Poloz.Ok : другие произведения.

К вопросу о мифах

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Развёрнутый обзор книги А.Б.Соколова "Мифы об эволюции человека", 2015г.


    Итак, Александр Борисович Соколов. "Мифы об эволюции человека". 2015. И - сюда же, "до кучи", - статья: "13 мифов об эволюции человека". 2013., как анонс этой книги. Имена Л.Б.Вишняцкого, С.В.Дробышевского, указанные во вступительной части, для меня, как для любителя неандертальской темы, - звучат вполне убедительно. Однако, вот эта "пара" - мифы и эволюция человека - смотрится как-то некорректно, однобоко и, на мой взгляд, неправильно объясняет отношение Автора к некоторым "искренним заблуждениям" или к намеренной дезинформации в меркантильных интересах. Почему Автор так назвал свою книгу? Зачем Автору во вступительной части писать об уголовной ответственности и штрафе за использование материалов книги (он же - ПОПУЛЯРИЗАТОР!)? Почему слово "мифотворец" в устах Автора приобретает уничижительный смысл? Какое название нужно было дать книге? И т.д., и т.п....

    Ну что же, давайте разбираться.

00.

    Мифы, мифология, мифотворчество/мифотворцы... А пособираем-ка информацию по этому вопросу и попробуем осмыслить её и "разложить по полочкам". Открываем "первый попавшийся" сайт, смотрим(читаем):

Мифы - произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий. Мифы - это предания, которые периодически появлялись в дописьменном социуме. Они повествуют о жизни первопредков, подвигах героев, деяниях богов и духов. Само понятие мифа имеет греческие корни и происходит от слова "mythos", что означает "сказание","предание". Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы.

    Казалось бы, всё понятно, миф демонстрирует что-то неизведанное, новое и по ходу развития сюжета показывает, каким образом это новое появилось. Это могут быть действия героя, "деяния" первопредка или бога - вот и весь смысл слова "миф"(Ха!). Ан нет, не всё так просто. Не всё так просто! Содержание этого понятия далеко не столь просто и прозрачно, как это обычно представляют в широких кругах. Во многих науках есть различные трактовки понятия "миф". Значение слова при этом формулируется с различных позиций, что и обусловливает наличие множества расплывчатых и противоречивых определений. Среди них есть интерпретации, которые даются в энциклопедических словарях, называющие мифами фантастические повествования народного происхождения.Также очень часто встречаются развернутые модернизированные варианты, гласящие, что миф - это синкретическое понимание окружающего мира, выраженное чувственно-конкретными одушевленными существами, которые отождествляются с реальностью. Философские взгляды на трактование этого понятия отталкиваются от понимания мифа как образной схемы мира, объясняющей и предписывающей конкретный алгоритм действий.

Энциклопедический словарь:

МИФ

1. Древнее народное сказание о богах и обожествлённых героях, о происхождении мироздания и жизни на Земле.

2. Вымысел, измышление, ложь.

3. Оторванное от действительности изложение каких-либо событий, фактов, основанное на их некритическом, ошибочном истолковании.

Словарь культуры XX века:

МИФ

Это понятие имеет в обыденном и культурном языке три значения:

1. Древнее предание, рассказ.

2. Мифотворчество, мифологический космогенез.

3. Особое состояние сознания, обусловленное исторически и культурно.

Философский энциклопедический словарь:

МИФ

(От греч. mythos - предание) - сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место у определенных народов в определенное время, на заре их истории. В такой связи Бахофен (Ха! Знакомое имя по теме "Матриархат") называет миф "изображением событий народной жизни в свете религиозного верования". В настоящее время говорят о мифизации известных понятий, благодаря которой явления, лежащие в их основе как рационально неусваиваемые, непостижимые, должны быть представлены в качестве благоговейно принимаемых, - подобными понятиями являются, например, понятия государства, народа, коллектива, техники. В противоположность этому говорят также о демифологизации - в той мере, в какой некоторые унаследованные взгляды и понятия, освобожденные от своей мифической формы, должны быть рационально объяснены.

    Попадаются и другие трактовки, но остановимся пока на этих, основных...

1. Информация общего свойства и некоторые мысли "вслух"

    Думается, начнём мы с "житейского", до сих пор часто бытующего представления о мифах. Такое понимание смысла данного слова - результат, или, если можно так выразиться, отголосок школьной программы, характеризующей мифы как античные, библейские и другие старинные "сказки" (скажем так) о сотворении мира и человека, рассказы о "деяниях" преимущественно древнегреческих и древнеримских богов и героев, а также о других фантастических существах.

1.1. Доисторические мифы

    Архаичные древнейшие мифы просты и элементарны по содержанию. К особенностям этих мифов можно отнести произвольный подход к составлению сюжетов, персонификацию природных явлений, зооморфизм. То есть, происхождение мифов не во всем определяет их содержание. Например, одними из самых древних и примитивных мифов являются сказания о животных. Наиболее ранние из них лишь наивно описывают признаки представителей фауны в своих сказаниях и мифологическое представление о том, что человек некогда был животным. Человеку с самых ранних времён приходилось осмысливать окружающий мир, и мифология (в первобытном обществе) представляла основную возможность/способ понимания мира. В верхнем палеолите происходит устойчивое формирование синкретического комплекса: миф - изображение - ритуал. Сохранение этой структуры на протяжении всей истории человечества говорит о ее универсальности. В ней долгие века отражаются и рациональное начало и иррациональное культурное ядро. Палеолитические изображения являлись своеобразными мифами, а их создание - ритуалами. "Означаемое" и "означающее" в мифах первобытных людей существовали в абсолютном единстве.

Типология доисторических мифов:

- Мифы о животных. Происхождение животных от людей, чаще - людей от животных. Зооантропоморфные предки с "тотемической окраской". Превращение людей в животных и растения.

- Солярные, лунарные и астральные. Происхождение солнца, луны/месяца и звёзд/неба.

- Теогонические. Происхождение богов.

- Космогонические. Происхождение мира, вселенной.

- Антропогонические. Происхождение человека.

- Мифы о загробном мире.

- Мифы о судьбе.

- Эсхатологические мифы. Рассказы-пророчества о "конце мира".

1.2. Мифы древней Греции

    Ха! Геракл, Орфей, Эдип, Одиссея и Илиада, Золотое Руно, Минотавр, Кентавры, Пантеон Олимпа, Аид, Цербер и много-много ещё чего. Общее впечатление - "ядовитые пауки в банке". Сплошное "смертоубийство" ближайших родственников, инцест, циничный обман ближайшего окружения и кровопролитная борьба за власть. Без крепких нервов и устоявшейся психики браться за углублённое изучение мифологии древних греков, думается, браться не стоит. Особенно это относится к древнегреческой мифологии более позднего периода.

Условное деление Греческой мифологии на периоды:

- Доолимпийский период. Мифологию данного периода можно назвать хтонической (Хтонические существа - существа, изначально олицетворявшие собой дикую природную мощь земли, подземное царство и т. д. Среди характерных особенностей хтонических существ традиционно выделяют звероподобие, наличие сверхъестественных способностей, органично сочетающееся с отсутствием созидательного начала). Титаны, Циклопы, Тифон, Эхидна(Ехидна), Цербер, Химера, Сфинкс, убивающая всех, кто не разгадал её загадок, Сирены, Кентавры, Эринии - страшные, седые окровавленные старухи с собачьими головами и со змеями в волосах. И т.д. и т.п.. Олимпийские боги тоже изображаются страшными, но они имеют близкий к человеческому вид (анимизм), осмысливаются как существа материальные, чувственные. Они обладают самым обыкновенным телом, несмотря на то, что оно возникает/состоит из различных видов материи. К ним можно обращаться с просьбами, с ними возможно "общение".

