Аннотация: Небольшое исследование некоторых заморочек классической музыки.
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) "Страсти по Матфею". Вокально-оркестровое сочинение. Считается одним из самых сильных по замыслу сочинений Баха. Бах, товарищи, очень замороченный композитор. Это он, родимый, строй темперировал, а если бы он этого не сделал - вся музыка походила бы на "Флуоресценции" Пендерецкого, о которых я расскажу чуть позже. И самое интересное заключается в том, что Бах священные писания шифровал в своих сочинениях, без слов - просто звуками и нотами. Так, что Бах - это вам не хухры-мухры - это гений.
Фридерик Шопен (1810-1849) "Соната си-бемоль-минор". Шопен, в общем-то, ничего такого странного не писал, наоборот, все вполне ясно, доступно и мелодично, но одна заморочка, связанная с его творчеством имеется, и, на мой взгляд, не маленькая. Траурный марш, товарищи. Да-да, тот самый традиционно исполняемый на похоронах, "похоронный" его еще называют. Он является частью этой сонаты и, подобно "Свадебному маршу" Мендельсона, где мажорная тема сменяется минорной, в Шопеновском траурном марше минорная сменяется мажорной. Так, что все не так уж и печально, а от стереотипов надо избавляться. Шопен и думать, наверно, не мог о том, что его марш станет таким "последним" хитом.
Густав Малер (1860-1911) "все симфонии". Все симфонии Малера замороченные, всего их десять, последняя не дописана. Для его современников эти симфонии представлялись неотесанными, а для наших дней вполне актуальны. Самая красивая - пятая, самая страшная - девятая. Однако, поражая своей музыкой современников, Малеру однажды пришлось поразиться самому - он услышал музыку Шенберга. Но сначала поговорим о Скрябине.
Александр Скрябин (1872-1915) "Мистерия".Сочинение, которое Скрябин задумал, но не воплотил в реальности. Хотя, что есть реальность? Девиз "Мистерии" сродни названию Бетховенской девятой симфонии: "Обнимитесь миллионы!", то бишь за светлое будущее! Суть в объединении не только музыки и слова, а еще и цвета, ароматов и всего возможного, что может воздействовать на чувства человека. Скрябин верил, что подобное сочинение изменит лицо мира и устранит всякое зло. Вот такая утопия, товарищи.
Арнольд Шенберг (1874-1951)"Ожидание". Добрались до Шенберга. Шенберг это, как говорится, первый парень на музыкально-авангардной деревне. Придумал свою систему сочинения музыки. Серийная техника называется. Теперь об "Ожидании". "Ожидание" одно из самых "коварных" его сочинений: девушка бредет по лесу в предчувствии смерти любимого, и что вы думаете? Ее ожидание оправдывается. Она находит любимого изуродованным и мертвым. Это сочинение относится к направлению, именуемому, экспрессионизм, товарищи. Вероятно подобную экспрессию, которой не мало в музыке Шенберга, вызвало бурное время на стыке веков.
Морис Равель (1875-1937) "Болеро". Не самое красивое сочинение Равеля, но целью данного исследования и не является говорить о красивых вещах. Здесь я говорю только о заморочках. "Болеро" это навязчивая однообразная мелодия, длящаяся около 20 минут, которая изменяется только в самом конце. Тем самым автор показывает, что подошел финал. Написал он ее уже, будучи нездоровым (так говорят), а нездоров он был в виду того, что не спал по ночам. Да, и днем не спал тоже. Почему? Просто не хотел тратить жизнь на сон, так он заявлял. Умер Равель от опухоли мозга.
Игорь Стравинский (1882-1971) "Весна священная". Ничего подобного в творчестве Стравинского вы не найдете. Ни по накалу страстей, ни по своей скандальности. Сочинение выглядит скандальным и сегодня в виду обличения, вскрытия истинного лица Руси необъятной. Оказывается Русь то не православная, а самая, что ни есть языческая! Сочинение длиться около получаса. За то время ни один момент развития нельзя предугадать. Некоторые дирижеры даже отказываются исполнять это сочинение, так как не справляются с его ритмическими особенностями. Такое оно замороченное. Кстати, и у других композиторов вы не найдете ничего подобного. Считается, правда, что "Скифская сюита" Сергея Прокофьева из той же серии, но я не согласен. Общая только тема, а в остальном "Скифская сюита" во многом уступает "Весне священной", по замыслу, по звучанию, и предсказать ее гораздо проще.
