Уж не взыщите за повествование на 4 страницах вместо 1.
В процессе преподавания советским студентам основ политэкономии сочетания слов данного заглавия представлялись как прием упростить усвоение мудреностей капиталистических пережитков. Между делом в неокрепшем сознании формировалось, что отраженные в заглавии формулы были введены в широкое употребление именно синхронно с созреванием капитализма. А ведь приведенные в заглавии сочетания слов по своей сути являются отражением обмена или торговли, которые появились в сообществах людей куда раньше. Истоки процессов, отражаемых этими формулами, в учебных процессах доводятся через густой туман. Мотивацию такого затуманивания понять не сложно, если проанализировать динамику обменов-торговли от их истоков. И анализ-то глубокий здесь не требуется. Все просто. Вернемся-ка к самому началу возрождения цивилизации после предыдущей глобальной катастрофы. Выживших людей осталось - по пальцам перечесть. Расстояния между сформировавшимися группами непреодолимые. Устаканилось. Размножаемся все шустрее. Вот и первые межгрупповые контакты. Пока в добыче средств выживания ограничивались собирательством, контакты вряд ли были в радость: вокруг нас еда и так не в изобилии, а тут еще сторонние едоки объявились. Но вот один из родичей смекнул, что от холода можно укрыться не только скучковавшись в уютной пещерке, но и одному завернувшись в не съедобную и прежде оставляемую шкуру оленя. Еще в качестве скребка можно использовать найденный камень с острым краешком. Таких полезных находок наищешься. Сорвавшийся со скалы из-под ноги карабкающегося родича булыжник разбился на осколки с острыми краями - подсказка для получения скребков без долгих поисков. Подобных подсказок за долгие скитания собирателей накопилось в общественной памяти достаточно, чтобы придумать посевы, одомашнивать скот, изготовлять посуду и много еще чего. У разных групп собирателей различные условия выживания: вокруг одних изобилие полезных камней, а иные без забот добывают изобилие лубка для плетения лаптей. Почему бы не обменять лишний лапоть на дефицитный скребок при встрече с чужаками? Разве это не лучше драки за место? Пошел процесс натуробмена в соответствии с формулой ТОВАР-ТОВАР , а заодно вместо собирательства наладилось производство. Жить стало лучше, жить стало веселей. На веселье и прочие эмоции само собой более падки женщины. Иные на седьмом небе от обладания красивой ракушкой, которую и не съесть, и в ином деле не использовать. Зато к женщине с подвешенной ракушкой дополнительное внимание со стороны мужчины. "И я хочу ракушку!" "И я!.." "И я..." Для завоевания склонности женщины можно обменять на ракушку и скребок, и лапоть. В одном месте замануха - ракушка, а в ином - найденная металлическая блестяшка. Эта блестяшка мало того, что никогда не тускнеет, так еще и легко обретает знакомую форму от простых манипуляций. В итоге между лаптем и скребком появился посредник - прообраз денег-бабла. Через тысячелетия натуробмен полностью заменился процессом, соответствующим формуле ТОВАР-ДЕНЬГИ-ТОВАР. Процесс, соответствующий и формуле ТОВАР-ТОВАР, и формуле ТОВАР-ДЕНЬГИ-ТОВАР мотивирован нуждой обеспечить популяцию с помощью обмена таким количеством материальных ценностей, при котором гарантировано относительно безбедное выживание. И не более того. Одной особи достаточно пары лаптей (ну еще пара про запас). При этом все-таки большинство средств выживания получаются от окружающей природы с минимальным ущербом для нее Матушки. Но прогресс тоже никогда не дремал. За родовыми группами, объединявшимися с благой целью облегчения выживания, появились племенные объединения, а там и до государства рукой подать. Само собой формулу ТОВАР-ДЕНЬГИ-ТОВАР, ее сущность пришлось менять, поскольку сама жизнь в догосударственные времена после образования государств принципиально изменилась. В родовой общине все равны. Если в роду затевается отклонение от рутины, то такая затея исходит от особи авторитетной. Изменился авторитет, - и в роли затевалы выступает иной родич. В государстве частые смены затевал-руководителей не возможны в принципе. Иначе государство разваливается. Потому руководство в прежнем понимании заменяется руководством, называемом власть. Властьимущие в конце концов убедились, что нагружать свое бытие заботами об их авторитете в среде подданных не обязательно. Куда важнее сила. Не сразу власть возвысилась над массой подданных. Традиции! Традиции всегда формируются из опыта популяции. Из всей разновидности общественного опыта здесь обговаривается только опыт управления большим количеством людей, взаимосвязанных на обширной территории. Приобретение и накопление такого