- Олимпийский период. В мифологии этого периода появляются герои, и, - "пошла потеха"! Герои (да и боги тоже участвуют) уничтожают/расправляются с чудовищами и страшилищами, когда-то пугавшими воображение человека, "задавленного" непонятной ему всемогущей природой. Наступает главенство верховного бога - Зевса. Прорисовывается весь Пантеон Олимпа.

- Поздний героизм. Героический мир становится настолько дерзким, что по мнению богов появляется необходимость в его "обуздании". Сизиф (по некоторым источникам - отец Одиссея), Тантал, Даная, Медея, Пандора, Елена, из-за красоты которой убивают друг друга ахейские и троянские герои. Женщины вносят зависть, раздор и смерть в целые поколения героев, заставляя богов наложить проклятие на своих же потомков. К этому периоду, думается, можно отнести и мифы о Прометее и Дионисе, так как они также "подрывают" веру во всемогущество богов.

1.3. Этрусская, Италийская и Римская мифологии

    Мифологические представления целого ряда древних племён Апеннинского полуострова составляют самостоятельную систему (Этрусская мифология), истоки которой уходят в область эгейско-анатолийского мира. Откуда, согласно мнению историков древности, прибыли предки этруссков - пеласги. В ходе соприкосновения этруссков с греческими колонистами в Италии происходило отождествление древнейших этрусских богов с богами Олимпа, заимствование этруссками греческих мифов и их переосмысливание в духе собственной религиозной и "политической" идеологии. Стоит отметить некоторые "восточные" черты Этрусской мифологии: наличие представлений о сакральном характере царской власти и сложная космогоническая система, во многом схожая с космогонией Египта и Вавилона. Наряду с культом богов у этруссков существовал культ злых и добрых демонов. Так, например, демон смерти Харун (думается, ему весьма родственен греческий перевозчик душ умерших - Харон) сохраняет черты самостоятельного божества.

    Мифологические представления италиков, восходящие к древнейшему периоду истории индоевропейских народов, "сплавились" с мифологическими представлениями местного средиземноморского населения. Сформировавшаяся позднее Римская мифология впитала в себя в "переработанном" виде многие италийские мифы. Основными источниками для изучения италийских мифов, думается, можно считать "Метаморфозы" и "Фасты" Овидия, "Историю от основания города" Ливия и "Энеиду" Вергилия. Из отличительных черт можно назвать наличие особого отношения к местам отправления культов - рощам, считавшихся священными, а также широких тотемических представлений. Во многих мифах волк, дятел, олень выступают либо прародителями отдельных племён, либо их вождями при переселении на новые места.

    Римская религия развивалась в течение многих столетий по мере роста римского государства - от небольшого города до огромной империи, поэтому Римский Пантеон крайне сложен по своему составу и функциям входивших в него божеств, при этом различные аспекты верований пронизывали все сферы жизни древних римлян. В начале - нумина (numina) - различные вредоносные и благодетельные сверхъестественные силы, древнейшая триада (Юпитер, Марс и Квирин) с персональными жрецами-фламинами и культ покровителей рода. Со временем римское государство разрасталось, и, когда территория его включала в себя новые земли, римский пантеон обзаводился и новыми богами со всей Италии. Надо отметить, что древнеримская мифология в сравнении с греческой довольно бедна на яркие образы богов и запоминающиеся мифы об их деяниях. О почитании безымянных множеств духов уже упоминалось, также распространены были культы таких божеств, как Мир, Надежда, Доблесть, Справедливость. Эти абстрактные понятия были практически обезличены, их нельзя даже считать настоящими олицетворениями. Тем не менее в их честь приносились жертвы и строились храмы. Так же скупы и формальны были римские обряды. Почитание богов сводилось к совершению четко регламентированных действий и произнесению узаконенных формул. Самым страшным было отступление от выверенного ритуала, сулившее божественную кару. В молитвах римлянин подробно перечислял, что он хотел получить от бога и что готов был дать ему взамен. Часто такая пунктуальность в отношениях сводилась к искусству обманывать бога так, чтобы не дать ему ничего лишнего, например вместо скольких-то голов (скота) римлянин подносил богу столько же головок чеснока и полагал себя в расчете с высшими силами. Беспрерывные победоносные войны Рима требовали некоего идеологического оправдания, и постепенно сложился миф о Риме, как о городе, основанном по предначертанию богов, а о римском народе, как о народе, избранном богами и исполненном всяческих добродетелей. С установлением империи "Римский миф", объясняющий прошлое, оправдывающий настоящее и направляющий будущее, вытеснил "примитивные" италийские мифы. Потребность в них стала удовлетворяться за счёт проникновения в Рим Греческой мифологии и сплавление римских богов с греческими. Интерпретируя "новые" мифы, ведущие государственные деятели стали претендовать на божественное происхождение, на особое покровительство богов, на уготованное их душам бессмертие и особое место в звёздных сферах. Императоры отождествляли себя с богами, их жёны - с богинями. С установлением империи в связи с обострением социальных противоречий, отстранением народа от участия в государственных делах, утратой Римом его характера гражданской общины, "Римский Миф" начинает терять свою популярность. Вместе с тем растёт тяга к единому всемогущему богу, стоящему выше земных владык, но близкого "маленькому человеку" уже не как к члену какой-либо общины, а лично. Всё это обусловило полное разложение "Римского Мифа" и подготовило победу христианства.

1.4. Библейская мифология

    Думается, условно можно разделить Библейскую мифологию на две составляющие - Иудаистическую и Христианскую, тесно связанные между собой "генетически". Однако, различия, несомненно есть. Иудаистическая мифология, более ранняя, включает в себя мифологические представления, сложившиеся в "общих" чертах как монотеистическая религия бога Яхве у древних евреев. Она преемственно связана с Западносемитской и на ранней стадии представляла собой её переработку в духе постепенно крепнувшей монотеистической тенденции. Ветхозаветные библейские тексты отразили ранние религиозно-мифологические представления древних евреев и сопредельных с ними народов и позволяют проследить сложный, длительный и противоречивый процесс отделения Иудаистической мифологии (да и религии также) от общих западносемитских религиозно-мифологических представлений, а с ними и от всякого, там, "язычества" вообще. Результатом стало появление/выработка (а впоследствии - развитие) догматически закреплённого нового типа общественного сознания, отличного от мифологических систем других народов восточного Средиземноморья (в частности) и всего мира (в общем). Это позволят рассматривать Иудаистическую мифологию как мифологическое наполнение истории, поскольку для её понимания важны некоторые моменты истории народа, у которого она возникла.

