Аннотация: Арбитрские рецензии третьего конкурса ЖЖ-сообщества "Мини-проза". За критические комментарии Мирослав получил почетное звание "Мини-Белинский".
Рассказ N 029 Адский бурильщик
Рассказ понравился. Герой живой, пейзажи ненадуманные, ситуация не высосана из пальца. Крепкая производственная проза. Уберите Тхукан и грязь, замените на Самотлор и тундру со снегом - ничего не изменится ни в манере поведения героя, ни в возможной нештатной ситуации на буровой. Автору удалось сконцентрировать внимание на проблемах человека в замкнутом пространстве. Возможность двоякой трактовки окончания - несомненный плюс. Думай, читатель, думай, а был ли Тхукан, была ли грязь, или у бурильщика просто крышу сорвало... Хорошо это или нет? Скорее да.
--
"...которых всегда читалась плохо скрываемая зависть за то, что его любили женщины" - очень коряво. Переделайте предложение.
--
"Сам бы попробовал здесь бурить" - не верю. Это бурильщик или выпускница института благородных девиц? Так и просится "Побурил бы сам, урод" и никаких дополнений после косвенной речи.
--
"Наташа. Астролингвист. Даже на слух приятно это старинное имя". Измените порядок слов, иначе буду издеваться и спрашивать, с каких это пор в святцах появилось имя "Астролингвист".
--
"Только слышны были... При этом рация была... отошел контакт... Пошевелил контакты ..." - повторы слов.
--
"...антенне, что торчала на пару метров над платформой, покачиваясь под ветром" - Во-первых, "которая" торчала. Во-вторых, важно ли как высоко торчала антенна? ИМХО нет - лишнее определение. В-третьих, покачиваться можно НА ветру или ПОД порывами ветра.
--
"Денис положил рацию на место" - скажите, о чем идет речь? У меня в голове уже сложилась картинка массивного стационарного аппарата с длинной антенной, и вдруг - положил. А вообще-то эта фиговина называется "ручной микрофон". Внимательнее нужно быть.
--
"...смутное пятнышко" - впервые вижу такое словосочетание. Штампованное сознание подсказывает варианты "смутная догадка, смутное время", но никак не пятнышко. Подумайте.
--
"Сам по себе" - трижды в одном коротком абзаце, ниже в тексте еще разок встречается, итого = четыре. Не многовато ли?
--
"Человека приближался и вскоре его можно было различить уже вполне отчетливо" - Если человека, тогда приближалась Уже - явный паразит. В принципе, все предложение какое-то громоздко-нелепое. Переделайте, ок?
--
Кое-где напрягают лишние притяжательные местоимения. Найдите и удалите.
--
"...пропущенный через электромясорубку фарш" - скажите, а фарш, пропущенный через ОБЫЧНУЮ мясорубку, какой-то другой? Или это такая НФ фишка, до осознания красоты и величия которой, я просто не могу дойти?
Предварительная оценка: 7,67 по десятибалльной шкале. Кандидат в топ.
Рассказ N 053 Аленький цветочек
Знаете, автор, а ведь неплохо-то. Некий романтизм вампирской теме вам удалось придать. Но... то ли вам не хватило опыта, то ли умения, то ли желания продумать все до мелочей. В целом рассказ пресен, а герои несут строго функциональные, далекие от эмоций обязанности. Мотивация героев, мягко говоря, не выдерживает никакой критики. Сестра сделала вампиром сводного брата и вдруг пожалела пьяную жертву? Я скорее поверил вам, если бы Рита и Петр все-таки отужинали беременной женщиной, а потом уж сходили погреться на солнышке.
Послушайте меня и сделайте все наоборот Автор идеи - вы, вам и решать, но для начала тщательно поработайте над текстом.
--
"...кампанию" - уважаемый автор, кОмпания и кАмпания - две большие разницы, как говорят у нас в Одессе.
--
"Глядя слепыми глазами..." - это как? Что вы имели в виду?
--
"Бог давно оглох, и молитвы, которые неслись кнему с Земли, падали ему под ноги лепестками цветов, которые быстро превращались в грязь. Грязи на Тхукане было много" - повторы слов + лишние притяжательные местоимения.
--
"Тысячи не упокоенных, не нужных и мерзких тварей просыпались и выходили на свою молчаливую охоту. Город лишь безучастно наблюдал за ними пустыми глазницами темных окон. Они были частью..." - Во-первых, оба выделенных слова пишутся слитно, несмотря на то, что ругается по поводу "не упокоенных" спеллчекер. Во-вторых, неупокоенные твари - это зомби, скелеты, и прочая нежить. А вы пишете о вампирах, верно? В-третьих, при всей свободе русского языка, смысловое или значащее слово всегда находится в конце предложения. Помните об этом, иначе вас и впредь будут спрашивать всякие крЫтики-Мирославы, кто был частью города? Окна?
--
"...девочка и стала напротив" - очень не люблю этот глагол. Почему бы ни сказать "остановилась"? Ниже в тексте "стал руководить", "стал очень серьезным", "стало розоветь". Разберу еще один пример: "Сигарета успокаивала, и женщина постепенно стала думать о звездах...". Скажите, вас не настораживает избыточность этих строк? Постепенно стала думать = задумалась?
--
"...швырнул его как можно дальше" - так и подмывает спросить, а результат? Мировой рекорд устоял или как? Вы очень хорошо описываете поведение детей. Мальчик именно так и поступил бы, достоверность стопроцентная. Может выразите это действие чуток изящнее?
--
"...пыталась набрать код парадной двери. Но она была настолько пьяна..." кто она? Дверь? Комментарий о порядке слов см.выше.
--
"Свою сестру... свои ручки... свои пожитки" - Вопрос. Скажите, мог ли Петр взять ЧУЖУЮ сестру за руку, младенец протянуть ЧУЖИЕ ручки, женщина собирать ЧУЖИЕ пожитки? Здесь же стоит сказать о том, что зачастую притяжательные местоимения замусоривают текст. Тщательно вычитывайте произведения и старайтесь избегать паразитных ей, ее, его, него, им, их и т.д
--
Близко расположены "изматывал - измотана"
--
"Напротив горизонта сидело двое детей, и заворожено смотрели на чудо утра" - Очень неряшливо. Переделайте.
