкви. Между тем как первые (Сила, Лука и Климент) ещё сопутствовали ему в путешествиях; последних он поставил на видные места. (Тимофей) был наделён такими возвышенными свойствами, что даже молодость его не составляла для него ни малейшего к этому препятствия. Поэтому (апостол) и писал: "Никто да не пренебрегает юностью твоею" (1Тим.4:12). Когда есть добродетель, то всё имеется в изобилии и ни в чём не встречается препятствия. Потому-то и рассуждая о епископах и говоря много об них, (апостол) никогда не входит в подробное исследование касательно их возраста. Если же и говорит в своём послании, что (епископу надлежит быть) "детей содержащий в послушании со всякою честностью; и единой жены мужу" (1Тим.3:4,?2), то высказывает это не потому, что будто ему необходимо иметь жену и детей, а потому, что если бы случилось когда-либо возвести на это место кого-нибудь из мирян, то они должны быть таковы, чтобы умели управлять и домом, и детьми, и всем прочим. Ведь если бы кто, кроме того, что был бы мирянином, оставался бы ещё бесполезным человеком даже в такого рода делах, то как можно было бы поручить ему попечение о Церкви? Но зачем, скажешь ты, (апостол) пишет послание к ученику, когда он уже поставлен был на учительскую должность? Не надлежало ли прежде наставить его, и потом уже послать (на эту должность)? Но (Тимофей) имел нужду не в таком наставлении, какое нужно для учеников, а в таком, какое необходимо для учителя. Поэтому заметь, что во всём послании он преподает ему наставления, нужные для учителя".[1]

Обстоятельства и время написания Пастырских посланий сильно различаются и зависят как от времени написания каждого из них, так и от обстоятельств, в которых они были написаны.
Так, судя по ряду деталей можно утверждать, что первое послание к Тимофею, послания к Титу и к Филимону были написаны Апостолом Павлом, когда он был на свободе (например: 1Тим.1:3; 3:14). Павел был полон надежд на скорую встречу с адресатами и его послания несли в себе не только духовное назидание, но и были преисполнены большой долей оптимизма.
Во втором же послании к Тимофею Апостол Павел уже прямо указывает, что находится в узах и что конец его земного пути близок (2Тим.1:8; 4:7). И слова его звучат как Апостольское завещание Тимофею и всем пастырям церквей, звучат как пророческое предсказание того, что ожидает Церковь Христову в близком и в далёком будущем.

И в заключение хочу предостеречь вас, уважаемые читатели.
Церковнослужители пытаясь доказать законность иерархической лестницы, существующей в их христианской деноминации, как правило, ссылаются на Пастырские послания Апостола Павла (то есть на Священное Писание). Что сказать на их "ссылания"?
Уважаемые братья и сестры во Христе, когда будете читать послания к Тимофею и к Титу, постарайтесь не чужим, а своим умом подумать: о чём и, главное, кому написал Апостол столь подробное объяснение, какими чертами должны обладать епископы и диаконы. Одного ли Тимофея он пытался предостеречь от опрометчивого шага или, может, и вас тоже?.. Сами посудите: если бы послания были написаны только для Тимофея и Тита, то тогда не было бы смысла включать их в Канон Библии - так ведь? А раз они включены в Священное Писание, то, значит, уже и вы, уважаемые братья и сестры во Христе, должны внимательно смотреть, кто и какое служение у вас в церкви несёт. Не кто-то чужой, не начальник приезжий, а вы, именно вы отвечаете пред Богом, если допускаете, чтобы вашей церковью руководили нечестивые и негодные служители.
Так что, уважаемые братья и сестры во Христе, читайте послания к Тимофею, Титу и Филимону, как послания наинепосредственнейшим образом относящиеся к вам, к жизни вашей поместной церкви.


ВВЕДЕНИЕ

Первое послание к Тимофею - это первое из пастырских посланий Апостола Павла. Написано оно было примерно в 65 году, после первого заключения Апостола в Риме. Тимофей в это время наставлял в духе и истине церкви в Ефесе, помогая местным пресвитерам.
В этом послании Апостол Павел обращается к Тимофею как к сыну, но пусть характер их личных взаимоотношений не вводит вас в заблуждение относительно возраста и духовной зрелости адресата - он был закалённым в испытаниях, мудрым служителем (вспомните хотя бы о роли Тимофея в налаживании взаимоотношений между Павлом и Коринфской церковью). Да и по возрасту Тимофей был отнюдь не юношей, как обычно мы представляем, вспоминая слова Апостола Павла: "Никто да не пренебрегает юностью твоею (1Тим.4:12)" - ему в то время было примерно сорок лет.
Ефесская церковь в этот период переживала тяжёлые времена: извне она была гонима языческим Римом, внутри - раздираема лжеучениями. И в таких сложных условиях неимоверно возрастала цена любой ошибки при выборе людей, которых ставили во главе поместных церквей, так как зачастую уже не было ни времени, ни физической возможности исправить ситуацию, если пастырем или диаконом становился человек лукавый.

Основной темой послания является учение о благочестии, что пастырям и учителям должно заниматься не родословиями и баснями, а быть примером в истинной любви, в доброй совести и нелицемерной вере.
Мудрость, мудрость и ещё раз мудрость - Божья мудрость нужна вам в служении!


ДНЕВНИК ПО ПЕРВОМУ ПОСЛАНИЮ К ТИМОФЕЮ

1 гл. Преподаю завещание: служите, имея веру и добрую совесть

1Тим.1:1,2 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей, Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.
"Апостол по повелению Бога" - Апостол Павел не из бахвальства подчёркивает, что служение уму дано по воле Господа Бога, а чтобы показать разницу между истинными служителями Божьими (коим, кстати, был и Тимофей, призванный на служение по пророчеству) и самовыдвиженцами - лукавством добившимися поставления их на служение в церкви. Лукавые служители действуют не по воле Божьей, не по духу, а по плоти и насаждают в церквях суету и разные философии.

1Тим.1:3-5 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры.
В первых же строках своего послания Апостол Павел напоминает Тимофею, что просил его увещевать тех, кто отошёл от духовной жизни во Христе Иисусе, чтобы они вместо теоретизирования на духовные темы, учились практически поступать так, как поступил бы в том или ином случае Иисус Христос, чтобы они мыслили так, как мыслит Иисус Христос. Напоминает Тимофею, что просил его увещевать верующих, чтобы они были преданы Богу всем сердцем.
Почему Апостол Павел вместо того, чтобы порадоваться успехам Тимофея в служении (о которых он наверняка слышал), после краткого приветствия сразу же переходит к проблемам? В первых же строках послания напоминает Тимофею, что благословляя его на служение, просил увещевать тех, кто отошёл от духовной жизни во Христе Иисусе, чтобы они вместо теоретизирования на околодуховные темы, учились практически поступать так, как поступил бы в том или ином случае Иисус Христос, чтобы они мыслили так, как мыслит Иисус Христос. Неужели ситуация в Ефесской церкви была настолько сложной? Неужели её члены совершенно забыли о любви и доброй совести, забыли о действенной вере в Иисуса Христа, и погрязли в спорах и склоках?

