Правдин Александр Геннадьевич : другие произведения.

Советские экспериментальные стратегические самолёты.

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В конце 30-х годов в СССР были созданы великолепные образцы стратегических самолётов. Даже беглое описание этих крылатых машин потрясает воображение. Но этим самолётам не суждено было пойти в серию. Из них только ТБ-7 выпустили мелкой серией. Остальные экспериментальные самолёты по некоторым характеристикам уступали ТБ-7, но по некоторым его превосходили. Советское руководство вообще не запустило их в серию, а во время войны они могли бы сильно пригодится. Один из них, АНТ-44, изготовленный в единичном экземпляре участвовал в ВОВ и доказал свою эффективность. В данной статье даны объяснения причин отказа от стратегических самолётов нового поколения.

  Советские экспериментальные стратегические самолёты.
  
  
  Ниже приведёны отрывки из текста моей книги "Финский гамбит или роль советско-финской войны в мировой революции". Книга издана в Абакане в 2008 году в книжном издательстве "Бригантина". Объем книги 260 страниц. Книга продаётся в краеведческом музее г. Абакан ул. Пушкина 96. Авторские права на книгу защищены. Использование текста в коммерческих целях без согласия автора карается законом. Использование текста допустимо с использованием ссылки на источник.
  
  Советские конструкторы неустанно трудились над изобретением новых стратегических самолетов и создавали такие образцы, какие даже сложно представить без богатого воображения. Константин Алексеевич Калинин создал 7-ми моторный "К-7", который по проекту мог брать 19 тонн бомб, а в десантном варианте - 100 десантников. Для собственной защиты "К-7" имел 4 пушки и 8 12,7 мм пулеметов.
   Туполев на смену своим старым самолетам создал 8-ми моторный самолет "АНТ-20", он же "Максим Горький". Высота самолета - 10,6 метров, длина - 32,5 метров. Размах крыльев- 63 метра. Масса - 50 тонн. Самолет был испытан 24 апреля 1934 года. Официально самолет строили как передвижной агитационный пункт и под это дело собирали деньги у комсомольцев. Эти "спонсоры" даже не знали, что у этого самолета есть другое название - "ТБ-4".
   Сергей Козлов предлагал еще более огромный самолет - 12-ти моторный "Гигант". Он был способен поднимать в небо несколько десятков тонн бомб. Его можно было использовать в качестве транспортного самолёта, способного выбрасывать в тыл врага целые подразделения с техникой.
   Огромные размеры этих самолетов не превращали их в легкие мишени. Стратегические самолеты на бреющем полете не действуют. Они бомбят объекты противника с больших высот, где их не каждая зенитка сможет достать. А для самозащиты от истребителей врага советские стратегические бомбардировщики вооружались скорострельными пушками и крупнокалиберными пулеметами.
   Американские стратегические бомбардировщики "В-17", прозванные "Летающими крепостями", вооружались лишь одними пулеметами калибром 12,7 мм. Тем не менее, "За каждый уничтоженный бомбардировщик "В-17" немцы платили тремя истребителями". (Майк Спик "Асы Люфтваффе", стр. 26, изд. "Русич" 1999 г.). Представьте, какие потери пришлось бы нести немцам, если бы они столкнулись с советскими стратегическими бомбардировщиками новых конструкций. Но им на счастье, советское командование в конце 30-х годов отказалось от стратегических бомбардировщиков.
   В помощь стратегической авиации Павел Сухой предлагал одномоторный сверхдальний бомбардировщик "ДБ-1" с невероятно большим размахом крыльев. Этот самолет под другим названием долетел до Америки через Северный полюс.
   Виктор Болховитин предложил тяжелый бомбардировщик "ДБ-А". Этот самолет был сделан на базе "ТБ-3". Его уникальность в том, что производство "ДБ-А" можно было начать на тех же заводах, где выпускали "ТБ-3", без всякой перестройки производственного цикла, без замены оборудования, без переучивания инженеров и рабочих. Это уникальный пример того, как с минимальными затратами на базе старого самолета можно начать производство нового.
   В 1934 году поднялся в воздух "АНТ-22" ("МК-1", "Морской крейсер"). Это была летающая лодка с двумя корпусами и шестью двигателями. Длина каждой лодки - 24 метра. Размах крыльев - 51 метр. Полетная масса - 30 тонн. Экипаж - 8 человек. Только для защиты задней полусферы он имел 4 огневые точки. Грузоподъемность - до 13 тонн. "АНТ-22" поднимал 10 тонн на высоту 2200 метров. (Григорьев А.Б. "Альбатросы". Стр. 91. )
