Яворская Елена : другие произведения.

Взгляд со стороны

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предисловие к книге "Взгляд со стороны", произведения из которой см. выше на моей страничке.

   Эта книга для того, кто хочет взглянуть на привычное со стороны. На привычное - значит, и на себя тоже. Прежде всего - на себя.
   Большинство из нас ищет в книгах необычайное, такое, от чего захватывает дух. Не только подросткам, активно познающим окружающую действительность, но и взрослым свойственно из обыденности стремиться в тот мир, где достаточно выйти на улицу, чтобы попасть в водоворот чудес и приключений, где за честь и любовь сражаются, где герой всегда прав, а злодей по мере развития сюжета совершает все больше и больше злодейств, утверждая читателя в мысли о справедливом и неотвратимом наказании. Этот мир - опасный, но "правильный". Наш - безопасный, стабильный до скуки, но - неправильный, потому что чуть ли не ежедневно предлагает - нет, не предлагает, навязывает! - неоднозначные ситуации. Вчерашний друг может подсидеть на работе, вчерашняя склочная соседка может превратиться в любимую женщину...
   В книге, предлагаемой вашему вниманию, нет недостатка в сражениях, чудесах, любовных историях. Но - вот что удивительно - герои, которые вершат судьбы потрясенного мира и которые являют потрясенному миру удивительные таланты, не избавлены от пресловутой неоднозначности. Не избавлены, как и мы, от суровой необходимости выбирать и в полной мере отвечать за последствия своего выбора. И потому в книге очень мало "чистых", "стопроцентных" героев и злодеев. Большинство персонажей - такие же, как и мы, - разве что последствия подлости, совершенной на поле боя, куда страшнее, чем последствия недоброй шутки над соседом, а размен золотого таланта на медяки известности - большее преступление, нежели халтурно выполненный отчет...
   Взгляд со стороны - взгляд объективный, потому что это взгляд зрителя, который не знает - или намеренно убедил себя, что не знает - событий спектакля. Для него все впереди, и только в самом конце он получит право вынести суждение, право арбитра. Автор помогает читателю, не ставя и себя в ситуацию "знатока", он тоже зритель, который не тревожит героев своим присутствием в гуще событий. Он рядом, в стороне. Потому что он не хочет судить; он хочет разобраться в сути происходящего.
   ...Перед вами - пять историй. Множество судеб. И бесконечное количество выборов.
   Книгу открывает история шахматной войны http://zhurnal.lib.ru/editors/p/popowa_a_r/cherno-belyjetjud.shtml. Изначально шахматная партия имела аналогию с боем, затем - что мы видим и в данном случае - аналогия распространилась и на человеческую жизнь вообще. В этой драме каждое действующее лицо играет строго определенную роль, подобно тому как на шахматной доске каждая фигура ходит определенным образом. Однако игру делают не ходы, а характеры, а еще точнее - их доминанты. Белая Королева - это любовь, Черный Король - амбиции, Черный Офицер - цинизм, слегка облагороженный обаянием и т.д. Здесь нет агрессоров и защищающихся, есть неприятели, равные по силам, и потому исход нельзя предугадать. И в каждой из двух армий есть свои герои и подлецы. Но больше всего тех, в ком одно или второе возобладает под давлением обстоятельств...
   "Сердцевина" книги - два либретто мюзиклов по мотивам известных произведений: "Отец Горио" О. де Бальзака http://zhurnal.lib.ru/editors/p/popowa_a_r/otecgorio.shtml и "Блистающий мир" А. Грина http://zhurnal.lib.ru/editors/p/popowa_a_r/chetyretysjachikolokolxchikow.shtml . Мюзикл - жанр весьма современный, развивающийся. Интересно, что в новаторскую форму зачастую вкладывается классическое содержание. А вместе с ним приходит и классическая проблематика. В мюзиклах "Отец Горио" и "Четыре тысячи колокольчиков" определяющая проблема - проблема меры добра и зла не только в человеке, но в обществе в целом. Созерцательный реализм Бальзака сближается с воинственным идеализмом Грина. Автор бережно сохраняет особенности первоисточников - социальность Бальзака и фееричность Грина.