1Тим.1:6,7 От чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чём говорят, ни того, что утверждают.
"Уклонились в пустословие" - здесь сказано: "уклонились", значит, раньше были верующими в Иисуса Христа и знали истину, но потом по каким-то причинам отвергли то, что имели, и стали слугами сатаны, с ложью проникающими в собрания верующих.
Почему они уклонились? Может, утомились, устали реально жить по духу и вере, и решили стать богословами теоретиками, как бы со стороны разглагольствующими об учении Христовом? Нет, уважаемые братья и сестры во Христе, я думаю, что причиной отступничества было утомление, а гордыня. Из-за своей гордыни они отказались жить в послушании Святому Духу, и начали придумывать для себя другого, удобного им христа, поэтому и стали учить не истине, не духу, а религиозному законничеству.
Религиозное законничество только на первый взгляд выглядит как богоугодное учение, якобы смиряющее души верующих. Но так как это учение создано плотским умом людей, научающих ему, то и любые успехи в религиозном законничестве являются уже не плодом благодати Святого Духа, а результатом усердия и воли человеков. А раз это плод труда человеческого, то и возвеличивает он не благодать Божью, а самого человека - превозносит его гордыню.
Истинное познание Бога происходит сердцем и лишь затем умом - обновлённым в духе умом. Сие познание происходит медленно, через смирение и послушание Святому Духу.
Дополнительно - см. комментарии к 2Пт.2:1-3.

1Тим.1:8,9 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных.
Немного изменю тему и от церковных религионых законников, самолично решающих какие Божьи законы соблюдать, а какими можно пренебречь или заменить их своими - выдуманными ими, перейду к законникам иудейским (не забывайте, что Апостол Павел был израильтянином и многие члены церквей в то время были израильтянами, соблюдающими закон). Вот они - иудеи, искренне соблюдающие закон Моисеев - могли, да и сейчас могут спросить: "Если закон Моисеев, данный от Бога, не ведёт нас ни к обретению благодати Божьей, ни к познанию Бога, то тогда зачем он был нам дан?"
И Апостол Павел отвечает на этот вопрос: "Закон положен не для праведника, но для беззаконных" - то есть закон дан для осуждения нарушителей закона. А те, кто поступает по любви и правде в послушании Святому Духу, они живут по Божьей воле не зависимо от того, знают ли они закон и соблюдают его, или даже не слышали о нём. Более того, Господь Иисус Христос, в Которого мы уверовали, возвестил нам, что через Его жертву мы освобождены от проклятия закона.

1Тим.1:9,10 Зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и осквернённых, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению.
Поверьте, вовсе не случайно, а под водительством Святого Духа Апостол Павел сделал такой подробный перечень богопротивных грехов. Всё это написано, дабы мы знали, что если не покаемся и не исправимся, то будем отвергнуты от благодати Христовой. И здесь уже никакой роли не будет играть, кем кто был из нас в церкви во время своей земной жизни - простым ли прихожанином, епископом, или хоть Папой Римским.
Итак, перечислю, кого из ходящих в церковь Господь будет судить по закону:
-- беззаконных и непокоривых, то есть не признающих ни божеских, ни человеческих законов;
-- нечестивых, не воздающих должного почтения Богу;
-- грешников, дерзко нарушающих Божьи заповеди;
-- развратных осквернителей того, что посвящено Богу;
-- оскорбителей отца и матери (Синодальный перевод здесь не точен, правильно: отцов-и-матере-убийц [2]);
-- убийц;
-- человекохищников, похищающих и истязающих людей ради наживы;
-- блудников;
-- мужеложников;
-- скотоложников;
-- клеветников;
-- лжецов;
-- клятвопреступников.

Но если вы, уважаемые читатели, увидев себя в этом перечне, осознаете свою греховность и отвергнув грех, в покаянии сами, добровольно обратитесь к Иисусу Христу, как к своему Судье, то закон уже исполнит для вас своё предназначение - и далее наступит период благой и спасительной работы Святого Духа в вашем сердце, период освящения.
"Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение". (1Тим.1:12)

1Тим.1:18,19 Преподаю тебе, сын [мой] Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере.
"Сообразно с бывшими о тебе пророчествами" - Дух Божий явил пророчество о Тимофее не только для Апостола Павла и других пресвитеров, благословивших его на служение, но ещё и для самого Тимофея, чтобы через пророческое слово укреплялся дух его во время испытаний и в те моменты, когда он испытывал сомнения в своей пригодности для служения.
"Имея веру и добрую совесть" - Апостол снова и снова - не только Тимофею, но и всем нам - напоминает о вере и доброй совести. Эти слова нужно не просто запомнить, а насквозь пропитаться ими, как непреложным духовным законом, потому что не может быть истинной духовной жизни без веры в Господа и без доброй совести, которую мы постигаем через послушание Святому Духу.
"Больше всего хранимого храни сердце твоё". (Прит.4:23)
"Хранящие таинство веры в чистой совести". (1Тим.3:9)


2 гл. О служении общины и о поведении женщин в церкви

1Тим.2:1,2 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте.
Когда мы молимся за братьев и сестёр, страдающих за веру, тут всё понятно, но молиться за гонителей...
В период гонений трудно, не говорю уже о том, чтобы оставаться благочестивым, а даже просто трезво, без эмоций рассуждать и поступать обдуманно, мудро. Когда усиливается зло, то в ответ хочется хулить и проклинать своих гонителей. Но Апостол Павел предупреждает нас, что если кто так поступит, то он изберёт самый худший вариант действий из всех возможных в данной ситуации. Проклятия и ненависть породят лишь ещё большую ненависть. Поэтому Апостол и призывает нас молиться за гонителей, просить Господа Бога, чтобы дал им разума и мудрости - хотя-бы простого человеческого разума, ибо преследовать тех, кто не совершил никакого преступления - это беззаконие.
Конечно, чтобы начать молиться за гонителей, сначала придётся преодолеть свои эмоции, но потом разум - духовная мудрость - всё расставит по своим местам, и молиться за гонителей станет, не скажу, что приятно (эмоции никуда не денешь), но гораздо легче, ведь вы будете понимать, что это единственно разумное решение в данной ситуации. Только так, вы сможете снова вернуться к мирной, спокойной жизни.
К сему хочу добавить: не только молитесь за гонителей, но не забывайте и Бога благодарить, когда переносите страдания, ибо так - благодаря Бога - вы делом являете свою веру, доверие слову Господнему, который сказал: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу. (Рим.8:28)".
"Дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную" - конечно, хорошо было бы жить мирно, без внешних потрясений, но Божья цель не сытую и безмятежную жизнь обеспечить нам здесь, на земле, а научить жить в благочестии и чистоте. Благочестие и чистота всегда должны быть на первом месте, а остальное - как получится, вот поэтому и приходится Господу допускать, чтобы мы проходили через различные испытания.

