|
|
||
Уважаемые читатели, обращаюсь к ученым, к философам, ко всем любознательным и любящим мыслить. Это мое такое поздравление с днем влюбленных! |
О ЧАСТИЦЕ БОГА в КАЖДОМ из НАС
28 ноября 2015г. во время концерта классической музыки с участием моего брата-пианиста (во дворце Юсуповых на Литейном) "посетила" меня удивительная на мой взгляд мысль о Боге.
Сидя в кресле зала, задалась размышлениями о том, как можно "разглядеть" по-философски умозрением Бога (или мысленно прикоснуться к Нему). И представьте, помогла в этом вопросе неугомонному любителю философии живая классическая музыка и празднично- торжественная обстановка дворца.
Мысль моя развивалась так: люди вещают, что Бог видит все наши помыслы. И если так, то как он их может видеть ( когда человек молчит, никак не выдавая, о чем думает)?
А для нахождения ответа на этот вопрос нужно знать, что такое мысль. Распространенное мнение о том, что мозг человека похож на компьютер, приемник и передатчик (ловящий из пространства чужие мысли и передающий их другим) в корне ошибочно!
Ошибка от того, что люди не понимают, что такое мысль ( каждая мысль - есть прежде всего акт понимания)). Мысли не "вылетают" из людей и не "влетают" в них! Потому, что мысль есть наблюдаемая умозрением субъекта целостная структура из знакомых рассудку понятий, созданная в процессе мышления и составляющая сама в свою очередь частицу этого процесса- движения к следующим мыслям. Мысль есть итог взаимодействия сознания с интеллектуальной частью мозга. Но например повторяемая вслух индивидуумом любая непонятая им мысль мыслью для него не является ( лишь только один звук). Только осознание, свое понимание содержания сказанного или прочитанного может быть мыслью (в случае сложных мыслей часто даже вовсе не той, какую передает их автор. Но неверная, ложная или более правильная и лучшая интерпретация есть тоже в момент понимания мысль, но уже другая). Какое может быть "летание" мыслей и хватания их "приемниками"-мозгами, если даже при прямом прочтении или проговаривании боле-мене сложного текста индивидуум не всегда понимает его, или понимает по своему, по-другому. Все непростые (не бытовые) мысли требуют напряженной совместной деятельности настроенного на это сознания и интеллекта. Мысль есть достояние этой работы, а не "ловля" "сачком"-мозгом уже готовой "пищи" для него.
Итак, передаваемая от одного к другому или самостоятельная мысль возникает в мозгу через отношения между понимаемыми словами ( это и есть понятия). Схватывание отношений между элементами-понятиями дает картины осознания, то есть мысли. Мозг и сознание в случае получения текста извне являются "переводчиками" этого текста. Возникающее понимание при этом есть итог работы интеллекта-переводчика на собственный "язык" сознания. Человек додумывается до содержания мыслей, а потом, если надо, формулирует их с помощью известного не одному ему человеческого языка для передачи. Формулировка (речь) на выходе есть только шифровка мысли, шифровка потока-движения одной мысли к другой.
Мысль есть основание всего живого и всего того, что производит живое (поэтому природа так разумна). Мысль для растений и простейших организмов есть основание, их "корень" происхождения. Мысль для высокоорганизованного существа (у животных наблюдается интеллект разной степени, как и у людей) есть не только его основание, но и необходимое условие для жизни.
Мысль для человека есть не только основание, не только необходимое условие для жизни ( в случае бытовых рассудочных мыслей), но и акт духовного творчества. Мысль для человека есть все, это его Абсолют.
Так как мысль есть схватываемая сознанием в настоящее мгновение целостная конструкция из известных ему (благодаря механизму памяти) элементов-понятий в виде отношений между ними, мыслей в прошлом и будущем времени и витающих в пространстве никаких нет. Прошлого и настоящего времени тоже никакого нет, это выдумка человека. Существует только настоящее, а воспоминание происходит за счет переживания-проживания прошлых моментов в настоящем "времени". Ученые, исследовавшие механизм памяти, говорят о перезаписи вспоминаемого и о том, что можно вспомнить и то, чего не было.
Мысль есть акт проживания сознания, возникающий с помощью взаимодействий возмущенных (соответствующих знакомым рассудку понятиям) нейронов в интеллектуальной части мозга.
Итак, в заключении даю такое определение человеческой мысли: Мысль есть осознанная субъектом оживленная частица духовного пространства, полученная в процессе мышления в качестве единого четкого представления и оформленная с помощью языка в виде целостной структуры из понятий. Так, говоря на известном языке, человек думает внутри себя. Еще рассуждения о мысли случайно, не по моей воле, попали в работу "Что такое движение и духовное время". Они с ней были в одном файле, и я перед отправкой поздно ночью не заметила их. В публикацию угодили даже обрывки фраз из удаленных кусков и повторения. Но я ничего в дальнейшем с этой работой не изменяла, оставив все как вышло. Главное, что там можно заметить движение мыслей о мысли и достигнутое благодаря ему развернутое определение, что такое мысль. А это движение и есть частный случай духовного "времени", о чем было заявлено в названии той публикации.
