Потапов Викентий Анатольевич : другие произведения.

Звёздные войны. Взгляд через тридцать лет

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Размышления на тему "Звёздных войн"

  Цветные фильмы.
  В моём детстве был телевизор. Чёрно-белый. Назывался, помню, "Крым-217". Тяжёлый ящик на ножках, которые вкручивались прямо в корпус. Эта махина работала только вместе со специальным блоком-регулятором напряжения. Несмотря на свои внушительные габариты, ломался он с завидной регулярностью.
  В то время все фильмы казались чёрно-белыми. Нам показывали черно-белые сказки, чёрно-белые мушкетёры пели песни и совершали благородные поступки, чёрно-белый Терминатор преследовал Сару Коннор, чтобы обеспечить машинам победу в будущих войнах. Эпоха цветного кино пришла ко мне с огромным опозданием, по моим ощущениям - опозданием лет на тридцать. Даже цвет в кинотеатре казался чем-то сродни обману. В детстве мне представлялось, что механик сидит и вручную раскрашивает плёнку перед показом "Фантомаса".
  Потом как-то появился новый канал, транслирующий то ли кабельное, то ли спутниковое телевидение, открывая поток зарубежной фантастики и боевиков, а чуть позже - и сериалов. Я мало, что помню из тех фильмов. В голове они превратились в одну-две смонтированные из черно-белых кусочков лент, где эпизоды из "зубастиков" перемежаются с "hasta la vista, baby", а Люк Скайвокер достаёт серый звёздный истребитель из болота и мастер Йода учит его обращаться с силой.
  Вместе с отсутствием цвета, эти фильмы несли с собой особое восприятие, атмосферу. Может быть, это было связано с моим возрастом, может быть с тем, что они отличались от советских фильмов новизной изобразительных приёмов и спецэффектами. Терминатор казался чуть ли не посланником Небес, а джедаи - восточными хранителями мудрости.
  Прошли годы. Многое в жизни изменилось, пришли новые технологии. Сейчас мы живём в том самом XXI веке, которым грезили писатели-фантасты на протяжении десятилетий прошлого. Цветным изображением здесь уже никого не удивишь.
  Вместе с новыми временами пришло новое восприятие старых фильмов. Герои остались героями, но представления о них изменились. Взять, например, "Звездные войны". Всегда думал - что же такого находят в них другие? Это фильм, от которого фанатели практически все. Ролевики меняли "ориентацию", становясь рыцарями джедаями. Дети носились со световыми мечами. Взрослые начинали интересоваться космическими технологиями и нетрадиционной медициной.
  Что же такого нашли люди в "джедаях"? Я решил пересмотреть фильм и разобраться в этом.
  
  Выбор Энекина Скайвокера.
  Был такой мальчик, который обладал поразительными способностями джедая. Прочили за ним великое будущее, говорили, что именно он - тот самый Избранный, который объединит сторонников тёмной и светлой сторон Силы. Рос он в рабстве, занимаясь починкой техники и участвуя в качестве пилота в гонках на странных летающих машинах. Жил Энекин с мамой, которая никогда не говорила ни ему, ни кому-либо ещё о том, кто же его отец. Этот талантливый пилот попадает к джедаям и воспитывается ими в соответствии с Кодексом Джедаев. Всё идёт замечательно, вот только Энекин принимает присягу тёмной стороне силы, принимая вместе с этим имя Дарта Вейдера. Как это возможно - недоумённо восклицали зрители?
  Разгадка проста: джедаи сами оттолкнули его и показали, что сторона ситхов - более привлекательна для человека, который стремится к простой честной жизни и порядку. Давайте разберёмся, почему же это именно так.
