Осколкова Полина Юрьевна : другие произведения.

Стихи и проза

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Париж

Город, ярче солнечного света,

Ты красивей радужной весны.

И слова далёкого привета,

До Парижа пусть дойдут мои!

Ты сияешь яркими огнями,

О Париж, какими бы словами,

Описать тебя бы я смогла.

Писсаро, Моне и Модельяни,

Их картин сияет красота,

Ты навек прославлен их трудами!

Ты, Париж, вдохнул в них вдохновенье,

Ты нам всем внушаешь восхищенье!

  

И.В.М. ***

Страдаю я, что заставляю,

Тебя терзаться и страдать.

Прости меня, я умаляю,

А ты уже устал желать,

Меня, любви моей, объятий,

Насколько же любви нам хватит?

Я слишком долго мучала тебя,

И отвергала холодом ответа,

Свою я добродетель берегла,

И ничего совсем сказать на это.

И ею обессилена совсем,

Перед иконой не встаю с колен.

  
  

И.В.М. ***

Я люблю тебя так, как никто не любил.

И я падаю в мрак, оставаясь без сна.

Я согласна на всё, лишь бы знать, не страдать,

Что тебя никогда не смогу потерять!

Обними меня, милый, объятья твои,

Пусть дадут мне и силы и ласки любви.

Я свою добродетель хранить не хочу,

Потому что люблю, потому что люблю!

  

Президенту Медведеву.

Наш дурак откроет рот,

И вещает на народ,

Глупости свои пустые,

Он народу говорит.

Он своё позорит имя

И не знает честь и стыд!

Кознокрадствует, ворует

Вместе с Путиным вдвоём.

И политику толкует,

Будто был он дикарем.

Только глупости болтает,

Умных он речей не знает!

  

Премьерминистру Путину.

Путин смыслить перестал в делах,

И свихнувшийся в масонской ложе

О котлетах, мухах и о вшах

Думает и говорит всё тоже!

А у нас с дефолта всю страну,

Вывести правительство не может.

Всю оно разграбило казну -

Ведь пора остановиться всё же!

Родины им имя - не дороже,

Имя родины - им звук пустой

Путина глаза больные, рожа,

И словес его поносный гной,

А за словесами - ничего же!

На премьера ты глаза открой!

  

Художнику О. Ренуару

Его полотна праздником сплошным,

Сияют красками, веселье дарят!

Как радостны нам виды тех картин,

Как летние цветы она нас манят.

Как хороши картины у него

Мне кажется, они отображенье,

Души всей жизнерадостной того,

Художника, что внёс в изображенье

Всю мимолётной жизни красоту,

Кто не смотрел сторон её тяжёлых.

Нуждался он, ценил он доброту,

И знал так много дней любви весёлых.

  

Голосуй за Зюганова!

Голосуй за Зюганова, если ты патриот,

Он Россию из мрака вперёд поведет!

Посмотри поскорее, российский народ-

Экономика в кризисе - будет дефолт.

А Медведев и Путин интересы страны,

Не желают отстаивать - хоть и должны.

Коммунисты программу продумали всю,

Голосуй за Зюганова, за Россию свою!

  

Фонд растений Вавилова.

Этот фонд сохранить мы сумели в войну,

В Перестройку сумели его отстоять.

А теперь под коттеджи нуворишей всю

Землю в Павловске нужно продать!

Президента позор, и позор для страны.

ОООН эти фонды растений нужны,

Банк растений, когда-то рассаженных бережно

Прочь сотрут для нуворишей нынешних денежных

Посылают протесты, и всё бесполезно

Беспредел, вседозволенность - что им протусты?!

  

Голосуй за Коммунистов

Голосуй за коммунистов, изо всех возможной силы

Ведь Медведев доведёт всю Россию до могилы

Он дурак, псевдопатриот корчит он перед народом

Он режим тоталитарный крепит, и в стране свободу,

Все остатки отбирает-, губернаторов в угоду

В регионах из "Единства" самачинно назначает.

Он в политике не смыслит, Западу на поводу

Президент всё угождает, он разворовал казну.

В экономике не смысля, кознокрадствовать лишь может

И медведева дефолт, ну ни сколько не тревожит!

Голосуй за коммунистов, изо всех возможной силы

Ведь Медведев довёдет всю Россию до могилы.

  

Кто виноват в лесных пожарах - В. Путин!

Почему по России пожары кругом полыхают?!

Почему в Белоруссии не было этих пожаров?!

Президент Лукошенко лесничих в лесах всх оставил

Путин их сократил, и поставил леса под удары.

Он оставил лишь тридцать процентов, а семьдесят выгнал

Тех лесничих, что лес охраняли и толк понимали

Он глава казнокрадов с Медведевым, - прочего балда

Ну а думать о родине Путину нету печали.

Они думаю лишь о себе, и счета в зарубежье

Регулярно, в стране казнокрадству всё пополняют

Погибает Россия, в инфляции всё безнадежной

Что же им до того, что родная страна пропадает!

  

Клод Моне

Его Руанские соборы,

Его стог сена в Жеверни,

Так манят радостные взоры -

Как праздник все сплошной они!

И что нужда, Салона отверженье

И глупый смех тупой у буржуа

Перед его картиной "Впечатленье"

Художник он, и такова судьба!

В нужде его Камила умирала,

И денег нету даже на врача.

Жена и муза - как она страдала

Слова прощанья пред концом шепча.

Он выстоял, и победил талантом,

И получил признанье наконец.

И каждая картина бриллиантом.

Сияет нам, созвездье их - венец!

  

Импрессионистам

Эта битва нового искусства,

И сиянье радужных картин,

И Салон отверженных, и чувства,

Зрителей, и смех их без причин,

Критиков газетные издёвки, нищета художников, и их,

Вера в свой талант, врагов уловки,

Травля, клевета заметок злых.

Всё прошло, и вот в музеях мира,

Залы занимают их полотна.

Будто праздник и сиянье пира,-

Импрессионистов все красоты!

