|
|
||
Рассказ о поездке в Грецию восемнадцать лет назад | ||
Кто слышал о Коринфе, тот знает, что замок Акрокоринф, как и большинство старинных крепостей в Греции, не античной, а средневековой постройки, след от недолговечной Латинской империи крестоносцев. Но нас более всего поразило то, на какой почти отвесной горе он находится. Было полное впечатление, особенно для нас с женой, начинающих водителей, что крепостные стены находятся над нами вертикально вверху. Но, наконец, мы решились и я повел машину по спиральному подъему. К моменту, когда мы оказались в Акрокоринфе, я уже частично чувствовал себя космонавтом. Потом мы посмотрели музей с дивными статуями, выкопанными тут же в Коринфе. Я еще вспомнил про рассуждения кембриджского профессора Ростовцева о взятии и разрушении города римлянами, что-де "не мог же Рим терпеть гнездо большевистской агитации в неделе пути от Брундизия!"
Съездили мы, конечно, в Эпидавр, благо неподалеку, в Арголиде. Посмотрели храм Асклепия, музей с античными ланцетами и щипцами, мысленно помолились древнему Эскулапу о здоровье для себя и близких. И пошли в Амфитеатр. Ну, скажу я вам, действительно большое сооружение. Допустим, что я в студенческие годы играл в вузовском актовом зале мест на пятьсот по максимуму. Но ведь и в Кремлевском Дворце Съездов зал на шесть тысяч мест. А тут - пятнадцать тысяч! И, правда что акустика. Я спустился на сцену, начал читать гнедичевский перевод "Илиады", что помнил. А моя подруга на двадцатом ряду прекрасно слышала, но, конечно, сделала вид, что со мной незнакома и вообще зашла случайно по дороге в магазин.
Наутро была Олимпия Архайя с куском косогора, на котором и происходили те, античные Олимпиады - бег, игры, дискобол, состязания борцов и прочее. Была раскопанная и открытая для осмотра мастерская Фидия. Того самого. В этой мастерской он делал статую Зевса Олимпийского, признанную одним из Семи чудес света. Может быть, настоящие ценители искусства, какие стоят часами перед картинами мастеров, могли бы провести в Олимпии неделю. Оно и нам хотелось, но у нас всего на Пелопонес полагалась неделя.
Спросил - откуда я? - Моска, Росия. - Дед страшно обрадовался и спрашивает с изумительно умным видом: "Росос, коммунизмос - кало? " - Я было замялся, а потом вспомнил вузовские лекции по материалистическому диалектизму - "кало", как вспомнилось, по ихнему - "Прекрасное" . Так что понял я, что все нужные греческие слова знаю, практически, с детства и выразился так : "Папаша, - говорю, - теория коммунизмос - кало, практис коммунизмос - Караганда!" Ему очень ответ понравился, видимо, более сам факт ответа, чем содержание его. Хотя понтийцы-репатрианты могли уже рассказать о карагандинских прелестях.
Я могу только сказать, что с 1936 года, когда в Афинах были Ильф и Петров, к списку добавилась Корея. Мне приходилось читать, что одной из самых сложных задач у ООНовского главнокомандующего Макартура было так поместить на фронте греческий контингент, чтобы он никаким образом не контактировал с контингентом турецким.
Скажем прямо, что от осмотра памятников все это великолепие сильно отвлекало. Но зато говорило кое-что о современной Греции. Я, во всяком случае, посмотрев такое, неотличимое от советского, празднование, подумал, что непопадание страны в ряды "народных демократий" было чистой случайностью. Здешний менталитет явно требовал коллективизации, "пятилетки в четыре года", сентябрьской отправки студентов "на картошку" и Единого Политдня. Ну, не случилось по обстоятельствам Второй Мировой войны в Средиземноморье! Вон эстонцы или чехи тоже производили в тесном строю трудящихся соцстран впечатление попавших по ошибке не в свою колонну.
|