    Учение христианской теологии о боге определяется тем, что христианство наследует созревшую в иудаизме идею единого бога - носителя абсолютной благостности, абсолютного знания и абсолютного могущества, имеющих причину в нём самом, по отношению к которому все существа и вещи от верховных ангелов и небесных светил до последней травинки являются его творениями. Соотношение между "доктриной" христианства и Христианской мифологией противоречиво. Христианская доктрина в своём обязательном для верующего виде - это система догматов и "моральных принципов", сознательно противопоставленных чувственной наглядности и "житейским" ценностям. Она противоположна принципу мифологии как обобщения архаического "обычая", поскольку противопоставляет ему "потустороннюю" истину.

1.5. Мифология и Религия

    Понятное дело, отразить в статье содержание хотя бы малой части из того огромного количества мифов народов мира нереально, да это и не требуется. Важнее определиться, какие факторы повлияли на смысловую наполненность понимания мифа как такового.

    Вектор изменения, "размывания" смыслового содержания понятия "миф", а вместе с этим и, непосредственно, отношение к самой мифологии/мифотворчеству определился при постановке вопроса взаимоотношения религии и мифологии. Вопрос о соотношении религии и мифологии по разному "решался" учёными различного толка, так и не пришедшими к единому мнению. В современной науке господствует мнение о тесной связи между мифологией и религией, выражающейся в формах, обусловленных общим уровнем общественно-культурного развития и конкретно-историческими факторами. В возникшем классовом обществе боги начинают олицетворять социальную власть, а мифы в какой-то мере объясняют явления социальной жизни, обычаи и нормы (скажем так) поведения. Таким образом происходит сакрализация общепринятых форм социальной практики, предписаний и запретов, придающая им статус "обязательных" и "неприкосновенных".

1.6. Некоторые промежуточные итоги философского толка

    Думается, имеется необходимость "осветить" парочку терминов для того, чтобы их использование не выглядело слишком "заумно" (постараюсь максимально просто):

Рефлексия - в философии: форма умственной деятельности человека, направленная на осмысление своих действий, всей человеческой культуры и её основ.

Парадигма - в философии и социологии: со второй половины ХХ-го века этот термин стал использоваться преимущественно для обозначения ведущей системы идей, взглядов и понятий. В частности, нравственная парадигма - это система правил и ценностей, мотивирующих человеческую деятельность.

    Подводя итоги первой главы, хотелось бы отметить следующее: мифы являлись своеобразной энциклопедией норм родового общества. Зафиксированные в мифах нравственные нормы были обязательны для исполнения в силу того, что мифы были священны. Представления о том, что "так было", "так делали наши предки", "так мы должны поступать" не нуждались еще в рациональных обоснованиях. Миф придавал значимость человеческой жизни. Мифы были связаны с теми духовными сокровищами, которые сохранились от предков, мифы закрепляли принятую в конкретном обществе систему ценностей, санкционировали и поддерживали соответствующие нормы поведения. Миф связывал прошлое, настоящее и будущее, устанавливал космический и социальный порядок, регламентировал поведение людей. Таким образом, миф сохранял культуру. В этом плане можно выделить три уровня мифов:

1) Архаические мифы, древнейшие по происхождению (мифы о происхождении мира, природных явлений, животных, человека, "социальных установок"). Они рассказывают о коренных вопросах бытия, о жизни и смерти человека. Особенность этого уровня мифологии как системы первобытного мировосприятия в том, что человек еще не выделял себя из окружающей природной и социальной среды. Он еще не рассматривал себя как индивидуальность. Индивидуальностью обладал не человек, но социальный коллектив - род, община. И задача человека состояла в том, чтобы поддерживать установившийся порядок в пределах коллектива. Только как составная часть коллектива человек обладал значимостью, только идентифицируя себя с родом, он приобщался к смыслу жизни. Любой поступок человека на этапе архаической мифологии рассматривался с точки зрения коллективного родового сознания. Архаический миф задавал человеку нормы поведения и осуждал всяческие нарушения норм, категорически не допускал их трансформации.

2) Второй уровень мифов связан с переходом от кровнородственных отношений к классовым, от родовой общины к более сложным типам социального коллектива. Этот уровень можно определить как героическую мифологию, на первый план в которой выступает индивидуальное начало, воплощенное в образе эпического героя. Здесь происходит утверждение свободной воли героя, нередко вступающего в противодействие изначально установленному порядку. Как бы ни заканчивалось это противоборство - победой или гибелью, оно несет в себе провозглашение права на свободу выбора, причем выбора не только в рамках существующих норм, но и выбора самих норм. На этом уровне героями мифа являются уже не столько боги и прародители, сколько люди, хотя и выделяющиеся своими необычайными физическими и духовными возможностями.

3) Мифы развитых религиозных систем или, иначе говоря, мифологические сюжеты, возникшие в рамках развитых религий и тесно связанные с их догматическими или доктринальными положениями (в этом смысле можно говорить о христианской, буддийской, исламской и других мифологиях). Здесь индивидуальное начало перерастает в личностное, и нравственная парадигма поведения впервые обретает свою законченную целостность.

Выделяя три уровня мифологии: архаическую мифологию, героическую мифологию и мифологию развитых религиозных систем, отметим, что на уровне архаической мифологии можно говорить только о формировании нравственной рефлексии как способа поддержания установленных норм родового коллектива. Нравственный выбор определяется здесь как выбор между следованием нормам, имеющим сакральное обоснование и их нарушением. Нравственная рефлексия как способность человека к критическому самоанализу своего поведения проявляется впервые на втором уровне развития мифологии, то есть в героической мифологии. Здесь же формируется и моральная рефлексия как осознанная способность оценивать конечные цели своего поведения. Своеобразие этой рефлексии состояло в том, что опиралась она не на рациональные основания, но на интуицию нравственного начала, на глубинное, на существующее в человеке стремление к благу. Это влечет за собой появление морального выбора как выбора норм и высших ценностей, причем не только для себя, но и для всех членов общества. В мифологии развитых религиозных систем моральная рефлексия достигает своей законченной целостности, поскольку индивидуальное начало перерастает в личностное. По мере "нравственного развития" возрастает и степень/уровень "нравственной свободы".

2. Новые "веяния" в трактовке мифов

    Зачастую классический миф рассматривается в одном ряду с такими феноменами, как коллективная память, воспоминания, национальные чувства, символы, традиции, церемонии и ритуалы, что не позволяет выделить его специфические характеристики, дать окончательное и содержательное определение. До первой половины XX-го века исследователи "определяли" миф преимущественно как форму коллективных представлений и норм, рассматривая в содержательном плане миф как целостную модель мира, для которой характерна иррациональность и универсальность, наличие сакрального плана и жесткой структуры построения сюжета. Позднее началась разработка данного понятия в рамках собственно политической теории, интерпретирующей миф как результат идеологической и символической борьбы за смыслы и значения. Таким образом, расширилась сфера анализа: от мифа как культурного явления до понимания мифа как социально-политического феномена. Кроме того, оформились другие направления в развитии мифотворчества.

    Ну что же, продолжим разбираться. Рассмотрим изменения в понимании мифа, которые, хотя и с некоторыми "натяжками" (иногда весьма значительными), но всё же позволяют тому оставаться в рамках изначальной интерпретации.

2.1. Политический миф

    Современные политические мифы, как и традиционные, повествуют о прошлом, настоящем и предсказывают будущее. Они излагаются в доступной форме, предназначенной для целевой аудитории. Как и мистические истории, они должны представлять собой модель реальности и образец действий для тех, кто в них верит. Обычно выделяют следующие "общие" свойства политических и традиционных мифов:

- Полиморфность. Используется один и тот же набор символов. При этом одна и та же тема у разных народов может иметь различные цели и эмоциональную окраску.