1Тим.2:5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус.
"Посредник" - в данном стихе древгнегреческое слово mesitis означает человека, стоящего между Богом и людьми и приводящего людей к Богу.[3] Это Иисус Христос, Который одновременно является и Человеком, и Богом.
Но термин "посредник" означает также и того, кто доставляет сообщение от одного лица другому, с целью достижения определённого соглашения. Приведу пример из Священного Писания, где в качестве посредника выступает не Христос, а обычный человек: "Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника. (Гал.3:19)". В данном случае, хотя используется это же греческое слово mesitis, речь идёт о Моисее - обычном человеке. Почему для заключения завета между Богом и народом Израиля понадобился посредник - Моисей? Причина в том, что Синайский завет подразумевает определенные действия со стороны обеих договаривающихся сторон: Бога и народа Израиля.[4]
Почему я так много внимания уделил исследованию слова "посредник"? Дело в том, что разное понимание значения этого слова членами протестантских и православных церквей в толковании фразы: "Един посредник между Богом и человеками" - вызывает между ними споры, вплоть до взаимных оскорблений. Протестанты осуждают православных: "Видите, здесь сказано, что един посредник, значит, вы идолопоклонствуете, когда молитесь Деве Марии и святым!". На что Православные отвечают: "Мы тоже исповедуем только одного Спасителя, Иисуса Христа, а Богородице и святым молимся, чтобы они были ходатаями, нашими сомолитвенниками пред Господом".
Что я, как православный верующий, могу добавить к уже сказанному ответу на критику протестантов? Да, я согласен с тем, что среди православного люда есть много таких, которые просят о спасении не только Иисуса Христа, но ещё и Богородицу, и Николая Угодника, и Сергия, и Матрону, и ещё много кого, по принципу: чем больше у меня будет спасителей, тем лучше. Но, поверьте, они это делают от незнания истины, а не потому, что Православная Церковь учит о других Спасителях, кроме Иисуса Христа. И когда такое случается, это уже недоработка местных церковнослужителей: нужно людей учить азам Православия, иначе они так и умрут, пребывая в тёмном идолопоклонстве.
Но если уж судить объективно, то тогда выслушать нужно обе стороны конфликта, иначе истины не установишь. Итак, протестанты: в чём слабость их позиции? Они впали в другую крайность, и считают, что попросить своего пастыря, чтобы тот помолился Богу за них или вместе с ними - это хорошо, а попросить о ходатайстве уже умершего святого - это грех и идолопоклонство. Если бы после смерти человека он совсем исчезал (его тело, душа и дух) или если бы верующий человек после смерти терял всякое общение с Богом, то тогда позицию протестантов можно было бы назвать логичной. Но Истина глаголет: "Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы. (Лк.20:38)" - так что, получается, что протестанты критикуют учение Православной Церкви о ходатайственной молитве святых, без какого либо логического обоснования.

1Тим.2:8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения.
"Воздевая чистые руки" - "буквально "святые руки" - выражение подразумевает как молитвенный жест, так и свидетельство о праведности, благочестии этих людей".[5]
"Без гнева и сомнения" - то есть с миром Божьим в сердце, настроившись на ожидание ответа на свою молитву и размышляя над словом Божьим, а не впопыхах, абы помолиться.

1Тим.2:9 Чтобы также и жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою.
"Со стыдливостью" - древнегреч. aidos, означает: "с благоговением, почтением к Богу".
"С целомудрием" - древнегреч. sofrosyni, означает: "благоразумно, сдержанно, рассудительно". То есть, в данном стихе речь идёт о том, чтобы верующие жены были благочестивыми и мудрыми, а не как "блондинки" из анекдотов.
Дополнительно - см. комментарии к 1Пт.3:3,4.

1Тим.2:11 Жена да учится в безмолвии.
Теперь Апостол Павел, продолжая разговор о поведении членов церкви во время гонений, обращается к верующим женам.
"В безмолвии" - древнегреч. isychia, означает: "не самоуправничая, не внося беспокойства и суеты". То есть жёны должны вести себя в церкви тихо и скромно, слушать проповедь благопристойно. И если у какой из них возникнут вопросы по ходу проповеди, то пусть об этом спрашивают дома у мужей, а не перебивают проповедника (1Кор.14:34,35).
Дополнительно о том, почему Апостол Павел велел женщинам учиться в безмолвии - см. комментарии к 1Кор.14:34,35.

1Тим.2:12-14 А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление.
О том, почему женщины должны приходить к Богу в молитве и учиться в церкви с сердцами послушных учениц, Апостол Павел объясняет на примере Евы, которая не захотела признать для себя едниственное установленное Богом ограничение власти (не есть от плода познания добра и зла), и в результате...
Более подробно о том, почему Богу не угодно, если женщина пытается главенствовать в семье или в церкви - см. комментарии к 1Кор.11:4,5.

1Тим.2:15 Впрочем спасётся через чадородие, если пребудет в вере и любви и святости с целомудрием.
"Спасётся через чадородие" - в этой фразе стоит древнегреческое слово soxo, имеющее несколько значений: "беречь", "сохранять", "исцелять".
Приведу примеры, где ещё используется это слово.
-- Она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. (Мф.9:21)
-- Ибо кто хочет душу свою сберечь. (Мф.16:25)
-- Других спасал, а Себя Самого не может спасти. (Мф.27:42)
-- Отче! избавь Меня от часа сего! (Ин.12:27)

Судя по приведённым примерам, это слово означает не спасение души, а избавление человека от опасности или исцеление от болезни.
Итак, выражение, перевёденное в Синодальном переводе, как "спасётся через чадородие" означает не спасение женщины Иисусом Христом (которое даётся только по вере), а благочестивую жизнь в Боге, которая возможна для женщин при условии, если они принимают установленный Богом порядок.
Кстати, на чадородии Апостол Павел не завершил свою мысль, а продолжил, перечислив другие условия успешной жизни во Христе: "Если пребудет в вере и любви".
Дорогие сестры во Христе, поверьте, радость и покой вы обретёте не через религиозную суету и не тогда, когда займёте место мужа в семье или место пастыря в церкви, а только когда станете мудрыми жёнами и ласковыми матерями, когда будете жить в любви и по вере.


3 гл. Какими должны быть служители Божьи

1Тим.3:1-7 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не [должен быть] из новообращённых, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.
"Епископства" - буквально это служение означает: наблюдающий за порядком в поместной церкви, блюститель. В первом веке в церквях епископское служение зачастую исполняли пресвитеры (Тит.1:5), поэтому указанные здесь черты, коими должны обладать епископы, можно отнести и к пресвитерам.
Итак, епископ или пресвитер должен быть:
-- с безупречной репутацией, как в церкви, так и в мире;
-- единожды женатым (то есть не многоженцем и не женившимся после развода);
-- рассудительным, умеющим верно оценивать обстановку и хорошо контролировать себя в критической ситуации;
-- сдержанным, отличающимся моральными добродетелями;
-- скромным;
-- приветливым, гостеприимным;
-- обладающим знаниями и даром учителя;
-- не пристрастным к вину, не порабощенным другими похотями плоти, такими, как наркомания, игромания, и тому подобное;
-- не сварливым, вспыльчивым, драчливым, а, наоборот, должен вносить в сердца окружающих мир, разряжать, разряжать возникающую в церкви напряженность;
-- мягким в обращении, сговорчивым, готовым уступить, если, конечно, дело относится не к основам христианской веры и жизни во Христе;
-- не падким на деньги и славу, а наоборот, несребролюбивым, щедрым, готовым пожертвовать не только своим имуществом, но и собой ради паствы своей, - как сказал Иисус Христос: "Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин.10:11)";
-- мудрым главой семейства, хорошо воспитывающим своих детей (имеющим детей верных, не укоряемых в распутстве и непокорности);
-- не из новообращённых;
-- пользующимся уважением среди верующих.

