Пожидаев Евгений Олегович: другие произведения.

Поколение - 2.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Безэкипажные машины и роботы 1950-70-х гг.

  Несмотря на массированное и довольно успешное применение "Боргвардов", работы по безэкипажной технике на послевоенном Западе шли достаточно вяло и с ограниченными целями вплоть до самого конца семидесятых. Так, в США в начале 60-х гг. отрабатывали радиоуправляемую колесную "сухопутную торпеду" "Литтл Дэвид", предназначенную для уничтожения в том числе и подвижных целей. Большинство других разработок вообще не предназначались для боевого применения. Речь в основном шла об узкоспециальной технике вроде вездеходных мишеней для боевой подготовки подразделений противотанковой обороны.
  У нас всё было несколько интереснее. Сразу же после войны продолжились опыты по созданию больших безэкипажных машин, но на этот раз на базе танка Т-34-85. "Идеология" новой разработки повторяла довоенную концепцию телетанков (ТТ): машины предназначались для использования в качестве "камикадзе" для подрыва фортификационных сооружений, вызова на себя огня замаскировавшегося противника; проделывания проходов в минных полях (для чего на танке мог устанавливаться трал); действий на заражённой местности. Наконец, как и "предок", новый ТТ нёс огнемёт. Однако, в отличие от предшественника, на безэкипажной тридцатьчетвёрке установили телекамеру, позволявшую оператору наблюдать местность перед танком. Система телеуправления была усовершенствована, а дальность, на которой оператор мог "рулить" танком была доведена до 5 км на открытой местности. Сочетание неплохой системы радиоуправления и возможности получать "картинку" плюс хорошая проходимость базового танка обеспечили вполне приемлемый результат - в ходе испытаний телетанк благополучно прошел свыше 20 км.
  Забавно, что в качестве машины управления в новой телемеханической группе использовался всё тот же Т-26, правда, со снятой башней и заменённой ходовой частью. Разумеется, старую "тэшку" не собирались применять в реальных боевых условиях - просто ветеран прочно занял место подопытного кролика Кубинки. Причём занял очень надолго - по неподтверждённым слухам, разработчики систем телеуправления гоняли заслуженную штуковину ещё в 90-х.
  После телемеханической тридцатьчетвёрки в эксперименты с наземными безэкипажными машинами продолжились. Кстати, одним из их побочных эффектов стали довольно успешные "рейды" наших автоматических луноходов. Однако, как и на Западе, глобального прорыва достичь не удавалось - и на то были объективные причины.
  Итак, безэкипажные машины первого поколения, типичными представителями коих являлись "телетанки" и "телетанкетки", предполагали прямое дистанционное управление с минимумом "самостоятельных" возможностей объекта управления - точнее, их практическим отсутствием. В послевоенный период им на смену пришло второе поколение безэкипажных машин, где объекты уже могли действовать автономно по заданной программе, а также частично корректировать свои действия с учетом конкретной обстановки (скажем, блокировать появление крена у летательного аппарата). В сложной наземной обстановке такие машины мало чем отличались от простых телеуправляемых автоматов, однако в более однородной среде роботы второго поколения уже были вполне функциональными. В итоге, пока наземные безэкипажные машины не покидали полигонов, воздушные беспилотники в изрядном количестве летали над полями сражений - хотя и оставались в тени своих "одноразовых" собратьев.
  
  Рейсы "Стрижей" и вьетнамский синдром
  
  С 1951 года в США начали создаваться беспилотные самолеты-разведчики. В корейской войне (1950-1953) для разведки американцы пытались применить беспилотные самолёты-мишени с фотоаппаратурой, а для уничтожения мостов - радиоуправляемые бомбы "Тарзан". Во время войны во Вьетнаме (1965-1973) американские ВВС применили для воздушной разведки переделанную летающую мишень "Файрби". БЛА могли запускаться с земли и с самолета-носителя (переоборудованного DC-130), а в ходе отдельных операций стартовали с авианосцев; дальнейший полёт происходил по заранее заложенной программе. Выполнив задание, дроны приземлялись или приводнялись с помощью парашюта и подбирались вертолётами. Всего беспилотниками было совершено 3453 полетов, причём в 2783 из них они добыли ценную информацию; потери составили около 4%. Чтобы оценить этот результат по достоинству, следует помнить, что американская авиация потеряла в Вьетнаме около 5000 пилотируемых самолётов; 2500 лётчиков попали в плен.