Предварительная оценка: 5,33 по десятибалльной шкале.
Рассказ N 026 Апология гедонического эскейпизма
Скажу честно. Мне не понравилось. Пытался определить жанровую принадлежность рассказа, так ничего и не вышло. Кое-где похоже на стеб, да вот как-то невесело вышло. Автор грузит читателя протухшими сентенциями, призывает согласиться с прописными истинами, сыпет банальностями... Ради чего? Потоки сознания должны увлекать читателя. В рассказе этого нет. Вместо легкого чтива, милого сердцу бреда читатель продирается через тернии словесных конструкций. Почему так? На мой взгляд, ответ очевиден. Это - тяжелый, мало читабельный язык.
Всего один пример. Повторы слов. На первой странице я насчитал ТРИНАДЦАТЬ однокоренных слов - глагол "владеть" рулез форева! Да, синонимы в русском языке, судя по всему, отсутствуют, как класс...
В оценочном листе одни "баранки", с единственным исключением - логика. Какие никакие причинно-следственные связи автор все же вывел.
Предварительная оценка: 0,83 по десятибалльной шкале.
Рассказ N 052 Бурые миражи
Милая зарисовка по мотивам "Соляриса". Не скажу, что зацепило. Я не почувствовал эмоций героев. Люди попали в безвыходную ситуацию, а мне их абсолютно не жалко, как-то абсолютно не хочется сопереживать. Сострадание - очень сильное человеческое чувство. Сделайте так, чтобы читатель поверил вам, испытал голод, жажду, и прочие лишения героев, отрезанных от мира на платформе, болтающейся в океане далекой планеты, и все станет на свои места. Несмотря на придирки, тем не менее, хотел бы похвалить автора за неожиданную трактовку конкурсной темы.
1) Читая рассказ поймал себя на мысли, что или я ничего не понимаю, или мы говорим на разных версиях русского языка. Уважаемый автор, вы сплошь и рядом ставите смысловое (значащее) слово не в конец предложения, а куда-то в середину. Из-за этого, по-моему, сбивается ритм, теряется мысль, ощущение действия. Вот несколько примеров: "...замерла готовая вывести подпись рука Крайла", "...пробежали по серебристым кнопкам пальцы Крайла", "указал на черный треугольник на карте клерк", "склонился над панелью управления Бербош, вдавил до упора упругую пластину-кнопку" и т.д.
2) Заметил еще одну особенность вашего стиля - пренебрежение деепричастиями. Поверьте, это не моя прихоть. Зачастую замена глагола деепричастием не просто желательна, а буквально необходима. Несколько примеров:
"погрозил вслед улетающему транспортнику Крайл, потер ушибленное колено", "Крайл наклонился, надавил на выступающую из края платформы синюю пластину". Что стоило написать "Погрозив вслед улетающему транспортнику, Крайл потер ушибленное колено" или "Наклонившись, Крайл, надавил на выступающую из края платформы синюю пластину"?
3) Предложения-монстры. Их есть у вас. "Тонули и вновь поднимались над поверхностью панели нажатые Крайлом кнопки, горел ровным светом голубой обод, тихонько гудели генераторы, продолжало нестись вперед белое блюдце грави-платформы". Перечитайте, что вы написали и ответьте, ЭТО можно хоть как-то понять? Вы закладывали смысл, действие, пытались передать динамику, а что получилось? Пшик. Я споткнулся несколько раз.
4) Повторы слов. Посчитайте сколько раз вы употребили слово "платформа".
5) Следите за притяжательными местоимениями. Иначе, за "...им, в их обсерваториях..." не сносить вам головы.
Предварительная оценка: 5,50 по десятибалльной шкале.
Рассказ N 003 Бессмертие
И еще один рассказ по мотивам. На сей раз - Роберта Шекли. Помните "Мусорщика на Лорее"? Наверняка. Вот и я, читая этот рассказ, не мог избавиться от дежа-вю. Тем не менее, хотелось бы отметить несомненное достижение автора - попытку создать интригу и сыграть на чувстве брезгливости ко всему щупальцеподобному. Жаль, что все усилия свелись к прогнозируемому результату. Бессмертие ценой генной мутации? Читал. У кого? Ответ выше.
1) "обмахивая свою широкую красную физиономию" - Муки "притяжания". Скажите, вы стали бы обмахивать ЧУЖУЮ физиономию? Речь ведь не идет о придворном опахальщике какого-нибудь султана. Найдите самостоятельно и удалите паразитные "его, него, свое".
2) "В крошечном помещении службы доставки было и без того прохладно, но чувствительный тхуканец рядом с посетителем ощущал себя так, словно это не человек, а мощнейший масляный обогреватель" - Уважаемый автор, а логика где? Где логика, я вас спрашиваю. Фраза описывает ощущения тхуканца, для которого, судя по всему, жара крайне неприятна. Откуда ему, тхуканцу, известно, что такое масляный радиатор?
3) "Он бы с удовольствием отправил землянина восвояси, а еще лучше отправился бы куда-нибудь сам", "Юлить не будет. Да, хорошо бы таможню завязать на Мясника. Все и всегда будет в срок. Можно будет спать спокойно", "И это была его последняя мысль. У него было слабое сердце", "Он истекал потом, и пот был ядовит", "Только они должны были органично влиться в мир Тхукана и достойно принять бремя бессмертия. Райла сложил бумаги в стол и утешил себя мыслью, что это была всего лишь ошибка. Всего одна ошибка. А дальше все будет..." - объясните мне, зачем нужны повторы слов? Неужели трудно подобрать синонимы? Поверьте, их есть в русском языке!
4) Оформление косвенной речи в диалогах. Уважаемый автор, так НИЗЗЯ!!! Ваши герои действуют, как марионетки в руках неопытного кукловода. "Сказал Десятник, сказал Эскабер, сказал Десятник, сказал Эскабер" - скучно.
Предварительная оценка: 4,50 по десятибалльной шкале.
Рассказ N 055 В Интеррии
Уважаемый автор, не обижайтесь, но ваше произведение назвать рассказом никак нельзя. Так и подмывает спросить у Зайца или Базуки: "Что это было, шеф?" Мы участвуем в конкурсе художественной литературе, не так ли? И что же мы видим? Конспект лекций, статью для журнала, доклад для конференции футурологов или рапорт о проделанной работе. Выбирайте сами, я не хочу и не буду.