Епископов и пресвитеров надобно прежде испытывать и только потом, если они безупречны, допускать до служения (см. 1Тим.3:10).
О том, почему Апостол Павел так подробно перечислил качества, какими должен обладать епископ (пресвитер) - см. комментарии к Тит.1:10-12.

1Тим.3:2 Целомудрен...
В древнегреческом оригинале здесь стоит слово sofron, означающее: "благоразумный, сдержанный, здравый, целомудренный, рассудительный", но это больше, чем просто внешнее хорошее владение собой, благоразумие, сдержанность, даже больше, чем нравственная чистота, это внутренняя духовная красота человека. Целомудренность исходит из сердца и определяет поступки. Возьмём, например, Руфь и Вооза: у Руфи от её мужа не было детей и когда она стала вдовой то не стала искать себе молодого жениха, а пошла к Воозу, близкому родственнику мужа, с просьбой, чтобы тот женился на ней (только в этом случае её первенец будет считаться сыном её умершего мужа).

1Тим.3:8-12 Диаконы также [должны быть] честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести... Равно и жёны [их должны быть] честны, не клеветницы, трезвы, верны во всём. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.
"Диакон" - это слово переводится, как служитель. Сейчас диаконы являются помощниками пастырей в богослужении, но самостоятельно предстоять на христианском собрании и совершать таинства не могут. А в первом веке чёткой трёхстепенной иерархии (епископ - пастырь - диакон) в церквях ещё не было и служения пастырей (пресвитеров) и диаконов различались не столько по тому, кто у кого является помощником, сколько по служебным функциям: епископы и пресвитеры больше заботились о слове, благовествовали и учили в церкви, а диаконам было вверено служение материальным нуждам христианской общины, забота о вдовах и бедных. Но, судя по книге деяний святых Апостолов, диаконы часто занимались и духовными вопросами, благовествовали об Иисусе Христе среди иудеев и язычников и крестили уверовавших (Деян.6:8; 8:5,38).
Итак, диакон должен быть:
-- исполненным Святого Духа и мудрости (Деян.6:3);
-- честным, пользующимся уважением в церкви;
-- не лицемерным, не двуличным;
-- не пристрастным к вину, не порабощенным другими похотями плоти, такими, как наркомания, игромания, и тому подобное;
-- не корыстолюбивым, а наоборот, несребролюбивым, не помышляющим о наживе;
-- хранящим веру и добрую совесть, то есть живущим по вере;
-- единожды женатым (то есть не многоженцем и не женившимся после развода);
-- и ещё Апостол Павел указывает, что не только на самого диакона нужно смотреть, но и на его жену. Она должна быть достойной доверия, пользующейся уважением среди членов церкви и в мире, разумно управляющей своим домом (хозяйством), не сплетница, не клеветница и не пристрастна к вину. Это связано со спецификой служения диакона: ему предстоит иметь дело с материальными средствами церковной общины, и горе будет всем, если его жена окажется недостойной.

1Тим.3:10 И таких (епископов и диаконов) надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, [допускать] до служения.
"Если беспорочны" - древнегреч. anekklitos, означает: "безукоризненные, безупречные, нравственно чистые".
И в заключение Апостол Павел ещё раз предостерегает Тимофея: "Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым. (1Тим.5:22)".

1Тим.3:14,15 Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.
Святитель Феофан Затворник так поясняет слова Апостола: "Что подробное даю наставление, то это на случай, если замедлю. Тебе надобно знать, как следует жить и действовать среди верующих, как архипастырю. Я и пишу тебе об этом подробно. Хотя ты всё почти знаешь, видевши, как мы с тобою благоустрояли Церкви Божии; но и тебе нужно напоминание, чтоб, освежая в мысли, как всё в Церкви бывает благообразно, ты увереннее соответственно тому действовал, не приходя в смущение при сплетении обстоятельств и не сбиваясь от того с должного пути. Но более нужно это для других, чтоб видели, что ты получил заповедь именно так, а не иначе действовать, и не действуешь по своему произволу".[6]

1Тим.3:16 И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе.
Великая благочестия тайна... И дальше Апостол кратко пересказывает Евангелие. Почему Апостол Павел назвал Евангелие великой тайной не спасения во Христе, а благочестия, почтения к Богу, благоговения пред Ним? Разве может благочестие быть тайной, недоступной просто религиозным людям?
Да, может, ибо благочестие недоступно ни религиозникам, ни тем более, еретикам. Благую весть об Иисусе Христе - спасителе они ещё могут как-то понять и принять, а вот истину, что не только спасение, но и освящение обретается во Христе, и только напрямую от Него, а не через изучение новозаветных писаний и не через соблюдение закона - эту истину люди не рождённые Свыше, от Святого Духа, ни познать, ни принять в свою жизнь не могут.
Освящающая сила причастия и живительная сила молитвы может быть явлена в нас только в результате прямого непосредственного общения с Иисусом Христом, общения в духе - только так мы можем познать Его и уподобиться Ему, то есть обрести благочестие.
Дополнительно - см. комментарии к Ин.1:1-14.

1Тим.4:1-3 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак [и] употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.
Напомнив Тимофею о пути истинного освящения (1Тим.3:16), Апостол Павел теперь указывает на лжеучителей, которые только вид имеют благочестия, а на самом деле являются слугами сатаны и обольстителями (сатана обольщает людей не только через искушение явными грехами, но и вовлекая их в эрзац, подделку праведности).
"Запрещающих вступать в брак" - в наиболее фанатичном, даже извращённом виде, это присуще католическим церковнослужителям и монахам, в результате среди них буйным цветом расцвела содомия.
"Запрещающих употреблять в пищу то, что Бог сотворил" - а в этом отношении "отличились" старообрядцы со своим культом постничества (у них если не постник, то и верующим не можешь быть).
Ещё раз хочу напомнить, что Дух Божий говорит о таких "подвижниках": "Они отступят от веры, внимая духам обольстителям".

1Тим.4:4,5 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою.
Так что, уважаемые братья и сестры во Христе, знайте, что всё нам дозволительно: и в брак вступать, и мясо есть, тем более, когда всё это делается с молитвой и благодарением Господу. Но нельзя впадать и в другую крайность - нельзя прожигать жизнь в плотских утехах, чревоугодничестве и пьянстве.
Дополнительно - см. комментарии к Деян.10:10-14.