опыта началось еще до образования государств. В больших племенных объединениях из общественного опыта родились традиции, не писанные законы. Им жестко были подчинены все события общественной жизни. При бесспорном признании равенства всех соплеменников касаемо выживания и воспроизводства племени рано или поздно в общественном сознании утвердилось, что в различных потоках жизнедеятельности способности соплеменников далеко не равны. Одни в соответствии с заведенным порядком весной без особых принуждений дружно вскапывают мотыгой делянку, иные отличились способностью замечать за некоторыми из сотрудников склонность к халтуре и предотвращать ее. Третий не только работает прилежно, но и смекнул, как мотыгу заменить на лопату с соответствующим повышением производительности труда. К тому же он выявил следы тайного разведчика от чужаков да еще и организовал засаду на него. А вот этот, хоть и хиленький, зато уяснил погодные признаки, уточняющие время жатвы с гарантией сохранения урожая. Без учета таких признаков соседи припозднились с уборкой и потеряли урожай под снегом. К тому же смекалистый сородич смог договориться с соседями и прекратить регулярные прежде порубежные стычки. В соответствии со склонностями волей-неволей стали выделяться группы соплеменников для выполнения подходящего им занятия. Потом еще отмечено, что полезные для популяции склонности у конкретных соплеменников проявляются еще с детства. Появилась традиция тестировать всех детей на предмет выявления их склонностей ("второе рождение"). Следом наметилось внутриплеменное разделение труда с соответствующим разделением всего общества на сословия, профилированные так, чтобы использовать их для соответствующего вида внутриплеменной деятельности. Абсолютное большинство соплеменников составляло сословие, способное выполнять работу, наиболее обширную и без необходимости вникать в сущность трудового процесса. Это служивые, или оротаи, или шудра. Для организации-координации работ групп служивых выделялись члены сословия весей, или баринов, или вайшьев. Они же предназначались для выполнения индивидуальных задач, требующих активности, к которой не склонны служивые (выбор места временного хранения продуктов общественного труда, охрану хранилищ от зверей, обмен товарами при встрече чужаков и т.п.) Абсолютное меньшинство наиболее смекалистых и активных соплеменников предназначалась для координации различных видов внутриплеменной деятельности в соответствии с обычаями-традициями, выявления и внедрения полезных для племени новшеств, организации порядка во взаимоотношениях родичей, а также защиты рубежей территории племени. Это воины, или князи, или кшатрии. Они должны быть и смекалистыми, и физически совершенными. Для определения стратегических проблем выживания племени, а также методов разрешения таких проблем, для координации работы воинов, для анализа регулярно подмечаемых природных явлений среди наиболее смекалистых соплеменников выделялись персоны (единицы из тысячи) жреческого сословия (волхвы, кудесники, брахманы). Они же формировали в общественном сознании ритуалы-традиции. Образование сословий никак не связывалось с происхождением. Сословия не ранжировались по главности, поскольку для выживания племени все они были равнозначны. Но и не допускалось отступление от деятельности соплеменников, характерной для их сословия. Равно и не допускалось угнетение одних соплеменников иными. Соблюдение такого расклада в течение тысячелетий позволило некоторым племенным объединениям так разрастись и распространиться территориально, что они даже через тысячелетия остались в памяти потомков как многочисленный народ. Исследователями былого отмечается настолько значимое место таких народов в прошлом, что они, не имея своей государственности, представляли угрозу для весьма продвинутых в то время государств. Это означает, что и без государства в современном представлении масса народа с обширной территории могла организованно перемещаться на тысячи километров, не только подминая под себя местные племена, но и сокрушать государства, доминирующие в своей округе. Кимвры (киммерийцы)! Венеды (вандалы)! Не будем здесь обсуждать вандализм как бессмысленное разрушение и сопоставлять это с тем, как цивилизованно и культурно римляне не только разрушили столицу даков, но и стерли ее с лица земли. Луше прикинем способность организационного мастерства сплоченно и одновременно направить на достижение определенной цели сотни тысяч жителей с просторов тысяч квадратных километров. Организация на экономической основе с базовым принципом ТОВАР-ДЕНЬГИ-ТОВАР! Для чего же надо было менять этот принцип на ДЕНЬГИ-ТОВАР-ДЕНЬГИ? Здесь правда более уместен не вопрос "для чего?", а вопрос "для кого?". Касаемо "для чего?" не лишне отметить, что ДЕНЬГИ-ТОВАР-ДЕНЬГИ бывает и предпочтительнее для популяции, чем ТОВАР-ДЕНЬГИ-ТОВАР. Вот популяция существует в форме государства. В государстве обязательно есть структуры, не производящие материальные ценности, но весьма затратные (армия, система образования и т.