Аннотация: Исповедание Христианской веры. Материал взят с данного сайта: http://www.ierei.net/bog--troica/
БОГЪ = ТРОИЦА
Есть верующие, которые непра-вильно понимают смысл христианского учения о Боге как Троице. Поэтому в данном подразделе мы постараемся последовательно изложить этот вопрос.
Бог, в Которого веруют и Которому поклоняются христиане, есть Един по существу и Троичен в Лицах. Только христиане поклоняются Пресвятой Троице. Иудеи и мусульмане поклоняются Богу в едином Лице. Как понимать, что Бог Троичен в Лицах? Известно, что слово "Ли-цо" в переводе с церковно-славянского языка означает "Личность". Поэтому смысл выражения "Бог Троичен в Лицах" следует понимать как Единство Трех Божественных Личностей: Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого. Это не три Бога, а один Бог. Здесь очень важный момент, и его надо усвоить отчетливо.
Каждое из трех Лиц Божества называют по-гречески Ипостасью.
Человеческий разум не вмещает в себя, как могут Три Божественные Личности образовывать Единое Божество. Некоторые говорят, что три единицы не могут равняться одной единице. И действительно, 1+1+1 не равняется единице. Но не надо забывать, что на сложении математи-ка не кончается. На ступеньку выше в математике стоит действие умножение. 1x1x1 дает в результате единицу. Этот простой пример убеждает, что если хоть чуть-чуть стать выше нашего прими-тивного мышления, то уже не должно быть сомнения, что Три Божественные Личности составляют Единое Божество.
Люди, которые считают, что Бог в едином Ли-це, представляют Его нередко грозным, жесто-ким, немилосердным. И если бы в действитель-ности Бог был только в одном Лице, т. е. одино-ким, то откуда бы Ему быть добрым, любящим? Но "Бог есть любовь" (I Иоан. 4,8), а уже из этого следует, что там, где есть любовь, там есть, кому любить и кого любить. Уже поэтому Истинный Бог не может быть в одном Лице.
Когда Господь явился Аврааму в виде трех Ангелов, то этим самым Он впервые открыл лю-дям, что Бог есть Троица. Господь Исус Христос в дни Своей земной жизни открыл человечеству еще яснее, что Пресвятая Троица есть Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.
Три Божественные Ипостаси нераздельны. Они являют Собою Бога Единого, Троицу Едино-сущную и Нераздельную. Единство Лиц Пре-святой Троицы следует понимать в полном зна-чении этого слова. Тот факт, что Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой нераздельны между Собою, находит убедительную аналогию в следующих словах святителя Григория Богослова: "Как ду-ша наша, принадлежа к роду существ духовных, рождает из себя бесчисленное множество мыс-лей, и, однако же, чрез действие мышления не де-лится в существе своем, и не только не терпит оскудения от множества произведенных мыс-лей, но еще более обогащается ими; и как произ-носимое и свойственное всем нам слово, не отде-ляясь от производящей его души, в то же время всецело сообщается, однако ж, душам слушаю-щих, так что, будучи присуще и произведшей его душе, и приемлющим его слушателям, способ-ствует более к взаимному их соединению, неже-ли разделению: подобным же образом представ-ляй себе, что и Сын неразделен от Отца, и Дух Святой от Сына, равно, как нераздельна мысль от ума. Как невозможно какое-либо деление и разъединение между умом, мыслию и душою: так никакого же нельзя представить себе деле-ния и разъединения между Святым Духом и Спасителем, и Отцем".