  

В. Путину

Путина глаза больные

В телевизоре видны.

Это же шизофрения -

Это все понять должны!

  

Д. Медведеву

Коль в голове извилин нет,

Не надо лезть во власть

Иначе всей стране ущерб,

И все стране напасть!

  

Д. Медведеву

Президент у нас тупица,-

В ВТО дурак вступил.

И в России, как ни биться,

Он промышленность сгубил!

  

В. Путину

Псих масон уже не может,

Править далее страной

Пусть себе в масонской ложе,

Он сидит, раз он больной!

  

Поэма: "Святой Серафим Саровский"

Есть святые, строгостью своею,

Страх внушают грешным христианам,

И они свою сгибают шею,

И бегут стыдливо прочь их храма.

В нетерпимости к грехам всем зримым

Те святые так неумолимы.

Я же знаю тёплого святого.

Что жалел людей дурных и грешных

Каждому, кто приходил, он слово,

Говорил с любовью, что утешить,

Серафим Саровский - чудный старец,

Мудростью и святостью, страдалец.

Был проникнут Духом он святым

Встретившись с грабителями в чаще

Он не стал сопротивлятся им,

Бросил он из рук топор лежащий

Лишь ы самому их не убить,

Еле - еле он остался жить.

Он лежать остался недвижимый,

И избитый, когда те ушли,

Только Божьей Матерью хранимый,

Помогла Пречистия - нашли,

Иноки Святого Серафима,

Выходила Божья Мать незримо.

В келии любимца своего.

Много раз Она его спасала.

Восемь лет он с колокольни храма,

На землю слетел - и ничего.

Божья Матерь крошку подхватила,

Вниз снесла, оставив невредимым.

А потом, как вырос Серафим,

Всё о Боге он и церкви думал.

И стоял он в лавке недвежим,

В монастырь всем его тянуло.

Отпустила Серафима мать,

И в Саров пошёл он проживать.

В монастырь. Всегда в труде, работе

И в молитву сердцем погружён.

Не было унынья и заботы

Он всегда был ласков и весёл.

Подвиги духовные свершая,

Никому они не открывая.

И в затворе скрылся Серафим,

И чтоб побороть все наважденья,-

Он стоял на камне, недвижим,

Тыщу дней с ночами на коленях

И медведей он кормил из рук,

И рычанья благодарный звук.

Слышался всё время из избушки

Ребятишки видели и он,

Им шепнул, что то секрет на ушко

Он они болтали всё равно

Что видали, как из рук медведя

Батюшка кормил, ему дал хлеба.

А потом народ к нему пошёл,

Люди из далеких мест тянулись,

Из станиц, и городов, и сёл.

Плечи старца от годов согнулись.

Белая с окладом борода

И сияли чудные глаза.

-"Радость моя!" - каждому он слово,

Это ласковое говорил.

Он больного отмолив здоровым

Делал. Бога тот благодарил

Помогал в житейских бедах, нуждах,

И молитвою целил недужных.

Матушка Агафья Мельгунова,

Монастырь оставила ему.

Божьей Матери удел был новый,

Он молил пречистую саму,

Чтоб она девивских сирот

Не оставила, и часть забот,

На свои бы положила плечи,

Было очень трудно сестрам жить.

И парой питаться даже нечем.

И учил их старец не тужить.

Но надеяться на Матерь Божью.

И ничто пускай их не тревожит.

Был больной ночами Михаил

Мантуров, стал сын его духовный

Серафим больного исцелил,

Слушался его бесприкословно

Слушал наставленья дворянин

По его совету распустил

Крепостных, их отпустил на волю,

Продал он поместья своё

И с Дивеевым святым он долю

Для себя связал, отдавши всё.

Помогал строительстве и был

Там, куда укажет Серафим.

Пред иконой чудной "Умиленье",

Каждый день молился Серафим.

Перед ней скончался на коленях.

Ну а дух его неудержим.

В небеса в порыве устремился.

Сердцем он всегда туда стремился.

И к мощам Святого Серафима,

Едут к Божьей Матери в удел

Он молитвенник за нас незримый.

Сколько раз он отмолить успел.

От великих бед спасти Россию,

Молится за нас неутомимо!

Но за то паломников так много,

И в Дивеево устремлены

Едут и в машинах по дороге

Поездом, автобусом они

Едут с зарубежья, заграницы,

Чтоб к мощам святого приложиться!

Батюшка наш Серафим Святой,

Мой святой небесный покровитель,

Помоги мне грешный, мой родной,

Я взываю сердцем о защите,

Заступись пред Могом за меня,

Будь мне, о святой мой, как броня!

  

Оно-Но-Комати, японская поэтесса.

   Я часто вспоминаю японскую поэтессу IX в эпохи Хейтан Оно-Но-Комати, поскольку очень люблю её творчество. Почему так трагически сложилась её судьба, что она, знатная японская фреёлина стала бродяжничать и, нищенствуя, ходить по дорогам. Здесь есть загадка. Она была из японской аристократии, и при тогдашней клановости в Японии место у родственников ей всегда бы нашлось, даже у дальних. То, что она ходила по дорогам было позором всеё её семье и родственникам аристократам. Место в своём доме они могли её не дать только по одной причине - она вызвала сильный гнев императора, который они боялись навлечь и на себя. Только по этой причине они не предоставили бы ей свой кров! Чем же Оно-Он-Комати могла вызвать такой сильный гнев? Она была одной из первых красавиц в Японии. Японский император не мог не обратить на неё внимания (она была придворной поэтессой и фрейлиной и жила при дворе) он наверняка пожелал сделать её своей наложницей. Звание наложницы императора в Японии считалось почётным, т.к. он кроме того, что был представителем верховной власти считался еще и потомком японских богов. Но Оно-Но-Комати, видимо, думала иначе. Почитайте её стихи. Это была очень гордая утонченная женщина. По её танкам видно, что такая отказала бы даже японскому императору если бы его не любила, и он заставлял её с ним жить. Вот разгадка жизни Оно-Но-Комати. Я очень люблю с юности Оно-Но-Комати, и нарисоавала свою первую и единственную пока картину масляными красками в стиле Модельяни, где её изобразила.
  