  БЛА успешно применялись для радиотехнической и видовой разведки, ретрансляции сигналов, корректировки артогня, радиоэлектронной борьбы и постановки ложных целей. Эксперименты по спользованию "Файрби" в качестве беспилотных бомбардировщиков тоже дали обнадёживающие результаты. Были попытки использовать их и для борьбы с самолётами вьетнамских ВВС, оснастив ракетами "воздух-воздух".
  Однако глухая секретность, окружавшая действия дронов во Вьетнаме, сыграла с БЛА дурную шутку. Руководство США "не заметило" ни масштабов применения беспилотников, ни их успехов. В итоге вьетнамские достижения так и не спровоцировали заслуженный всплеск интереса к "дронам".
   Тем не менее, уже в 1970-х кое-где были сформированы постоянные подразделения БЛА. Техническими предпосылками для этих достижений стали, во-первых, появившиеся намёки на микроэлекронику (впрочем, тогдашние микросхемы лучше было бы назвать макросхемами). Во-вторых, развитие сенсоров - например, появление телекамер и инфракрасной аппаратуры с высоким разрешением. В итоге, вместо того, чтобы уныло рассматривать быстро устаревающие фотографии после посадки БЛА, операторы смогли получать изображения в режиме реального времени. Ценность информации при этом возрастала на порядок.
  В СССР разработка дронов началась в практически одновременно с США - впрочем, иногда конструкторы поначалу и не подозревали, что делают БЛА. Например, в 1957 г. КБ Туполева получило госзаказ на разработку ядерной сверхзвуковой крылатой ракеты среднего радиуса действия. Первый взлет Ту-121 был осуществлен 25 августа 1960 года, но... Стратегические крылатые ракеты, поначалу рассматривавшиеся как перспективное средство доставки ядерных зарядов на большие расстояния, не выдержали конкуренции с бурно развивавшимися баллистическими и сошли со сцены. В итоге несостоявшуюся ядерную дубинку пришлось приспосабливать для более прозаических целей.
  Ракету стали использовать в качестве мишени, а затем на её основе был создан сверхзвуковой беспилотник Ту-123 для комплекса дальней беспилотной фото- и радиоразведки "Ястреб". Впоследствии в КБ А.Н.Туполева разработали беспилотные самолеты-разведчики (БСР) Ту-141 "Стриж" и Ту-143 "Рейс". Эти аппараты выпускались серийно, стояли на вооружении ВВС СССР и поставлялись в некоторые африканские и ближневосточные страны, в том числе в Сирию и Ирак.
  При этом похоже, что СССР куда лучше оценил перспективы беспилотной авиации, чем США - причём, не исключено, на основе их же вьетнамского опыта. Во всяком случае, производство комплекса "Рейс", начавшееся в 1972-м, приобрело впечатляющие масштабы - до 1989 г. было выпущено 950 машин. Для сравнения - в 2002 году США имели всего 200 беспилотников. Равным образом, у нас раньше всех занялись многоразовых ударных БПЛА (боевых беспилотных самолётов - ББС). В середине 1970-х в СССР началась разработка различных вариантов беспилотного боевого самолета в рамках программы "Коршун". Один из них - проект мини-бомбардировщика с боевой нагрузкой 500 кг ОКБ .Сухого - был рассчитан на многократное применение с автоматическим возвращением на базу после выполнения задания и парашютный спуск. Для увеличения дальности действия беспилотника рассматривалась возможность его запуска с авиационного носителя. Управление должно было вестись с борта бомбардировщика Су-24, модифицированного в воздушный командный пункт ПУН-24. Иными словами, ещё тридцать лет назад в СССР подошли к схеме, безоговорочно принятой в качестве перспективной для современных ВВС (действия смешанных авиагрупп из пилотируемых самолётов и перевозимых ими ББС). Однако в конце-концов у нас возобладала не концепция мобильных наземных комплексов с разведывательно-ударными беспилотниками многоразового применения. Впрочем, и ББС воздушного базирования не были преданы забвению.