Конкретное содержание сложной мысли никакой экстрасенс (не то, что обычный индивид) у другого человека не прочитает. "Поймать" или почувствовать можно только настроение, состояние, предшествующее и соответствующее определенным мыслям, уровень энергии, излучаемой мыслями. Можно только сделать вывод и, подключив свой интеллект и память, правильно догадаться. Экстрасенс чувствует сильнее ("чухает"), его рассудку в помощь даны более совершенные от природы (и натренированные) чувства и способность концентрироваться.
Ученые, исследовавшие работу мозга во время активного мышления, отвергают аналогию его с компьютером. Механизмы работы компьютера принципиально другие. Компьютер - машина из неживого (технического) материала, в которой с помощью программ осуществляется вычислительная и поисковая деятельность, решаются логические задачи. Компьютер может быть партнером по всевозможным и даже очень сложным в мыслительном отношении играм. Компьютер намного опережает человека в счетных операциях. Но ни компьютер, ни сложнейший робот (как бы этого ни хотели некоторые ученые-"фантасты" и философы) никогда не сможет заполучить сознание как феномен! Потому что у самого совершенного робота, сделанного из "неживых" атомов и деталей-частей никогда не сформируется живое"Я", свойственное любому живому существу, имеющему мозг. Любое насекомое или рыбка (какими бы они нам не казались безмозглыми) имеют сознание, а вот компьютер или робот - нет и никогда не будет такого (и слава Богу, что это невозможно! Почитайте о "китайской комнате". Это прекрасный мысленный эксперимент, продуманный Джоном Серлом, где объясняется невозможность моделирования понимания человеческого языка и создания самостоятельно мыслящего робота.)
Дело в том, что сознание (на мой взгляд) не возникает как эпифеномен, сознание (и ощущение самого себя, своего "Я") вовсе не благодаря деятельности как-то там (как думают некоторые ученые и философы сознания) в мозгу сформировалось. Наоборот, это мозг сформировался благодаря первичному простейшему сознанию, возникшему например, в рыбках или в червячках. Головной мозг и сознание развиваются в благоприятных для биологической жизни среде миллиардами лет "рука об руку". Не найти нынешнему ученому начала всех начал, как не найти начала у прямой (привожу сравнение одного философа идеи безначалья с бесконечной прямой). То первичное сознание - это возникшая в простейшем организме элементарная память. На мой взгляд, сознание происходит из механизма памяти. И ощущение самого себя (самость) происхождение имеет от способности запоминать себя!
Знаю про такой эксперимент, проведенный учеными над обыкновенным червяком, не имеющим головы. Он такой: червяк ползет, прямо перед ним непроходимое препятствие и только возможность повернуть направо или налево. При повороте, например, налево червяку делали больно, а направо - ничего. И так повторялось около 500 раз, пока червяк не запомнил "удары судьбы" и не сделал вывод,, что лучше поворачивать направо. Только после такого огромного числа экспериментов червяк смог запомнить! Думаю, что то, что он так долго не мог запомнить, свидетельствует об отсутствии у него изначального механизма памяти и вместе с этим, простейшего сознания. А вот то, что он после 500 раз проведенного эксперимента все-таки запомнил, что будет больно, если повернет налево и стал поворачивать направо, предполагаю, свидетельствует о возникновении частицы сознания и вместе с частицей памяти сформировался механизм запоминания! У червяка родилось, думаю, только после того, как он что-то первое смог запомнить, простейшее сознание! Предполагаю, что увеличение числа запоминаний постепенно приводит к образованию простейшего сознания ( наличие опыта) и простого мозга у живых существ. Так же и протекала эволюция, в ходе которой рождались существа с более сложным мозгом и механизмом запоминания.
С помощью совместной деятельности "Я" - ядра сознания и системы из нервных, нейронных клеток мозга живое существо формирует свои ощущения (звуки, цвета и т.д.) в виде квалиа.
В природе нет головы без сознания, нет сознания без головы.
Теперь рассмотрим человека. Человеческий дух и человеческое сознание (хоть и связаны между собой) - не одно и тоже. Деятельность сознания в человеке постоянна, пока человек жив, а вот деятельность человеческого духа дискретна, она только тогда осуществляется, когда человек находится вне суеты и самостоятельно мыслит и творит. Достичь это можно при определенных состояниях нашего сознания и при достаточной для этого жизненной энергии тела (элементарного здоровья).
Мысли, произведенные человеком и человеческий дух - также не одно и тоже. Во-первых, мысли есть обычные (бытовые, рассудочные). Они относятся к деятельности сознания и мозга, то есть к деятельности нашего рассудка. Мысли духовного плана производятся благодаря совместной деятельности 1.человеческого духа, 2.подготовленного к этому сознания и 3.активной интеллектуальной (если так можно выразиться) части мозга.