1Тим.4:7,8 Упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на всё полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
Я не раз слышал, как проповедники искусственно, насильно разрывали фразу, сказанную Апостолом Павлом, на две: "Телесное упражнение мало полезно" и "Благочестие на всё полезно". И разорвав, начинали рассуждать о каждой из этих частей в отдельности, делая при этом вывод, что христианам не обязательно усердствовать в заботе о своём физическом состоянии, не обязательно заниматься спортом. Такой подход к словам Апостола является неправильным и совершенно извращает его мысль. Апостол Павел ничуть не хотел уменьшить значение и положительную роль занятий спортом, которому, эллины, как известно, придавали большое значение. Просто он уточнил, что занятия спортом (телесные упражнения) служат нам во благо лишь во время земной жизни, а усердие в благочестии принесёт добрый плод и здесь, и в жизни вечной, - поэтому, - призывает он, - будьте не менее усердны в благочестии, чем вы усердствуете в заботе о своём физическом развитии.

1Тим.4:10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.
"Для того поношения терпим, что уповаем на Бога" - то есть, мы избрали жить в послушании Святому Духу и через это стали врагами сатаны и чужими для мира сего, потому что полагаемся на Бога, на Его помощь, особенно в трудное время испытаний.
По своей природе мы, люди, стремимся всё подчинять себе, всем управлять своими силами и своим умом, поэтому, чтобы возложить упование на Бога, на Его слово, мало просто понадеяться на помощь и водительство Божие, нужно ещё проявить душевную смелость, чтобы полностью довериться Святому Духу, потому что, то, что Он предлагает, зачастую не вписывается в наши ожидания и планы.
Способность уповать на Бога, подчиняться водительству Святого Духа в повседневной жизни, в служении и в испытаниях является признаком духовной зрелости христианина.

1Тим.4:12 Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.
"Юностью твоею" - в глазах Апостола Павла Тимофей был молодым человеком, которого он называл сыном, но на самом деле Тимофей был не так уж и молод: ему было около сорока лет. Конечно, старейшиной (пресвитером) его в таком возрасте ещё рано было называть, но, как церковнослужитель, Тимофей был уже и духовно, и по возрасту зрелым мужем Божьим (вспомните, что Иисус Христос начал Своё служение, будучи тридцати лет).
Но если взглянуть на эту ситуацию с другой стороны, то это возможно было даже и хорошо, что Тимофей не был зрелым годами мужем, ибо теперь если он заслуживал уважение среди верующих, то явно не из-за возраста, а своей богобоязненной жизнью, духовной мудростью.
"Будь образцом в чистоте" - в чистоте (древнегреч. agneia), означает, жить безгрешно, целомудренно (не путайте целомудрие с безбрачием: Апостол Павел не призывал Тимофея к безбрачию).

1Тим.4:14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
"По пророчеству с возложением рук священства" - Тимофей был избран на служение по пророческому слову, затем было обсуждение на совете старейшин, и лишь когда они убедились, что слово действительно было от Бога, тогда благословили его с возложением рук.
Всех бы епископов, пастырей и диаконов так ставили на служение!

1Тим.4:16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя.
"Себя спасёшь и слушающих тебя" - всех спасает Бог, а не человек, но сказано: "Вера от слышания (Рим.10:17)" - поэтому Тимофей должен жить в послушании Святому Духу и слышать глас Его, чтобы нести людям слово от Бога, а не от себя, не от своего красноречия. Только в этом случае его слово будет привлекать их ко Христу, а не к нему, как служителю.
Поэтому и сказано: "Себя спасёшь и слушающих тебя".


5 гл. Наставления служителям

1Тим.5:1,2 Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестёр, со всякою чистотою.
"Не укоряй, но увещевай" - это очень важное Апостольское напутствие для пастырей и епископов, ибо здесь сказано, каким должен быть не только тон, но сам дух их общения с членами церкви.
Не укоряйте, но увещевайте! Это не значит, что мы не должны обличать грешника в его грехе, и не значит, что церковь не должна противостоять греху, применяя такие меры дисциплинарного воздействия к грешнику, как замечание или отлучение. Это значит, что в любой ситуации мы должны с уважением относиться к любому, даже впавшему в грех, человеку.
Кстати, поставить на замечание или отлучить упорствующего в грехе может только собрание членов церкви, но никак ни единолично служитель.

1Тим.5:3 Вдовиц почитай, истинных вдовиц.
Почитать вдовиц - это не только заботиться о них, но и относиться к ним с уважением, с почётом, с каким мы относимся к церковнослужителям.
"Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь". (1Тим.5:5)

1Тим.5:6 А сластолюбивая (вдовица) заживо умерла.
Сластолюбие - это сильное влечение к роскоши, к наслаждениям, к похотям (как жил блудный сын).
Антоний Великий так сказал о сластолюбцах: "Человек сластолюбивый, ищущий только приятного в жизни, ни на какое дело не гож. Не будь сластолюбив; ибо таких Бог не слушает".[7]

1Тим.5:7 И сие внушай им, чтобы были беспорочны.
"Беспорочны" - то есть, имели незапятнанную репутацию - сравните: "Но епископ должен быть непорочен (1Тим.3:2)". Видите, какую духовную ответственность Апостол Павел возлагает на вдовиц, заботу о которых церковь берёт на себя?

1Тим.5:9,10 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.
Апостол Павел не случайно указал, что церковь может брать на попечение вдову не моложе шестидесяти лет, да ещё и при том условии, чтобы она перед этим жила жизнью праведной, хорошо воспитала детей, была гостеприимна и заботлива. В столь строгом подходе заключена мудрость: во-первых, попечение о такой вдове не вызовет нарекания среди верующих (справедливого нарекания), во-вторых, то, что церковь заботится только о благочестивых и непорочных вдовах, заставит остальных женщин в церкви задуматься над тем, как они себя ведут, достойно ли их поведение того, чтобы ожидать доброго отношения к себе в старости и, в-третьих, если подходить к попечению о вдовах не избирательно, а по гуманитарному принципу: разделив церковные средства между всеми нуждающимися без разбора, то это приведёт к расцвету среди верующих иждивенческих настроений и стяжательства.
Церковь должна заботиться о духовном росте верующих, а не превращаться в кормушку для всякого рода нахлебников.

1Тим.5:11,12 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру.
"В противность Христу, желают вступать в брак" - судя по Синодальному переводу, можно подумать, что Христос против того, чтобы вдовы вступали в брак, но это не так, ибо дальше Апостол Павел пишет: "Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом (1Тим.5:14)".
Современный перевод РБО: "А молодых вдов не включай (в число питаемых от церкви). Когда их чувственные порывы отдаляют их от Христа, им хочется замуж, и на них ложится вина за нарушение прежнего обета (вдовства)".[8]
Апостол Павел учит подходить с большой предусмотрительностью к выбору не только епископов, пастырей и диаконов, но и всех, кого церковь берёт на содержание. Если не придерживаться указанных им правил, то взятая на попечение церкви вдова, выйдя замуж, поставит всех верующих в глупое положение. Получится, что они всей церковью заботились не о молитвеннице, как думали, а о женщине решившей поживиться за их счёт.
Возможно, что в те времена, прежде чем взять на попечение церкви вдову, её спрашивали, собирается ли она ещё раз выходить замуж. И если она отвечала: "Нет, не собираюсь, а посвящаю себя молитве и служению церкви", - верующие брали на себя заботу о ней.