Улыбка Джаконжы.

   Картина Леонарда да Винчи "Джаконда" всегда вызывала пристальный интерес любителей искусства. Особенно обращала внимание её таинственная цлыбка. Что же скрывается за этой таинственной загадочной улыбкой? Визари в своём жизнеописании Леонарда да Винич пишет, что Джаконда позировала ему для картины четыре года, причём, чтобы вызвать её улыбку он за свой счёт, а не за деньги её мужа банкира нанимал специльно музыкантов, фокусников, жонглёров, чтобы её развлечь ивызвать её улыбку. Но тут один момент: так вести себя можно только с любимой женщиной, а не моделью для картины. Только очень любя женщину мог художник проявить такую чуткость и заботу. Думая лишь о своей картине, он не мог бы это делать, и даже додуматься до этого. Джаконда была любовью Леонардо да Винчи. Посмотрите на её портрет, эта была очень красивая женщина одетая с большим вкусом, не как жена банкира, а как аристократка. В одежде элегантность, никакой ненужной пестротыи роскоши и нет лишних деталей. Улыбка Джаконды таинственна. Так улыбается только женщина, которой есть что скрывать. Значит улыбка Джаконды говорит о тайне её любви к Леонардо да Винчи. Она была взаимной. Так улыбается женщина после любовной близости с любимым человеком Леонардо да Винчи был крайне скрытен, она замужней женщиной. Эта любовь так и осталось их тайной.
  
   Посвящается этот маленький научный труд моему любимому человеку и научному руководителю Игорю Владимировичу Минину.
  
   Влияние Православной Церкви и её святых Метрополита, Петра, Митрополита Алексея Масковских, Святого Сергия Радонежского и святителя Стефана Пермского на образование и единство Русского государства в XIV веке
  
   Используемая литература:
   Святитель Дмитрий Ростовский "Четьи Миней. Жития Святых на русском языке. Совместное издание Введенской Оптиной Пустыни и Издательского отдела Московской Патриархии. 1997 г. Сентябрь 1 том, "Житие преподобного Сергия!", октябрь 2 том, "Празднования Святителям Петру Алексию, Ионе и Филиппу!"
   Святой Епифаний Жизнеописание Святого Стефана, просветителя зырян. Плач дырянской земли, стр. 41-75. В книге "Зырянский край" при Епископах Пермских и зырянский язык. Г.С. Лыткин. Г. Можайск, 1995 г. "Русское рекламное издательство"
   С.М. Соловьёв, 2 том, (тоам3-4) "История России с древнейших времен" Москва, изд. "Голос", 1993 г.
   В.О. Ключевский, "Курс русской истории" 2 том, Москва, издю "Просвещение" 1993 г.
   В.О. Ключевский "Исторические портреты. Деятели исторической мысли. Москва, изд. "Правда", 1991 г. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства стр. 63-77.
   Д.С. Лихачёв, "Русская культура" Москва, изд. "Искусство", 2000 г.
  
   XIV век - начало новой истории в Российском государстве нашей старны. Именно тогда она стала оправляться от татаро-монгольского нашествия. Началось объединении Русского государства вокргу Великого Московского княжества. Пораборщение и уныние русского народа от татаро-монгольского ига кончилось, забрезжил свет. В княжество Ивана Калиты, который сумел получить в Орде старее Влидимирское княжение, Татарские нашествия и опустошения кончились, и наступило давно не испытанное спокойствие на Русской земле. В это же время в Москву приехал митрополит Русской Церкви Пётр и это придало Москве значение церковной столицы русской земли. Началось политическое и нравственное возрождение Руси. В этом возраждении большую роль сыграла Русская Православная Церковь и её святые: митрополит Пётр, митрополит Алексий, Сергей Радонежский и стефан Пермский, который мирным путём крестил и присоеденил к Великому Московскому Княжеству Пермский край. В 1380 г. произошла Куликовская битва. Её идейным вдохновителем была Православная Церковь и святой Сергей Радонежский, благославившиый Святого великого князя Дмитрия Донского на бой, где Русь победила татаро-монгол. Это было началом конца татаро-монгольского ига. Вот к чему привело возрождение политических и нравственных сил русского народа в Русском государстве.
  
