Порфирьев Аверьян Аверьянович : другие произведения.

Современные композиторы Балтики

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
  
   Расскажу немного о таком, не побоюсь этого слова, явлении, как современные композиторы Балтики. Хотя, бесспорно, люди, о которых пойдет дальше речь, заслуживают того, чтобы о них говорили и писали много. Для каждой упомянутой мною персоны, я ввел в текст по одному слову-ассоциации, где каждое слово отражает, как мне кажется, суть творчества того или иного композитора, представленного в данном обзоре. Итак, "понеслась".
  
  

Свет

   Георгий Пелецис (Латвия). Удивительный композитор из Риги. Свой обзор-рассказ начинаю с имени этого композитора неспроста, так как он действительно удивительный. Музыка Пелециса поразила меня с первых нот. Разумеется, каждый композитор на нашей необъятной планете по-своему хорош, но среди композиторов 21-го века, я бы поставил (и ставлю для себя) Пелециса в десятку лучших. Музыке Пелециса свойственны приподнятое настроение, радость, в общем, эйфория, а также: внезапность, мелодичность, минимализм. Маэстро не скупится на мелодию, не отставая при этом от современности, и не гнушаясь использовать прогрессивные приемы композиции. Удивительно, что композитору удается убедить в правдивости своей музыки. Музыке Пелециса веришь, что есть большая редкость и есть его немалое достижение. Так в сочинении "И всё-таки..." меланхоличное и слезливое фортепьяно робко спорит с ликованием струнных, в конечном итоге соглашаясь с торжествующим оркестром, а в вещи "Concertino bianco" лучи света легко и уверенно проходят сквозь всё произведение без унылых отступлений, создавая у слушателя ощущение непрерывного полёта. Сочинения, на которые стоит обратить внимание: "И всё-таки..." (1993 г.), "Встреча с другом" (2001), "Откровение" (2005 г.), "Concertino bianco для фортепиано и струнного оркестра" (1983 г.), "Музыка из-за стены" (1984 г.), "Цветущий жасмин" (2008 г.).
  
  

Мысль

   Арво Пярт (Эстония). Композитор, ныне проживающий в Германии. Фигура, которая не нуждается в представлении. Знающие люди, меломаны и музыковеды относят Пярта к минималистам. Благодаря своему бесспорному таланту и дружбе с Альфредом Шнитке, имя эстонца Арво Пярта появилось на слуху еще в советские времена. О творчестве этого популярного композитора существует немало статей, с которыми можно беспрепятственно познакомиться, как в Восточной (включая Россию), так и в Западной Европе, поэтому я ограничусь только рекомендациями к прослушиванию некоторых его произведений. Опусы Арво Пярта, которые мне особенно понравились: "Зеркало в зеркале" (1978 г.), "Nunc dimittis" (2001 г.), "За и против", для виолончели с оркестром (1966 г.), "Tabula Rasa" (1977 г.), "Первая симфония" (1964 г.), "Берлинская месса" (1992 г.).
  
  

Будущее

   Освальдо Балакаускас (Литва). С музыкальной культурой Литвы почитатели классики знакомы в первую очередь благодаря творчеству известного гения литовской музыки - композитора и художника Микалоюса Чюрлениса (1875-1911). Чюрленис стал и для меня первым литовским композитором, с которым я имел честь "ментально побрататься". Но творчество человека, о котором я сейчас расскажу, имеет мало общего с творчеством Чюрлениса, кроме разве того, что и то, и другое творчество нарождалось в Литве. Композитор Балакаускас. Просто вынос мозга. В самом хорошем смысле этого выражения. Что называется: для понимающих. Да, не для всех, а только для тех, кто в действительности понимает. Как сказал великий Шёнберг: "Если это для всех, то это не искусство". Не знаю, так ли это в действительности, но констатирую одно: тот, кто дальше эпохи романтизма в своем восприятии так и не ушел, Балакаускаса никогда не поймёт. Здесь нужно пройти целый путь направлений и эпох. От ренессанса до модернизма. Потом вернуться обратно, и пройти его снова. Возможно, тогда будет результат. Сочинения, которые понравились мне: "Четвертая симфония" (1998 г.) - в особенности первая часть, "Реквием" (1995 г.).
  