Святой Кирилл-философ, который вместе со своим братом Мефодием является первоучите-лем славян, отвечал однажды языческим мудре-цам, которые говорили, что христиане якобы раз-деляют единого Бога на три Бога, привел такой поучительный пример: "Отец и Сын, и Дух Свя-той суть три Лица, существо же едино. Воззри-те на солнце, от Бога в образ Св. Троицы на небеси поставленное: в нем три вещи: круг, сияние и теплота; так же и в Пресвятой Троице: Отец, Сын и Дух Святой. Солнечный круг есть подобие Бога Отца, ибо, как круг не имеет ни начала, ни конца, так и Бог безначален и бесконечен: и как от круга солнечного происходит сияние и теплота, так от Бога Отца рождается Сын и происходит Дух Святой. Сияние, от солнца происходящее и всю поднебесную просвещающее, есть подобие Бога Сына, от Отца рожденного и весь мир Еван-гелием просветившего; а теплота солнечная, от того же круга вместе с сиянием происходящая, есть подобие Бога Духа Святого, Который от Того же Отца исходит предвечно. И так рассмот-рите солнце и познайте Пресвятую Троицу. Солн-це состоит из трех веществ: из круга, сияния и теплоты, но не разделяется на три солнца, хотя каждая вещь особливое имеет свойство. Одно есть круг, другое - сияние, третье - теплота; но кто скажет, что не одно, а три солнца? Так и Пресвятая Троица, хотя имеет три Лица: Отца и Сына, и Св. Духа, однако, Божество не разде-ляется на три Бога, но один есть Бог".
Наряду с этими примерами двух святых угод-ников Божиих приведем еще и такой пример, ко-торый позволяет хотя бы как-то приблизить человека к пониманию тайны Пресвятой Трои-цы. Один и тот же христианин по отношению к своим детям является отцом, по отношению к своим родителям - сыном, по отношению к чле-нам Церкви - духовным братом.
Три Лица Троицы неслитны между Собою. На первый взгляд такие понятия, как неразде-льность и неслитность Ипостасей Пресвятой Троицы, могут казаться противоречием. Однако никакого противоречия тут нет и быть не может. Все дело в том, что нашему ограниченному разу-му не понять того, как Три Лица Троицы могут быть и нераздельны и не слитны. Каждая из Трех Божественных Личностей самостоятельна и от-лична от других, имеет равное Божественное достоинство и обладает всеми Божескими со-вершенствами. Как Отец есть Истинный Бог, так и Сын есть Истинный Бог, и Дух Святой есть Истинный Бог. Но, имея равное Божествен-ное достоинство, Три Лица Божества имеют меж-ду собою и различия.
Бог Отец безначален в абсолютном смысле Он не рождается и не исходит от другого лица. Его Личность, жизнь никем не обусловлены. Бог Отец ни из какого другого начала, кроме Самого Себя не происходит, а Сам является началом (но не во времени, а от вечности, т. е. всегда) всего Божества. Бог Отец предвечно родил и вечно рождает Бога Сына и предвечно произвел и вечно производит из Себя Бога Духа Святого.
О рождении Бога Сына от Бога Отца и исхождении Бога Духа Святого от Бога Отца ведают только Ипостаси Пресвятой Троицы, а из тварей постигнуть этого никто не может.
Рождение Сына и исхождение Духа Святого от Бога Отца происходит исключительно духов-ным образом, без всякого чувственного отделе-ния, без всякого страдания, ибо естество Божие невещественно, Его нельзя разделить на какие-либо составные части, как делится вещество на составляющие его части.
Бог Сын предвечно рожден от Бога Отца. Нача-ло Сына, - подчеркнем еще раз, - это начало от Отца, а отнюдь не начало во времени. В физи-ческом мире невозможно найти пример, позволя-ющий представить предвечное рождение Бога Сына от Бога Отца, и не подобает представлять эту тайну Божественной жизни наподобие чело-веческого родства. Ни в коем случае нельзя ду-мать так, что когда-либо Бога Сына не было. Бог Отец является всегда Отцом, потому что у него всегда есть Сын - Бог Сын.
Бог Сын рождается не из ничего, а из сущ-ности Бога Отца, но при этом от естества Отца ничего не отделяется. Бог Сын вечно рождается от Бога Отца. Чтобы вечное рождение Сына вы-разить на языке более понятном человеку, гораз-до удобнее говорить, что Сын родился от Отца вечно, нежели, - что Сын вечно рождается: ибо в человеческом понимании все то, что рождается, означает, что еще не родилось, а Бог Сын рожден.
Сын родился от Отца, но не отделился от Него - родился неразлучно, поэтому и называется "сущим в недре Отчем" (Иоан. 1, 18).