   В XIV веке Москва становится престольной столицей Руси - это было самым выжным достижением князя Ивана Калиты. Конечно, сыграло роль географического положения Москвы, а также то, что в Московском княжестве было спокойствие от татаро-монгольских набегов и сюда стекалось множество народонаселения из других княжеств.
   После разгрома Киевской Руси большинство населения, проживающего там, ушло на север, уехал и митрополит Русской Церкви. В 1299 г. митрополит Максим уехал от татарских притиснений и опустошений из Киева во Владимир на Клязьму. Но продолжал ездить в Киев, оставшиеся население которого нуждалось в его заботах и нравственной поддержке. В эти поездки митрополит Максим останавливался на препутье в Москве. Также, путешествия и странствуя по Руси начал останавливаться в Москве его приемник митрополит Пётр. Между ним и князем Иваном Калитой завязалась большая дружба. Иван Калита правил Москвой тогда еще, когда уезжал его брат Юрий, первый добывший яркий ярлык Великого княжества для Москвы. В дальнейшем, после смерти Юрия, Иван Калита сумел стоять ярлык Великого Владимирского княжества для Москвы победив тверского князя.
   Москва принадлежала к Владимирской эпархи, Митрополит Пётр был также её архиереем, он поселился в Москве в своём эпархиальном городе, на на старинном дворе, оставшимся от князя Юрия Долгорукого, младшего сына князя Владимира Мономаха. Потом он переселился на место, где по его совету Ивану Калите был заложен первый каменный Успенский собор в Москве. После Сятого митрополита Петра митрополичья кафедра была перенесена из Владимира в Москву. Митрополит Феогност, его приёмник и другие русские митрополиты жили уже в Москве. На новом митрополичьем подворье у чудотворного гроба Святого Петра в который хранился в построенном каменном Успенском соборе.
   "Так Москва стала церковной столицей Руси задолго прежде, чем сделалась столицей политической. Значение этой перемены: Нити церковной жизни, далеко расходившиеся от митрополичьей кафедры по русской земле притягивали теперь еёк части Москвы, а богатые материальные средства, которыми располагали тогда русская Церковь, стали стекаться в Москву, содействуя её обогащению. Еще важнее было нравственное впечатление, произведенное этим перемещением митрополичьей кафедры на население севера Руси. Здесь с большим доверием стали относиться к московскому князю, пологая, что все его действия свершаются с благословления верховного святителя русской церкви. След. Этого впечатления заметен в рассказе летописца. Повествуя о перенесении кафедры из Владимира в Москву, этот летописец замечает и иным же князем многим немного сладостно, еще град Москва митрополита имяще в себе живуща"
   Еще ярче выступает это нравственно-церковное впечатление в памятниках позднейшего времени. Митрополит Пётр умер страдальцем за русскую землю, путешествовал в Орду ходатайствовать за свою паству, много труда понёс в своих заботах о посомых. Церковь Русская причислила его к сонму святых предстателей Русской земли, и русские люди клялись его именем уже в XIV в. Жизнь этого святителя описана его другом и современником, ростовским епископом Прохором. Этот биограф кратко и просто рассказывает о том, как скончался в Москве Святой Пётр в отсутствие князя Ивана Калиты. В конце XIV или начала XV вв один из приёмников Святого Пётра серб Киприан написал более витиеватое жизнеописание святителя. Здесь встречаем уже другое описание его кончины: Святой Пётр умирает в присутствии Ивана Калиты, увещевает князя достроить основанный ими обоими соборный храм Успения Божией Матери, и при этом святитель изрекает князю такое пророчество:"если, сын, меня послушаешь, и храм Богородицы воздвигнешь, и меня успокоишь в своём городе, то и сам прославишься более других князей и прославятся сыны и внуки твои, и город этот будет славен среди городов русских, и святители станут жить в нем взайдут руки его на плеча врагов его, да кости мои в нём положены будут." Очевидно, Киприан заимствовал эту подробность, неизвестную Прохору, из народного сказания, успевшего сложиться под влиянием событий XIV в.
   Русское церковное общество стало сочувственно относится к князю, действовавшему об руки с высшим пастырем Русской Церкви. Это сочуствие церковного общества, может быть, всего более помагло московскому князю укрепить за собою национальное и нравственное значение в Северной Руси" (В.О. Ключевский "Курс русской истории", 2 том, Москва, изд. "Просвещение", 1993 год, лекция XXI, стр 147.)
   Митрополит Алексий также вложил огромный вклад в объединение русских земель под главенство Москвы. Крестник великого князя Ивана Калиты он прославился в народе своей высокой духовной жизнью. Святой Митрополит Алексий после смерти великого князя Ивана Красного был регентом при малолетнем его сына святом Дмитрии Донском. Он помог отстоять ярлык великого Владимирского княжения для Московского княжества. Это послужило к объединению Русского государства и свобождению от татаро-монгольского ига впоследствии он усиленно помогал московским князьям в княжеской борьбе древней Руси над другими князьями. Иногда его помощь, когда он прибегал к отлучению враждебных княжеств от Церкви имела решаюшее значение. Так было в Твери и Нижнем Новгороде. Великий князь Симеон Гордый писал в своем завещании братьям, не слушаться лихих людей, но слушаться владыки Алексея да старых бояр, которые отцу их и им добра хотели.
   Святой митрополит Алексий помогал великому московскому князю налаживать дипломатические отношения с Ордой, когда были напряжённые отношения с ней. В Орде его очень уважали. Святой Алексий вылечил от слепоты любимую жену хана Джанибека Тайдуну своими молитвами когда она ослепла!
   Также у Святого митрополита Алексия были прекрасные отношения с Константинопольским патриархом, что способствовало особенному расположению патриарха константинопольского, епархией которого была вся Русь к Московскому великому княжеству. Это очень помогало и в политике Москве. Патриарх константинопольский посылая Святому великому князю Дмитрию Донскому грамоты об особенному расположении своём к нему и гневе своём на других русских князей, им напряженных, возвышал авторитет Москвы над враждебными им княжествами, и ронял их авторитет в глазах русского общества. В других грамотах когда Смоленский князь Святослав и другие князья жаловались константинопольскому патриарху на проклятья, наложенные на них митрополитом Алексием, и просили их снять, патриарх ответил, что проклятья эти наложены справедливо и он их не снимет.