  

Крик

   Петерис Васкс (Латвия). Одной этой вещи хватило, дабы произвести на меня неизгладимое впечатление: "Жалобная музыка для струнного оркестра" (1984 г.) - и красивая, и страшная вещь. Это вам не Пелецис с его эйфорией и жизнеутверждающими мотивами. Местами напомнило "Тренд по войнам Хиросимы" польского композитора Кшиштофа Пендерецкого. Пендерецкий пытался показать в своем "Тренде" весь ужас атомной войны. Чем были вызваны столь удручающие настроения в музыке Васкса мне не известно. Но драма налицо. Только Васкс свою атональную музыкальную ткань соединил с внятной минорной мелодией, что придало этому сочинению еще больший трагизм. Короче, надо слушать.
  
  

Чувства

   Балис Дварионас (Литва). В противовес Балакаускасу - куда более ясный для большинства слушателей, к сожалению, уже ушедший из жизни композитор прошлого столетия. Но мне всё равно хотелось бы о нём рассказать. Тем более что открыл я его для себя совсем недавно. Очень самобытный композитор. В советское время Дварионас получил две Сталинских премии, орден Ленина и звание народного артиста СССР. Не трудно догадаться, что большинство наград Дварионас заработал на службе "призраку коммунизма", когда, угождая советским идеологам, писал музыку к пропагандистским фильмам. Ему же принадлежит и гимн литовской ССР. Но музыка, которая попалась мне, совершенно абстрагирована, свободна от каких-либо "распевов" восхваляющих красных вождей, и прочих веяний соцреализма. Я увидел пред собой тонко чувствующего, непревзойденного мастера композиторского ремесла. Сочинения, которые вызвали моё восхищение: "Элегия" (1947 г.) - очень красивая мелодичная вещь, своего рода "Чайковский 20-го века".
  

Процесс

   Эркки-Свен Тююр (Эстония). Композитор известный в Эстонии в первую очередь благодаря своей принадлежности эстонской рок-группе In Spe, а в Европе прославившийся своим камерным сочинением "Пустынный остров". Я расскажу о сочинении "Сonversio" (1994 г.). "Сonversio". Не мелодией, которую ближе к финалу всё труднее нащупать, но по замыслу напомнило вторую скрипичную сонату Альфреда Шнитке. Только у Тююра получилось "смешнее". В том смысле, что Тююр как будто б прикалывается, а Шнитке - нет, всё серьезно. Еще одно отличие Тююра от знаменитого авангардиста-шестидесятника заключается в том, что Тююр не раскрывает карты сразу, как это делает Шнитке в своей сонате. Он (Тююр) начинает своё сочинение с так называемой "обманки", вполне внятных ритмичных звукосочетаний. Только потом, спустя какое-то время, эстонский гений "включает переходник", постепенно "скатываясь" на оригинальные ломаные ритмы и атональную структуру произведения. После чего оторваться от прослушивания уже нельзя до самого конца. Непритворно хочется дослушать и понять, чем же всё-таки дело закончится.
  
  
   Подытоживая своё повествование о современной классической музыке Эстонии, Латвии и Литвы, хочу отметить, что я рассказал лишь о некоторых знакомых мне именах в мире балтийской музыки. Но уже и этого достаточно, чтобы, послушав музыкальные плоды настоящих имен, понять насколько самобытны творчество и люди в этих краях. Ни относительно небольшая территория вышеупомянутых стран вкупе, ни сравнительно небольшое количество людей, проживающих на этих землях, не умоляют бесспорного таланта вышеупомянутых музыкальных дарований. И было бы глупо думать иначе. Старая истина о том, что подлинный масштаб определяется не количеством, а всё-таки качеством - по-прежнему работает, по-прежнему подтверждается, в данном случае творчеством уникальных композиторов Балтики.
  
  
   Далее в цикле рассказов о музыке разных стран и эпох: "Композиторы Польши".
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"