  Так или иначе, по большому счёту серийные американские и советские БПЛА шестидесятых-семидесятых были довольно близки "идеологически". Как и вся авиация того времени, беспилотники строились по принципу "быстрее, выше, сильнее". Как правило, это были крупногабаритные турбореактивные машины с внушительными скоростями и высотами полёта, но небольшой продолжительностью нахождения в воздухе. Например, американская рабочая лошадка - разведчик AQM-34L "Файрби" обр. 1960 г. имел крейсерскую скорость 780 км/ч, высоту полета - до 15 240 м, дальность полёта - 1 270 км. При этом масса аппарата приближалась к полутора тоннам - 1451 кг. Советский оперативно-тактический разведчик "Стриж", предназначенный для проведения разведывательных операций на глубину в несколько сот километров (дальность полёта - 1000 км), разгонялся до 1100 км/ч, поднимался до 6000 м и имел ещё большую массу - 5,37 т. Тактический "Рейс", занимавшийся разведкой в прифронтовой зоне, летал с крейсерской скоростью 950 км/ч, практическая высота полета составляла 1000 м, практическая дальность действия - 180 км, масса - 1,2 т. Время нахождения в воздухе ограничивалось 13 минутами. У оперативно тактических БПЛА оно было больше, но всё равно не превышало часа.
  Впрочем, параллельно разрабатывались и "стратегические" БЛА с большой продолжительностью полета. Древнейшие предки "Глобал хауков" начали разрабатываться ещё в начале 60-х, когда у СССР почти одновременно появились мощные баллистические ракеты и эффективная ПВО. За первыми очень хотелось следить, а вторая не давала этого делать. Потеряв несколько пилотируемых разведчиков, и, очевидно, вдоволь налюбовавшись на откровенничающего Пауэрса, американцы призадумались о замене чересчур разговорчивых лётчиков на молчаливый автопилот. В США была начата разработка высотного беспилотного разведчика Red Wagon с низкой радиолокационной и инфракрасной заметностью. Ряд опытных аппаратов такого типа создали и в 1970-1980-е годы: "Компас Коуп" и "Кондор" в США, "Орел" и "Ромб" в СССР, но серийные появились лишь в 1990-е. На тактическом уровне "классические" беспилотники в стиле Ту-141 и "Файрби" считались безальтернативным мейнстримом.
  
  "Мини" против "макси"
  
  Однако, пока СССР и США строили эффектные реактивные БПЛА с лётными характеристиками "полноценных" самолётов, кое-где ещё работали в диаметрально противоположном направлении - правда, в основном от безысходности. Так, не имевшие собственной авиационной промышленности финны ещё в 60-х разработали беспилотник, запускавшийся с руки - однако этот привет из будущего остался практически незамеченным. События, породившие современную беспилотную авиацию (по крайней мере, разведывательную и разведывательно-ударную), произошли гораздо южнее.
  Впервые потребность в беспилотниках у Армии обороны Израиля (АОИ) возникла в период ведения "Войны на истощение" (1969-1970). На протяжении пары лет, войска Израиля и арабских стран обменивались артиллерийскими и ракетными ударами, не переходя к активным боевым действиям. Постоянная грызня шла по всему периметру израильских границ: против Сирии, Иордании и Египта. Естественно, в АОИ резко возрос спрос на аэрофотосъемку наземных объектов, притом, зачастую эти объекты были прикрыты мощной ПВО. В итоге использование для почти перманентной разведки пилотируемой авиации оказалось занятием очень дорогим и крайне небезопасным. Ситуация была неприятной - и в АОИ процвели импровизации. В 1969 году группа израильских офицеров провела эксперименты по установке фотокамер на обычных радиоуправляемых моделях. С их применением были получены фотографии иорданских и египетских позиций. Однако опыты с "игрушками" не были восприняты всерьез и не получили продолжения. Руководство военной разведки и ВВС ориентировались на "правильные" реактивные БПЛА и за отсутствием собственного полноценного самолётостроения собиралось покупать их в США.