   Это проводило к подчинению других княжеств великому Московскому княжеству и единству Русского государства, которое до того было в раздробленном состоянии и не могло дать отпор татаро-монголам. Святой митрополит Алексий, Святой Сергий Радонежский и святитель Стефан Пермский продолжали дело Святого митрополита Пётра по объединению Русского государства. "Все три святых мужа, продвигаясь каждый на своем поприще, делали одно общее дело, которое простиралась далеко за пределы церковной жизни и широко захватывало политическое положение всего народа. Это дело - укрепление Русского государства, над созиданием которого по своему трудились московские князья XIV века. Это дело было исполнением завета, данного русской церковной иерархией величавшим святителем древней Руси митрополитом Петром. Ещё в мрачное время татарского ига, когда ниоткуда проступал луч надежды, он по преданию пророчески благословил бедный тогда городок Москву, как будущую церковную и государственную столицу Русской земли. Духовными силами трёх наших святых мужей XIV в, воспринявших этот завет святителя, Русская земля и пришла поработать над предвозвещенной судьбой этого города. Ни один из них не был коренным москвичём. Но в их лице сошлись для общего дела три основные части Русской земли: Алексий, сын черниговского боярина-переселенца, представлял старый киевский юг, Стефан - новый финско-русский север, а Сергий сын ростовского боярина-переселенца великорусскую середину. Они приложили к делу могущественные духовные сила. Это были образованнейшие русские люди своего века; что один "всю грамоту добре имея", другой "всяко писание ветхого и нового завета пройде", третий даже "книги гречесия извыче добре". Потому ведь и удалось московским князьям так успешно собрать в своих руках материальные, политические силы русского народа, что им дружно содействовали добровольно соединявшиеся духовные его силы.
   Но в общем деле каждый из трёх деятелей делал свою особую часть. Они не составляли общего плана действий, не распределяли между собой признаний и подвигов и не могли этого сделать потому что были люди разных поколений. Они хотели работать над самими собой, делать дело собственного душевного спасения. Деятельность каждого текла своим особым руслом, но текла в одну сторону с двуми другими, направляемая таинственными историческими силами в видимой работе которых верующий ум прозревает миродержавную десницу провидения. Личный долг каждого во всех троих к одной общей цели. Происходя из родовитого боярства, искон привыкшего делить с князями труда обороны и управления страны, митрополит Алексий шёл боевыми политическим путём, был приемственно главным советником трёх великих князей московских, руководил их боярской думой, ездил в Орду ублажать ханов, отмаливая их от злых замыслов против Руси, воинствовал с недругами Москвы всеми средствами своего сына, карал церковным отлучением русских князей, непослушных московскому государю, поддерживая его первенство, с неослабной энергией отстаивал значение Москвы, как единственного церковного средоточия всей полич\тической разбитой Русской земли. Уроженец г. Устюга, в краю которого новгородская и ростовская колонизация, сливаясь и вовлекая в свой поток туземную чудь, создавала из неё новую Русь, Святой Стефан пошёл с христианской проповедью в Пермскую землю продолжать это дело обрусения и просвещения заволжских инородцев. Так церковная иерархия благославила своим почином две народные цели, достижение которых послужило основанием самостоятельного политического существования нашего народа: это - сосредоточение дипломатически раздробленной государственной власти в московском княжеском доме и приобщение восточноевропейских и азиатских инородцев к Русской церкви и народности по средствам христианской проповеди. (стр. 67-68, В.О. Ключевский, "Исторические портреты. Деятели исторической мысли." Москва, изд. "Правда", 1991 г.)
   Святой Сергий Радонежский был другом Святого митрополита Алексия и его неутомимым помощником в объединении Руси под главенстом великого Московского княжества. Он отказался их смирения от чина митрополита, когда Святой Алексий хотел назначить его своим приёмником. Но христиански смирённые Сергей Радонежский, не хотевший даже принимать чин игумена, был твёрд там, где дело касалось правослывной веры и единства Руси. Он помогал Святому Дмитрию Донскому вести переговоры с враждебными духовными речами Святой Сергий Радонежский помог склонить к миру неукротимого во враждебности к Москве князя Олега Рязанского и других князей, избавляя Русь от междоусобных войн. Он был нравственной силой русского общества, и свой авторитет в глазах древнерусских христиански верующих людей поставил на объединение Русского государства и борьбу с татаро-монгольским игом, Именно Святой Сергий Радонежский был идейным вдохновителем Куликовской битвы.
   "Сергей Радонежский был проводником определённых идей и традиций с Церковью связывалось единство Руси. Андрей Рублёв пишет Тройцу "в похвалу преподобному отцу Серхию" и - как сказано у Епифания - дабы воззрением на святую Троицу уничтожался страх розни мира сего". Князья ссорились, наводили Татар на Русскую землю, как когда-то паловцев. Шло постоянное соперничество за великое княжение, за титул великого князя. А церковь-то была едина. И поэтому главная идея рублёвской Троёцы - идея единства, столь важна во тьме разделения нашего. Дмитрий Донской начинает не с объединения территории, а с объединения национально нравственного. Этим-то и замечателен московский князь, ставший во главе русского войска. И Москва от этого выиграла в глазах всей Руси. Она выиграла не потому, что, как пытаются это доказать, стояла на очень выгодных торговых путях, а потому что в этой сложной ситуации возглавила политику объединения русской земли. То есть Москва выйграла духовно. У нас бытует направление вульгарное представление об экономических законах. Эти законы, конечно, в основе всего, но когда они приводят к духовному процветанию в какой-то момент духовное начало начинает играть главную роль. Москва не была экономически сильней Твери или Новгорода, он оказалась духовно сильной. В Москву переехал митрополит Всея Руси, и Москва стала символом духовного объединения." (Д.С. Лихачев, "Русская культура", Москва, изд. "Искусство", 200 г. стр 62-63)
   Святой Сергий Радонежский вдохнул нравственную силу в русский народ, помог ему сбросить путы приниженности, страха перед татарами, вдохнул мужество и стойкость, желание сопротивляться. Без него не состоялась бы победа русских в Куликовской битве.
   Для всей Русской земли имело значимое, что преподобный благословил Святого Великого князя Дмитрия Донского на битву с татарами. Перед сражением русскому войску читали грамоты, специально написанные Святым Сергием Радонежским, где он благословлял стоять за веру Руси, также послал на куликово поле двух схимников войнов из Тройце-Сергиевой Лавры Пересвета и Ослабю. Русские войны получили нравственное мужество и решимость сражаться с татарами, и это сыграло решающую роль в их победе.
   "В это время Божими попущением за грехи людские один из ханов Татарских, нечестивый Мамай, поднялся на Русь со всеми своими несметными полчищами. Великий князь Дмитрий Иоанович также стал готовиться к войне, но прежде, чем выступить в путь, он отправился в монастырь Животворящей Тройцы, чтобы поклонить Господу и испросить благословления на предстоящий поход у Святого игумена обители.
   Имея Великую веру к преподобному, признавая его пророком князь Дмитрий спрашивает святого, идти ли ему против безбожных Радонежский подвижник одобрил князя и сказал ему: "Подобиет тебе заботиться о стаде, пордченком Богом, и выступить против безбожных" (Святитель Дмитрий Ростовский, "Четьи-Минеи Жития Святых на русском языке" сентябрь, 1 том, Совместное издание Введенской Оптиной Пустыни и Издательского отдела Московской Патриархии, 1997 г., стр 542)