- Ограниченность. Для создания мифов используется ограниченное количество символов, которые могут иметь множество комбинаций.

- Отвлеченность. Мифы не опираются на существующий опыт и не связаны с эмпирической действительностью.

- Фундаментальность. Мифы основываются на вере, не требующей их проверки, независимо от их истинности.

- Статичность. Миф не привязан к конкретному историческому времени, он живет в собственном измерении.

    Политические мифы и стереотипы всегда кем-то созданы, поэтому они воспринимаются сначала как возможная реальность, а потом становятся в массовом сознании очевидной и бесспорной истиной. Они строят собственную картину действительности, которая первоначально была привязана к конкретным объектам. Эти истории оперируют образами, что обеспечивает им узнаваемость и запоминаемость. В то же время, как и любой образ, такой миф допускает различное толкование деталей, что позволяет создавать множество вариантов с разными подробностями. Каждый новый приверженец конкретного политического мифа дополняет базовые образы присущими ему эмоциональными красками. На основе одного политического стереотипа могут быть созданы самые различные варианты одной и той же истории. Они имеют иррациональный фундамент, связанный с эмоциональной сферой. Живучесть и долговечность политического мифа определяется теми эмоциями, которые он вызывает. (Ха! "Люди должны сопереживать героям и идентифицировать себя с ними").

    При субъективности позиции, осуществляемой в отображении социальной действительности для отстаивания интересов определённых политических группировок, политический миф, в отличие от идеологии, не имеет чёткой целью изменение, преобразование государственного строя и социальных отношений, и представляет собой явление статичное. Таким образом, популяризация политических мифов происходит по причине дефицита объективной информации, столкновения с новыми неконтролируемыми явлениями и служит эффективным средством манипуляции массовым сознанием. Для политических мифов характерны следующие специфические особенности:

- они не появляются спонтанно, а создаются искусственно, сознательно и целенаправленно.

- основу их составляют осознанные и культивируемые политиками коллективные чаяния и надежды, усвоенные массовым сознанием.

- в них соединяются два разнородных качества: трезвый расчет и фанатическая вера, позволяющие политикам освобождать себя от всех моральных преград.

- они не поддаются разрушению с помощью рациональных аргументов и потому вполне правомерна их оценка как ненаучного знания.

- для них характерна непосредственная связь с политической реальностью, они призваны оправдывать тот или иной ход событий, обеспечивать абсолютную уверенность людей в правоте осуществляемых политических акций.

- политические мифы появляются значительно позже мифов художественных, что обусловлено созданием политических структур и социальной дифференциацией.

- распространение политических мифов осуществляется не при помощи сакральных текстов и устным путём, а через средства массовой информации.

2.2. Авторский миф

    Авторский миф, так же, как и миф архаический, создает определённую картину мира. В авторском мифе создаётся специфическое пространство, которое объединяет несколько периодов времени и делает читателя "свидетелем" мировой истории. Исторические события преподносятся с точки зрения персонажей и приобретают, таким образом, мифологический характер. Современная литература часто обращается к реальным историческим событиям, а авторский миф вплетает отрывки реальности в контекст своего повествования. В рамках авторского мифа фикция соединяется с историей. Однако авторский миф ни в коей мере не преследует цель объективно представить исторические события. В рамках романа может существовать своя собственная хронология и реальность, но воспоминания героев о событиях прошлого всё равно будут придавать им "исторический" характер. Авторский миф не даёт никаких оценок и не старается быть объективным, наоборот, он стремится показать мир во всём его многообразии. В авторском мифе создаётся специфическое пространство, которое объединяет несколько периодов времени, втягивает в действие читателя и делает из него свидетеля не только перипетий сюжета, но и мировой истории. Из этого следует, что для авторского мифа важна не достоверность фактов, а то, как они изображены. История становится фоном к индивидуальной линии и рассматривается с точки зрения судеб конкретных персонажей. В связи с темой истории возникает и проблема памяти и вспоминания, которые позволяют зафиксировать процесс человеческого существования. Таким образом, воспоминания о прошлом мифологизируют историю, и не важно, реальная это история или вымышленная.

2.3. Мифы, созданные кинематографом

    Современное киноискусство наполнено разнообразными сюжетами и персонажами, корни которых можно без труда обнаружить в мифологии. Более того, кинематограф не только строится на мифологемах - он и сам создает мифы. Киномифы не только заимствуют сюжет, но и создают саму мифологическую реальность с ее специфическими законами, в рамках которой этот сюжет развивается. Соответственно, и многие явления в современном массовом кино могут быть рассмотрены как мифы-сообщения. Кино, как одно из самых массовых искусств, продуцирует мифы, которые "натурализируются" в сознании обычного зрителя. Киномифы не скрывают часть какой-то правды и не афишируют какую-то секретную информацию, они ее только слегка деформируют. Миф в кинематографе - не ложь, а всего лишь искривление, искажение реальности. Мифологизация как фактор, участвующий в создании кинопроизведения, лишает предмет, о котором идет речь, всякой историчности. История из подобных мифологических сюжетов просто испаряется, она переделывается, универсализируется, упрощается, превращаясь в красивое и весьма дорогое (в плане создания) подобие исторической реальности.

2.4. Виртуальный миф

    Новый мифологический взгляд на мир, основными элементами которого являются идеи процесса имитации (симуляции) действительности в виртуальной игровой реальности. Современный уровень развития компьютерной технологии сделал возможным существование множества онтологически независимых виртуально-мифологических миров. Это позволяет проводить бесконечные эксперименты с новыми формами, типами виртуальной реальности, о чём невозможно было и помыслить ранее в отношении архаических мифов.

2.5. Комментарий к второй главе

    В принципе, на этом "предисловие к обзору" можно было бы и закончить - минимальный объём информации по мифам получен. Но! Вся эта информация "общего характера" не позволяет сделать выводы по "задекларированным" во вступительной части статьи вопросам. Ну что же, придётся разбираться далее.

3. Эпос, Легенда, Сказка, Историческое предание

    Разбираемся дальше. В этой главе рассмотрим явления, безусловно весьма близкие к мифу, но всё же, в силу некоторых признаков, отличающихся от него.

3.1. Эпос

    Героический эпос в художественном развитии каждого народа представляет собой древнейшую форму словесного искусства, непосредственно развившуюся из мифов. В сохранившемся эпосе разных народов представлены разные стадии этого движения от мифа к народному сказанию - и достаточно ранние, и типологически более поздние. В целом к мифологическим истокам ближе те произведения народного эпоса, которые сохранялись до времени первых собирателей и исследователей фольклора в устно-песенной или устной форме, нежели произведения, давно перешедшие из устной словесности в письменно-литературную. На пути от мифа к народному эпосу разительно меняется не только содержание коммуникации, но и ее структурные черты. Миф - это священное знание, а эпос - рассказ о героическом, важном и достоверном, однако не о священном.