1Тим.5:17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
"Сугубую честь" - то есть вдвое большую почесть, попечение.
Александр Павлович Лопухин так комментирует этот стих: "Переходя къ пресвитерамъ, Ап. Требуетъ, чтобы они за свое предстоятельское служенiе были почитаемы вдвойне - и какъ старцы по возрасту, и какъ носители особаго высокаго званiя. Почтенiе же должно выражаться прежде всего въ вознагражденiи за ихъ труды, которое пресвитеры должны получать, какъ и всякiй трудящiйся".[9]

1Тим.5:19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трёх свидетелях.
Не забывайте, что послание было написано Тимофею - служителю, поставленному направлять церкви от имени Апостола Павла, поэтому, если вы не являетесь епископом, то применяйте это указание не дословно, а в соответствии со своим положением в церкви.
Если вы видите, что служитель вашей церкви живёт в грехе, или искушает верующих к греху, то не устраивайте революцию и не судачьте об этом на кухне, а пойдите и увещевайте его в разговоре один на один. Если послушает, то больше нигде об этом не говорите. А если не послушает, то возьмите с собой одного или двух свидетелей, дабы их устами подтвердилось всякое слово. И только если не послушает и в этот раз, и продолжит упорствовать в грехе, скажите церкви (Мф.18:15-17).
Что же касается епископа, то он должен проявлять мудрость и не бросаться с обличениями на пресвитера при первом же звонке, при первом же доносе. Прежде он должен всё проверить и лишь после этого принимать меры.
"По словам двух свидетелей, или трёх свидетелей, должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля". (Вт.17:6)
А если епископ сам попустительствует греху пресвитера и не собирается ни исправлять ситуацию, ни обличать грешника, что тогда делать? Поступите так, как поступил Гай, который по влечению Святого Духа принял в своём доме пришедших от Апостола Иоанна, - принял, когда первенствующий в их церкви Диотреф изгнал их и другим запретил принимать. Гай не спорил, не скандалил в церкви, а избрал действовать по духу, предоставив другим поступать так, как они посчитают нужным.

1Тим.5:20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
"Согрешающих (пресвитеров) обличай перед всеми" - если грех пастыря подтвердится, то епископу надлежит обличить его перед всей церковью. Так достигаются сразу два блага: с одной стороны, публично обличённый в грехе пресвитер не сможет переиначить слова обличения в свою пользу или обратить их во вред обличителю, а, с другой стороны, вся церковь усвоит урок, что поступать так, как поступал пресвитер - это грех пред Богом.

1Тим.5:21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
"Ничего не делая по пристрастию" - епископ или пресвитер может питать неприязнь к какому-либо верующему и в своём начальствующем положении может соблазниться и воспользоваться любым поводом - пусть даже сомнительным - для того, чтобы осудить, наказать, а то и совсем изгнать из церкви неугодного ему верующего. Не поступайте так, ибо Господь Бог будет судить вас очень строго, как лицемеров и нечестивых судей.
И с другой стороны, если будет доказана вина вашего друга, не закрывайте глаза на его грех, не попустительствуйте греху, ибо и за это Господь Бог будет судить вас очень строго, как лицемеров и нечестивых судей.
Строго, очень строго Господь спросит с тех, кому была доверена власть в церкви!

К сему приведу отрывок из книги "Если Господь вывел Вас из церкви":
- Помолившись, в то утро, как уже привык начинать день, я сел читать Священное Писание: "Ангелу Ефесской церкви напиши: ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. (Откр.2:1-4)".
Так начал свой рассказ Степаныч - мой старинный друг (эта кличка прилипла к нему ещё в институте, а студенческие прозвища, как известно, никогда не устаревают среди однокашников).
- "Ты оставил любовь твою" - эти слова яркой вспышкой отпечатались в моём разуме.
Мы сидели у него на кухне, пили сваренный в турке кофе и размеренно беседовали. Степаныч предуведомил, что разговор предстоит на тему, важную и для него, и для меня, а там, как решу, может, даже выйдет статья или книжка. И действительно, разговор так захватил меня, что вылился в целый ряд бесед - с их содержанием я хочу вас теперь познакомить. Но сразу скажу, что рассказ Степаныча представлен в литературной обработке, так как мой "рассказчик", хотя человек и образованный, но совсем не рассказчик: он если увлечётся, то начинает глотать буквы и части слов, а то и перескакивает с одного предложения на другое, как бы не успевая устами за ходом своих мыслей. Поэтому мне приходилось останавливать его и переспрашивать.
- "Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою". Эти слова вперились в мой ум и не выходили из сердца моего, продолжил Степаныч. - Я стал просить Господа: "Боже! Очисти меня от грехов моих, возврати любовь Твою!". И был ответ Господень: "Сии слова сказаны для пастыря вашей церкви: дабы он покаялся и творил дела любви".
После того, как я поделился этим чудным переживанием с Любавой и детьми, мы взяли пост и молились: от Бога ли было сие слово? И молитва наша была услышана, и последовало подтверждение: "Иди, увещевай и обличай сейчас, ибо через полгода будет уже поздно". Ещё Господь Бог открыл, что через многие печали предстоит нам пройти, но чтобы мы не отчаивались, ибо Он не оставит нас и не покинет нас.
Через три дня я беседовал с пастором. (Степаныч назвал имя, но я напишу просто: "пастор" без личного имени, а то назови я его по имени, члены церквей, где пастыри с другими именами, подумают: "А! Ну это к нам никак не относится!" Поэтому пусть будет: "Через три дня я беседовал с пастором (у них в церкви говорят не пастырь, а пастор)) и, как до этого наивно думал, со своим другом, о слове Божьем сказанном для него через Писание".
Степаныч остановился, помолчал и, как бы собравшись с духом, продолжил воспоминания.
- Мы долго говорили в тот вечер. Вспомнили и самые первые годы церкви, когда собрания проводили, где придётся, вплоть до того, что выкупали все билеты на сеанс в кинотеатре и в эти два часа там проводили свои богослужения. Вспомнили о гонениях в то время, когда, оставленные без поддержки епископа и старших братьев, которые "оптом" эмигрировали в сытую Америку, вынуждены были проводить богослужения на улице, а затем в полуразрушенном здании бывшей фабрики в сибирские морозы без отопления. Да, всякие были внешние трудности, но в то время в церкви была любовь. И пусть ещё неумело, но мы искренне являли любовь Христову не только братьям и сёстрам по вере, но и другим людям, окружавшим нас не столько словами, сколько жизнью свидетельствовали благую весть. "Но что же произошло с тобой, мой дорогой пастор, после того, как милостью Божьей у нас появилась возможность приобрести церковное здание? Я понимаю, что здание требует средств на содержание и на обустройство; да, у нас появился штат работников, но откуда в тебе появилась такая жажда власти и денег? Откуда возникла презрительность и подозрительность по отношению к членам церкви? Почему ты взрастил вокруг себя доносчиков и сплетников (дословное выражение Степаныча: "развёл стукачество в церкви")? Почему, если раньше к нам в церковь приезжали мужи Божии, направляемые Господом для поддержки и духовного роста верующих, то сейчас ты приглашаешь "нужных людей"? Духовно пустых людей, но которые могут посодействовать в получении финансовой помощи. Куда делись прежние мужи Божии?" - не спрашивал, а заклинал я пастора отрезвиться и вернуться к духовной жизни, - разгорячённо, как будто заново пережил ту беседу, воскликнул Степаныч.
- Я увещевал пастора со слезами, - вздохнул он. Увещевал вспомнить прежнее и вернуться к духовной любви. Умолял опомниться и расставить для себя приоритеты, что важнее: вверить себя и церковь в волю Божью или искать тленные славу и богатство, прикрываясь лозунгами трудов ради Бога? И мне тогда показалось, что слова дошли до его сердца.
Но Степаныч ошибся: через неделю пастор отлучил его с женой от церкви. Отлучил с обвинением, что Степаныч волк и лжепророк. А его жену отлучил, за то, что не захотела отречься от мужа своего.
После того прошло полгода, и...
- "А любовь победит!" - однажды сказал мне Господь. Сказал в то время, когда казалось, что никаких шансов на справедливость уже нет. Когда казалось, что никаких сил на дальнейшую жизнь во Христе Иисусе не осталось: ибо зло торжествовало и истина была покрыта слоем лжи и лицемерия, в которое было втянуто более двухсот человек (ну кто сможет разгрести такие "авгиевы конюшни"?). Дело было зимой, но сердце моё устремилось в лес: туда, где я летом любил проводить время наедине с Богом. Ни дорог, ни утоптанной лыжни поблизости не было, а снегу навалило уже выше колен: идти было трудно, но не столько от снега и глубоких канав, в которые я то и дело проваливался, сколько от непомерной тяжести, от гнетущей боли на душе. Спроси, почему - не скажу, но я стремился именно на то самое место в лесу. И, только придя, успокоился, утоптал снег, развёл костёр, достал Библию и начал молиться. Всю боль свою, всю обиду свою, всё отчаяние своё я излил в той молитве Господу Богу. Повалил снег... Слёзы текли по щекам, а с неба падали снежные хлопья, таяли и тоже текли по щекам, по носу. Я и сейчас хорошо помню, о чём тогда молился и как во время сетования пред Господом в самом сердце своём услышал вопрос: кто хуже поступил: пастор ли, в гневе изгнавший тебя, или епископ, посоветовавший, как этому пастору вовлечь в своё злое дело всех членов церкви, а потом ещё вместе с пастором принуждавший дочь мою к тому, чтобы она осудила нас, - своих родителей? И я ответил, что епископ.
Прошёл месяц, и епископ очень тяжело заболел: не смог больше нести служение, и, знаешь, Коля, нам с Любавой так жалко его стало. Мы представили больного человека и его страдающую семью, вспомнили про них, вспомнили их добрые дела (ведь не только злые дела вершат люди, но и добрые), и стало страшно от мысли: а вдруг это горе обрушилось на них из-за нас? Страшно и стыдно стало, и молили мы Господа Бога, чтобы не вменил им в грех то, что они обидели нас и детей наших. Искренне молили. И легче стало на душе, и боль от пережитого нами - нет, не ушла совсем, но как бы отдалилась, как бы уменьшилась после того как Господь даровал силу к искреннему ходатайству за своих гонителей... А ты говоришь: справедливость, справедливость...
И ведь действительно, пусть уж лучше пребудет любовь.[10]