   Святому Сергию Радонежскому было откровение, что русское православное воинство победит татар. И, конечно решающее значение для подержания победы значили молитвы преподобного за Русь Господу, Божьей Матери и святыми угодниками божиими, которые он возносил за русское воинство в Тройце-Сергиевой Лавре. Святой Серий Радонежский молился так усиленно и был такой святой жизни, что молитвы его дошли до Господа и сыграли решающую роль в победе на Куликовском поле для Руси. Святитель Стефан Пермский, друг Святого Сергия Радонежского, просветивший своей христианской миссионерской деятельностью зырянский край и создавший азбуку и письменность для зырян.
   "Стефан, проникший в жизнетворящую силу Слова Бога как никто другой на Руси, предложил устроение России на примере завоевания в неё Перми Вычегодской "без пролития капли крови". Главное же убедил и устно и письменно Дмитрия Донского что такое бескровное слияние не просто возможно, а будет единственно прочным "пред вечным Богом".
   Приобщив зырян к христианству устроением церквей и крещением в них, Стефан книжный разум даровал им и всем им новокрещенным и юношам, и отрокам, младым и малым детищам, заповедал учити грамоту" (Епифаний "Слово ... стр. 135) Избрав зырян, живших в центре Перми языческой на перекрестье великих водных торговых путей с юга в страны полуночные, с запада в Сибирь, Стефан показывал пример миротворения "разумом книжным градам и землям, паче же всех Москве".
   Москве показан Святителем Стефаном пример мирного вхождения нерусских земель и народностей в состав формирующегося Русского государства, разбившего на Куликовском поле миф о вечном владычестве орды" (стр. 15, Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык." Г.С Лыткин, г. Можайск, изд. "Русское рекламное издательство, 1995 г.)
   Г.С. Лыткин выдвигает предположение, что мать Святителя Стефана, Мария была зырянкой. Именно поэтому он так готовил себя с раннего возраста к миссионерской христианской апостольской деятельности в Пермском крае и переживал, что зыряне пребывают в язычестве и им уготована погибель души. Это был родной ему народ. Так считает учёный Г.С. Лыткин, сам зырянин, в своём научном труде. Надо сказать, что занимаясь научной деятельностью и преподованием в Петербурге, Г.С. Лыткин сам писал много научных трудов по истории зырянского края и грамматике зырянского языка.
   Святитель Стефан Пермский родился в русском городе Устюге. Родители его были - отец Симеон Клирик соборной церкви Святой Богородицы, мать - мария. Святой блаженный Прокопий Устюжский дружил с родителями Марии он облодал пророческим даром.
   Когда Марии было лишь три года и она пришла с родителями в соборную церковь он сказал при многочисленном народе "ее грядет матерь Стефана, учителя и епископа Пермского". Слышавшие удивляясь, говорили, "может ли быть в Перми епископ?" ("Четьи-Минеи", 8 июля, житие Святого Прокопия)
   Святой Стефан Пермский обладал огромными способностями, тяготения к книжному знанию и был крайне религиозен. В 1356 год он уехал из Устюга в Ростов и поступил в монастырь Святого Георгия Богослова. Монастырь этот он выбрал потому, что тым была богатейшая библиотека. В этом монастыре Святитель Стефан Пермский изучил греческий язык, чтобы в подлиннике читать Новый завет и создал зырянскую азбуку и письменность.
   "Стефан задумал отправиться в страну Зырян (по р.р. Вычегде и Сысоле) для того, чтобы просветить их учением Христовым, он не только думал об этом, но привёл задуманное в исполнение. Он явился к Коломенскому епископу Герасиму, который поставил его в иереи и который тогда был наместником митрополии. Открыв ему слова мысли, желания своего сердца, он сказал: "Хочу просветить зырян святым крещением; их приведу ко Христу Богу, ими же положу свою голову за христа". Он просил епископа благословить его на великое и трудное дело. Епископ Герасим удивился такому его усердию ко Христу и много с ним беседовал; потом повёл его в церковь и благословил. Отправившись в старну зырян, Стефан взял святые мощи, антиминсы, св. миро и прочее потребное при освящении церквей." (стр. 45-46, "Жизнеописание Святого Стефана, просветителя зырян", "Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык, Г.С. Лыткин, г. Можайск, "Русское рекламное издательство", 1995 г.)
   Получив охранные грамоты от святого великого князя Дмитрия Донского Святитель Стефан отправился на проповедь к зырянам. Это было в 1379 г. Его миссионерская деятельность началась в зырянском селении Котлас, находившемся при впадении реки Вычегда в Северную Двину. Отсюда он пошёл вверх по реке Вычегде через Туглим, Вожем, Ирты, Гем (Иб) Наконец Святитель Стефан остановился в Устьвыме. Это село было сосредоточением зырянского края и самым населённым местом в нём. Здесь была знаменитая куширная и прокудливая перёза, которая служила чтимым идолом языческого поклонения зырян. Святой Стефан стал учить зырян христианской вере, проповедовать Евангелие, которое перевёл на зырянский язык. Также он построил церковь Благовещания, Пресвятой Богородице. К этой церкви приходили даже некрещеные, чтобы видеть красоту и благолепие церковного здания, и постепенно, на службе, постигали веру христианскую, учились молиться Христу, а не языческим богам.
   Святитель Стефан Пермский срубил прокудливую берёзку и разрушил кумирню в Усть-Выме и кумирни в других местах. Это вызвало сильный гнев языческих жрецов, и они настраивали язычников на него напасть и убить. Но тронуть его не смели из-за охранных грамот Святого великого князя Дмитрия Донского. В спорах же и диспутах о христианской и языческой вере Святитель Стефан всегда побеждал жрецов. У зырян был старец Пам сотник, начальник всех солхалов в зырянском крае, Тщетну он уговаривал зырян не слушать Святителя Стефана, а слушать его старца и своего.
   .... Вам следует слушать меня, старца более чем Русина, особенно же Москвятянина, молодого годами, предо мною как сына, как внука".
   Крещенные же ответили ему: "Стефан раскопал наших богов - и они не могли ему нести никакого вреда. Со славных кумиров он снял пелены и отдал своему отроку, именем Матфею, сделав из них порты, онучи и ногавицы, и тот износил их без вреда для себя. Стефан сделал это не для своего прибытка, но для поругания кумиров. Матфейко прежде был нашего же рода, зырянин; потом он уверовал, крестился и теперь - ученик Стефана. Если кумиры не могли сделать зла ученику, то могут ли они нанести вред учителю? Ты, чародеивый старец, для чего, оставя главу, говоришь ногам? Если ты силен словесами, то препирайся с ним, с учителем, но не с нами". Обозлился волхв и сказал им: "я не боюсь вашего Стефана и учеников его, я один вооружусь на всех". (55-56 стр., "Жизнеописание Святого Стефана, просветителя зырян", "Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык, Г.С. Лыткин, г. Можайск, "Русское рекламное издательство", 1995 г.)