Поймал себя на мысли: неужели рассказ безнадежен или все-таки что-то можно исправить? Думаю да. Как? Мой вариант: разбить текст на небольшие отрывки; оформить эти отрывки, как вставки; добавить описания, придумать героев, расписать диалоги и т.д. Используйте то, что у вас получилось в качестве плана будущего рассказа. Я не истина в последней инстанции, подумайте!
В оценочном листе одни "баранки", с единственным исключением - НФ тема. Какие никакие причинно-следственные связи автор все же вывел.
Предварительная оценка: 0,67 по десятибалльной шкале.
Рассказ N 055 Вещь статусная
Красная грязь - препарат бессмертия? Почему бы и нет! Борьба корпораций и бессмертие для избранных? Почему бы и нет! Проблема выбора? Почему бы и нет! Слышу голоса, ратующих за новизну идей. Господа, а не фигли вам пинать авторов за вторичность? Слабо увидеть попытку создания оригинального мира? Автор постарался на славу. Это все, что я могу сказать положительного об этом рассказе. Искренне жаль, что блин-то комом вышел. Из-за чего? Низкое качество текста. Автор, учитесь на своих ошибках, найдите и проштудируйте в Интернете статьи о стилистике и работайте, работайте и еще раз работайте!
Останавливаться подробно на всех стилистических огрехах не буду, постараюсь их как-то сгруппировать.
1) Повторы слов. Один небольшой отрывок: "Астроном Рей Хольмер, в двадцать втором веке обнаруживший малые планеты системы Канопуса, не страдал от избытка фантазии. Планеты он назвал Онкан, Тхукан, Фрикан и Фокан, образуя их от числительных в его родном марсо-инглише. Наша экспедиция подвесиластанцию на орбиту Фокана и полетела к следующей звезде. А первого июля станция не вышла на связь.
Зонд висел в горизонтальных захватах. Я приказал ему активировать манипулятор для взятия проб грунта. Манипулятор развернулся, с треском сорвав с себя заводскую упаковку. Н-да, не повезло.
Я убрал манипулятор и немного выдвинул посадочные опоры. Они оказались в красной грязи. Похоже на глину, но цвет более насыщенный.
Вылезая из скафандра, заметил, что воздух теперь пахнет хвоей - заработали регенераторы. Но сеть станции ещё не ожила, и киберы провешивали по коридорам релейную связь от нашего корабля".
2) Диалоги. Уважаемый автор, диалог, как правило, состоит из прямой и косвенной речи. Отсутствие последней может быть стилистически оправдано. Может, но не всегда. Вы лишили себя мощного описательного инструмента, придающего тексту достоверность и живость. Ваши герои - алгоритмы программы под названием "рассказ", вы заставили команду станции функционировать, а не искать разгадку. Нельзя же так... вы ведь пишете о людях.
Пожалуй, остановлюсь. Наверняка конкуренты указали вам и другие ляпы. Прислушайтесь к советам, только не обижайтесь на критику. Не забывайте, что каждый из нас, крЫтиканов, делает за вас вашу черновую работу
Предварительная оценка: 4,17 по десятибалльной шкале.
Рассказ N 051 Вкуснятина
Так и подмывает сказать гастрономически восторженно: "ВКУСНО". Рассказ действительно оставил очень приятное послевкусие Нет, красную грязь Тхукана я не ел (по усам текло, да в рот не попало), но идею оценил. Итак, что мы имеем? Рассказ-космооперу с парочкой влюбленных супругов, которые, возвращаясь на Землю, ловят в космосе контейнер с консервами. Все бы ничего, но, во-первых, консервы - это топливо для био-кораблей врагов Змели, во-вторых, "отходы производства обладают свойством невидимости. Очень здорово!
Автор, не расслабляйтесь! Рассказ нужно править, местами серьезно...
--
Декан в Академии космических полетов? Извините, не верю. Дело в том, что я глубоко убежден, что определенная режимность ТАКИХ учебных заведений сохранится и в будущем. Поэтому начальник кафедры, командир курса, но НЕ декан.
--
"В учебе и физподготовке я не отставал, тоже отличник, само собой" - Что "тоже"? Где логика? До этого ГГ был "самой ранней пташкой", кстати, а нужно ли это лишнее определение "самой"?
--
"Умница, красавица, просто самая-самая, хоть и шведка" - это что за рефлексии? Неужели национальность играет хоть какую-то роль? Ниже вы пишете о причине драки. Согласитесь, что это тем более не повод "опускать" любимую презрительным "хоть".
--
"...в банки закрывал, консервировал" - а это не одно и то же?
--
Повторы однокоренных слов "полюбил - влюблена - любит - любвеобильная". Поищите синонимы.
--
"Судьба уже тогда намекнула, что хочет нас соединить" - эка невидаль! Любящие друг друга люди не могут сообразить, что им нужно жить вместе. Оказывается судьба должна намекнуть, иначе никак...
--
"Мы вместе давали присягу, слово в слово, спина к спине, как положено, и друг друга не видели, только голоса слышали. Через трое суток столкнулись: я извинился, она тоненьким ласковым голоском ответила, так мы и поняли, что вместе давали присягу, а ночью я по записям проверил" - Скажите, вы служили в армии? Лично я встречал всего два варианта: каждый солдат зачитывает полный текст присяги или же читает кто-то один, а толпа повторяет ключевое слово "клянусь" или что-то в этом роде. Здесь же - повторы. И еще. Я не могу понять, зачем? Зачем Валера проверял Ингрид? Сомневался? А как же любовь?
--
"Конечно, после окончания ей предлагали такие должности, о которых и мечтать не приходилось. А она выбрала меня..." - Угу. Я все понял, я не дурак. Я - это должность, не так ли?
--
"... кивая головой в знак согласия" - уберите штампик, лады?
--
"На тхуканской банке было изображено то же самое, что и на ящике, и днища ее были красного цвета..." - Днища были? Речь ведь идет о банке, т.е. предмете единственного числа! Повтор "было-были".
--
Пожалуй, стоит придраться к роялю в кустах - открывашке (кстати, а почему не открываЛке?) на космическом корабле. Стоит ли вводить этот предмет, даже при наличии пояснений о подарке на счастье?
