Уже больше десяти лет компания Bethesda Softworks катит тележку "Скрижалей Древних", как наиболее правильно и красиво переводится название сериала "The Elder Scrolls", а началось все с довольно необычной (для того далекого 1994 года) и потому столь увлекательной RPG под именем "The Elder Scrolls: Arena". Спустя два года вышла в свет и вторая часть - The Elder Scrolls II: Daggerfall, позднее прозванная Buggerfall'ом, за свою насыщенность всевозможными багами, глюками и лагами. Но сколько бы не летело камней в огород "Беседки", сколько бы слез не было пролито на потрепанную клавиатуру и потрескавшийся от постоянных ударов стол, все равно каждый, продираясь через тернии багов, считал своим святым долгом пройти эту игру до конца. Еще тогда Bethesda афишировала свое намерение не останавливаться на достигнутом, и обещала скорый выход третьей части "Скрижалей" - The Elder Scrolls III: Morrowind. Но, как говориться, обещанного три года ждут. А фанатам Elder Scrolls, уже молившихся на Bethesd'у, тем самым полностью оправдывая ее название, пришлось прождать целых восемь. И вот на второй год нового тысячелетия "Беседка" наградила своих верных адептов очень красивой и не менее интересной игрой, моментально отбив желание к "гонке вооружений" у своих конкурентов и поразив человечество возможностями современной компьютерной графики. Но любым технологиям свойственно прогрессировать и уже сегодня мало кого можно удивить прелестями Morrowind'а. А компания Bethesda Softworks удивлять нас все-таки хочет, и потому встречайте - The Elder Scrolls IV: Oblivion.
Natura naturata
Памятуя об успехе Morrowind'a, компания Bethesda как и в прошлый раз решила поразить нас качеством игровой графики, и признаться, у них это неплохо получилось. Природа Oblivion'a так и манит тебя пробежаться по широкому полю с высокой, по пояс, густой травой, отдохнуть в тени высоких статных деревьев, взобраться на крутые, испещренные трещинами, словно морщинами, скалы и оттуда любоваться восходом солнца, красящего макушки растущих внизу деревьев в легкий розовый оттенок. Река, лениво несущая свои воды по землям Oblivion'a, в которой отражаются плывущие по небу кучевые облака, искаженные мелкой рябью, выглядит настолько правдоподобно, что кажется, если нырнуть в нее, то обязательно почувствуешь прохладное мягкое прикосновение волн. Зайдя в лес можно долго и с умилением любоваться на маленьких косуль, мирно пощипывающих сочную травку. Но близко подкрасться к ним у вас не получиться - эти животные чутко стерегут свое спокойствие, и чуть что - сразу бойко скрываются в близлежащем кустарнике.
Но в Oblivion любоваться можно не только природными красотами. Все что создано рукою человека, или каких либо других разумных существ тоже достойно восхищения. Миленькие каменные, деревянные или панельные, в лучших австрийских традициях, домики, с дощатой либо черепичной крышей, выполненные в различных (от готики до модерна) архитектурных стилях робко теснятся за массивными каменными стенами с зубчатыми дозорными башнями и узкими бойницами. Монументальные церкви грозно глядят на посетителей своими мозаичными глазами, а замки поражают взгляд своими размерами и кажущейся неприступностью. На территории Oblivion'a довольно часто можно встретить забытые и полуразрушенные памятники архитектуры, такие как статуи богов и других непонятных существ, развалины древних мест обитаний и прочие сооружения, в которых нет-нет, да и наткнешься на каких-нибудь разбойников или других не менее агрессивных зверушек.
Кстати о зверушках. В отличие от Morrowind'a в Oblivion'ских монстрах и след простыл от какой-либо "угловатости" и "размытости текстур". Хотя над мимикой персонажей стоило бы поработать и получше.
Lifeisfine?
Как и в Morrowind начать игру нам предлагают с выбора расы и внешности вашего будущего персонажа. На этот раз Bethesda расстаралась вовсю и предложила нам портативный вариант милицейского фоторобота. Кто не верит - попробуйте сгенерировать персонажу свое собственное лицо. Не обещаю, что получиться именно точь-в-точь, однако этот face будет хоть и отдаленно, но напоминать ваш. Кстати, не знаю, кто у кого идею спионерил, но очень уж напомнила мне эта процедура создание персонажа в Sims II. Но это так, к слову.
Вы спросите: "Так чем же все-таки отличается сам игровой процесс от Morrowind'овского?". Да практически ничем. Все та же схема повышения уровня через прокачку основных навыков. Все та же свобода действий в выборе специализации на любом этапе игры. Играл-играл вором, вскрывал двери, да стрелял всех из лука, а потом захотелось вдруг в маги податься - пожалуйста, никто не мешает тебе использовать и развивать свои магические навыки (каждому в самом начале игры дается определенный набор каких-нибудь заклинаний, общим для всех является заклинание восстановления пунктов здоровья). Все так же в ходу известная народная мудрость "утро вечера мудренее", и герою предлагают хорошенько выспаться в теплой мягкой кроватке, прежде чем приступать к распределению полученных с уровнем увеличений параметров. Все так же прозорливые полицмейстеры с первой секунды разговора определяют - вор вы или "право имеете" и предлагают, наряду с отправкой в тюрьму и выплатой штрафа, сопротивляться аресту. Все такое же странное на первый взгляд управление (ну в какой игре вы видели, чтобы прыжок был на "Е", а действие на пробел?). Хотя вам ничто не претит залезть в настройки клавиатуры и поменять функции этих клавиш местами. Единственное, что вы не сможете сделать, так это пробиндовать на свои любимые кнопочки такие функции как открытие карты, блокнота и инвентаря персонажа. Теперь все это открывается нажатием одной (а не тремя, как было в Morrowind и есть в остальных RPG'шка) клавиши. Еще один, не очень приятный для адептов Morrowind'a момент - монстры взрослеют вместе с вами. Не очень удобно, на мой взгляд. Теперь, если вы на первых уровнях не смогли одолеть какого-нибудь скампа, а потом, возмужав, решили, наконец, свести с ним счеты, то не удивляйтесь, когда, придя на то давнее поле брани, вы обнаружите вместо него огненного атронача и снова потерпите поражение. Единственное, что могу посоветовать в этом случае - измените сложность игры в настройках.