3.2. Легенда

    Легенда - жанр фольклора, который представляет реальные события, природные катаклизмы или выдающиеся явления жизни общества в форме символического обобщения, по масштабу почти идентичного мифологическому. В основу легенд чаще всего положены реальные исторические факты. Олицетворяющие "костяк" сюжета легенды исторические события часто приукрашивали произвольно подбираемыми фантастическими допущениями, эффектными деталями и мистическими элементами. Персонажи легенд - личности "героические", они обладают невероятными для обычного человека способностями, могут быть очень сильными, ловкими и умелыми. Только вот бессмертие и неуязвимость не входят в число из "талантов". Поэтому легендарные герои совершают свои подвиги (иногда с божественной помощью), а потом старятся и уходят в "лучший мир" так же, как самые обыкновенные представители человечества.

3.3. Сказка

    Ученые определяют Сказку по-разному. Одни из них характеризуют сказочный вымысел как оторванный от реальности, другие же пытаются понять, каким образом в сказочной фантазии преломляется отношение сказочников к действительности, которая их окружает. Сказка содержит занимательный, но не лишенный фантастики вымысел. В сказках присутствует беспредельное воображение и выдумка, которая внушает уверенность в победе над злыми силами. Сказки не знают непоправимых несчастий и бед. Они советуют не мириться со "злом", а вступать с ним в борьбу, осуждают наживу, корысть и жадность, учат добру и справедливости. Сказки наполнены чудесами, особенно сказки волшебные.

3.4. Исторические предания

    Современные исследователи нередко ошибаются или сомневаются в правильности установления границ между мифом и историческим преданием, хотя сами носители традиции, как правило, не затрудняются в их разграничении, связывая Исторические предания с участием в них человеческих существ, подобных носителям данной традиции, и с событиями, охватываемыми актуальной памятью коллектива (собственная память рассказчика, память поколения отцов, генеалогические схемы). В мифе, в отличие от Исторического предания, случаются и такие события, которые немыслимы ни в каких других условиях (легко осуществляются самые различные превращения: изменения тела, превращения человека в животное, переходы из одной сферы в другую). Для вопроса о соотношении Исторического предания и мифа важно отметить различия между видами нарратива: сказка, миф, историческое предание, священная история. Отличия можно определить с помощью двух пар признаков: "сказочный/несказочный" и "сакральный/несакральный" (сказка сказочна и несакральна, миф сказочен и сакрален, священная история несказочна и сакральна, историческое предание несказочно и несакрально).

4. Дополнительная информация "к размышлению"

4.1. Фолк-хистори или Псевдоисторические мифы

    Термин "фолк-хистори" приписывают доктору исторических наук Д.М.Володихину, одному из критиков псевдоистории. Этот термин характерен лишь для России. На Западе используется более широкое понятие - "Pseudohistory". С точки зрения Володихина - это обобщенное название всего того пласта псевдоисторических произведений, которые, претендуя на научность, в реальности являются вымыслом некомпетентных авторов. Володихин считает, что цель таких авторов может быть различной, порой имеется просто меркантильный коммерческий интерес, надежда заинтересовать читателей сенсационной темой, а порой есть желание научно обосновать какую-нибудь свою концепцию или мировоззрение.

    Данная статья не преследует целью рассматривать достоверность этих концепций (всего их около двух десятков) и рассуждать по поводу доказательств подобных теорий. Отметим только, что эти теории есть, вопросы они поднимают весьма неоднозначные, и название с точки зрения общепринятой, "классической" исторической науки (как бы к этому не относились их приверженцы) таким явлениям имеется.

4.2. Городская легенда (миф)

Городские легенды (urban legend) - форма городского фольклора, действие которого происходит в черте города. Термин впервые введён американским профессором Яном Гарольдом Брюнвальдом в 1968 году. Современная разновидность легенды (мифа), короткая и на первый взгляд правдоподобная, хотя обычно не соответствующая действительности история, опирающаяся на современную техническую и общественную реальность.

    Городская легенда обычно затрагивает глубинные проблемы и страхи современного общества. От анекдота городская легенда отличается тем, что юмористическая нагрузка не является основной или сколько либо значимой целью истории, от слухов - тем, что, как правило, не привязана к конкретному человеку, а от страшной истории - тем, что легенда обычно претендует на статус реальной истории из жизни, хотя и может содержать элементы мистики или научной фантастики. Функция городской легенды - предупредить о какой-то опасности, предостеречь от какого-либо необдуманного поступка. Городская легенда является частью современного фольклора, передаваемого путём устной коммуникации или через интернет, невероятным случаем, считающимся настоящим, претендующим на достоверность. Нередко городские легенды становятся материалом для заведомо недостоверных публикаций ("уток") в жёлтой прессе или, напротив, возникают на основе подобных публикаций.

4.3. Псевдолингвистические мифы

    Ха! Вот что обнаружилось на одном из "проповеднических" порталов:

...Цель псевдолингвистических мифов - обосновать древность и значимость языка, доказать, что в современном языке осталась масса заимствованных с древних времен понятий. В этом направлении популярны псевдолингвистические мифы о славянском дохристианском алфавите, от которого якобы произошли все остальные алфавиты мира. Популярны здесь и игры со словами, поиск в современном русском языке и других языках мира буквосочетаний имен славянских богов и иных существ славянской мифологии, поиск скрытого смысла в словах и словосочетаниях. Масштабы подобных экспериментов над лингвистикой все более и более расширяются. Одним из известнейших современных деятелей псевдолингвистики был юморист М.Задорнов. Благодаря ему многие псевдолингвистические мифы стали широко транслироваться через СМИ...

Ещё раз - Ха! Думается, с одной стороны, "рациональное зерно" в этом высказывании имеется. Любой национальный язык, будучи системой, служащей важнейшим средством для осуществления межличностного общения, во многом является выразителем культурных и мировоззренческих особенностей народа, и его "великость" и "могучесть" не нуждается в подобных попытках "возвышения". С другой, всё-таки, М.Задорнов - человек был неглупый и остроумный, со своей жизненной философией, в нем было много чисто по-человечески положительных черт. Он за свой счет открывал библиотеки, ставил памятники, занимался благотворительностью. За "свои кровные" заниматься "псевдо"? А может, разобраться хотел, а его "обливают грязью"? Тема весьма интересная, требующая отдельного "разбирательства" (Ха! Один А.Зализняк чего стоит!). Однако, слово "миф" прозвучало. Ставим "крыжачок" и разбираемся дальше.

5. Дополнительная информация "к размышлению" (продолжение)

    В этой главе мы рассмотрим некоторые основные явления/понятия НЕ относящиеся к мифам и мифотворчеству в силу своей особенности.

Суеверия. По своей сути, суеверия, это своего рода закамуфлированная, "суррогатная религия", основанием для которой является вера в необъяснимое и сверхъестественное. Суеверие - предрассудок, в силу которого происходящее представляется проявлением сверхъестественных сил и предзнаменованием будущего. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними приемлемого для человека компромисса. Как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в упрощённых обрядовых формах (использовании талисманов, татуировке, магических жестах и пр.). Особое место занимают приметы: определенным событиям приписывается прогностическое значение.

Спекуляция. Спекуляция в философии - это отвлечённое рассуждение, тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту ("спекулятивное суждение"). Спекулировать (о чём-либо, по какому-либо поводу, на какую-либо тему) - отвлечённо рассуждать.