--
"Пахло очень вкусно, но не рискнул" - шедеврально!
--
"...за неделю, как мы возвращались к Земле..." Коряво написано.
--
"Нельзя мусорить во Вселенной, хоть это, к сожалению, и разрешено. Мы на планетах очищаем мусорный отсек" Ну что сказать? Очевидно, автору неизвестно, что уже сейчас существуют установки (на судах - инсенераторы), сжигающие отходы. Что касается фекальных вод, пожалуй, соглашусь - нечего гадить в космосе! Хотя, это маловероятно
--
"оно затерялось при атаке, потому что груз сопровождали боевые корабли и нашим пришлось ретироваться" - не верю! Это не объяснение пропажи.
--
"Кораблям моркеров хватило бы до конца жизни, и боевая мощь тоже питалась от этого топлива" - что за детский сад?
--
"Это было напечатано жирным шрифтом на ее бледном лице" - неужели авторский лист двенадцатым кеглем? Срочно убрать!!!
--
"Нам предложили принять участие в военных действиях в составе Верховного адмирала Георгиева" - круто! В качестве кого? Правой и левой руки или невидимых ягодиц?
Что еще резануло глаз? Употребление слов "та", "те". Не люблю, потому что некрасиво!
Предварительная оценка: 7,17 по десятибалльной шкале. Кандидат в топ.
Рассказ N 024 Во имя императора
Рассказ о беглецах, которые решают подиггерствовать. Нет, не так. Рассказ о поисках Дома, но как-то быстро эта цель подменяется банальным корыстолюбием - желанием завладеть технологиями неземной цивилизации. Не могу понять, зачем было городить огород? Попытка создать интригу? К черту! У вас получилась вполне неплохая попытка устроить поиски убийцы в замкнутом коллективе. Признаюсь, до какого-то момента я считал кхинтонов - вселенским злом, обрушившимся на команду. Чего же боле?
Стилистических ошибок очень много. Текст нуждается в серьезной доработке. Не останавливаясь на мелочах, укажу только основные и дам несколько примеров.
--
Повторы слов. Автор, их есть у вас! И очень много. Вычитайте текст!
--
Притяжательные местоимения - камень преткновения. "Своя речь, его лицо и спина, своя команда, своя смерть, свое путешествие" и т.д. Каждый раз задавайте себе вопрос, а может ли речь/команда и т.д. быть ЧУЖОЙ? Употребляйте "его" "него", "их" и т.д. строго дозировано. В большинстве случаев - это паразиты.
--
Канцеляризмы. "связались с капитанским мостиком посредством видеосвязи", "во избежание дополнительной потери", "явившейся следствием разочарования", "во избежание продолжения вчерашних конфликтов, совместными усилиями обезвредить" и т.д. Автор, это рапорт или рассказ?
--
Логические ляпы. "Ружье в процессе падения вылетело из рук на несколько метров". Скажите, какого размера каюта? Это же не гимнастический зал, верно? "боевая машина преторианцев" + "развалина" + "БМКП (боевой машины космической пехоты)" - это все описания одного и того же транспортного средства. Где правда, брат? (с) "От всепроникающего, нечеловеческого визга капитан..." - удивительно, верно? Визжит-то не человек...
--
Несколько неуклюжие попытки блеснуть эрудицией. Скажите, говоря о приспособленности флоры и фауны Девонской эры (если уж быть точным, то ПЕРИОДА Палеозойской эры), что вы имеете в виду? Хороша же "максимальная защищенность", если в результате катастрофы (по одной из гипотез - столкновение Земли с астероидом) погибло до 85% живых организмов.
Устал, честное слово. Не обижайтесь. Я не автор, вычитайте самостоятельно!!!
Предварительная оценка: 4,83 по десятибалльной шкале.
Рассказ N 004 Водочистка
Какая прелесть! Сентиментальный циник Мирослав (редкая сволочь, не так ли?) несколько раз прослезился. Пусть меня пинают сапогами, но я скажу, что этот рассказ удался! Почему? Отвечу. Вопросы экологии в НФ, а также пути и методы их решения впервые заинтересовали меня после прочтения "Дюны". Честное слово, я нечасто встречаю приличного качества произведения, описывающие полноценную, продуманную, достоверную картину. "Водочистка" - исключение. Каждая деталь экосистемы Тхукана находится именно там, где и должна быть, все в этом мире взаимосвязано и скрыто от посторонних глаз. Безусловно, глубоко и тщательно копая, можно найти заимствования. Невозможность размножения тхаков вне Тхукана (песчаные черви), уникальность экосистемы планеты (Арракис), скрытность аборигенов (фримены) и даже протест - разрушение биостанции и убийство людей (Бутлерианский джихад + джихад во имя Муад'Диба) при желании могут быть насильно притянуты за уши к шедевру Герберта. А стоит ли? Если тот же Джордж Лукас, создав "Звездные войны", честно признался, что очень многое вчистую слизал из "Дюны". Я не призываю автора поступить также. Приводя примеры Классики НФ, я преследую одну цель - доказать, что рассказ великолепен!
Несколько подзатыльников, нельзя же только хвалебные речи писать?
--
"Даже в детстве она не умудрялась так перепачкаться" - корявенько.
--
"...капли дождя оставляют во рту металлический привкус" - так и подмывает спросить, у ГГ дырка в голове или как? Оставляют на губах? Или надо как-то дать понять таким крЫтикам, как я, что ГГ слизывает капли.
--
"...тхуканцы с лицами, похоми на лезвия кинжалов..." - похоЖИми?
--
"...От нее шибает старым, немытым телом..." - придираюсь! А старое тело как-то особенно пахнет? Младенцы - да (молоком), а вот про стариков не знал. В этом же отрезке повтор "руки".
--
"Отец долго смотрел на палатки, и на лице его была тоска" - я понимаю, что повествование идет от лица ребенка... но вот как-то не нравится и все тут.
--
"Корабль почти приземляется..." Автор, скажите это как? По-моему можно или приземлиться или нет. Но никак нельзя это сделать "почти". Извините за аналогию, но нельзя же быть немного беременной, верно?
--
"...окружив выгнанных из корабля под дождь людей" - режет слух.
--
"Сквозь зелень уже мелькает..." - по-моему, "уже" - лишнее.
--
"...мотает головой, отгоняя мучительную картинку..." - не нравится.