   Этот самолет можно было использовать как стратегический бомбардировщик - гидросамолет. Перед сухопутными собратьями он имел одно неоспоримое преимущество: ему не нужна была взлетная полоса с твердым покрытием. Но и этот самолет в серию не пошел.
   Еще один тяжелый бомбардировщик, "АНТ-44", был создан перед войной, но и от него отказались. Другое его название - "МТБ-2" ("Морской тяжелый бомбардировщик"). Третье его название - "Чайка". Это летающая лодка при полетной массе 18500 кг и 1000 кг бомб; развивала скорость 355 км/ч на высоте 3750 м, дальность полета составляла 2500 км. Практический потолок - 6000 м. "Чайка" имела также колесное шасси. При полетной массе 21500 кг, "МТБ-2" имел дальность полета 4550 км. и мог брать до 2500 кг бомб. 7 октября 1940 года на нем был установлен рекорд мира с грузом на дистанции в 1000 км: он развил скорость в 241 км/ч". (Там же, стр. 232).
   "В январе 1940 года работы по "МТБ-2" были прекращены, поскольку машину этого типа сочли бесперспективной. Действительно, на Балтике и Черном море сухопутные машины могли "перекрывать театры военных действий". Но опыт Великой Отечественной войны показал, что машины типа "МТБ-2" могли бы принести ощутимую пользу флоту..." (Там же, стр. 232).
   Не к Отечественной войне у нас готовились, поэтому тяжелые бомбардировщики в серию не шли. Но опытный образец принес много пользы в нежданной войне.
   "На "Чайке" Иван Сухомлин встретил начало Великой Отечественной войны. По инициативе Сухомлина "АНТ-44" стал летающей лодкой - с самолета сняли сухопутное шасси. Это увеличило грузоподъемность: теперь на самолет можно было брать 4 тонны бомб, а при полетах на небольшие расстояния - 7". (Там же, стр. 232).
   После нападения Гитлера отношение к "Чайке" резко изменилось, но что толку. "Заводы, которые могли выпускать гидросамолеты, оказались на территории, оккупированной противником...". (Там же, стр. 239).
   "На "Чайке" совершали полеты стратегического назначения на неприятельские объекты, в состоянии вывести из строя нефтяные месторождения Румынии.основном на Плоешти". (Там же, стр. 233). Естественно, что один стратегический самолет был не в состоянии вывести из строя нефтяные месторождения Румынии.
  Петляков на смену "ТБ-1" и "ТБ-3" предложил свой самолет - "ТБ-7". Установленные на нем высотные компрессоры "АЦН-2" позволяли его двигателям спокойно работать в разреженном воздухе на большой высоте, где без них они бы просто "задохнулись". Такое простое решение позволяло "ТБ-7" забираться на высоту 12000 метров. В то время, туда не мог подняться ни один истребитель противника. От недостатка кислорода в разреженном воздухе их двигатели попросту теряли мощность. "ТБ-7" мог поднимать в воздух пятитонные бомбы и с недосягаемых высот бомбить города противника. А для самообороны он имел 20-мм пушки и пулеметы калибром 12,7 мм.
   Воздушный флот из 1000 "ТБ-7" смог бы сбросить за один рейс 5000 тонн бомб на города противника. Если такие рейсы делать каждую ночь, от городов противника очень скоро останутся одни руины. А ведь в Советском Союзе были разработаны бомбардировщики способные нести гораздо большую бомбовую нагрузку. Но Сталин отказался от производства стратегических бомбардировщиков, хотя советская промышленность могла сделать 1000 "ТБ-7". Он планировал захватывать города противника в целости и сохранности, или хотя бы в минимально разрушенном состоянии для того, чтобы использовать их экономические ресурсы для усиления собственной мощи. Сталин планировал захватническую войну. А в такой войне ему не нужны были тяжелые бомбардировщики, они могли нанести слишком тяжелые повреждения тем объектам, которые он планировал захватить. Поэтому в СССР продолжили выпуск тех бомбардировщиков, которые несли небольшую бомбовую нагрузку, а от выпуска тяжёлых стратегических бомбардировщиков отказались. Решение отказаться от строительства стратегических бомбардировщиков обозначило кардинальное изменение в военной доктрине. Теперь Сталин уже не думал о защите первого социалистического государства от вторжения капиталистических армий. Теперь он думал о походе против капиталистических стран. А для этих целей нужны были другие самолёты.