  В 1970-м израильтяне сделали заказ на разработку и закупку "адаптированных" версий всё тех же вездесущих "Файрби" ( беспилотные разведчики "Мабат"), а также БПЛА-ловушек (ложных целей) для борьбы с ЗРК - МQM-74A Chukar (израильское название - "Тэлем"). Во время Войны Судного дня в 1973 г. эти аппараты активно применялись Израилем для разведки и постановки ложных воздушных целей. Результаты оказались неплохими и вскоре после завершения войны ВВС Израиля сделали второй заказ на 24 аппарата "Мабат".
  Итак, важность и ценность БПЛА была вполне осознана израильтянами. Беспилотников хотелось поболее, но "полноценные" дроны обходились слишком дорого, а собственная авиационная промышленность Израиля имела ограниченный объём производства. Между тем, группа офицеров, запускавших авиамодели в 1970-м, создала фирму "Эирмеко" и продолжила возню со своими уродцами. Первый продукт их усилий благополучно разбился, однако второй - БПЛА Owl - получился вполне приемлемым. На радостях сотрудники "Эирмеко" попытались заинтересовать своей разработкой крупнейшую авиастроительную компанию страны Israel Aircraft Industries (IAI), но та не проявила интереса к "игрушке" ни малейшего интереса.
  Однако идея, отвергнутая профессионалами, была вполне оценена авиационными "дилетантами". В 1974 г. фирма - изготовитель электроники "Тадиран" купила у "Эйрмеко" права на Owl и развернула промышленное производство "неправильных" БПЛА. Первым серийным аппаратом стал "Саяр" (экспортное наименование - "Мастиф"). Этот беспилотный самолет был впервые представлен широкой публике в 1978 году. Затем по заказу ВВС Израиля компанией IAI были разработан разведчик "Скаут", на иврите - "Захаван".
  Новые "шпионы" Израиля имели неплохую по тем временам электронную начинку, но "собственно самолёт" на первый взгляд смотрелся крайне бледно. Это был весьма топорного вида "агрегат", снабжённый поршневым двигателем с толкающим винтом. Крейсерская скорость "Скаута" составляла 102 км/ч, а выложившись на все сто, он выжимал аж 176 км/ч. Высота полёта штуковины не превышала 4500 м, а дальность действия ограничивалась сотней километров. В эпоху реактивной авиации подобные аппараты выглядели как анахронизм. Собственно, даже в эпоху "Спитфайров" и "Фокке-Вульфов" "Скаут" смотрелся бы немногим лучше. Естественно, что особого интереса эти "беспилотники для бедных" тогда не вызвали. Однако...
  В 1982 году израильская армия вторглась в Ливан, столкнувшись там с сирийскими войсками. Последние, как было замечено выше, были оснащены беспилотными комплексами "Рейс". Итак, в небе Ливана встретились мелкие израильские тарахтелки и продвинутые советские БПЛА. Тарахтелки оказались... лучше.
  Во время боевых действий в долине Бекаа "Мастифы" и "Скауты" осуществляли разведку сирийских аэродромов, позиций ЗРК и передвижений войск. По информации, получаемой с помощью "Скаута", отвлекающая группа, состоявшая по большей части из беспилотных ложных воздушных целей "Тэлем", "Самсон" и "Далила" спровоцировала включение РЛС сирийских ЗРК. Затем по засветившимся радарам нанесли удар противорадиолокационными ракетами. В короткий срок сирийская ПВО в Ливане была разгромлена. Сирия потеряла 86 боевых самолетов и 18 батарей ЗРК, было уничтожено большое количество командных пунктов. При этом израильские ракеты отличились подозрительно высокой точностью, зачастую попадая прямо в открытые люки наземных машин.
  Проанализировав это безобразие, советские военные специалисты пришли к выводу: против сирийской ПВО была применена новая тактика - сочетание БПЛА с телекамерами на борту и наводящихся с их помощью ракет. При этом эффективность её применения была прямо связана с новой израильской концепцией БПЛА.