--
"Дорожка вьется, петляет между деревьями, еле заметная, нужно знать, чтоб увидеть. Никто не замечает тропинки, люди растеряны и напуганы. Тами, окинув землян недобрым взглядом, опять ныряет в корабль. Катя смотрит на дорожку, петли тропы зовут и подмигивают" - повторы.
--
Перечитайте текст. Я увидел несколько повторов "что - что" в одном предложении. Это не есть гуд!
Предварительная оценка: 7,83 по десятибалльной шкале. Кандидат в топ.
Рассказ N 050 Все мы - грязь!
На первых порах кажется, что автор находится под влиянием "Секретных материалов". Ан-нет! Нет никаких зеленых человечков, отсутствует пресловутое "The Truth Is Out There". Америка, также как и Россия, столкнувшись с неведомым садится в лужу, вернее, в красную грязь...
Написано хлестко, жестко и очень достоверно. Даже несколько претенциозное название работает на идею. Исследования планеты Тхукан заканчиваются вереницей загадочных смертей участников экспедиции. Космонавты превращаются в красную грязь. Кто виноват? Затрудняюсь дать однозначный ответ. Ненависть? Нет. Не так прямолинейно, хотя... прочитав последнюю строчку, так и хочется воскликнуть: "Возлюби ближнего своего, как самого себя"!
Несколько придирок:
--
"Незатейливая цепочка красных пятен на снегу смотрелась жутковато" - немного не стыкуется. Оксюморон не всегда уместен.
--
"Приказ есть - исполнять" - коряво. Может стоит разбить предложение на два: "Приказ есть? Исполнять!"
--
"Химики сунулись в сарай..." - не совсем так. Штампованное мышление Мирослава жестко привязывает этот глагол к носу Кстати, повторец наблюдается. Старрикс совал нос куда только мог. Вердикт: переделать! Эксперты прибыли на место происшествия? А вы "сунулись".
--
"...сейчас лежит в сарае привычной для оперативников кучкой красной грязи" - несколько преждевременный для читателя вывод. Может стоит воткнуть "уже" перед "привычной"?
--
"Экипаж и так весь мертв!" - а как же штурман? Его-то вы пока еще не умертвили.
--
"Боюсь, побеседовать с ними нам не удастся..." - неудачное соседство притяжательных местоимений.
--
"С места предыдущей работы, со школы, с института, даже из войсковой части..." - Автор, переигрываете. Я понимаю, просторечность и все такое, но не настолько же. Чуть ниже "пуще" - аналогичный комментарий. Почему не "больше/сильнее"?
--
В абзаце, начинающемся "Результаты сканирования..." дважды немотивированный повтор "были - был". Чуть ниже Ковалев БЫЛ возбужден. Что-то надо делать!
--
"Общая столовая. По часам - время ужина" - Почему не просто "время ужина"? Зачем это лишнее уточнение?
--
"Кабинет для просмотра пустовал" - как-то по-канцелярски пресно. Вариант: "В просмотровой ни души".
Предварительная оценка: 7,17 по десятибалльной шкале. Кандидат в топ.
Рассказ N 001 Всего лишь две тысячи лет.
Автор определенно обладает богатой фантазией. Очень неплохо. Не скажу, что идея блистает новизной (вспомнились Муркок и Желязны), тем не менее, свежо. Трогательная история забытой колонии, утратившей знания. Робкие шаги навстречу лучшей жизни выглядят несколько неуклюжими. Почему? А вот на этот вопрос должен дать сам автор. я же позволю спросить, почему в отгороженной от мира деревне только одна девчушка интересуется загадочным сооружением? Почему для остальных детей (в обычной жизни страдающих переизбытком любопытства) это неважно? Автор, вы поленились объяснить психологию аборигенов...
За идею ставлю семь баллов. Реализация, увы, подкачала. Основные замечания:
--
"Город, состоящий сплошь из лабораторий и экспериментальных заводов, разделенный условно на четыре части, четыре стороны света.Между любым зданием в Тхо по паре сотен тор, чтобы частенько возникающие пожары в лабораториях не задевали других". - я не уловил особого стилистического изыска в оборванных предложениях. Русский язык предполагает отсутствие сказуемых, но не забывайте, что это должно быть, во-первых, строго дозировано, во-вторых, не нарушать логику повествования.
--
"Сначала я увлеклась геологией, охотилась за страшными историями про горы" - уважаемый автор, геология не занимается сбором историй!
--
Многочисленный повторы "был" просто убивают читабельность текста.
--
"В конверте лежали пожелтевшие листки, выдранный лист из какой-то книги с фотографией и статьей, страница 837, и сложенное письмо в две рукописные страницы. Нервный почерк письма. Женщина на фотографии лет тридцати пяти, в три четверти, на фоне гор. Большие кошачьи черные глаза..." - просто жуть! Скажите, почему 837, а не 948 или 555? Повторы "листки-лист", "страница-страницы", "письмо-письма". В конверте лежал почерк письма или само письмо? Штампованное сознание Мирослава подсказывает, что у кошек бывают желтые, зеленые, голубые, но никак не черные глаза.
--
"Вдоль реки на берегах построены поля и пастбища..." - послушайте, если вы имеете в виду рукотворность полей и пастбищ, найдите другой глагол, лады? Иначе, извините, бред!
Предварительная оценка: 4,67 по десятибалльной шкале.
Рассказ N 028 Генератор случайных названий
Эпиграф: "От радости в зобу дыханье сперло" (с) Крылов И.А.
Знаете, а что-то в этом рассказе определенно есть. Еще бы! Перенести в космос Али Бабу и сорок разбойников, украсить псевдонаучными фишками, увидеть созвучие Тхукан-Сезам и... слепить конкурсное произведение. Стоп. Чего это я разъярился? Идея присутствует? Да. Тема раскрыта? Да. Вот и ответьте, кому какая разница, что этой истории бессчетное количество лет. Шекспир ведь тоже кое-что заимствовал... Но великий плагиатор писал, а вы, автор, пока еще только научились складывать из букв слова. До связных предложений вам нужно еще расти и расти.
--
Посчитайте самостоятельно и поправьте меня. На первой странице я нашел десять (!) глаголов "был" и шесть (!) однокоренных "открытий".