Бога Сына называют также Сыном Божиим. Около двух тысяч лет тому назад Сын Божий во-плотился в человеческое тело и родился на зем-ле от Пресвятой Богородицы - Девы Марии в образе Богочеловека Господа нашего Исуса Хри-ста. В Исусе Христе две природы - Божеская и человеческая. Исус (по-еврейски Иешуа), что в переводе означает Спаситель. "Наречешь Ему имя Исус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их" (Матф. 1, 21). Слово Христос - греческий перевод еврейского слова Мессия, что значит помазанник. Богочеловек Исус был помазан (по-священ) Духом Святым на Свое служение для избавления рода человеческого от власти гре-ха и диавола, подобно тому как в древности цари, первосвященники, а иногда и пророки, помазыва-лись при посвящении на служение священным елеем.
Сын Божий называется Единородным, ибо только Он рожден от Бога Отца. Он рожден "прежде всех век" - до начала всякого времени.
В IV веке появилось лжеучение александрий-ского пресвитера Ария, который стал учить, что Сын Божий не совечен Отцу, что было время, ког-да Сын Божий не существовал, что Он не Бог, но особое высшее творение. Первый Вселенский Собор в 325 году осудил все заблуждения ерети-ка Ария, который произвел немалую церковную смуту.
Арий впал в ересь из-за того, что неправильно понимал вечность как бесконечное время. Он ду-мал, что поскольку Сын Божий рожден от Отца, значит было время, когда Его не было. В действительности же вечность - это отсутствие времени вообще. Время появилось вместе с на-чалом мироздания. Для Бога нет ни прошлого, ни будущего времени. Бог всегда пребывает в вечном настоящем. Поэтому Бог Отец рождает Своего Единородного Сына вечным, всегда су-ществующим рождением.
Всегда пребывая с Отцом, Сын Божий имеет с Ним одну волю, одну жизнь, одну силу.
В символе .веры мы каждый день читаем: "...нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес". Слова "сшедшего с небес", конечно, не следует понимать в таком смысле, будто бы Сын Божий сначала находился где-то в небес-ной выси, а затем опустился на Землю. Воплоще-ние Сына Божия - это Его пришествие в мир из совершенно иного, недоступного нам, Божест-венного бытия.
Придя в этот мир, Христос сделался таким же человеком, как и все люди. Но в отличие от всех людей Сын Божий проводил безгрешную жизнь. Он подвергался искушениям от бесов, претерпевал страдания, ощущал голод, жажду, усталость. Хотя Господь Исус Христос не согре-шил и поэтому не должен был бы страдать и умереть, но Он добровольно принял на Себя гре-хи мира и добровольно пошел на страдания и смерть ради спасения человеческого рода. Хрис-тос был распят на Кресте, перенес ни с чем не сравнимую Крестную муку, умер, был погребен, воскрес, вознесся на Небо и придет во Второй раз на Землю, чтобы судить живых и мертвых.
Бог Отец не только предвечно рождает Сына, но также предвечно изводит Святого Духа. Дух Святой есть Третье Лицо Пресвятой Троицы, и поэтому Он есть Истинный Бог. К глубокому сожалению, не все христиане понимают Духа Святого как самостоятельное Живое Существо, как Божественную Личность. В том, что Бог Отец является Личностью, не может быть сомнения ни у кого из верующих хотя бы по той причине, что Творец вселенной должен обладать разу-мом, волей, чувствами.
Воплотившийся Единородный Сын Божий Гос-подь Исус Христос, совершив дело нашего спа-сения, вполне понятно, является Божественной Личностью. Но Духа Святого нередко люди пред-ставляют безличным, думают о Нем как о проявлении Божественной безличной силы или энер-гии, а не как о Личности. Такое величайшее за-блуждение оборачивается трагедией для духов-ной жизни человека, которая без водительства Божественной Личности Духа Святого обрекает человека на духовное бесплодие.