  Увы, это был тот редкий случай, когда архаическая штуковина сделала продвинутую (сразу замечу, что это случается вовсе не так часто, как принято надеяться у нас - скажем, старые длинноволновые радары made in USSR "стелсы" отнюдь не видят). Израильские аппараты были гораздо компактнее "полноценных" беспилотников ("Скаут" - 159 кг), что обеспечивало им низкую радиолокационную заметность, а их поршневые двигатели имели гораздо меньшую тепловую и акустическую заметность, чем турбореактивные. В итоге плохо обнаруживаемые средствами ПВО дроны могли безнаказанно летать практически под носом цели. При этом они могли делать это долго, и, что тоже очень неплохо для наблюдателя, медленно - ибо низкая заметность делала ненужной высокую скорость, а сочетание тихоходности с экономичностью поршневых двигателей позволяло добиться приличной продолжительности полёта (до 7 часов) даже при ограниченных запасах топлива. Наконец, всё это удовольствие стоило кратно дешевле, чем полуторатонный турбореактивный "мейнстрим".
   В итоге весь мир внезапно осознал, насколько он недооценивал убогие винтомоторные тарахтелки. С 1982 г. на планете и начался бум беспилотников вообще и так называемых мини-БПЛА в частности; впрочем, "мини" они были только по отношению к годзиллообразным предшественникам.
  Американцы, некоторое время пребывавшие в беспилотной летаргии, вышли из неё молниеносно. С середины 1980-х годов авиастроительные компании США стали разрабатывать и создавать мини-БПЛА тактического и оперативно-стратегического назначения, вовсю используя израильские наработки. Совместными усилиями американцев и израильтян летающая архаика начала приобретать гораздо более гламурный облик. К началу 90-х БПЛА обзавелись продвинутыми ИК-системами, позволявшими им действовать ночью, в их конструкции стали применять композиционные материалы, уменьшавшие их массу, стоимость и радиолокационную заметность. Оснащение системой GPS-навигации позволило резко повысить эффективность управления дронами.
  Параллельно отрабатывалось боевое применение. Израиль с успехом применял беспилотники в акциях уничтожения руководителей палестинского сопротивления. ЮАР в противопартизанских операциях применила свой аппарат "Сикер", американцы испытали над Гондурасом и Никарагуа БПЛА "Скайай". Однако это были несущественные мелочи. Момент истины настал в 1991-м. В ходе операции "Буря в пустыне" американцы задействовали БЛА "Пайонир" израильской разработки, американо-израильский "Хантер", свои "Эксдрон" и "Пойнтер", французы - MART, британцы - канадские CL-89. Одни только "Пайонир" налетали в ходе операции 1 011 часов. Дроны успешно разведывали маршруты полетов боевых вертолетов, искали мины в Персидском заливе, корректировали огонь артиллерии, отслеживали иракские береговые комплексы противокорабельных ракет. В итоге, по результатам "Бури", интерес к БЛА взмыл до заоблачных высот.
  СССР также не остался в стороне от бума. Продолжалось массовое производство "Рейса", разрабатывались ударные беспилотники в рамках программы "Коршун" (одна из разработок - 3,5-тонный околозвуковой Ту-300 - была показана в 1995 г.).
  Общий уровень советских "безлюдных" технологий был весьма наглядно продемонстрирован в 1988 г., когда космический челнок "Буран" совершил полёт полностью в автоматическом режиме. Сопровождавший идущий на посадку корабль летчик Магомед Толбоев рассказывал о его поведении так.
  "Ветер на высоте был до 200 километров в час. Болтало наш МиГ-25 основательно. Сближение в таких условиях представляло некоторую опасность. Меня могло силою ветра бросить на "Буран" или наоборот. И хотя я визуальный контроль за кораблем не терял, но доложить об этом не спешил. Зачем людей расслаблять? Когда "Буран" выбрал сложную траекторию снижения, у меня возникло такое чувство, что им управляет человек. Но там, конечно, никого не было. Только аппаратура. И она свое дело справляла идеально. Математическое обеспечение полета "Бурана" было безупречным...
  Корабль летел по траектории снижения очень устойчиво. Никаких повреждений облицовочной плитки я на "Буране" не заметил. Низ фюзеляжа был одного цвета, ровный. Ничто не могло помешать выпуску шасси. Рули на автоматические команды реагировали мгновенно. Так и летели парой: я вел репортаж о поведении "Бурана" на траектории снижения...