--
"Похоже, здесь ему уже ничего не святило" - постарайтесь запомнить, что светить и освящать - разные слова!
--
"У всех планет параметры орбиты были известны с требуемой погрешностью" - а на фига они нужны? Я имею в виду параметры орбиты? Не кажется ли вам, что это не самое важное?
--
"Был даже открыт еще один газовый гигант, он находился на противоположной стороне от Солнца". Космос не плоский!!! Или вы хотите сказать, что ваш герой совершил переход прямо в плоскость эклиптики? Солнце - имя собственное желтого карлика со спектральным классом G, вокруг которого вращается наша Земля. Звезда!!! Никак иначе!!!
--
"После огранки они будут стоять целое состояние" - и еще один узелок на память. СтоЯть и стоИть - не одно и то же!
--
"Засунув их в карман он бросился обратно к кораблю" - кого их? Состояния?
--
": Имя, ИНН, Номер корабля, наименование звезды, номер в каталоге Седова, имя планеты..." - а вот это правильно! Всем выйти из тени! Налоги надо платить! Извините, не сдержался... Наименование звезды. См.выше, здесь добавлю, что подавляющему большинству звезд присвоены не имена, но номера!
Предварительная оценка: 4,17 по десятибалльной шкале.
Рассказ N 032 Господин Северный Ветер
Коротко: ОТЛИЧНО!!! Автор, огромное спасибо! Картинка мира, созданного вами, завораживает, тянет за собой. Именно это я ценю в художественной прозе. Аплодирую стоя. Еще раз спасибо!
За умение увлечь читателя и заставить его сопереживать героям можно простить некоторые огрехи и небольшие логические провалы. Автор, посмотрите, что я нашел:
--
В первом абзаце вы четырежды употребили слово "ветер". Вычитайте, не везде это оправдано. Например, "порывы ветра отхватывают..." могут вполне обойтись без "ветра" и так понятно, чьи порывы
--
"С вершины башни дозорные сквозь едва видят пламя сторожевых костров. Костры горят ровно, все шестнадцать". - "сквозь едва" - это как? Не вижу смысла в повторах "костра". Огонь тоже может гореть, верно?
--
"Кутаясь в ветхий плат..." - платОК?
--
"Влажная ткань облепляет зрелое сильное тело не раз уже рожавшей женщины, намокает в ложбинке между грудями и под мышками". - "не раз уже" - явно лишнее! "Под (пробел) мышками", а под кошками не намокает? Слово "подмышка", как часть тела, пишется слитно!
--
"...по бедру жесткой, в мозолях от древка копья рукой" - неуклюже! Постарайтесь переделать.
--
"отчеты у сборщиков дани принять, растолковать, куда дань сгрузить" - повтор "дань". Вы используете просторечные выражения. Почему бы ни написать "куда чего сгрузить"?
--
"- Да точно ли сам руро едет? - раздумчиво спрашивает этани". Как-то притянуто за уши! Жена волнуется, переживает и вдруг... "раздумчиво". Встревожено? Наплевать на этикет и статус! Женщина остается женщиной ВСЕГДА!!! Чуть ниже "- проси ко мне немедля" такая же придирка. "Немедля ко мне!" и баста! Кто в доме хозяйка?
--
"...говорит едва-едва, словно ударенный по голове" - во-первых, корявенько, во-вторых, недостоверно. Только что Кират блистал красноречием. Вставить бы что-то типа, "кашлянул, поперхнулся, отвел взгляд, задумался и т.д." поиграйте словами, ок?
--
"Отирает этани лицо мужу полотном, стирая копоть и пыль, катятся по лицу ее редкие тяжелые слезы" - повтор "отирает-стирая". Порядок слов. "Этани отирает..." верно? Отирает кого/что? Лицо. Лицо кого или кому? Сам не знаю, скорее, мужА. Проверьте. Повтор "лица". "ЕЕ" - паразитное местоимение.
--
"да и не кажется замершая суровым идолом этани нуждающейся в них" - явный перегруз.
--
"Настоятель раздумчиво качает головой - не поправится ли, когда поправится, спрашивает этани, а как ей ответить?" - Чего это вдруг "раздумчиво"? Неужели они ничего не понял во время осмотра? Перечитал трижды "поправился", пока понял о чем идет речь.
--
"...будут служки жечь сыпать в пламя ароматные порошки..." - так жечь или сыпать?
--
"...только смилостивится ли оно над этаном" - что оно?
--
"...сыпет горстями порошок" - повтор.
--
В последней части повтор "смотрит". Найдите синонимы, лады?
Предварительная оценка: 7,83 по десятибалльной шкале. Кандидат в топ.
Рассказ N 023 Дамба
Прекрасно? Нет. Немного не так. Вернее, совсем не так. Чего-то мне явно не хватило. Вроде идея, сюжет, композиция - все на высоте, но нет щенячьего восторга. Постараюсь проанализировать. Идея дробится на три составляющих. Разумная грязь кажется вторичной после "Соляриса". "Зов" не вызывает ощущения новизны после многочисленных вампирских историй. Трансформация детей и построение счастья на отдельно взятой планете навевает набившую оскомину мелодию. Помните, "...до основания, а затем..."?
Тем не менее, компиляция дала неожиданно яркий результат. Крепкий рассказ, который наверняка войдет в первую тройку. Автор, у вас несомненный талант писать живо и увлекательно. Придумайте что-нибудь свое, и я поставлю вас на высшую ступень пьедестала почета. Пока, увы, оценка снижена за вторичность...
Ляпчики:
--
"Она вернется. Раньше или позже" - вернется когда? По-моему "рано или поздно". Не суть важно, но подумайте, ок?
--
"...достаете распластавшихся на густой красной поверхности мальчишек и девчонок" - мне показалось избыточно. Может просто "детишек"?
--
"Я залью ваши города и поселки, докачусь до самых дальних резерваций, обдам темно-красными брызгами каждого сероглазого". - лишнее дополнение. Зачем разжевывать то, что очевидно?
Предварительная оценка: 6,83 по десятибалльной шкале. Кандидат в топ.