В священном Писании содержатся, многие места, убедительно доказывающие то, что Дух Святой является Личностью и имеет свойства Личности. Дух Святой - Утешитель (Иоан.14,16; 16,7), Ходатай за нас перед Богом Отцом (Рим. 8,26), чувствителен к оскорблениям (Ефес. 4,30). Как и Христос, Дух Святой назван Богом и Господом (Деян. 5,3-4; 2 Кор. 3,18). Дух Святой имеет все свойства, присущие Богу Отцу и Богу Сыну. Он вездесущ (Псал. 138,7-10; Иоан. 14,17; 1 Кор. 3,16), всеведущ (1 Кор. 2,10-11; 1 Тим. 4,1) и т. п.
Дух Святой участвовал в творении вселенной и человека: "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их" (Пс. 32,6). "И сказал Бог: сотворим человека по образу На-шему" (т. е. по образу Трех Лиц Божества, вклю-чая и Духа Святого) (Быт. 1,26).
Дух Святой в Ветхом Завете вдохновлял про-роков на их деятельность, давал им Свои открове-ния, оказывал Свое Божественное воздействие на другие личности для осуществления опреде-ленных Божиих планов и целей.
Господь Исус Христос был рожден от Духа Святого (Лук. 1,35), был водим Духом (Матф. 4,1), побеждал искушения диавола силой Духа Святого (Лук. 4,13-14).
Совершая искупительный подвиг нашего спа-сения, Сын Божий взошел на Голгофский Крест силою Духа Святого (Евр. 9,14). Победитель смерти и ада Христос Жизнодавец воскрес из мертвых силой Духа Святого (Рим. 1,4; 8,11).
Итак, нами приведено достаточно доказа-тельств, что Дух Святой является Божественной Личностью, имеющей равное достоинство с Богом Отцом и Богом Сыном.
Бог Отец есть вечное начало и источник Духа Святого. Дух Святой исходит от Отца вечно. Римо-католическая церковь учит, что Дух Святой исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сы-на. Учение об исхождении Духа Святого от Сы-на Божия получило название "Филиокве". Это учение не имеет подтверждения в Священном Писании и в творениях Святых Отцов Церкви.
Вопрос об исхождении Духа Святого был глав-ной догматической причиной религиозного раз-деления в 1054 году между Востоком и Западом (между православием и католицизмом).
Укажем на еще одно заблуждение в учении о Духе Святом, заблуждение более древнее, чем "Филиокве", - ересь Македония, епископа Кон-стантинопольского, жившего в IV веке. Маке-донии учил, что Дух Святой есть творение Сы-на, служебное существо, которое намного выше Ангелов, но несравнимо ниже Отца и Сына, а по-этому не имеет с Ними одной славы и чести, и Ему нельзя поклоняться как Богу.
Церковь решительно выступила против этой ереси. В 381 году был созван Второй Вселенский Собор, который и утвердил учение Церкви о Свя-том Духе. Оно нашло свое отражение во второй части Символа веры ("Верую во Единого Бога..."), известного под названием Никео-Цареградского символа веры.
Учение Второго Вселенского Собора о Духе Святом было настолько точно и правильно обос-новано богословски, что Третий Вселенский Со-бор своим седьмым правилом запретил состав-лять новый Символ веры.
В Священном Писании и в творениях Святых Отцов Бог Дух Святой имеет много удивитель-ных названий. Само же именование Третьей Ипостаси Божества Духом Святым выражает тот факт, что Дух Святой предвечно исходит от От-ца, и поэтому есть дыхание Отца (слово "дух" в переводе с греческого означает "дыхание", "ве-тер").
Дух Святой имеет к жизни вселенной, челове-ка, Церкви гораздо большее и близкое отноше-ние, чем мы себе представляем.
Уже на первой странице Библии мы видим со-зидательную силу Духа Святого в жизни вселен-ной. "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1,2). Св. Библия многократно свидетель-ствует, что Дух Святой творит жизнь. "Дух Бо-жий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь" (Иов. 33,4), "Словом Господа сотво-рены небеса, и Духом уст Его - все воинство их" (Псал. 32,6). "Пошлешь Дух Твой - сози-даются, и Ты обновляешь лице земли" (Псал. 103,30).
Дух Святой одушевляет наши разумные души, вселившись в человека, разрушает в нем царство греха, водворяет мир Христов. Только Дух Свя-той может вполне очистить человека от страстей и сделать его душу жилищем Божиим. Без по-средства Духа Святого нет истинного познания Господа Исуса Христа.