   В словесном диспуте о христианской и языческой вере Святитель Стефан победил Пама. Тогда языческий жрец предложил ему доказать зырянам истинность веры войдя в горящую избу и ледяную прорубь. Кто останется жив, значит того вера и истинна. Святитель Стефан мужественно согласился. Но когда дошло до огня и проруби, Пам начал кидаться из сторогы в сторону, упираться, падать на колени, и говорить, что он не хочет, что сдаётся. Святитель стефан предложил ему креститься. Пам наотрез отказался, тогда народ предложил его казнить. Но святитель Стефан отпустил его, поставив условие, что он покинет зырянский край.
   Святитель Стефан Пермский и в Устюге занимался переводом славянских и греческих богослужебных книг на зырянский язык. Он перевел зырянам Часослов, Осмогласник, Песни Давидовые и другие священные книги. Также он рисовал иконы До нашего времени хранится в Вологде в музее его икона Пресвятой Троицы. Святой Авраам и Святая Сарра там похожи на зырян. Святитель Стефан Пермский очень много занимался и прилагал усилий обучению новокрещённых зырян грамоте и чтению книг, учил их переписывать священные книги, и учить грамоте друг-друга. А также преподовал клиросное пение. К нему приходили зыряне из различных погостов он крестил мужчин, женщин, детей. Построил кроме церкви Святого благовещания еще церковь Святителя Николая и Святого Архангела Михаила. Поставление священников, игуменов, диаконов, постройка церквей, церковное управление требовало епископа в Пермский Край. В 1383 г. Святитель Стефан поехал в Москву, к святому великому князю Дмитрию Донскому и митрополиту Пимену, прося их назначить в зырянский край епископа.
   "Великий князь и митрополит с епископами прилежно думали о том, кого бы сыскать и послать епископа в Перьм и какое достоинство следует дать? Припоминали то одного, то другого. Митрополи Пимен сказал: "я нашёл этого Стефана, мужа доброго, мудрого, разумного и украшенного всякими добродетелями. Думаю, что ему следует быть епископом: он имееи к этому благодать, данную ему от Бога приобрёл дар учительства, слово примудрости и разума; кроме того, он знает разные языки и грамоты и умеет говорить с людьми, благопотребен чувствам душевным и телесным. Архиереи слышавшие это, едиными устами сказали: "воистину муж добрый; он достоин таковой благодати".
   Поставление Стефана в епископы было особенно за честь Великому князю Дмитрию Иоановичу, который знал его очень хорошо и любил издавна. Митрополит с великим кзянем рассудили, подумали и избрали; епископы, священники и прочие клиросники, Божиею Благодатью, изволением Великого Князя и своим избранием, поставила Стефана епископом в Перьм (Устьвым) в зырянскую страну, которую он просвятил святым крещением. Поставлен же был (по тохтамыше на другую зиму, когда Михаил Смоленский поставлен был, тогда и этот (Стефан) с ним (Михайлом) поставлен был в одно время.
   Зыряне отправили Стефана в Москву для отыскания епископа; он возвратился к ним, но не привёл его. Приехал он один, внезапно он сам отыскался таким епископом. Он не знал, что ему самому быть етим епископом он не наскакивал, не добивался места Владыки, никому он не дал ничего и никто у него не взял ничего за поставление. Ему ничего было и дать, так как он был нестяжателен Митрополит Пимен поставил его ради Бога и ради спасения обратившихся новокрёщенных людей. - "По днех довольных", по поставлении, епископ Стефан был отпущен Великим Князем и митрополитом; он уехал будучи одарён от Великого Князя, митрополита, бояр и других именитых людей, уехал (1384 г.) радуясь и благодаря Бога, всё так хорошо устроившего. (стр. 64-65 "Жизнеописание Святого Стефана, просветителя зырян", "Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык, Г.С. Лыткин, г. Можайск, "Русское рекламное издательство", 1995 г.)
   Святитель стефан вернулся в зырянский край и сновой силой начал свою проповедь. Священники, поставленные из зырян, вели богослужение на русском языке. Он сказал, чтобы христиане искали у близких и соседей кумиров и сжигали их, таким образом, были истреблены кумиры в домах и остатки язычества. Епископ Стефан любил раздавать милостыню, кормил нищих и убогих, был страннолюбив и принимал мимоедующих путешественников, давая им свое благословление, наставление, утешение, молитву, а также благословение. Много раз из Вологды было привезено им и за свой счёт жито, которое он раздавал нуждающимся. Он очень заботился о зырянах и их ну годах и защищал от врагов.
   В 14386 году было нападение вогулов на Верхе-Вычегодское и Сысольские селения, они хотели напасть и на Усть-Вымь. Святитель Стефан пошёл им навстречу. Молитвы его дошли до Господа. Вогулам он показался в огненном облачении, сам он, как им виделось метал огненные стрелы. Вогулы перепугались и уплыли назад, бросив награбленное.
   На зырян нападали также новгородские ушкуйники, Святитель Стефан в 1396 году ездил в Новгород, говорил на вече, и больше ушкуйники при его жизни зырян не теснили.
   В 1387 в зырянском крае был не урожай хлеба. Святитель Стефан раздал бесплатно свой хлеб бедным и нуждающимся. По его распоряжению послали лодки в Устюг и Вологду и оттуда привезли хлеб. Опасность голода была предотвращена.
   В 1390 году Святителя Стефана по делам Церкви вызвал к себе митрополит Киприан в Москву. Он так торопился, что не успел посетить Святого Сергия Радонежского. Но когда Святитель Стефан ехал недалеко от Сергиевской пустыни в 6 верстах он неё, то поклонился Святому Сергию сказав ему: "духовный брат, мир тебе. В это время Святой Сергий Радонежский сидел с иконами за трапезой. Он духовными очами увидел этот поклон, встал из-за стола и поклонился ему тоже и сказал: "Ты пастырь христова стада, также радуйся, мир Божий да пребывает с тобой!"
   В Москве Святитель Стефан Пермский успешно ходатайствовал о нуждах зырян перед великим князем Василием Дмитриевичем и митрополитом Киприаном. Митрополит Киприан был очень к нему расположен и блал с собой в Тверь. В1391 год на селения зырян по Лузе и Сысоле напали вятские ишкуйники. Святитель Стефан ездил к ним и убедил их уйти. Особенно же в своих проповедях к зырянам Святитель Стефан убеждал их держаться православной веры и избегать лжеучений.
   В 1396 году по делам Пермской Епархии Святитель Стефан приехал в Москву, там он сяжело заболел. Его навещал великий князь Василий Дмитриевич и многие бояре. Перед смертью он сказал приехавшим с ним зырянам: "ныне я отпускаю вас обратно в Зырянскую страну, по смерти моей, вы уезжайте и скажите крещёным зырянам, что я проповедал вам, пусть то и будет; как я передал вам учение, так и держите". (стр. 72 "Жизнеописание Святого Стефана, просветителя зырян") Святитель Стефан представился и отошёл ко Господу после Пасхи в праздник Преполовения в 1396 г. На его похоронах было множество народа: Митрополит Киприан, великий князь Василий Дмитриевич, и бояре, игумены, иереи, городские люди.
   Положили Святителя Стефана в Спаском монастыре, родовой усыпальнице великих князей, сделано это было по желанию Святого великого князя Дмитрия Донского, очень любившего Святителя Стефана; в каменной церкви, на левой стороне при входе в церковь.
  