Рассказ N 049 Девятый оттенок карминового
И еще один прекрасный рассказ! Цветовые градации очень здорово работают на идею. Особенности зрения земных поселенцев на красной планете убедительны, за исключением того, что для мутаций, на мой взгляд, пятисот лет все-таки недостаточно. Накиньте срок, ок? Немного покоробил "рояль в кустах" - автомашина, подобравшая Ника. Мне показалось бы логичным (или достоверным) не спасать, а наоборот - убить героя. В таком раскладе разгадку можно было бы вложить в уста Алтекса. Представьте: сидит парень в баре, попивает пивко, судачит о том, о сем с товарищами, и вдруг... хлоп себя по лбу: "А ведь земляне девятый оттенок называют "красным цветом"! Что-то я кровожаден. Решайте сами, где поставить запятую "казнить нельзя помиловать", но не забудьте чуток оживить Ника. Герой все-таки не избежал схематичности или картонности.
Придирки:
--
"...не признаваться себе самому..." - порядок слов в устойчивом словосочетании. Самому себе?
--
"...оставаться в ней до тех пор, пока..." - коряво.
--
"...горячее солнце не убьет на месте..." - еще одно устойчивое словосочетание, которое означает мгновенную смерть. Солнце же убивает медленно, не так ли?
--
"...на Тхукане договора подписал..." - договорЫ
--
"Нет не бордо, шардонье" - Шардонне или шардоне (Chardonnay). Я не знаю французский, но общепринятым считается именно такое написание. Здесь же. Для меня выбор Ника очевиден, но вот как бы дать понять людям, не разбирающимся в винах, что бордо - красное (ненавистный цвет!) вино?
--
"...постоянно подавляя гнев и ярость внутри" - оборванная мысль, добавьте "клокотавшие" или уберите "внутри".
--
"...терпеливо разъясняющего очевидные вещи неразумному малышу..." - я понимаю вас, тем не менее, не могу не придраться. Объяснять можно факты или прописные истины, верно?
Предварительная оценка: 7,08 по десятибалльной шкале. Кандидат в топ.
Рассказ N 027 Дети звездолетчиков
Один из немногих рассказов, которые не хочется комментировать. Автор, скажите, вы всерьез считаете, что заигрывание с участниками/организаторами конкурса - нечто новое, неизбитое? Я бы отнес это произведение в разряд стеба и снял с конкурса... Хотя, кое-что можно оставить. Уберите заигрывание с читателем, удалите навязывание "наших" героев, вычистите текст, и может быть... Но это будет в следующий раз.
Коротко о качестве текста.
--
"История эта произошла на планете Тхукан, где по утрам стелется мягкий рыжий туман" - паразитная рифма Тхукан-туман.
--
"А в это же время буквы, которые живут и в вычислительных машинах..." - в ЭВМ живут нолики и единички, или плюсы и минусы. Двоичную систему счисления еще никто не отменял, а вы никак не объяснили, почему в машинах живут буквы.
--
Следите за согласованием глаголов! В рассказе встречаются немотивированные скачки из прошедшего в настоящее время, из совершенного в несовершенный вид.
--
"Линор отвечает, что не считает" - опять рифма.
--
"Точнее, за неё думает перебродивший сок цветка кху" - скажите, зачем так прямолинейно? Вы пишете о Земле? Нет. Почему же используете привычно-штампованное "перебродивший сок"? Пофантазируйте! Здесь же. Линор пила коктейль. Вы не находите, что коктейль и алкоголь не являются синонимами?
--
Сплошь и рядом хромает порядок слов в предложениях. Автор, поверьте, при всей свободе выбора альтернативе оконечного размещения смыслового слова нет!
--
"Приборы телеметрии..." ну что за любовь к заумностям?
--
Целебная грязь - панацея, верно? Теперь объясните тупому Мирославу, почему этого чудо-средства нет в корабельной аптечке или медблоке?
Предварительная оценка: 3,58 по десятибалльной шкале.
Рассказ N 048 Дыхание Бога
Плохо. Очень плохо. Автор, не обижайтесь, но из рассказа я сделал единственный вывод. А именно - вашими любимыми словами являются "был" и "дело".
Что еще добавить? Стиль письма-записки не выдержан. Грубейшие, граничащие с невежеством ошибки.
--
Вы уверены, что с приходом Гитлера к власти "мир перешел на военные рельсы"? Мне почему-то кажется, что это произошло немного раньше, примерно в каменном веке...
--
Хиросима - успех американцев? Увы, вынужден вас огорчить. Более постыдного факта в истории войн трудно отыскать!
--
Сургий - фашистское название, а советские люди, особенно после войны, трогательно и нежно любили все немецкое, верно? При чем настолько сильно, что рука не поднялась переименовать вещество в какой-нибудь "сталиний". Тут же... Вещество или элемент периодической таблицы?
--
Атомные свойства... это что?
--
"...но ближайшей к нам - в 0,03 световых годах - был Тхукан" - Ближайшая к Земле - звездная система Альфа Центавра расположена на расстоянии в 4,35 светового года от Солнца. Вот так...
--
"Брежнев... не любил космос" - а с чего бы это?Может поделитесь ссылочкой на рассекреченные материалы?
--
"...настолько же копия насколько "Як" копия истребителя..."- крайне некорректно! Известно ли вам, что истребители "Як-3" и "Як-5" успешно воевали во время Великой отечественной войны?
--
". Шлите. Шлите это письмо всем, кто вам дорог..." - перепишите семь раз и будет вам ЩАСТЬЕ. Извините, сорвался...
Предварительная оценка: 1,33 по десятибалльной шкале.
Рассказ N 034 Живая грязь
Эпиграф: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле". (с) Книга Бытия.
Автор, а стоило ли мешать в кучу коней и людей? Зачем вам понадобилась ссылка на Библию? Идея живой грязи мне показалась самодостаточной, возможность создания полчищ керамических буратинок очень убедительной. Тем не менее, не могу не пнуть вторичностью. Демиург - вылитый Урфин Джюс. Принцип оживления неживой материи иной, но смысл-то куда девать?
Не смотря на вышеизложенное, чем-то меня зацепила эта история. Автор, обещайте подумать, лады? Не забывайте, вы - творец, а я всего лишь советчик, не факт, что хороший. Прислушайтесь к себе!
Категорически возражаю против стиля записок мальчика. Сильно смахивает на "падонкафф" или примитивный жужейный сленг. К чему эти выкрутасы? Неужели все дети ТАК безграмотно пишут? Да и потом, не забывайте, что это конкурс прозы, а не "перлов" Интернета. На мой взгляд, крайне неудачно!