Дух Святой открывает тайны Божии и дела Господа Исуса "Дух все проницает, и глубины Божий. Божьего никто не знает, кроме Духа Божия" (1 Кор. 2, 10-11), "Когда же приидет Утешитель, Которого я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне" (Иоан. 15, 26).
Дух Святой открывает будущее. "Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят не-которые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским" (1 Тим. 4,1).
Многообразное благодатное действие Духа Божия выражается так же в том, что Он обли-чает человека во грехах, производит раскаяние, очищает и освящает, совершает новое рождение. "Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде" (Иоан. 16, 8), "и такими (блудниками, идолослужителями, прелюбодеями и т. п.) были не-которые из вас; но омылись, но освятились... Духом Бога нашего" (1 Кор. 6, 11), "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Иоан. 3, 6).
Дух Святой обитает в душах истинных пос-ледователей Христовых, свидетельствуют их ду-ху о том, что они усыновлены Богом, запечатле-вает их для искупления. "Дух Истины... с вами пребывает и в вас будет" (Иоан. 14, 17), "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий жи-вет в вас?"(1 Кор. 3, 16), "Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!". Сей самый Дух свидетельствует духу на-шему, что мы - дети Божий" (Рим. 8,15-16). Уверовавшие во Христа "запечатлены обетован-ным Святым Духом, Который есть залог насле-дия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его" (Ефес. 1, 13-14).
Третье Лицо Пресвятой Троицы дает христиа-нину мудрость, правду, мир, радость, произво-дит надежду, сообщает любовь Божию. "Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом" (1 Кор. 12, 8), "Ибо Цар-ствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14, 17), "Плод же духа:, любовь, радость, мир, долготер-пение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5, 22-23), "Бог же надеж-ды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились на-деждою" (Рим. 15, 13), "Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим. 5, 5).
Церковь Христова живет Духом Святым. В день Пятидесятницы Дух Святой сошел на Апо-столов и, пребывая с того времени в Церкви, Он сообщает верующим все потребное для спасения, прививает их ко Христу и через Христа приводит к Богу Отцу. Дух Святой управляет всеми движе-ниями в Церкви, подобно как душа управляет движением тела.
Каждое из семи церковных Таинств (Кре-щение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия (Причащение) и другие) священник совершает силою Святого Духа. В церковных Таинствах ' верующие получают дары Святого Духа. По ис-числению св. пророка Исайи (11, 2-3), даров Духа Святого семь: Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благоче-стия и Дух страха Божия.
Св. апостол Павел пишет о дарах Духа Святого; "Одному дается Духом слово мудрости, друго-му слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Ду-хом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие произво-дит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1 Кор. 12, 8-11).
Итак, нами обстоятельно разобран вопрос о различии Божественных Ипостасей по их Лич-ным свойствам. В заключении подраздела о Бо-ге как Троице следует еще раз подчеркнуть, что каждой из Трех Божественных Личностей: От-цу и Сыну, и Святому Духу - приличествует равное поклонение и прославление.
Каждое из Лиц Пресвятой Троицы участво-вало в творении мира и человека, а также в деле спасения человеческого рода, участвует в деле промышления.
Мы знаем, что Бог - Троица. Но, когда начи-наем задумываться о Боге, обычно первым де-лом в нашем сознании появляется образ Госпо-да Исуса Христа - Второй Ипостаси Пресвя-той Троицы. Здесь схожая аналогия с тем, что вода бывает в трех агрегатных состояний: твер-дом (лед), жидком и газообразном (пар), но когда мы представляем в своем сознании воду, обычно имеем в виду ее жидкое состояние.
Образ Божественной Троицы отражается в человеке (это его дух, душа, тело), а также в мироздании (пространство имеет три измере-ния - длину, ширину, высоту; время бывает про-шлое, настоящее, будущее и т. п. Из всех геомет-рических фигур особо выделяется треугольник, как по своим многим удивительным свой-ствам, так и тем, что это самая устойчивая фи-гура, или, как говорят математики, треугольник - фигура жесткая).