   От массового выпуска "ТБ-7" отказались, изготовив лишь некоторое количество этих самолётов. После выпуска последнего самолета "ТБ-7" производство стратегических бомбардировщиков свернули. На базе "ТБ-7" изготовили транспортно-десантный самолет "Пе-8", где вместо компрессоров "АЦН-2" были установлены сиденья для 8 парашютистов. Всего "Пе-8" мог взять на борт 32 десантника. Он сохранил возможность нести в бомбоотсеке авиабомбы ФАБ-2000 (2 тонны). В бомбоотсеке были установлены узлы крепления подвесной грузовой платформы для перевозки грузов массой до 4-х тонн. Но и эта модель в массовое производство не пошла. Сталин предпочел использовать для переброски парашютистов старые самолеты "ТБ-3", несмотря на то, что они были очень неудобны для десантников. Перед выброской из "ТБ-3", часть десантников должна была вылезти наружу. Из правой боковой двери вылезали на правое крыло. Через кабину пилота на левое. Через пулеметные турели на крышу фюзеляжа. Другая часть десантников прыгала через бомболюки, грузовые отсеки и из рубки радиста. Прыгая с разных мест, им надо было умудриться прыгнуть в определенной очередности с минимальными интервалами, чтобы не было большого разброса в воздухе.
  Фашистская Германия тоже готовилась к молниеносной захватнической войне, в которой не понадобятся стратегические бомбардировщики. Поэтому в Германии их тоже не строили, хотя развитая немецкая промышленность позволяла это сделать. "К началу войны с СССР немецко-фашистская авиация располагала, главным образом, такими типами самолетов, которые применялись, в первую очередь, для поддержки пехоты и танков на поле боя и в оперативной глубине". ("История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945" изд. МО СССР, М.: 1960 Том I стр.379). Пока внезапные нападения удавались, все шло хорошо. В Польше - победа! Во Франции - триумф! А вот в битве за Британию - провал! У Англии есть стратегическая авиация, и она наносит сильные бомбовые удары по Германии. А у Германии стратегической авиации нет, и она может бомбить лишь юг Британии. В Англии есть проекты новых стратегических бомбардировщиков и помощь США. А в Германии даже проектов нет, и пришлось немцам пассажирский авиалайнер FW-200 "Кондор" приспосабливать под дальний разведчик и дальний бомбардировщик.
  Япония, как и Германия, тоже готовилась к захватнической войне, поэтому тоже стратегических бомбардировщиков не строила. Первоначально Япония готовилась воевать со своими азиатскими соседями. На этом театре военных действий тяжёлые дальние бомбардировщики ей бы в любом случае не понадобилась. Невыгодно тратить бомбы на городские кварталы китайских городов застроенных лачугами из бамбука и глины. Кроме того, в то время страны Юго-Восточной Азии не имели сильной развитой промышленности. Стратегическим бомбардировщикам в принципе у них нечего было бомбить. Когда Япония вступила в борьбу с США, начинать строительство стратегической авиации было уже поздно. К тому же, у Японии не было баз, с которых её дальняя авиация могла бы дотянуться до США.
  В США в 30-е годы имелась сильная стратегическая авиация. Её планировали использовать и при обороне и при наступлении. Американские генералы не собирались захватывать чужие страны. Им была безразлична участь чужих городов. Они планировали при помощи тяжёлых небесных бомбовозов превратить вражеские города в руины, чтобы облегчить победу своей армии и сократить число потерь среди своих солдат.
  Каждая страна готовилась к войне по-своему. В СССР сначала строили тяжелые дальние бомбардировщики, считая их эффективным средством воздействия на промышленность вероятных противников. В это время Сталин считал возможным нападение капиталистических стран на страну развитого социализма. Но когда в Германии к власти пришел Гитлер, Сталин понял, что теперь империалистам будет не до него. Сталин понял, что Гитлер очень скоро раздует пожар Второй мировой войны. И тогда появится возможность захватить Европу под предлогом освобождения её от фашистов. А так как для захватнической войны стратегические бомбардировщики были не нужны, от их производства Сталин отказался. Учитывая все факты, можно сделать вывод: что советское командование правильно оценивало значение стратегической авиации и сделало свою стратегическую авиацию самой сильной к середине 30-х годов, кроме этого советская авиапромышленность создала целый ряд новых самолётов которые, если бы их запустили в серийное производство, позволили бы нашей стране сохранить лидирующее положение в этой области самолётостроения, что само по себе доказывает грамотность советских военных руководителей, однако, сталинские планы на мировую революцию перечеркнули эту перспективу, стратегические бомбардировщики были не нужны в мировой революции и только поэтому от их производства в СССР отказались.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"