Так как деятельность человеческого духа проявляется не всегда( хотя у одержимых духом творцов это и происходит часто, все-таки невозможно постоянно парить, творить по причине необходимости земной жизни тела) и не у всех людей, делаем вывод: человеческий дух имеет принципиально иную природу нежели сознание. Дух , предполагаю, в живом человеке хоть и связан деятельностью с сознанием и с мозгом, но он автономен по отношению к телу и существовать может (если сформирован до определенного уровня) вне тела человека благодаря более тонкой и прочной его структуре, нежели обычное рассудочное "земное" сознание.
Робот с совершенным искусственным интеллектом (ха-ха-ха!) никогда не сможет решить ни одной творческой задачи, на что способно обычное человеческое дитя с его еще только проклюнувшимся человеческим духом. Ученым непонятна не только автономная природа духа, которую они даже по-моему не осознают, но и природа обычного человеческого сознания. Делаю такой вывод из их бесплодных надежд на осуществление мыслящего подобно человеку (и даже выше человека) робота. На мой взгляд, возможности понять "трудную" проблему сознания у философов и ученых имеются (если особое внимание на эту проблему будет), потенциал у человеческого духа есть для этой задачи. Но понять духу (находящемуся в живом теле и работающим со своим сознанием) самого себя, свою собственную тонкую и автономную от тела природу (увы ...или точнее, слава Богу!) невозможно. Во всяком случае, так утверждает мой дух в совместной работе с моим сознанием и интеллектом. И кто может знать, как на самом деле? Думаю, что только Бог - наш всеобщий Светлый Дух.
Думаю также, что человеку (человечеству) сейчас необходимо разобраться не столько с роботами и их искусственным интеллектом, сколько с самим собой. И начать с проявления уважения (и если требуется, внимания) ко всем людям (детям и старикам). Только тогда и может встать человечество (а не только отдельные люди) на путь духовного развития всего общества, на путь, не требующий конфликтов и войн, на путь, где когда-нибудь каждый нормально рожденный человек после тридцати трех-сорока лет осознает в себе живого нетленного духа. Вставая на этот духовный путь, человеческая цивилизация в век сложных технологий получает шанс выжить.
Но вернемся к концерту. Слушаю музыку и еще и еще задаю себе вопрос: Как может Бог знать, о чем мы мыслим, если мысли, как выяснилось, не летают?
И поняла!!! Бог внутри нашего мозга тоже присутствует и таким образом видит не только наши мысли, но и может влиять на сознание и деятельность разума через связь с индивидуальным духом!
Каким образом? Ответ: Присутствует в мозгу автономная "частица" Бога-Духа в каждом живущем человеке. Совокупность всех частиц и есть ипостась Бога, находящаяся в нас и поэтому знающая все про нас.
Итак, на мой взгляд, в человеческом мозгу на нейроны действуют основные три силы:
1.природное, животное Я (т.е. ощущение себя самого, присутствующее уже в утробе матери) и развивающееся сознание, с ним и душа 2. человеческий дух ( Высшее "Я" субъекта или одухотворенная часть души) и 3. "частица" ипостаси Бога , Всеобщего Высшего "Я"
Совокупность всех "частиц" Всеобщего Высшего "Я" и есть "сознание" Бога, присутствующее в человеческом обществе и принадлежавшее Ему. Поэтому Бог все видит.
Вот такая гипотеза. Хотите верьте, хотите - нет!
Обращаюсь ко всем, будьте милосердны друг к другу, пусть каждый верит в то, что хочет, другим не мешая жить.
Всеобщее "Я" в мозгах объединяет всех людей, и понятно теперь, почему Бог может видеть изнутри все помыслы любого субъекта.
Возникает следующий вопрос: Если ко всем в мозг может заглядывать Бог через "частицу" своего Высшего"Я", то почему бездействует эта "частица" Бога в безнравственных и бездуховных людях? Ответ: Во первых, неразвивающийся духовно (по причине слабой воли и свободы выбора) человек вместе с его сознанием Богу не интересен, во-вторых, к сожалению есть часть людей, имеющих нездоровый мозг, и положительное воздействие частицы Бога на такой мозг невозможно или затруднено. В-третьих, влияние Темного Духа на мозг, требующего творческой и жизненной силы в своих целях. А это уже зависит от выбора личности, от наклонностей души, от того же нездоровья и обид человека на несправедливое и злое поведение людей, и от горя, и из-за неразделенной любви...
Как можно судить людей, понимая все это?
В конце провожу параллель мысли о частице Бога в нас с мыслью Александра Вампилова, вспоминая спектакль по его пьесе "Старший сын", где отец семейства - музыкант и композитор, сочинил только одну кантату (всего на одну страничку) под названием "Все люди братья". А ведь это действительно так ( и генетически, и духовно): "ВСЕ ЛЮДИ БРАТЬЯ"!!!
Вот такая музыка у моего "концерта" получилась.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"