Антон Веберн (1883-1945)"Пять пьес для оркестра". Лаконичные музыкальные атональные картинки. С ревом, с воем и тому подобным. Веберн вообще был изобретатель. Есть у него сочинения, которые длятся всего по семь секунд. Изобрел точечную технику. Звуки должны походить как бы на "точки". По-другому сие называется пуантилизм. Еще одна разновидность музыкального авангардизма. Его музыку до сих пор не понимают в России, да и на Западе скорее прикидываются. Очень замороченная музыка. Однако профессиональные композиторы, которые серьезно изучали наследие Веберна, весьма им увлечены и продолжают традиции заложенные Веберном. В основном западные. Это Луиджи Ноно (Италия), Пьер Булез (Франция) и др.
Джордж Антейл (1900-1959) "Механический балет". Не смотря на претенциозное название, "механического" в нем очень мало. Балет уступает даже более ранним произведениям других композиторов, написанным до него и не имеющим такой претензии. Эффект механического достигается лишь за счет инструментального состава оркестра, а в своем содержании выглядит весьма банально, даже для того времени, так как, еще раз повторяю, что, скажем, та же "Весна священная" Стравинского куда более "креативна", нежели "механический балет" Антейла.
Курт Вейль (1900-1950) "Трехгрошевая опера".Ничего общего с классической оперой. Чистая издевка. На тексты Бертольда Брехта (немецкая версия). С кабацким мелодизмом. Рассказывает о жизни самых низших слоев населения: бомжах, проститутках, убийцах и т.д. Опера состоит из небольших песенок, исполняемых вышеперечисленными героями. Самая популярная - песня уличного певца с шарманкой о бандите Мэки-Ноже.
Оливье Мессиан (1908-1992) "Квартет на конец времени". Написан композитором в фашистском лагере для пленных, когда он там сидел. "Премьера" происходила там же, на расстроенном фортепьяно и в нелицеприятной, как вы понимаете, обстановке. На первый взгляд "квартет" кажется угнетенным, полным отчаяния, но дальнейшие темы, которые разворачиваются в произведении, дают понять, что надежда всегда остается и свет приходит, не смотря ни на что. Сочинение скорее религиозное, чем светское, а вот светская музыка Мессиана заморочена ни чуть не меньше, но о ней как-нибудь в другой раз.
Джон Кейдж (1912-1992) "4 минуты 33 секунды".Буду краток. Суть сочинения такова: на сцену выходит пианист, садится за рояль и РОВНО 4 минуты и 33 секунды сидит за роялем, читая партитуру, не играя. В это время, как вы догадываетесь, ничего не звучит физически, но, кто знает, может сие надо слушать совсем не ушами. Вот такие заморочки
Пьер Булез (р.1925) "Структуры". Данное сочинение поставило точку на поприще мировой музыкальной культуры, так считается. Два рояля "переговариваются" между собой. Никакой мелодии, никакого намека на смысл - только СТРУКТУРА, а значит "триндец" музыке. Все.
Карлхайнц Штокхаузен (р.1928) "Гимны". Синтез живой и электронной музыки. Не смотря на кажущуюся мешанину - все просчитано автором по "транспортиру", от и до. Длится около часа. За все то время можно услышать фрагменты гимнов разных стран земного шара. Направление называется - полистилистика, родоначальником которой принято считать Штокхаузена. В России этот стиль представлял Альфред Шнитке. Кстати, у него тоже есть "Гимны". Шниткинские гимны отличаются тем, что звучат не попеременно, как у Штокхаузена, а одновременно. Заморочки!
Кшиштоф Пендерецкий (р.1933) "Флуоресценции". Чтобы понять, что за фрукт такой этот Пендерецкий достаточно прослушать одно это сочинение. Там у него и пила, и печатная машинка и электрические звонки, скрежеты, вой, грохот, все на фоне симфонического оркестра. Очень напоминает его первую симфонию и многие другие его сочинения. Звон такой, что аж уши закладывает! Стиль Пендерецкого называется - сонорика. Даже Шенберг на фоне такой музыки кажется просто душкой. Людям с неустойчивой психикой слушать музыку Пендерецкого категорически не рекомендуется мною. Но есть в его творчестве и более приятные для слуха вещи, в основном камерные и поздние. Это мода такая у некоторых авангардистов: чем дальше, тем проще. Называется "обращение к истокам".
Альфред Шнитке (1934-1998) "симфония N1". Не боюсь повториться, но чтобы понять, что за фрукт такой этот Шнитке достаточно прослушать эту его симфонию. В ней он использует музыкальные коллажи, смешение стилей, фрагменты из популярных классических произведений Чайковского, Штрауса, а также разбавляет все это джазом, похоронными маршами и отрывками из своих собственных, написанных до того, сочинений. Звоны колоколов, странные голоса, движение музыкантов по сцене и все в таком духе. Тоже полистилистика. Длится около часа, слушается не просто, так как очень серьезное (замороченное) произведение, но подарит слушателю массу впечатлений.