Фейк. Фейк - это ложная информация, которая намеренно подаётся в виде достоверной. Говоря простыми словами, фейк - это подделка того или иного рода, создание которой имеет определенную задачу: дезинформация, дискредитация, оправдание виновных, мошенничество, жульничество, оскорбления и противозаконные действия. Машина пропаганды никогда не дремлет, а это значит, что люди должны получать порцию определённой информации, даже если она не соответствует действительности. Обычно, такие новости служат для обвинения или оправдания каких-либо людей или же просто ради хайпа. Хайп - это шумиха, резонанс. "Подняли хайп вокруг личности" - эта фраза означает, что вокруг какой-то личности подняли шумиху, за счёт чего она получила много внимания со стороны общественности.

Фальсификация. Подмена чего-либо подлинного, настоящего ложным, мнимым.

Слухи. Слух - неподтверждённая информация, источник которой неизвестен, но при этом достаточно интересная, чтобы быть активно распространяемой. Слух - это информация, которой не стоит доверять полностью и которую необходимо перепроверять, потому что слухи - всегда искаженная, не вполне достоверная или вполне недостоверная, по крайней мере, непроверенная информация. С течением времени, разумеется, слухи могут подтверждаться фактами. Однако, тогда они перестают быть "слухами" и превращаются в знание (достоверную информацию).

Умышленная(намеренная) дезинформация. Проявляется в извлечении фактов по "острым вопросам" с целью дальнейшей их подачи в извращенном содержании. Бороться с дезинформацией помогает лишь сопоставление, проверка и анализ фактов, изучение нескольких источников информации, умение читать между строк и предпочтение проверенным СМИ, а не социальным сетям, где в основном и допускаются непроверенные факты. Дезинформированием называется сам процесс манипулирования информацией: введение кого-либо в заблуждение путем предоставления неполной информации, искажения контекста или искажения части информации.

6. Дополнительная информация "к размышлению" (окончание)

    Ну что же, осталось совсем немного. Рассмотрим "искреннее" заблуждение из-за недостатка информации. Ха! А каким ещё может быть заблуждение, если это именно оно, а не что-либо другое. Заблуждение - это непреднамеренное несоответствие наших суждений или понятий реальности. Заблуждающийся всегда искренен, потому что всегда (как ему кажется) утверждает правду. Именно своей непреднамеренностью заблуждение отличается от фальсификации или дезинформации. Так или иначе, путь к истине всегда лежит через заблуждения. Мало того, способность понять ошибку и "преодолеть" заблуждение позволяет сделать следующий шаг в своём поиске этой самой истины. Поэтому ошибки и заблуждения имеют большое значение для развития человека, играя (в целом) положительную роль в процессе познания.

    Как правило, заблуждение возникает из-за недостатка информации (достоверной информации). В связи с этим, думается, необходимо упомянуть Теорию информационного дефицита. Согласно этой теории, Информационный дефицит - это нехватка необходимой (достоверной) информации, а не информации вообще. В огромном информационном потоке люди не могут найти знания, которые бы способствовали их развитию. Огромное количество СМИ буквально преследует людей, препятствуя получению важной и нужной информации. Таким образом, корректной передовой информацией обладает лишь ограниченный круг людей. Мнение большинства остальных людей по многим важным темам полностью сформировано журналистами, которые не всегда верно передают информацию.

    И в заключение - MythBusters (разрушители легенд) - американская научно-популярная телепередача, выходившая на телеканале Discovery Channel в 2003-2016 годах, в выпусках которой ведущие передачи "ставили опыты" для экспериментальной проверки различных баек, слухов, городских легенд и других порождений популярной культуры. Ха! Популярность этой программы "породила" целую волну (неослабевающую и в настоящее время) публикаций с различным развеиванием/развенчиванием "недостоверной информации".

7. Особое мнение

    Ха! "Доисследовались", "допревносились нового"! "Дотрактовались", "доформулировались". Закрепление во многих словарях/энциклопедиях второго, "переносного" значения слова МИФ их уважаемыми составителями представляется закономерным итогом. Думается, это самое "закрепление" произошло "по факту", в условиях весьма частого употребления слова МИФ в значении "недостоверная информация, выдумка, распространенное заблуждение" всякими, там, развеивателями/развенчивателями. Возможно, внесение в различного рода справочную литературу такой "дополнительной" трактовки имело "благородные" цели, - например, сохранить в понимании слова МИФ те "сакрально-священные" оттенки, присущие архаичным мифам. Может быть, уважаемые составители вообще не задумывались о возможных последствиях?

    Как бы то ни было, появление "такой трактовки" открыло широкое поле для деятельности различного рода развеивателей/развенчивателей. Ха! Даже статья с рассуждениями о правомочности применения понятий "развенчать" и "развеять" по отношению к мифам где-то в сети промелькнула! Далее - больше, появились статьи, которые можно объединить по свойственным именно этой категории публикаций признакам."Автомобильные мифы", "Мифы о сексе", "Мифы о пользе хождения пешком" и много-много других, аналогичных публикаций (Ха! Из самых "свежих" - "Мифы о Коронавирусе"). Все эти публикации роднит одно: желание привлечь к своей публикации внимание (а это уже элементы Хайпа), используя "звучное" название, каким, в связи со своей исторической наполненностью, является слово МИФ. Хорошо прослеживаются меркантильные цели таких публикаций: называем мифом возможно ложную информацию (слово МИФ - почти 100%-ная гарантия, что взгляд читателя "зацепится")/развенчиваем/лайки и подписчики (тут уж как повезёт)/капитализация. Но это некоторые авторы Дзена, авторы "Желтяка", как иногда их называют. Тут всё ясно и понятно - ребятки не утруждают себя размышлениями по поводу того, к какой "категории понятий" относится "развенчиваемая" информация. Используя в названиях своих публикаций слово МИФ, они не смогут привести аргументы в пользу именно такого названия, кроме как "ссылку" на второе, "переносное" значение понятия МИФ во многих словарях ("буде" возникнут вопросы такого характера). Думается, они будут даже рады этим вопросам (ХА! Как же, - дополнительные комментарии!) - тут важен "результат" (подписчики/капитализация).

8. "Криминальные" мысли

    Вот и пришло время ответить на вопросы, "озвученные" в начале этой статьи. Думается, весь спектр вопросов "по теме" с использованием слова МИФ можно "свести" к трём позициям. Ну что же, этим мы и займёмся.

8.1. Популяризация

- изложение чего-либо (обычно сложного, связанного с наукой) в популярной, доступной форме.

- пропаганда, деятельность с целью сделать что-либо широко известным, распространённым.

Если честно, то вот это:

Любое использование материалов портала - только с письменного разрешения редактора портала - Александра Соколова. Antropogenez.ru - Эволюция человека, 2010-2017 info(at)antropogenez.ru

И вот это:

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

"Наталкивает" на некоторые размышления, знаете ли. Опять же, "необоснованное" использование слова МИФ в названии этой книги, а также в этой:

Александр Соколов."Ученые скрывают? Мифы XXI века" (Альпина Нон-фикшн, 2017, 370 стр.)