   Стихотворная пьеса-притча "Судьба в кредит" http://zhurnal.lib.ru/editors/p/popowa_a_r/sudxbawkredit.shtml не случайно занимает в сборнике место после по мотивам философской сказки по мотивам романа А. Грина "Блистающий мир". Единожды - в "Алых парусах" - Грин дал своему произведению подзаголовок "феерия", но, по сути, все его романы, с их условной географией, именами, не принадлежащими какому-либо народу, были феериями. Более того, произведения Грина пронизаны символизмом. Вот и "Судьба в кредит" - тоже феерия, в ней и герои, и ситуации глубоко символичны. Роднит два произведения и тема творческого дара, который делает героев особенными и становится их судьбой.
   Книга открывается и закрывается произведениями, основанными на вечных сюжетах. "Троя" http://zhurnal.lib.ru/editors/p/popowa_a_r/troja.shtml, как и "Черно-белый этюд", - история войны, которая давно стала многоуровневым символом - символом платы за любовь, символом жестокости, символом героизма. Герои-символы, судьбы-символы...
   Каждое из пяти произведений - притча. Притча о выборе, притча о даре, о милосердии, ответом на которое стала жестокость, о жестокости, которая заставила вспомнить о милосердии. Притчи о выборе. О судьбе, которая прямо или косвенно зависит от выбора. Ситуация выбора - равно как и ситуация боя - заставляет героя раскрываться с наибольшей полнотой. Шахматная война заставляет героев выбирать между амбициями и любовью, дружбой и долгом, привычными оценками и подлинными принципами. Первая сцена "Отца Горио" обозначает проблему выбора: кем станет бедный, но амбициозный провинциал в блистательном Париже, где искушения соседствуют с испытаниями? Растиньяк выбирает между прозябанием в пансионе мадам Воке и блестящим будущим, ради которого надо стать убийцей, хотя кровью обагрятся руки другого. К чести Растиньяка, он не воспользовался сладкими плодами, взращенными на крови. Руна Бегуэм тоже разрешает сложную (в этом случае - сложную исключительно психологически) ситуацию с помощью убийства - и расплачивается вечной печалью. Дважды совершает выбор Ансельм. И если в начале жизненного пути его выбор прост, хотя и не очевиден (взять или не взять деньги, искренне предложенные лучшим другом?), то второй его выбор очевиден, но не прост. Выбирает между Ансельмом и Фридрихом Элен. Но тяжелее других выбор Фридриха. Он не просто отдает другу деньги - он жертвует своим будущим ради будущего того, кого считает талантливее себя.
   Притчи о даре. О творческом даре. О жертвенном даре. О том, как непосильный дар может сделать человека жертвой. Дар и жертва - многоуровневые символы. Многоуровневые даже в пределах одного произведения. Дар - это умение любить, свойственное Белой и Черной Королевам, Белой Пешке, Тави. Дар - жертва ради любимого или друга. Отец Горио и Фридрих жертвуют всем, и их удел - жизнь на чердаке. Белая Королева жертвует собою во имя любви к Белому Королю, в то время как Черный Король жертвует Черной Королевой ради амбиций, она же - венец ее личной драмы! - осознавая все это, тем не менее, жертвует собою ради своего Короля. Дар - необычное творческое умение (Друд, Ансельм). Безусловно, дар бывает более обыденным - например, умение нравиться (Растиньяк, Руна Бегуэм). В "Судьбе в кредит" дар обретает значение главного символа: дар - символ состоявшегося успеха Ансельма и не состоявшегося, хотя вполне возможного успеха Фридриха, дар - рука и сердце Элен. Важно, что талант Ансельма (это показано четко и ясно) - проживать чужие жизни, говорить за тех, кто сам не может о себе сказать. К несчастью, его собственный жизненный путь оказывается труднее, чем создание литературного произведения. Альтруистический дар Фридриха превратился в жертву, взрастившую эгоизм Ансельма.
   Каков же итог? Итог - обоснованно нулевой.