Я привёл отрывок из художественного произведения, в котором Степаныч, пастырь и епископ - это собирательные образы. В жизни по всей вероятности так не будет, чтобы епископ заболел и был полностью лишён возможности нести служение из-за того, что поступил, как Валаам, который научил пастыря, как тому "замарать" многих членов церкви в гонениях на семью верующего человека. Но то, что в подобной ситуации Господь обязательно строго спросит с епископа за лицеприятие и неправедный суд, - это истина. Рано или поздно, но обязательно спросит.

1Тим.5:22 Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.
Ещё Григорий Богослов предостерегал нас - церковь - от поспешных шагов в насаждении в церкви служителей: "Если сей самый святейший чин соделывается у нас осмеиваемым, потому что председательство приобретается не добродетелью, но происками, не достойнейшими, но сильнейшими. В один день производим мы во святые и велим быть мудрыми тем, которые ничему не учились и кроме одного произволения ничего у себя не имеют, восходя на степень. А надменный (необдуманно - от человеков, а не от Бога избранный пастырь) думает, что, получив могущество, стал он премудрее - так мало знает он себя, до того власть лишила его способности рассуждать".[11]

1Тим.5:23 Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.
"Употребляй немного вина" - хотя в некоторых радикальных протестантских деноминациях (баптисты, пятидесятники) учат, что Апостол Павел пишет здесь о виноградном соке, греческое слово oinos, однозначно переводится, как "вино, перебродивший виноградный сок", то есть речь здесь идёт об алкогольном напитке, вине.
По всей вероятности, Тимофей воздерживался от вина, чтобы не быть соблазном для членов церкви, которые до уверования злоупотребляли алкоголем, были алкоголиками. Именно поэтому Апостол Павел свои слова: "Употребляй немного вина" - подтвердил очень веским аргументом, что вино нужно Тимофею, как лекарство для лечения желудка. Эта версия, что Тимофей воздерживался от вина, чтобы не быть соблазном для немощных, полностью вписывается в контекст 1Тим.5:20-23. Посмотрите: сначала Апостол наставляет Тимофея, каким образом нужно исправлять ошибки и грехи пресвитеров, при этом увещевает быть мудрым и беспристрастным судьёй. Далее наставляет, чтобы Тимофей хорошо обдумывал каждую кандидатуру, прежде чем рукополагать служителя (чтобы потом не приходилось исправлять его ошибки). И завершает Павел свою мысль о мудрости в служении, уточнением, что даже в усердии быть примером для верующих, не нужно впадать в крайности фанатизма, приносящие вред здоровью (иначе даже добрый пример может стать другим в соблазн).
Во всём нужна мудрость - Божья мудрость.

1Тим.5:24,25 Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых [открываются] впоследствии. Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.
И завершает Апостол Павел своё наставление утешением: если кто из вас, служителей, чего-то не досмотрит, если какой грех в церкви пропустит - не отчаивайтесь, а доверьтесь Богу. Не волнуйтесь также и за награду за своё усердие или за добрые дела других членов церкви - Господь всё видит.
Служите в чистоте и правде и уповайте на Бога!


6 гл. Не суетитесь, а стяжайте Святого Духа

1Тим.6:1 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение.
Если христианин является в миру чьим-то рабом или подчинённым, он может со спокойной душой и совестью оказывать уважение и почтение своему начальнику, даже если тот язычник. Этим он никак не унизит себя, как человека Божьего. Но его свобода в почитании, так же, как и свобода верующего есть любую купленную на рынке пищу, не боясь, что съест идоложертвенное, имеет свои ограничения: верующий ни в коем случае не должен воздавать человеку почести, которые надлежит воздавать только Богу.
Всегда и везде поступайте мудро, чтобы не стать соблазном для других.