  Джедаи позиционируются как положительная сторона, они борются со Злом - ситхами. В детстве было проще разобраться кто есть кто: вот эти ходят в светлых хламидах - они на стороне Добра, а те всегда одеты в стильные чёрные одеяния - эти "плохие". Пересмотрев фильм сейчас, я так и не понял, чем же так насолили ситхи джедаям. В фильме фигурируют лишь понятия "демократия", "республика" - на стороне которых выступают джедаи. С другой стороны - "империя" - которую пытаются создать ситхи. Чем плоха империя и каким образом республиканская форма власти подходит для управления огромными межгалактическими государствами, фильм, увы, не объясняет. Здравый смысл подсказывает, что империя - это единстввенная приемлемая форма правления столь крупным образованием, но это тема для отдельного исследования, так что пока забудем об этом.
  Чем ещё характеризуются силы Зла и Добра в фильме? Джедаи (силы Добра) почему-то не поддерживают свою численность, хотя в них, по необъясняемым очень важным причинам, нуждается вся галактика. Это, по меньшей мере, безответственно с их стороны - если от их наличия зависят миллиарды (и даже больше) жизней, то почему бы им не наладить воспроизводство путём клонирования или более естественным образом. Кодекс Джедаев запрещает это - скажет зритель. Ага, но тогда можно наладить поиск детей с естественным высоким уровнем мидихлорианов и поставить на поток их воспитание. Как пример - воспитание ведьмаков в произведениях Сапковского. Если этого не сделать, то очень скоро их просто не останется и тогда миру придёт конец. Любые силы Добра должны понимать, что если они добровольно отказываются от поддержания своей численности, то этим они сводят все свои усилия на нет - это лишь вопрос времени.
  Ситхи, судя по всему, этим вопросом не обременяют себя. Всегда есть два активно действующих ситха - мастер и его ученик. В случае гибели одного из них, второе место недолго пустует. Что ж, тут всё продумано и такая схема обеспечивает пусть небольшую, но постоянную численность.
  Вернёмся к Кодексу Джедаев. Это свод законов, которые джедаи должны выполнять, чтобы оставаться на светлой стороне, т. е. положительными персонажами. Возникает вопрос - почему же действия джедаев часто идут против Кодекса, а за его нарушением не следует наказания?
  Случай первый. Добрый мальчик Энекин спустя десяток лет вдруг вспомнил о своей маме. Почему он её не навещал все эти годы - загадка, в заперти его не держали. И вот, он приезжает к маме и узнаёт, что её выкупил из рабства один приличный джентльмен, но она похищена некими дикими аборигенами. Энекин находит её, она умирает у него на руках. Что же происходит дальше? Долгие годы ему говорили, что джедай должен быть беспристрастным. Подразумевается, что его воспитывали не только словесными увещеваниями. В реальной же ситуации добрый джедай Энекин Скайвокер вырезает всю деревню, включая женщин и маленьких детей. Сразу после этого он останавливается и думает: "Хм, что-то я не то сделал, а?". Чудесный джедай, не правда, ли?
  Самое интересное следует дальше. Мастер Йода и совет джедаев не проявляют никакой активной реакции, кроме выражения примерно такой же мысли: "Что-то ты не то сделал, ай-ай, так больше не надо себя вести". В итоге мы имеем джедая, который жестого вырезал без суда (нарушение кодекса) беззащитных и большей частью безоружных (нарушение кодекса) людей из чувства мести (нарушение кодекса) и который не понёс никакого наказания. Вообще никакого. Вот вам и светлая сторона.
  Любопытно, о чем думал совет джедаев, когда отправлял вместе на далёкую планету двух влюблённых - Энекина и Падме. Это путешествие не только способствовало их сближению, но и привело к очередному нарушению Энекином кодекса - он втайне женился на Падме. Королева, а позже просто сенатор живёт вместе с джедаем и об этом "никто не знает". Ни прозорливцы-джедаи, ни обычное окружение. Цепочка событий приводит Энекина к снам-видениям о гибели Падме при родах. Мать он уже потерял. Как ему избежать гибели ещё одного близкого человека? Это те рычаги, которыми воспользовались для того, чтобы перетянуть на тёмную сторону, но изначально именно совет джедаев, людей с глубокими познаниями в психологии и развитым даром предвидения, отправил Энекина в объятия Падме.