Ха! Уважаемый использует "затёртое до дыр" переносное значение слова МИФ для привлечения интереса (механизм мы рассмотрели в предыдущей главе). Ещё раз - Ха! Уважаемый вводит на своём портале понятие "Научный миф", - вот уж поистине два несовместимых понятия: наука и миф. Или я ошибаюсь? Ладно, там, авторы "Жёлтой прессы", но ты же - ПОПУЛЯРИЗАТОР! Грамотнейший человек! Журналист, в конце-то концов! Кстати, все эти "проявления" заставляют усомниться в "первичности" цели: "популяризировать тему" по отношению к цели: "заработать на "белый низ - чёрный верх"". Потому как ставить "препоны" для: "пропаганда, деятельность с целью сделать что-либо широко известным, распространённым", - свидетельствует в пользу бутерброда с чёрной икрой.

8.2. "Мифотворцы"

    Что тут скажешь? Налицо умышленная попытка манипуляции сознанием читателя. Используя слово "мифотворец" в ироничном тоне с уничижительным подтекстом, уважаемый Александр Борисович пытается задать тот "необходимый" настрой у читателя, который не позволит читателю усомниться в том, что он (автор) пишет в своей книге. Безапелляционность, одним словом. Может быть, это правильно, а, может...

8.3. Название книги

    Не знаю у кого - как, а моё сознание сразу же "спотыкается" на паре: миф/эволюция. Почему? Давайте попробуем разобраться.

Эволюция - это, прежде всего, научная теория, предложенная Чарльзом Дарвином. Эта научная теория дает объяснения и прогнозы для естественных явлений, основанных на наблюдениях и экспериментах. Она пытается объяснить, как происходили/происходят/возможно будут происходить события в естественном мире. Но, когда дело доходит до научной теории, нет абсолютного доказательства. Есть только факты, подтверждающие обоснованность принятия такой научной теории как жизнеспособного объяснения конкретного события. И при чём здесь мифы? Ах да, пресловутое "переносное" значение...

9. Обзор

    Книга "разбита" на тематические группы, каждая из которых содержит несколько "мифов" недостоверную информацию (с точки зрения учёных-эволюционистов) по определённой теме и её критику. Структурность - несомненный плюс книги. Книга написана "живым", понятным языком, и это также плюс в "копилку", стоящую на чаше весов с надписью "популяризация".

Итак, посмотрим, что же "развенчивает" уважаемый Александр Борисович:

9.1. "Об ископаемых костях"(1-7)

1-"Мало ископаемых находок", 2-"Пилтдаунская фальшивка", 3-"Еденичный случай", 4-"Люди всегда были людьми, обезьяны - обезьянами", 5-"Деграданты", 6-"Недостающее звено не найдено", 7-"Миллионы скелетов".

    При критике недостоверной информации в этой группе Александр Борисович использует слово "миф/мифы" 21 раз, "мифотворец/мифотворцы" - 4 раза, "мистификация" - 6 раз, "мифологизация" - 1 раз. Критика является вполне "правомочной", факты в пользу точки зрения с позиций эволюционной теории вполне достоверны. Чувствуется "рука" С.В.Дробышевского (низкий поклон многоуважаемому за отсутствие в его публикациях слов "миф" и "мифотворцы") - автора каталога ископаемых останков. 1-я и с 4-й по 7-ю "неправильные точки зрения" (скажем так) носят признаки "преднамеренной дезинформации" с элементами "спекуляции". 2-я - явная "фальсификация" (фальшивка), "фейк" с весьма понятными целями. 3-я...

На третьем вопросе, думается, надо остановиться подробнее. Мифологизация в коллективном сознании "Еденичного случая" и выход в 2014 г. в мировой прокат фильма Люка Бессона "Люси" позволяет определить цепочку превращения отвлечённой спекуляции в кинематографический миф и снять "претензии", правда, с некоторыми натяжками.

9.2. "О хронологии"(8-12)

8-"Датировка древних костей", 9-"Древние предки человека жили одновременно", 10-"Динозавры", 11-"Миллионы лет люди использовали одни и те же примитивные расколотые камни", 12-"Тот или иной вид древних людей существовал долго, не изменяясь".

"миф" - 10 раз, "мифотворцы" - 11 раз, "мистификация" - 2 раза

За исключением 10-й позиции, всё это - "искренние заблуждения на фоне "информационного дефицита"". А теперь, Миф 10: "Люди жили одновременно с динозаврами!".

А вот это - "чистейшей воды" МИФ. Смотрите сами:

- Легко "просматривается вектор превращения" мифологических драконов во вполне реальных "допотопных ящеров".

- Думается, есть основание рассматривать пресловутые Камни Ики с изображениями динозавров в части коллективного сознания определённой группы людей.

- Наличие "целого букета" авторских и кинематографических мифов, влияющих на стереотипы суждений по данному вопросу.

Браво, Александр Борисович, 10-й "выстрел" - "в яблочко"!

9.3. "Об учёных"(13-18)

13-"Главная идея Дарвина", 14-"Человек не произошел от обезьяны", 15-"Бога нет", 16-"Отрёкся от своей теории", 17-"Гигантский гиббон Эжена Дюбуа", 18-"Большинство ученых опровергли теорию"

"миф" - 11 раз, "мифотворцы" - 3 раза

Как правильно заметил сам Александр Борисович, "развенчанное" в этой группе - это уровень Городской Легенды (Но не Городского Мифа! Для сравнения: "Барабашка", "Крокодилы в канализации" и т.д.). Ха! Уровень "вульгарной" сплетни, слуха. Всё это уже давно рассмотрено и давно превратилось в знание (что это НЕ так), а "остаточные" явления говорят скорее о наличии Информационного Дефицита, развившегося до "неприличных" размеров, чем о некоей "мифологичности" данных утверждений.

9.4. "Марш прогресса"(19-24)

19-"Австралопитеки - это обычные обезьяны", 20-""Человек умелый" - это просто обезьяна", 21-"Homo erectus - это обычный человек", 22-"Синантропы - это обезьяны, которых съели люди", 23-"Человек произошел от обезьяны, а обезьяна от кого?", 24-"Современный человек возник из ниоткуда"

"миф" - 17 раз, "мифотворцы" -8 раз, "мистификация" - 1 раз

Весьма познавательная "лекция", нужная в плане "ознакомления с достоверной (в плане теории эволюции) информацией". А мифы-то здесь причём? Ох-хо-хонюшки! Устал я говорить о Теории Информационного Дефицита!

9.5. "Неандертальская тема"(25-28)

Что касается неандертальцев, даже комментировать не буду. Посоветую "интересующимся" другой труд, гораздо более подробный, более привлекательный в информативном плане. Как-то: Л.Б.Вишняцкий "Неандертальцы: История несостоявшегося человечества". При этом замечу: прочитав весь фундаментальный (не побоюсь этого слова) труд Леонида Борисовича "от корки до корки" вы НЕ найдёте ни одного слова МИФ или МИФОТВОРЦЫ.

На: Миф 28 "Снежный человек - это неандерталец, который до сих пор скрывается где-то в лесах" хочется остановиться подробнее.

А что вы, собственно, "развенчиваете", уважаемый Александр Борисович? Если то, что "Снежный человек - это неандерталец", то зачем "притягивать за уши" тему? Что-то я нигде и никогда не встречал такого утверждения (кроме как в Вашей книге)!

Если ведёте полемику по поводу существования Снежного Человека с криптозоологами (манипулируете сознанием читателей), то при чём тут неандерталец? Вы уж определитесь, пожалуйста!