   На первых страницах "Черно-белого этюда" Черные и Белые распевают воинственные песни, но они равны - равны не только силой, но и боевым задором. И сразу же становится ясно: в этой войне каждый - и жертва, и убийца. А значит - близится трагедия. Мы видим, как от воинственного пыла не остается и следа. Потери, личные драмы. И, в конце концов, - пат. Тот самый нулевой итог битвы, в которой нет победителей, но есть проигравшие.
   Умирает Горио, и Растиньяк - единственный из обитателей пансиона мадам Воке, кого эта смерть заставила задуматься. Но это - тот самый Растиньяк, который дал "добро" на убийство богатого наследника, чтобы через женитьбу завладеть его деньгами. Нулевой итог? По крайней мере, близко к тому.
   Чудо Друда наследует единственная неравнодушная - чистая душою Тави Тум. Гибнет Друд - героическая личность, а наследница чуда - девушка, вся сила которой - в духовной чистоте. Может ли чистота стать оружием против полчищ воинствующих мещан?
   Самоотверженный дар Фридриха оказался столь же бесплодной попыткой сделать мир лучше. И только смерть дарителя заставила Ансельма задуматься... пока - лишь задуматься. Непомерная плата за такой итог.
   И только в "Трое" итог ненулевой. Троя пала. Но на ее развалинах, как чудо из чудес, появился цветок милосердия...
   И все-таки не верится в нулевые финалы, не верится! Есть нечто, корректирующее их. Объективный, но неравнодушный взгляд. Взгляд со стороны, но не взгляд постороннего. Посторонний не получит права вынести в финале суждение.
   Не потому ли так важны повторяющиеся сцены, повторяющиеся фрагменты диалогов? Каждый повтор - это не повторение пройденного, а шаг вперед, новый уровень понимания героями самих себя и мира - или хотя бы понимание того, что жизнь свела их с чем-то новым, во благо или во вред.
   Не потому ли так важны параллели, бесчисленные параллели? Друзья из разных станов не перестают быть друзьями, а из одного - превращаются в смертельных врагов ("Черно-белый этюд"). Отвергнутая дочь молит Бога, чтобы он смягчил жестокое отцовское сердце, а в это время меркантильные избалованные дочери разоряют своего заботливого отца ("Отец Горио"). Две женщины любят одного мужчину, но одна принимает его как дар судьбы, а другая губит, потому что не сумела переделать на свой лад ("Четыре тысячи колокольчиков"). Два мужчины любят одну женщину, но один - нелюбимый ею - воистину достоин любви, а другой, увы, любим, - но девушка избирает достойного ("Судьба в кредит"). Рядом со слабым эгоистичным юношей - его брат-воин, готовый погибнуть, защищая родной город ("Троя").
   Не потому ли особенно важны присутствующие в пространстве каждого из произведений герои-арбитры?
   Арбитр - Элен, которая завоевывает это право благодаря нравственному максимализму. Она, как бы это ни было трудно, живет по законам беспристрастной справедливости, а значит, может оценивать других. Но на чьей же стороне правда - на стороне Ансельма или на стороне Фридриха? Ансельм принимает бескорыстный дар, зная, что это поможет ему добиться славы. Фридрих отказывается от жизненного успеха - впрочем, он не слишком верит в то, что этот успех возможен. Мы - верим, потому что Элен - арбитр, многое перестрадавший, мудрый - верит. Сомнения Фридриха и раскаяние Ансельма - нулевой итог. Мудрость - ненулевой.
   Черного Коня максималистом не назовешь. Он - сомневающийся насмешник, сродни шекспировским шутам, которые, бренча колокольчиками, раскрывали своим господам нелицеприятную правду. Критический, но отнюдь не равнодушный взгляд на события и их участников дает Черному Коню право быть арбитром. Когда война завершается патом, Черный Конь печалится не об этом исходе, а о погибших. Но он - не плакальщик. Он - мудрец. Ненулевой итог. Арбитры, как истинные мудрецы, не дают готовых решений. Они ставят больше вопросов, нежели дают ответов. Иными словами, предлагают поиск - другим героям и читателям. Предлагают стать арбитрами. Предлагают взглянуть беспристрастно, но сочувственно. Взглянуть со стороны.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"