Правдин Александр Геннадьевич : другие произведения.

Плавающие танки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Танк был создан как оружие наступления. Это его главная функция. Но советские танки на фоне иностранных образцов выглядели самыми агрессивными, если так можно сказать о танке. Некоторые типы советских танков использовать в обороне было вообще невозможно. К ним относились различные модели плавающих танков. Несмотря на передовые достижения в танкостроении советские танкисты начали ВОВ с катастрофических поражений, а на финской войне подмочили свою репутацию. В данной главе описаны причины неудач советских танковых войск.

  Плавающие танки.
  
  Ниже приведёны отрывки из текста моей книги "Финский гамбит или роль советско-финской войны в мировой революции". Книга издана в Абакане в 2008 году в книжном издательстве "Бригантина". Объем книги 260 страниц. Книга продаётся в краеведческом музее г. Абакан ул. Пушкина 96. Авторские права на книгу защищены. Использование текста в коммерческих целях без согласия автора карается законом. Использование текст допустимо с использованием ссылки на источник.
  
  
  Для того чтобы любой серийный танк Т-26 смог преодолевать водоемы по дну, все отверстия и люки машины закрывали деревянными вставками и резиновыми уплотнителями. А в башню устанавливали трубу для подачи воздуха из атмосферы. "Танк Т-26 стал преодолевать водные преграды глубиной 5 метров". ("Конструкторы боевых машин". Стр. 31). Водоем с большей глубиной танк преодолеть не мог, так как применяемый для этого метод герметизации не выдержал бы дальнейшего увеличения давления воды. Глубина погружения ограничивалась также длиной трубы для подачи воздуха в танк из атмосферы.
  Танки Т-26 могли форсировать реки вплавь и по дну. "На танке Т-26 испытывались надувные поплавки, ставилось оборудование для подводного хождения...". ("Конструкторы боевых машин", стр. 26).
  Кроме приспособленных для плавания лёгких танков Т-26 у Сталина были настоящие плавающие танки. В начале 30-х годов в СССР разработали несколько моделей плавающих танков, кроме этого в Англии закупили плавающий танк фирмы "Виккерс". В Англии не стали строить плавающие танки, а вот в СССР взялись за их производство с большим энтузиазмом. Первым серийным плавающим танком стал Т-37А. Танк имел тонкую противопульную броню. Первоначально корпус танков Т-37А собирался из стальных листов толщиной 4-6-8 мм, а с марта 1934 года толщину лобовых и бортовых листов увеличили до 8-10 мм. Т-37А был вооружён одним пулемётом калибра 7,62 во вращающейся башне. В его боекомплекте было 2142 патрона. Мощность его бензинового двигателя марки ГАЗ- АА составляла 40 л.с. Его скорость на суше - 40 км/ч, на плаву - 6 км/ч. Вес танка - 3200 кг. Часть танков Т-37А оснащалась рациями 71-ТК. Всего с 1932 по 1936 год было изготовлено 1909 линейных и 643 радийных танка этой модели. Запас хода: по шоссе -200 км, по проосёлку120 км. Экипаж - 2 человека.
  Следующим серийным танком стал Т-38. При проектировании конструкторы постарались использовать на Т-38 детали и механизмы от Т-37, уже освоенных в производстве. Например, от Т-37А двигатель, трансмиссия и вооружение достались Т-38 полностью. Запас патронов сократился до 1515 патронов. Ходовая Т-38 несколько отличалась от предшественника. Серийное производство Т-38 началось в марте 1937 года. Вес Т-38 3160 кг. Запас хода по шоссе - 240 км, по просёлку 120 км. Экипаж - 2 человека.
  В феврале 1939 года началось серийное производство усовершенствованной модели Т-38М. Танк получил новую башню. Была изменена ходовая. Изменения в компоновке позволили разместить в танке два огнетушителя и больший боезапас.
  19 декабря 1939 года на вооружение РККА был принят Т-40. Танк был вооружен 12,7 мм и 7,62 мм пулемётами. Т-40 имел более совершенную форму корпуса которая улучшала его поведение в воде. Танк имел стационарный и ручной огнетушители. Его скорость на суши-40 км/ч, на плаву - 6 км/ч.
  По некоторым сведениям перед нападением Гитлера у Сталина было четыре тысячи плавающих танков. Вся эта армада оказалась бесполезной в оборонительной войне, так как плавающие танки могут себя проявить только в агрессивной войне. После нападения Гитлера от производства плавающих танков в СССР отказались.
  Советские плавающие танки критикуют все кому не лень. При этом никто не вспоминает, что за рубежом в 30-е годы вообще плавающих танков не делали. В 20-м веке кроме нас только американцы выпускали плавающие танки. И в отличии от советских коллег они начали выпускать их когда Гитлер подмял под себя Европу. А советские танкостроители начали их серийный выпуск, когда Гитлер ещё к власти не пришёл.
  