  Идём дальше. Сенатор Палпатин, по совместительству - глава Ситхов, просит Энекина - помоги, дескать, сынок, потому что я тебе доверяю, а джедаям - нет. И я хочу, чтобы ты с ними заседал и рассказывал мне о происходящих событиях. Честно, прямо и ничего сверх меры.
  Что делает Совет Джедаев? На совещании они все выражают в очередной раз Энекину своё недоверие, много раз и со вкусом объясняя ему, почему он не будет признан магистром, но, так и быть, они ему позволят заседать вместе с ними, потому что он джедай, а ещё потому, что сенатор Палпатин попросил и вроде как нет причины ему отказать. А вот дальше происходит самое любопытное: после окончания совета, Оби Ван Кеноби отводит Энекина в сторонку и говорит ему, что Совет хочет, чтобы Энекин докладывал всё о Палпатине. Отказаться нельзя, ведь он же джедай или кто? Оби Ван просит шпионить, прикрываясь именем Совета. Почему нельзя было сказать обо всём прямо и на совете - не ясно. Налицо явное иезуитство, честности и прямоты - которые обычно сопутствуют положительному образу служителей Светлой стороны - тут не наблюдается. В этом отношении, исключением является Квай-Гон, учитель Оби Ван Кеноби, но Квай-Гон довольно быстро героически погибает - на этом положительные персонажи среди Совета Джедаев заканчиваются.
  Чего хотел Палпатин? Палпатин прямо заявляет, что он хочет порядка в галактике и для этого собирается создать империю и значительную армию (клоны-штурмовики). Всё просто и понятно. Методы, конечно, не "светлые", но, в некотором роде, необходимые для осуществления поддержания порядка в масштабах вселенной.
  Джедаи знают, что Энекин морально неустойчив, что он не в состоянии справиться со своим гневом, что у него есть слабое место - желание избежать гибели Падме. Джедаи подозревают Палпатина в связи с ситхами и принимают самое "логичное" решение - сводят вместе Энекина и Палпатина. С этих пор они проводят вместе всё больше времени. Палпатин сеет зёрна сомнений в душе Энекина, рассказывая ему о загадочных и превосходящих возможностях тёмной стороны силы.
  Но Энекин пока не сдаётся, он рассказывает о Палпатине джедаям. И вот он, ключевой момент. Мастер Винду на глазах у честного и прямого Энекина пытается убить Палпатина без суда (нарушение кодекса), приводя в своё оправдание чудный аргумент: "Мы же не можем оставить его в живых!". После этого становится окончательно ясно, что джедаи и ситхи, в общем-то не Добро и Зло, а суть одно и то же, если смотреть по действиям, используемым методам. После этого события ничто не держит Энекина на стороне джедаев. А вот тёмная сторона манит своими возможностями воскрешения близких ему людей. Если в остальном нет разницы, что почему бы не встать на тёмную сторону? Что он и сделал.
  Следующий эпизод, который поражает своей жестокостью. Обожжённый, искалеченный Энекин лежит на склоне, на берегу реки из расплавленного металла. Оби Ван Кеноби, который неоднократно утверждал, что Энекин ему как сын, не делает ничего для того, чтобы спасти Энекина, либо облегчить его страдания. Он просто уходит. После этого момента окончательно стирается разница между ситхами и джедаями. Если положительная строна не способна проявлять милосердие и сострадание, то в чём же её положительность? В роботе R2D2 человеческих качеств больше, чем во всех джедаях (кроме Квай-Гона и Люка Скайвокера) вместе взятых. Миф о "светлой" и "тёмной" стороне силы развенчан. Ситхи и джедаи - две стороны одной медали, но никак не два идеологических полюса.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"