"Плач зырянской земли"

   Горе, горе нам! Мы лишились доброго учителя, пастыря, правителя и ходатая. Богу он молился о спасении о нашей жалобе, льготе и пользе нашей; перед боярами он ходатайствовал; перед начальниками и властями он был тёплым нашим заступником. Много раз он избавлял нас от насилия, тиунской продажи и облегчал тяжкую дань. Самые те Новгородцы, укуйники разбойники, и те бывали увещаемые его словами, чтобы не воевать. Ныне у нас нет такого заступника к людам. Зачем мы пустили тебя в Москву, чтобы ты там почил! Лучше было бы нам, если бы твой гроб в нашей стране, перед нашими глазами. Как в живому, мы приходили бы к тебе, у тебя благославлялись бы и вспоминали твои словеса, Богом тебе данныея! Нынче мы не только тебя самого лишились, но не сводобились даже твоего гроба. Зачем от Москвы эта обида нам? Это ли ея правосудие: имеет у себя митрополитов, святителей, у нас был один епископ - и того она взяла! Ныне у нас нет даже гроба епископа, он же законодатель, креститель, апостол, исповедник, чиститель (кумиров), посетитель, исцелитель, пастырь, учитель, сказатель, отец, упископ! У москвы много архиереев, она изобилует ими, излишиствует; у нас же был один епископ, но и того удиного мы не сводобились. Как мы сетуем, что ты почил не на своем столе! Добро было бы нам, если ьы рака твоих мощей была у нас, в нашей стране, в твоей епископии, ибо не так почтут тебя москвичи, как почтили мы, не так тебя убложат. Мы знаем и тех, которые давали тебе прозвища; из них некоторые называли тебя храпом, не понимая силы и благодати Божией, которая была в тебе и черех тебя.
   Тебя, епископ Стефан, хвалят и честит зырянская страна, как вождя, наставника, учителя, проповедника, апостола, как такого, через которого мы избавились от тьмы и познали свет. Преподобный Стефане! Если ты и преставился от нас духом, если твой гроб и далеко удалился от нас, но твоя молитва да будет с нами всегда; если твои мощи находятся в дали от нас, но твоё благословление да будет всегда вблиз, посреди нас и на нас. Ты поминай нас в своих молитвах, ибо не мы избрали тебя, но ты избрал нас, полюбил нас учить, восхотел прибыть к нам; ты своим состроданием приобрёл нас, святым крещением просветил нас. Ради того ты не забывай нас в своих молитвах!
   Плач зырянской церкви: Зырянская церковь плачет, потому что порушилась церковная подпора, отьялся сталы церкви; поколебалась основание церкви и потряслась самая церковь, наступают душегубцы, разбойники, иноязычники Вогуличи, а воеводы нет! В утешение и воспоминание он послал своей церкви свои ризы. (стр. 73-75 "Жизнеописание Святого Стефана, просветителя зырян", "Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык, Г.С. Лыткин, г. Можайск, "Русское рекламное издательство", 1995 г.)
   Таким образом мы видим, как православная Церковь и её Святые митрополит Пётр, митрополит Алексий, преподобный игумен Сергей Радонежский и епископ Стефан Пермский помогли оброзоваться единому Русскому государству, и заложили основы его идеологической политики в православном обществе.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"