Нет, все-таки как хорошо быть магом! Особенно на просторах Oblivion'a. Ведь там мана так скоро восстанавливается, что теперь намного быстрее забросать противника фаерболами, чем расстрелять из лука. Да-да, видно вняли все-таки беседовцы молитвам волшебников из Morrowind'a. "Конечно, милые маги, будет у вас и манна быстрее регенерировать, и артефакты на интеллект вам в самом начале игры подбросим". Ну что на это сказать? Аминь!
Хотя проще жить стало не только магам. Теперь у торговцев, коим все мы довольно часто сбываем товар, не кончаются деньги. И не верьте своим глазам, когда видите у них в инвентаре определенное и зачастую малое количество монет. При покупке/продаже вещей эта сумма совершенно не изменяется.
Это нормально
Видно именно так считают создатели TES IV, просто-напросто перекинув ИИ из Morrowind'a и совершенно не внеся в него никаких изменений. Вы пробовали наблюдать за действиями какого-нибудь горожанина? Попробуйте, и тогда вы поймете, что значит фраза "живут - только небо коптят". Для них совершенно в порядке вещей простоять часа четыре на одном месте, да еще где-нибудь посредине тротуара. Спят они тоже стоя, так что если кто-то наброситься на вас с криками "Слезай с моей кровати!", не принимайте близко к сердцу. Все равно спать он точно на ней не будет. Эх, сразу вспоминается Готика, в которой каждый занимался своими делами: кто играл на лютне, кто грелся у костра, кто курил болотник. С утра обязательно умываются водой из колодца, вечером ложатся в кроватку. А население Oblivion'a разве что перекинется парой фраз друг с другом, пройдет пару шагов и снова впадает в спячку. Я уж не говорю про стражников, денно и нощно охраняющих городские ворота - их стойкости позавидовали бы сами атланты.
Да и ваши противники особым умом не блещут. Попробуйте взобраться на какой-нибудь скальный выступ и расстреливать неприятелей из лука, одновременно с этим хохоча до коликов, видя, как те пытаются забодать каменную стену. Ну почему Bethesda так и не втолковала своим монстрам, что прямая дорога не всегда самая короткая? Хотя нет, все же чему-то эти монстры научились. Например, скампы, в отличие от Morrowind'овских магов после двух выстрелов в камень понимают, что неплохо было бы сменить позицию для более точного обстрела. Также они (вот ведь Архимеды!) спокойно вычисляют вашу траекторию и могут швырять в вас фаерболы даже во время движения. Так что особо тут и не пострейфишся. Да, и еще одни плюс. Теперь вы можете видеть, насколько здоров ваш враг и, в отличие от того же Morrowind'a рассчитывать, драться дальше или ретироваться с поля боя.
Еще хотелось бы сказать пару слов о карте. Да, она слишком большая и не умещается в окно. Да, у нее отсутствует zoom и приходится хватать и тащить ее мышкой, чтобы найти нужно район. Но! Во-первых, теперь есть способ довольно скоро найти то место, в которое вас посылают по миссии, а во-вторых, теперь можно очень быстро перемещаться к городам и другим пунктам "легким движением руки", кликнув в нужном месте и на вопрос "хотите перейти в..." ответя "yes".
Время собирать камни
Итак, к чему же мы подошли? Я бы сказал к логическому концу. А логика его заключается всего в трех словах "Играть в Oblivion стоит!". Если и не играть, то хотя бы попробовать. Пусть даже вы не фанат RPG и тем более не любите фэнтези, пусть даже вы не играли ни в одну из частей "The Elder Scrolls", пусть даже... Все равно - попробуйте. Хотя бы просто зайдите и понаслаждайтесь его (Oblivion'a то есть) прекрасными видами, прогуляйтесь неспеша по берегу реки, полюбуйтесь кровавым закатом, поднимитесь в горы и поваляйтесь в снегу, прокатитесь по степи на резвом вороном скакуне. Кстати о скакунах. Я не упомянул его, пока разглагольствовал о плюсах и минусах Oblivion'a, и, думаю, правильно сделал. Зачем ввели лошадей, так и осталось загадкой. Сидя верхом вы не сможете ни драться, ни даже кастовать заклинания, а скорость передвижения оных не намного больше скорости пешего героя. Скорее лошади появились в игре как еще один элемент антуража.
Что сказать насчет самих квестов? Они по-прежнему довольно увлекательны и так и зовут их выполнить. Да и с "нудными" заданиями Bethesda не прогадала. Не так много чтобы совсем уж надоесть, но и не так мало, чтобы все время оглядываться по сторонам в поисках потенциального врага, как например в "DOOM III".
Поэтому, если вы еще не познали прелестей этой игры, послушайте совета заядлого RPG'шника - сходите в лавку... тьфу ты, в магазин, и приобретите этот воистину великолепный шедевр игровой промышленности.