  
  
  Бывало конечно и так, что советские танки не справлялись с некоторыми задачами в зимней войне без всяких поддавок со стороны собственного командования. Например, плавающие танки иногда терпели неудачи при форсировании водных преград. Но происходило это не по вине плохо обученных механиков-водителей или несовершенства конструкции танков. Просто тяжелые условия: подводные камни и скалы, быстрое течение, обледенение берегов, болотистые или скалистые берега усложняли форсирование финских рек. Из-за быстрого течения танки иногда просто возвращались назад на покинутый берег или не могли выбраться на сушу в нужном (намеченном планом) месте. Часто танки застревали на подводных камнях и в болотистых берегах озер. Бывало и так , что быстрое течение сносило танки далеко от места намеченной высадки, при этом танки, выйдя на берег, упирались в прибрежные скалы. Ледяная кромка у берега часто становилась непреодолимым препятствием, при определенной толщине льда танки, находясь в воде, уже не могли её сломать и взобраться на неё тоже не могли.
  Прежде чем критиковать советские плавающие танки и их экипажи следует вспомнить, что и у наших союзников по антигитлеровской коалиции подобные операции тоже не всегда проходили гладко. Например, при высадке в Нормандии 6 июня 1944 года американские плавающие танки так и не смогли добраться до берега вплавь. Почему-то за это их особо никто не критикует? А вот к советским танкам совершенно иное отношение - любая неудача вызывает потом яростной критики от писателей типа Бунича и Соколова.
  Путь наступающим танкам преграждают реки. Для танков БТ были разработаны понтоны различного типа, при помощи которых они могли форсировать реки вплавь. Понтоны имели вытянутую форму длинного цилиндра с закругленными краями и крепились вдоль бортов танка. Понтоны были соединены разъемным креплением между собой и танком. При подготовки к форсированию водной преграды на танк можно было прикрепить навесной гребной винт, который приводился в движение через навесную передачу. Это оборудование мог использовать любой танк БТ.
  
  Танки БТ преодолев реку, могли сбросить понтоны. На суше это лишний вес. После этого они могли вступить в бой. Но понтоны могли и не сбрасывать, чтобы использовать их на следующей переправе. Понтоны были расположены сбоку от бортов и не мешали вести огонь из пушки и пулеметов. А вот к японскому танку Ха-Го понтоны прицеплялись спереди и сзади и водитель из-за переднего понтона ничего не видел и не мог вести огонь из пулемета. Поэтому при выходе на сушу, сброс понтонов для японского танка был обязателен и на вторую переправу этот танк уже был не способен.
  Еще один советский колесно-гусеничный танк, созданный исключительно для агрессивной войны, мог двигаться на колёсах и умел плавать без всяких понтонов. Это - ПТ-1 (плавающий танк - первый), мощность его двигателя 500 л.с. Его двигатель мог запускаться от электростартера или с помощью сжатого воздуха. Скорость на плаву - 6 км/ч, на колесах 90 км/ч, на гусеницах - 62 км/ч. Ёмкость топливных баков 414 литров. Запас хода на гусеничном ходу - 150 км, на колёсном - 210 км. При движении на колёсах ведущими были три пары катков, поворотными - передняя и задняя пары. Вооружен 45-миллиметровым орудием и четырьмя пулеметами. Экипаж - 4 человека. Этот танк можно было использовать для форсирования проливов и крупных рек. По плану Сталина наши войска в 1941 году должны были наступать в Германии, преодолевая крупные реки в их верхнем течении. То есть там, где это сделать легче. В этом случае можно было обойтись четырьмя тысячами плавающих танков марки Т-37, Т-38, Т-40. Еще можно было использовать тысячи БТ и Т-26, приспособленных для плавания и оснащённых оборудованием для подводного хода. А вот для ведения дальнейших боевых действий можно было запустить в серию ПТ-1 и его уже разработанные варианты. Вот так Сталин готовился к войне. Он заранее разрабатывал такую военную технику, которая понадобится в будущем. Если бы Гитлер не сорвал планы Сталина, танк ПТ-1 пошел бы в серийное производство.
  "Тем временем выяснилось, что серийное производство ПТ-1А нецелесообразно, и потому постановление СТО ? 71 от 19 июня 1935 г. предписывало "оставить на вооружении танк БТ. Отказаться от замены его на танк ПТ-1". Шедший на замену ПТ-1А танк Т-29 планировалось выпускать на Кировском заводе..." (М. Свирин "Броня Крепка. История советского танка. 1919-1937 стр. 343) Этот объяснение выглядит странным и не объясняет причину отказа от этого танка. ПТ-1 не мог прийти на замену БТ точно так же как и Т-29 не мог прийти на замену ПТ-1. Ведь принципиально это совершенно разные танки. Они не могли взаимозаменять друг друга. Скорее всего Сталин просто оставил ПТ-1 на будущее. Привод на три пары колёс позволял танку двигаться на колёсах вне дорог. ПТ-1 это гибрид автострадного, плавающего и разведывательного танка. Его можно было использовать для разведки, для рейдов по тылам противника, для форсирования крупных рек и проливов. Этот уникальный танк не был запущен в производство лишь потому, что Сталину не удалось осуществить планы по завоеванию Европы. Если бы Сталин осуществил своё нападение в 1941 году, ПТ-1 запустили бы в серию где-то к концу захвата Европы, чтобы в дальнейшем использовать его при ведении боевых действий в других частях света.
   nbsp;Бывало конечно и так, что советские танки не справлялись с некоторыми задачами в зимней войне без всяких поддавок со стороны собственного командования. Например, плавающие танки иногда терпели неудачи при форсировании водных преград. Но происходило это не по вине плохо обученных механиков-водителей или несовершенства конструкции танков. Просто тяжелые условия: подводные камни и скалы, быстрое течение, обледенение берегов, болотистые или скалистые берега усложняли форсирование финских рек. Из-за быстрого течения танки иногда просто возвращались назад на покинутый берег или не могли выбраться на сушу в нужном (намеченном планом) месте. Часто танки застревали на подводных камнях и в болотистых берегах озер. Бывало и так , что быстрое течение сносило танки далеко от места намеченной высадки, при этом танки, выйдя на берег, упирались в прибрежные скалы. Ледяная кромка у берега часто становилась непреодолимым препятствием, при определенной толщине льда танки, находясь в воде, уже не могли её сломать и взобраться на неё тоже не могли.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"