п.). Государство, обеспечивающие работу своих затратных структур средствами со складов, не выживет и года. Структурам государство из запасов деньги, на эти деньги приобретается все нужное для работы. Проще? Проще, но не без заморочек, проявившихся в Советском Союзе, в руководстве которого собрались персоны со слабым умишком. Мораль! Для государства организация всей экономики - задача не по зубам. Пусть хозяйством рулят предприниматели, конкуренция все расставит оптимально. Вот тут-то пора вернуться к выбору: "для чего?" или "для кого?". Выше было отмечено, что для государства формула ДЕНЬГИ-ТОВАР-ДЕНЬГИ предпочтительнее, чем ТОВАР-ДЕНЬГИ-ТОВАР, но вот советскому государству это предпочтение не помогло выжить. Разбираться в причине? Вот еще! Советский Союз рухнул по причине своей несостоятельности. И баста! Опять зудят вопросы "для чего?" или "для кого?" лучше не разбираться в причине развала Союза. И тут крен внимания в сторону "для кого?". Не обойтись без оглядки на начало этого повествования. Вон и кимвры, и вандалы пользовались формулой ТОВАР-ДЕНЬГИ-ТОВАР, а докатились от северо-восточной Европы до Пиренеев (вандалы в Африке обосновались). А Советскому Союзу и прогресс не помог избежать развала. Может стоит оглянуться на руководство? Кто рулил у киммерийцев с венедами, и кто рулил Союзом перед развалом? В древности рычаги контролировались волхвами. А сейчас? Ну какие сейчас волхвы? Выдумки! Сейчас все равны. Кого выбрали, тот и рулит. Как и кого выбираем - здесь не обсуждается. Как и когда волхвы отстранены от рычагов?! Один из создателей КОБ рубанул "Волхвы скурвились". Может он и прав, хотя бы отчасти. А поглубже? Несколько тысячелетий назад мудростью популяции, сконцентрированной в сознании сословия волхвов (жрецов), было придумано, что задачу управления государством проще всего решить властью монарха со товарищи. Где взять монарха? Знамо из сословия воинов. Формально, почти для всех монарх самый главный. Фактически монарха на трон сажают мудрые волхвы после соответствующей подготовки. Он и рулит так, как научили мудрецы. Так и текло. Но! Ничто не вечно. И предпосылок для осечки навалом. Поскольку принадлежность к сословию не наследуется, то при смене монарха следующий - не обязательно сын прежнего. Каждый раз обосновывать выбор именно этого кандидата на трон ну очень трудно. Может сделать исключение, чтобы наследником монарха объявлялся сын? Но ведь традиция! Уклон от традиции не только аморален. Отсюда и до катастрофы рукой подать. Есть выход! С аморальностью как-нибудь справимся. А вот опасность посадки на трон наследника-бездари предупредить все-таки можно. Монарх - почти бог. Что ему одна жена? Пусть их будет много. Много жен - значит много сверсников наследников. Выбрать достойного кандидата в следующие монархи из множества не так сложно. И ведь сработало. Вон Египет сколь долго продержался. Все равно не вечно. Начал Эхнатон. Проиграл. Иные смогли-таки вывернуться из-под опеки мудрости. Заслуга в этом не столько монарха, сколько свиты. А свита готовилась задолго. Началось с инвазии в придворные со стороны сословия весей (баринов). Им за державу не обидно, поскольку их умишко не нацелен далеко от собственных потрохов. К тому же традиционно их руки допущены к распределению жирных кусков. Липнет к рукам. Есть возможность подмаслить кого надо. Мораль-то с нравственностью за пределами их сословного умишка. А вот жадность - это свое, родное. Подмаслили - и доказали, что частная собственность это святое. Дальше пошло, как по маслу. И волхвы поскользнулись. Первым делом утверждено, что для государства, нагруженного армией, куда проще следовать с оглядкой на формулу ДЕНЬГИ-ТОВАР-ДЕНЬГИ, чем на ТОВАР-ДЕНЬГИ-ТОВАР. Коль так лучше государству, то и его гражданам тоже. Пошел процесс прокручивания денег через приобретение-продажу товара с целью прикарманивания все больших денег. Никаких пределов, и никаких оглядок. Оглядки на Мать-Природу? Да перестаньте сказать! Парниковый эффект? Озоновые дыры? Их можно пощупать? Вот и неча рассказывать байки! И вообще вы - смутьяны со слепу не смекаете, что коль в деле больше денег, то и товаров для вас же больше. Ну и что, что не всякий товар на кухню или в гардероб. Если для кого-то игралки в мобилах - тоже товар, это личное дело. Демократия! Свобода личности! Есть еще претензии?