9.6. "О реконструкции"(29-31)

Все три "развенчивания" уважаемым Александром Борисовичем "ложных" утверждений можно назвать "передёргиванием".

Дополнительная информация:

Во-первых, попытки реконструкций конца XIX - начала XX в.в. (в том числе "нашумевшая" реконструкция "Купки-Буля" облика неандертальца в 1909г.).

Во-вторых, в качестве иллюстрации возможных вариантов реконструкций, стоявших перед первыми реконструкторами, скульптор Nicholas Fasciano, используя один и тот же череп Ла Шапелль-о-Сен, выполнил две "реконструкции прижизненного вида" неандертальца. Фотографии скульптур приводятся в книге "Возникновение человека. Неандертальцы" (1978).

Учитывая дополнительную информацию, утверждения (все три) можно свести к одному, но в интерпретации, имеющей совсем другой смысл и не требующей "развенчивания":

"О правдоподобности реконструкций внешнего вида наших предков"

Помимо профессиональных качеств реконструктора следует учитывать и другие факторы:

- Состояние науки на день реконструкции (для более ранних реконструкций).

- Существование в обществе определенных стереотипов в части "возможного" внешнего облика реконструируемого "объекта" и возможные "искажения" в связи с этим.

- Возможно "заказной" характер реконструкции (что хотел бы увидеть "заказчик").

9.7. "О научных методах"(32-37)

Различные варианты предыдущих "развенчиваний". Разница ничтожна.

9.8. "Мифы о родине и слонах"(38-40)

Без сомнения, все три "развенчиваемых" утверждения этой группы являются мифами, независимо от того, к какой категории они относятся (как только появляется "налёт ПАТРИОТИЗЬМЫ", появляются основания говорить о политическом мифе, а тут ещё и элементы фолк-хистори проглядываются). О весомости (достоверности/правдоподобности) аргументов, приведённых Александром Борисовичем, рассуждать не буду - каждый должен сам принять решение, какой точки зрения ему придерживаться.

9.9. "О расах"(41-46)

Информация "на любителя", для меня, лично, не интересная (да простят меня читатели, интересующиеся вопросами появления и скрещивания различных рас "вплотную"). Ха! Тут вспомнился старый-престарый анекдот, уходящий корнями в 70-е годы прошлого века.

Сын спрашивает у отца:

- Папа, от кого произошли люди?

Отец, подумав, отвечает:

- Русские произошли от большой и сильной, но глупой обезьяны ГАВРИЛА. Евреи - от хитрой обезьяны АБРАМГУТАНГ. Грузины - от мужественной обезьяны ШИМПАНИДЗЕ. Армяне - от жадной обезьяны МАКАКЯН...

- Папа, а негры от какой? - прерывает отца сын.

- Нет сынок, это обезьяны произошли от НЕГРОВ!

9.10."О глупой и невежественной обезьяне"(47-50)

Генетика и снова "Мифотворцы".

9.11."О пещерном человеке"(51-59)

Литобзор художественных произведений о доисторическом человеке, троглодиты, матриархат, С.В.Дробышевский и Л.Б.Вишняцкий.

9.12. "О потерянном рае и о предках"(60-62)

.....

Любопытненько!

Миф 61: Человек произошел от водных (полуводных) предков! Только этим можно объяснить его удивительные особенности.

...Дело было так. Давным-давно группа приматов приспособилась к жизни на мелководье (в разных версиях - морском или речном). Бродя по пояс в воде, обезьяны вылавливали моллюсков, морских ежей и ракообразных, а также спасались от наземных хищников. Регулярное хождение в воде на задних лапах постепенно приучило наших предков держаться в такой выпрямленной позе и на берегу. Так возникло прямохождение! А чтобы добыть мясо моллюсков или крабов, водные обезьяны использовали камни - вот и предпосылки орудийной деятельности.

...Ни один вид живых существ плескание в воде не привело к "выпрямленному положению тела" на суше. Конечности превращались в перепончатые лапы, эволюционировали в ласты или "тумбы" (как у бегемотов), но никогда не формировалось нечто, даже отдаленно напоминающее человеческую стопу с продольным и поперечным сводами...

Так всё-таки, почему же наши предки стали прямоходящими? Из-за того, что поменялся климат (джунгли уступили место саванне) или из-за того, что приспособились к жизни на мелководье? Похоже на то, что начиная с последней трети книги, "пошла набивка объёма"...

9.13. "Кулинария"(63-65)

Ха! Да пусть меня назовут "мифотворцем", но выскажу точку зрения, что доисторические люди "кушали" то, что было доступно, то, что можно было "добыть", включая трупы своих сородичей (понятное дело, при условии очень-очень "тяжёлых времён").

9.14. Послесловие

...Опровергая некоторые заблуждения, мы явно обозначили вопросы, остающиеся поныне открытыми. Отлично! Только пленник мифов пасует перед нерешенной проблемой, видя в ней угрозу личной безопасности, и прячется от нее за частоколом удобных иллюзий. Человек, вставший на путь науки, стремится быть честным в признании границ: вот железобетонные факты, вот обоснованные гипотезы, вот догадки, зыбкие предположения, а вот тут начинается неведомое, маскируемое домыслами и отговорками. На этой границе - самое интересное, передний край науки. Но в этом же месте ленивый разум плодит мифы. С обозначения этого момента мы начали книгу.

Конечно, есть и другие источники заблуждений. Без отдыху работает великий генератор искажений - средства массовой информации...

Давайте противодействовать мифотворцам сообща!

1. Приглашаю вас присылать мне мифы и предрассудки, связанные с эволюцией человека, которых вы не обнаружили в этой книге. Попробуем вместе довести число мифов в коллекции до 120...

Так что же вы всё-таки развенчиваете, Александр Борисович, мифы, заблуждения, предрассудки, домыслы, или, может быть что-то ещё?

10. "Тестовый" режим "мифотворчества"

Предлагаю ответить на вопросы по поводу некоторых утверждений.

Являются ли мифами эти утверждения, а "озвучивающие" их мифотворцами? Как оценить необходимость их "развенчивания"?

- "Дважды два равняется пяти"

- "Упал на пол нож (он, мой) - жди в гости мужчину, упала вилка (она, моя) - женщину"

- "Троглодит - это человек с повышенным аппетитом, обжора, человек, который поглощает, берёт, использует слишком много каких-либо ресурсов"

- "Килограмм свинца весит больше килограмма пуха"

Ещё парочка, посложнее:

- "Морозы наступают после сорока (в другом варианте - после девяти) туманов"

- "У кошки девять жизней"

А как вам такое? (Ха!)

- Крокодил. На самом деле звучит как "к РА ходил". Крокодилы - воплощения египетского бога солнца РА, которому жрецы приносили человеческие жертвы (см. "Таис Афинская", И.А. Ефремов, 1972г.).

11. Подводим итоги

Думается, есть смысл рекомендовать данную книгу к прочтению. Во всяком случае, это было бы полезно для ознакомления с точкой зрения учёных-эволюционистов по многим (из поднятых "спорных", - скажем так) темам. Я, например, почерпнул для себя некоторую интересную, ранее неизвестную мне информацию.

По поводу: "миф"/"мифотворцы", - что тут поделаешь? Имеется "застарелая" практика неправомочного использования этих понятий, причины которой вполне укладываются "в рамки" социальной психологии.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"