   Порывы ветра на посадке доходили до 20 метров в секунду. Корабль это учел и боролся с боковым ветром, "сознательно" сделав отворот от посадочного курса градусов на 15-20. Я не мог не восхищаться его полетом. Ветер ведь не встречный, а "боковик"..., вот мы и летели боком. "Буран" сел, как и положено в таких условиях, на одну ногу. Сначала левой коснулся, поправил нос, через 30 метров опустил на ВПП правую ногу. Уклонение от оси полосы было три метра. Это и для первоклассного летчика на оценку "отлично". А "Буран" и на пробеге "искал" осевую линию. К моменту остановки он был правее центра ВПП менее 50 сантиметров!" Чтобы оценить это достижение, следует вспомнить, что и через двадцать лет после полёта "Бурана" беспилотники бьются при взлёте и посадке очень часто. Кстати, об иллюзии "одушевлённости" челнока упоминают и многие другие очевидцы. Эта склонность машины к осмысленному поведению стала результатом весьма впечатляющего успехов советских электронщиков - к середине 80-х за пеленой секретности, топорным дизайном и монументальными "макросхемами" иной раз скрывалось... будущее. Так, несмотря на сильное отставание в области элементной базы СССР смог продвинутся в создании "искусственного интеллекта", пожалуй, даже дальше США - ибо смог вовремя оценить перспективы столь чтимых нынче нейронных сетей.
  Впрочем, вернёмся из космоса в нижние слои атмосферы. Казалось бы, какие и проблемы у ТАКОЙ оборонки могли быть с производством тарахте... то есть, пардон, мини-БЛА? Действительно, к концу 80-х (то есть всё же с некоторым запозданием) у нас разработали целую линейку мобильных комплексов - от "Строй-П" (с аппаратом "Пчела") полкового уровня до фронтового "Строй-Ф". Однако... Первый блин вышел очень комом - даже на тогдашнем фоне "Строй-П" выглядел весьма бледно; одной только акустической заметности "Пчелы" было достаточно, чтобы спровоцировать у военных приступ тотального скепсиса. Отчасти недостатки "насекомого" имели объективные причины - например, вменяемых ИК-сенсоров в Союзе сроду не водилось; однако что мешало сделать приличное "железо"? Иными словами, здесь во всём блеске проявился известный принцип советской экономики: сделать ракету - нет проблем!; сделать приличную малолитражку - никогда!!!
  Отчасти по причине врождённой инвалидности, отчасти из-за наступивших 90-х на вооружение из всей "стройной" линейки поступила только полковая "Пчела" ("Строй-П"), и то только в ВДВ. Во время первой чеченской войны российская армия использовала всего 5 комплексов, причём не без проблем. Тем не менее, страшно жужжащий и весьма уязвимый БЛА оказался достаточно эффективным, чтобы налетать своим создателям Госпремию и превратить генерала Шаманова в ярого сторонника дронов... правда, почему-то иностранных.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Р.Прокофьев "Игра Кота-7"(ЛитРПГ) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 1"(Боевая фантастика) А.Лоев "Игра на Земле. Книга 2."(Научная фантастика) А.Респов "Небытие Демиург"(Боевое фэнтези) А.Минаева "Академия запретной магии"(Любовное фэнтези) У.Соболева "Пока смерть не обручит нас"(Любовное фэнтези) О.Гринберга "Драконий выбор"(Любовное фэнтези) О.Герр "Заклинатель "(Любовное фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Выбор офицера."(Боевое фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика)
Хиты на ProdaMan.ru Королева теней. Сезон первый: Двойная звезда. Арнаутова ДанаТайны уездного города Крачск. Сезон 1. Нефелим (Антонова Лидия)Шторм моей любви. Елена РейнПорченый подарок. Чередий ГалинаОфсайд. Часть 2. Алекс ДЛили. Сезон первый. Анна ОрловаСколько ты стоишь? Эви ЭросПодари мне чешуйку. Гаврилова Анна��ЛЮБОВЬ ПО ОШИБКЕ ()(завершено). Любовь ВакинаПоследний Рыцарь Короля. Нина Линдт
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
С.Лыжина "Драконий пир" И.Котова "Королевская кровь.Расколотый мир" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Пилигримы спирали" В.Красников "Скиф" Н.Шумак, Т.Чернецкая "Шоколадное настроение"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"