Поругал, поругал, поругал. Автор, и все-таки СПАСИБО! Классно вышло!
Предварительная оценка: 6,50 по десятибалльной шкале. Кандидат в топ.
Рассказ N 021 Закаты Тхукана
Это блюдо для гурманов (читай, старых ностальгирующих идиотов)! Аромат старой доброй НФ шестидесятых-семидесятых витает над текстом. Ням! Пальчики оближешь!
Хорошее было время, классные идеи... Недостатки... Куда же без них? Автора можно похвалить за умелую стилизацию или манеру письма, но невозможно не отругать за некую отстраненность от процесса, называемого "развитие литературы". Американские и советские фантасты шестидесятники-семидесятники основной упор делали на идейное наполнение прозы, ничтожно мало времени и сил направляя на художественность текстов. По этому пути пошел и автор рассказа "Закаты Тхукана". Скажите, а стоило ли?
Претензии:
--
Картонность персонажей. Вы очень здорово передаете действие, например, "молитвенно сложил руки", "потрепала по волосам", "зябко передернула плечами", но этого не достаточно, чтобы у читателя появилась перед глазами картинка. Расскажите нам, как выглядят руки, какого цвета волосы, полные или худые плечи и т.д. и т.п. Поверьте, что "ямочек на щеках" недостаточно для создания зрительного образа персонажа.
--
Чудовищное количество повторов служебных слов. На второй странице рассказа я насчитал восемнадцать (!) "что-чтобы". Неужели нельзя перестроить предложения?
--
"Колени поджала к подбородку" после "Маленькие ладошки уютно устроились на округлившемся животе" - автор, вы когда-нибудь видели беременную женщину? Нет? Тогда выполните следующее упражнение: засуньте под рубашку/футболку подушку или баскетбольный мяч, сядьте в кресло и подтяните колени к подбородку... Получилось? Вот я и говорю, что ТАК нельзя!!!
Предварительная оценка: 7,00 по десятибалльной шкале. Кандидат в топ.
Рассказ N 047 Квест
Эпиграф "Как вы яхту назовете, так она и поплывет" (с) Капитан Врунгель
Задача. Из пункта А в пункт Б вышли трое друзей. Что дальше? Правильно... Надо нарушить все мыслимые и немыслимые правила, одному из героев растянуть ногу, найти под боком у колонии месторождение железной руды и "на белом коне" вернуться домой. Жаль, что Триумфальную арку не удалось увидеть. А вот издевательство над идеями скаутов-пионеров на лицо. Оказывается для того, чтобы стать скаутом нужно лгать и нарушать законы! Гляньте сюда: "Скауты - не политическая партия, но им не безразлична судьба родной страны. Они соблюдают ее законы и готовы приложить все силы для ее процветания. Скауты - не религиозная секта, но они верят в Бога и стараются действовать в соответствии с общечеловеческими нормами морали". Где сказано хотя бы одно слово о возможности уйти в "самоволку" или нарушить нормы морали, т.е. в частности, обмануть?
Абстрагируясь от морально-этической составляющей, могу сказать, что в целом квест получился. Подправить ошибки, и балл-другой можно было бы накинуть.
--
Повторы... Один пример, остальное вычистите самостоятельно. "Кто вырос на просторах земных городов..." и следующее предложение: "Только человека, выросшего при электрическом свете..."
--
Диалоги просто ужасны. Послушайте, вы всерьез считаете, что косвенная речь должна состоять из трех слов "сказал-спросил-ответил"? Посчитайте самостоятельно, сколько раз вы употребили глагол "сказал". Неужели в разговорной речи отсутствуют интонации, эмоции и т.д.?
--
"...сказал Валерка, с удовольствием доедая пирожок" - уважаемый автор, скажите, а когда ваши герои маски-то снять успели?
--
"Спираль дороги удлиняла и без того неблизкий путь в шесть с лишним раз, если верить формуле о длине окружности, которую ребята учили в школе; витков у спирали было два" - пять с плюсом по геометрии, двойка с минусом по языку и литературе! Вы пишете научно-популярную статью или стиль Перельмана из "Занимательных геометрий/физик/математик" настолько въелся в подсознание? Не верю! Прежде чем преподносить банальные истины типа "длина окружности равна произведению числа "пи" и диаметра..." (кстати, в контексте именно эта формула должна была прозвучать, так что снижаю балл по геометрии) подумайте, а не изобретаете ли вы велосипед!
--
"С непривычки резьба по камню отняла много времени..." - резьба по камню? Ваши герои что делают? Геммы? Или в ваших масштабах речь идет о барельефах/горельефах? Нет о ступенях! Почему "резьба"?
--
"Впрочем, чуть глубже в коридоре стоял мрак" - эка невидаль! В пещере бывает темно - срочно рассказать об этом читателю, а то он, тупой, не догадается...
--
"...спеша загладить впечатление от своей истерики" - Автор, истерика существует только в вашем воображении! Нам же вы поведали, что Валерка засуетился. При всем желании быть лояльным, категорически заявляю: "нет, нет и еще раз нет"! Суета и истерика - две большие разницы.
--
"...их пустили в палату, где Сашка гордо возлежал на центральной кровати единственным пациентом" - без комментариев!
Предварительная оценка: 5,00 по десятибалльной шкале.
Рассказ N 020 Красная грязь
Знаете, а вот этот рассказ никак не хочется анализировать. Не хочется и все тут. Автор, вы - молодчина!!! Уверен, что каждый найдет свое объяснение событиям, происходящим на Тхукане, ваша подсказка (газетная заметка) скорее стимулирует фантазию, чем дает ответ на вопрос. Не знаю, что вы хотели сказать, но на мой непритязательный вкус именно поливариантность придает особый шарм вашему рассказу. МОЛОДЦА!!!
Рассказ нуждается в легкой стилистической правке. Из двадцати двух прочитанных, к этому тексту наименьшее количество придирок. Автор, вы лишаете меня куска хлеба!
--
Общее замечание. Немного напрягает обилие научных терминов. Подумайте, а стоит ли ТАК "грузить" читателя?
--
"...Александр Свирский почтил когда-то сии места своим присутствием..." - "сии" выбивается из стиля.