1Тим.6:5 Пустые споры между людьми повреждённого ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.
"Люди повреждённого ума, чуждые истины" - видите, как категорично Апостол Павел отзывается о тех, кто впал в соблазн исповедовать Иисуса Христа ради корысти, например, чтобы "блистать" в церкви своим ораторским искусством или для того, чтобы получить свободу из рабства (в то, древнее время), или чтобы обогатиться за счёт церкви.
"Удаляйся от таких!" - в древности - удаляйся от спорщиков, желавших разделить имущество своих хозяев (раз все мы братья во Христе).
"Удаляйся от таких!" - ныне - удаляйся от лжеучителей, насаждающих в церкви учение преуспевания.
"Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем". (1Тим.6:7,8)


Рисунок 1. Автомобиль одного из пастырей. Судя по классу автомобиля и надписи на крыле, этот пастырь уже получил своё царство - сейчас и здесь, на земле, получил.


1Тим.6:6 Великое приобретение - быть благочестивым и довольным.
"Быть благочестивым и довольным" - то есть соблюдать Божьи заповеди и при этом не роптать на Бога. Хорошая заповедь, и если рассуждать теоретически, не применяя к своей жизни, то наверняка никто с ней спорить не станет. Но одно дело в теории, и совсем другое дело в реальной жизни. Нужно пройти длительный путь смирения и обретения навыков жизни по вере, прежде чем мы сможем, пусть не всегда, но всё чаще и чаще без внутреннего сопротивления покоряться слову Божьему и поступать по духу.

1Тим.6:9 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу.
"Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть" - ищущие наживы впадают в искушение, потому что дары мира сего, в конечном итоге, - это дары сатаны. Именно дары сатаны, потому что богатства мира уводят нас от Господа Иисуса Христа.
Григорий Палама так описал коварство богатств мира сего: "Золото или серебро, увеличившись у златолюбивого или сребролюбивого, принесло и увеличение недостатка, и насколько бы оно не прибавилось, настолько же нарастает и более жаждать его; чуть ли не целый мир, а, пожалуй, и целый мир не будет достаточным для одного корыстолюбивого и властолюбивого. Диавол же не хочет дать человеку насытиться низменными вожделениями, поскольку в душах, склонных к изменению, насыщение обычно производит перелом в отношении к ним".[12]
Поэтому-то Апостол Павел и увещевает Тимофея, чтобы он не просто был воздержан в сребролюбии и властолюбии, а убегал сих соблазнов.
"Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости". (1Тим.6:10,11)
Дополнительно - см. комментарии к Мф.19:23; Лк.18:22-24.

1Тим.6:13,14 Завещеваю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа.
"Соблюди заповедь чисто и неукоризненно" - то есть, живи праведно пред Богом и перед людьми, так, чтобы тебя не в чем было обвинить. А для этого мало быть усердным в соблюдении закона, нужно ещё иметь и мудрость - Божью мудрость.

1Тим.6:20,21 О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.
Не тратьте время на бесполезные споры и на изучение различных лжеучений (мол, буду знать, чтобы потом их опровергать). Вообще откажитесь от суетных споров с лжеучителями, потому что тем, кто, познав истину, снова отпал от неё, уже бессмысленно что-то объяснять и доказывать. Они отвергли истину не по незнанию, а осознанно (уклонились от веры). Отвергли ради лжеименных, то есть ложно именуемых истиной знаний, и теперь принятая ими ложь всё больше и больше надмевает их гордыню, и тем всё дальше уводит от истины, да и от здравого смысла.
Сосредоточьте своё внимание на познании Истины!


СНОСКИ

[1] Иоанн Златоуст. Толкование на первое послание к Тимофею. Введение.
[2] Толковая Библiя А.П. Лопухина. Т.11, с.388.
[3] Здесь и ниже перевод с древнегреческого по Синодальному переводу Библии со словарем Стронга.
[4] См. Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета, с.261,262.
[5] Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета, с.319.
[6] Еп. Феофан (Затворник). Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном. Правило и руководство.
[7] Антоний Великий. Устав отшельнической жизни, п.209,210.
[8] Радостная весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого, с.473.
[9] Толковая Библiя А.П. Лопухина. Т.11, с.402.
[10] Погребняк Н. Сочинения в четырех томах. Т.2, с.5-7, 305-306.
[11] Григорий Богослов (Назианзин). Слово 43, Надгробное Василию, архиепископу Кесари Каппадокийской.
[12] Григорий Палама. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. ч.1, с.37.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Антоний Великий. Устав отшельнической жизни [Электронный ресурс] / Электронные текстовые данные. - Библиотека православного христианина "Благовещение". - Режим доступа: http://www.wco.ru/biblio/books/antonv1/Main.htm свободный.
2. Библиология 1.0 [Электронный ресурс] : Библия; Синодальный перевод (со словарём Стронга) / Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М. Холман - Электрон. дан. - Истра, Московск. обл.: Слово жизни, 2002. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная книга).
3. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. - М. : Российское Библейское общество, 1998. - 1244 с.
4. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] / Wikimedia Foundation, Inc. - Электронные текстовые данные. - Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki свободный.
5. Григорий Богослов (Назианзин). Слово 43 Надгробное Василию, архиепископу Кесари Каппадокийской [Электронный ресурс] / Азбука веры. - Электронные текстовые данные. - Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/43 свободный.
6. Григорий Палама. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы: в 3 ч. Ч.1/ Перевод с греч. Архимандрит Амвросий (Погодин). Монреаль: Издание Братства преп. Иова Почаевского, 1965. - 260 с.
7. Еп. Феофан (Затворник). Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном [Электронный ресурс] / Азбука веры - Электронные текстовые данные. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-poslanie-k-efesjanam/4 свободный.
8. Иоанн Златоуст. Толкование на первое послание к Тимофею [Электронный ресурс] / Азбука веры. - Электронные текстовые данные. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-timofeju/ свободный.
9. Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета: Словарь-справочник/ К. Барнуэлл, П. Дэнси, Т. Поп. СПб.: ХО "Библия для всех", 1996. - 495 с.
10. Новый Заветъ, на славянском и рускомъ языке/ Иждивенiем Россiйскаго Библейскаго Общества. - Четвертым тиснением. - Санктпетербургъ.: Россiйское Библейское Общество, 1822. - 825 с.
11. Погребняк Н. Сочинения в четырех томах. Том 2: Если Господь вывел Вас из церкви/ Н. Погребняк. - Canada: Altaspera Publishing & Literary Agency, 2015. - 312 с.: ил.
12. Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого/ сделан с текста The Greek New Testament. - 2-е издание, со Словарём. - М.: Российское Библейское общество, 2003. - 603 с.
13. Толковая Библiя, или комментарiй на все книги Св. Писанiя Ветхаго и Новаго Завета. Съ иллюстрацшями. Подъ редакцiей А.П. Лопухина: в 11 томах. Т.11/ А.П. Лопухин. - Петербургъ: Бесплатное приложение к журналу "Странникъ", 1904-1913. - (Общедоступная богословская библиотека. Выпуск шестнадцатый). 1913. - 611 с.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"